Реферат: К проблеме происхождения народа саха
Можно
выдвинуть и версию о том, что основные этнические подразделения саха: мэгинцы,
борогонцы, батурусцы, баягантайцы также могли быть частью батулинцев. Сын
Омозоя Бааразай Баатылы иногда считается предком не только Баягантайского, но и
Батурусского улуса, название которого также происходит от термина Боотур. При
этом можно обратить внимание на то, что мингаты, баргуты были широко
представлены среди родоплеменного состава ойратов, затем калмыков [47]. Говоря
об этом, мы исходим из того, что имя предка Борогонского улуса сына Элляя,
Барза Баатыра напоминает имя предка бурятского народа - Барга Батора. Данный
эпоним говорит о том, что средневековые баргуты являются непосредственными
предками бурятского этноса и видимо отчасти и саха.
Некоторые
исследователи баргутов также считают потомками курыкан, другие утверждают, что
они происходят от другого средневекового тюркского племени - байырку, который
проживал на территории Забайкалья. Тем более их имя считается калькой тюркского
слова и означает "могучий, богатый" [48]. Однако с таким же
основанием, потомками байырку могли являться байауты - другое монгольское племя,
проживавшее также отчасти на территории Забайкалья. Вот они то могут являться
предками Баягантайского улуса. Говоря все это, следует сказать и то, что группы
людей из этих монгольских племен: баргутов, байаутов, туматов и т.д. принимали
участие в этногенезе эвенков. Так род баяки - баягир принимал самое
непосредственное участие в освоении тунгусами территории Якутии. Тем самым при
отождествлении саха с курыканами, не учитывается тот факт, что еще в период
господства киданей (XI-XII вв.), бывшие тюркоязычные телеские племена, или их
части, не ушедшие на запад, были постепенно омонголены и превратились в
монголоязычных хори, туматов, баргутов, байаутов и т.д.
Название
самого крупного в составе саха Мегинского улуса довольно близко как к
самоназванию древних монголов мэнгу=мэньу, так и мингатов - которые были среди
тувинцев и ойратов. Это тем более интересно, что по материалам тувинского
фольклора, этнонимы мингаты, монгуши и монголы относились к названию одного и
того же народа [49]. Значит, потомки батулинцев среди саха могут быть
увеличены. Однако, увеличивая долю монгольского (ойратского) компонента в
составе саха, следует сказать, что тогда, нам непонятно, каким образом саха
стали тюркоязычным этносом.
Следовательно,
в потомках Омогоя можно увидеть монголоязычные племена, вошедшие в состав саха.
Как утверждал Я.И.Линденау - участник Камчатской экспедиции, Омогой - коренной
обитатель Прибайкалья - был из рода Боотулу. Потомки Омогоя и пришельца Эллэя в
составе восьми главных якутских родов были расселены на территории Прибайкалья
и в соседних с ним степях до тех пор, пока не были оттуда оттеснены кыргысами и
монголами. Сначала они давали достойный отпор своим врагам, но потом, когда во
времена царствования Баджея - внука Эллэя, они слишком обессилели, чтобы
успешно противостоять своим врагам, он собрал все племя и спустился вниз по
Лене [50].
Значит,
саха XVIII в. еще связывали возникновение своего народа с территорией
Прибайкалья, откуда Бадьай тойон - дед Тыгына привел свой народ где-то в
середине XVI в. Теперь посмотрим, как эти фольклорные сведения сочетаются с
археологическими материалами. Примечательно, что на основе поздних якутских
материалов XVII-XVIII вв., А.И.Гоголев построил широкую "панораму
кыпчако-якутских связей по линии сходства некоторых черт материальной
культуры" [51]. Следовательно, в это время параллели, которые существовали
между курыканской и кулун-атахской культурами, становятся уже мало заметными
[52].
Исходя
из этого, можно сделать вывод о смене населения на Средней Лене в XVI в.
Значит, пришлые скотоводы, придерживавшиеся обряда погребений с конем, могли
окончательно определить культуру и язык саха. Следовательно, они вытеснили и
ассимилировали обитателей кулун-атахской скотоводческой культуры,
предположительно связываемых с хоро-туматами [53]. Но генетическую
преемственность между кулун-атахской и поздней якутской культурами невозможно
обьяснить, без учета того факта, что туматы и хоро являются такими же предками
саха, как и более поздние прищельцы - потомки Омогоя и Элляя. В подтверждение этой
гипотезы можно было бы привести ряд доводов, говорящих в пользу того, что среди
саха не только хоро и потомки вилюйских "пеших" саха являются
потомками племен хоро и тумат, но и другие роды центральных саха могли быть их
ответвлениями.
Так
ответвлениями хоролоров могли быть также уодэйцы и бологуры. Подтверждением
этого являются наличие топонимов Хоро Уодэй и тот момент, что предок бологуров
Бологур Буххаат "хоролуу ааттааза уhу" [54]. А к туматам могли
принадлежать представители родов Сата и Модут, которые в архивных документах
фигурируют как "маданские" якуты. Об этом свидетельствует наличие
этнонимов сата и мада среди тувинцев [55].
Теперь
вернемся в Прибайкалье. Там в могильнике Усть-Талькин, также были найдены
погребения с захоронениями коней датируемые XV-XVIвв. Значит, это говорит о
каком-то едином тюркском компоненте, который принял участие в этногенезе, как
западных бурят, так и якутов. Однако среди курыкан, населявших Прибайкалье в
VI-X вв. н.э., так и бурят - монголов обряд захоронения с конем не
зафиксирован. Отсюда, можно придти к выводу, что "в эпоху монголов в
Прибайкалье появились какие-то тюркоязычные племена, близкие усть-талкинцам,
которые и занесли обычай закапывать умерших вместе с конем в бассейн Верхней
Лены" [56]. Весьма интересно и тот факт, что по антропологическим данным,
в формировании усть-талькинцев и ангаро-ленского варианта центральноазиатского
антропологического типа, характерного для саха и булагатов принимал участие
европеидный компонент [57].
Именно
на Усть-Талкине впервые зафиксированы представители центральноазиатского
антропологического типа и низкорослая лошадь, генетически близкая к якутской.
Как утверждают А.И.Гоголев и Ф.Ф.Васильев, в погребальном обряде и инвентаре
Усть-Талкина обнаруживаются ряд параллелей с якутскими погребениями [58]. В то
же время, бурятские исследователи считают, что предметы из данного могильника
ярко характеризуют монгольский погребальный комплекс и имеют аналогии в поздних
бурятских погребениях. Отсюда следует, что в данную эпоху в Прибайкалье было
тюрко-монгольское взаимодействие, точнее саха-бурятское совместное проживание.
Так,
обряд погребений с конем, характерный для саха, имеет совпадения с древним
горноалтайским [60], затем с древнетюркским [61] и только потом с кыпчакским
обрядами [62]. Тем самым, наконец - то, мы вышли на вопрос происхождения
тюркоязычных предков саха. Родство саха с кыпчаками, определяется наличием
общих для них элементов культуры - обряда погребения с остовом коня,
изготовления чучела коня, деревянных культовых антропоморфных столбов,
предметов украшений, связанных в своей основе с пазырыкской культурой (серьги в
виде знака вопроса, гривны), общих мотивов орнамента [63].
Таким
образом, кыпчакские элементы могли сыграть определяющую роль при формировании
культуры и этногенеза саха. О кыпчакских элементах в культуре саха достаточно
много было сказано А.И.Гоголевым, затем дополнено его учениками Ф.Ф.Васильевым
по военному делу и Р.И.Бравиной по погребальному обряду саха. Кыпчакские мотивы
прослеживаются и в генезисе национальной одежды саха, прослеженной в монографии
Р.С.Гаврильевой [64]. В духовной культуре саха также много фактов восходящих к
этнокультуре кыпчаков. Об этих моментах писали в своих монографиях В.Е.Васильев
и Е.Н.Романова.
В
свою очередь, хотелось бы отметить, что Рабби Петахья, путешествуя среди
кыпчаков XII в., заметил: "Там существует обычай, что женщины день и ночь
оплакивают" [65]. С этим обрядом можно сравнить обычай древних саха
"дьахтар ытатыы", т.е. обряд плакальщиц [66]. В XIII в., по словам
Г.Рубрука, половцы для умерших "богачей" строили пирамиды, то есть
остроконечные домики [67]. В этой связи особо следует отметить, что у саха
существовали восьмиугольные надмогильные срубы, причем некоторые имели крышу в
виде восьмигранной усеченной пирамиды [68].
Или
же у саха наездников-скотоводов в старину бытовала ныне совершенно забытая
одежда-набедренник (бэлэпчи), генетически и этимологически связанная с
киргизским "бэльдэмчи". Из-за этого ранее ее считали, перенятой от
курыкан. Но в последнее время появилось сообщения, что найден исторический
прототип киргизско-казахских белдемчи. Это распашная юбка средневековых
половцев европейских степей [69]. Ее даже называют этническим показателем
кыпчаков-половцев. Тюркоязычных предков саха принято связывать с личностью
Элляя. Некоторые дореволюционные исследователи на основании фольклорных
сведений и этносознания саха писали, что народ саха произошел в результате
обьединения трех поколений: Эллэева (Кангаласское), Омогоево(Батулинское) и
Хоринского.
Кыпчакский
компонент в составе саха принято связывать с кангаласцами, отождествляя их с
названием племени канглы, который присуствовал в кыпчакском союзе. Однако роды
и племена канглы (или с основой канг) имеются практически у всех тюркских
народов [70]. Нужно отметить и тот факт, что в средневековье племя канглы
существовал не только в огузо-кыпчакской среде, но и обитал далеко на востоке,
видимо входил в состав кереитского обьединения. Здесь следует сказать, что
канглы были крупным племенным союзом, в состав которого входило много племен.
Кангаласцы также состоят из многих родов. Судя по преданиям и архивным данным,
многие роды саха являются их ответвлениями. Поэтому следует принимать
во-внимание, близость названий родов саха, кстати родственных кангаласам к названиям
тюркских племен, которые входили в состав средневековых огузов.
Так
название рода Наахара близко к имени огузского племени нахурлы. Ф.Ф.Васильев
обращал внимание на близость имени рода "Боро-Ботун" с волчьей удачей
к самоназванию печенегов "ит - бечене" [71]. Нужно привести тот факт,
что канглы считаются потомками печенегов, которые в свою очередь происходили от
древних кангюйцев [72]. К печенегам были близки их соседи средневековые
мадьяры. Арабский этникон "маджгар" считается воспроизведением самоназвания
мадьяр в сочинении автора IX в. Ибн-Русте [73]. К данному этнониму близко
название рода Малдьазар - соседей и близких родственников кангаласцев. Нужно
отметить тот факт, что этноним мадьяр бытовал в территории Казахстана и в более
позднюю эпоху, вплоть до XIX в. [74].
Однако
потомками Эллэя считали себя и другие улусы центральных саха, помимо
кангаласцев. Другой проблемой является тот факт, что к приходу русских, саха
были уже сформировавшимся народом, с единым языком и у них существовало единое
этническое самосознание. Т.е. можно придти к выводу о том, что формирование
народа саха как устойчивого этноса уже насчитывало несколько веков. По данным
С.И.Боло, предки саха считали себя единым народом и называли себя
"ураанхай-саха" [75]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в
этногенезе саха имелось устойчивое ядро, вокруг которого происходило
формирование нового этноса. До сих пор мы обсуждали о роли туматского,
хоринского и батулинского компонентов в происхождении саха. Ничуть не отвергая
роль их в сложении саха, следует учитывать и то, что по этносознанию саха все
эти племена вошли в состав саха позже, отделившись от своих сородичей.
Как
выше было сказано, тюркоязычные предки саха считавшие себя потомками Эллэя
могли быть связаны с средневековыми кыпчаками. Можно привести и тот момент, что
сюжет и мотивы "Эллэйады" имеют многочисленные параллели и аналогии в
эпосе "Идиге и Тохтамыш", распространенном среди кыпчакоязычных
народов от Алтая до Дуная [76].
Степные
народы имели привычку включать в числе своих прародителей, те племена, от
представителей которых они происходили. Так, по генеалогии саха, Эллэй имел
следующих сыновей - основателей улусов саха: Хаайа-Ханылы, Хатан Хатамаллай,
Болотой Оххон, Боркутай, Баарагай Байагантай [77]. С этим мы хотели бы сравнить
то обстоятельство, что кыпчакский союз племен возглавляло династия племени
эльбури, куда входили племена канглы, котан (кидани), болот (карлуки), борку
(баргуты), каи или уран (кимаки), байаут и т.д. [78] В этой связи, весьма
любопытен тот факт, что по казахской генеалогии прародителем всех казахов
считается Котан, а Младшего жуза - Болот [79].
Следует
учесть и тот факт, что кыпчаки численно преобладали в ней, поэтому данный иль
получил их название, хотя они входили в нее в качестве одного из племен. Как
видно, в кыпчакском союзе, существовавшем в XI - XIII вв. на территории от
Алтая до Дуная, было немало монголоязычных племен, перекочевавших на территорию
Казахстана еще задолго до походов Чингис-хана [80]. При этом их слияние
постепенно обрело такие формы, что речь должна идти о формировании единого
средневекового кыпчакского этноса, который был нарушен в XIII в. вторжением
монгольских орд.
Однако
при этногенезе современных тюркских народов (с кыпчакским языком),
происходившем в XIV-XV вв. в рамках различных орд, возглавляемых потомками
Чингиса, определяющую роль сыграло то устойчивое кыпчакское ядро, сложившееся в
начале II тыс. н.э. Видимо это же обстоятельство наложило свой отпечаток при
этногенезе саха. Как нам кажется, то общенациональное единство, характерное для
саха XVII в. уходит своими корнями в историческое прошлое кыпчакских племен
Казахстана дочингисовской эпохи.
Значит,
большой задачей является выяснение родоплеменной принадлежности тех кыпчаков,
которые участвовали в этногенезе саха, в котором заключается разгадка
происхождения основных улусов (племен) саха. В рамках такого представления,
становится более понятным, сложность родоплеменного состава саха и в то же
время их этническое единство, как ведущих себя к потомству Эллэя и Омогоя. При
этом, учитывая тот факт, что в кыпчакский этнос входили немало монголоязычных
племен, можно предполагать, что и роды саха - монгольского происхождения,
считавшие себя потомками Эллэя, и возможно отчасти Омогоя могли быть также их
потомками.
Это
касается в первую очередь борогонцев (потомков баргутов?), байагантайцев
(байаутов) и хатылинцев (котанов). Самым поразительным совпадением саха -
казахских этнонимов является родословная предков Омогоя и Эллэя. Казахские
исследователи Т.А.Инсебаев и Е.З.Кажибеков впервые отметили связь родословной
саха и шежере казахского племени аргын. Согласно родословной, предками Омогоя и
Эллэя являются: Оксуку-Мэйэрэм Суппу-Хорохой-Аргын-Айаал-Орос Куол
Дьулдьугун-Туортугул-Хайаран-Омогой, Эллэй. Имена предков саха они сопоставили
с родовым делением казахского рода сююндук, входивших в состав аргынов:
оразкельды-ороскуолдьулдьугун; тортуул и туортугул, мейрам и мэйэрэм-суппу
[81]. Еще П.А.Ойунский имя Аргына связывал с казахским племенем аргын, а Айаал
с родом иртышских татар аялы [82]. Отсюда можно предпологать, что тюркоязычные
предки саха могли входить в обьединение племен, которое возглавляло племя
Тортуул (Дурут), затем в племенной союз Аргын.
Родоплеменной
состав народа саха слабо изучен. Поскольку названия родов центральных улусов
саха не сходны с монгольскими и саяно-алтайскими этнонимами, то утверждается,
что этнонимика саха не имеет ничего общего с родоплеменным составом других
тюрко-монгольских народов. Однако имена многих коренных родов саха имеют сходство
с названиями огузских и кыпчакских племен и с названиями родов, вошедших в
состав народов, происходящих от них. Так, род саха чакыр сопоставим с именем
одного из 24-х племен огузов чакыр, чэриктэй с черик, наахара с нахурлы.
Якутский Уодай можно сравнить с названием казахского рода одай, сылан с
башкирским йылан, уодэй с туркменским одей, атамай с каракалпакским ашамайлы и
т.д. Есть и роды саха, названия которых напоминают имена кыпчакских племен,
зафиксированных в арабо-персидских источниках. Так бырдьыкы - бурджоглу, из
которого происходила династия мамлюков в Египте, энсиэли-анжигали,
дьуhаал-джузан, алаgар-аларас и т.д.
На
этом основании допускаем, что кыпчакский компонент в составе саха представлен
не только кангаласцами, но и всеми родами, ведущими свое происхождение от Эллэя
и, возможно, отчасти от Омогоя. Однако саха по языку принадлежат к огузской
языковой группе, поэтому, видимо, их тюркские предки могли происходить из той
огромной территории "Дешт-и-Кыпчака", где сохранялся огузский
элемент. Нам известно, что огузский язык преобладал среди поволжской
группировки кыпчакских племен, известной под названием саксины и кыпчаков
Восточного Казахстана.
Следует
сказать и то, что среди кыпчаков Восточного Казахстана, который фигурирует в
письменных источниках того времени, как страна Югур (Уйгур), во главе стояла
династия племени Уран [83]. Так вот, по данным якутского ученого
Н.В.Емельянова, существовала старинная пословица "Огус баhа танаралаах
уран-сахалар", в переводе на русский язык "Уран-саха, имеющие
божеством голову быка" [84]. Получается, что этноним уран также имеет
отношение к самоназванию древних саха. Исследователи указывают, что топонимы с
основой уран распространены на территориях, примыкающих с северо-востока к
Сырдарье [85].
В
племени уран казахские историки видят потомков кимаков. Так, казахский
востоковед, историк и археолог С.М.Ахинжанов утверждал, что реальным
самоназванием народа кимак в арабо-персидских источниках было cлово уранкай
[86]. В этой связи весьма интересно, что во многих преданиях саха
рассказывается о том, что в глубокой древности, предки саха жили в стране
Ураанхай. Оттуда они всем народом, со скотом и всем богатством переселились к
берегам Байкала [87]. Данные олонхо же говорят о том, что в "Среднем
мире" предков саха, на его западной части будто бы находится "Араат
Байгал" или "Арылы Байгал". Исходя из этого, П.А.Ойунский
располагал прародину саха "на востоке или в северо-восточном направлении
от Аральского моря" [88].
Значит,
у нас есть возможность связать предания саха о легендарной прародине Ураанхай -
с уранкаями-кимаками, которые обитали в последние периоды своей истории вокруг
Аральского моря. На территории Казахстана можно найти гору, речку, поселок и
городище XIII-XV вв. под названием Уранхай [89]. Кимаки - это народ,
построивший огромный каганат "от верхней Оби до Нижней Волги и от низовий
Сырдарьи до сибирской тайги в период с IX в. по XI в". Проблемы
происхождения и потомства кимаков по данным современной науки не может
считаться полностью решенными, не случайно Л.Н.Гумилев называл их
"странным" или "позабытым" этносом [90].
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|