рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Бухгалтерский учет и аудит расходов на оплату труда в торговой организации рефераты

Ключевыми элементами области контроля являются: эффективность организационной структуры; роль руководства; место внутреннего аудита; обоснованность планов и бюджетов; уместность и надежность информации руководства; существование адекватной политики и процедур для контроля за бизнесом; риск того, что руководство может игнорировать систему внутрихозяйственного контроля или преднамеренно привести ложные цифры в финансовой отчетности; эффективность контроля руководства над компьютерными операциями; надежность контроля над операциями, отличными от компьютерных.

В учетной политике предприятия целесообразно выделить основные моменты, касающиеся взаимоотношений главного бухгалтера (бухгалтерской службы) с другими подразделениями (особенно выполняющими какие-либо учетные функции) и руководством организации в целом. Это могут быть ссылки на типовые положения законодательства (к примеру, Закон о бухгалтерском учете), на внутренние должностные инструкции главного бухгалтера и других сотрудников бухгалтерской службы, а также разработанное главным бухгалтером на основании действующих законодательных и нормативных актов Положение о бухгалтерской службе. Последнее может быть утверждено как отдельным приказом, так и в виде приложения к учетной политике организации по бухгалтерскому учету.

3.2. Цели, задачи, источники и методы аудита расходов на оплату труда


В соответствии с Законом № 119 «Об аудиторской деятельности», вступившим в силу с 7 сентября 2001 года, целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Таким образом, к основным целям и задачам внутреннего аудита в организации можно отнести:

- с одной стороны, с изменением условий хозяйствования контроль приобретает характер основы, присутствующей на всех уровнях управления организацией, и обеспечивает оптимальный ход процесса управления на всех других его стадиях (планирование, организация, регулирование, учет, анализ);

- с другой, - внутренний аудит направлен на проверку бухгалтерской отчетности организации, ее соответствие действующему законодательству, а также анализ отклонений от плановых показателей, правильности учета финансовых операций и т.д.

Мы полагаем, что при таком подходе сфера действия аудита приобретает более конкретный характер. При этом независимый аудит, выполняемый внутренними службами предприятий и коммерческими специализированными организациями, не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчётности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти.

Исходя из вышеизложенных положений, целью аудита расходов на оплату труда является предоставление объективных, реальных и точных сведений о бухгалтерском учете и составе расходов на оплату труда и их соответствии законодательству РФ.

К числу непосредственных задач аудита расходов на оплату труда можно отнести:

- проведение правового, экономического (бухгалтерского) и технического анализа внутренних документов Общества на предмет их соответствия действующему законодательству в области оплаты труда;

- контроль за достоверностью, своевременностью, правильностью отражения в бухгалтерском учёте операций, связанных с расчетами с персоналом по оплате труда;

- контроль за порядком составления отчётности на основе первичных документов;

- контроль за правильностью отражения операций по расчетам с персоналом в налоговом аспекте (правильность начисления налогов, сборов и платежей);

- контроль за своевременностью выявления и устранения нарушений в области расходования средств на оплату труда;

- контроль порядка привлечения сторон трудовых отношений к материальной ответственности;

- разработка и предоставление предложений по оптимизации численности персонала, изменениям в штатном расписании;

- разработка предложений по формам, системам оплаты труда и премировании.

Основной задачей проверки расчетов с рабочими и служащими по оплате труда является проверка соблюдения нормативно-правовых актов при начислении оплаты труда, удержаниях из нее и правильности ведения бухгалтерского учета расчетов по оплате труда.

Источниками информации, используемой в процессе контроля в торговом организации расходов по оплате труда, являются аналитические и синтетические данные по счетам 44 «Расходы на продажу», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты с депонентами»), 91 «Прочие доходы и расходы», 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», 96 «Резервы предстоящих расходов», а также первичные документы по учету выработки и начислению оплаты труда (табеля учета отработанного времени), листки о временной нетрудоспособности, расчеты на оплату отпусков, нормативные документы, регулирующие эти операции.

Аудиторы самостоятельно определяют приемы и методы своей работы. К основным методам аудита расходов по оплате труда относятся две основные группы методов: методы организации аудита в целом и конкретные методы проверки операций, сальдо счетов и т.п.

Методы организации аудита включают следующие: сплошная проверка, выборочная проверка, документальная проверка, фактическая проверка, аналитическая проверка, комбинированная проверка.

Конкретные методы проверки операций, сальдо счетов и т.п. могут включать: пересчет, проверку соблюдения правил учета отдельных операций, устный опрос персонала, запрос, проверку документов, прослеживание (отражение данных первичных документов в регистрах учета), анализ и оценку полученной информации и другие.

3.3. Планирование аудита расходов на оплату труда персонала


Аудитор должен планировать свою работу так, чтобы своевременно и качественно провести аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, законности и достоверности хозяйственно-финансовых операций и правильности их отражения на счетах бухгалтерского учета.

Следует отметить, что важным элементом аудиторской деятельности при планировании аудита является оценка аудиторского риска и определение информационной базы для проведения проверки.

Аудиторский риск - это оценка риска неэффективности предстоящей проверки аудитором, который в своем заключении сделал вывод о том, что бухгалтерская отчетность у клиента достоверна.

Для того чтобы подготовить наиболее оптимальный план проведения аудита, необходимо при расчете аудиторского риска системно учитывать не только общие основополагающие аспекты контроля, но и предварительно оценить совокупность влияющих на них факторов. Только системный подход и комплексная оценка всех факторов при расчете аудиторского риска позволяет составить приемлемый план аудита.

Начинать проверку учета расходов по оплате труда необходимо с установления наличия учетной политики организации и анализа состава затрат на оплату труда.

Далее следует установить соответствие показателей аналитического учета по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» с записями в главной книге и бухгалтерском балансе на одну и ту же дату. Для этого необходимо сверить  сальдо по счету на первое число в главной книге и в балансе предприятия с итоговыми суммами (к выдаче) расчетно-платежных ведомостей.

Далее необходимо проверить соответствие задолженности по оплате труда (по счетам 70 «расчеты с персоналом по оплате труда» и 76 «расчеты с разными дебиторами и кредиторами») в сводных ведомостях, главной книге и бухгалтерской отчетности организации.

Затем изучаются достоверность первичных документов, правильность их заполнения, их соответствие требованиям нормативных документов по начислению и выплате заработной платы и других видов оплаты труда. При этом особое внимание обращается на проверку табелей учета рабочего времени.

При проверки табелей учета рабочего времени и других первичных документов по начислению оплаты труда необходимо обратить внимание на факты начисления оплаты труда на вымышленных (подставных) лиц. Для этого следует исследовать документы и сопоставить фамилии и инициалы работников с данными учета списочного состава.

Необходимо также установить, нет ли повторного начисления сумм по ранее оплаченным первичным документам (табелям, нарядам, накопительным учетным листам и разовым документам). Следует обратить особое внимание на расчеты по оплате труда с работниками, которые приняты на работу по договорам подряда. Часто такие договора носят фиктивный характер, а поэтому необходимо установить, за что и за какую работу или объем выполненной работы начислена заработная плата, какими документами подтверждается объем выполненной работы, размеры начисленной оплаты труда. Путем пересчетов и прослеживания определить наличие в первичных документах и расчетно-платежных ведомостях  арифметических ошибок.

Следует проверить также правильность обобщения и группировки данных по учету труда. Суммы начисленной заработной платы, отраженные в первичных документах, в дальнейшем учетном процессе должны быть накоплены и сгруппированы по двум направлениям:

- по каждому работнику для расчетов по оплате труда;

- по объектам учета затрат для отражения в издержках обращения.

При проверке необходимо выяснить правильность удержаний из заработной платы, прежде всего налога с дохода, алиментов, а также обоснованность расчетов с депонентами. Проверяются платежные ведомости, дата возникновения и сумма депонентской задолженности, количество депонентов и сверяются суммы по расчетам с депонентами (на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»).

На следующем этапе проверки следует выборочно проверять правильность начисления оплаты труда, а именно: правильность оплаты труда по сдельным расценкам, тарифным ставкам и окладам; обоснованность и правильность начисления премий по действующим на предприятии системам премирования; правильность начисления доплат в связи с отклонениями от нормальных условий работы, за работу в выходные и праздничные дни, пособий по временной нетрудоспособности, ежегодных отпусков, вознаграждений по итогам работы за год. Начисление премий должно быть подтверждено приказом руководителя, указано в договоре, контракте или в решении учредителей (собственников, Совета директоров) организации.

Особого внимания аудитора требует проверка: своевременности погашения сумм ранее выданных работнику авансов и переплат; правильность удержания из заработной платы задолженности по подотчетным суммам и по возмещению материального ущерба, а также за товары, купленные в кредит.

Общая сумма всех удержаний из заработной платы работника не должна превышать 50 процентов месячного заработка.

Необходимо также убедиться в правильности организации и ведения аналитического и синтетического учета, заполнение форм бухгалтерской отчетности по фонду оплаты труда.

Аудитор должен поставить в известность руководство предприятия о выявленных фактах обмана или ошибок и дать рекомендации по исправлению недостоверной информации.

По окончании проверки аудитором составляется аудиторское заключение.

В соответствии с российскими проектами стандартов аудитору следует дать оценку состоянию бухгалтерского учета и системе внутреннего контроля в проверяемой организации. Это необходимо для установления вероятности возникновения ошибок, влияющих на достоверность показателей финансовой отчетности. На основе такой оценки определяют содержание, масштаб и количество аудиторских процедур.

3.4. Аудит расходов на оплату труда на предприятии



При организации аудита расходов на оплату труда на торговом предприятии «Торговый Дом Элсвик Северо-Запад» использовался выборочный метод проверки, а также методы: документальной проверки, проверки соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, правильность обобщения и группировки данных по учету труда,  прослеживание.

В ходе проверки установлено, что в Учетной политике ООО «Торговый Дом Элсвик Северо-Запад» на 2004 год нашли отражение все основные положения, наличие которых обязательно при утверждении учетной политики по бухгалтерскому учету (пункт 5 ПБУ 1/98), а именно:

Øрабочий план счетов бухгалтерского учета;

Øформы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые (унифицированные) формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

Øпорядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

Øметоды оценки активов и обязательств;

Øправила документооборота и технология обработки учетной информации;

Øпорядок контроля за хозяйственными операциями (организация внутреннего контроля в организации);

Øдругие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Состав и учет затрат на оплату труда на предприятии в целом соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и учитывает особенности учета на предприятиях торговли, изложенные в Методических рекомендациях по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания.

В ходе проверки установлено, что по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» отражаются суммы:

ðоплаты труда, причитающиеся работникам, - в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу) и других источников;

ðоплаты труда, начисленные за счет образованного в установленном порядке резерва на оплату отпусков работникам и резерва вознаграждений за выслугу лет, выплачиваемого один раз в год, - в корреспонденции со счетом 96 «Резервы предстоящих расходов»;

ðначисленных пособий по социальному страхованию пенсий и других аналогичных сумм - в корреспонденции со счетом 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;

ðначисленных доходов от участия в капитале организации и т.п. - в корреспонденции со счетом 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

По дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» отражаются выплаченные суммы оплаты труда, премий, пособий, пенсий и т.п., доходов от участия в капитале организации, а также суммы начисленных налогов, платежей по исполнительным документам и других удержаний.

Установлено также, что аналитический учет по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» на предприятии ведется по каждому работнику организации.

Корреспонденция счетов по расчетам с персоналом по оплате труда на аудируемом предприятии представлена в табл. 3.6.

Таблица 3.6

Счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

корреспондирует со счетами:


по дебету


по кредиту

50

Касса

08

Вложения во внеоборотные активы

51

Расчетные счета

20

Основное производство

52

Валютные счета

23

Вспомогательные производства

55

Специальные счета в банках

25

Общепроизводственные расходы

68

Расчеты по налогам и сборам

26

Общехозяйственные расходы

69

Расчеты по социальному страхованию и обеспечению

28

Брак в производстве

71

Расчеты с подотчетными лицами

29

Обслуживающие производства и хозяйства

73

Расчеты с персоналом по прочим операциям

44

Расходы на продажу

76

Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

69

Расчеты по социальному страхованию и обеспечению

79

Внутрихозяйственные расчеты

76

Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

94

Недостачи и потери от порчи ценностей

79

Внутрихозяйственные расчеты



84

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)



91

Прочие доходы и расходы



96

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12