Реферат: Конспект лекций по микроэкономике
В ценовой политике различают две
стороны:
-
ценовая стратегия – предполагает формирование долговременных, устойчивых
принципов ценообразования и реализации цены.
-
ценовая тактика – предполагает кратковременную адаптацию ценообразования и
цены к каким-то краткосрочным изменениям рынка не нарушающие при этом
глобальную ценовую стратегию.
Существует шесть основных принципов
ценовой политики:
1) «Внедрение» - политика проникновения на рынок посредством появления на
рынке большого количества качественного товара отличающийся низкими ценами
(тактический характер);
2) Ценовой лидер – это ценовая политика крупной фирмы, которая имеет
возможность, в силу своего монопольного положения может диктовать рынку свою
цену, и которая своей политикой цены может разорить своих конкурентов;
3) Политика быстрых денег – применяется к области ценовой политика, когда фирма хочет
любой ценой распродать товары или получить наличные, или фирма находиться на
гране банкротства;
4) «Снятие сливок» - применяется тогда, когда вводится очень популярный
товар, за который потребители готовы платить разумно высокую цену, а
производители-конкуренты еще не в состоянии дать рынку такого рода товар;
5) Атака
– политика посредством низких цен подавить конкурентов, привлечь
дополнительных покупателей, за счет роста объемов производства обеспечить рост доходов
фирмы;
6) Следование в фарватере – политика малых фирм, которые гибко реагируют на
изменение цен фирм ведущих политику ценового лидера.
Методы ценообразования. Цены
устанавливаются:
-
на основе издержек производства
-
установление цен с ориентациею на
спрос;
-
становление цены с ориентацией на
уровень цен конкурентов;
-
установление цен с ориентацией на
жизненный цикл товара.
В жизненный цикл товара входит пять
фаз:
1) разработка товара;
2) внедрение на рынок;
3) рост объемов продаж;
4) период зрелости;
5) падение объемов продаж.
-
параметрических метод установления
цен (метод: деформация цен и установление в зависимости от технического уровня
изделия, в котором каждая из его технико-эксплуатационных характеристик имеет свою
собственную оценку).
В ценообразовании и ценовой политике большое значение имеет
скидки и надбавки к цене.
Скидки к цене могут быть:
-
за партийность (10
$/1-99 шт. или 9 $/> 100 шт.);
-
скидка за платежи наличными или срочность перечисления
денег за купленный товар (2/10 netto 30);
-
дилерские скидки – в
неактивный период продаж;
-
экспортные скидки – на
цены экспортируемых товаров и, как правило, связано с внутренней адаптацией
экспортера с мировыми ценами;
-
бонусные скидки –
скидка за расширение торгового оборота, как в сумме, так и в ассортименте,
зависит от расширения объемов покупок различных товаров данной фирмы;
-
функциональные сидки – в
пользу оптовой торговли.
В ценообразовании также имеет значение скидки как зачеты –
скидка за возврат старого товара купленного в данной фирме.
Сложные скидки – варианты различных сочетаний перечисленных названий скидок.
Наценки:
-
за особое качество;
-
за особый сервис;
-
за доставку (установку, пуск в
эксплуатацию).
Тема: Теория поведение потребителей.
1. Предельная полезность и поведения
потребителя.
2. Ординалистская теория поведения
потребителя.
3. Эффект замещения и доходы.
1.
Составной
частью теории спроса и предложения является теория потребления. Она исходит
их того, что:
-
потребитель в удовлетворении своих
вкусов и предпочтений всегда ограничен своими денежными доходами (бюджетные
ограничения);
-
в условия бюджетных ограничений
потребитель делает выбор, обеспечивающий максимально возможную полезность
данного конкретного выбора, предметом выбора является некое благо.
Благо
– это любой объект потребления, приносящий определенные устойчивые и
предсказуемые удовлетворения запросов потребителей повышающие уровень
благосостояния потребителей.
Система благ – весьма широкое понятие:
-
материальные блага;
-
духовные блага.
Благо предполагает существование и антиблага.
Набор благ – совокупность данных количеств данных видов благ совместно
потребляемых в данный период времени.
Набор благ характеризуется тем, что потребитель в этом
наборе стремится наибольшей выгоды при имеющихся возможностях.
Выгода
– при потреблении представляет степень удовлетворения потребителей,
покупателей называется полезностью блага.
В
характеристики полезности благ следует исходить из следующих аксиомических
положений:
1. аксиома полной упорядоченности потребителя – потребитель
всегда формирует и проявляет свое отношение к рассматриваемым благам и
комбинациям;
2. аксиома транзитивности предпочтения потребителя. Означает,
что логичность и последовательность поведения потребителя, перенесение
предпочтений с одних наборов на другие, является устойчивой закономерностью.
3.
аксиома непрерывности предпочтений, она подтверждается самим прогрессом
человеческой цивилизации;
4.
аксиома ненасыщаемости потребностей.
Основываясь на этих аксиоматических положениях в характеристике полезности
следует разложить ординалистскую, кардиналистскую и предельную полезность.
Ординалистская полезность – это определённая
последовательность, некий порядок, в соответствии менее и более
предпочтительных наборов благ (порядковая).
Кардиналистская полезность – характеризует разность в
стоимости и уровнях благосостояния, в количественных характеристиках
потребления (количественная)
Особое значение в характеристике поведения потребителя
имеет предельная полезность ибо ординалистская и кардиналистская
полезность характеризует лишь общую полезность.
Предельная
полезность – это дополнительное увеличение данного уровня
благосостояния, получаемое при потреблении дополнительного количества блага
данного вида.
В конце
XIX века Уильям Джонс, а затем и австрийская школа предельной полезности и
сформировали принцип убывания предельной полезности.
Принцип
убывания предельной полезности – чем больше количество однородных
потреблённых благ, тем меньше предельная полезность, извлекаемая из каждой
последующей единицы блага.
Рассмотренный
нами случай касается поведения потребителя к одному товару.
В
реальной действительности выбор потребителя всегда многообразен (x1,
x2, x3, x4,…, xn).
В
условиях финансовой ограниченности, сокращая потребление чебуреков и увеличивая
потребление кофе, тем самым увеличивается предельная полезность товара x1
(чебурека) и уменьшается предельная полезность xn (кофе).
В
каком-то диапазоне динамики предельной полезности достигается точка
оптикума, при которой нельзя больше увеличивать полезность товара x1
и xn.
Точка этого
оптикума называется точкой потребительского равновесия.
Потребительское
равновесие – означает, что отношение предельной полезности блага к его цене
должно быть одинаково для всех благ.
5=5 5=5
Вопрос №2
Ординалистская
теория представляет собой исследование закономерностей, определение
последовательностей и порядков в выборе и соотношении формирования
предпочтительных наборов благ.
Ординалистская
концепция анализа выборов связана уже со стоимостной оценкой.
Т.е.
наряду с предельной полезностью о.т. рассматривает категории издержек
потребителя, предельной ценности и бюджетные возможности.
А 8 ф.
мяса + 3 ф. сыра
В 6 4
С 5 5
Д 4 7
График
показывает, что все корзины принадлежат к набору безразличия (такой
набор, каждый из которых приносит один и тот же уровень потребления, ни один
предложенный вариант не имеет предпочтения перед другими).
Кривая, соединяющая точки наборов корзин, называется кривой
безразличия.
В условиях
рынка и мясо, и сыр имеют цену (мясо - $2, сыр - $1).
Денежные
доходы всегда ограничены и в потребительском выборе кроме кривой безразличия
большое значение имеет бюджетная возможность потребления, которую можно
представить с помощью бюджетной линии(кривая потребительской альтернативы,
кривая бюджетных возможностей).
Математическая
характеристика кривой бюджетной линии:
Касание в
одном графике кривой безразличия и бюджетной линии характеризует точку
потребительского равновесия, которую можно охарактеризовать уравнениями:
В
точке потребительского равновесия отношение полезностей равно отношению цен
потребительских благ
(у нас 2:1)
В этом
проявляется так называемый эквимаржинальный принцип, в соответствии с
которым потребитель распределяет свой денежный доход таким образом, чтобы
последующая денежная единица затрат на каждый товар давала одну и ту же
предельную полезность.
Выяснив понятие кривых безразличия и бюджетных возможностей рассмотрим
понятие предельных ценностей и издержек потребления.
Площадь
АВГО характеризует предельную полезность блага x1.
Издержки
потребления (стоимость данного количества блага) представляют собой
расходуемые на приобретение благ денежные средства.
В связи с
определением издержек потребления существует и понятие потребительского
излишка.
Потребительский
излишек – разность между ценностью и стоимостью данного количества блага.
(площадь АВБ).
Следовательно
потребительский излишек – это разность между максимальными ценами,
которые потребитель заплатил бы за каждое данное количество блага и рыночной
ценой этого количества.
Вопрос №3.
В теории
поведения потребителя кроме концепции полезности как базовой, применяется и
концепция эффектов замещения и эффектов дохода в связи с изменением
цены.
Эффект
замещения – это тенденция замещать товаром, цена которого снижается, те
товары, которые относительно стабильны.
Та доля
увеличения спроса на подешевевший товар, которая вызвана заменой более дешёвым
товаром дорогих, называется эффектом замещения изменения в ценах.
Снижение
цен оказывает воздействие и на доход.
Снижение
цены на один товар в ряду других вызовет не только эффект замещения, но
и эффект роста реального дохода.
Та доля изменения величины спроса на подешевевший товар,
которая вызвана соответствующим увеличением реального дохода, называется
эффектом дохода от изменения цены.
Эффект
дохода характеризуется кривой Энгеля:
Эффект
замещения и дохода при снижении цены на некий товар ведёт к тому, что по
нормальным товарам спрос растёт, по низшим товарам спрос снижается.
Товар,
где при росте цен растёт спрос на низший товар, называется товаром Гиффина.
Тема
№7, а лекция №9. Набрал я. P.of S. (3/18/99 3:44).
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО.
(Для
самостоятельного изучения).
1. Предпринимательская деятельность:
субъекты, объекты, формы.
2. Права и обязанности предпринимателя.
3. Государственные гарантии
предпринимательской деятельности.
ВОПРОС
1.
Предпринимательство
– представляет собой инициативную самостоятельную хозяйственную
деятельность отдельных граждан или группы лиц, направленную на получение
прибыли или личного дохода и осуществляемой от своего имени или имени фирмы под
свою личную (или фирмы) имущественную ответственность.
Субъектами
предпринимательской деятельности являются отечественные и зарубежные
юридические и физические лица.
Признаки
юридического лица:
-
зарегистрированный устав
-
учредительный договор
-
расчетный счет в банке
-
название фирмы
-
товарный знак
-
печать
-
штамп
-
фирменный бланк
-
обязательный государственный регистрационный номер.
Законом Украины запрещена предпринимательская
деятельность следующим категориям:
-
недееспособным (несовершеннолетние, душевнобольные)
-
физические лица, занятые в государственном аппарате на должностях,
содержание котрых связано с каким-либо влиянием, воздействием на
предпринимательство.
Объектами предпринимательства может быть все, что
не запрещено законом (все виды транспортного и бытового обслуживания,
посредничество, торгово-закупочная деятельность, консалтинг, операции с ценными
бумагами).
Запрещается:
-
производство и распространение наркотических веществ
-
взрывчатых веществ
-
ядовитых веществ
-
оружия
-
операции с живым товаром
-
пеншретеарная деятельность (тюремное обслуживание) (непонятное слово
надо спросить у Тарханыча).
Формы предпринимательства:
1.
Частная
предпринимательская деятельность, при которой собственником средств производства и произведенного
продукта является один или несколько физических лиц или группа лиц, связанная
родственными узами.
1.1.
частное персонифицированное
предпринимательство (Николай Специальный в Мариуполе).
1.2.
Частное
партнерское предпринимательство (джонсон и джонсон, видал и сасун(правда и не
таких я в жизни повидал J,
проктер и гембл, педи и грипал, адам и ева), ).
1.3.
Частное семейное
предпринимательство.
2.
коллективное
предпринимательство, собственниками средств производства и произведенного товара является
группа людей, каждый из которых внес свой пай в формирование собственности.
Кооперативы – более 3 человек, ООО – более или равно 2 человекам, предприятия в
собственности трудового коллектива, общества пон-лей, Мариупольская кондитерская
фабрика – сегодня она уже АО, хозяйственная ассоциация.
3.
С
применением наемного труда
4.
Без
применения наемного труда
5.
С
образованием юридического лица
6.
Без образования
юридического лица
7.
Осуществление
предпринимательской деятельности в качестве руководителя, специалиста по контракту с
собственником имущества.
8.
СЭЗ – сущность
ее заключается в установлении льготного режима для иностранных инвестиций, осуществление
технологического уровня производства до мирового уровня, движение товаров по
ценам мировых рынков, свободе конкуренции в рамках мирового рынка, решение вопросов
занятости, оплаты труда, социальной защиты по мировым стандартам. Цель – выход
на мировой уровень технологии производства и качества продукции, интеграция в
мировой рынок, заработанные СКВ устремлять на территориальное
социально-экономическое развитие и поступление валюты государству.
9.
ЗСП – зона
свободного предпринимательства. Суть: на льготных условиях привлечение
иностранного капитала.
10.
ТПР – территории
приоритетного развития. Суть: и отечественный капитал устремляется туда.
ВОПРОС №2.
Пять основных принципа предпринимательской
деятельности(октябрь 1990, второй общеевропейский конгресс предпринимателей в
Париже).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|