рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Доклад: Обзор и анализ проекта Налогового кодекса Российской Феде-рации рефераты

В соответствии с проектом кодекса поступления от налога на имущество, как и в настоящее время, идут в местные бюджеты. Это объясняется тем, что на местах смогут точнее оценить имущество и оперативнее собрать соответствующие налоги. Предусматривается, что по мере вступления в силу местных нормативных актов, относительно налога на недвижимость, на данной территории прекращает действие налог на имущество физических лиц. На первый взгляд это выглядит как простое переименование одного и того же по сути налога, за исключением того, что в числе объектов налогообложения по налогу на имущество упоминаются, наряду с объектами недвижимости, некоторые виды транспортных средств.

Значительные права даются представительным органам местного самоуправления в плане определения налоговых ставок и установления регламента извещения налогоплательщика. Об этом хотелось бы поговорить в первую очередь.

Согласно действующему в настоящее время Закону РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (с изменениями от 22 декабря 1992 г., 11 августа 1994 г., 27 января 1995 г.) налог на строения, помещения и сооружения уплачивается ежегодно по ставке, устанавливаемой органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации. В связи с этим законодательные собрания и исполнительные органы издают достаточно похожие нормативные акты, преимущественно устанавливая ставку налога на её максимальной планке и определяя величину налогооблагаемой базы на основании стоимости, исчисляемой местным Бюро технической инвентаризации, по методикам ответственных коммунальных служб или определяемой по обязательному страхованию региональным отделением госстраха. Но так как методики оценки имущества не имеют существенных различий и ставка налога не может превышать 0,1 процента стоимости можно говорить о схожих условиях для плательщиков налога на территории различных субъектов федерации. Проект Налогового Кодекса определяет в статье 1029 (2), что “порядок и правила определения стоимости объектов налогообложения, а также органы, осуществляющие оценку стоимости этих объектов, устанавливаются представительным органом местного самоуправления”. В условиях повышения максимальной планки налога в 10 раз представляется необходимым введение более жёсткого федерального контроля в первую очередь за тем, какими органами и на основании каких методик осуществляется оценка стоимости имущества. Функции управления и контроля в этой области можно было бы возложить на Федеральную комиссию по недвижимому имуществу и оценке недвижимости, упомянутую в Указе Президента РФ от 28 февраля 1996 г. N 293 "О дополнительных мерах по развитию ипотечного кредитования". Наряду со своей основной задачей - созданием Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в котором подлежат учету все данные государственной регистрации прав на недвижимое имущество, к ведению комиссии следует отнести подготовку всеобъемлющей классификации всех видов недвижимого имущества на территории Российской Федерации, разработку единых принципов оценки недвижимого имущества и инструкций по их применению, контроль за соблюдением общих для всех регионов правил оценки имущества, рассмотрение жалоб и предложений граждан и организаций, разрешение вопросов о предоставлении или отмене частных льгот по налогообложению.

Таким образом, в Налоговом кодексе следует особо указать, что методики оценки имущества, на основании которых в регионах исчисляется налогооблагаемая база, должны соответствовать методике, установленной Федеральной комиссией по недвижимому имуществу и оценке недвижимости.

В Налоговом Кодексе желательно предусмотреть для граждан право получать по их запросам в соответствующий орган справку об оценочной стоимости имущественных объектов не только существующих, но и планируемых. При этом должны быть определены как наименование этого органа, так и размер государственных пошлин за получение такой информации. Это объясняется тем, что граждане, становясь субъектами налоговых отношений, должны заранее оценивать величину наступающих последствий строительства или покупки недвижимости. На мой взгляд, целесообразно вообще ввести обязательную примерную оценку всех возводимых строений при получении соответствующего разрешения на строительство. Налоговый Кодекс не может обойти вниманием и такой принципиальный вопрос как предоставление льгот по налогу на недвижимость. Действующий закон о налоге на имущество с физических лиц перечисляет различные категории лиц, имеющих льготы. Полагаю, что если настоящий проект не содержит такой информации, то в окончательной редакции Кодекс должен включать список категорий граждан, обладающих правом льготного налогообложения. Причем наряду с лицами, отмеченными высшими наградами, семьями героически погибших при исполнении служебных обязанностей, ветеранами войны и труда, лицами, имеющими инвалидность или пониженную трудоспособность, в этом списке могут присутствовать и такие категории как семьи, имеющие 2-х и более детей, семьи, потерявшие кормильца, на протяжении ряда лет или до наступления определенных обстоятельств, молодые семьи, осуществляющие покупку или строительство объектов недвижимости, на средства, предоставленные в виде целевой ссуды, частные фермеры на протяжении нескольких лет с момента организации хозяйства, семьи военнослужащих срочной службы, кадровые военнослужащие на протяжении ряда лет с момента увольнения в запас.

Несмотря на то, что проект допускает установление региональными властями дифференцированных ставок в зависимости от вида имущества и категории налогоплательщика, полагаю, что ряд категорий должны безусловно, иметь льготы, закреплённые на федеральном уровне, а точнее в статьях самого Налогового кодекса без права их отмены местными властями. При этом список лиц, получающих право на налоговые льготы по налогу на имущество, может быть лишь расширен местной властью.

Органы местной исполнительной власти могут оперативнее и объективнее рассматривать вопросы о предоставлении специальных льгот отдельным частным лицам, как это предусмотрено и действующим законом, а также предоставлении отсрочек в уплате налога на имущество, о чем хотелось бы сказать особо. В связи со значительным повышением ставки налога на имущество физических лиц достаточно часто могут возникать ситуации, когда сумма ежегодного налога явится непосильной ношей для налогоплательщика, не имеющего соответствующего источника дохода. Это может стать обычной ситуацией в России, в которой всё еще продолжается тяжелейший экономический кризис. Гражданин, приватизируя свою квартиру или затевая строительство дачного домика, может совершенно не подозревать, что через какое-то время 2-3 миллиона рублей, составляющие ежегодный налог на это имущество будут для него весьма серьёзной суммой. Существует достаточно жизненных ситуаций, осложняющих положение семьи, например, рождение ребёнка, увольнение с работы, внезапная потеря кормильца или временная утрата им трудоспособности, когда государство просто обязано предусмотреть какой-либо льготный режим для плательщика имущественного налога. Наиболее правильным решением видится введение системы отсрочки платежа без применения штрафных санкций сроком от 6 месяцев до 3 лет в зависимости от конкретных обстоятельств. Как говорилось выше, именно местным органам должны быть делегированы полномочия по предоставлению таких отсрочек и контролю за конечной выплатой всех начисленных налогов, что должно найти закрепление в тексте Налогового Кодекса. Также в условиях нестабильности доходов многих россиян кажется естественным установление связи между максимальным уровнем величины налога на имущество и реальным совокупным доходом семьи за год. Иными словами, сумма начисленного имущественного налога должна быть снижена до, скажем, 1/10 совокупного годового дохода семьи. Такое положение может устанавливаться статьей Кодекса временно до специальной его отмены. При этом в целях избежания случаев необоснованного ухода от уплаты налога для рассмотрении заявления о понижении ставки нужно в обязательном порядке требовать предоставления информации о совокупном годовом доходе собственника имущества и его супруга, а также при понижении ставки исходить не только из налогооблагаемого дохода семьи, но и иного дохода, не составляющего базу подоходного налога с физических лиц.

Нельзя не сказать добрых слов об очень ясно сформулированной статье 1045. Льготы по налогу, согласно которой “Налогоплательщик - физическое лицо, имеющее место пребывания на территории города либо района и являющееся собственником жилого помещения на этой территории, вправе уменьшить налоговую базу, исчисленную для соответствующего объекта налогообложения, на стоимость этого жилого помещения или его части в пределах социальной нормы жилья на каждого члена семьи. При этом, если общая (жилая) площадь такого помещения больше указанной социальной нормы, сумма, на которую уменьшается налоговая база, определяется как доля этой налоговой базы, соответствующая доле этой социальной нормы в общей (жилой) площади жилого помещения.” Хочется надеяться, что по мере дальнейшего обсуждения все положения Кодекса, изложенные пока весьма сжато и неконкретно, найдут такую же точную и ясную форму.

Заботясь о повышении налоговой дисциплины граждан, государство должно не только укреплять механизмы контроля и принуждения, но и заботиться о том, чтобы установленные налоги считались большинством населения справедливыми. Это правило может найти своё применение в разграничении видов имущества на необходимое и роскошное, чего пока не сделано. Совершенно недопустимо, чтобы, будучи объектами налогообложения, садовый домик пожилого человека или купленная молодоженами в кредит однокомнатная квартира в принципе не отличались бы от роскошного особняка состоятельного гражданина при разработке концепции налоговой реформы, потому что первое - это необходимость, а второе - роскошь. Именно поэтому во всех методиках оценки стоимости и при установлении ставок налога нужно чётко разграничивать имущество по вышеизложенному принципу и вместо равного отношения ввести систему “акцизов на богатство”, уплачиваемых при приобретении или строительстве объектов недвижимости.

3.6 О транспортном налоге.

Транспортный налог, вводимый в разделе XXIV проекта Налогового кодекса, является практически полным аналогом действующего в настоящее время и зачисляемого в дорожные фонды налога на владельцев автотранспортных средств, и заменяет собой, кроме этого налога, налог на реализацию горюче-смазочных материалов, налог на пользователей автомобильных дорог и налог на приобретение автотранспортных средств.

Новый налог не следует путать с уже существующим транспортным налогом, установленным Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 года N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней", налоговой базой которого является начисленная оплата труда. Рассматриваемый раздел Налогового кодекса устанавливает общие положения о транспортном налоге, на основе которых органы законодательной власти субъектов Российской Федерации должны выпустить нормативные акты, определяющие конкретный порядок и условия его исчисления и уплаты. В соответствии с предложенным проектом, налогоплательщиками налога признаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками транспортных средств на пневмоходу, признаваемых в кодексе объектом налогообложения. Объектом налогообложения могут быть признаны транспортные средства и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу, имеющие место нахождение на территории Российской Федерации. Не признаются объектом налогообложения специально оборудованные транспортные средства, находящиеся в собственности инвалидов. Налоговая база определятся отдельно в отношении каждого транспортного средства, являющего объектом налогообложения, исходя из категории этого транспортного средства и мощности его двигателя. Проект Налогового кодекса дает базовые ставки налога в зависимости от категории и мощности двигателя транспортного средства (в процентах от установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда на единицу мощности двигателя в лошадиных силах или киловаттах). Базовые налоговые ставки могут быть увеличены решением регионального органа законодательной власти. В проекте Налогового кодекса прямо предусмотрены льготы только для физических лиц: Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, граждан Российской Федерации, награжденных орденом Славы трех степеней, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, но предоставлено право региональным органам законодательной власти устанавливать дополнительные налоговые льготы для отдельных категорий налогоплательщиков и/или в отношении отдельных транспортных средств. Сумма налога в отношении каждого транспортного средства определяется налогоплательщиком отдельно исходя из налоговой ставки и налоговой базы, т.е. равна произведению налоговой ставки на суммарную мощность двигателя. Уплата налога производится налогоплательщиком ежегодно исходя до прохождения государственного технического осмотра транспортных средств или их регистрации (перерегистрации). Без предъявления документов об уплате налога вышеперечисленные действия государственными органами не производятся. Инструкции по применению налога издаются (в пределах своей компетенции) соответствующими региональными налоговыми и финансовыми органами по согласованию с Государственной налоговой службой РФ. Остановимся подробнее на некоторых статьях проекта закона, касающихся транспортного налога. Статьей 962 установлено, что необходимым условием признания транспортного средства объектом налога, в отличие от ныне действующего налога на владельцев транспортных средств, является наличие на это средство права собственности. Однако ссылка на статьи 31 и 51 кодекса, определяющие понятия "экономического" и "неэкономического образования", вносит неясность в признание объектом налога транспортных средств государственных и муниципальных предприятий, поскольку указанные предприятия не могут иметь имущество в собственности. Более того, в статье 531 проекта, касающейся расходов, включаемых в расходы по производству и реализации товаров (работ, услуг), рассматриваемый налог назван налогом с владельцев транспортных средств. В таблице статьи 965 "Налоговые ставки" слова "или киловаттах" следует либо исключить из текста, либо ввести в таблицу дополнительную графу ставок применительно к мощности двигателя, выраженной в киловаттах. Согласно предлагаемому проектом порядку для налогоплательщика гораздо выгоднее определять мощность двигателя в киловаттах, нежели в лошадиных силах. К недостаткам проекта можно отнести то, что законодатель, установив базовые налоговые ставки, не оговорил их пределы сверху, что может быть использовано региональными органами законодательной власти для подавления деловой активности некоторых категорий собственников транспортных средств. Надо сказать, что круг "льготников" значительно уменьшен по сравнению с действующим налогом. Законом РФ от 18 октября 1991 г. "О дорожных фондах в Российской Федерации" к этой категории были отнесены инвалиды, имеющие мотоколяски и автомобили, общественные организации инвалидов, использующие транспортные средства для осуществления своей уставной деятельности, колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, объединения, акционерные и другие предприятия, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет 70 и более процентов. Кроме того, не являлись плательщиками налога предприятия автотранспорта общего пользования в отношении транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров (кроме такси). При этом в проекте кодекса существенно снижены ставки налога для тракторов, особенно повышенной мощности, за счет переноса их из раздела таблицы "Грузовые автомобили" в раздел "Другие самоходные транспортные средства", где ставка фиксирована и приравнена к ставке для грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. 4. Как повлияет принятие Налогового кодекса Российской Федерации на существующую ситуацию в налогооблажении. 4.1 Малые предприятия станут еще меньше.

“Еще совсем недавно руководители подавляющего числа малых предприятий могли не думать о том, какие изменения произошли в налоговом законодательстве страны. Дело в том, что, согласно действующему в настоящее время федеральному закону от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", в течение первых четырех лет своей работы малые предприятия подлежат налогообложению в порядке, который действовал на момент их государственной регистрации. Таким образом, можно было говорить об иммунитете субъектов малого предпринимательства к изменениям налогового законодательства, создающих для них менее благоприятные условия по сравнению с ранее установленными. С принятием Налогового кодекса, который уже прошел первое чтение, ситуация может измениться кардинальным образом — норма “об иммунитете” в проекте отсутствует и, скорее всего, в ходе его дальнейшего обсуждения в Государственной Думе не появится.

Более того, в случае принятия Налогового кодекса в том виде, в котором он прошел первое чтение, многие предприятия, ранее считавшиеся малыми, перейдут в разряд обычных юридических лиц. Так, если в настоящее время статус “малое” присваивается предприятию, исходя из размера доли в уставном капитале других юридических лиц и средней численности работников, то в проекте Налогового кодекса эти критерии изменены. В расчет по-прежнему принимается средняя численность работников (правда, пороговые значения этого критерия для большинства видов деятельности заметно снижены; см. таблицу 1), а критерий “размер доли других юридических лиц в уставном капитале” заменен критерием “предельный объем выручки от реализации товаров (работ, услуг)”. Согласно новому критерию, в течение предыдущего года сумма квартальной выручки предприятия, претендующего на получение статуса “малое”, не должна превышать 2500-кратного минимального размера оплаты труда. Поскольку в настоящее время минимальная зарплата установлена на уровне 83 490 рублей, предельный квартальный размер выручки малого предприятия не может превысить 208 725 000 рублей.

Но не это главное. Основной вопрос, который интересует руководителей малых предприятий: Сохранятся ли льготы? Сохранятся, но в весьма урезанном виде, который позволяет говорить, скорее, не о льготах, а об особенностях налогообложения субъектов малого предпринимательства (см. таблицу 2).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9