Реферат: Аграрный вопрос
Реферат: Аграрный вопрос
ВВЕДЕНИЕ.
Аграрный вопрос является основным
вопросом русской истории.
Этот вопрос стал причиной споров исторических
и общественных
деятелей, которые предлагали порой
диаметрально противополож-
ные его решения. В истории на шей страны
было много полити-
ческих течений , представители которых
считали основной целью
своей деятельности - решение наболевшего
вопроса о земле.
Вопрос о земле неоднократно возникал в
течение всей исто-
рии России, но особенно остро он встал в XIX
веке. Неразре-
шенность аграрного вопроса тормозила развитие
страны и обус-
ловило отставание России от ведущих
капиталистических держав.
И это понимали как наши государи, так и
другие политические
деятели. Александр I и Николай I признавали
серьезность и ак-
туальность этого вопроса и уделяли ему
внимание. Подтвержде-
ние этому указ о "Вольных
хлебопашцах" и реформа графа Кисе-
лева.
Реальным шагом в истории решения
аграрного вопроса была
реформа 1861 г. Личное освобождение
крестьянства от крепост-
ной зависимости имело огромное значение.
Существуют различные
оценки этого периода в жизни страны. Часть
историков считает,
что реформа была проведена исключительно в
интересах дворянс-
тва, другие историки, частично признавая это,
говорят о глав-
ном: Россия совершила скачок в своем
экономическом разви-
тии.Реформы 60-70 гг. XIX века ускорили
развитие процесса
перво-начального накопления капитала в
России.
Аграрный капитализм мог развиваться по
"прусскому" пути,
при котором крестьяне освобождаются без земли
или с малыми на-
делами, могут в любой момент избавиться от
нее и уйти в наем-
ные работники, а помещики получают от
государства значительные
суммы и кредиты для перевода своих хозяйств на
капиталистичес-
кие рельсы.
Но не исключался и
"американский" путь развития капита-
лизма, при котором помещичье землевладение
отсутствует , а
крестьяне получают крупные участки земли и
свободно ею распо-
ряжаются. Оба эти пути представляли собой
значительный прог-
ресс по сравнению с прежними аграрными
отношениями, в основе
которых лежали внешне экономическое
принуждение крестьян, от-
сутствие свободного рынка рабочей силы, земли,
капиталов.
"Прусский" путь аграрного
капитализма не мог улучшить по-
ложение крестьян, страдающих от
безземелья, но мог решить
проблему аграрного перенаселения. При этом
усилился бы отток
разорившихся крестьян в город.
"Американский" путь также вел к
массовому разорению бед-
няков, но уже в результате развития
товарно-денежных отноше-
ний. Но на большей территории России присутствовал
"прусский"
путь развития аграрного капитализма. Поэтому
крестьяне не по-
лучили земли.
Таким образом, мы видим, что аграрный
вопрос в России в
начале XX в. не был разрешен. Это было плохо
вдвойне, так как
в стране не был завершен промышленный
переворот и Россия оста-
валась аграрной страной, где крестьянство
составляло 77% насе-
ления (1897 г.).
Аграрный вопрос стал коренным вопросом I
русской револю-
ции 1905-1907 гг. Крестьянское движение
накладывало существен-
ный отпечаток на весь ход революции. Размах
крестьянских выс-
туплений осенью 1905 г. заставил царя
подписать 3 ноября мани-
фест об уменьшении наполовину выкупных
платежей с крестьян с 1
января 1906 г. и о прекращении их выплаты с
1 января 1907 г.
Проблема аграрного развития страны стала
коренной для
всех четырех четырех Дум. Государственной
Думе прения по аг-
рарному вопросу разворачивались в основном
между кадетами и
трудовиками с одной стороны и царским
правительством с дру-
гой.
Кадеты внесли на рассмотрение в I Думе
свой законопроект,
где речь шла о принудительном отчуждении
"за справедливое
вознаграждение" той части помещичьих
земель, которые обраба-
тывались на основе полукрепостнической
отработочной системы
или сдавались крестьянам в кабальную аренду.
Вся земля пере-
ходит в государственный земельный фонд, из
которого крестьяне
будут наделятся ею на правах частной
собственности. Глава
правительства выступил с декларацией, в
которой в резкой и
оскорбительной форме отказал Думе в праве
подобным образом
разрешать аграрный вопрос. Дума негодовала и
выразила прави-
тельству недоверие. Но уйти в отставку
правительство не могло
(т.к. было ответственно перед царем) и не
хотело.
Законопроект не был принят, а Дума
распущена. Вторая Ду-
ма, которая была еще более левая, чем
первая, предложила три
законопроекта, суть которых сводилась к
развитию свободного
фермерского хозяйства на свободной земле.
Эти законопроекты
тоже не были одобрены правительством.
П.А.Столыпин, используя
фальшивку, решил избавится от сильного
левого крыла Думы и
обвинил 55 социал-демократов в
"заговоре" с целью установле-
ния республики. Однако Дума создала комиссию
для расследова-
ния всех обстоятельств, которая пришла к
выводу, что обвине-
ние является сплошным подлогом. Видя такие
настроения среди
депутатов, царь (3 июня 1907 г.) подписал
манифест о роспуске
Думы.
Государственный переворот 3 июня 1907
г. означал конец
революции 1905 - 07 гг.
Итогом первой русской революции явилось
то, что в деревне
установились отношения соответствующие
условиям капиталисти-
ческого развития: были отменены выкупные
платежи, сократился
помещичий произвол, понизилась арендная и
продажная цена на
землю; крестьяне приравнивались к другим
сословиям в праве на
передвижение и места жительства, поступления в
вузы и на граж-
данскую службу. Чиновники и полиция не
вмешивались в работу
крестьянских сходов. Однако в главном
аграрный вопрос не был
решен: крестьяне не получили земли.
1. СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРОМА.
После поражения революции острота
аграрного вопроса от-
нюдь не ослабла, и правительство предложило
свой путь его ре-
шения - аграрную реформу. Ее конкретное
воплощение было свя-
зано с именем премьер-министра Петра
Аркадьевича Столыпина.
Он вкладывал в нее свои знания, недюженные
организаторские
способности, опыт, и, наконец, всю душу,
по-своему понимая
пользу реформы для Отечества.
Правореформистский столыпинский
курс сочетал жесткие меры борьбы с революцией
с постепенными
шагами по обновлению старого строя.
Столыпинский курс предпо-
лагал осуществление ряда реформ:
аграрно-крестьянской, мест-
ного самоуправления, судебной, просвещения,
введение страхо-
вания рабочих. Их цель состояла во всемерном
укреплении госу-
дарственности, в модернизации общества.
Суть аграрной реформы заключалась в
закреплении правового
статуса крестьянского сословия через личную
земельную собс-
твенность. Реформа предполагала
превратить крестьянина в
собственника земли путем серии мероприятий
по ликвидации ар-
хаичных крепостнических методов ведения
сельского хозяйства,
высвобождению крестьянской инициативы из пут
общины. Предпо-
лагалось, что экономическое укрепление
крестьянского хозяйс-
тва, создание слоя зажиточных мужиков
укрепит и политический
строй России. Для этого необходимо было, по
мнению П.А. Сто-
лыпина, повысить товарность крестьянского
хозяйства, поднять
покупную способность крестьян, ускорить
процесс дифференциа-
ции крестьянства путем экономической
конкуренции, увеличить
приток рабочей силы в город из деревни,
расширить емкость
внутреннего рынка и ускорить темпы развития
индивидуального
землепользования.
П.А.Столыпина от 9 ноября 1906 г. (
который стал законом
14 июня 1910 г.) все крестьяне делились на
две категории:
там, где не было передела общинной земли 24
года, крестьяне
могли требовать предоставление ее в личную
собственность в
любое время; там, где был передел земли за
последние 24 года,
крестьянину, по его заявлению о выходе из
общины, предостав-
лялась та земля, которою он имел после
последнего передела.
Главное в аграрной реформе Столыпина
заключалось в том,
что крестьянин становился личным
собственником земли, следо-
вательно, от того, как он ею распорядится,
зависело его бо-
гатство. Столыпин рассматривал крестьянскую
реформу с соци-
альной точки зрения, так как считал, что
политическая реформа
может осуществится только в сочетании с
социально-аграр-
ной.Улучшение положения большинства населения
России помогло
бы, как представлялось П.А.Столыпину,
стабилизировать сначала
экономику, а затем и социально-политическую
ситуацию в стра-
не. Он был против национализации земли. Он
считал, что любая
программа национализации приведет к великим
социальным потря-
сениям, от которых стране будет трудно
оправиться.
Для реализации основных положений
реформы, деятельность
правительства осуществлялась в нескольких
направлениях. Рас-
ширилась деятельность крестьянского банка.
За 22 месяца, с 3
ноября 1905 г. по 1 сентября 1907 г., банк
приобрел более 4
млн. десятин земли. По указам 12 и 27
августа 1906 г. часть
казенных и удельных земель была продана
банку для продажи
крестьянам по льготным ценам. К 1911 г.
банком было продано
около 3 млн. десятин земли (только
помещичьей), а всего более
7 млн. десятин в личное пользование. Эти
указы позволили на-
чать постепенную передачу владений земли в
руки наиболее за-
интерисованных в развитие прогрессивного
хозяйства инициатив-
ных землевладельцев. Чтобы крестьянам
приобрести землю одним
куском ( и ликвидировать таким образом
чересполосицу, которая
снижала эффективность крестьянского
хозяйства ), в 1909 г.
Крестьянский банк получил не только право
быть посредником
при продаже земли, но и возможность межевать
землю, то есть
заниматься землеустроительными работами.
Позднее банк стал
заниматься и сдачей земли в аренду.
Правительством Столыпина был предпринят
ряд шагов, огра-
ничивающий возможность скупки и спекуляции
землей. Так, на-
дельная земля, приобретенная в личную
собственность, могла
быть продана лишь крестьянам, а также
заложена только в
Крестьянский банк и не могла быть отдана за
личные долги; в
одних руках можно было сосредоточить только
шесть наделов.
Реформа сразу же подтолкнула
процесс дифференциации
крестьянства; первыми, кто пожелал выхода
из общины, были в
основном многоземельные крестьяне.
Большинство крестьян, по-
лучив такое право, стали продавать свои
наделы, сниматься с
места и искать лучших условий на стороне.
Многие крестьянские
семьи переселялись за Урал, в Сибирь, часть
эмигрировала из
страны, остальные же пополняли городское
население. Так, с
начала реформы только в Америку
эмигрировало 66,3 тыс.
крестьян. Всего за 10 лет реформы уехали в
другие страны бо-
лее 1,5 млн. человек.Количество переселенцев
с начала реформы
постепенно возросло. Так, в 1906 г. их
насчитывалось 216,6
тыс. человек, а в 1908 г. - 758,8 тыс. Доля
обратных пересе-
ленцев в среднем составила 17,6 % в год, хотя
в отдельные го-
ды она достигала 80 %. Это было связано со
сложностями уст-
ройства крестьян на новом месте и
всяческими препятствиями,
чинимыми переселенцам со стороны местных
властей.
К середине 1911 г. в ходе осуществления
крестьянской ре-
формы более 1,5 млн. человек реализовали свое
право собствен-
ности, однако всего 1/3 выделившихся
крестьян стремилось к
новому типу хозяйства.
Единоличное хозяйство несомненно
способствовало увеличе-
нию культурных земель, уничтожению чересполосицы,
улучшению
обработки земли, уменьшению пьянства.
Столыпинская аграрная реформа освобождало
общество от фе-
одально-крепостнических пережитков и
объективно содействовала
развитию производственных сил. Рост производства
продукции на
хуторах привел к конкуренции и разорению
отсталых помещичьих
хозяйств. Увеличился вывоз
сельско-хозяйственной продукции,
возросла урожайность хлебов. В городах стали
больше потреб-
лять мяса. Аграрная реформа не только
оживила внутренний ры-
нок, но и способствовала развитию
промышленности.
Также реформа оказала большое влияние на
изменение соци-
альной структуры общества. Процесс
дифференциации в деревне
привел к наплыву в город чернорабочих, а цена
не квалифициро-
ванной рабочей силы была низка.
Я считаю, что столыпинские реформы были
последним шансом
старого режима спасти страну от
разрушительного действия ре-
волюции "снизу".
Вот что пишет по поводу столыпинской
реформы А.Я.Аврех:"С
вершины сегодняшнего дня особенно хорошо
видна главная корен-
ная причина банкротства Столыпина.
Органический порок его
курса, обрекавший его на неминуемый
провал, состоял в том,
что он хотел осуществить свои реформы вне
демократии и вопре-
ки ей. Сперва он считал, надо обеспечить
экономические усло-
вия, а потом уже осуществлять
"свободы". Отсюда все эти фор-
мулы: "Сперва гражданин, потом
гражданственность", "Сначала
успокоение, потом реформы", "
Дайте мне 20 лет покоя ..." и
т. д.
Но существуют и другие точки зрения.
Вот, например, мне-
ние Б.В.Личмана: "... Столыпин считал,
сто нельзя ждать не-
медленных результатов от предпринятых
реформ, и, что видоиз-
менить политический и экономический строй
возможно только пу-
тем кропотливой работы сообща, к чему
неоднократно призывал,
но голос его не был услышан. Здравые идеи
Петра Столыпина не
давали покоя царской свите, которая открыто
презирала его. Не
раз на жизнь Столыпина и его семьи
организовывались покуше-
ния. А 1 сентября 1911 г. пули Дмитрия
Богрова смертельно ра-
нили Великого Реформатора ХХ века."
Современные историки считают, что во
многом благодаря
столыпинским реформам Россия в
дореволюционный период смогла
существенно поднять уровень
сельскохозяйственного производс-
тва. но эти реформы не реформы не могли быть
полностью реали-
зованы по ряду причин. Во-первых, нельзя
было обеспечить
собственников-фермеров земельной площадью,
достаточной для
организации рационального хозяйства,
оставили в неприкосно-
венности монопольное землевладение крупных
помещиков. Во-вто-
рых, фермеры были оставлены практически без
финансовой помощи
государства. Пособия от 100 до 260 рублей,
которые им выдава-
ли, были явно недостаточными для
приобретения техники. И,
в-третьих, свободное фермерство не могло
родиться при отсутс-
твии демократии.
В результате, в канун революции 1917 г.,
земельный вопрос
продолжал оставаться нерешенным.
2. РЕШЕНИЕ АГРАРНОГО ВОПРОСА В ПЕРВЫЕ
ПЯТИЛЕТКИ СОВЕТСКОЙ
ВЛАСТИ. КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ.
Споры между политическими группировками
о путях решения
земельного вопроса не прекращались и в канун
октябрьского пе-
реворота 1917 г. Партии правого толка были
за эволюционный
путь решения этой проблемы.Левые эсеры,
отражавшие интересы
середняков и бедняков, предлагали пойти по
пути социализации
земли, превращение ее в общенародное
достояние, а также пред-
Страницы: 1, 2, 3
|