рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Налоговая система РФ в условиях реформирования экономики рефераты

·           налогоплательщика (субъект налога);

·           единицу налогообложения;

·           налоговую ставку (единицу налогового обложения);

·           сроки уплаты налога в бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется налоговый оклад.

К объектам налогообложения законодательством Российской Феде­рации отнесены доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользо­вание природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача этого имущества, добавленная стоимость продукции, ра­бот и услуг и некоторые другие объекты. При этом один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения.

В качестве налогоплательщиков выступают граждане и юридические лица, а также другие категории плательщиков, на которых соответстющими законодательными актами возложена эта обязанность. Уплата налогов юридическими и физическими лицами производится в порядке и в сроки, установденные законодательством Российской Фе­дерации. При этом предоставлять отсрочки и рассрочки платежей по илогам в федеральный бюджет имеет право только Министерство финансов России, а по платежам в другие бюджеты - соответствующие финансовые органы в порядке, предусмотренном законодательством (во есх случаях о принятии таких решений должны быть уведомлены соответствующие налоговые органы).

Юридические лица, которые в соответствии с законодательством должны уплачивать несколько налогов, выплачивают их в такой последовательности:

·           уплачиваются все поимущественные налоги, пошлины и другие пла­тежи;

·           местные налоги, расходы по которым относятся на финансовые ре­зультаты деятельности, уплачиваются с налогооблагаемого дохода (прибыли) налогоплательщика, уменьшенного на сумму уже вы­плаченных налогов (поимущественных, пошлины и т. д.);

·           все остальные налоги, вносимые за счет дохода (прибыли), уп­лачиваются в установленном порядке с налогообдагаемого дохода (прибыли) налогоплательщика, уменьшенного и на сумму уже уп­лаченных местных налогов;

·           подоходный налог (налог на прибыль) вносится за счет дохода (прибыли), остающегося после уплаты всех названных налогов.

Следует отметить, что в порядке и на условиях, определяемых соответствующими законодательными актами, отдельным категориям налогоплательщиков могут быть предоставлены налоговые льготы, а именно:

·           необлагаемый минимум объекта налога;

·           изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;

·           освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категорий пла­тельщиков;

·           понижение налоговых ставок;

·           вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период);

·           целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания кредитов);

·           прочие налоговые льготы.

Поскольку налоговые льготы независимо от вида налога могут быть применены только в соответствии с существующим законодательством, предоставление их в так называемом «индивидуальном порядке» запрещено.

Права и обязанности налогоплательщика определены действующим конодательством, в частности, уже упоминавшимся Законом «Об основах налоговой системы в РФ:

·           Так, налогоплательщик имеет право:

·         пользоваться льготами по уплате налогов на основании и в порядке, установленных соответствующими законодательными актами;

·         представлять налоговым органам документы; подтверждающие право на льготы по налогам;

·         знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами;

·         представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов и по актам проведенных проверок;

·         в установленном Законом порядке обжаловать решения налоговых органов и действия их должностных лиц и другие права, установлен­ные законодательными актами.

Что же касается обязанностей налогоплательщика, то, прежде всего, налогоплательщик обязан встать на учет в органах Государственной на­логовой службы Российской Федерации

Кроме того, в соответствии с тем же Законом о  налоговой системе налогоплательщик обязан:                                  

·           своевременно и в полном объеме уплачивать налоги

·           вести бухгалтерский учет

·           составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет;

·           предоставлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;                 

·           вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выявленной провер­ками налоговых органов;

·           в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, про­изведенной налоговым органом, представлять письменные поясне­ния по мотивам отказа от подписания этого акта;  .

·           выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах;             

·           в случае ликвидации (реорганизации) юридического лица по реше­нию собственника (органа, им уполномоченного) либо по решению суда сообщать налоговым органам в десятидневный срок о принятии решения по ликвидации (реорганизации);#1

Критерии оценки налоговой системы

Как составная часть общеполитического положения государства налоговая политика оценивается на основании критериев, главные из кото­рых — равенство (справедливость), эффек­тивность и простота. К этому списку можно добавить мобилизацию поступлений, между­народную конкурентоспособность и поддер­жку национальных приоритетов.

Критерий «равенство» или «справедли­вость» характеризует относительный режим налогообложения различных налогоплатель­щиков.

Существуют два типа справедливости.

Первый тип — вертикальная справедли­вость — подразумевает, что налоговое бремя должно прогрессивно распределяеться меж­ду уровнями доходов. Иными словами, став­ка налогообложения должна возрастать по мере увеличения дохода налогоплательщика, что отражает убеждение в том, что налого­плательщики с большим доходом располага­ют увеличенной способностью платить боль­шие налоги.

В российском законодательстве, регули­рующем подоходное налогообложение физи­ческих лиц, это положение соблюдается лишь отчасти, о чем свидетельствует прогрессив­ная шкала ставок налога.

Несоблюдение критерия вертикальной справедливости в отношении личного подо­ходного налога демонстрирует следующее.

Законом о подоходном налоге предусмот­рено исключение из совокупного дохода пяти-, трех- или однократного размера оп­латы труда, расходов на детей, на благотво­рительные цели, на строительство и приоб­ретение жилья. Однако данное положение Закона при определенных условиях может уравнять налогоплательщиков с высокими и с низкими доходами, имеющих одинаковое право на вычеты. На практике это означает,что граждане, имеющие значительный сово­купный доход до вычетов, при исключении таких расходов находятся в более выгодном положении, так как суммы вычетов могут по­влиять на переход размера доходов из ступе­ни шкалы ставок налога, предусматриваю­щей высокие ставки, в ступень с более низкими ставками. Соответственно, снижа­ется и размер налога.

Второй тип справедливости — горизон­тальная справедливость — подразумевает, что налогоплательщики в одинаковых обстоятель­ствах должны платить по одинаковым став­кам налогообложения. Иными словами, на­логоплательщики с одинаковым уровнем дохода должны платить одинаковые суммы налога.

Основной проблемой в достижении дан­ного типа справедливости является различ­ный режим налогообложения «честных» на­логоплательщиков, ведущих учет своих доходов и расходов и представляющих дек­ларации, и налогоплательщиков, получивших такой же доход, но сокрывших его от нало­гообложения и не подавших декларации.

Следующий критерий, который исполь­зуется при анализе налоговой политики, это собственно эффективность налоговой систе­мы. Этот критерий характеризует влияние структуры налоговой системы на экономи­ческое производство.

Высокая эффективность может быть до­стигнута там, где налоговая система как мож­но меньше вовлечена в систему ценообразо­вания рынков. Это достигается взиманием одинаковой налоговой ставки с дохода раз­личных источников. Налоговая система, эф­фективно взимающая одинаковую налоговую ставку с дохода различных источников, яв­ляется нейтральной.

Отклонения от строго нейтральной сис­темы могут иметь место при существовании препятствий к сбалансированному распреде­лению ресурсов на рынках. В некоторых слу­чаях это может произойти, если не все рас­ходы и доходы в результате действий налогоплательщика могут быть учтены.

С позиции существования единой шка­лы ставок для любых доходов из различных источников налоговую систему России в от­ношении подоходного налога можно признать нейтральной.

Простота является важнейшим критери­ем оценки налоговой политики, который, несмотря на его значение, чаще всего при­носится в жертву для следования другим це­лям.Сложные правила сами по себе трудны для понимания, что может привести к пута­нице и неуверенности в их применении. Труд­ности возникают также при ведении под­робных записей, служащих только целям налогообложения.

В Российской федерации подробный учет доходов ведется предпринимателями исклю­чительно для определения налоговых обяза­тельств. Несмотря на существование упрощен­ного порядка налогообложения, учета и отчетности, индивидуальные предпринима­тели должны, тем не менее, регистрировать получаемые доходы.

Форма декларации о годовом доходе физического лица, чрезвычайная сложность заполнения которой была признана Госналогслужбой России в ходе декларационной кампании в 1997 году, разработана непосред­ственно главным налоговым органом страны более двух лет назад.

Простота налоговой системы важна так­же и для управления сбором налогов. Систе­ма должна управляться четким и предсказуе­мым для налогоплательщиков образом, избегая произвола и содействуя горизонталь­ной справедливости. С другой стороны, не­обходимо, чтобы руководство налоговых ор­ганов могло точно оценить, платит конкретный налогоплательщик, соответству­ющий размер налога согласно установленно­му порядку или нет.

Критерий, подразумевающий простоту, часто входит в противоречие с соблюдением двух предыдущих критериев — равенства (справедливости) и эффективности, для осуществ­ления которых необходимо разрабатывать под­робные и порой труднопонимаемые правила и положения, которые выглядят простыми при замысле, но трудно реализуются в законодательстве и управлении сбором налогов.

Главной целью налоговой системы яв­ляется мобилизация поступлений.

Налоговые поступления финансируют государственные программы и помогают вы­полнить макроэкономические задачи правительства. Прогнозирование возможных постулений на основании особых мер является важным аспекгом их оценки. Стоимость про­ведения таких мероприятий должна быть со­поставлена с доходами, увеличение которых ожидается в связи с принятием этих мер.

Как правило, предшествующий крите­рий — простота — приносится в жертву ради мобилизации налоговых поступлений.

Можно предположить, что устранение сложности нормативной базы по подоходному налогу, охват налогообложением доходов, выведенных из-под налогообложения легально или противозаконно, то есть максималь­но возможное соблюдение описанных выше критериев эффективности налоговой систе­мы, позволило бы увеличить поступление подоходного налога, по крайней мере, в два раза.

Кроме проблем, связанных непосред­ственно с налоговым законодательством, на недопоступление подоходного налога влия­ют также общеэкономические причины, ос­новной из которых является невыплата в срок заработной платы.

Для мобилизации налоговых поступле­ний необходимо, прежде всего, повышение заинтересованности граждан России и юри­дических лиц в полной и своевременной уп­лате налогов. Одно из направлений — доведение налоговыми и финансовыми органами в доступной форме до налогоплатель­щиков информации о суммах собранных и израсходованных налогов и направлениях их использования, анализ проблем, возника­ющих при финансировании социальной и иных бюджетных сфер, имеющихся резер­вов увеличения поступлений и подготовка конкретных предложений по исправлению ситуации. Весьма важным представляется также введение в образовательные програм­мы не только высших, но и средних учеб­ных заведений предметов, затрагивающих вопросы формирования и расходования бюд­жетов и разъясняющих обязанности каждо­го члена общесгва выполнять обязанности по уплате налогов. #19 стр22

Стабильность налоговой системы – ключ к развитию экономики

Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки, финансовой операции и т.п. Неопределенность - враг предпринимательства. Предпринимательская деятельность всегда связана с риском, но степень риска по крайней мере удваивается, если к неустойчивости рыночной конъюнктуры прибавляется неустойчивость налоговой системы, бесконечные изменения ставок, условий налогообложения, а в условиях нашей печальной памяти перестройки - и самих принципов налогообложения.

Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю.

Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда.  «Застывших» систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству - и все это на момент ее введения в действие. По мере изменения указанных и иных условий налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней требованиям, вступает в противоречие с объективными условиями развития народного хозяйства. В связи с этим в налоговую систему в целом или отдельные ее элементы (ставки, льготы и т. п. ) вносятся необходимые изменения.

Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы достигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключением устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы (перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет.

Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5