рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Учет товарных операций в оптовой торговле рефераты

p> Статья 506 ГК РФ определяет договор поставки следующим образом: «По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним или иным подобным использованием».

Приведем пример непосредственного противоречия Инструкции Госкомитета
РФ №25 нормам Гражданского Кодекса РФ. Как оказалось выше, п.1.1.
Инструкции Госкомитета РФ №25 установлено, что в розничный товарооборот включается продажа товаров юридическим лицам, их обособленным подразделениям, за наличный расчет. Данное утверждение ошибочно, поскольку оно противоречит ст.492 ГК РФ. Для абсолютного большинства такого рода сделок юридические лица, приобретая товары пусть даже и за наличный расчет, покупают их, как правило, «для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием» (ст.506 ГК РФ). Статья 506 ГК РФ трактует данную сделку как совершаемую на основе договора поставки, а не договора розничной купли-продажи, что свидетельствует в данном случае о наличии оптового, а не розничного товарооборота.

Подтверждение покупателем цели покупки требуется в следующих случаях:

1. при отнесении к розничному товарообороту сделки по продаже товаров коммерческой организации для использования в не предпринимательской деятельности;

2. при отнесении к оптовому товарообороту сделки при продаже товаров некоммерческой организации для использования в предпринимательской деятельности.

Получение указанных подтверждений носит диспозитивный
(необязательный) характер, т.е. торговая организация подобного подтверждения может не получать. При отсутствии данных подтверждений от покупателя проблема отнесения сделки к розничному или оптовому товарообороту будет решаться следующим образом:

1. сделка по продаже товаров коммерческой организации относится к оптовому товарообороту (т.е. действует допущение, что сделка, совершенная коммерческой организацией, связана с предпринимательской деятельностью);

2. сделка по продаже товаров некоммерческой организации относится к розничному товарообороту (т.е. действует допущение, что сделка, совершенная некоммерческой организацией, не связана с предпринимательской деятельностью).

Таким образом, для отнесения товарооборота к розничному или оптовому такие критерии как количество проданного товара, так и форма расчетов
(наличный и безналичный расчет, кредитная карточка, чеки, вексель, бартер и др.) не имеют никакого значения. Единственным критерием отнесения сделки по продаже товара к сфере розничной или оптовой торговли является цель использования приобретаемых товаров.

Если торговая организация осуществляет организацию товаров по сделкам, относящимся как к розничному так и оптовому товарообороту, то в момент оприходования товаров неизвестно, кому и каким именно образом будет продан тот или иной товар.

В этих условиях, если в торговой организации основной объем продаж ведется в режиме розничной торговли, то вести учет товарных операций следует по правилам, установленным для розничной торговли. Если такая организация осуществляет сделки по продаже товаров в режиме оптовой торговли, в бухгалтерском учете должны быть сделаны следующие корректировочные записи:

1. на покупную стоимость товаров (без НДС), переводимых из режима розничной торговли в режим оптовой торговли:

Дт 41, субсчет 1 «Товар на складах»,
Кт 41, субсчет 2 «Товары в розничной торговле»;

2. на сумму НДС, относящегося к покупной стоимости товаров, переводимых из режима розничной в режим оптовой торговли:

Дт 19 «НДС по приобретенным ценностям»,
Кт 41, субсчет 2 «Товары в розничной торговле».

Организацию системы документооборота на предприятиях торговли освещают Бабченко Т.Н. и Жбанова Л.Л. (2).

На предприятиях оптовой торговли отчеты должны содержать сведения об остатках, прихода, расхода каждого наименования товара в стоимостном и количественном выражении. В товарном отчете, как и при розничной торговле, записывается каждый документ в отдельности с указанием поставщиков, покупателей, дату и номера документа, а также стоимость товаров и тары по учетным ценам, указываются остатки товаров и тары на начало и конец отчетного периода. В настоящее время распространен учет на компьютере с помощью бухгалтерских программ, и поэтому во многих организациях аналитический учет товаров ведется только в бухгалтерии.

Руководители предприятий и главные бухгалтеры могут выбрать тот способ отчетности материально ответственных лиц, который наиболее полно соответствует потребностям данной организации и закрепить его в составе информации об учетной политике.

Такую проблему как списание дебиторской и кредиторской задолженности изучает Ульянова Н.В.(22).

Списание дебиторской задолженности.

Важным моментом при списании дебиторской задолженности является разделение этой задачи на два вида: истребованную и неистребованную, т.к. порядок списания этих двух видов задолженностей различен.

Истребованной дебиторской задолженностью считается та, по которой организация-кредитор использовала все имеющиеся у нее возможности для погашения этой задолженности предприятием-дебитором. К таким возможностям следует отнести:

- предъявление письменной претензии к должнику;

- предъявление иска в арбитражный суд.

Очевидно, когда организация использовала обе эти возможности, дебиторскую задолженность можно считать истребованной.

Истребованная дебиторская задолженность списывается на финансовый результат деятельности предприятия по истечении срока исковой давности, который составляет 3 года. Списанная истребованная дебиторская задолженность уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль.

Неистребованной дебиторской задолженностью принято считать такую задолженность, к взысканию которой предприятием-кредитором не были приняты все возможные меры.

Списание кредиторской задолженности.

Кредиторская задолженность возникает у предприятия-покупателя при оприходовании товаров (потреблении услуг), полученных от поставщика и не оплаченных ему.

При этом задолженность перед поставщиком будет числиться на балансе у покупателя до тех пор, пока не истечет срок исковой давности, составляющий
3 года с момента возникновения кредиторской задолженности.

Сумма НДС, учтенная организацией-покупателем на счету 19 «НДС по приобретенным ценностям», не подлежит зачету из бюджета, т.к. условием для зачеты НДС по оприходованным материальным ценностям является их оплата поставщику.

По истечении трех лет с даты оприходования товара в учете делается запись:

Дт 60/76 Кт 80 – списана кредиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности).

Сумма списанной кредиторской задолженности относится к вне реализационным доходам деятельности предприятия и входит в налоговую базу по налогу на прибыль.

При этом НДС, относящийся к этой задолженности и числящийся на сч.19, возмещению из бюджета не подлежит и списывается на сч.88 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», что отражается в учете проводкой:

Дт 88, Кт 19 – списан НДС по оприходованным и неоплаченным ТМЦ в связи с истечением срока исковой давности.

Бухгалтерский учет тары в организациях торговли раскрывают Патров
В.В., и Пятов М.Л. (20).

Неизбежным спутником движения многих товаров является тара, учет которой неразрывно связан с учетом товарных операций. Основными вопросами, возникающими при ведении учета тары, являются определение возможностей оприходования её на балансе организации и методики исчисления и бухучета
НДС по таре.

Право собственности на тару, не являющуюся многооборотной, в соответствии со ст.223 Гражданского Кодекса РФ, переходит к организации- приобретателю в момент передачи её поставщиком, т.е. одновременно с переходом права собственности на товары, с которыми покупается тара. В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденной Приказом
Минфина СССР от 01.11.1991г. №56 (ред. от 17.02.1997г.), стоимость приобретенной организацией тары отражается на отдельном субсчете 4 «Тара под товарами и порожняя» к субсчету 41 «Товары».

Оприходование подлежащей оплате тары в организациях оптовой торговли производится записями:

Дт 41 «Товары», субсчет 3 «Тара под товарами и порожняя»;
Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на стоимость приобретения тары без НДС;
Дт 19 «НДС по приобретенным ценностям»
Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на сумму НДС, относящегося к приобретенной таре.

При оприходовании тары, стоимость которой не выделяется в сопроводительных документах поставщика, следует учитывать, что получение такой тары не является безвозмездным. Стоимость тары в этом случае включена поставщиком в стоимость приобретения товаров без отдельного указания её цены. При этом выше приведенные записи по оприходованию тары должны составляться на основании акта приемки.

Отпуск тары покупателю оформляется теми же документами, что и отпуск товаров, с указанием наименования, отличительных признаков, количества, цены и стоимости. На возврат тары поставщикам и сдачу тары тарособирающим организациям обычно выписывают товарно-транспортную накладную. Бой, лом и порча тары оформляется соответствующим актом. Если тара одной разновидности приобреталась по различным ценам, то оценка запасов тары, также как и товаров, может осуществляться по средним ценам, методами ФИФО и ЛИФО.

Учет продажи товаров по каталогам и образцам приводит Хорин М.В.(23).

В настоящее время в торговле широкое распространение получила продажа товаров по каталогам и образцам. Прежде всего, таким способом реализуются громоздкие товары: дачные домики и другие предметы ремонтно-строительного назначения, а также комплекты мебели. Но вместе с тем по каталогам или образцам продаются и другие товары, например, косметики и одежда.

Сущность этой разновидности торгового сервиса в том, что договор розничной купли-продажи заключается после ознакомления покупателя с образцом товара (его описанием, каталогом товаров и т.п.), предложенным продавцом. Такой способ продажи предусмотрен статьей 497 Гражданского
Кодекса РФ.

Порядок осуществления розничной торговли товарами по образцам определяется Правилами продажи товаров по образцам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.07.1997г. №918 (далее по тексту
Правила). Эти Правила разработаны в соответствии с Законом РФ от
07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей». Остановимся на наиболее существенных положениях Правил.

В п.3 Правил оговорено, что приобретение покупателем выбранных товаров происходит после доставки этих товаров в указанное им место (если иное не предусмотрено договором). Соответственно, и договор розничной купли- продажи по образцу считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в договоре, согласно п.28 Правил и ст.497 ГК РФ.

Согласно п.4 Правил, продавец обязан предложить покупателю услуги по доставке товаров путем их пересылки или перевозки.

В случае если одним из условий договора является оказание услуг по установке, наладке и пуску в эксплуатацию отдельных технически сложных товаров, договор считается выполненным с момента оказания этих услуг.

Покупатель до передачи ему товара вправе отказаться от исполнения договора при условии возмещения продавцу расходов, понесенных в ходе выполнения договора, на основании п.22 Правил и ст.497 ГК РФ.

Продажа по образцам применяется и в оптовой торговле. Например, в ходе выполнения ремонта квартиры или офиса ремонтно-строительная фирма может заказать необходимую для выполнения ремонта сантехнику по каталогу.

Для продавца торговля по образцам не только решает проблему размещения крупногабаритных товаров в торговом зале или складе, но и дает возможность использовать различные схемы закупки товаров, предназначенных для продажи.

Традиционной схемой является заключение договора купли-продажи или договора поставки товара. При этом, как правило, покупатель вносит аванс.

Так как торговля по образцам обычно предусматривает отсрочку в поставке выбранного товара после заключения договора и оплаты покупателем аванса, магазин может приобрести товар у поставщика по договору поставки с отсрочкой (или рассрочкой) платежа. Кроме того, магазин может воспользоваться товарным кредитом. Магазин также вправе выступить посредником между поставщиком товара и покупателем. Посредническую деятельность можно оформить договорами комиссии или поручения, а также агентским соглашением или договором консигнации. В этом случае отражение в учете продавца продажи по образцам не отличается от учета продажи товара по обычному договору комиссии.

2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ.

2.1. Понятие оптовой торговли.

Торговля – это вид предпринимательской деятельности, где объектом действия является товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров, их доставки, хранения и подготовки к продаже.

Различают два основных вида торговли – оптовую и розничную.

Согласно ст. 492 по, договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. По сути, такими покупателями являются физические лица – конечные потребители товара. Однако договор розничной купли-продажи возможен и между юридическими лицами, приобретающими товар, затраты по которому не относятся на себестоимость.

Предприятия оптовой торговли реализуют товар юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, приобретающим товар для последующей перепродажи, а также организациям, закупающим товар (сырье, комплектующие) для производства иной продукции, то есть товар передается для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным
(семейным, домашним и т. д.) использованием. Отношения продавца покупателя товара в данном случае чаще всего оформляются договорами поставки.

Таким образом, с точки зрения гражданского законодательства торговля подразделяется на виды в зависимости от цели приобретения товара и характера его дальнейшего использования.

Согласно письму Госкомстата РФ от 8 ноября 1995 года №17-1-17/1947
"Об отнесении торговых предприятий к розничным или оптовым" идентификация сфер оптовой и розничной торговли для решения учетно-статистических задач осуществляется Госкомстатом России на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности продукции и услуг (ОКДП), который входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации. В соответствии с положениями классификатора оптовая торговля включает деятельность по продаже товаров розничным торговцам, промышленным, коммерческим, учрежденческим или профессиональным пользователям или же другим оптовым торговцам. Под розничной торговлей подразумевается деятельность по продаже товаров для личного потребления или домашнего использования.

Определение оптовой торговли содержится и в постановлении Госкомстата
РФ от 17 ноября 1997 года № 76, согласно которому под оптовой продажей понимается перепродажа приобретенных на стороне товаров юридическим и физическим лицам для профессионального использования (дальнейшей переработки или продажи).

Оптовая и розничная торговля различаются между собой и по иному основанию. Так, согласно Инструкции по определению розничного товарооборота и товарных запасов юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание (утверждена постановлением Госкомстата РФ от 1 апреля 1996 года № 25), под розничным товарооборотом понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации, а именно:

- юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание, для которых торговая деятельность является основной;

- юридическими лицами, осуществляющими торговлю, для которых торговая деятельность не является основной;

- физическими лицами, осуществляющими продажу товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.

Этим же документом установлено, что в силу организационно- практических причин в состав розничного товарооборота включается также продажа продовольственных товаров отдельным юридическим лицам социального назначения (больницам, детским учреждениям, домам инвалидов, престарелых и т. п.) по безналичному расчету из розничной торговой сети, мелкооптовых баз, сети общественного питания для организации питания обслуживаемых ими контингентов населения.

Кроме того, в розничный товарооборот включается продажа товаров юридическим лицам, их обособленным подразделениям за наличный расчет.

Ранее включаемая в розничный товарооборот продажа по безналичному расчету непродовольственных товаров юридическим лицам, их обособленным подразделениям для собственных нужд считается оптовой продажей и в объеме розничного товарооборота не учитывается.

Таким образом, мелкооптовая торговля за наличный расчет приравнивается к розничной, а продажа товаров (независимо от целей приобретения) юридическим лицам по безналичному расчету (за исключением перечисленных) признается оптовой,

Однако не следует забывать, что "вопрос методологии и критериев разграничения сфер оптовой и розничной торговли для применения в системе налогообложения в увязке с систематизацией сфер экономики по общероссийским классификаторам не входит в компетенцию Госкомстата России (см. письмо
Госкомстата РФ от 8 ноября 1995 года № 17-1-17/1947).

В соответствии с письмом ГНС РФ от 20 декабря 1995 года № 05-4-09/41 в состав оптового товарооборота включаются объемы продажи товаров, продукции предприятиям, учреждениям, снабженческо-сбытовым, посредническим и другим организациям (за исключением населения) для дальнейшего их использования в производстве и для перепродажи.

Согласно положениям нормативных актов оптовая торговля представляет собой продажу товара юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для последующей перепродажи или производства.

По такому основанию, как форма расчетов (безналичный, наличный), грань перехода оптовой торговли в розничную весьма подвижна.
Законодательные органы пытаются ее закрепить, для чего, в частности, устанавливаются предельные размеры расчетов наличными деньгами между юридическими лицами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11