рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Бизнес-план предприятия по выращиванию цыплят кросса HY-LINE рефераты

Таким образом, усилия предпринимателя на подготовительной стадии разработки бизнес-плана должны быть сосредоточены в ос­новном на поиске маркетинговой и финансовой информации. Для сбора этой информации предприниматель должен использовать лю­бые источники и возможности. При этом начинающие предприниматели, как правило, не располагают достаточными средствами для проведения дорогостоящих исследований с целью получения наибо­лее объективной первичной информации. Поэтому они изучают ры­нок своего будущего бизнеса опираясь на:

собственный опыт практической работы и интуицию;

непосредственные контакты с будущими клиентами, поставщиками, торговыми агентами;

сведения о конкурентах, получаемые посредством приобрете­ния их товаров, посещения их специализированных выставок, бесед с их бывшими и нынешними служащими, сбора их рекламной информации;

статистическую информацию о тенденциях развития данной отрасли или сферы деятельности;

текущие обзоры экономической ситуации;

публикации по вопросам предпринимательства. Полезно также, если это возможно, самостоятельно проводить опросы потенциальных потребителей.


1.3 Внешний анализ


Внешний анализ — это процесс оценки внешних по отношению к фирме факторов. Под внешними факторами понимаются все те условия, которые предприниматель не может изменить, которые объективно складываются в среде функционирования фирмы. Внеш­ний анализ преследует двоякую цель: во-первых, определить благо­приятные возможности и угрозы для фирмы и, во-вторых, иденти­фицировать ключевые факторы успеха в данной сфере бизнеса.

Под благоприятными возможностями понимают факторы среды, способствующие достижению целей фирмы. Угрозы или опасности — это внешние условия, которые ограничивают возможности фирмы в движении к намеченной цели. Причем, одни и те же факторы могут создавать как дополнительные возможности, так и определенные про­блемы.

Для изучения воздействия факторов внешней среды всю их совокупность обычно делят на три группы:

1) общеэкономические факторы;

2) отраслевые факторы;

3) конкуренты.

Учитывая особую уязвимость малого бизнеса к макроэкономи­ческим колебаниям, предприниматель, прежде всего, должен обратить внимание на тенденции, складывающиеся:

в экономике страны в целом (динамика валового националь­ного продукта; уровень инфляции и безработицы; изменения в уровне доходов населения; изменение процентных ставок, обменных кур­сов и т.п.);

в социально-демографической ситуации (изменения в струк­туре занятых и численности трудоспособного населения; изменения поведенческих установок и т.п.);

в государственном регулировании бизнеса (возможные из­менения в законодательстве, затрагивающие его товар, услуги, ка­налы сбыта, цены, рекламную политику и т.п.);

в технологии (возможности усовершенствования действую­щих и появления новых технологий).

Конечно, оценить будущее воздействие общеэкономических факторов трудно даже крупной фирме. Вместе с тем, сама попытка провести такую оценку заставляет предпринимателя задуматься над про­блемами, с которыми его бизнес может столкнуться завтра, и про­думать свое поведение в случае их возникновения.

Несколько легче поддаются прогнозированию и оценке отрас­левые факторы. Они более определенны, более тесно связаны с конкретным бизнесом. К ним, в частности, относятся следующие:

количество, размеры и типы фирм, действующих в данной отрасли;

динамика основных экономических показателей в отрасли (темпы роста) снижения объемов производства; уровень затрат на производство продукции; рентабельность и т.п.);

динамика спроса на продукцию отрасли;

основные поставщики сырья, материалов, оборудования; — основные группы потребителей продукции отрасли.

Глубокий анализ отраслевых факторов позволяет выяснить ряд очень важных вопросов: находится ли данная отрасль на подъеме или приходит в упадок; какова здесь степень конкуренции; на какой стадии жизненного цикла находится основная продукция отрасли; как меняются вкусы и предпочтения покупателей. Однако главная цель этой стадии внешнего анализа — идентификация ключевых факторов успеха в данной сфере бизнеса.

Любой бизнес характеризуется множеством контролируемых, т.е. поддающихся управлению, переменных (например, размер пред­приятия, объемы продаж, затраты на производство, расходы на ре­кламу, вид упаковки товара и т.п.). Однако только некоторые из них определяют возможность и способность фирмы конкурировать на своем рынке, т.е. обеспечить ее выживание. Поэтому такие пе­ременные называются ключевыми факторами успеха.

В качестве ключевых факторов успеха могут выступать как стоимостные показатели (себестоимость единицы продукции; удель­ные капитальные вложения; затраты на реализацию единицы про­дукции и т.п.), так и неосязаемые, трудно поддающиеся количест­венной оценке, но не менее важные параметры (качество продукции; уровень обслуживания; месторасположение фирмы и т.п.). Разуме­ется, в каждой сфере бизнеса существует свой особый, определяемый ее спецификой, набор ключевых факторов успеха.

Поэтому при разработке стратегии крайне важно правильно определить набор ключевых факторов успеха в выбранной сфере бизнеса.

Конкуренция является одним из наиболее вероятных источников угроз в экономическом окружении малых фирм. Предпринима­тель должен знать своих конкурентов почти также хорошо, как самого себя. Для этого ему необходимо ответить на самые разнообразные вопросы:

кто ваши главные конкуренты?

каковы их сильные и слабые стороны?

что характерно для продукции (услуг) конкурентов в отношении ее цены, качества, отделки, обслуживания, доставки, сервиса и т.п.?

каковы затраты на производство продукции у конкурентов? и т.д.

Можно сформулировать еще массу вопросов о конкурен­тах. Их количество практически не ограничено. Поэтому индивидуальному предпринимателю необходимо сконцентрировать внимание лишь на наиболее существенных вопросах. Одним из способов прак­тического решения этой проблемы является составление матрицы кон­курентного профиля (табл. 1.1). Ее основу образует набор ключевых факторов успеха, соответствующий выбранной сфере бизнеса. Расчет матрицы конкурентного профиля осуществляется в несколько этапов:

1. На первом этапе каждому из ключевых факторов успеха присваивается определенный весовой коэффициент. Величина этого коэффициента определяется самим предпринимателем, исходя из его опыта, знаний и личных оценок, и отражает значимость (важность, место) каждого данного ключевого фактора относительно других из рассматриваемого набора.



Таблица 1.1

Матрица конкурентного профиля


Ключевые факторы успеха

Собственная фирма

Конкурент А

Конкурент В

Конк. С

Вессовой коэфф.

рейтинг

оценочное значение

рейтинг

оценочное значение

рейтинг

оценочное значение


1. Качество товара










2. Цена товара










3. Каналы сбыта










4. Техническое об­служивание










5. Реклама и стиму­лирование спроса










Суммарное оценоч­ное значение












2. На втором этапе составляется список главных конкурентов. Затем определяется рейтинг (индивидуальный числовой показатель оценки достижений) каждого конкурента, а также собственной фирмы по каждому ключевому фактору успеха. Для этого чаще всего исполь­зуют следующий способ:

Если достижения по данному фактору:


его рейтинг составит:


очень незначительные


1


незначительные

2

значительные

3

очень значительные


4



3. На третьем этапе путем умножения весовых коэффициентов на рейтинг определяются оценочные значения по каждому ключе­вому фактору. Сумма полученных оценочных значений по всему набору ключевых факторов и определяет конкурентную позицию фирмы в сравнении с фирмами-конкурентами. Кроме того, результаты расчетов позволяют выделить среди конкурентов наиболее сильных и самых слабых, т.е. дают возможность найти примеры успешного и, наоборот ошибочного подхода к ведению дел. Тщательное изучение деятельности как тех, так и других фирм покажет, что необходимо делать и чего избегать, чтобы добиться успеха в данном бизнесе.

Определяя конкурентную позицию своей фирмы предпринима­тель уже начинает задумываться над тем, что в его бизнесе хорошо, а что плохо. Однако объективная оценка потенциала собственной фирмы — задача внутреннего анализа.


1.4 Внутренний анализ


Чтобы использовать все возможности и избежать опасностей из внешней среды, предпринимателю необходимо еще знать, каковы воз­можности самой его фирмы; нужен анализ ситуации внутри фирмы.

Внутренний анализ — это процесс оценки факторов, которые в принципе поддаются управлению и контролю предпринимателя, т.е. факторов, “произрастающих” из самой фирмы и являющихся результатом деятельности или бездеятельности самого предпринима­теля. Основная задача внутреннего анализа — выявление сильных и слабых сторон фирмы.

Что такое сильные стороны фирмы? Конкуренция составляет одну из наиболее серьезных проблем в бизнесе вообще и в малом особенно. Поэтому индивидуальные предприниматели, как правило, ищут для себя такую нишу, где они имели бы определенные преимущества. Для этого их бизнес должен обладать какими-то особыми, уникальными, оригинальными или, по крайней мере, отличающимися от конкурентов качествами. Именно они и составляют сильные стороны фирмы, на которые предприниматель делает ставку в своем бизнесе. Наоборот, слабые стороны фирмы представляют собой качества, которых фирме недостает в сравнении с успешно действующими конкурентами.

Существует много аспектов производственной деятельности, определяющих силу и мощь фирмы. Однако основными функциями, которые учитываются во внутреннем анализе, являются:

маркетинг;

производство продукции;

персонал;

финансы;

исследования и разработки.

Прежде всего предприниматель должен четко понимать, что продает, кому продает и почему его товары покупают. Для того, чтобы дать ответы на эти вопросы необходимо провести анализ четырех элементов маркетингового комплекса: характеристик самого товара, его цены, способов продвижения на рынок и места его реализации. Причем сделать это надо с позиций поиска отличий его конкурентов. Для оценки сильных и слабых сторон продукции фирмы может быть использован перечень вопросов:

1. Каковы запросы потенциальных клиентов?

2. Какие преимущества дает продукция потребителям?

3. Является ли продукция конкурентоспособной с точки зрения ее качества, цены, надежности, эксплуатационных характеристик, способов продвижения на рынок и места реализации?

4. В какой мере продукция морально устарела?

5. Можно ли вы расширить ассортимент продукции или модернизировать ее? и т.п.

Конкурентоспособность продукции в значительной мер зависит и от процесса ее производства. Качественные сырье и материалы, современное оборудование и соблюдение требований технологии – залог эффективности производства и высокого качества продукции. Ответы на следующие вопросы помогут получить представление о производственном потенциале фирмы:

1. Имеются ли проблемы с поставками сырья и материалов?

2. Обеспечен ли бизнес современным оборудованием?

3. Отвечает ли технология современным требо­ваниям?

4. Каков уровень использования производственной мощности?

5. Каков уровень производительности в сравне­нии с аналогичными фирмами в данной отрасли? и т.п.

Успех бизнеса во многом определяется знаниями, профессио­нальными навыками и отношением к работе персонала фирмы. Ха­рактеристики персонала также формируют сильные и слабые сторо­ны фирмы. Определиться с ними помогают ответы на следующие вопросы:

1. Каковы отличительные черты работников в отноше­нии: их квалификации, опыта предыдущей работы, отношения к работе?

2. Имеют ли работники четкое представление о содержа­нии своей деятельности?

3. Как соотносится заработная плата работников со средней заработной платой в данной отрасли?

4. Имеются ли проблемы с комплектованием штатов фирмы?

5. Какова текучесть кадров? и т.п.

Выживание фирмы в современной быстро меняющейся среде за­висит также и от ее инновационного потенциала, способностей разра­батывать и внедрять разнообразные технические, технологические и организационные нововведения. Соревнование в этой области — один из ключевых факторов успеха во многих отраслях и сферах бизнеса. Для оценки сильных и слабых сторон фирмы в области исследований и разработок часто используют следующий перечень вопросов:

1. Защищена ли продукция патентами, имеет ли она товарный знак?

2. Собирается ли фирма осваивать производство новых видов продукции и как часто она это делает?

3. Используются ли при производстве продукции ноу-хау, про­мышленные секреты? и т.п.

В конечном итоге сильные стороны фирмы (также как и ее слабые стороны) в области продукции, ее производства, персонала, исследований и разработок отражаются на финансовых показателях.

Финансовый анализ позволяет получить четкое представление о при­быльности и эффективности всего бизнеса. Сравнивая ре­зультаты этого анализа с финансовыми показателями деятельности аналогичных фирм, есть возможность ответить на множество вопросов принципиально важных для оценки сильных и слабых сторон фирмы. Например:

1. Удовлетворительна ли выручка?

2. Не слишком ли высоки затраты на производство и реализа­цию продукции?

3. Можно ли сократить накладные расходы, затраты на сырье и материалы, на оплату труда работников?

4. Имеются ли задержки в получении средств от дебиторов?

5. Как быстро оборачиваются запасы?

6. Возможно ли получение большего кредита от поставщиков?

7. Является ли бизнес неликвидным? и т.п.

Результаты исследований сильных и слабых сторон фирмы по­могают предпринимателю определить: зоны повышенного первооче­редного внимания и зоны, на которые можно опереться в своем. бизнесе при разработке его стратегии.






1.5 Содержание бизнес-плана


1.5.1 Резюме


Бизнес-план должен начинаться с выводов. Резюме пишется в самую последнюю очередь, но должно быть самым первым пунктом бизнес-плана. Выводы должны быть краткими - не более 1-2 страниц. Резюме - это самостоятельный рекламный документ, т.к. в нем содержатся основные положения всего бизнес - плана. Это будет единственная часть, которую будут читать большинство потенциальных инвесторов. А инвестор захочет прежде всего узнать следующую информацию: размер кредита, для какой цели, предполагаемые сроки погашения, кто еще собирается инвестировать проект, какие собственные средства есть.


1.5.2 Предприятие и продукция


Этот раздел бизнес-плана составляется для того, чтобы убедить читателя в перспективности отрасли, в которой будет действовать бизнес и вызвать доверие к нему путем описания достоинств и особенностей предлагаемого продукта.

Раздел начинается с краткого анализа положения дел в отрас­ли. В бизнес-плане достаточно привести лишь обобщенные данные, касающиеся теку­щего состояния дел в отрасли и намечающихся тенденций ее раз­вития, кратко охарактеризовать новые продукты, новые рынки, а также рассмотреть новые факторы, которые в перспективе могут положительно или отрицательно воздействовать на эту отрасль.

Далее раскрывается концепция поведения фирмы в от­расли. Для этого необходимо указать на статус планируемого бизнеса (он начинающийся, расширяющийся или приобретаемый), а также четко описать продукт и (или) услугу, с которой фирма выходит на рынок. Причем необходимо понимать, что читателя бизнес-плана интересуют не столько физические, технические или эксплуатаци­онные параметры продукта, сколько те выгоды, которые получит потребитель, приобретая этот продукт (услугу). Поэтому здесь особо следует подчеркнуть те свойства продукта (ус­луги), которые выделяют его среди аналогичных, делают его ориги­нальным, имеющим “собственное лицо”. Желательно представить фотографии, рисунки, схемы продукта. Важно также указать на имеющиеся патенты, товарные знаки, ноу-хау и т.п., препятствующие проникновению конкурентов на рынок.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11