рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Учет товарных операций в оптовой торговле рефераты

p> Расходы по таре учитываются на счете 44 "Издержки обращения", а потери и доходы на счете 80 "Прибыли и убытки" как внереализационные прибыли или убытки соответственно.

При журнально-ордерной форме учета по счету 41 "Товары", субсчет 41-3
"Тара под товаром и порожняя" ведется ведомость по дебету и журнал-ордер по кредиту этого счета. Записи делаются на основании товарных отчетов и приложенных к ним документов, отражающих поступление и выбытие тары. На каждый товарный отчет отводится одна строка, по которой отражается приход и расход по корреспондирующим счетам, а также остаток тары на конец отчетного периода.

Аналитический учет тары ведется по материально ответственным лицам, по наименованиям, количеству и стоимости тары. Что касается отражения операций с тарой в синтетическом учете, то его порядок можно представить рядом бухгалтерских проводок.

Поступление тары (вместе с товаром) от поставщика в оптовой торговле фиксируется записью:

Дт 41. субсчет 41-3 "Тара под товаром и порожняя"
Дт 19 "НДС по приобретенным ценностям"
Кт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

При этом поступление многооборотной тары, имеющей залоговые цены, учитывается по ценам, включающим НДС, которые зачету перед бюджетом не подлежат. Если товары затариваются в потребительскую тару одноразового использования, стоимость которой включается в их цену, либо тара оплачивается сверх цены за товары, то эта тара облагается НДС. Суммы НДС при этом предъявляются к зачету перед бюджетом в общеустановленном порядке.

При поступлении многооборотной тары часто взимается залог, что отражается в обычном порядке через счета учета денежных средств.

Возврат тары поставщику или сдача ее соответствующим организациям фиксируется проводкой:

Дт 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"
Кт 41, субсчет 41-3 "Тара под товаром и порожняя".

Списание недостач от операций с тарой (лом, бой и др.) отражается

записью:

Дт 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей"
Кт 41, субсчет 41-3 "Тара под товаром и порожняя".

Оприходование тары, выявленной по результатам инвентаризации, или тары, поступившей от поставщика без оплаты, считается внереализационным доходом:

Дт 41, субсчет 41-3 "Тара под товаром и порожняя'
Кт 80, субсчет 80-4 "Прибыли и убытки от прочих операций".

Ремонт тары по договору силами сторонней организации фиксируется в бухгалтерском учете проводкой:

Дт 44 "Издержки обращения";
Дт 19, субсчет 19-3 "Налог на добавленную стоимость по работам и оказанным услугам "
Кт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

Внутреннее перемещение тары между отдельными подразделениями торгового предприятия (отдельными секциями склада, различными складами, складом и торговыми помещениями, для организации выездной торговли) находит отражение в аналитическом учете:

Кт 41, субсчет "Тара под товаром и порожняя" (склад 1)
Дт 41, субсчет "Тара под товаром и порожняя" (склад 2).

Тара может быть изготовлена предприятием самостоятельно, при этом ее учет проводится через счет 23 "Вспомогательные производства".

Следует отметить, что вместо счета 41 в учете тарных операций может быть использован счет 01 "Основные средства" в случае удовлетворения условиям отнесения тары к основным средствам.

2.9. Инвентаризация товаров и тары на складах.

2.9.1. Общие правила проведения инвентаризации

Инвентаризация товаров и тары на складах торгового предприятия проводится для проверки наличия и состояния товарно-материальных ценностей.
При этом выявляется соответствие фактического наличия товаров и тары на момент инвентаризации их остаткам по данным бухгалтерского учета. Помимо обеспечения сохранности ценностей и проверки правильности организации материальной ответственности инвентаризация решает задачи контроля учетных данных по товарам и таре, их реального отражения в балансе; а также посредством инвентаризации выявляются неиспользуемые, залежалые товары, продукция устаревших фасонов и моделей и т. п.

Основными этапами инвентаризации являются:

1. Проверка фактического наличия товаров.
2. Документальное оформление результатов инвентаризации. .
3. Принятие хозяйственных решений на основании результатов инвентаризации.

Согласно действующему Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ количество инвентаризаций в отчетном году и сроки их проведения устанавливаются организациями самостоятельно, за исключением следующих случаев, когда проведение инвентаризации обязательно:

- при смене материально ответственного лица (при коллективной материальной ответственности - при уходе в отпуск бригадира и более половины членов бригады);

- при установлении фактов краж, ограблений, хищений, порчи ценностей, злоупотреблений; а также пожара, стихийных бедствий;

- при ликвидации, реорганизации предприятия, передаче имущества в аренду, выкупе, продаже и в других случаях, установленных законодательством.

Инвентаризация непродовольственных товаров на складах и мяса на холодильниках проводится не менее одного раза в год, как правило на 1-е число месяца (и не ранее 1 октября), остальных продовольственных товаров

- не менее двух раз в год.

2.9.2. Порядок проведения инвентаризации

Порядок проведения и документального оформления результатов инвентаризации определен в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Министерства финансов РФ от 13.06.95 № 49.

Комиссия при обязательном участии материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие товаров и тары по каждому месту хранения ценностей в отдельности. Товары, находящиеся в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица, проверяют и оформляют описями-актами отдельно, после чего вход в помещение пломбируют и комиссия переходит в следующее помещение.

Инвентаризация товаров проводится в порядке расположения ценностей путем их обязательного пересчета, перевешивания, перемеривания. При явной нецелесообразности перевешивания или пересчета товаров, находящихся в неповрежденных и пронумерованных кипах, ящиках, бочках, допускается внесение этих товаров в описи по спецификации или маркировке, имеющейся на таре. В описи это должно быть оговорено. Причем не менее 10% таких товаров, за исключением тех, которые при распаковке могут испортиться, должно быть подвергнуто обязательной выборочной проверке. При этом если в результате такой проверки будут установлены расхождения со спецификацией или маркировкой, то комиссия обязана полностью вскрыть все места и проверить товар.

Вносить в описи данные об остатках товаров без проверки их наличия
(по данным учета или со слов ответственного лица) запрещается. При подготовке большого количества весовых товаров отвесы фиксируют в специальных ведомостях или книгах. После подсчета и сверки итогов с ответственным за ценности лицом данные о качестве товара вносят в инвентаризационную опись. Массу товаров, хранящихся навалом, допускается определять путем обмеров и технических расчетов. Ведомости отвесов и акты обмеров прилагаются к описям.

Для ускорения проведения инвентаризации товаров на складах и заполнения инвентаризационных описей с помощью компьютеров целесообразно использовать ярлыки (кипные карты) и штрих-коды. В ярлыках (кипных картах) с помощью штрих-кодов указывают наименование товара, единицу измерения, артикул, размер, рост, сорт и другие признаки, цену и количество товара.
Ярлыки (кипные карты) помещают на видном месте или прикрепляют к кипе.
Информация с них считывается в компьютер автоматически с помощью специальных оптических читающих устройств (сканеров).

Члены комиссии проверяют правильность наименования и количества товаров, указанных в ярлыках, после чего в них проставляют регистрационный
(порядковый) номер. Ярлыки (кипные карты) подписывают работник, подобравший товар, материально ответственное лицо и председатель комиссии. Сведения о них заносят в инвентаризационную опись. Ярлыки, партионные и кипные карты хранят до выведения окончательных результатов инвентаризации, а затем уничтожают.

2.9.3. Оформление инвентаризационных материалов

Инвентаризационную опись товаров, материалов и тары составляют обычно в двух, а при приеме-передаче - в трех экземплярах. Заполняют опись либо вручную чернилами или шариковой ручкой, либо на компьютере. На каждой странице описи указывается общее количество натуральных единиц (шт., кг, м и т. п.). Исправления в описях должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. В описях не допускаются пропуски незаполненных строк. В последних листах описей пустые строки прочеркиваются. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо.

В конце каждой описи материально ответственные лица оформляют расписку следующего содержания: "Все ценности, поименованные в настоящей инвентаризационной описи № _ по № _, комиссией проверены в натуре в моем присутствии и внесены в опись, в связи л чем претензий к инвентаризационной комиссии не имею. Ценности, перечисленные в описи, находятся на моем ответственном хранении".

В случае смены материально ответственного лица в описи расписываются работник, принявший ценности, и работник, сдавший их.

Товары, поступившие во время инвентаризации, принимают материально ответственные лица в присутствии членов комиссии и приходуют после инвентаризации. Эти ценности оформляются отдельной описью "Материальные ценности, поступившие во время инвентаризации". В данной описи указывают поставщика, дату и номер приходного документа, на котором делается отметка
"После инвентаризации" со ссылкой на дату описи.

На товары, находящиеся в пути, составляют отдельный акт, в котором по каждой отправке указывают наименование и количество товара (по документам бухгалтерского учета), дату отгрузки, перечень и номера отгрузочных документов.

Отдельными описями оформляют наличие неходовых, залежалых и неполноценных, пришедших в негодность товаров. Такие товары должны храниться отдельно.

2.9.4. Определение результатов инвентаризации

Результаты инвентаризации в 5 - 10-дневный срок должны быть определены в бухгалтерии предприятия после проверки документов, цен, а также таксировки описей по каждому наименованию товаров и тары в количественно-суммовом выражении. Для этого сопоставляют данные бухгалтерского учета с фактическим наличием товара и тары по описи. На ценности, по которым выявлены расхождения, составляют сличительную ведомость, в ней указываются наименование товара, номенклатурный номер, количество и стоимость по учетным ценам, недостача или излишек. Такая же сличительная ведомость составляется и по таре.

По недостачам, излишкам, пересортицам товаров (тары) материально ответственные лица дают письменные объяснения, которые вместе со сличительной ведомостью рассматриваются постоянно действующей центральной инвентаризационной комиссией и руководителем предприятия.

Комиссия устанавливает характер недостач (излишков) и способ их устранения, возможность зачета пересортиц одноименных товаров, списания суммовых разниц и естественной убыли (при наличии их норм). Недостачи товаров при наличии норм естественной убыли в их пределах списываются за счет издержек предприятия, при их отсутствии - за счет предприятия; излишки приходуют в доход. Суммовые разницы, возникшие при зачете пересортиц от завышения цен, подлежат возвращению покупателям, а если установить их невозможно, то приходуются в доход предприятия. Суммовые разницы от занижения цен на товары при инвентаризации недостачи товаров и потери от порчи ценностей подлежат взысканию с виновных лиц или, в случае отсугсгвия таковых лиц, относят на издержки обращения.

Более подробно определение результатов инвентаризации и их направление списания описано в главе "Учет товарных потерь".


2.9.5. Порядок отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете

Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.

По результатам инвентаризации составляются бухгалтерские проводки.
Например, оприходование излишков товаров относится в доход предприятия:

Дт 41 "Товары"
Кт 80 "Прибыли и убытки",

Недостача товаров отражается записью:

Дт 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей"
Кт 41 "Товары".

Недостачи могут быть списаны в дальнейшем за счет различных источников. Например, недостачи в пределах норм естественной убыли (при их наличии) относятся за счет начисленного ранее резерва (если он имеет место), что фиксируется записью:

Дт 89 "Резервы предстоящих расходов и платежей"
Кт 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей".

Сверхнормативная убыль относится за счет виновных лиц, что отражается записью:

Дт 73-3 "Расчеты по возмещению материального ущерба"
Кт 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей".

При отсутствии виновных лиц недостачи сверх норм отражаются:

Дт 80 "Прибыли и убытки" - при наличии действующих норм;
Дт 88 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)"
Кт 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей".

Более подробно отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете описано в главе "Учет товарных потерь".

Следует помнить, что согласно письму ГНС РФ от 24.09.97 списание потерь товаров от естественной убыли на издержки обращения в торговых организациях было прекращено (о чем сообщено в письме МВЭС и торговли РФ №
45" 09/364). Учитывая также разъяснения Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России от 26.08.97 № 16-00-17-50 и Департамента налоговой политики Минфина России от 18.09.97 № 04-02-11/1, предприятиям и организациям всех форм собственности необходимо было во избежание штрафных санкций внести соответствующие исправления и перерасчеты по платежам в соответствующие бюджеты. Но приказом МВЭС и торговли РФ от
19.12.97. № 631 установлено действие норм (список которых приведен в приложении к нему) с 1997 года. Следует помнить, что списание потерь на издержки обращения возможно лишь в том случае, если будут утверждены новые нормы.

3. УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА

В ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕ.

Рассмотрим порядок отражения транзитных операций и исчисления НДС на балансе торговой организации на условных примерах. Для целей налогообложения выручка от реализации товаров определяется по оплате.

А) Покупатель оплачивает торговой организации стоимость приобретаемого товара до момента его отгрузки поставщиком.

Дт 51 – Кт 64 – получена предоплата в счет предстоящей поставки товаров;
Дт 64 – Кт 68 – начислена сумма НДС с полученной предоплаты;
Дт 60 – Кт 51 – перечислена оплата в счет предстоящей поставки товаров;
Дт 41 – Кт 60 – оприходованы товары, отгруженные поставщиком на основании счета-фактуры, выписанного на имя торговой организации;
Дт 19 – Кт 60 – отнесена сумма НДС по оприходованным товарам;
Дт 68 – Кт 19 – сумма НДС по оприходованным товарам отнесена на расчеты с бюджетом;
Дт 46 – Кт 41 – списана стоимость реализуемых товаров;
Дт 46 – Кт 44 – списаны издержки обращения;
Дт 68 – Кт 64 – восстановлены суммы НДС, уплаченные с авансов;
Дт 64 – Кт 46 – отражена выручка от реализации товаров;
Дт 46 – Кт 68 – начислена сумма НДС со всей стоимости товара, отгруженного поставщиком покупателю.

Б) Покупатель оплачивает торговой организации стоимость товара после отгрузки его поставщиком.

Дт 41 – Кт 60 – оприходованы товары, отгруженные покупателю на основании счета-фактуры, выписанного поставщиком на имя торговой организации;
Дт 19 – Кт 60 – сумма НДС по оприходованным товарам;
Дт 46 – Кт 41 – списана стоимость товаров, отгруженных поставщиком;
Дт 46 – Кт 44 – списаны издержки обращения;
Дт 62 – Кт 46 – выписаны расчетные документы покупателю на реализуемые товары;
Дт 46 – Кт 76(субсчет НДС) – начислен НДС с оборотов по реализации товаров;
Дт 51 – Кт 62 – получена оплата от покупателя за реализуемые товары;
Дт 76 – Кт 68 – начислена в бюджет сумма НДС;
Дт 60 – Кт 51 – перечислена поставщику стоимость товаров, отгруженных покупателю;
Дт 68 – Кт 19 – отнесена сумма НДС по приобретенным товарам на расчеты с бюджетом.

Как видно из приведенных записей исчисления НДС при осуществлении торговыми организациями транзитных операций полностью идентично порядку, предусмотренному для организаций, осуществляющих поставку товаров непосредственно со складов и баз.

Отдельным и наиболее дискутируемым вопросом при осуществлении транзитных поставок является определение момента оприходования товара на балансе торговой организации и, следовательно, возмещения суммы НДС (при условии оплаты товара покупателем).

Из определения договора купли-продажи следует, что одним из двух его признаков (наряду с возможностью) является переход права собственности на реализуемый товар от продавца к покупателю.

При отсутствии факта реального поступления товара на склад торговой организации представляется целесообразным отражать стоимость приобретаемого товара по моменту перехода права собственности на него согласно заключенному договору.

В заключение следует отметить, что все поставки в рамках транзитных операций оформляются счетами-фактурами в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 29.07.1996г. №914 «Об утверждении порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (ред. от 02.02.1998г.).

Все поставщики-участники хозяйственной деятельности – составляют счета-фактуры по мере реализации на полную стоимость отгружаемых товаров на имя покупателя. Это дает им право на зачет сумм НДС в порядке, установленном Федеральным Законом.

Оптовая торговля по образцам.

ПРИМЕР: Магазин заключил с юридическим лицом договор купли-продажи по выбранным образцам на условиях 50-процентной предоплаты и с обязательством магазина поставить товар в течение пяти недель с момента получения аванса.
Окончательный расчет по договору происходит после поступления товара на склад магазина. Продажная цена товара составляет 120 000 рублей, включая
НДС.

Дт 51 – Кт 64 – 60 000 руб. – получена предоплата от покупателя по договору купли-продажи;
Дт 64 – Кт 68, субсчет «Расчеты по НДС» – 10 000 руб. – отражена сумма НДС по полученной предоплате;
Дт 61 – Кт 51 – 54 000 руб. – перечислен аванс поставщику;
Дт 41 – Кт 60 – 90 000 руб. – поступил товар от поставщика;
Дт 19 – Кт 60 – 18 000 руб. – отражена сумма НДС, относящаяся к полученному товару;
Дт 41 – Кт 60 – 1 000 руб. – отнесены на стоимость товара затраты по транспортировке товара со склада поставщика;
Дт 19 – Кт 60 – 2 000 руб. – отражена сумма НДС по оплаченным транспортным расходам;
Дт 60 – Кт 61 – 60 000 руб. – отражен окончательный расчет с покупателем;
Дт 60 – Кт 51 – 1 200 руб. – перечислено транспортной организации за перевозку товара, включая НДС;
Дт 64 – Кт 68, субсчет «Расчеты по НДС» – 10 000 руб. – начислен НДС;
Дт 46 – Кт 41 – 91 000 руб. – списание реализованного товара по учетной цене;
Дт 68 субсчет «Расчеты по НДС» – Кт 64 – 20 000 руб. – восстановление НДС по авансу (в соответствии с п.51 Инструкции Госналогслужбы России от
11.10.1995г. №39 «О порядке исчисления и уплаты НДС»);
Дт 62 – Кт 46 – 120 000 руб. – отгрузка товаров покупателю по продажной цене, включая НДС;
Дт 46 – Кт 68, субсчет «Расчеты по НДС» – 20 000 руб. – начислен НДС по реализованному товару;
Дт 64 – Кт 62 – 120 000 руб. – зачтена предоплата, полученная о покупателя;
Дт 60 – Кт 51 – 54 000 руб. – произведен окончательный расчет с поставщиком;
Дт 68 – Кт 19 – 18 200 руб. – зачтен НДС;

Сумма налога на пользователей автодорог с разницы между покупной и продажной ценами (без НДС) равна:

(10 000 руб. – 90 000 руб. – 1 000 руб.)*2,5% = 225 руб.

Дт 44 – Кт 67 – 225 руб. – начислен налог на пользователей автодорог;

Сумма налога равна:

9 000 руб. * 1,5% = 135 руб.

Дт 80 – Кт 68 – 135 руб. – начислен налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы;
Дт 44 – Кт 69 (70, 60, 76) – 5 000 руб. – списание на издержки затрат на оплату труда, транспортных расходов и аренды помещения;
Дт 46 – Кт 44 – 5 225 руб. – списание издержек по реализованным товарам;
Дт 46 – Кт 80 – 3 775 руб. – отражен финансовый результат от реализации товара по образцам;

Сумма налога на прибыль равна:

3 640 руб. * 35% = 1 274 руб.

Дт 81 – Кт 68 – 1 274 руб. – начислен налог на прибыль.

ПРИМЕР: Торговая организация, в которой преобладает розничный товарооборот, ведет в соответствии с приказом об учетной политике учет товаров по покупным ценам. По предъявленной доверенности она продала за наличный расчет товаров на сумму 2 400 руб. (в том числе НДС – 20%) представителю коммерческой организации. Цена приобретения реализуемых товаров вместе с
НДС составляет 1 200 руб. За реализуемые товары торговая организация с поставщиком полностью рассчиталась. Издержки обращения, относящиеся к реализуемым товарам, составляют 3000 руб. (таблица 5).

Таблица 5.

|Содержание хозяйственных операций |Корреспонденция |Сумма |
| |счетов |руб. |
| |Дебет |Кредит | |
|Переводятся товары из режима розничной в режим | | | |
|оптовой торговли: на сумму НДС |68 |41-2 |200 |
|Предъявляется бюджету НДС |68 |19 |200 |
|Отражается реализация товаров |50 |46 |2 400 |
|Списываются реализованные товары |46 |41-1 |1 000 |
|Списываются издержки обращения, относящиеся к | | | |
|реализованным товарам |46 |44 |300 |
|Начисляется задолженность бюджету по НДС |46 |68 |400 |
|Отражается финансовый результат от реализации | | | |
|товаров |46 |80 |700 |

В хозяйственной операции 1 таблицы 5 НДС, относящийся к товарам, переводимым из режима розничной в режим оптовой торговли, отражается по дебету сч.19 «НДС по приобретенным ценностям» и кредиту сч.41 «Товары», субсчет «Товары в розничной торговле». Данная запись применяется не только в случае, когда расчет с поставщиком за товары произведен, но и когда поставщику не было уплачено за товары.

Если учет в торговой организации, в которой преобладает розничный товарооборот, осуществляется по продажным ценам, то после записи 1 (см. выше) следует писать ранее начисленную торговую наценку. Данный факт будет отражен в бухгалтерском учете по дебету сч.41 субсчет 2 «Товары в розничной торговле» и кредиту сч.42 «Торговая наценка» методом «красное сторно».

Если основной объем продаж в торговой организации относится к режиму оптовой торговли, то вести учет товарных операций следует по правилам, установленным для оптовой торговли. В случае осуществления такой организацией сделки по продаже товаров в режиме розничной торговли в бухучете должны быть сделаны следующие корректировочные записи:

1. На покупную стоимость товаров (Без НДС), переводимых из режима оптовой в режим розничной торговли:

Дт 41, субсчет 2 «Товары в розничной торговле»,
Кт 41, субсчет 1 «Товары на складах»;

2. На сумму НДС, относящегося к покупной стоимости товаров, переводимых из режима оптовой в режим розничной торговли:

а) если реализуемые товары не были оплачены поставщику и, соответственно, НДС не был предъявлен бюджету к зачету:

Дт 41, субсчет 2 «Товары в розничной торговле»,
Кт 19, субсчет «НДС по приобретенным ценностям»;

б) если реализуемые товары были оплачены поставщику и НДС был предъявлен бюджету к зачету:

Дт 41, субсчет 2 «Товары в розничной торговле»,
Кт 68 «Расчеты с бюджетом», субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС».

ПРИМЕР: Торговая организация, в которой преобладает оптовый товарооборот, продала частному лицу за наличный расчет через ККМ товаров на сумму 3 600 руб. С поставщиком за реализуемые товары торговая организация: рассчиталась, и НДС по приобретенным ценностям предъявлен бюджету (вариант
1); не рассчиталась и, соответственно, НДС не предъявлен бюджету (вариант
2). Издержки обращения, относящиеся к реализуемым товарам, составляют 400 руб. (таблица 6).

Если в торговой организации объем продаж по сделкам, относящимся к розничной торговле, и сделкам, относящимся к оптовой торговле, примерно одинаковый, то организации выгоднее вести учет товарных операций в режиме оптовой торговли, так как только в этом случае хозяйствующий субъект имеет право, в соответствии с п.19 Инструкции Госналогслужбы РФ №39, по оприходованным товарам после их фактической оплаты поставщикам предъявить бюджету НДС к зачету. По мере осуществления фактов продажи товаров в режиме розничной торговли производятся указанные корректировочные записи по переводу товаров из оптовой в розничную торговлю.

Таблица 6.

|Содержание хозяйственных операций |Корреспонденция |Сумма |
| |счетов |руб. |
| |Дебет |Кредит | |
|Переводятся товары из режима оптовой в режим | | | |
|розничной торговли: | | | |
|на покупную стоимость товаров (без НДС) |41-2 |41-1 |1 800 |
|на сумму НДС | | | |
|вариант 1 |41-2 |68 |360 |
|вариант 2 |41-2 |19 |360 |
|Отражается реализация товаров |50 |46 |3 600 |
|Списываются реализованные товары |46 |41-2 |2 160 |
|Списываются издержки обращения, относящиеся к | | | |
|реализованным товарам |46 |44 |400 |
|Начисляется задолженность бюджету по НДС 20% от | | | |
|(3 600 – 2 160) |46 |68 |240 |
|Отражается финансовый результат от реализации | | | |
|товаров |46 |80 |800 |

В данном случае выбранный порядок учета по всем поступающим товарам в режиме оптовой торговли должен найти отражение в приказе об учетной политике организации, т.к. только п.2.4 Положения по бухгалтерскому учету
«Учетная политика предприятия» (ПБУ 1/98), утверждено Приказом Минфина РФ от 01.12.1998г. №60н, установлено, что «При формировании учетной политики по конкретному управлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету».

ПРИМЕР: Комиссионер реализовал в отчетном периоде товар комитента на сумму
120 тыс. руб. (в том числе НДС 20 тыс. руб.). В документах не передачу товара от комитента его стоимость указана в сумме 120 тыс. руб..
Вознаграждение посреднику составило 6 тыс. руб. (5%). В конце отчетного периода сумма денежных средств по договору в размере 114 тыс. руб. была перечислена комитенту.

Отражение в бухгалтерском учете:

Дт 004 – 120 тыс. руб. – получен товар;
Дт 62 – Кт 76 – 120 тыс. руб. – отгружен товар покупателю;
Кт 004 – 120 тыс. руб. – списана стоимость товара с забалансового учета;
Дт 76 – Кт 46 – 6 тыс. руб. – начислено комиссионное вознаграждение;
Дт 46 – Кт 68 – 1 тыс. руб. – начислен НДС;
Дт 51 – Кт 62 – 120 тыс. руб. – получена оплата за товар;
Дт 76 – Кт 51 – 114 тыс. руб. – перечислена выручка комитенту.

4. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Факт возникновения обязанности по уплате НДС в бюджет организациями, определяющими выручку для целей налогообложения по моменту оплаты, при списании этими организациями неистребованной дебиторской задолженности представляется весьма сомнительным.

Мое мнение по данному вопросу не совпадает с точкой зрения налоговых органов. При этом руководствуюсь следующими аргументами:

1. Для целей налогообложения выручка от реализации продукции определяется либо по мере её оплаты, т.е. поступления денежных средств на расчетный счет или в кассу предприятия, либо по мере отгрузки товаров и предъявления покупателю расчетных документов. Метод определения выручки для целей налогообложения устанавливается предприятием самостоятельно и отражается в его учетной политике.

Указанный порядок предусмотрен, в частности, Инструкцией
Госналогслужбы России от 11.10.1995г. №39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость», Законом РФ «О налоге на добавленную стоимость» и другими нормативными документами. При этом действующим законодательством не сделано каких-либо исключений из указанного порядка, касающихся предприятий, списывающих неистребованную дебиторскую задолженность.

2. Списание неистребованной дебиторской задолженности не является её безвозмездной передачей, т.к.:

- безвозмездная передача опосредована договором дарения, а в данной статье рассматриваются договоры купли-продажи или поставки;

- безвозмездно полученные ценности подлежат обложению налогом на прибыль у получателя (т.е. у дебитора), однако организация-дебитор спишет кредиторскую задолженность на финансовые результаты и включит её в облагаемую базу по налогу на прибыль только по истечении трех лет (а не четырех месяцев) с момента её возникновения;

3. Письма налоговой службы, не зарегистрированные Минюстом России, не имеют законодательной силы и не могут использоваться в качестве инструктивных указаний в части, противоречащей действующему законодательству.

На основании приведенных аргументов можно сделать вывод о том, что при списании неистребованной дебиторской задолженности у предприятия, использующего метод определения выручки в целях налогообложения по моменту оплаты, обязательств по уплате НДС с этой задолженности в бюджет не возникает. Такие обязательства, по моему мнению, возникнут только при погашении этой задолженности дебитором.

Однако, как указывает автор Ульянова Н.В. (22), если предприятие хочет оградить себя от возникновения споров с налоговыми органами, по данному вопросу следует придерживаться рекомендаций Госналогслужбы.

Распределение дополнительной выгоды по договору комиссии.

Рассматриваемая Кузнецовым С.Н. (10) проблема регулируется ГК РФ, которым, в частности, установлено, что вещи, приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью комитента (ст. 996). Согласно ст.
128, 130 ГК РФ деньги относятся к вещам.

По исполнению поручения комиссионер обязан предоставить комитенту отчет, и передать комитенту все полученное по договору комиссии (ст. 999 ГК
РФ).

Учитывая вышеизложенные положения ГК РФ, возможно, по нашему мнению, сделать следующий вывод: суммы процентов за отсрочку оплаты товара, полученные комиссионером от покупателя, должны делиться поровну между комитентом и комиссионером, если иное не предусмотрено договором комиссии.
В то же время, как показывает практика, в финансово-хозяйственной деятельности предприятий зачастую возникает ситуация, при которой указанные суммы процентов остаются в распоряжении комиссионеров:

1. Комитент поручил комиссионеру продать товар по определенной цене.

Договором комиссии установлен срок, за который комиссионер должен исполнить свои обязательства перед комитентом (продать товар, получить оплату от покупателя и перечислить полученные суммы комитенту). Какой-либо порядок распределения дополнительной выгоды договором комиссии не предусмотрен;

2. Комиссионер заключил с покупателем договор купли-продажи товара по цене, установленной комитентом.

Комиссионер также заключил с покупателем отдельное соглашение об отсрочке оплаты товара и взимания процентов. Отсрочка оплаты товара – не более срока, необходимого комиссионеру для исполнения обязательств перед комитентом.

3. Комиссионер исполнил поручение комитента в соответствии с условиями договора комиссии, продав товар и перечислив сумму полученной от покупателя оплаты комитенту в течение срока, установленного договором комиссии.

Комиссионер предоставил комитенту отчет с указанием всех упомянутых действий, но без упоминания о дополнительном соглашении и получении от покупателя процентов за отсрочку.

В таких ситуациях, как правило, комитенты остаются неосведомленными о получении комиссионером дополнительной выгоды.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Андросов А.М.,

«Бухучет и отчетность в России», М., «Менатеп-информ», 1994г.
2. Бабченко Т.Н., Жбанова Л.Л., специалисты аудиторской фирмы «Актив»,

«Организация системы документооборота на предприятиях торговли», ж. «Главбух», №15-98.
3. Бабченко Т.Н., Жбанова Л.Л., специалисты аудиторской фирмы «Актив»,

«Складской учет на предприятиях торговли», ж. «Главбух», №16-98.
4. Безруких П.С.,

«Бухучет», М., БУ, 1994г.
5. Баканов М.И., Шеремет А.Д.,

«Теория экономического анализа», М., «Финансы и статистика», 2000г.
6. Гоголев А.К.,

«Договор комиссии в оптовой торговле», ж. «Бухучет», №3-98.
7. Джаарбеков С.М.,

«Расчеты по договорам комиссии», ж. «Консультант», №13-98.
8. Кирьянов З.В.,

«Теория бухучета», М., «Финансы и статистика», 1995г.
9. Козлова Е.П., Парашутин Н.В., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н.,

«Бухгалтерский учет», М., «Финансы и статистика», 1998г.
10. Кузнецов С.Н.,

«Распределение дополнительной выгоды по договору комиссии», ж. «Консультант», №24-98.
11. Лукинов В.А.,

«Бухучет и аудит», М., «Юрайт», 1998г.
12. Макальская М.Л., Денисов А.Ю.

«Самоучитель по бухгалтерскому учету», М., ИКЦ «ДИС», 1996г.
13. Напшева М.Н., советник налоговой службы I ранга, Муканова В.А.,

«Исчисление НДС организациями оптовой торговли при реализации товаров транзитом», ж. «Консультант», №12-99.
14. Николаева Г.А., Сергеева Т.С.,

«Учет товарных операций в оптовой торговле», М., «Приор», 1999г.
15. Охлопкова М.Н., советник налоговой службы II ранга,

«Исчисление НДС по операциям купли-продажи товаров, освобожденных от налога», ж. «Главбух», №14-98.
16. Панков Д.А.,

«Бухучет и анализ в зарубежных странах», Минск, ИП «Экоперспектива»,

1998г.
17. Пантелеев Н.В., Голомазова Л.А.,

«Учет и налогообложение посреднических операций в оптовой торговле», ж. «Бухучет», №12-97.
18. Патров В.В., профессор СПб торгово-экономического института, Быков

В.А.,

«Разделение товарооборота на розничный и оптовый», ж. «Бухучет», №7-99.
19. Патров В.В., профессор СПб торгово-экономического института, Костюк

Г.И., доцент СПб торгово-экономического института,

«Учет оптовой реализации товаров по договору комиссии», ж. «Бухучет», №5-98.
20. Патров В.В., профессор СПб торгово-экономического института, Пятов

М.Л., к.э.н. СПб торгово-экономического института,

«Бухучет тары в организациях торговли», ж. «Консультант», №21-98.
21. Соколов Я.В., профессор СПб торгово-экономического института, Патров

В.В., профессор СПб торгово-экономического института, Пятов М.Л., к.э.н. СПб торгово-экономического института,

«Аналитический учет товаров и тары в организациях торговли», ж. «Консультант», №20-98.
22. Ульянова Н.В., аудитор аудиторской фирмы «Актив»,

«Списание дебиторской и кредиторской задолженности», ж. «Главбух», №23-98.
23. Хорин М.В.,

«Учет продажи товаров по каталогам и образцам», ж. «Главбух», №14-98.
24. Хромова Н.Н.,

«Исчисление НДС и составление счетов-фактур организациями, осуществляющими торговую деятельность», ж. «Консультант», №1-98.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11