рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Гражданское и семейное право рефераты

Наряду с ответственностью за несоблюдение сроков сдачи существенная ответственность наступает у сторон за брак.

Ответственность за брак:

- недоделки подлежат устранению в сроки установленные актами приемки. Если дефекты будут обнаружены после приемки, то в течении гарантийных сроков можно предоставить претензии ( 1 год - общестроительные сроки и т.д. ).

Если требование не удовлетворено, то составляется двухсторонний акт, а если подрядчик не желает, то односторонний акт. Возможны также требования по взысканию санкций ( 100 руб. за каждый день просрочки).

Ответственность заказчика:

- наступает за просрочку передачи оборудования;

- уплачивает неустойку 8% стоимости оборудования и ряд других санкций предусмотренных законодательными или договорными актами.

Одной из разновидностей договора подряда является договор подряда на производство проектных и изыскательских работ.

По договору подряда на производство проектных и изыскательских работ подрядчик обязуется разработать по заданию заказчика проектную документацию и выполнить изыскательские работы, а заказчик обязан принять оплатить их. (ст.96 Основ).

Как и следовало ожидать субъекты договора и их обязанности по отношению выполнения предусмотренных в законе действий похожих на договор на капитальное строительство, поэтому в большей мере затронем ответственность сторон при невыполнении или ненадлежащем выполнении своих обязанностей.

Подрядчик несет ответственность:

- за недостатки проекта, в том числе и за те , которые обнаружены в результате реализации, а также в процессе эксплуатации соответствующего объекта.

Последствия:

 - при обнаружении недостатков подрядчик обязан переделать проект;

- возместить заказчику убытки, вызванные недостатками проекта, если законодательством или договором не предусмотрен иной размер ответственности (п. 2 ст. 96 Основ).

Таким образом, ответственность заказчика может наступить лишь в случае не принятия работ или не производства расчета.

Мы рассмотрели вопросы связанные с договором подряда на капитальное строительство, и производство проектных и изыскательских работ. Необходимо заметить, что при любых обстоятельствах ответственность подрядчика гораздо выше ответственности заказчика.

Заключение.

На сегоднейшей лекции были рассмотрены положения о договоре поставки, было дано понятие о субъектах договора и структурных связях между ними, а также содержании и формах договора, порядке его заключения и исполнения. При рассмотрении каждого пункта или понятия особо уделялось внимание ответственности сторон при несоблюдении или недостаточно правильном соблюдении условий договора.

При рассмотрении вопроса договора о поставке, были даны общие характеристики правового регулирования отношений при поставке.

Таким образом, а развитием рыночных отношений договору поставки нужно придать серьезное значение.

Нужно отметить, что для полного и правильного понимания положений изложенных в лекции необходимо тщательно изучить документы , определяющие и закрепляющие правоотношения, связанные с договором подряда.

Темой следующей лекции будет - “Договор имущественного найма, аренды, ссуды, займа.”

Автор лекции старший


Авторское и патентное право



Учебные и воспитательные цели:

1. Изучить с курсантами основные положения действующего законодательства об авторских и смежных правах, патентном праве и других результатах  творчества, используемых в производстве.

2.  Воспитывать чувство ответственности за строгое выполнение законодательства, регулирующего вышеуказанные отношения.


Время - 2 часа.

  

ПЛАН

Введение - 5 мин.

Основная часть - 80 мин.

Учебные вопросы:

1. Понятие авторского права и смежных прав- 40 мин.

2. Патентное право - 40 мин.

Заключение - 5 мин.

ЛИТЕРАТУРА.

           

1. Конституция РФ.(ст.44).

2. “ Основы гражданского законодательства”(разделы IV и V).

3. Закон РФ “Об авторском праве и смежных правах”.

4.ГК РФ. (раздел IV).

5.Патентный закон РФ.

6. Учебник “Гражданское право” ч.2 изд.1993 г.  г. Москва под редакцией профессора Суханова Е.А. ; с. 312-354.


УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

1. Кодосхемы.

2. Телевизионная система лекториев.

3. Выставка нормативно-правовой и учебной литературы.


Введение

Творческая деятельность осуществляется в области науки, техники, литературы, искусства, художественного конструирования (дизайна), создания товарных знаков и других видов обозначения товаров. Ее результатом является выраженный в объективной форме продукт, именуемый в зависимости от его характера научным или научно-техническим результатом, достижением, знанием либо изобретением, промышленным образцом, товарным знаком, произведением нации, литературы или искусства. Критерии творческого характера отдельных достижений имеют особенности, закрепленные в авторском, изобретательском праве, праве на промышленный образец и в других институтах гражданского права. Однако всем результатам творчества свойственна новизна или оригинальность их существенных элементов.

Правовая основа отношений, связанных с творческой деятельностью, базируется на положениях п.1 ст. 44 Конституции РФ, в соответствии с которым “каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интелектуальная собственность охраняется законом”.

Рассмотрение актуальных проблем гражданско- правового регулирования некоторых отношений, связанных с творческой деятельностью, и посвящена наша сегодняшняя лекция.


1. ПОНЯТИЕ АВТОРСКОГО ПРАВА И СМЕЖНЫХ ПРАВ.

Авторское право - один из институтов гражданского права. Регулируемые им имущественные и личные неимущественные отношения связаны с созданием и с использованием произведений литературы, науки и искусства. В объективном смысле авторское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу создания и использования произведений науки, литературы и искусства.

В субъективном смысле авторское право - те личные неимущественные  и имущественные права, которые принадлежат лицам, создавшим произведения литературы, науки и искусства.

Отношения в сфере научного и художественного творчества регулируются различными нормами отечественного и международного права, которые в совокупности составляют законодательство об авторском праве и смежных правах.1 

 Головным законодательным актом, вобравшим в себя всё лучшее из отечественной и мировой теории и практики, является, конечно, Закон РФ “ Об авторском праве и смежных правах “ ( далее - Закон ).

В соответствии с ним (ст. 6) авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, которые должны обладать определенными признаками ( например, являться результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения ). При этом авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнородованные, существующие в какой-либо объективной форме ( письменной, устной, звуко- или видеозаписи, изображения, объёмно-пространственной и др. формах ).

Закон (ст. 7) содержит перечень произведений, являющихся объектами авторского права ( литературные, драматические, музыкальные, сценарные произведения, музыкальные произведения с текстом или без текста, программы для ЭВМ, произведения живописи, культуры, графики, архитектуры, градостроительства, фотографические и др.). Кроме того, к объектам авторского права также относятся производные произведения ( переводы, обработки, антологии, базы данных), др. составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда. Следует подчеркнуть, что произведенный перечень не является исчерпывающим, т.к., во-первых, невозможно перечислить все виды уже известных произведений, а, во-вторых, он дает возможность обеспечить правовую охрану произведений, могущих появиться в будущем.

Вместе с тем закон (ст.8) содержит исчерпывающий перечень произведений, не являющихся объектами авторского права (официальные документы, государственные символы и знаки, произведения народного творчества, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер).

Головным законодательным актом, вобравшим в себя все лучшее из отечественной и мировой теории и практики, является, конечно, Закон РФ “Об авторском праве и смежных правах” (далее - Закон).

В соответствии с ним (ст. 6) авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, которые должны обладать определенными признаками (например, являться результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения). При этом авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные, существующие в какой-либо объективной форме (письменной, устной, звуко- или видеозаписи, изображения, объемно-пространственной и др. формах).

Закон (ст.7) содержит перечень произведений, являющихся объектами авторского права.(литературные, драматические, музыкальные, сценарные произведения, музыкальные произведения с текстом или без текста, программы для ЭВМ, произведения живописи, культуры, графики, архитектуры, градостроительства, фотографические и др.). Кроме того, к объектам авторского права также относятся производные произведения (переводы, обработки, атологии, базы данных), др. составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда Следует подчеркнуть, что произведенный перечень не является исчерпывающим, т.к. , во-первых, невозможно перечислить все виды уже известных произведений, а во-вторых, он дает возможность обеспечить правовую охрану произведений, могущих появиться в будущем.

Вместе с тем закон (ст. 8) содержит исчерпывающий перечень произведений, не являющихся объектами авторского права (официальные документы, государственные символы и знаки, произведения народного творчества, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер).

Субъектами авторского права выступают физическое лицо (автор) или лица (соавторы), творческим трудом которого создано произведение.

Субъективные авторские права возникают у автора в силу факта создания произведения. Эти права обычно называют исключительными, т.к. они обеспечивают их носителям правомочия на совершение различных действий с одновременным запрещением всем другим лицам совершать указанные действия. Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов:

*        латинской буквы “С” в окружности:ã;

*        имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;

*        года первого опубликования произведения.

В соответствии со ст. 10 закона, авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух и более лиц (соавторство), принадлежит совместно, независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Соавторство характеризуется следующими основными признаками:

·  труд нескольких лиц;

·  создание коллективного произведения;

·  принадлежность авторского права на произведение всем, кто над ним работал

Особый интерес представляют собой ст. ст. 11-13 Закона, в соответствии с которыми обладателями авторского права являются составители сборников, других составных произведений, переводчики и авторы других производных произведений, а также авторы ауди-визуального произведения, каковыми являются: режисер-постановщик, автор сценария, автор музыкального произведения (композитор) и другие. Следует подчеркнуть, что вышеперечисленные субъекты авторского права обладают им в полном объеме, чего, например, нельзя сказать об авторском праве на произведение субъекта, созданное им в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя ст. 14. В этом случае исключительные права на использование служебного произведения принадлежат не автору, а лицу, с которым он состоит в трудовых отношениях, если в договоре между ними не предусмотрено иное.

Наряду с авторами к субъектам авторского права могут относиться государство, юридические и физические лица. В юридической литературе вышеперечисленные субъекты называются правоприемниками. К правоприемникам переходит определенный круг авторских правомочий по использованию произведения автора. Основаниями такого перехода служит закон, наследование или договор с автором (ст. ст. 28-30 Закона). Следует подчеркнуть, что круг правомочий указанных лиц уже, чем у автора, а по характеру правомочия производны, т.к. переходят от автора. Что же касается авторского договора, то его подробному изучению будет посвящен специальный вопрос темы №23 нашего курса.

Развитие творческой деятельности, технических форм воспроизведения ее результатов давно поставили в повестку дня вопрос о расширении круга участников авторских правоотношений за счет включения в их число лиц, являющихся артистами, дирижерами, режисерами-постановщиками и т.п. эта проблема впервые получила свое правовое разрешение в Основах (ст. ст. 141-143), а также в Законе (раздел III). Речь идет о т.н. смежных правах.

В соответствии с вышеназванными законодательными актами субъектами смежных прав являются исполнители, производители фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания. Для возникновения и осуществления смежных прав (как и авторских) не требуется соблюдение каких-либо формальностей. Производитель фонограммы и исполнитель для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы или на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов:

*        латинской буквы “Р” в окружности:â;

*        имени (наименования) обладателя исключительных смежных прав;

*        года первого опубликования фонограммы.

.Значительное место в Законе занимают личные неимущественные и имущественные права автора и иных субъектов авторского права.

Остановимся подробнее на актуальных вопросах их правового регулирования.

Так, автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права:

*        право авторства;

*        право на имя;

*        право на обнародование;

*        право на защиту репутации автора.

Имущественные права автора представляют собой его исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом, а именно:

*        право на воспроизведение;

*        право на распространение;

*        право на импорт;

*        право на публичный показ;

*        право на публичное исполнение;

*        право на передачу в эфир;

*        право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю;

*        право на перевод;

*        право на переработку и др.

Что же касается права на авторское вознаграждение, то его размер и порядок за каждый вид использования произведения устанавливается в авторском договоре.

Действующим законодательством (ст. ст. 18-25) детально регулируются вопросы воспроизведения и использования произведений автора без его согласия и без выплаты авторского вознаграждения, а также воспроизведение произведений без согласия автора, но с выплатой авторского вознаграждения (ст.26).

Права субъектов смежных прав детально регулирует Закон ( ст. ст. 37, 38, 40, 41) в зависимости от конкретного лица (например, права исполнителя, производителя фонограммы, права организации кабельного вещания и др.). Следует лишь подчеркнуть, что их права носят в известной мере ограниченный характер, а размер вознаграждения и условия оплаты определяются также соглашением сторон.

Срок действия авторского права (ст. 27) и смежных прав (ст. 43) почти во всех случаях, предусмотренных Законом, связан с продолжительностью в 50 лет. Например, авторское право действует в течении всей жизни автора и 50 лет после его смерти, права исполнителя действуют в течении 50 лет после первого исполнения или постановки и т. д.

В целях обеспечения имущественных прав авторов, исполнителей и иных обладателей авторских и смежных прав Закон (раздел IV) предусматривает создание организаций, управляющих имущественными правами указанных лиц на коллективной основе. Полномочия на коллективное управление имущественными правами передаются непосредственно обладателями авторских и смежных прав добровольно на основе письменных договоров. Закон (ст. ст. 45-47) достаточно подробно регламентирует функции, права и обязанности этих организаций.

Особо следует остановиться на защите авторских и смежных прав. Прежде всего необходимо подчеркнуть, что за нарушение авторских и смежных прав наступает гражданская, уголовная и административная ответственность. Говоря о гражданской ответственности, необходимо отметить, что в соответствии со ст. 46 Закона обладатели исключительных авторских и смежных прав вправе требовать от нарушителя:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10