Учет и анализ операций с денежными средствами в кассах и на счетах в банках
-
акт о
возврате денежных сумм покупателям (Форма КМ-3) (приложение 5)
-
расходно
- кассовые ордера на возвраты (форма КО-2)
накладные к
возвратам
-
заявления
покупателей на возврат
-
копия
препроводительной ведомости к сумке с рублевой денежной наличностью
В справке отчета
кассира-операциониста (форма КМ - 6 ) кассира-операциониста указывается:
-
название
магазина;
-
№ ККМ;
-
дата
составления
-
показания
ККМ на начало дня и на конец
-
сумма
выручки за день (общая)
-
сумма
наличных денег
-
сумма
безналичных денег
-
фамилия
кассира работавшего в данный день по данной ККМ
Проверив
предоставленный отчет кассира, бухгалтер заносит данные о выручке, возвратах и
инкассации в 1С:предприятие.
2.3 Ведение учета в Системе 1С: Предприятие
На предприятии
для ведения бухгалтерского и налогового учета используется Система 1С.
Система
1С:Предприятие обладает гибкими возможностями организации учета:
- синтетический
учет
- многоуровневый
аналитический учет
- валютный учет и
учет покрытия валют
- количественный
учет
Ввод информации в
1С:Предприятии может быть организован с разной степенью автоматичности:
- режим ручного
ввода операций;
- режим типовых
операций;
- режим
автоматического формирования операций по документам
Для отражения
любых событий, происходящих на предприятии, а также для управления расчетами и
данными в 1С:Предприятии могут использоваться документы. Как правило набор
документов 1С:Предприятии совпадает с набором реальных первичных документов,
используемых в организации : платежные поручения, приходные и расходные
накладные, счета, кассовые ордера.[3]
Важным свойством
документа в 1С:Предприятие является его возможность автоматически формировать
бухгалтерскую операцию. Отражение движений денежных средств в бухгалтерском
учете записывается в виде операций и проводок. Операция является полным
отражение хозяйственной операции, произошедшей в бухгалтерском учете. Она может
содержать несколько проводок. Проводки не существуют отдельно от операций.
Поступление
наличных денег в кассу отражаются следующими бухгалтерскими проводками:
1. Получены наличные деньги со счетов в
банках:
Дебет 50
«Касса» 10 000
Кредит 51
«Расчетный счет»; 10 000
52 «Валютный
счет»;
55 «Специальные
счета в банках».
2. Поступления
наличных денег от реализация продукции, основных средств, прочих активов:
Дебет 50
«Касса» 251
000
Кредит 62 «
Расчеты с покупателями и заказчиками »; 251 000
76 « Расчеты
с разными дебиторами и кредиторами »;
90 « Продажи
»;
91 « Прочие
доходы и расходы ».
3. Возврат в
кассу ранее выданных авансов, излишне выплаченных сумм заработной платы,
неизрасходованных подотчетных сумм:
Дебет 50
«Касса» 35
600
Кредит 62 «
Расчеты с покупателями и заказчиками »; 35 600
70 « Расчеты
с персоналом по оплате труда »;
71 « Расчеты
с подотчетными лицами »;
76 «Расчеты с
разными дебиторами и кредиторами ».
4. Поступления
наличных денег в погашение задолженности по материальному ущербу и очередным
платежам работников - заемщиков, по вкладам в уставный капитал предприятия, от
квартиросъемщиков и по исполнительным документам:
Дебет 50 «
Касса » 5500
Кредит 73/1
«Расчеты с персоналом по прочим операциям»; 5500
75 «Расчеты с
учредителями»;
76 «Расчеты с
разными дебиторами и кредиторами».
Выбытие наличных
денег оформляются следующими бухгалтерскими проводками:
Сданы в кассу
денежные средства для зачисления на расчетный и валютный счета, для
приобретения денежных документов и на денежные переводы:
Дебет 51 «
Расчетный счет »; 32000
52 « Валютный
счет »;
55 «
Специальные счета в банках »;
Кредит 50 «
Касса » 32000
1. Оплачены наличными краткосрочные и
долгосрочные финансовые вложения, задолженность поставщикам по авансам
полученным, различным внебюджетным фондам, бюджету, по отчислениям в
социальные фонды:
Дебет 08 «
Вложения во внеоборотные актива»;
60 « Расчеты
с поставщиками и подрядчиками »;
58 «
Финансовые вложения »;
76 « Расчеты
с разными дебиторами и кредиторами »;
68 « Расчеты
по налогам и сборам »;
69 «Расчеты
по социальному страхованию и обеспечению»
Кредит 50 «
Касса »
2. Выданы из кассы заработная плата,
подотчетные суммы, займы работникам, начисленные дивиденды сторонним
работникам, суммы по исполнительным документам:
Дебет 70 «
Расчеты с персоналом по оплате труда »; 4600
71 « Расчеты
с подотчетными лицами »;
73 « Расчеты
с персоналом по прочим операциям »;
75 « Расчеты
с учредителями »;
76 « Расчеты
с разными дебиторами и кредиторами »
Кредит 50 «
Касса » 4600
3. Выданы из кассы наличные средства
дочерним организациям и подразделениям организации:
Дебет 79 «
Внутрихозяйственные расчеты »
Кредит 50 «
Касса »
4. Оплачены из кассы некомпенсируемые
расходы, связанные со стихийными бедствиями:
Дебет 99 « Прибыли и убытки »
Кредит 50 «
Касса »
5. Выданы из кассы суммы единовременной
помощи работникам и другие выплаты за счет прибыли организации:
Дебет 91 «
Прочие доходы и расходы »
Кредит 50 «
Касса »
6. Погашена задолженность по кредитам и
заемным обязательствам наличными:
Дебет 66
«Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»
67 « Расчеты по
долгосрочным кредитам и займам »
Кредит 50 «
Касса »
7. Оплачены из кассы расходы,
осуществляемые за счет средств целевого назначения:
Дебет 86 «
Целевые финансирование »
Кредит 50 «
Касса ».
На предприятии
существует система заказов через Интернет.
После того как
Покупатель сделал заказ, оформив в Интернете договор, он производит предоплату
товара. Он может это сделать либо внося в кассу наличные либо сделав денежный
перевод через почту. Как только его товар доставлен с помощью курьера
Покупатель вносит Доплату.
В бухгалтерии все
эти действия отражается через следующие проводки:
1. внесена в
кассу предоплата по Интернет-заказам
Д 62 « Расчеты с
покупателями и заказчиками »
субсчет 2 (номер
договора) 250
К 50 «Касса» 250
К 51 «Расчетный счет»
2. внесена доплата по Интернет-заказам
Д 62 « Расчеты с
покупателями и заказчиками »
субсчет 2 (номер
договора) 250
К 50 «Касса» 250
К 51 «Расчетный счет»
3. отгружен товар по Интернет-заказам
Д 76 «Расчеты с
разными дебиторами и кредиторами» 500
К 50 «Касса» 500
2.4 Инвентаризация денежных
средств кассы
Инвентаризация
денежных средств кассы ООО «Квадрат» проводится регулярно в соответствии с
Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным
решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22
сентября 1993 года № 40 и сообщенного письмом Банка России от 4 октября 1993
года № 18.
Порядок
ведения кассовых операций не устанавливает периодичность проведения
инвентаризаций. Однако считается, что оптимальный период для проведения
инвентаризаций кассы является один календарный месяц.
При подсчете
фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к
учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки,
марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха и
санатории, авиабилеты и др.). Проверка фактического наличия бланков ценных
бумаг и других бланков документов строгой отчетности производится по видам
бланков (например, по акциям: именные и на предъявителя, привилегированные и обыкновенные),
с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по
каждому месту хранения и материально - ответственным лицам.
Проведение
инвентаризации может быть обязательным в следующих случаях:
- перед составлением годовой
бухгалтерской отчетности;
- при смене кассира;
- если были выявлены факты
хищения наличных денег;
- если наличные деньги были частично или полностью
уничтожены из-за стихийного бедствия, пожара, других чрезвычайных ситуаций.
Порядок и сроки проведения инвентаризации ООО
«Квадрат» определяет руководитель. Инвентаризацию проводит специальная
комиссия, назначенная приказом руководителя.
В состав
комиссии, как правило, включают представителей администрации предприятия,
работников бухгалтерии и других специалистов (например, старших кассиров,
специалистов по контрольно-кассовым машинам и т. д.).
При проведении
инвентаризации комиссия проверяет достоверность данных бухгалтерского учета и
фактического наличия денежных средств, разных ценностей и документов,
находящихся в кассе, путем полного пересчета.
Одновременно с
проверкой фактического наличия денежных средств и денежных документов в
кассе организации проводится проверка:
- правильности
оформления первичных расходных документов - наличие подписей получателей наличных
денег, наличие подписи руководителя организации и главного бухгалтера на
расчетно-платежных (платежных) ведомостях на выплату заработной платы и иных
платежных документах, для которых наличие указанных подписей необходимо для
осуществления расходования денежных средств;
- полнота и
правильность оприходования денежных средств, полученных в учреждении банка.
Наличные деньги должны быть оприходованы в кассе в день их получения в банке.
Проверка осуществляется посредством проведения сплошной сверки данных выписок
о состоянии расчетного счета организации в кредитной организации с данными
кассовой книги;
- полнота и
своевременность оприходования наличных денег, сданных по приходным кассовым
ордерам;
- соблюдение
лимита остатка наличных денег в кассе в течение отчетного года.
Отдельные
проверки кассовых операций и наличия денежных средств могут производится :
- учредителями
предприятий, вышестоящими организациями (в случае их наличия), а также
аудиторами (аудиторскими фирмами) в соответствии с заключенными договорами. При
производстве документальных ревизий и проверок на предприятиях они производят
ревизию кассы и проверяют соблюдение кассовой дисциплины.
- учреждениями
банков, которые обязаны систематически проверять соблюдение предприятиями требований
Порядка ведения кассовых операций.
- органами
внутренних дел в пределах своей компетенции, - проверки технической
укрепленности касс и кассовых пунктов, обеспечения условий сохранности денег
и ценностей на предприятиях.
Кроме того, при
проведении инвентаризации наличных денежных средств проводится сплошная
проверка состояния расчетов с материально - ответственными лицами по выданным
подотчетным суммам. Проверяется правомерность выдачи подотчетных сумм (лицам, с
которыми заключены договоры о полной материальной ответственности, а также
лицам, направляемым в служебные или производственные командировки),
правильность определения сумм, выдаваемых под отчет (на хозяйственные нужды - в
соответствии с нормами, установленными отдельным распорядительным документом
руководителя организации, на приобретение имущества - в пределах действительной
потребности, при служебных командировках - в соответствии с проведенным расчетом),
своевременность погашения подотчетных сумм (представления авансового отчета и
сдачи неиспользованного остатка).
Также
целесообразно проверить соблюдение требований Правил ведения кассовых операций
в части обеспечения сохранности денежных средств при их транспортировке и
хранении.
Для
оформления инвентаризации применяют формы первичной учетной документации, к ним
относятся:
- ИНВ – 15 «Акт
инвентаризации наличных денежных средств»; (приложение 7)
- ИНВ – 16
«Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой
отчетности»;
- КМ – 9 «Акт о
проверке наличных денежных средств кассы».
Результаты
инвентаризации в ООО «Квадрат» оформляется Актом инвентаризации наличных
денежных средств. Эта же форма акта применяется для отражения результатов
инвентаризации фактического наличия разных ценностей и документов (наличных
денег, марок, чеков (чековых книжек) и других), находящихся в кассе
организации.
Результаты
инвентаризации оформляются актом в двух экземплярах и подписываются всеми
членами комиссии и лицами, ответственными за сохранность ценностей, и
доводятся для сведения руководителя организации. Один экземпляр акта
передается в бухгалтерию организации, второй - остается у материально ответственного
лица. При смене материально ответственных лиц акт составляется в трех
экземплярах. Один экземпляр передается материально ответственному лицу,
сдавшему ценности, второй - материально ответственному лицу, принявшему
ценности, и третий - в бухгалтерию.
Во время
инвентаризации операции по приему и выдаче денежных средств, разных ценностей и
документов не производятся.
В организации
могут также проводиться внезапные ревизии кассы. Такая ревизия возможна:
- по инициативе руководителя
организации;
- по требованию налоговой
инспекции.
Ревизию также
проводит специальная комиссия, назначенная приказом руководителя. Если
ревизию проводят по требованию налоговой инспекции, в состав комиссии включают
ее сотрудника (проверяющего).
Ревизия
проводятся в сроки, установленные руководителем предприятия, а также при смене
кассиров на каждом предприятии, с полным полистным пересчетом денежной наличности
и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. Остаток денежной наличности
в кассе сверяется с данными учета по кассовой книге.
При обнаружении
ревизией недостачи или излишка ценностей в кассе в акте указывается их сумма и
обстоятельства возникновения.
Результаты
ревизии отражаются в акте о проверке наличных денежных средств кассы (форма №
КМ – 9).
Разновидностью
инвентаризации кассы можно назвать ежедневную сверку данных фактического
наличия денежных средств и данных учета, проводимую самим бухгалтером –
кассиром. Сверку целесообразно осуществлять до выведения итогов по кассовой
книге.
Отражение инвентаризации денежных средств оформляются
следующими бухгалтерскими проводками:
1)
Обнаружены
излишки денежных средств:
Дебет 50 «
Касса », 450
Кредит 91«
Прочие доходы и расходы »,
субсчет 1
«Прочие доходы»; 450
2)
Обнаруженные в результате инвентаризации недостачи
взыскиваются с кассиров:
Списание недостающих денег в кассе:
Дебет 94 « Недостачи и потери от порчи ценностей » 450
Кредит 50 «Касса»; 450
Предъявление иска кассиру:
Дебет счета 73 «Расчетов с персоналом по прочим операциям»
субсчет 2 «Расчетов по возмещению материального ущерба»,
Кредит 94 « Недостач и потерь от порчи ценностей »;
3)
По мере взноса кассира в возмещении недостач делаются
записи:
Дебет 50 «Касса», 150
51 «Расчетный счет»,
70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»,
Кредит счета 73 «Расчетов с
персоналом по прочим операциям» 150
3.1 Цели и задачи анализа денежных потоков
Денежные средства
составляют основу предпринимательской деятельности, а их достаточный уровень в
определенный момент времени для проведения расчетов и платежей свидетельствует
о платежеспособности субъекта хозяйствования. Основная цель управления
денежными потоками (ДП) – обеспечение финансового равновесия хозяйствующего
субъекта в процессе его развития, которое достигается благодаря
сбалансированности объемов поступления и расходования денежных средств и их
синхронизации во времени.
Целью анализа
денежных потоков предприятия является наиболее полное и достоверное
информационное обеспечение органов управления о процессе формирования денежных
потоков, необходимое для обоснованных плановых и оперативных решений,
направленных на поддержание платежеспособности, а особенно ликвидности
предприятия, на повышение прибыли предприятия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|