Реферат: Налоговая система РФ в условиях реформирования экономики
·
налогоплательщика (субъект налога);
·
единицу налогообложения;
·
налоговую ставку (единицу налогового обложения);
·
сроки уплаты налога в бюджет или внебюджетный фонд, в который
зачисляется налоговый оклад.
К объектам
налогообложения законодательством Российской Федерации отнесены доходы
(прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными
бумагами, пользование природными ресурсами,
имущество юридических и физических лиц, передача этого имущества, добавленная
стоимость продукции, работ и услуг и некоторые другие объекты. При этом один и
тот же объект может облагаться налогом одного вида
только один раз за определенный законом период налогообложения.
В качестве налогоплательщиков выступают граждане и юридические лица, а
также другие категории плательщиков, на которых соответстющими законодательными
актами возложена эта обязанность. Уплата налогов юридическими
и физическими лицами производится в порядке и в сроки,
установденные законодательством Российской Федерации. При этом предоставлять
отсрочки и рассрочки платежей по илогам в федеральный бюджет имеет право только
Министерство финансов России, а по платежам в другие бюджеты - соответствующие
финансовые органы в порядке, предусмотренном законодательством (во есх случаях о принятии
таких решений должны быть уведомлены соответствующие налоговые органы).
Юридические лица, которые в соответствии с законодательством должны
уплачивать несколько налогов, выплачивают их в такой последовательности:
·
уплачиваются все поимущественные налоги, пошлины и другие платежи;
·
местные налоги, расходы по которым относятся на финансовые результаты
деятельности, уплачиваются с налогооблагаемого
дохода (прибыли) налогоплательщика, уменьшенного на сумму уже выплаченных
налогов (поимущественных, пошлины и т. д.);
·
все остальные налоги, вносимые за
счет дохода (прибыли), уплачиваются в установленном
порядке с налогообдагаемого дохода (прибыли) налогоплательщика, уменьшенного и на сумму уже уплаченных
местных налогов;
·
подоходный налог (налог на прибыль) вносится за счет дохода (прибыли), остающегося после уплаты всех названных налогов.
Следует отметить, что в порядке и на условиях, определяемых соответствующими
законодательными актами, отдельным категориям налогоплательщиков
могут быть предоставлены налоговые льготы, а именно:
·
необлагаемый минимум объекта налога;
·
изъятие из обложения определенных элементов
объекта налога;
·
освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категорий плательщиков;
·
понижение налоговых ставок;
·
вычет из налогового оклада
(налогового платежа за расчетный период);
·
целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку
взимания кредитов);
·
прочие налоговые льготы.
Поскольку налоговые льготы независимо от вида налога могут быть применены только в соответствии с существующим законодательством, предоставление их в так называемом
«индивидуальном порядке» запрещено.
Права и обязанности налогоплательщика определены
действующим конодательством, в частности, уже
упоминавшимся Законом «Об основах налоговой системы
в РФ:
·
Так, налогоплательщик имеет право:
·
пользоваться льготами по уплате налогов на основании и в порядке,
установленных соответствующими законодательными актами;
·
представлять налоговым органам документы; подтверждающие право на
льготы по налогам;
·
знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами;
·
представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате
налогов и по актам проведенных проверок;
·
в установленном Законом порядке обжаловать решения налоговых
органов и действия их должностных лиц и другие права, установленные
законодательными актами.
Что же касается обязанностей налогоплательщика, то,
прежде всего, налогоплательщик обязан встать на учет в органах Государственной
налоговой службы Российской Федерации
Кроме того, в соответствии с тем же Законом о налоговой системе
налогоплательщик обязан:
·
своевременно и в полном объеме уплачивать налоги
·
вести бухгалтерский учет
·
составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности,
обеспечивая их сохранность не менее пяти лет;
·
предоставлять налоговым органам необходимые для исчисления и
уплаты налогов документы и сведения;
·
вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы
сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выявленной проверками налоговых
органов;
·
в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, произведенной
налоговым органом, представлять письменные пояснения по мотивам отказа от
подписания этого акта; .
·
выполнять требования налогового органа об устранении выявленных
нарушений законодательства о налогах;
·
в случае ликвидации (реорганизации) юридического лица по решению
собственника (органа, им уполномоченного) либо по решению суда сообщать
налоговым органам в десятидневный срок о принятии решения по ликвидации
(реорганизации);#1
Критерии оценки
налоговой системы
Как составная часть общеполитического положения
государства налоговая политика оценивается на основании критериев,
главные из которых — равенство (справедливость), эффективность и простота. К
этому списку можно добавить мобилизацию поступлений, международную
конкурентоспособность и поддержку национальных приоритетов.
Критерий «равенство» или «справедливость»
характеризует относительный режим налогообложения различных налогоплательщиков.
Существуют два
типа справедливости.
Первый тип — вертикальная справедливость —
подразумевает, что налоговое бремя должно прогрессивно распределяеться между
уровнями доходов. Иными словами, ставка налогообложения должна возрастать по
мере увеличения дохода налогоплательщика, что отражает убеждение в том, что
налогоплательщики с большим доходом располагают увеличенной способностью
платить большие налоги.
В российском законодательстве, регулирующем
подоходное налогообложение физических лиц, это положение соблюдается лишь
отчасти, о чем свидетельствует прогрессивная шкала ставок налога.
Несоблюдение критерия вертикальной справедливости в
отношении личного подоходного налога демонстрирует следующее.
Законом о подоходном налоге предусмотрено
исключение из совокупного дохода пяти-, трех- или однократного размера оплаты
труда, расходов на детей, на благотворительные цели, на строительство и приобретение
жилья. Однако данное положение Закона при определенных условиях может уравнять
налогоплательщиков с высокими и с низкими доходами, имеющих одинаковое право на
вычеты. На практике это означает,что граждане, имеющие значительный совокупный
доход до вычетов, при исключении таких расходов находятся в более выгодном
положении, так как суммы вычетов могут повлиять на переход размера доходов из
ступени шкалы ставок налога, предусматривающей высокие ставки, в ступень с
более низкими ставками. Соответственно, снижается и размер налога.
Второй тип справедливости — горизонтальная
справедливость — подразумевает, что налогоплательщики в одинаковых обстоятельствах
должны платить по одинаковым ставкам налогообложения. Иными словами, налогоплательщики
с одинаковым уровнем дохода должны платить одинаковые суммы налога.
Основной проблемой в достижении данного типа
справедливости является различный режим налогообложения «честных» налогоплательщиков,
ведущих учет своих доходов и расходов и представляющих декларации, и
налогоплательщиков, получивших такой же доход, но сокрывших его от налогообложения
и не подавших декларации.
Следующий критерий, который используется при
анализе налоговой политики, это собственно эффективность налоговой системы.
Этот критерий характеризует влияние структуры налоговой системы на экономическое
производство.
Высокая эффективность может быть достигнута там,
где налоговая система как можно меньше вовлечена в систему ценообразования
рынков. Это достигается взиманием одинаковой налоговой ставки с дохода различных
источников. Налоговая система, эффективно взимающая одинаковую налоговую
ставку с дохода различных источников, является нейтральной.
Отклонения от строго нейтральной системы могут
иметь место при существовании препятствий к сбалансированному распределению
ресурсов на рынках. В некоторых случаях это может произойти, если не все расходы
и доходы в результате действий налогоплательщика могут быть учтены.
С позиции существования единой шкалы ставок для
любых доходов из различных источников налоговую систему России в отношении
подоходного налога можно признать нейтральной.
Простота является важнейшим критерием
оценки налоговой политики, который, несмотря на его значение, чаще всего приносится
в жертву для следования другим целям.Сложные правила сами по себе трудны для
понимания, что может привести к путанице и
неуверенности в их применении. Трудности возникают также при ведении подробных
записей, служащих только целям налогообложения.
В Российской федерации подробный
учет доходов ведется предпринимателями исключительно для определения налоговых
обязательств. Несмотря на существование упрощенного порядка налогообложения,
учета и отчетности, индивидуальные предприниматели должны, тем не менее,
регистрировать получаемые доходы.
Форма декларации о
годовом доходе физического лица, чрезвычайная сложность заполнения которой была
признана Госналогслужбой России в ходе
декларационной кампании в 1997 году, разработана непосредственно главным налоговым
органом страны более двух лет назад.
Простота налоговой системы важна также и для
управления сбором налогов. Система должна
управляться четким и предсказуемым для налогоплательщиков образом, избегая
произвола и содействуя горизонтальной справедливости. С другой стороны, необходимо,
чтобы руководство налоговых органов могло точно оценить, платит конкретный
налогоплательщик, соответствующий размер налога согласно установленному
порядку или нет.
Критерий, подразумевающий простоту, часто входит в
противоречие с соблюдением двух предыдущих
критериев — равенства (справедливости) и эффективности, для осуществления
которых необходимо разрабатывать подробные и порой труднопонимаемые правила и
положения, которые выглядят простыми при замысле, но трудно реализуются в
законодательстве и управлении сбором налогов.
Главной целью
налоговой системы является мобилизация поступлений.
Налоговые поступления финансируют государственные
программы и помогают выполнить макроэкономические задачи правительства. Прогнозирование
возможных постулений на основании особых мер является важным аспекгом их
оценки. Стоимость проведения таких мероприятий должна быть сопоставлена с
доходами, увеличение которых ожидается в связи с принятием этих мер.
Как правило, предшествующий критерий — простота —
приносится в жертву ради мобилизации налоговых поступлений.
Можно предположить, что устранение сложности
нормативной базы по подоходному налогу, охват налогообложением доходов,
выведенных из-под налогообложения легально или противозаконно, то есть максимально возможное соблюдение описанных выше критериев
эффективности налоговой системы, позволило бы увеличить поступление подоходного
налога, по крайней мере, в два раза.
Кроме проблем, связанных непосредственно с
налоговым законодательством, на недопоступление
подоходного налога влияют также общеэкономические
причины, основной из которых является невыплата в
срок заработной платы.
Для мобилизации
налоговых поступлений необходимо, прежде всего, повышение
заинтересованности граждан России и юридических
лиц в полной и своевременной уплате налогов. Одно из направлений — доведение
налоговыми и финансовыми органами в доступной форме до налогоплательщиков
информации о суммах собранных
и израсходованных налогов и направлениях их использования,
анализ проблем, возникающих при финансировании социальной и иных
бюджетных сфер, имеющихся резервов увеличения поступлений
и подготовка конкретных предложений по исправлению ситуации. Весьма важным представляется также введение
в образовательные программы не только высших, но и
средних учебных заведений предметов, затрагивающих вопросы формирования и расходования бюджетов
и разъясняющих обязанности
каждого члена общесгва
выполнять обязанности по уплате
налогов. #19 стр22
Стабильность
налоговой системы – ключ к развитию экономики
Налогам присуща одновременно стабильность и
подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует
себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков
будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной
сделки, финансовой операции и т.п. Неопределенность - враг предпринимательства.
Предпринимательская деятельность всегда связана с риском, но степень риска по
крайней мере удваивается, если к неустойчивости рыночной конъюнктуры
прибавляется неустойчивость налоговой системы, бесконечные изменения ставок,
условий налогообложения, а в условиях нашей печальной памяти перестройки - и
самих принципов налогообложения.
Не зная твердо, каковы будут условия и ставки
налогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть
ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю.
Стабильность
налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы,
санкции могут быть установлены раз и навсегда. «Застывших» систем
налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает
характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость
социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству - и
все это на момент ее введения в действие. По мере изменения указанных и иных
условий налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней требованиям,
вступает в противоречие с объективными условиями развития народного хозяйства.
В связи с этим в налоговую систему в целом или отдельные ее элементы (ставки,
льготы и т. п. ) вносятся необходимые изменения.
Сочетание стабильности и динамичности, подвижности
налоговой системы достигается тем, что в течение года никакие изменения (за
исключением устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы
(перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет.
Систему налогообложения можно считать стабильной и,
соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, если
остаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой
системы, наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки
налогов не выходят за пределы экономической целесообразности).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|