рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Охрана труда - основные термины, понятия, определения рефераты

—    технические решения по нормализации воздушной среды, производственного освещения; предупреждению образования и уда­ления из рабочей зоны вредных веществ; снижению шума, вибраций, защите от вредных излучений;

—     создание изолирующих кабин для операторов, работающих во вредных условиях, или дистанционного управления; разработку и изготовление коллективных и индивидуальных средств защиты и др.

Медико-профилактические мероприятия включают:

—предварительные и периодические медицинские осмотры ра­ботающих в опасных, вредных и тяжелых условиях труда;

—обеспечение их лечебно-профилактическим питанием;

—проведение производственной гимнастики; ультрафиолетово­го и бактерицидного облучения;

—применение хвойных, соляно-хвойных ванн, массажа и т.п.

Экономические мероприятия включают материальное стимули­рование работ по предупреждению травматизма и улучшению усло­вий труда, более рациональное распределение средств, выделяемых на охрану труда.

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОДАТЕДБНЫЕ АКТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Правовой основой организации работы по охране труда в рес­публике является Конституция Республики Беларусь (ст. 41, 45, 46). Она гарантирует права граждан на здоровые и безопасные условия труда, право на отдых, охрану здоровья и право на благоприятную окружающую среду.

Статья 41 гарантирует гражданам РБ право на труд, т.е. право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призва­нием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопас­ные условия труда. Статья 45 гарантирует гражданам РБ право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных уч­реждениях здравоохранения.

Положения Конституции конкретизированы в Трудовом кодексе Республики Беларусь, а также в постановлениях, приказах, распоря­жениях государственных органов, министерств и ведомств.

Трудовой кодекс (ТК) определяет основные обязанности, права и ответственность нанимателей и работников; предусматривает сис­тему государственного и общественного надзора и контроля за соблю­дением законодательства об охране труда; регламентирует деятель­ность службы охраны труда.

В Законе РБ «Об основах государственного социального стра­хования» в рамках общих вопросов страхования граждан предусмот­рены вопросы страхования их также от несчастных случаев на произ­водстве и профзаболеваний.

Закон РБ «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» от 23.11.1993 г. №2583-ХИ (в редакции Закона от 23.05.2000 г. №397-3, с изм. и доп. от 29.06.2003 г. №217-3) направлен на предупреждение воздействия неблагоприятных факторов среды обитания на здоровье населения, устанавливает государственный санитарный надзор за со­блюдением санитарных норм и гигиенических нормативов.

Закон РБ «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» от 05.01.2004 г. №269-3 устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, работ и услуг в РБ.

Закон РБ «О техническом нормировании и стандартизации» от 05.01.2004 г..,№262-3 устанавливает правовые отношения в области стандартизации, а также государственный надзор за выполнением требований стандартов и строительных норм. Закон определяет норма­тивные документы по стандартизации: государственные стандарты РБ;

государственные строительные нормы; государственные классифика­торы технико-экономической информации РБ; отраслевые норматив­ные документы по стандартизации; стандарты предприятий; преду­сматривает порядок их разработки, принятия и отмены.

Закон РБ «О пожарной безопасности» от 15.06.1993 г. устанав­ливает государственный надзор за обеспечением пожарной безопас­ности министерствами, государственными комитетами, концернами, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности, а также гражданами. Закон определяет правовую ос­нову и принципы организации пожарной безопасности.

Закон РБ «О промышленной безопасности опасных производст­венных объектов» от 10.01.2000 г. определяет правовые, экономические и социальные основы производственных объектов. Закон направлен на предупреждение аварий на них и обеспечение готовности органи­заций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к лока­лизации и ликвидации последствий производственных аварий.

Закон о коллективных договорах и соглашениях регулирует трудовые и социально-экономические отношения между нанимате­лями и работающими у него работниками. Исполнение законов о тру­де контролируется специальными органами. Нарушение их нанима­телем, рабочими и служащими считается преступлением.

По сфере действия все нормы и правила по охране труда под­разделяются на единые и отраслевые.

Единые нормы и правила закрепляют одинаковые для всех от­раслей хозяйства требования охраны труда. К ним относятся Строи­тельные нормы и правила (СНиП), Санитарные правила и нормы (СанПиН), Правила устройства электроустановок (ПУЭ), Нормы ра­диационной безопасности (НРБ), Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов и др.

Отраслевые нормы и правила действуют в отдельной отрасли хозяйства и содержат требования по охране труда, специфические только для данной отрасли.

Типовые инструкции разрабатываются научно-исследовательскими, проектно-конструкторскими и другими институтами, предприятиями и т.д. по указанию соответствующих министерств.

Инструкции, разрабатываемые на каждом предприятии ру­ководителями цехов, участков, отделений, в отличие от типовых, учитывают специфику каждого отдельного предприятия и его под­разделения.

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

Система стандартов безопасности труда — комплекс взаи­мосвязанных стандартов, содержащих требования, нормы и правила, направленные на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда (ГОСТ 12.0.001—82).

Основными задачами стандартизации являются: определение еди­ной системы показателей необходимого уровня надежности в зависимо­сти от назначения машин, механизмов, оборудования, станков и условий их применения; установление единых терминов и обозначений в облас­ти безопасности труда, создание системы стандартов безопасности труда. Стандартизация— установление и применение правил с це­лью упорядочения деятельности в определенной области. Стандарти­зация вводится при участии всех заинтересованных сторон, в частно­сти, для достижения оптимальной экономии при соблюдении условий эксплуатации и требований безопасности.

Стандарт — нормативно-технический документ, устанавли­вающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартиза­ции и утвержденный компетентным органом. ССБТ является состав­ной частью государственной системы стандартов.

Установлены следующие категории стандартов: ГОСТ— госу­дарственный стандарт; РСТ — республиканский стандарт; СТП — стандарт предприятия.

Государственные стандарты обязательны к применению всеми предприятиями и организациями государства.

Отраслевые стандарты обязательны для всех предприятий и организаций данной отрасли (например, строителей).

Стандарты предприятий обязательны только для предприятия, утвердившего их.

Стандарты, входящие в ССБТ, подразделяются на подсистемы, обозначаемые цифрами от 0 до 9.

Государственные стандарты ССБТ разрабатывают по планам, утвержденным Государственным комитетом по стандартам, и согласо­вывают с Государственной инспекцией труда РБ, Минздравом РБ и в необходимых случаях — с органами государственного надзора.

Отраслевые и республиканские стандарты разрабатывают на основе государственных с учетом особенностей безопасности труда в отрасли, республике. Их проекты согласовывают с отраслевыми комите­тами профсоюзов, а также с органами Государственного санитарного надзора, а при необходимости — и с другими органами надзора.

Стандарты предприятий ССБТ разрабатывают на предпри­ятиях силами соответствующих специалистов, отделов, служб и согла­совывают с профсоюзным комитетом предприятия.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

Основные принципы государственной политики в области ох­раны труда — приоритет жизни и здоровья работников на протяже­нии их производственной деятельности, обеспечение гарантий права работников на охрану труда. В функции государства входит принятие законов и нормативных правовых актов, направленных на совершенст­вование правоотношений в области охраны труда. Министерства и ве­домства разрабатывают единые нормативные требования в области безопасности и гигиены труда. Государство осуществляет надзор и кон­троль за соблюдением законодательства по вопросам охраны труда.

Государственное управление охраной труда направлено на соз­дание здоровых и безопасных условий труда у нанимателя; защиту прав и законных интересов работников и др. Государственное управ­ление охраной труда реализуется на следующих уровнях: республи­канском, отраслевом и региональном.

На республиканском уровне государственное управление охра­ной труда осуществляет Правительство РБ или уполномоченные им министерства, другие республиканские органы государственного управ­ления, объединения (учреждения), подчиненные Правительству.

На отраслевом уровне государственное управление охраной труда осуществляют министерства, другие республиканские органы го­сударственного управления, объединения (учреждения), подчиненные Правительству РБ, имеющие отраслевую направленность и подведом­ственные организации.

На региональном уровне государственное управление охраной тру­да осуществляют местные исполнительные и распорядительные органы.

Органы государственного управления охраной труда осуществляют:

—совершенствование нормативной правовой базы охраны тру­да и управления охраной труда;

—анализ состояния условий и охраны труда, разработку и фи­нансирование программ по улучшению условий и охраны труда;

—анализ состояния обеспеченности работников средствами ин­дивидуальной защиты, санитарно-бытовыми помещениями, органи­зацию работы по обеспечению ими;

—организацию обучения, повышение квалификации и провер­ку знаний работников по вопросам охраны труда;

—надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и об охране труда, осуществляемый государственными органами и профсоюзами;

—контроль за проведением аттестации рабочих мест по усло­виям труда, приведением их в соответствие с требованиями;

—надзор за предоставлением предусмотренных законодатель­ством компенсаций по условиям труда;

—контроль за соблюдением порядка расследования и учета не­счастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выполнением мероприятий по устранению их причин. Участие в ус­тановленном порядке в расследовании таких происшествий и др.

Государственная политика нацелена на использование экономи­ческого механизма в управлении охраной труда. Проведение правиль­ной налоговой политики стимулирует создание здоровых и безопас­ных условий труда, разработку и внедрение безопасных технологий, эффективных средств защиты и т.д.


 

ПРАВА И ГАРАНТИИ ПРАВ РАБОТНИКОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

 Обязанности нанимателей перед работниками по обеспечению охраны труда отражены в Трудовом кодексе. В соответствии со ст. 55 и 226 ТК РБ наниматель обязан обеспечить:

—здоровые и безопасные условия труда на каждом рабочем месте, соблюдение требований по охране труда;

—принятие необходимых мер по профилактике производственно­го травматизма, профессиональных и других заболеваний работников;

—постоянный контроль знания и соблюдения работниками тре­бований инструкции по технике безопасности, производственной сани­тарии и пожарной безопасности;

—своевременное  и правильное  проведение  расследования и учета несчастных случаев на производстве;

—своевременное предоставление гарантий и компенсаций в связи с вредными условиями труда (сокращенный рабочий день, до­полнительные отпуска, лечебно-профилактическое питание и др.);

—соблюдение   норм  по  охране  труда  женщин,   молодежи  и инвалидов;

—выдачу работникам в соответствии с установленными норма­ми специальной одежды, специальной обуви и других средств инди­видуальной защиты, а также организацию надлежащего хранения и ухода за этими средствами;

—соблюдение законодательства о труде, условий, установлен­ных коллективными договорами, соглашениями, другими локальны­ми нормативными актами и трудовыми договорами;

—постоянный контроль за уровнями опасных и вредных произ­водственных факторов;

—проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;


—подготовку (обучение), инструктаж, повышение квалифика­ции и проверку знаний работников по вопросам охраны труда;

—проведение обязательных предварительных (при поступле­нии на работу) и периодических, в течение трудовой деятельности, медицинских осмотров работников;

—информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте и средствах индивидуальной защиты;

—возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью работ­ников, т.е. выплату денежных сумм (ст. 416 УК РБ) в зависимости от степени утраты трудоспособности (компенсация дополнительных расходов; возмещение морального вреда и расходы на погребение);

—пропаганду и внедрение безопасных методов и приемов труда.

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР

                                  И СОГЛАШЕНИЕ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Коллективные договоры и соглашения регулируют трудовые и связанные с ними отношения, позволяют обеспечить учет и согласо­вание интересов и потребностей всех участников трудовых отношений в системе социального партнерства в сфере труда.

Генеральное соглашение является основой для тарифных и ме­стных соглашений, коллективных договоров.

Коллективный договор — локальный нормативный акт, регу­лирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателями и работающими у него работниками (ст. 361 ТК).

Соглашение — нормативный акт, содержащий обязательства сторон по регулированию отношений в социально-трудовой сфере на уровне определенной профессии, отрасли, территории.

Соглашения заключаются на республиканском (генеральное со­глашение), отраслевом (тарифное соглашение) и местном (местное со­глашение) уровнях.

Сторонами коллективного договора являются работники орга­низации в лице их представительного органа (профессиональные союзы и иные представительные органы) и наниматель (руководи­тель) или уполномоченные лица (ст. 354, 355 ТК). При этом руководи­тель организации и его заместители не могут осуществлять предста­вительство интересов работников.

Коллективный договор обязывает нанимателя регламентиро­вать нормы предоставления определенных льгот и преимуществ (уве­личение выплат, установление системы поощрений за достижения в труде, регламентирование рабочего времени и др.) отдельным катего­риям работников.

Законодательство определяет примерный перечень положений, которые могут быть включены в договор. Это положения об (о): орга­низации труда, системах оплаты труда, продолжительности рабочего времени и времени отдыха; создании здоровых и безопасных условий труда, улучшении охраны здоровья, гарантиях социального страхо­вания работников и их семей, охране окружающей среды; регулиро­вании внутреннего трудового распорядка и дисциплины труда; строи­тельстве, содержании и распределении жилья, объектов социально-культурного назначения; организации санаторно-курортного лечения и отдыха работников и членов их семей и т.д.

Коллективный договор распространяется на нанимателя и всех работников, от имени которых он заключен, и является обязательным для исполнения. Все работники должны быть ознакомлены с дейст­вующими у него коллективными договорами и соглашениями.

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Дисциплинарная ответственность наступает в случаях нару­шения трудового распорядка, правил и норм по охране труда. В соот­ветствии с действующим трудовым законодательством за нарушение трудовой дисциплины, в том числе норм по охране труда, наниматель может применять следующие дисциплинарные взыскания (ст. 198— 204 ТК РБ): замечание, выговор, строгий выговор, увольнение.

Для работников транспорта, таможенной службы и других ка­тегорий с особыми условиями труда дисциплинарная ответственность устанавливается Правительством РБ (ст. 204 ТК).


АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ОХРАНЕ ТРУДА

     Административная ответственность выражается в наложе­нии штрафа на виновное должностное лицо. К административной ответственности привлекаются должностные лица, допустившие нарушения трудового законодательства, норм и правил охраны труда.


МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Работник может быть привлечен к материальной ответственно­сти, если по его вине предприятие (учреждение) понесло материаль­ный ущерб (ст. 400 ТК). При определении размера ущерба учитывает­ся только прямой действительный ущерб, неполученные доходы не учитываются. Работник, причинивший ущерб, может добровольно возместить его полностью или частично. С согласия нанимателя он имеет право передавать для возмещения ущерба равноценное иму­щество или исправить поврежденное.

Материальная ответственность возмещение ущерба, поэтому не исключена возможность одновременного привлечения к дисципли­нарной, административной или уголовной ответственности (ст. 408 ТК).


УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ОХРАНЕ ТРУДА

       Законодательство РБ предусматривает за нарушение трудового законодательства, требований техники безопасности и производст­венной санитарии повышенную ответственность работников, вплоть до привлечения их к уголовной ответственности. К уголовной ответст­венности привлекаются лица, допустившие злостные нарушения, при условии, что такие нарушения повлекли за собой либо могли повлечь несчастные случаи, профзаболевание или другие тяжелые последствия.




ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17