рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: К проблеме происхождения народа саха рефераты

В данной работе не рассматривается происхождение большей части вилюйских и северных саха, поскольку образование значительных групп вилюйских, олекминских, оленекско-анабарских, отчасти янских саха происходило после прихода в XVII веке русских. Поэтому, говоря о происхождении народа саха, следует иметь в виду только центральную группу якутов [135]. Формирование вилюйских и северных групп саха происходило в результате переселения некоторых групп саха на окраины и поглощения ими основной массы вилюйских тунгусов и северных юкагиров. Затем в результате взаимодействия этих различных этнических групп саха, происходил процесс стирания различий между ними. Значит, произошли заметные изменения в этнической структуре саха, в сторону увеличения местных элементов и окончательной укоренизации этноса и приспособления его к суровым арктическим условиям Севера.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что саха как народность сформировались на современной родине в результате смешения южных пришельцев с местными тунгусскими и палеоазиатскими племенами [136]. В результате синтеза раннего скотоводческого населения Средней Лены хоро-туматов, а также юкагироязычного и тунгусского субстрата с пришлым батулинско-кангаласским (кыпчакским?) суперстатом и возник новый этнос. Затем во времена "кыргыс уйэтэ" и в более поздние века происходил процесс этнической консолидации нового этноса. Поэтому саха следует отнести к новым этносам, который сложился на современной территории обитания в XVI-XVII вв. Именно здесь окончательно образовался антропологический тип, материальная культура и единый язык, а также духовная культура (прежде всего черный шаманизм и эпос) характерный, для современного этноса саха.

В данной работе предпринята попытка определить наиболее перспективные направления в поиске этнических корней народа саха. При этом мы исходим из синтеза точек зрений основных исследователей этногенеза саха, сравнивая их с современными представлениями об этногенезе других родственных народов и этнической историей древних и средневековых кочевых племен Евразийских степей. Надо заметить, что в рамках такого представления о многосоставности и сложности происхождения саха, имеют право на сосуществование, такие казалось бы взаимоисключающие друг друга гипотезы, о которых говорилось выше. Как видно, исследователи прошлого века сделали очень много для определения этнических корней народа саха. Хотелось бы подчеркнуть, что именно на этой основе исследователи будущих поколений смогут выйти и на поиск его реальных исторических корней. При более внимательном подходе к происхождению этноса видно, что данная проблема соприкасается с множеством других, по которым уже сложилась весьма обширная отечественная и зарубежная историография. Обозначим некоторые из них: проблема этногенеза и этнической истории курыкан, древних тюрков, кыпчаков (сеяньто), скифо-сибирского субстрата, юкагиров и тунгусов, бурятских племен, общемонгольского и общетюркского этногенеза, происхождение этнонимов уранкай, сака, курумчинской и сросткинской археологических культур, формирование центральноазиатского антропологического типа и т.д. Укажем, что данный вопрос еще возможно выходит на четыре проблемы, которые могут стать основными для попытки решения происхождения саха. Это проблема этногенеза кимаков (уранкаев?), становления кыпчакской общности, проникновение кыпчакской общности в Южную Сибирь и далее, а также участие ойратского (батулинского?) компонента в этногенезе саха. Без попытки выхода на все эти вопросы нельзя говорить о серьезном подходе к данной проблеме. Есть также множество собственно якутских проблем, это и проблема происхождения языка саха, духовной и материальной культуры, кулун-атахской археологической культуры, этнонимики саха и т.д. Совокупность и синтез всех этих проблем даст нам общую картину этногенеза саха.

Список литературы

[1] Ксенофонтов Г.В. Ураанхай-сахалар. Очерки по древней истории якутов. - Т.I. Кн.I. - Якутск, 1992. - С.26-27; Иванов В.Н. Русские ученые о народах северо-востока Азии. (XVII - начало XX в.) - Якутск: Кн. изд-во, 1978. - С.20-21.

[2] Ксенофонтов Г.В. Там же. - С.34-47., Иванов В.Н. Там же. - С.25, 67.

[3] Петри Б.Э. Доисторические кузнецы в Прибайкалье // Изв. народного образования в Чите. - 1923. - N:1. - С.63.

[4] Окладников А.П. История Якутской АССР. - Т.I. Якутия до присоединения к русскому государству. - М.-Л., 1955. - С.318; Дашибалов Б.Б. Археологические памятники курыкан и хори. - Улан-Удэ, 1995. - 190 с.

[5] Дашибалов Б.Б. Указ.соч. - С.157. Шубин А.С. Краткий очерк этнической истории эвенков Забайкалья (XVII - XX вв.). - Улан-Удэ: Бурятское кн. изд-во. 1973. - С.10.

[6] Цыдендамбаев Ц.Б. Бурятские исторические хроники и родословные. Историко-лингвистическое исследование. - Улан-Удэ, 1972.

[7] Дугаров Д. С. Исторические корни белого шаманства на материале обрядового фольклора бурят. - М.; Наука. - С.117.

[8] Этнографические материалы Северо-Восточной географической экспедиции 1785-1795 гг. - Составитель З.Д.Титова. - Магадан, 1978. - С.28.

[9] Гоголев А.И. Якуты (Проблемы этногенеза и формирования культуры). - Якутск: Изд-во ЯГУ, 1993. - С.95-96.

[10] Боло С.И. Прошлое якутов до прихода русских на Лену (По преданиям якутов бывшего Якутского округа). - Якутск: Бичик, 1994. - С.23, 35.

[11] Васильев Ф.Ф. Военное дело якутов. - Якутск: Бичик, 1995. - С.39.

[12] Румянцев Г.Н. Происхождение хоринских бурят. - Улан-Удэ, 1962. - С.121.

[13] Долгих Б.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в. - М., 1960. - С.469.

[14] Гоголев А.И. Указ.соч. - С.51.

[15] Туголуков В.А. Тунгусы (эвенки и эвены) Средней и Западной Сибири. - М: Наука, 1985. - С.214.

[16] Боло С.И. Указ.соч. - С.109.

[17] Долгих Б.О. Указ.соч. - С.470.

[18] Туголуков В.А. Этнические корни тунгусов. // Этногенез народов Севера. - М.: Наука, 1980. - С.172.

[19] Рашид-ад-Дин. Cборник летописей. - М.; Л., 1952. - Т.1, кн.1. - С.87.

[20] Туголуков В.А. Тунгусы (эвенки и эвены)... - С.214.

[21] Боло С.И. Там же. - С.54.

[22] Константинов И.В. Происхождение якутского народа и его культуры. // Якутия и ее соседи в древности. - Якутск, 1975. - С.359.

[23] Ксенофонтов Г.В. Указ.соч. К.II. - С.164-165.

[24] Там же. - С.165.

[25] Попов Г.В. Слова "неизвестного происхождения" якутского языка. (Сравнительное историческое исследование). - Якутск, 1986. - С.52, 74.

[26] Авляев Г.О. Происхождение калмыцкого народа. - Москва-Элиста: "Этнолог-центр", 1994. - С.134.

[27] Дашибалов Б.Б. Указ.соч. - С.167.

[28] Ксенофонтов Г.В. Ураанхай - сахалар... - С.166.

[29] Ксенофонтов Г.В. Эллэйада... - С.28.

[30] Иванов В.Н. Указ.соч. - С.20-21.

[31] Овчинников М. Там же. - С.150. Гоголев А.И. Указ.соч. - С.117.

[32] Томилов Н.А. Тюркоязычное население Западно-Сибирской равнины в конце XVI - первой четверти XIX вв. - Томск, 1981. - С.166.

[33] Авляев Г.О. К вопросу о происхождении кереитов и их участии в этногенезе средневековых ойратов Джунгарии и калмыков Поволжья. // Проблемы этногенеза калмыков. - Элиста, 1984. - С.36.

[34] Тынышпаев М. Материалы к истории киргиз-казахского народа. - Ташкент, 1925. - С.14; Ойунский П.А. Саха уоскээбит тордэ. // Чолбон. - 1926. - N.3-4.

[35] Эрдниев У.Э. Калмыки. Историко-этнографические очерки. - Элиста: Калмыцкое кн. изд-во, 1980. - С.24.

[36] Жданко Т.А. Очерки исторической этнографии каракалпаков. - М.-Л., 1950. С.122.

[37] Румянцев Г.Н. Происхождение хоринских бурят. - Улан-Удэ, 1962. - С.37.

[38] Цыдендамбаев Ц.Б. Указ.соч. - С.227.

[39] Шубин А.С. Краткий очерк этнической истории эвенков Забайкалья (XVII-XX вв.). - Улан-Удэ: Бурятское кн. изд-во, 1973. - С.13, 35.

[40] Там же. - С.10-11.

[41] Василевич Г.М. Уранкаи и эвенки. // Доклады по этнографии. - Вып.3. - Л., 1966. - С.65-75.

[42] Сидоров Е.С. Этноним саха // Этническая ономастика. - М., 1984. - С.39.

[43] Васильев Ф.Ф. Военное дело якутов. - Якутск: Бичик, 1995. - С.31.

[44] Долгих Б.О. Указ.соч. - С.376, 463.

[45] Борисов А.А. Якутские улусы в эпоху Тыгына. - Якутск: Нац. кн. изд-во "Бичик", 1997. - С.75.

[46] Линденау Я.И. Описание народов Сибири: (первая половина XVIII века). - Магадан: Кн. изд-во, 1983. - С.21.

[47] Авляев Г.О. Происхождение калмыцкого народа... - С.80.

[48] Нимаев Д.Д. Проблема этногенеза бурят. - Новосибирск, 1988. - С.79.

[49] Молдобаев И.Б. "Манас" - историко-культурный памятник кыргызов. - Бишкек: Кыргызстан, 1995. - С.130.

[50] Линденау Я.И. Указ.соч. - С.21.

[51] Гоголев А.И. Указ.соч. - С.111.

[52] Там же. - С.110.

[53] Васильев Ф.Ф. Указ.соч. - С.39.

[54] Борисов А.А. Указ.соч. - С.78.

[55] Гоголев А.И. Там же. - С.51.

[56] Константинов И.В. Захоронения с конем в Якутии (новые данные по этногенезу якутов). // По следам древних культур Якутии (Труды приленской археологической экспедиции). - Якутск: Кн. Изд-во, 1970. - С.196-197.

[57] Константинов И.В. Происхождение народа саха... - С.139.

[58] Гоголев А.И. Указ.соч. - С.108; Васильев Ф.Ф. Указ.соч. - С.40.

[59] Дашибалов Б.Б. Погребальные памятники и обряды позднего средневековья Прибайкалья как источник по этногенезу бурят. - Новосибирск, 1989. - С.67; Коновалов П.Б. Этнические аспекты истории Центральной Азии (древность и средневековье). - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999. - С.137.

[60] Бравина Р.И. Погребальный обряд якутов: Учеб. пособие. - Якутск: Изд-во Якутского университета, 1996. - С.165.

[61] Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана.- Алма-Ата: Наука, 1989. - С.64-65.

[62] Гоголев А.И. Указ.соч. - С.40; Бравина Р.И. Указ.соч. - С.39.

[63] Гоголев А.И. Указ.соч. - С.124-125.

[64] Гаврильева Р.С. Одежда народа саха конца XVII- середины XVIII века. - Новосибирск: Наука. Сиб.предприятие РАН, 1998. - С.19-20.

[65] Путешествие рабби Петахьи Регенсбургского. // Три еврейских путешественника XI и XII ст. - Спб., 1881. - С.4.

[66] Бравина Р.И. Указ.соч. - С.132.

[67] Плано Карпини Дж. Дель. История монголов. Г. де Рубрук. - М.: Мысль, 1997. - С.128.

[68] Окладников А.П. Указ.соч. - С.190.

[69] Лобачева Н.П. К истории среднеазиатского костюма: киргизские белдемчи. // Этнографическое обозрение. - 1997. - N.6. - С.85.

[70] Кляшторный С.Г. Древнетюркские рунические памятники. - М., 1964. - С.150-180; Кайдаров А.Т. К историко-лингвистической характеристике канглы (кан). // Тюркская ономастика. - Алма-Ата, 1984. - С.39-47.

[71] Васильев Ф.Ф. Указ.соч. - С.23.

[72] Литвинский Б.А. Кангюйско-сарматский фарн. - Душанбе, 1968. - С.16-17.

[73] Багрянородный Константин. Об управлении империей. - М: Наука, 1991. - С.285.

[74] Шушарин В.П. Ранний этап этнической истории венгров. - Проблемы этнического самосознания. - М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 1997. - С.166.

[75] Боло С.И. Указ.соч. - С.128.

[76] Ахметова Ф.В. Эпические параллели якутской "Эллэйады" и татарских дастанов. // Этногенез и этническая история тюркоязычных народов Сибири. - Омск, 1979. - С.169.

[77] Линденау Я.И. Указ.соч. - С.17-18.

[78] Ахинжанов С.М. Указ.соч. - С.261-263.

[79] Муканов М.С. Этнический состав и расселение казахов Среднего жуза. - Алма-Ата, 1974. - С.48-49.

[80] Ахинжанов С.М. Указ.соч. - С.134-146, 199-201.

[81] Инсебаев Т.А. Кажибеков Е.З. Некоторые предварительные результаты сопоставления и анализа названий родоплеменных групп адай и суюндук. // Тюркская ономастика. -Алма-Ата, 1984. - С.107-108.

[82] Кумеков Б.Э. Об этническом составе кыпчаков XI-нач. XIII вв. по арабским источникам. // Проблемы этногенеза и этнической истории народов Средней Азии и Казахстана. - Выпуск II. История и археология. - С.121.

[83] Ахинжанов С.М. Указ.соч. - С.229-232.

[84] Емельянов Н.В. Сюжеты якутских олонхо. - М: Изд-во "Наука", 1980. - С.349.

[85] Ахинжанов С.М. Указ.соч. - С.125.

[86] Там же. - С.119-146.

[87] Боло С.И. Там же. - С.23, 30, 38.

[88] Ойунский П.А. Якутская сказка, ее сюжет и содержание. // Айымньылар. - Т.VII. - Якутск, 1962. - С.128-191.

[89] Ахинжанов С.М. Там же. - С.120.

[90] Гумилев Л.Н. Тысячелетия вокруг Каспия. - М: ТОО "Мишель и К", 1993. - С.334.

[91] Боло С.И. Указ.соч. - С.23.

[92] Ахинжанов С.М. Указ.соч. - С.154-155.

[93] Там же. - С.118, 125.

[94] Кочнев Д.А. Очерки юридического быта якутов. // Известия Общества археологии, истории, этнографии при Имп. Казанском университете. - Иркутск, 1896. - Т.XV. - Вып. II. - С.21-29.

[95] Гоголев А.И. Указ.соч. - С.206.

[96] Васильев Ф.Ф. Указ.соч. - С.23.

[97] Ахинжанов С.М. Там же. - С.95.

[98] Ксенофонтов Г.В. Эллэйада: Материалы по мифологии и легендарной истории якутов. - Новосибирск: Наука, 1977. - С.41-55.

[99] Ахинжанов С.М. Указ.соч. - С.95.

[100] Ксенофонтов Г.В. Эллэйада. - С.54.

[101] Боло С.И. Указ.cоч. - С.234.

[102] Народы Сибири в составе Государства Российского (очерки этнической истории). - СПб: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской АН. - С.178.

[103] Ахинжанов С.М. Указ.соч. - С.93-146.

[104] Кюнер Н.В. Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока. - М., 1961. - C.367.

[105] Сидоров Е.С. Якутские лексические схождения: Учебное пособие. Выпуск I. - Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 1997. - С.146.

[106] Савинов Д.Г. Народы Южной Сибири в древнетюркскую эпоху. - Л., 1984. - С.103-105.

[107] Ахинжанов С.М. Указ.соч. - С.195-196, 145-146.

[108] Гоголев А.И. Указ.соч. - С.36-38.

[109] Гумилев Л.Н. Указ.соч.; Кумеков Б.Э. Государство кимаков IX-XI веков по арабским источникам. - Алма-Ата, 1972. - С.39-41.

[110] Кляшторный С.Г. Кыпчаки в рунических памятниках. // Turcologiga. - Л., 1986. - С.153-155, 162.

[111] Гоголев А.И. Указ.соч. - С.36.

[112] Там же. - С.14-25,123; Бравина Р.И. Указ.соч. - С.112.

[113] Зуев Ю.А. Древнетюркские генеологические предания как источник по ранней истории тюрков. // Диссертация на соискание уч.степ. к.и.н. - Алма-Ата., 1967. - С.110-116, 132.

[114] Ксенофонтов Г.В. Уранхай-сахалар... - К.I. - С.71.

[115] Гоголев А.И. Указ.соч. - С.121, 123.

[116] Еремеев Д.Е. "Тюрк" - этноним иранского происхождения?// СЭ. - 1980. - N:4. - С.129-130.

[117] Гейбуллаев Г.А. К этногенезу азербайджанцев. - Т.I. - Баку: "Элм", 1991. - С.91.

[118] Аристов Н.А. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей. // Живая старина. Выпуск III-IV. 1896. - С.329-333.

[119] Гоголев А.И. Указ.соч. - С.14-25, 123; Бравина Р.И. Указ.соч. - С.143, 128, 165.

[120] Кызласов Л.Р. Кыпчаки и восстания енисейских племен в XIII в. // СА, 1980. - N: 2.; Кызласов Л.Р. История Южной Сибири: Учеб.пособие. - М., 1984. - С.96-97.

[121] Кызласов Л.Р., Ивашина Л.Г. Курганы средневековых тюрков в Северо-Восточной Бурятии. // Этнокультурные процессы в Юго-Восточной Сибири в средние века. - Новосибирск: Наука, 1990. - С.51.

[122] Боло С.И. Указ.соч. - С.30; Овчинников М. Из материалов по этнографии якутов. // Этнографическое обозрение. - N:5. - М.,1897. - С.130.

[123] Овчинников М. Там же. - С.150.; Гоголев А.И. Якуты (Проблемы этногенеза)... - С.54.

[124] Гоголев А.И. Указ.соч. - С.47-63.

[125] Константинов И.В. Материальная культура якутов XVIII века. - Якутск: Якутскнигоиздат, 1971. - С.182-184.

[126] Токарев С.А. Происхождение якутской народности. // Краткие сообщения Института истории материальной культуры АН СССР. - 1941. Вып. 9. - С.61.

[127] Архив РАН, ф.94. оп.1 д.3.

[128] Ксенофонтов Г.В. Уранхай-сахалар... - К.II. - С.203-213, 129-174.

[129] Алексеев А.Н. Древняя Якутия. Железный век и эпоха средневековья. // Серия: История и культура Востока Азии. - Новосибирск: Изд-во Инст-та археологии и этнографии СО РАН, 1996. - С.66 - 67.

[130] Туголуков В.А. Тунгусы (эвены и эвенки)... - С.164, 168.

[131] Иванов М.С. "Замыслившие побег в Пегую орду..." (О топониме Яркан-Жархан) // Илин. - 2000. - N 1. - С.19.

[132] Алексеев А.Н. Указ.соч. - С.31.

[133] Токарев С.А. Происхождение якутской народности... - С.229.

[134] Ксенофонтов Г.В. Уранхай-сахалар... - С.188.

[135] Константинов И.В. Происхождение народа саха... - С.116.

[136] Токарев С.А. Указ.соч. - С.58-62.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kyrgyz.ru


Страницы: 1, 2, 3, 4