рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: К проблеме происхождения народа саха рефераты

Или же существует предание, согласно которому предок саха - Омогой Баай жил в далекой стране народа Монкуур [91]. Как писал арабский автор Ал-Бируни, в центре кочевий кимаков находилась гора Манкур. Другой автор, но уже XIV в. ад-Димашки среди кыпчакских племен упоминает племя манкуроглы. Так как около горы Манкур обитали кимаки-уранкаи, то видимо этот топоним позднее стал одним из их обозначений [92].

Среди саха есть и другие этнонимы, возможно восходящие опять к тем же кимакам. Это и название рода Сылан - из потомства Омогоя, совпадающее с тайным или истинным, тотемным самоназванием кимаков - йылан (общетюркское - змея). Название намского рода Кобокон или Комокон напоминает другое обозначение кимаков кумак/кубак [93]. К названию кимакского племени байандур похоже имя якутского рода байды или другого байамдьы.

Надо сказать, что данная версия тем более любопытна, что соприкасается с гипотезами некоторых дореволюционных исследователей по этногенезу саха. Так еще Д.А.Кочнев, автор работы "Очерки юридического быта якутов" (1899), высказал гипотезу о том, что прародина саха находится в Туркестане. Там урянхайцы среди тюрков когда-то составляли "большое племя" и упорно боролись с Чингис-ханом. При покорении Чингис-ханом тюркских племен, часть урянхайского народа-якуты "удалились на северо-восток, к берегам Байкала". Таким образом, он утверждал, что "гипотеза о байкальском происхождении якутов теряет свою силу и обращается в гипотезу о временном их пребывании около Байкала" [94].

Обратим внимание и на то, что между сросткинской археологической культурой, принадлежавшей кимакам и поздней якутской археологической культурой XVI-XVIII вв. встречается множество параллелей. Это и железные стремена, удила с кольчатыми псалиями, украшения конской сбруи, женские пояса, бронзовые женские украшения, железные наконечники стрел в форме двурогих срезней [95]. Было отмечено также сходство погребения с конем в местности Манчарылаах с подобными памятниками в Прииртышье, принадлежавшими кимакам [96]. Так вот, в легенде о происхождении кимаков, записанной автором XI в. Гардизи говорится о переселении предков кимаков из страны татар. Сюжет этой легенды имеет параллели среди преданий об Эллэе и Омогое - предках саха. Прежде всего мотив о том, что после смерти начальника татар, когда старший сын стал владыкой, младший сын из зависти покушается на него, также встречается в "Эллэйаде" [97]. Так, Эллэй был якобы сыном татарского царя. В другом предании Омогой - младший сын татарина, из зависти к братьям переселяется к большой реке [98]. Далее в кимакской легенде речь идет о том, как младший сын прибыл к большой реке, где много деревьев и обилие дичи. Этот человек и рабыня вместе охотятся, питаются мясом дичи и делают себе одежду из меха [99]. С этим можно сравнить сюжет о прибытии Эллэя на Лену, и момент охоты на дичь и как он делает себе меховую одежду, потом женится на дочери Омогоя [100]. Дальнейшее развитие сюжета кимакской легенды о приходе 7 человек из родственников татар можно сравнить с преданием саха о том, как к Омогою прибывает Эллэй и становится его пастухом.

Сюжет "Эллэйады" построен на том, что в результате встречи двух пришельцев, говоривших на разных языках, получило начало становление народа "ураанхай-саха". В этносознании народов иногда имеет место перенос сюжета легенды о прародителях на новое место, куда прибыли их предки. В этом контексте нам представляется, что фольклорный сюжет об Омогое и Эллэе как прародителях народа "ураанхай-саха" был привнесен тюркоязычными пришельцами на Среднюю Лену. Значит, начало этногенеза мифического народа "ураанхай-саха" связано с становлением кимако-кыпчакских племен. И видимо, затем часть данного народа приняла участие в становлении предков саха в Прибайкалье.

Следовательно, у нас есть возможность связать так называемых потомков Омогоя в составе саха с кимаками - уран+каями и другими племенами монгольского происхождения, вошедшими в состав кыпчаков. Укажем, что С.И.Боло отличал потомков Омогоя - намцев и т.д. от боотулу, о которых пишет просто - монуоллар [101]. Однако в других источниках, подчеркивается, что именно боотулу - потомки Омогоя. Отсюда ясно, что в этногенезе саха принимали участие два разновременных монгольских компонента.

При этом не исключен и такой вариант, что в формировании батулинцев (батутов?) мог участвовать кимакский компонент. Надо заметить, что территория от Хангайских гор до верховий Иртыша, куда входили и Барабинские степи - это древние земли тюркских народов; они в конце XIV - начале XV в. становятся колыбелью ойрат-монголов (джунгар), в этнической амальгаме которых значительную роль играли автохтонные тюркские компоненты [102].

Кимаки-уранхаи, по гипотезе С.М.Ахинжанова, являются монголоязычным этносом, эмигрировавшим из Маньчжурии в IX в. в Прииртышье, Алтай и там отуреченным [103]. Высказано мнение, что носителем различных транскрипций этнонима "уранхай" в китайских источниках является конкретное племя Си (Хи) или Кумоси (Кумохи), испокон века обитавшее в Западной Маньчжурии и Северо-Восточной Монголии. Так, известно о том, что корейцы называли маньчжур Оранкай. Китайские и корейские источники часто сообщают о чжурчжэньском племени урянха [104].

В этой связи, весьма интересным представляются материалы олонхо и языка саха, в которых, по мнению некоторых языковедов присуствуют древние связи с Маньчжурией [105]. Значит, можно предполагать о том, что очень большое значение в этногенезе саха в языковом, этнокультурном отношении имело, видимо, то обстоятельство, что кыпчаки - ставшие предками саха происходили из той области, где преобладали не только в количественном, но и в властном отношении представители племени уран (кимаков).

Однако вопрос генезиса и распада огромного кимакского обьединения в IX и XI вв. на территории от Алтая до Аральского моря, является огромной и сложной проблемой, поэтому его нельзя попытаться решить в течение короткого времени. По утверждению других ученых, в этногенезе кимаков определяющую роль сыграли уйгурские племена [106]. Кимаки - уранкаи еще на прародине, в Маньчжурии входили в состав Уйгурского каганата и на Иртыш бежали вместе с частью уйгурских племен [107]. Данный факт тем более интересен, так как в культуре и языке саха отчетливо прослеживается древнеуйгурский компонент [108]. Об уйгурском компоненте в культуре саха писали такие исследователи, как Г.Вамбери, Д.А.Кочнев, Г.В. Ксенофонтов, И.В.Константинов и А.И.Гоголев.

Также, безусловно, в этногенезе кимаков огромную роль могли сыграть племена, связанные с собственно древнетюркским кругом племен [109]. Те же кыпчаки, бывшие сначало пастухами кимакских каганов, по преобладающей ныне точке зрения, являются потомками племени Сеяньто и составляли господствующий союз с орхонскими тюрками в II Тюркском каганате и фигурируют в древнетюркских надписях как племя сир. Тем более, в уйгурской надписи Моюнчура об орхонских тюрках говорится: "Когда над нами властвовали в течении пятидесяти лет тюрки-кыпчаки" [110]. Это тем более примечательно, так как, утверждается, что основа традиционной культуры саха сложилось в древнетюркскую эпоху. При этом древнетюркские параллели в этнокультуре саха ничуть не уступают курыканскому влиянию, более того преобладают [111].

Например, утверждается, что истоки этногенеза саха прослеживаются в пазырыкской культуре Горного Алтая [112]. Известно, что именно носители этой древней культуры являются предками древних тюрков, которые вышли на историческую арену в VI в. из гор Алтая. Древние тюрки и подчиненные им тюркские племена - предки современных тюркских народов, в том числе и саха, создали могущественный каганат (V-VIII вв.), соперничавший с великими государствами того времени.

В связи с проблемой древних саков напомним о существовании этнонима-топонима "Сак", который был символом Солнца, и которому поклонялись тюрки-ашина [113]. Поэтому весьма интересно то, что Г.В.Ксенофонтов высказал предположение о том, что слово "сах" когда-то было мифологическим названием солнца [114]. Следует добавить и то, что А.И.Гоголев самоназвание якутов "саха", производит от древнеиранского "сака" ("олень"), тотемного самоназвания ираноязычных племен [115]. Возможно, олень был священным животным и у кыпчаков. Есть мнение о том, что саками в персидских источниках именовались авестийские туры, которые были отуречены, а их родоплеменное имя "тур" превратилось в этноним "тюрк" [116]. В этой связи следует отметить то, что этноним с основой сака, как название конкретнего тюркского племени, распространен у ряда тюркоязычных народов. Так, у казахов есть род шага, у киргизов - саке и сака, шаукай у ногайцев и сагат среди алтайцев. Среди теленгитов-чуйцев Алтая в XIX в. еще были родовые подразделения сакал, шакшы среди челканцев [117].

Таким образом, сложение южных предков саха началось с эпохи ранних кочевников. Античные писатели древних кочевников Центральной Азии знали под именем саков, видимо так они называли себя. В XVIII в. шведский военнопленный И.Страленберг, ставший по воле судьбы, одним из первых исследователей Сибири, впервые предположил, что предками саха являются среднеазиатские саки. Затем в XIX в. к такому же выводу пришел русский ученый Н.А.Аристов [118]. Однако в советской науке было принято считать установленным, что древние саки были народом восточноиранского происхождения. Может быть, оттуда так много индоиранских параллелей, обнаруживаемых исследователями в культе айыы и мифологии саха? [119].

Следовательно, можно говорить об этнической преемственности различных эпох в становлении древнеякутской этнокультуры: юэчжийская (пазырыкская) эпоха, древнетюркская и кыпчакская. Видимо предполагаемые тюркоязычные предки саха последовательно входили в состав этих обьединений. Этот факт можно установить и преемственностью этнографических материалов пазырыкцев - горноалтайцев, древних тюрков, кыпчаков и саха. Другой важной проблемой является то, когда и каким образом кыпчакский компонент мог попасть на Среднюю Лену. Безусловно, на пути их переселений лежала Южная Сибирь, при этом они долгое время могли обитать в степях вокруг Байкала. Из исторических документов известно о том, что монгольские ханы в XIII в. переселили большую массу кыпчаков в Монголию и в Южную Сибирь. В конце XIII в. на Енисей для подавления восстания туматов и енисейских кыргызов был послан Кыпчакский корпус, под командованием хана из династии Эльбури Тутухи [120]. Далее часть из них оттуда попала в Забайкалье, об этом свидетельствуют археологические данные [121].

Так вот, существуют исторические предания о том, что предки саха некогда подчинялись монголам или переселились на современную родину, убегая от огненной войны Чингис-хана [122]. Дореволюционные исследователи же утверждали, что саха выводят своих предков с Енисея [123]. Как нам кажется, пребывание этнических предков саха на территории Южной Сибири имело ключевое значение для становления этнокультурных особенностей саха, как нового этноса. Необходимо напомнить, что саха вместе с тюркоязычными народами Южной Сибири фактически составляют единый хозяйственно-культурный тип. В этой связи, необходимо отметить то, что саха с саяно-алтайскими народами связаны общими параллелями с средневековыми кыпчаками [123].

Следует допускать и то, что саха имеют связь с качинским родом соххы или с сахаларами во множественном числе. Однако, по преданию, соххы пришли с Иртыша, оторвавшись от орды Кучума. Сам Кучум и его орда были кыпчаками. Поэтому можно предполагать, что этноним саха связан своим происхождением с кыпчаками. Тем более у киргизов имелась родоплеменная группа сакоо-кыпчак. В дополнение к этому, можно привести тот факт, что соххы входили в XVII в. в Кубанов аймак. С XVIII в. тянется спор о связи саха с сагайцами или соххы среди хакасов, однако данный вопрос, до сих пор не получил окончательного разрешения. Стоит отметить, что этноним саха также устанавливает преемственность трех эпох в становлении народа саха: пазырыкской, древнетюркской и кыпчакской.

Таким образом, основа этноса саха сложилась в монгольскую эпоху. Однако в его этногенезе весьма активную роль сыграли осколки средневековых кимако-кыпчакских племен предыдущей эпохи. Поэтому происхождение народа саха - это, прежде всего, историческая проблема. Можно предположить, что предки саха имели весьма бурную и трудную судьбу. Остатки некогда грозных этносов прошлых веков, пережили трудные времена во времена владычества монгольских ханов.

Из того факта, что между батулинской и кангаласской половинами, или же потомками ойратов и кыпчаков среди саха нет четкого разделения, можно представить следующую картину. Основную массу населения, возможно, составляли батулинцы, а кыпчакские воины, составили аристократический слой нового этнического формирования. Весьма характерно, что термины саха, обозначающие бедные слои населения, в основном представлены монгольскими словами. А слова, относящиеся к богатому слою, трактуются на основе тюркских языков. Кыпчакские воины, представляющие то или иное их родоплеменное подразделение, могли дать начало родам формирующегося этноса, таким образом, составив клановые образования, стоящие над потомками батулинцев, хоринцев, туматов и майаатов.

Следовательно, сложение культуры саха происходило в основных своих чертах за пределами бассейна Средней Лены. На Среднюю Лену могла прийти уже обьединение, культура которого была уже близка к собственно якутской, т.е. почти приняла якутский облик [125]. Однако это не значит, что саха как народность сложились на юге и просто переселились с прародины на современную территорию Якутии. Безусловно, предки саха, как этническое образование, при своих переселениях не просто передвигались, а вступали в контакт с коренными обитателями новой родины. В результате этих контактов и происходило окончательное сложение народа саха на Средней Лене [126]. На новой родине предки саха встретились с многочисленными тунгусскими родами, занимавшими тогда и территорию Центральной Якутии. При этом следует принять во-внимание то, что, по последним данным, тунгусы - такие же недавние пришельцы на Средней Лене, как и тюрко-монгольские выходцы. Существует предположение, что оленные тунгусские племена начали движение из Забайкалья и Приамурья в другие районы региона Сибири не ранее XII в. Внешним побудительным толчком к их расселению послужила экспансия чжурчжэней. Так в анонимной рукописи, сообщается что, по преданиям тунгусов, они "странствовать начали в лесах по причине вшествия из монгольской степи войск китайских, удалились к северу и укрывались от преследования в горах лесистых, кочуя беспрестанно в отдаленнейших, только им проходимых местах" [127].

В результате ретроспективного анализа исторических преданий народов Якутии можно сделать вывод о том, что были также небольшие группы из представителей монгольских племен угулээтов, сортолов, хатыгынов, бекри (меркитов), когда-то бежавших от своих феодалов в наш свободный край. Все они за исключением хоро, приняли участие в этногенезе тунгусов, и лишь затем были ассимилированы саха. Следовательно, освоение тунгусами территории Якутии, в ходе которой происходил этногенез эвенков и эвенов - результат проникновения южных групп, в котором активное участие принимали выходцы из монгольских племен. Те же легендарные хоро и туматы активно участвовали в данных событиях.

Территория Якутии была спасительным краем, для всех кто любил свободу и волю. Следовательно, в этногенезе северных и вилюйских саха принимали широкое участие потомки монгольских групп, переселившихся до прихода саха. Таким образом, в некотором смысле подтверждается вывод Г.В.Ксенофонтова [128]. Однако когда автор свободно переносится из истории Баргуджин-Тукума XIII в. в эпоху хуннов (начало I тыс.), надо учитывать научные знания того времени в области изучения этногенеза алтайских народов.

Любопытно то, что по археологическим данным, тюркоязычные предки саха на Средней Лене встретились не с самими тунгусами, а с каким-то автохтонным народом. Отсюда, даже утверждается, что "смешавшись с пришлыми тюрками, перенимая их более развитую культуру и язык, местные палеоазиатские (протоюкагирские, протосамодийские) племена дали начало формированию нового этноса - народа саха" [129].

Потомками коренных жителей Якутии на Средней Лене могли быть представители родов мэйик, норуктэй, хара и джарханцы, позже полностью переселившиеся на Вилюй. Так имя рода мэйик напоминает название эвенкийского рода майаат, а неруктэй - этноним нерумни. При этом, ваняды (маяты) и нерумняли считаются единой этнографической группой смешанного тунгусо-самодийского происхождения [130]. Слово дьаархан возможно заимствован от юкагирского слова йархан(ледяной) [131]. По архивным данным, ярканцы вплоть до 40-х годов жили на Лене, в районе устья р.Сини. Следовательно, основные предки вилюйских якутов - джарханцы и бордонцы перебрались на Вилюй, убегая от ясака. Весьма любопытно, что по преданиям, прародительница вилюйских якутов Дьаархан или Дьаардаах была иноплеменницой - туматкой или происходила из тунгусского племени нюрбачан.

Майааты, нерумняли, булэны, момогиры, нюрмагаты считаются эвенкийскими родами, однако они в прошлом принадлежали к юкагироязычным этносам. В формировании юкагироязычных этносов Якутии принимал участие уралоязычный элемент, близкий к коренным обитателям Западной Сибири, который служил одним из компонентов при этногенезе северных самодийцев. Таким образом, те смелые охотники, которые с незапамятных времен осваивали Арктику, являются одним из этнических предков саха.

О проживании прауральского (протоюкагирского) населения не только на всей территории Якутии, но и многих областей Восточной Сибири и также арктической зоны Западной Сибири свидетельствуют топонимические, фольклорные и археологические материалы. В современной науке считается доказанным и лингвистическое родство уральских языков с языками индейцев атапасков и родственных им более южных апачей и навахо. Следовательно, и утверждение о близости этнокультуры саха к культурам североамериканских индейцев не представляется таким уж фантастическим. Но все-таки представляется неправомерным после вышеприведенных материалов, согласится с выводом о том, что именно палеоиндейский субстрат на Лене мог сыграть главную роль в этногенезе саха [132].

Названия многих современных улусов, улусных центров происходят из названий тунгусских родов. Это названия таких основных улусов и улусных центров Якутии как Майя, Булун, Мома, Жиганск, Нюрба. Названия некоторых улусов переводятся только из эвенского и эвенкийского языка. Это Сунтар, Колыма, Оленек, Томпо и т.д. Они давно стали понятиями, неразделимыми от якутской нации. Поэтому история и культура тунгусов и юкагиров - это составная часть истории и культуры современного народа саха. Одной из самых существенных сторон этногенеза саха был переход рыболовно-охотничье-оленеводческих аборигенных племен к разведению конного и рогатого скота [133]. Например, эвенкийский род сологонов, существовавший в XVIII-XIX вв. на Вилюе был постепенно обьякучен. Часть этих сологонов осела и завела хозяйство якутского типа [134].

Страницы: 1, 2, 3, 4