Бухгалтерский учет и контроль за целевым использованием средств на примере стоматологической поликли...
По истечении срока выплаты в платежной и расчетно-платежной ведомостях
против фамилии лиц, у которых заработная плата осталась неполученной, кассир
делает отметку от руки "Депонировано" и составляет реестр
депонированных сумм (ф. 414). В конце ведомости кассир делает надпись о
фактически выплаченной сумме и о неполученной сумме заработной платы, сверяет
эти суммы с общим итогом по платежной или расчетно-платежной ведомости и скрепляет
надпись своей подписью. После тщательной проверки отметок, сделанных кассиром в
платежных и расчетно-платежных ведомостях, и подсчета выданных и депонированных
сумм, на выданные суммы составляется расходный кассовый ордер, который
оформляется в установленном порядке и регистрируется в Журнале регистрации
приходных и расходных кассовых документов. На платежных и расчетно-платежных
ведомостях проставляются дата и номер расходного кассового ордера, по которому
произведено списание денег по кассе.
Депонированные суммы на следующий день после срока выдачи заработной
платы сдаются на счет в кредитную организацию, и на сданные суммы составляется
расходный кассовый ордер.
Для получения сведений о заработной плате работающего ведется
карточка-справка (ф. 417), в которой, помимо общих сведений о работнике,
ежемесячно отражаются суммы начисленной заработной платы по видам и с указанием
источника, а также удержанные суммы из оплаты труда по видам, сумма к выдаче.
Начисление оплаты труда в лечебном учреждении в зависимости от источника
финансирования отражается по дебету счетов:
- 200 "Расходы по бюджету на содержание учреждения и другие
мероприятия";
- 201 "Расходы за счет дополнительного финансирования из
бюджета";
- 210 "Расходы к распределению";
- 220 "Расходы по предпринимательской деятельности";
- 223 "Расходы за счет средств, формируемых из прибыли" и др.
и кредиту счета 180.
При формировании расчетов по оплате труда в учреждении руководствуются
сметой. Смета составляется по основной и по предпринимательской деятельности.
В Отчете об исполнении сметы расходов организации по средствам,
направленным на оплату труда, необходимо классифицировать данные по кодам
показателей:
- 110110 - оплата труда гражданских служащих, в т. ч.:
- 110111 - основной оклад гражданских служащих;
- 110112 - надбавки к заработной плате гражданских служащих;
- 110113 - дополнительная оплата труда гражданских служащих;
- 110114 - прочие денежные выплаты гражданским служащим;
- 110115 - оплата ежегодных отпусков гражданских служащих.
На суммы начисленной заработной платы, суммы пособий производится запись
по дебету счета 19 "Расчеты по обязательному и социальному страхованию и
социальной защите населения", соответствующий субсчет и кредиту счета 180.
Суммы, удержанные из оплаты труда в соответствии с видом и назначением,
на счетах бухгалтерского учета проводятся записями по дебету счета 180
"Расчеты по оплате труда" и кредиту счетов:
- 198 "Расчеты с Пенсионным фондом Российской Федерации"
- 173 "Расчеты по платежам в бюджет", аналитический счет
"Расчеты по подоходному налогу с физических лиц" - на сумму налогов,
исчисленных в соответствии с действующим законодательством;
- 160 "Расчеты с подотчетными лицами" - на суммы, удержанные из
оплаты труда по образовавшейся задолженности в связи с несвоевременным
внесением в кассу организации неиспользованных подотчетных сумм;
- 170 "Расчеты по недостачам" - на суммы, удержанные из оплаты
труда по образовавшейся задолженности в связи с недостачей или порчей
ценностей, выявленной по результатам инвентаризации, вина по которым доказана и
есть письменное согласие работника об удержании означенных сумм или
исполнительный лист
- 185 "Расчеты с членами профсоюзов по безналичным перечислениям
сумм членских профсоюзных взносов";
- 187 "По исполнительным и другим документам, прочие расчеты" -
на суммы алиментов, удерживаемых из оплаты труда, и административных штрафов, а
также расчеты по выданным ссудам за счет средств на материальное поощрение и
социальные выплаты (субсчет 240). Аналитический учет расчетов по исполнительным
листам и другим документам ведется по каждому получателю с указанием фамилии
или организации, номера, даты и срока действия исполнительного листа или
другого документа. Для учета удержанных сумм (процентов) используется карточка
ф. 292.
Выплата заработной платы отражается записями по дебету счета 180 расчеты
по оплате труда" и кредиту счетов:
- 120 "Касса" на суммы, выплаченные из кассы;
Суммы оплаты труда, не полученные работником в определенные для выплаты
заработной платы дни, депонируются, что отражается корреспонденцией:
дебет счета 180 "Расчеты по оплате труда" и кредит счета 177
"Расчеты по депонентам".
На основании расчетно-платежных ведомостей составляется мемориальный
ордер 5.
В учреждении составляется несколько расчетно-платежных ведомостей, и на
основании этих ведомостей составляется свод по ф. 405 (мемориальный ордер 5),
на расчетно-платежные ведомости по средствам, полученным за счет внебюджетных
источников, составляется отдельный свод по ф. 405.
К мемориальному ордеру приложены все документы, послужившие основанием
для начисления заработной платы (табели использования рабочего времени, выписки
из приказов о зачислении, увольнении и др.).
Больничные листки (листки нетрудоспособности) подшиваются в отдельную
папку и нумеруются в хронологическом порядке с начала года. На каждом листке
проставляется номер расчетно-платежной ведомости, в которую он включен для
начисления.
Материальные запасы входят в состав имущества бюджетных учреждений. Их
учет является одним из наиболее сложных и трудоемких участков работы
бухгалтерских служб. Это связано с тем, что в нормативных документах,
регулирующих различные аспекты бухгалтерского учета, мало или совсем не
учитываются особенности учета в бюджетных учреждениях.
Для учета материальных запасов в учреждении предназначен счет 06
"Материалы и продукты питания".
На указанном счете учитываются:
- материалы, продукты питания, топливо и горючее, тара, запасные части к
машинам и оборудованию (субсчета счета 06);
В соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных
учреждениях, утв. Приказом Минфина России от 30.12.99 № 107н, основными
задачами учета материальных запасов являются контроль за их сохранностью,
движением и правильным использованием; соблюдение нормативов по их объему и
расходу; своевременное выявление неиспользуемых материалов, получение точных
сведений об их остатках, находящихся на складах учреждения.
Собственные материальные запасы принимаются к учету и отражаются в
отчетности учреждения по фактической стоимости. Фактической стоимостью
материальных запасов, приобретенных за плату, является сумма фактических
расходов учреждения на их приобретение. Эти фактические расходы складываются из
следующих расходов учреждения:
- сумм, уплаченных поставщику (продавцу), включая налог на добавленную
стоимость (кроме их приобретения за счет средств от предпринимательской
деятельности);
- расходов по
заготовке и доставке материальных запасов до места их использования, включая
расходы по страхованию,
- расходы по оплате
процентов по заемным средствам, если они связаны с приобретением запасов и
произведены до даты оприходования материальных запасов на складе учреждения;
иных расходов, непосредственно связанных с приобретением материальных запасов.
Расходы на наем транспорта по доставке продуктов питания, медикаментов,
перевязочных средств, сыворотки и т. д. для лечебно-профилактических
учреждений в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных
учреждениях следует относить по смете расходов на прочие транспортные расходы.
Материальные запасы, приобретенные за счет любых источников: бюджетных
средств, средств, полученных от предпринимательской деятельности, целевых
средств и безвозмездных поступлений, учитываются в количественном и суммовом
выражении по наименованиям материалов и по материально ответственным лицам на
карточках количественно-суммового учета материальных ценностей формы 296 и в
раздельных оборотных ведомостях формы М-44. Учет материальных ценностей на
складе ведется материально ответственным лицом в книге складского учета
материалов (форма М-17) только по наименованиям, сортам и количеству.
Бухгалтерия систематически осуществляет контроль за поступлением и
расходованием материальных ценностей, находящихся на складе, а также производит
сверку данных по учету материалов с записями, ведущимися на складе.
Учет материальных запасов, принадлежащих учреждению, осуществляется:
- по источникам финансирования расходов на их приобретение (бюджетные
средства; средства, полученные от предпринимательской деятельности; целевые
средства и безвозмездные поступления);
- по счетам и субсчетам учета, местам хранения, по материально
ответственным лицам;
Приобретение материалов и продуктов питания, учитываемых в учреждении на
соответствующих субсчетах счета 06, отражается в учете в зависимости от
источника их приобретения.
За счет бюджетных ассигнований:
Д 178-1 - К 101 оплачена стоимость материалов;
Д 060-1 ... 069-1 - К 178-1 отражена стоимость полученных материалов (с
учетом НДС).
За счет средств от предпринимательской деятельности:
Д 178-2 - К 111 сумма произведенной оплаты;
Д 060-2 ... 069-2 - К 178-2 стоимость приобретенных материалов (без НДС);
Д 171-2 - К 178-2 на сумму НДС, оплаченного поставщикам материалов и
другим организациям, связанным с приобретением материалов (например,
транспортным).
За счет целевых средств:
Д178-3 - К 110 сумма произведенной оплаты;
Д 060-3 ... 069-3 - К 178-3 стоимость приобретенных материалов (без НДС);
Д 171-3 - К 178-3 на сумму НДС, оплаченного поставщикам материалов и
другим.
Кроме приобретения, могут быть другие поступления материалов, например
оприходование излишков, выявленных при инвентаризации. Они должны быть
оприходованы по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации. При этом
оформляются следующие проводки:
Д 060 ... 069 - К 270 на сумму стоимости материалов, используемых
учреждением при осуществлении основной деятельности или деятельности,
финансируемой за счет целевых средств;
Д 060-2 ... 069-2 - К 400 на сумму стоимости материалов, используемых в
предпринимательской деятельности.
Поступление материалов, полученных от ликвидации основных средств и
остающихся в распоряжении учреждения, оформляется следующими проводками:
Д 069.3 - К 270 по запасным частям, полученным от демонтажа машин,
оборудования и прочих объектов основных средств.
Списание материалов и продуктов питания производится по средним ценам,
если аналогичные материалы и продукты питания приобретались по разным ценам.
Использование материалов в основной деятельности учреждения отражается в
учете следующей проводкой:
Д 200 - К 060-1 ... 069-1.
Если материалы используются на осуществление предпринимательской
деятельности, то корреспонденция счетов будет следующей:
Д 220 - К 060-2 ... 069-2.
И, наконец, если материалы списываются в рамках мероприятий,
финансируемых за счет целевых средств, то проводка будет следующей:
Д 228 - К 060-3 ... 069-3.
Использование продуктов питания отражается проводкой:
Д 228 - К 061-3.
Материалы могут выбыть в связи с недостачей, как отнесенной, так и не
отнесенной на виновных лиц. Списание материалов, выбывших вследствие недостачи,
отнесенной на виновное лицо, оформляется следующими проводками.
Списание естественной убыли (по нормам):
Д 140 - К 060-1 ... 069-1 для бюджетной деятельности;
Д 220 - К 060-2 ... 069-2 для предпринимательской деятельности;
Д 270 - К 060-3 ... 069-3 по материалам, приобретенным за счет целевых
средств.
Списание балансовой стоимости недостающих материалов (сверх норм
естественной убыли):
Д 170 - К 060 ... 069 по соответствующим видам деятельности.
Списание разницы между рыночной и балансовой стоимостью материалов:
Д 170 - К 401.
Учет запасных частей к машинам и оборудованию: двигатели, аккумуляторы,
автомобильные шины и покрышки, выданные со склада для замены изношенных и
списанные с балансового субсчета 069, подлежат учету на забалансовом счете 12
"Запасные части к транспортным средствам, выданным взамен
изношенным".
Финансовое
состояние медицинского учреждения характеризуется размещением и использованием
средств (активов) и источниками их формирования (пассивов). Эти сведения
представлены в его балансе.
Финансовое
состояние проводится на основе горизонтального и вертикального анализа.
Горизонтальный
анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом,
вертикальный анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с
выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.
Проведем
анализ актива баланса (тыс.руб.)
Таблица
2.1.
Статья
актива
|
2001
г
|
2002
г
|
2003
г
|
Отклонение
|
сумма
|
%
|
сумма
|
%
|
сумма
|
%
|
сумма
|
%
|
Осн.
средства
|
7528
|
76,7
|
7967
|
76,4
|
9337
|
79
|
1809
|
124
|
Запасы
|
918
|
9,4
|
944
|
9,1
|
1148,5
|
9,7
|
230,5
|
125
|
Денежные
средства
|
94
|
0,9
|
237
|
2,3
|
28
|
0,2
|
-66
|
30
|
Дебиторы
|
1012
|
10,3
|
1068
|
10,2
|
1034
|
8,8
|
22
|
102
|
Расходы
|
265
|
2,7
|
210
|
2
|
264,5
|
2,3
|
-0,5
|
99,8
|
Итого
актив
|
9817
|
100
|
10426
|
100
|
11812
|
100
|
1995
|
120
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|