рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Конспект лекций по микроэкономике рефераты

Реферат: Конспект лекций по микроэкономике

Предмет и метод микроэкономики

1.    Экономика и микроэкономика

2.    Виды выбора как предмет микроэкономики

3.    Метод микроэкономики

Вопрос 1. Жизнь человеческого общества связана с непрерывным по­треблением, но потреблять можно только то, что произведено, таким обра­зом человечество всегда находится в противоречивом единстве потребления и производства. Потребление связано с осознанными желаниями людей, производство связано с наличием ресурсов производства. Желание, потреб­ности людей растут быстро, постоянно и безгранично. Всё это происходит в силу закона возвышающихся потребностей. Ресурсы всегда ограничены, т.е. они редки.

Редкость – это ситуация, когда ресурсов недостаточно, чтобы удовле­творить желание всех и каждого. Поскольку редкость – ситуация постоян­ная, постольку изучению редкости и деятельности людей в условиях редко­сти и посвящает свои усилия наука под названием экономика.

Экономика (ойкос, номос) – это наука, изучающая выборы, которые люди совершают, используя редкие ресурсы для удовлетворения своих по­требностей, следовательно, предметом экономики являются не деньки, не материальные блага, а люди, их действия, их выборы.

Изучая экономику наблюдаем (различаем) в ней две ветви: микроэконо­мику и макроэкономику.

Макроэкономика – это раздел экономики, изучающий крупномасштаб­ные экономические явления, в основе которых лежат микроэкономические процессы, происходящие на уровне хозяйствующих субъектов.

Микроэкономика – это раздел экономики, изучающий выборы, совер­шаемые малыми экономическими единицами (фирмами, предпринимате­лями, отдельными госструктурами) в условиях редкости

 

Вопрос 2. Предметом микроэкономики, следовательно, являются вы­боры, совершаемые малыми экономическими единицами. Система выборов сводится к четырём выборам:

-      что

-      как

-      кто

-      для кого

«Что» - означает выбор, какие товары и услуги возможно и необходимо производить. При решении выбора «что» всегда существует альтернатива типа «либо… либо…». Классическая альтернатива – «либо масло, либо пушки». Кривая производственных возможностей при выборе «что».

 

Альтернативность выбора «что» связана с ограниченностью производи­тельных ресурсов. Они делятся на 3 категории:

-      труд (рабочая сила

-      капитал

-      природные ресурсы

Труд – это рабочая сила, рассматриваемая, как совокупность способно­стей (физических, умственных, нервных) человека к труду.

Капитал – это средство производства, деньги, производственная инфра­структура, которые созданы людьми и используются ими в производствен­ном процессе.

Природные ресурсы – это всё то, что используется (или может быть ис­пользовано) в производстве в натуральном состоянии без конструктивной переработки (пахотная земля, полезные ископаемые, древесина, лес, био­масса в воде, рыбные запасы).

Поскольку производство всегда альтернативно, то в условиях редкости ресурсов, производство любого данного товара здесь и в это время влечёт за собой потерю возможностей производить другой товар там и в это время. Такая ситуация находит своё выражение в понятии «альтернативная стои­мость».

Альтернативная стоимость товара или услуги – это стоимость, измерен­ная с точки зрения потерянной возможности заниматься наилучшей из дос­тупных альтернативных деятельностей, требующих того же времени или тех же ресурсов.

Выбор «как» производить характеризуется тем, что в любом производ­стве всегда есть n-ое число вариантов его организации. Выбор «как» всегда связан с проблемой эффективности производства.

Экономическая эффективность – это ситуация, в которой при наличных производственных ресурсах и существующем уровне знаний невозможно произвести большее количество одного товара, не жертвуя при этом воз­можностью произвести некое количество другого товара.

Производительные ресурсы плюс знания образуют производственный потенциал (фирмы, региона, Украины и т.д.).

В выборе «как» с производственной деятельностью связаны инвестиции и предпринимательство.

Инвестиции – это увеличение объёма капитала и его технологическое со­вершенствование, осуществляемое людьми с целью повышения эффективно­сти производства.

Предпринимательство – это процесс поиска новых возможностей исполь­зования новых технологий и новых сфер вложения капитала в целях повы­шения эффективности производства.

Выбор «кто» и какую роботу должен выполнять связан с организацией производства, построенного на разделении, кооперации и комбинировании труда.

Высшее достижение в разделении, кооперации и комбинировании труда достигается в результате научной организации труда.

«Для кого» - есть два аспекта: для кого производятся товары и услуги, распределение произведённого продукта по стоимости, т.е. выбор «для кого» связан с распределением произведённой вновь созданной стоимости. Про­блемой «для кого» и эффективности производства посвящает свои усилия научная школа праксеологии. Лозунг: больше производить чтобы лучше распределять, и лучше распределять чтобы больше производить.

Все микроэкономические выборы осуществляются в двух основных спо­собах координации действий миллионов людей в рамках двух моделей.

Первая модель – иерархическая модель выбора, характеризуется тем, что индивидуальные действия людей, а следовательно и их выборы подчинены указаниям, инструкциям и распоряжениям центральной власти.

Вторая мо­дель – модель стихийного порядка. В этой модели индивидуумы приспосаб­ливают свои действия и выборы реальным условиям, основываясь на ин­формации и стимулах своего непосредственного окружения.

 

Вопрос 3. Основной метод всех экономических дисциплин: метод мате­риалистической диалектики. Это означает, что все экономические процессы рассматриваются как реально существующие, т.е. материалистические и они рассматриваются в диалектике, в зарождении, в развитии и умирании.

Специфические методы микроэкономики:

-      метод моделирования (связь фактов и ожидаемых результатов)

-      метод построения графиков (графическая интерпретация, кривая про­изводственных возможностей)

-      эконометрический метод (т.е. метод анализа статистических данных)

-      метод построения прогнозов (т.е. на базе реалий строить какие-то мо­дели, прогнозировать будущее развитие)

-      метод разработки экономической тактики (ценовая политика фирмы)

16 Февраля 1999 г.

Лекция №2

Тема: РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ И ЭКОНОМИЧЕ­СКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА

1.    Понятие рынка и его основные функции.

2.    Рыночная экономика ее принципы и элементы.

3.    Государственное регулирование рынка.

1.

Рынок представляет собой совокупность отношений обмена, организованны по законности товарного производства и товарно-денежного обращения.

Рынок категория синтетическая, включающая в себя такие важные категории как:

- стоимость, цена, спрос и предложение, конъюнктура, государственное регу­лирование.  

Рынок не терпит администрирования, он имеет собственную организацию, в основу которого положено индикативное планирование.

Основные функции рынка:

-      обеспечение связи между производителями и потребителями;

-      обеспечение пропорциональности в структуре общественного производ­ства;

-      признание общественно необходимых затрат труда на производство това­ров;

-      формирование цены товара в процессе взаимодействия спроса и предложе­ния, как выражение предельной полезности данного товара;

-      стимулирование издержек производства;

-      ускорение НТП.

Рынок выступает в двух формах:

-      рынок продавца (рынок производителя) - характеризуется монополизмом производителя, хроническим дефицитом всего и вся, неудовлетворенным спросом потребителя, низким качеством товаров и услуг, ростом цен, раз­гулом спекуляции, развитием инфляции;

-      рынок покупателя характеризуется свободной конкуренцией производите­лей, олигополизацией рынка, демонополизацией рынка, бездефицитно­стью, занятостью всех ниш рынка, высоким качеством, дизайном товаров, устойчивостью денежного обращения, стабильностью цен.

Если рынок продавца, в целях его регуляции требует жесткого государствен­ного администрирования, то рынок покупателя нормально функционирует в условиях легкого государственного косвенного регулирования.  

Рыночная система, как само регулируемая система не застрахована от своего поражения, которое называется фиаско рынка.

Фиаско рынка - ситуация, при которой рынок не в состоянии координировать процессы экономического выбора, таким образом, чтобы обеспечить эффек­тивное использование ресурсов.

Причины фиаско рынка:

- внешние эффекты - это эффекты, которые не находят свое отражение в цене блага;    

-      возрастание общественного блага;

-      недостаточная конкуренция.

2.

Рыночная система - представляет собой ассоциации свободных товаропроиз­водителей, работающих в условиях экономической свободы и риска, само­стоятельно избирающих контрагентов производственной деятельности, само­стоятельно определяющие объемы производства, самостоятельно распоря­жающиеся собственными доходами и расходами, численностью занятых и оп­латы труда.

Основные характеристики рыночной системы:

-      углубление общественного разделения труда;

-      высокая степень развития общественных отношений;

-      денежная форма обменных отношений;

-      высокий уровень развития частных предприятий;

-      высоко развитая технология;

-      косвенное, регулирующее воздействия государства.

Основные принципы рынка:

-      свобода предпринимательства (заинтересован частный экономический ин­терес);

-      свобода профессионального выбора (заинтересованность собственника ре­сурсов);

-      свобода потребительского выбора (выгода потребителя в рамках предель­ной полезности товаров и услуг);

-      свобода экономических интересов;

-      максимизация прибыли, достигаемая путем минимизации расходов на вне­дрения новых технологий, роста производительности труда;

-      максимизация доходов владельцев ресурсных факторов производства;

-      максимизация выгоды покупателя в процессе потребительского выбора;

-      конкуренция как состязательность всех участников рынка;

-      система рыночных цен, как стимул, и как координатор рыночного про­цесса. 

Наиболее общими элементами рыночной системы является рыночная струк­тура, состоящая из:

-      рынок средств производства;

-      рынок капиталов, рынок интеллектуального продукта, рынок ценных бу­маг;

-      рынок рабочей силы, теневой рынок (криминальный).

Рыночная инфраструктура:

-      коммерческая, банковская система;

-      биржевая система;

-      страховая система;

-      аукционы, ярмарки, выставки, рекламные агентства, коммерческие инфор­мационные центры, аудиторские компании, холдинги;

-      уровень и состояние общественного сознания;

-      государственное регулирование.

3.

Стимулы и принципы экономической системы весьма эффективны, но не иде­альны, т.е. имеется:

-      неизбежность инфляционных процессов;

-      неизбежность безработицы;

-      усиление неравенства в распределение доходов;

-      сужение сферы общественного блага;

Перечисленные недостатки могут также обусловить фиаско рынка, поэтому в условиях рынка существует объективная необходимость внешнего регули­рующего вмешательства государства в рыночные процессы.

Однако сущест­вуют две концепции:

-      классическая концепция саморегулирующегося рынка. Однако теория са­морегулирующегося рынка получила приговор в 30-е годы 20 века (миро­вая депрессия);

-      государственное регулирование экономики (теория разработана Д. Кейн­сом):

Два вида методов:

-      прямые (размещение государственных заказов, жесткое установление цен на услуги, тарифы, жесткое установление заказов);

-      косвенные (финансово-кредитные рычаги).

Государство должно осуществлять:

-      структурную политику;

-      инвестиционную политику;

-      инновационную политику; ценовую политику; маркетинговая политика; политика денежных доходов;

-      политика формирования фондов; политика изменения структуры расходов населения;

-      финансовая политика и налоги.    

Тема3. Основы анализа спроса и предложения.

1.    Спрос и предложение.

2.    Взаимодействие спроса и предложения.

3.    Эластичность спроса и предложения.

В1.

Рыночная экономика представляет собой сложнейший механизм, кото­рый выступает  как модель  стихийного порядка, в основе которого лежит ры­ночное регулирование модели спроса и предложения.

СПРОС- желание, возможность и платежеспособность людей покупать то­вары и услуги.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ – желание, способность и платежеспособность произво­дителей и продавцов предоставлять товары и услуги на рынке.

Спрос и предложение подчиняются действию фундаментального закона спроса.

Закон спроса – принцип, в соответствии с которым, при прочих равных  ус­ловиях, существует обратная зависимость между ценой товара и величиной покупательного спроса на этот товар. Это означает тенденцию роста спроса при падении цен и падение спроса при росте цен. Это тенденция обуслов­лена 2 причинами:

1.    если цена одного товара падает, а по другим товарам неизменна, то воз­никает  желание замещать дешёвым товаром те, которые использовались раньше.

2.    если доход потребителя неизменным, цены по всему массиву товаров – также неизменны и лишь по одному товару цена снижается, человек чув­ствует себя богаче, повышается его покупательная способность и может подняться спрос на другие виды товаров.

Таким образом, закон стоимости характеризует взаимоотношения между количеством товара, который люди желают и могут купить и ценой этого товара при прочих равных условиях.

Действие закона стоимости  может иметь следующую интерпретацию.

Кривая спроса представляет собой графическое выражение зависимости ме­жду ценой товара и величиной спроса, предъявляемого на этот то­вар.

Поскольку кривая спроса выражает обратно пропорциональную связь ме­жду ценой и объё­мом спроса, постольку она всегда имеет отрица­тельный наклон.

Передвижение по кривой спроса из точки А в точку В и из В в А – изменение величины спроса.

При цене 40 грн. спрос 10 тыс. При цене 20 грн. величина спроса изменяется до 15 тыс.

Падение цены обусловливает рост спроса.

Кривая спроса АВ выражает зависимость только двух переменных: цены и объёма спроса на товар.

Однако, в рыночной кроме важнейшей переменной (уровня цены) сущест­вуют 2,3,4,n-ная переменные, к которым относятся доходы потребителя, ожидания покупателей, вкусы, мода, предпочтения, инфляция и т.д.

Как же n-ные переменные отражаются  на графике?

1.    Если n-ные переменные существуют в статусе «при прочих равных усло­виях», тогда кривая АВ в пространстве не корректируется.

2.    Если n-ные переменные исключаются из категории «при прочих равных условиях», если они начинают играть самостоя­тельную роль, то проис­ходит сдвиг кривой спроса, фиксируется новая позиция кривой, ко­торая выражает качественно-новые условия прежней зависимости двух основ­ных перемен­ных: цены и спроса.

Пространственные изменения кривой спроса с позиции АВ в CD   или  EF называются изменением спроса.

Ожидание покупателей: пессимистические- снижение спроса (EF)

оптимистические:  рост спроса (CD)

Инфляция: рост спроса (ажиотаж) бегство от денег.

дефляция – перемещение в EF.

Изменение спроса – изменение количества товара, которое покупатели  же­лают и могут купить и которое происходит в результате n-ных переменных.

Рассматриваемое нами поведение кривой спроса относится к нормальным товарам. Кроме нормальных существуют: низшие, высшие, субституты и комплименты.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8