рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Конспект лекций по микроэкономике рефераты

НИЗШИЕ товары – такие товары, по которым, при росте платежеспобно­сти покупательский спрос на него  при неизменности его цены и даже при падении цены падает (маргарин и масло)

НОРМАЛЬНЫЕ товары – такие товары, спрос на которые растёт при росте  платёжеспособности покупателя (обувь).

ВЫСШИЕ товары – товары, относящиеся к категории роскоши или пред­метов неповседневного спроса. (престижные товары). Спрос на высшие то­вары является производным роста платежеспособности узкой социальной группы и спрос на эти товары растёт динамичнее, чем  платежеспособность этой социальной группы (новых русских мало, особенно у нас но $ у них нормально – хватает) J

СУБСТИТУТЫ – такие пары товаров, по которым рост цены на один товар приводит к росту спроса на другой (взаимозаменяемые)

КОМПЛЕМЕНТЫ – такие пары товаров, которые могут быть использо­ваны только вместе друг с другом (взаимодополняемые). Здесь рост цен на один товар – падение спроса на другой (бензин – автошины)

Нам осталось закончить ещё два вопроса . чем мы и займёмся на следующей лекции…. J

В рыночном механизме со спросом взаимодействует предложение.

Дадим графическую интерпретацию предложения.

Таким образом кривая предложения графически выражает зависимости ме­жду ценой товара и количеством этого товара, которые производи­тели же­лают и стремятся предложить на рынке.

Также, как и в кривой спроса разли­чают изменение величины предложе­ния (АВ; ВА) и сдвиг кривой предложения под воздействием n-ых перемен­ных.

К числу таких переменных, воздействующих на предложение следует отно­сить:

-      рост цен на ресурсные факторы (EF);

-      инфляция (продавцы не заинтересованы в увеличении спроса из-за роста цен на ресурсы – результатом является падение предложения (продавец придерживает товар до стабилизации ситуации));

-      изменение технологии;

-      рост производительности труда (кривая сдвигается влево);

-      изменение цен на ресурсы в сторону снижения и неизменном уровне цен на товары (СД);

-      изменение цен на другие товары;

-      изменение ожиданий (оптимистические – рост спроса, пессимистические – падение спроса).

Вопрос 2. Взаимодействие спроса и предложения.

Рынок – модель взаимодействия спроса и предложения, что означает, что необходимо свести кривые спроса и предложения вместе.

MN – 10 тыс. – дефицит рынка.

E – точка рыночного равновесия, характеризующая цену рыночного равновесия и объем рыночного равновесия.

F – вседствие роста доходов растет спрос. G – рост цен на природные ресурсы.

Информационным полем рынка является цена. Продавцы и покупатели планируют свою деятельность на базе этой информации – уровне цен.

Согласование спроса и предложения на определенном уровне ценывыступает как рыночное равновесие.

Рыночное равновесие – это ситуация когда при данной цене предложение равно спросу.

Рыночное равновесие – ситуация непостоянная и систематически изменяемая.

Нарушения:

-      если спрос избыточен (растет предложение), то возникает дефицит рынка, т.е. ситуация, в которой при данной цене величина спроса превосходит предложенное количество товаров.

Дефицит – величина избыточного спроса.

Первый признак дефицита – резкое уменьшение товарных запасов. Второй признак – очереди покупателей. (информация графически показана на втором графике МN).

В условиях дефицита:

-      падает качество товара;

-      развивается спекуляция;

-      растут цены.

Из за этого:

-      спрос снижается;

-      предложение растет.

Вследствие этого образуется новая точка рыночного равновесия F.

Секвестирование – урезание бюджета (придумал Чубайс, Белый говорит, что Чубайс – дебилом стал из-за этого).

 Секвестирование ведет к резкому снижению доходов населения.

Избыток рынка – это ситуация при которой величина предложения товара при данной цене превышает величину спроса на него.

При избытке товара, товарные запасы растут.

Наблюдается очередь производителей, а не покупателей.

Если дефицит рынка давит на цену снизу и цена растет, то избыток ранка давит на цену сверху и она снижается.

В результате этих изменений формируется новая точка рыночного равнове­сия.

Избыток равен 15 тысячам шт. товара.

Рыночная экономика характеризуется закономерностью всех ниш рынка:

-      существование некоего постоянного избытка товаров и услуг;

-      существование из-за этого некоего приемлемого уровня безработицы.

С учетом ценовых сигналов избытка и дефицита следует различать реакцию рынка на сдвиг спроса и сдвиг предложения.

Сдвиг спроса:

-      падение спроса ведет к избытку товара, который давит на цену сверху.

Из-за этого производство сокращается.

При снижающейся цене покупательский спрос увеличивается и начинается движение вспять.

Сдвиг предложения:

Он происходит чаще, чем сдвиг спроса поскольку на предложение влияют не только экономические причины, но и причины другого порядка.

Вопрос 3. Эластичность спроса.

Способность одной экономической переменной реагировать на изменение другой, выраженная как отношение процентных изменений называется эла­стичностью.

Показатель эластичности – коэффициент эластичности.

Различают коэффициент эластичности спроса и предложения.

Коэффициент эластичности спроса – коэффициент ценовой эластичности спроса и коэффициент эластичного спроса по доходам.

Коэффициент ценовой эластичности:

Ер – показывает уровень процентного изменения объема спроса на товар при коком-то прцентном изменении его цены.

Поскольку спрос находится в обратной зависимости от цены, постольку Ер – отрицательная величина.

Для исчисления Ер применяется абсолютное значение Ер.

Ер=0,75 – это означает, что величина спроса растет на 0,75% на каждый процент снижения цены.

Пример. Цена на товар У уменьшилась с 5 до 3 грн./шт, спрос увеличился с 3 до 6 ед.

Начальные и конечные позиции уровня цен и объема спроса характеризуют понятие изменение дохода.

Доход У=Р (цена)*Q(спрос)

Коэффициент эластичности спроса изменяется по доходу.

У1=15 ден. Ед.

У2=18 ден. Ед.

Если величина спроса растет на больший  процент, чем снижается цена и общий доход растет, то такой спрос называется эластичным.

Пример 2. Цена снижается с 5 до 3 грн. Спрос увеличивается с 3 до 4 единиц. Доход уменьшается с 15 до 12 ден. Ед.

Если величина спроса изменяется на меньший процент, чем изменяется цена и общий доход уменьшается, то такой спрос не эластичный.

Примет 3. Цена снижается с 5 до 3 грн. Спрос растет с 3 до 5 штук. Доходы равны.

Если цена и спрос изменяются на одинаковый процент и общий доход не ме­няется, такой спрос называется спросом с единичной эластичночтью.

Кроме указанных форм эластичности существует:

- совершенно не эластичный спрос. При любой цене потреби­тели спраши­вают одно и тоже количество некоего товара (хлеб).


-      абсолютно эластичный спрос – при любой цене спрос уве­личивается бес­конечно.

Ер < 1 не эластичный спрос

Ер =1 единичная эластичность.

Ер >1 эластичный спрос

Ер =0 совершенно не эластичный спрос

Ер = совершенно эластичный спрос.

При не эластичном спросе выручка продавца изменяется в том же направле­нии, что и цена.

При эластичном спросе имеет место противоположное направление.

Q1 – до изменений; Q2 – после изменений.

- средняя точка интервала Ричарда Аллена.

- перекрестная эластичность.

Существует понятие перекрестной эластичности, которая характеризует степень реакции объема спроса на товар Х при изменении цены товара У.

Величина Еху зависит от характеристик пар товаров.

-      По товарам субститутам Еху>0,

-      по комплементам Еху<0

-      по нейтральным Еху=0

Коэффициент эластичности по доходу Еу по:

-      низким товарам Еу<0

-      нормальным товарам Еу>0

-      по нормальным товарам первойнеобходимости  0<Еу<1

-      по нормальным товарам второй необходимости Еу=1

-      по предметам роскоши Еу>1.

Лекция №5.

Конъюнктура рынка.

1.    Конъюнктура и конъюнктурно образующие факторы.

2.    Изучение, анализ и прогнозирование конъюнктуры рынка.

3.    Информационное обеспечение конъюнктурной работы в фирме.

В1.

Рыночная система, как способ функционирования общественного произ­водства, представляет собой сложную экономическую систему, которая раз­вивается под воздействием множественности факторов.

Внешним проявлением внутреннего состояния этой системы, является экономическая конъюнктура.

Конъюнктура – совокупность условий, ситуаций, показателей учиты­вающих и принимающих в оценке экономического состояния тенденций и перспектив развития рыночной системы и ее подсистем.

Поскольку главными переменными рынка являются: спрос, предложение и цена, то изучение динамики спроса, предложения и цены которые и харак­теризуют состояние рынка.

Конъюнктура, как состояние некой экономической системы по уровням своего проявления и оценкам подразделяется на:

1)   Общемировая конъюнктура.

2)   Общехозяйственная конъюнктура

3)   Отраслевая конъюнктура

4)   Конъюнктура отдельных рынков

5)   Конъюнктура фирмы

Изучение, анализ и прогнозирование конъюнктуры имеет исключитель­ной значение для повышения уровня эффективности менеджмента.

На спрос, предложение и цену воздействует великое множество конъ­юнктурно-образовательных факторов. Всю их совокупность можно разде­лить на 4 большие группы:

1)   По периодичности воздействия

2)   По направленности воздействия

3)   По характеру возникновения

4)   По источнику возникновения

1)   По периодичности воздействия.

Выступают как:

–    временные (забастовка, стихийное бедствие)

–    постояннодействующие:

-     Циклические (связаны с анализом промышленного (делового) цикла.

-     Нециклические (НТП, воздействие государства, концентрация произ­водства)

2)   По направленности воздействия.

-     Факторы стимулирующие развитие рынка (кредитно-денежная поли­тика, налогообложение, государственное регулирование, гос. заказы)

-     Тормозящие развитие рынка (кредитно-денежная политика, налого­обложение, государственное регулирование, гос. заказы)

3)   По характеру возникновения.

-     Закономерные

-     Случайные

-     Стихийные

4)   По источнику возникновения.

-     Эндогенные

-     Экзогенные

-     Экономические

-     Социальные

-     Научно-технические

-     Политические

-     Природные

-     Военные

В2.

Целью конъюнктурного исследования является оценка состояния рынка и разработка прогноза по проблеме: где, когда и по каким ценам, в каком объеме можно продать произведенную продукцию или купить ее или ре­сурсные факторы.

Конъюнктурная работа включает 6 этапов:

1)   Определение объекта исследования, его основных черт и особенно­стей.

2)   Сбор и накопление конъюнктурной информации по всему спектру по­казателей.

3)   Проведение анализа конъюнктуры. Глубокое всестороннее действие изучения всех факторов.

4)   Разработка прогноза конъюнктуры.

5)   Выработка практических рекомендаций на базе разработанного про­гноза.

6)   Принятие решений.

По анализу конъюнктуры есть 2 основных метода прогнозирования:

-     экономическо-аналитический метод и математический метод  - заклю­чается в использовании знания, опыта и интуиции экспертов-специалистов.

-     Математический – основан на разработке моделей выражений, функ­ционирование и корреляцию зависимости между конъюнктурно образую­щими показателями данного рынка.

В3.

Для проведения качественной конъюнктурной работы в фирме необхо­димо сформировать 5 фондов конъюнктурно-ценовой информации:

1)   Фонд нормативно правовой информации

2)   Фонд методической информации

3)   Фонд справочной информации

4)   Фонд информации о планировании и резервах рынка, деятельности фирм.

5)   Фонд информации о кадровом обеспечении фирмы.

04.03.99                                                                набор:                                   лекция №6

Цена и механизм её формирования в рыночном хозяйстве

1.    Механизм формирования цены в рыночной экономике.

2.    Разновидности цен. Транспортный фактор цены Имкотермс ’90.

3.    Ценовая политика фирмы.

Цена, как экономическое явление, насчитывает многотысячелетнюю ис­торию. Первые теории цены появились ещё в античности (Аристотель). Со второй половины 19в. выкристаллизовались две основные концепции тео­рии цены: объективистская концепция (марксистская) и субъективистская (маржиналистская).

Маркс: «Цена есть денежное выражение овеществлённого в товаре труда…, показатель величины стоимости товара». Маржиналистское толко­вание Бен Баверт: «Цена всецело является продуктом субъективных оценок материальных благ участниками обмена».

Золотая середина – в основе цены находятся как издержки производства, так и субъективные восприятия покупателя, ценности, материальные блага. Такие подходы в теории цены характерны для Маршала, Стиглера, Шульца, Дональда, Леонтьева, Сэмуэльсона. Такой подход означает мак­симальное внимание в проблеме снижения издержек производства, так и ис­следованию проблем спроса и предложения, их эластичности, т.е. внимание проблемам маркетинга, который выступает в качестве теории и практики организации производства и сбыта на основе знаний рыночной коньюнк­туры.

Цена рыночного равновесия по современным взглядам формируется в ус­ловиях:

а) свободы производства;

б) свободы выбора;

в) на основе личного экономического интереса.

Названная триада формирует отношения состязательности, конкуренции между участниками рыночного обмена. В этих условиях цена как зеркало, отражает предпочтение потребителей и заставляет приспосабливаться про­изводителей. Именно ценовой механизм координирует выборы «что, как, для кого?». рыночная система цен эффективно работает только в условиях конкуренции потому что лишь в условиях конкуренции ценовые сигналы точно отражают экономическую ситуацию. Только конкуренция заставляет субъектов рынка поступать в соответствии

11 марта 1999 г.

Лекция №7 (продолжение лекции №6)

5.    CFR – производитель несет все расходы, кроме страхования груза до борта или станции назначения.

6.    CIF – все расходы, включая страховку до порта, станции назначения не­сет производитель.

7.    CRT – применяется при смешенной схеме транспортировки, все расходы, кроме страховки несет производитель.

8.    СIP – условия СRT включающие страховку.

9.    DAF – предполагает, что все расходы по доставке груза на пункт пересе­чения пограничного пункта несет производитель (включая страховку).

10.   DES – только при морских и речных перевозках и означает, что произ­водитель-продавец несет все расходы до порта назначения покупателя.

11.   DEQ – условия DES включающие в себя все расходы производителя по доставке товара до склада покупателя.

12.   DDU – все расходы до склада покупателя за исключением пошлин и внутренних государственных налогов несет производитель.

13.   DDP – абсолютно все расходы, включая и таможенные пошлины и т.д. несет производитель.

Выбор одной из выше перечисленных видов цены зависит от особенно­стей производства, транспортировки и т.д.

3.

Ценовая политика представляет собой совокупность действий в об­ласти ценообразования реализация, которой обеспечивает устойчивое фи­нансовое положение фирмы и эффективное ее функционирование на рынке.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8