|
Финансовое планирование на предприятии и его усовершенствование
Структура и
штатное расписание предприятия не позволяет содержать финансовый отдел на
предприятии, в связи с этим, работники бухгалтерии выполняют следующие
финансовые функции:
·
получают
из банка и обрабатывает информацию о поступлении средств от потребителей для
представления руководству предприятия;
·
на
основании выписок банка о движении денежных средств осуществляет заполнение с
помощью компьютерной программы журнала-ордера №2 по кредиту счета №51
«Расчетный счет», по кредиту счета №52 и 53 «Расчеты в иностранной валюте»
(приложение №72,73) и журнала-ордера № 3 по кредиту счета №55 «Другие денежные
средства»;
·
соответственно
инструкции «О безналичных расчетах в хозяйственном обороте Украины»,с
02.08.1996года №204 делает перечисление средств в национальной и иностранной
валюте поставщикам и подрядчикам на основании служебных записок руководителей
служб и подразделов предприятия;
·
делает
регистрацию, акцепт и оплату платежных требований и счетов, которые поступили
от поставщиков и подрядчиков;
·
делает
проведение взаимозачетов с поставщиками и подрядчиками на основании служебных
записок и отчетов, по форме, разработанной на предприятии;
·
осуществляет
учет и контроль средств, которые поступили в виде предоплаты от потребителей в
национальной и иностранной валюте. В конце месяца с помощью компьютерной
программы составляет сведение остатков по счету №61 «Расчеты по авансам» по
клиентам;
·
делает
свод операций за месяц;
·
распечатывает
оборотную ведомость по счету №61 «Расчеты по авансам»;
·
делает
сверку остатков предоплаты с отделом сбыта;
·
осуществляет
учет и контроль финансовых операций по внешнеэкономической деятельности
предприятия;
-
учет
отгрузки готовой продукции на экспорт и оплате ее;
-
учет
отгрузки, оплаты и неоплаченных остатков по каждому клиенту в отдельности;
-
на
основании данных по отгрузке и оплате экспорта ежемесячно составляет отчет по
задолженности перед предприятием по разработанной форме;
·
делает
учет импортных операций:
-
поступление
импорта и оплата его;
-
составляет
акты сверок с иностранными предприятиями, соответственно разработанной форме;
-
составляет
расшифровку отгруженной и оплаченной продукции на экспорт;
-
осуществляет
налоговый учет доходов по остаткам предоплаты и затрат по бартерным договорам;
-
осуществляет
получение денежной наличности по чеку из банка и выдачу их по целевому
назначению на основании правильно заполненных и оформленных прибыльных и
расходных кассовых ордеров: на командировочные расходы, на выплату заработной
платы, пособий и другие цели, осуществляет сдачу денежной наличности,
поступившей, в банк для зачисления на расчетный счет предприятия;
-
каждый
день составляет отчет в кассовой книге предприятия о поступлении и затрате
имеющегося средства;
-
ежемесячно
составляет журнал-ордер №1 по счету №50 «Касса»;
-
рассчитывает
и сдает в банк кассовую заявку на получение денежной наличности из банка;
-
рассчитывает
лимит остатка кассы и подает в банк на утверждение;
·
осуществляет
расчет, своевременную оплату и составляет отчетность по:
-
отчислению
средств на дорожные работы по форме 10-Д, утвержденной постановлением Кабинета
Министров Украины с 29.06.1993 года №126;
-
расчет платы
за использование пресных водных ресурсов по форме, утвержденной инструкцией «О
порядке начисления и уплаты платежей за специальное использование пресных
водных ресурсов»;
-
расчет
отчислений на геологоразведочные работы по форме, утвержденной инструкцией о
порядке отчислений и уплаты отчислений на геологоразведочные работы;
-
расчет
земельного налога;
-
расчет
коммунального налога согласно положению о порядке вычитания и уплаты налогов в
Местные бюджеты;
-
расчет
налога на добавленную стоимость, согласно Закону Украины «О налоге на
добавленную стоимость » от 03.04..1997 года »№ 168/97-ВР (с всеми изменениями и
дополнениями) с заполнением журнала-ордера №8 (приложение №2) и декларации по
налогу на добавленную стоимость для предоставления ГНИ;
-
учет начисления
и использование фондов экономического стимулирования, фондов специального
назначения, целевое финансирование.
·
составляет
и своевременно предоставляет налоговую отчетность:
-
о
результатах расчета авансового взноса налога на прибыль, согласно приказу
Государственной налоговой администрации Украины от 04.08 1997 года №279 (с
изменениями и дополнениями);
-
Декларации
о прибыли предприятия, согласно Закону «О налогообложении прибыли предприятия»
с 22.05.1997 года «283/97-ВР (с изменениями и дополнениями);
-
отчет о
суммах полученных льгот по налогообложению, утвержденной Приказом Минстата
Украины с 23.12.1996 года №376;
-
принимает
участие в составлению и своевременной сдаче отчетов в органы статистики:
-
Баланс
предприятия, утвержденный Минфином Украины;
-
отчете о
финансовых результатах ф.2, утвержденной Министерством Финансов Украины;
-
отчет об
финансово-имущественном состоянии предприятия, утвержденной Министерством
Финансов Украины;
-
сводной
таблицы основных показателей, утвержденной Минстатом Украины с 29.06.1998 года
№159;
-
отчет про
дебиторской и кредиторской задолженности форма №1-Б, утвержденная Минстат
Украины с 25.09.1996 года №282;
-
«Декларации
о валютных ценностях, доходах и имуществе резидента Украины», согласно приказу
Министерства Финансов Украины с 25.12.1995 года №207;
-
справки о
проведении декларирования ценностей, доходов и имущества, утвержденной приказом
Министерства Финансов Украины с 25.12.1995 года №207 (с изменениями и
дополнениями).
Непосредственно производство, снабжение и реализацию произведенной
продукции осуществляют: отдел материально-технического обеспечения,
производственные цеха №1 и №2, отдел реализации продукции.
Полное представление о хозяйственной деятельности предприятия
дают основные финансово-экономические показатели. В настоящее время в мировой
практике известны десятки показателей, которые используются для оценки
финансово-имущественного состояния предприятия. Использование тех или иных
показателей обуславливается целями анализа, информационными потребностями
заинтересованных лиц.
При этом, информационной основой для анализа
экономического состояния послужили:
- Форма № 1 (Приложения А, Б);
- Форма № 2 (Приложения В, Г);
- др.формы финансовой отчетности.
Для оценки экономического состояния предприятия
составим, таблицу 2.1.
Таблица 2.1 - Основные
показатели хозяйственной деятельности ЧП «Фирма
«Индустриал» за 2003 – 2004гг.
|
№ п/п
|
Показатели
|
Ед. измерения
|
2003
|
2004
|
Отклонение
|
в сумме,
+,-
|
в %
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
1.
|
Доход от реализации
|
Тыс. грн.
|
153,7
|
169,8
|
+16,1
|
110,47
|
2.
|
Чистые доходы
|
Тыс. грн.
|
128,1
|
141,5
|
+13,4
|
110,46
|
3.
|
Чистые доходы в % к
товарообороту
|
%
|
83,3
|
83,3
|
0
|
100,00
|
Продолжение
таблицы 2.1
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
4.
|
Затраты оборота
|
тыс. грн.
|
119,6
|
122,9
|
+3,3
|
102,76
|
5.
|
Затраты оборота в % к товарообороту
|
%
|
93,4
|
86,8
|
- 6,6
|
92,72
|
6.
|
Чистая прибыль
|
тыс. грн.
|
8,5
|
18,6
|
+10,1
|
218,82
|
7.
|
Чистая прибыль в % к
товарообороту
|
%
|
6,64
|
13,14
|
+6,5
|
149,47
|
8.
|
Среднегодовая стоимость основных
|
тыс. грн.
|
57,65
|
49,4
|
- 8,25
|
85,69
|
9.
|
Среднегодовая стоимость оборотных
|
тыс. грн.
|
21,65
|
27,1
|
+5,45
|
125,17
|
10.
|
Фондоотдача
|
грн./грн.
|
2,22
|
2,86
|
+0,64
|
128,83
|
11.
|
Оборачиваемость оборотных
средств
|
Оборотов
|
5,9
|
5,2
|
- 0,7
|
88,14
|
12.
|
ФОТ
|
тыс. грн.
|
55,9
|
66,2
|
+10,3
|
118,43
|
13.
|
Численность рабочих
|
Чел.
|
26
|
28
|
+2
|
107,69
|
Успех и процветание предприятия зависит от трёх важных
показателей: дохода от реализации, затрат и прибыли.
Динамика основных показателей финансово-хозяйственной
деятельности ЧП «Фирма «Индустриал» представлена на рисунке 2.1.
Из таблицы 2.1 видно, что в целом доход от реализации
по предприятию за анализируемый период возрос на 16,1 тыс.грн. или на 10,47 %,
а учитывая то, что чистый доход предприятия на прямую зависит от суммы налога
на добавленную стоимость, то соответственно произошло увеличение чистого дохода
на 13,4 тыс.грн. или на 10,46 %.
В то же время затраты предприятия в анализируемом
периоде снизились на 6,6 тыс.грн. или на 7,28 %.
Поэтому можно точно говорить об увеличении прибыли
предприятия в анализируемом периоде на сумму 10,1 тыс.грн. или на 118,82 % за
счет увеличения товарооборота предприятия и снижения его затрат.
Среднегодовая стоимость основных фондов предприятия
снизилась, за счет их физического износа, на 8,25 тыс.грн. или на 14,31 %, что
говорит об неэффективной инновационной политике предприятия и необходимости
обновления основных фондов.
Показатели фондоотдачи показывают динамический рост
стоимостного измерения объемов реализации на 1 грн. основных фондов. Так в 2003
году 1 грн. основных фондов приносила 2,22 грн. выручки от реализации, а уже в
2003 году – 2,86 грн., т.е. увеличение произошло на 0,64 грн. или на 28,83 %.
Такое значительное увеличение также объясняется увеличением товарооборота
предприятия и снижением стоимости основных фондов.
Не менее значительным фактором, который влияет на
объем товарооборота является персонал работающих: его квалификация и четкость
выполнения ими своих обязанностей.
Сравнительно с 2003 годом общая численность работающих
увеличилась на 2 человека. На протяжении года на предприятие было принято на
работу – 5 лиц и уволено – 3. В соответствии с этим, произошло и увеличение
фонда оплаты труда на 10,3 тыс.грн. или на 18,43 %.
Таким образом, можно говорить о стабильной работе
предприятия, его персонала и руководства, в анализируемом периоде, с целями,
поставленными перед предприятием, оно справляется в достаточной степени. В то
же время хотелось бы рекомендовать руководству предприятия направлять часть
получаемой прибыли на инновации.
Более полное представление о хозяйственной деятельности
предприятия дают показатели имущественного состояния, структуры и источников
финансовых ресурсов предприятия.
Стабильность финансового состояния предприятия зависит от
правильности и целесообразности вложения финансовых ресурсов в активы, поэтому
для его оценки необходимо, прежде всего, изучить структуру имущества и
источников его образования, причины изменения составных имущества и источников.
Особое внимание при этом отводится изучению причин, которые отрицательно влияют
на финансовое состояние предприятия.
Методика анализа состава и источников образования имущества
предприятия следующая:
По данным баланса (Приложение А, Б) определяется стоимость
всего имущества предприятия (итог актива баланса, валюта баланса) и сумма
источников образования этого имущества (итог пассива баланса) на определенную
отчетную дату.
Далее определяется отклонение по каждому виду имущества и
источниках его образования, для чего сопоставляются данные на конец отчетного
периода с его началом. Для изучения структурных изменений необходимо
дополнительно определить удельный вес каждого вида имущества в общей валюте
баланса и изучить причины изменений структуры имущества и источников их
образования.
Детальный анализ этого вопроса разрешает установить, к какой
границе можно рассчитывать на собственные средства, сколько необходимо привлечь
заемных средств, а также насколько эффективно используются средства –
собственные и заемные. Это разрешит руководству решить, надежные ли источники
получения средств и что следует сделать, чтобы в перспективе обеспечить
денежные поступления, насколько направления использования средств отвечают
стратегии предприятия с тем, чтобы в случае необходимости принять меры для
исправления ситуации.
Модель и этапы анализа и структуры могут быть такими:
Оценка структуры имущества ЧП «Фирма «Индустриал» за 2003 –
2004 гг. приведен в таблице 2.2.
Итак, по данным таблицы 2.2 и на рисунке 2.2, видно, что
общая стоимость имущества предприятия в 2004 году по сравнению с 2003 годом
уменьшилась на 7,0 тыс.грн. или на 8,75 %.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|
|