Реферат: К проблеме происхождения народа саха
В
данной работе не рассматривается происхождение большей части вилюйских и
северных саха, поскольку образование значительных групп вилюйских, олекминских,
оленекско-анабарских, отчасти янских саха происходило после прихода в XVII веке
русских. Поэтому, говоря о происхождении народа саха, следует иметь в виду
только центральную группу якутов [135]. Формирование вилюйских и северных групп
саха происходило в результате переселения некоторых групп саха на окраины и
поглощения ими основной массы вилюйских тунгусов и северных юкагиров. Затем в
результате взаимодействия этих различных этнических групп саха, происходил процесс
стирания различий между ними. Значит, произошли заметные изменения в этнической
структуре саха, в сторону увеличения местных элементов и окончательной
укоренизации этноса и приспособления его к суровым арктическим условиям Севера.
Исходя
из этого, можно сделать вывод о том, что саха как народность сформировались на
современной родине в результате смешения южных пришельцев с местными
тунгусскими и палеоазиатскими племенами [136]. В результате синтеза раннего
скотоводческого населения Средней Лены хоро-туматов, а также юкагироязычного и
тунгусского субстрата с пришлым батулинско-кангаласским (кыпчакским?)
суперстатом и возник новый этнос. Затем во времена "кыргыс уйэтэ" и в
более поздние века происходил процесс этнической консолидации нового этноса.
Поэтому саха следует отнести к новым этносам, который сложился на современной
территории обитания в XVI-XVII вв. Именно здесь окончательно образовался
антропологический тип, материальная культура и единый язык, а также духовная
культура (прежде всего черный шаманизм и эпос) характерный, для современного
этноса саха.
В
данной работе предпринята попытка определить наиболее перспективные направления
в поиске этнических корней народа саха. При этом мы исходим из синтеза точек
зрений основных исследователей этногенеза саха, сравнивая их с современными
представлениями об этногенезе других родственных народов и этнической историей
древних и средневековых кочевых племен Евразийских степей. Надо заметить, что в
рамках такого представления о многосоставности и сложности происхождения саха,
имеют право на сосуществование, такие казалось бы взаимоисключающие друг друга
гипотезы, о которых говорилось выше. Как видно, исследователи прошлого века
сделали очень много для определения этнических корней народа саха. Хотелось бы
подчеркнуть, что именно на этой основе исследователи будущих поколений смогут
выйти и на поиск его реальных исторических корней. При более внимательном
подходе к происхождению этноса видно, что данная проблема соприкасается с
множеством других, по которым уже сложилась весьма обширная отечественная и
зарубежная историография. Обозначим некоторые из них: проблема этногенеза и
этнической истории курыкан, древних тюрков, кыпчаков (сеяньто),
скифо-сибирского субстрата, юкагиров и тунгусов, бурятских племен, общемонгольского
и общетюркского этногенеза, происхождение этнонимов уранкай, сака, курумчинской
и сросткинской археологических культур, формирование центральноазиатского
антропологического типа и т.д. Укажем, что данный вопрос еще возможно выходит
на четыре проблемы, которые могут стать основными для попытки решения
происхождения саха. Это проблема этногенеза кимаков (уранкаев?), становления
кыпчакской общности, проникновение кыпчакской общности в Южную Сибирь и далее,
а также участие ойратского (батулинского?) компонента в этногенезе саха. Без
попытки выхода на все эти вопросы нельзя говорить о серьезном подходе к данной
проблеме. Есть также множество собственно якутских проблем, это и проблема
происхождения языка саха, духовной и материальной культуры, кулун-атахской
археологической культуры, этнонимики саха и т.д. Совокупность и синтез всех
этих проблем даст нам общую картину этногенеза саха.
Список литературы
[1]
Ксенофонтов Г.В. Ураанхай-сахалар. Очерки по древней истории якутов. - Т.I.
Кн.I. - Якутск, 1992. - С.26-27; Иванов В.Н. Русские ученые о народах
северо-востока Азии. (XVII - начало XX в.) - Якутск: Кн. изд-во, 1978. -
С.20-21.
[2]
Ксенофонтов Г.В. Там же. - С.34-47., Иванов В.Н. Там же. - С.25, 67.
[3]
Петри Б.Э. Доисторические кузнецы в Прибайкалье // Изв. народного образования в
Чите. - 1923. - N:1. - С.63.
[4]
Окладников А.П. История Якутской АССР. - Т.I. Якутия до присоединения к
русскому государству. - М.-Л., 1955. - С.318; Дашибалов Б.Б. Археологические
памятники курыкан и хори. - Улан-Удэ, 1995. - 190 с.
[5]
Дашибалов Б.Б. Указ.соч. - С.157. Шубин А.С. Краткий очерк этнической истории
эвенков Забайкалья (XVII - XX вв.). - Улан-Удэ: Бурятское кн. изд-во. 1973. -
С.10.
[6]
Цыдендамбаев Ц.Б. Бурятские исторические хроники и родословные. Историко-лингвистическое
исследование. - Улан-Удэ, 1972.
[7]
Дугаров Д. С. Исторические корни белого шаманства на материале обрядового
фольклора бурят. - М.; Наука. - С.117.
[8]
Этнографические материалы Северо-Восточной географической экспедиции 1785-1795
гг. - Составитель З.Д.Титова. - Магадан, 1978. - С.28.
[9]
Гоголев А.И. Якуты (Проблемы этногенеза и формирования культуры). - Якутск:
Изд-во ЯГУ, 1993. - С.95-96.
[10]
Боло С.И. Прошлое якутов до прихода русских на Лену (По преданиям якутов
бывшего Якутского округа). - Якутск: Бичик, 1994. - С.23, 35.
[11]
Васильев Ф.Ф. Военное дело якутов. - Якутск: Бичик, 1995. - С.39.
[12]
Румянцев Г.Н. Происхождение хоринских бурят. - Улан-Удэ, 1962. - С.121.
[13]
Долгих Б.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в. - М., 1960. -
С.469.
[14]
Гоголев А.И. Указ.соч. - С.51.
[15]
Туголуков В.А. Тунгусы (эвенки и эвены) Средней и Западной Сибири. - М: Наука,
1985. - С.214.
[16]
Боло С.И. Указ.соч. - С.109.
[17]
Долгих Б.О. Указ.соч. - С.470.
[18]
Туголуков В.А. Этнические корни тунгусов. // Этногенез народов Севера. - М.:
Наука, 1980. - С.172.
[19]
Рашид-ад-Дин. Cборник летописей. - М.; Л., 1952. - Т.1, кн.1. - С.87.
[20]
Туголуков В.А. Тунгусы (эвенки и эвены)... - С.214.
[21]
Боло С.И. Там же. - С.54.
[22]
Константинов И.В. Происхождение якутского народа и его культуры. // Якутия и ее
соседи в древности. - Якутск, 1975. - С.359.
[23]
Ксенофонтов Г.В. Указ.соч. К.II. - С.164-165.
[24]
Там же. - С.165.
[25]
Попов Г.В. Слова "неизвестного происхождения" якутского языка.
(Сравнительное историческое исследование). - Якутск, 1986. - С.52, 74.
[26]
Авляев Г.О. Происхождение калмыцкого народа. - Москва-Элиста:
"Этнолог-центр", 1994. - С.134.
[27]
Дашибалов Б.Б. Указ.соч. - С.167.
[28]
Ксенофонтов Г.В. Ураанхай - сахалар... - С.166.
[29]
Ксенофонтов Г.В. Эллэйада... - С.28.
[30]
Иванов В.Н. Указ.соч. - С.20-21.
[31]
Овчинников М. Там же. - С.150. Гоголев А.И. Указ.соч. - С.117.
[32]
Томилов Н.А. Тюркоязычное население Западно-Сибирской равнины в конце XVI -
первой четверти XIX вв. - Томск, 1981. - С.166.
[33]
Авляев Г.О. К вопросу о происхождении кереитов и их участии в этногенезе
средневековых ойратов Джунгарии и калмыков Поволжья. // Проблемы этногенеза
калмыков. - Элиста, 1984. - С.36.
[34]
Тынышпаев М. Материалы к истории киргиз-казахского народа. - Ташкент, 1925. -
С.14; Ойунский П.А. Саха уоскээбит тордэ. // Чолбон. - 1926. - N.3-4.
[35]
Эрдниев У.Э. Калмыки. Историко-этнографические очерки. - Элиста: Калмыцкое кн.
изд-во, 1980. - С.24.
[36]
Жданко Т.А. Очерки исторической этнографии каракалпаков. - М.-Л., 1950. С.122.
[37]
Румянцев Г.Н. Происхождение хоринских бурят. - Улан-Удэ, 1962. - С.37.
[38]
Цыдендамбаев Ц.Б. Указ.соч. - С.227.
[39]
Шубин А.С. Краткий очерк этнической истории эвенков Забайкалья (XVII-XX вв.). -
Улан-Удэ: Бурятское кн. изд-во, 1973. - С.13, 35.
[40]
Там же. - С.10-11.
[41]
Василевич Г.М. Уранкаи и эвенки. // Доклады по этнографии. - Вып.3. - Л., 1966.
- С.65-75.
[42]
Сидоров Е.С. Этноним саха // Этническая ономастика. - М., 1984. - С.39.
[43]
Васильев Ф.Ф. Военное дело якутов. - Якутск: Бичик, 1995. - С.31.
[44]
Долгих Б.О. Указ.соч. - С.376, 463.
[45]
Борисов А.А. Якутские улусы в эпоху Тыгына. - Якутск: Нац. кн. изд-во
"Бичик", 1997. - С.75.
[46]
Линденау Я.И. Описание народов Сибири: (первая половина XVIII века). - Магадан:
Кн. изд-во, 1983. - С.21.
[47]
Авляев Г.О. Происхождение калмыцкого народа... - С.80.
[48]
Нимаев Д.Д. Проблема этногенеза бурят. - Новосибирск, 1988. - С.79.
[49]
Молдобаев И.Б. "Манас" - историко-культурный памятник кыргызов. -
Бишкек: Кыргызстан, 1995. - С.130.
[50]
Линденау Я.И. Указ.соч. - С.21.
[51]
Гоголев А.И. Указ.соч. - С.111.
[52]
Там же. - С.110.
[53]
Васильев Ф.Ф. Указ.соч. - С.39.
[54]
Борисов А.А. Указ.соч. - С.78.
[55]
Гоголев А.И. Там же. - С.51.
[56]
Константинов И.В. Захоронения с конем в Якутии (новые данные по этногенезу
якутов). // По следам древних культур Якутии (Труды приленской археологической
экспедиции). - Якутск: Кн. Изд-во, 1970. - С.196-197.
[57]
Константинов И.В. Происхождение народа саха... - С.139.
[58]
Гоголев А.И. Указ.соч. - С.108; Васильев Ф.Ф. Указ.соч. - С.40.
[59]
Дашибалов Б.Б. Погребальные памятники и обряды позднего средневековья
Прибайкалья как источник по этногенезу бурят. - Новосибирск, 1989. - С.67;
Коновалов П.Б. Этнические аспекты истории Центральной Азии (древность и
средневековье). - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999. - С.137.
[60]
Бравина Р.И. Погребальный обряд якутов: Учеб. пособие. - Якутск: Изд-во
Якутского университета, 1996. - С.165.
[61]
Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана.- Алма-Ата: Наука,
1989. - С.64-65.
[62]
Гоголев А.И. Указ.соч. - С.40; Бравина Р.И. Указ.соч. - С.39.
[63]
Гоголев А.И. Указ.соч. - С.124-125.
[64]
Гаврильева Р.С. Одежда народа саха конца XVII- середины XVIII века. -
Новосибирск: Наука. Сиб.предприятие РАН, 1998. - С.19-20.
[65]
Путешествие рабби Петахьи Регенсбургского. // Три еврейских путешественника XI
и XII ст. - Спб., 1881. - С.4.
[66]
Бравина Р.И. Указ.соч. - С.132.
[67]
Плано Карпини Дж. Дель. История монголов. Г. де Рубрук. - М.: Мысль, 1997. -
С.128.
[68]
Окладников А.П. Указ.соч. - С.190.
[69]
Лобачева Н.П. К истории среднеазиатского костюма: киргизские белдемчи. //
Этнографическое обозрение. - 1997. - N.6. - С.85.
[70]
Кляшторный С.Г. Древнетюркские рунические памятники. - М., 1964. - С.150-180;
Кайдаров А.Т. К историко-лингвистической характеристике канглы (кан). //
Тюркская ономастика. - Алма-Ата, 1984. - С.39-47.
[71]
Васильев Ф.Ф. Указ.соч. - С.23.
[72]
Литвинский Б.А. Кангюйско-сарматский фарн. - Душанбе, 1968. - С.16-17.
[73]
Багрянородный Константин. Об управлении империей. - М: Наука, 1991. - С.285.
[74]
Шушарин В.П. Ранний этап этнической истории венгров. - Проблемы этнического
самосознания. - М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН),
1997. - С.166.
[75]
Боло С.И. Указ.соч. - С.128.
[76]
Ахметова Ф.В. Эпические параллели якутской "Эллэйады" и татарских
дастанов. // Этногенез и этническая история тюркоязычных народов Сибири. -
Омск, 1979. - С.169.
[77]
Линденау Я.И. Указ.соч. - С.17-18.
[78]
Ахинжанов С.М. Указ.соч. - С.261-263.
[79]
Муканов М.С. Этнический состав и расселение казахов Среднего жуза. - Алма-Ата,
1974. - С.48-49.
[80]
Ахинжанов С.М. Указ.соч. - С.134-146, 199-201.
[81]
Инсебаев Т.А. Кажибеков Е.З. Некоторые предварительные результаты сопоставления
и анализа названий родоплеменных групп адай и суюндук. // Тюркская ономастика.
-Алма-Ата, 1984. - С.107-108.
[82]
Кумеков Б.Э. Об этническом составе кыпчаков XI-нач. XIII вв. по арабским
источникам. // Проблемы этногенеза и этнической истории народов Средней Азии и
Казахстана. - Выпуск II. История и археология. - С.121.
[83]
Ахинжанов С.М. Указ.соч. - С.229-232.
[84]
Емельянов Н.В. Сюжеты якутских олонхо. - М: Изд-во "Наука", 1980. -
С.349.
[85]
Ахинжанов С.М. Указ.соч. - С.125.
[86]
Там же. - С.119-146.
[87]
Боло С.И. Там же. - С.23, 30, 38.
[88]
Ойунский П.А. Якутская сказка, ее сюжет и содержание. // Айымньылар. - Т.VII. -
Якутск, 1962. - С.128-191.
[89]
Ахинжанов С.М. Там же. - С.120.
[90]
Гумилев Л.Н. Тысячелетия вокруг Каспия. - М: ТОО "Мишель и К", 1993.
- С.334.
[91]
Боло С.И. Указ.соч. - С.23.
[92]
Ахинжанов С.М. Указ.соч. - С.154-155.
[93]
Там же. - С.118, 125.
[94]
Кочнев Д.А. Очерки юридического быта якутов. // Известия Общества археологии,
истории, этнографии при Имп. Казанском университете. - Иркутск, 1896. - Т.XV. -
Вып. II. - С.21-29.
[95]
Гоголев А.И. Указ.соч. - С.206.
[96]
Васильев Ф.Ф. Указ.соч. - С.23.
[97]
Ахинжанов С.М. Там же. - С.95.
[98]
Ксенофонтов Г.В. Эллэйада: Материалы по мифологии и легендарной истории якутов.
- Новосибирск: Наука, 1977. - С.41-55.
[99]
Ахинжанов С.М. Указ.соч. - С.95.
[100]
Ксенофонтов Г.В. Эллэйада. - С.54.
[101]
Боло С.И. Указ.cоч. - С.234.
[102]
Народы Сибири в составе Государства Российского (очерки этнической истории). -
СПб: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера)
Российской АН. - С.178.
[103]
Ахинжанов С.М. Указ.соч. - С.93-146.
[104]
Кюнер Н.В. Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и
Дальнего Востока. - М., 1961. - C.367.
[105]
Сидоров Е.С. Якутские лексические схождения: Учебное пособие. Выпуск I. -
Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 1997. - С.146.
[106]
Савинов Д.Г. Народы Южной Сибири в древнетюркскую эпоху. - Л., 1984. -
С.103-105.
[107]
Ахинжанов С.М. Указ.соч. - С.195-196, 145-146.
[108]
Гоголев А.И. Указ.соч. - С.36-38.
[109]
Гумилев Л.Н. Указ.соч.; Кумеков Б.Э. Государство кимаков IX-XI веков по
арабским источникам. - Алма-Ата, 1972. - С.39-41.
[110]
Кляшторный С.Г. Кыпчаки в рунических памятниках. // Turcologiga. - Л., 1986. -
С.153-155, 162.
[111]
Гоголев А.И. Указ.соч. - С.36.
[112]
Там же. - С.14-25,123; Бравина Р.И. Указ.соч. - С.112.
[113]
Зуев Ю.А. Древнетюркские генеологические предания как источник по ранней
истории тюрков. // Диссертация на соискание уч.степ. к.и.н. - Алма-Ата., 1967.
- С.110-116, 132.
[114]
Ксенофонтов Г.В. Уранхай-сахалар... - К.I. - С.71.
[115]
Гоголев А.И. Указ.соч. - С.121, 123.
[116]
Еремеев Д.Е. "Тюрк" - этноним иранского происхождения?// СЭ. - 1980.
- N:4. - С.129-130.
[117]
Гейбуллаев Г.А. К этногенезу азербайджанцев. - Т.I. - Баку: "Элм",
1991. - С.91.
[118]
Аристов Н.А. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей. //
Живая старина. Выпуск III-IV. 1896. - С.329-333.
[119]
Гоголев А.И. Указ.соч. - С.14-25, 123; Бравина Р.И. Указ.соч. - С.143, 128,
165.
[120]
Кызласов Л.Р. Кыпчаки и восстания енисейских племен в XIII в. // СА, 1980. - N:
2.; Кызласов Л.Р. История Южной Сибири: Учеб.пособие. - М., 1984. - С.96-97.
[121]
Кызласов Л.Р., Ивашина Л.Г. Курганы средневековых тюрков в Северо-Восточной
Бурятии. // Этнокультурные процессы в Юго-Восточной Сибири в средние века. -
Новосибирск: Наука, 1990. - С.51.
[122]
Боло С.И. Указ.соч. - С.30; Овчинников М. Из материалов по этнографии якутов.
// Этнографическое обозрение. - N:5. - М.,1897. - С.130.
[123]
Овчинников М. Там же. - С.150.; Гоголев А.И. Якуты (Проблемы этногенеза)... -
С.54.
[124]
Гоголев А.И. Указ.соч. - С.47-63.
[125]
Константинов И.В. Материальная культура якутов XVIII века. - Якутск:
Якутскнигоиздат, 1971. - С.182-184.
[126]
Токарев С.А. Происхождение якутской народности. // Краткие сообщения Института
истории материальной культуры АН СССР. - 1941. Вып. 9. - С.61.
[127]
Архив РАН, ф.94. оп.1 д.3.
[128]
Ксенофонтов Г.В. Уранхай-сахалар... - К.II. - С.203-213, 129-174.
[129]
Алексеев А.Н. Древняя Якутия. Железный век и эпоха средневековья. // Серия:
История и культура Востока Азии. - Новосибирск: Изд-во Инст-та археологии и
этнографии СО РАН, 1996. - С.66 - 67.
[130]
Туголуков В.А. Тунгусы (эвены и эвенки)... - С.164, 168.
[131]
Иванов М.С. "Замыслившие побег в Пегую орду..." (О топониме
Яркан-Жархан) // Илин. - 2000. - N 1. - С.19.
[132]
Алексеев А.Н. Указ.соч. - С.31.
[133]
Токарев С.А. Происхождение якутской народности... - С.229.
[134]
Ксенофонтов Г.В. Уранхай-сахалар... - С.188.
[135]
Константинов И.В. Происхождение народа саха... - С.116.
[136]
Токарев С.А. Указ.соч. - С.58-62.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kyrgyz.ru
|