Курсовая работа: Гоголь и Город: опыт духовного путеводителя
И
вот пришла пора умирать самому ростовщику. Перед смертью он обратился к художнику
с настоятельной просьбой запечатлеть его образ на холсте. Поколебавшись,
художник дал согласие. Здесь Гоголь ставит сложнейший вопрос об изображении зла
в искусстве. Не будет ли такое изображение, даже предпринятое с целью
разоблачения, способствовать тиражированию, распространению, усилению зла в
мире? И как избежать сей великой опасности, если художник все-таки берется за
названную задачу? Это была проблема, в высшей степени актуальная для самого
писателя.
В
«Портрете» Гоголь ставит своеобразный эксперимент. Он создает близкий себе тип
художника. Его герой, создатель портрета, – человек глубоко верующий,
бессребреник (он добывает лишь насущный хлеб для семьи, отказывается от
выгодных, но чуждых заказов). Он честный и упорный труженик, наделенный при
этом большим талантом. Его ценят, уважают, но он совершенно лишен тщеславия. За
портрет ростовщика он берется не из-за денег или славы, а ради решения
определенной художественной задачи – резкие зловещие черты необычного заказчика
представлялись ему «кладом» для изображения духа тьмы на полотне религиозного
содержания. Казалось бы, благодаря своим положительным качествам художник был
защищен от различного рода искушений.
И
вот он тщательно приступает к делу и старается передать всякую черту оригинала
с «буквальной точностью», предельной «верностью натуре», особо тщательно
прорисовывая глаза. Но здесь-то как раз, в этой пассивной подчиненности
предмету изображения, в этом буквальном копировании, считает писатель, и
состояла духовная ошибка художника, в этом был его проступок, его грех. В
изображение любого предмета должна быть включена напряженная работа души и
мысли самого художника, а если изображается зло, должна присутствовать
невидимая борьба с ним – иначе, «если возьмешь предмет безучастно, бесчувственно,
… он непременно предстанет в одной ужасной своей действительности, не озаренный
светом какой-то непостижимой, скрытой всем мысли»… Итак, необходимо активное
присутствие света истины, света души художника – тогда даже низкий предмет не
оставит низкого, грязного впечатления, и любая тьма, побежденная этим светом,
не будет уже страшна и опасна. (Вот почему, отметим, так важны лирические
отступления в «Мертвых душах» - они отражают напряженную духовную борьбу
писателя за оживотворение мертвых тканей русской действительности и внутреннего
мира каждого человека). Но в том портрете, который создал гоголевский
талантливый художник, не было «чего-то озаряющего». Рабское подражание «натуре»
кончилось рабским же подчинением демоническому духу. Произошло нарушение
гармонии, которая обязательно проникнута светом, и потому талантливая картина
внушала не высокое спокойствие, а тоску и тревогу из-за реального присутствия в
ней духа тьмы.
Итак,
Гоголь, этот признанный глава «натуральной школы», оказался сознательным врагом
натурализма. Он, заметим, явился и противником так называемого «автоматического
письма», которое предвидел и которым действительно увлеклись уже в ХХ и ХХI
веке художники-авангардисты и постмодернисты. В первом случае художник
становится послушным слугой «натуры» - но какой именно по своему качеству, по
духовному содержанию? Во втором он делает себя пассивным медиумом для
информации и энергии - но энергии какого духовного происхождения? Художник
призван различать духов: «Познай, где свет – поймешь, где тьма…»
Известно,
что уже в древнейшие времена натуралистические изображения животных и людей
использовались для магических обрядов. Они были связаны с верой в то, что часть
души изображаемого реально присутствует в изображении. Ужасный ростовщик потому
и заказал свой портрет талантливому живописцу: после его смерти этот портрет
должен был обрести магическую власть над душами тех, кто соприкасался с ним.
Одной
из жертв портрета становится молодой, подающий надежды художник Чартков. Его
судьба подробно прослеживается в первой части повести. Мы знакомимся с ним в
тот момент, когда он останавливается у картинной лавки в Щукином дворе и
начинает рыться в куче старых портретов. Писатель оценивает его «по одежке» -
сквозная тема шинели возникает и в этой повести. Однако гоголевская оценка
противоположна общепринятой: «Старая шинель и нещегольское платье показывали в
нем того человека, который с самоотвержением предан был своему труду и не имел
времени заботиться о своем наряде, всегда имеющем таинственную привлекательность
для молодости».
Впрочем,
далее мы узнаем, что старый профессор иной раз подмечал в талантливом молодом
человеке своеобразные «приступы» щегольства и в одежде, и в художественных
приемах. Действительно, душа юноши раздваивалась между вдохновенным трудом,
когда забывались и еда, и питье, и весь мир, и иными состояниями, когда он
спускался с небес на землю, досадовал на бедность, завидовал бойким заезжим
живописцам, легко вошедшим в моду и сколотившим капитал. Таким образом, в
раздвоенной душе его возникли некоторые основания для того, чтобы поддаться
соблазну, и тогда-то в его мастерской появился необычный портрет старика с
живыми горящими глазами, купленный на последние деньги в Щукином дворе.
Затем
последовало искушение, которое действовало пока еще в глубинах подсознания:
лунной ночью старик, выпрыгнув из рамки, появился в «вещем сне» художника и
стал пересчитывать тяжелые синие свертки с червонцами, один из которых Чартков
судорожно схватил, спрятал, а затем проснулся. Но он попал не в явь, а в другой
сон, а из него – в третий. Гоголь мастерски и едва ли не впервые в мировой
литературе рисует этот «колодец сновидений», из глубины которого никак не
выбраться на поверхность. Молодой человек пробудился только тогда, когда во сне
взмолился Богу и стал отчаянно креститься. Тем не менее, сон в буквальном
смысле оказался «в руку»: уже днем, наяву, из рамки портрета, сжатой могучими
ручищами квартального надзирателя, который вместе с хозяином дома пришел
взимать долг за квартиру, выпал синий сверток с надписью «1000 червонцев», и
художник, «как безумный», кинулся поднимать его.
Перед
ним встал вопрос, как употребить внезапно свалившееся на него богатство. Было
два пути. Первый - уйти на три года «в затвор», в подвижнический труд,
постепенно тратя деньги только на краски и насущный хлеб – и стать настоящим
художником. Второй - потратить деньги на то, что давно манило, но было
недоступным: шинель сменить на модный фрак, бедную мансарду – на великолепные
апартаменты в центре Петербурга, лучше всего на Невском, затворническое
существование – на бесконечные светские удовольствия, хлеб насущный – на
бессмысленную, но такую приятную роскошь: французский ресторан, дорогой лорнет,
бездну галстуков, завитые локоны и т.д. О первом пути шептал голос разума, о
втором – гораздо более звонкий голос нетерпеливой юности. Молодой художник
забыл заветы старого профессора о скромности, терпении и упорстве. И он не
просто вступил на второй путь – он опрометью кинулся на него.
И
вот начался этот второй путь с простого юношеского легкомыслия и извинительных,
казалось бы, пустяков, а также с небольшого компромисса в творчестве. По
капризу своих первых светских заказчиц, матери и дочери, Чартков продал им,
вместо правдивого изображения молоденькой девушки, головку Психеи, которую они
с восторгом приняли за окончательный вариант портрета. «Тьмы низких истин нам
дороже нас возвышающий обман» - заказы посыпались один за другим. Художник не
случайно снял новую роскошную мастерскую на Невском, где, как известно, «все
мечта, все обман». Каждый из тщеславных завсегдатаев «улицы-красавицы» желал
быть увековеченным в идеальном образе. Молодой художник подменил истинное
мастерство «ловкостью и быстрой бойкостью кисти». И он уже не затруднялся в
исполнении самых разнообразных прихотей: «Кто хотел Марса, он ему в лицо совал
Марса; кто метил в Байроны, он давал ему байроновское положение и поворот.
Коринной ли, Ундиной, Аспазией ли желали быть дамы, он с большой охотой
соглашался на все и прибавлял от себя уже всякому вдоволь благообразия,
которое, как известно, нигде не подгадит». В итоге его стали носить на руках,
осыпали золотом и провозгласили гением.
В
глазах Гоголя, фальшивая идеализация в искусстве – это ничуть не меньший грех ,
чем подчинение непросветленной «натуре».И в том, и в другом случае в
произведение художника проникает демонический соблазн, опасный как для
окружающих, так и для него самого. В судьбе Чарткова все началось с «невинных»
уступок своим и чужим прихотям и маленьких сделок с совестью, а кончилось
гибелью таланта, поклонением золотому тельцу, ужасной завистью к настоящим
художественным дарованиям, истреблением выдающихся полотен, и , наконец,
безобразной смертью в состоянии буйного помешательства.
Гоголь
дает нам, читателям, чрезвычайно важный духовный урок: оказывается, мелочей в
жизни нет. И мелкие грехи способны вырастать в чудовищные проблемы, приводить к
жизненным катастрофам и крушениям. Один из самых прозорливых современников
Гоголя, московский критик А. Шевырев образно объяснил самую суть его
творчества: «Взгляните на вихорь перед началом бури: легко и низко проносится
он сперва, взметает пыль и всякую дрянь с земли; перья, листья, лоскутки летят
вверх и вьются; и скоро весь воздух наполняется его своенравным кружением…
Легок и незначителен является он сначала, но в этом вихре скрываются слезы
природы и страшная буря. Таков точно и комический юмор Гоголя» («Москвитянин»,
1842, № 8). И в самом деле, Гоголь способен поднять «всякую дрянь», пыль,
мелочь, облепившие душу человека, ставшие привычными, незаметными – и показать их
в грозной перспективе судьбы (корень этого слова –«Суд»).
Уже
в наше время появилась книга известного в христианском мире архиепископа Иоанна
Сан-Францисского (Шаховского) с выразительным названием «Апокалипсис мелкого
греха». В этой книге современный подвижник предупреждает, что большой пожар
может произойти и от доменной печи, и от маленькой спички, и что нет такого
желудя, который не заключал бы в себе дуба (то есть малый грех, войдя в
привычку и укоренившись в ней, может перерасти в трудно разрешимую проблему).
Автор «Апокалипсиса мелкого греха» обращает наше внимание на то, что
самооправданием курильщика, или гурмана, или пьяницы, или блудника является
оглядка на других - все (или многие) так делают, так живут, мирясь с
«неизбежным». Люди действуют по штампу, а привычный грех считают чуть ли не
«требованием природы». «Но Божья природа не курит, не наркотируется, не
развратничает, не вытравляет Богом данного плода»… Автор книги с сокрушением
говорит о дряблых душах современных людей, забывших, что человек страшно за все
ответственен.
Проблема
мелкого греха, которая обсуждается архиепископом Иоанном, актуальна для каждого
из нас. Но именно Гоголь, с его исключительной духовной чуткостью, первым
поставил ее в художественной литературе, угадав всю ее значимость и
апокалиптическую перспективу. Человек капитулировал перед грехом, погряз в его
болотной тине потому, что «все так живут», и это грозит страшными последствиями
для всего человечества. Однако действительно ли неизбежна такая капитуляция?
В
повести «Портрет» мы видим: художник Чартков погиб, поддавшись духу антихриста
– духу лжи, честолюбия, зависти и стяжательства. Но ведь был и другой художник
– создатель портрета. Он тоже совершил невольный грех, поскольку средствами
искусства продлил жизнеспособность зла и соблазна, написав
натуралистически-достоверный образ ростовщика. Он ужаснулся, увидев влияние
портрета на людей. Да он и сам, под влиянием портрета, пережил приступ самой
острой зависти и ненависти к своему ученику. Но, в отличие от Чарткова, он не
смирился с грехом – он стал бороться. Борьба была начата в миру, а затем
художник уходит в монастырь, где подвигом поста и молитвы очищает и укрепляет
душу, подготавливает ее для создания дивной иконы Рождества, исполненной
высшей, торжественной тишины и красоты небесной.
Такая
же удивительная тишина охватила и зрителей, созерцавших картину одного
прибывшего из Италии русского художника. Картина была выставлена в Академии
художеств и вызвала всеобщее потрясение. Предполагается, что Гоголь имел в виду
действительно выдающееся полотно Александра Иванова «Явление Христа народу».
Вот как изображает писатель общее впечатление от увиденного: «Почти невозможно
было выразить той необыкновенной тишины, которою невольно были объяты все,
вперившие глаза в картину: ни шелеста, ни звука; а картина, между тем,
ежеминутно казалась выше и выше; светлей и чудесней отделялась ото всего…»
Художник,
который написал это истинно высокое произведение искусства, приехал из Италии.
В Италию собирается ехать, чтобы совершенствовать свое мастерство, и молодой
человек, сын создателя известного нам портрета. Перед отъездом он навещает отца
в монастыре, и застает его деятельным, веселым и бодрым. Отец дает ему перед
отъездом чрезвычайно важные наставления. В них содержится самые заветные мысли
Гоголя об искусстве, сформулировано его художественное кредо. Поэтому
внимательно прислушаемся к словам старца. Прежде всего, он призывает сына
совершенствовать не только мастерство, но и душу: «Спасай чистоту души своей.
Кто заключил в себе талант, тот выше всех должен быть душою. Другому простится
многое, но ему не простится». И вновь возникает тема «одежды» - в который раз в
«Петербургских повестях». Речь, однако, на сей раз идет об одеянии души
художника: она должна быть «брачной», праздничной, светлой, но при этом
необходимо помнить, что на такой одежде «бросается в глаза любая капля грязи».
Итак, первый завет – забота о бескорыстной чистоте души. Второй завет – забота
о ее высоте, соответствующей высоте истинного искусства.
Эпитет
«высокий» неизменно используется Гоголем в размышлениях о цели творчества:
«Намек о божественном, небесном рае заключен для человека в искусстве, и по
тому одному оно выше всего. И во сколько раз торжественный покой выше всякого
волнения мирского; во сколько раз творение выше разрушения; во сколько раз
ангел одной только чистой невинностью своей выше всех несметных сил и гордых
страстей сатаны, - во столько раз выше всего, что ни есть на свете, высокое
создание искусства» (выделено мною.- О.С.)
Так
выстраивается в «Петербургских повестях» некая духовная вертикаль, которая
ориентирована на единство истины, добра и красоты и которая противостоит
заземляющей горизонтали Невского проспекта с его суетной сутолокой,
противостоит, в целом, плоскостной, поверхностной жизни петербургского
обывателя.
Противостояние
«вертикального» и «горизонтального» миров достигает своего полного развития и
кульминации в отрывке «Рим», примыкающем к циклу «Петербургских повестей».
Здесь Гоголь поднимается до обобщений всемирного масштаба. Он описывает Париж -
столицу «нового века», где во всем витает «призрак пустоты»: «Везде намеки на
мысли, и нет самих мыслей; везде полустрасти, и нет самих страстей; все
неокончено, все наметано, набросано от быстрой руки...» А ведь герой
неоконченной повести, из которой взят названный отрывок, молодой итальянский
аристократ, прибыл учиться в столицу современной Европы и поначалу был в
восторге от нее. В душе его звучал восторженный гимн, подобный тому, какой мы
уже слышали в увертюре к «Невскому проспекту»: «Нет лучшего места, как Париж…
Как весело и любо жить в самом центре Европы…» Но прошло четыре года, и
благородный юноша полностью разочаровался в этом муравейнике, в этом «царстве
слов вместо дел», в погоне за скандальными новостями, в повсеместном желании «выказаться,
хвастнуть, выставить себя», в пестроте «блестящих эпизодов», в которой утрачено
«величавое движение целого», в «мелкой, ничтожной, низкой роскоши нового века».
Современному
Парижу, в представлении Гоголя, противостоит древний Рим – вечный город с его
аристократической красотой, величавой гармонией целого, бессмертными творениями
гениальных мастеров. При встрече с этими творениями писатель вновь отмечает
присутствие все той же «ясной торжественной тишины, обнимающей человека». Эта
тишина контрастна по отношению к шумной суете современного мира и указывает на
соприкосновение души с чем-то непреходящим, настраивающим ее на высокий
божественный лад.
Отрывок
«Рим» позволяет увидеть проблематику «Петербургских повестей» в масштабах
общемирового духовного пространства. Разумеется, тот образ северной столицы,
который создан в гоголевском цикле, тяготеет к «парижскому» полюсу. И мы видим,
что писатель прав: время отсчитывает свой неумолимый счет, и в дорогом нашему
сердцу городе мы с грустью замечаем все больше знаков разложения и пошлости,
даже если они и прикрыты обманным блеском буржуазного богатства. Вокруг нас все
больше признаков унижения образа Божьего в человеке, все больше сигналов беды.
И потому оживают, нарастают городские слухи о грядущих природных катаклизмах, о
грозящих Петербургу провалах и топях. Что сказать? Как бы там ни было, ничто
ложное не устоит: ни ложная красота, ни ложная слава, ни ложная лестница
житейских успехов и карьер, ни ложное самодовольство. Рано или поздно, таким
или другим образом, все это должно рухнуть и исчезнуть, как морок. И об этом
давно уж предупредил нас прозорливый русский писатель Николай Васильевич
Гоголь.
Что
же устоит? Указывает ли писатель-провидец нечто такое, что не уйдет из-под ног,
на чем можно устоять при любом повороте событий? Да, конечно, имеющий уши да
слышит – на страницах «Петербургских повестей» есть немало таких указаний. Это
подвижнический труд, благородный аскетизм и мужественное терпение (вспомним,
ведь эти качества помогли городу выстоять в дни блокады). Это скромная
простота. Это бескорыстие. Это братская любовь ко всякому человеку. Наконец,
это аристократическая духовная красота. Разве она куда-нибудь исчезла из града
святого Петра? И разве имя святого апостола, которое возвращено великому городу,
не связывает его с вечным Римом и вечными христианскими ценностями? И разве в
создании этой благородной красоты, которая возвышается и сияет, несмотря ни на
что, над пестрой сутолокой современного мира, не принимали участия итальянские
и русские гении, а также гении других народов? И разве не действует она на нас,
не призывает к высшему, внутреннему художеству, к восхождению к красоте
небесной?
В
«Выбранных местах из переписки с друзьями» Гоголь, размышляя о существе русской
литературы, говорит о том, что она была не понята большинством ее
современников, и что по-настоящему смысл отечественной словесности будет
раскрыт только «в то благодатное время, когда мысль о внутреннем построении
человека, в каком повелел ему состроиться Бог из самородных начал земли,
сделается, наконец, у нас общею по всей России и равно желанною всем…» Не
кажется ли вам, дорогой читатель, что такое время уже приблизилось, а для иных
и настало? В таком случае, право же, полезно освоить духовное пространство
«Петербургских повестей», понять пафос ведущейся на их страницах внутренней
борьбы и включиться в нее.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.gambler.ru
|