Охрана труда - основные термины, понятия, определения
Например, на ВЛ
набрасывают голый провод на 3 или 2 фазы (не на одну\), предварительно
присоединив его к какому-либо заземлителю. Этот провод после соприкосновения с
проводами ВЛ не должен касаться бросавшего или других людей, и никто не должен
стоять ближе 5 м от заземлителя.
На ВЛ
напряжением выше 1000 В после отключения может сохраниться опасный для жизни
емкостный заряд. Прикасаться к пострадавшему без изолирующих средств можно
только после надежного заземления ВЛ [5].
№61. СВЕТОВАЯ И
ЗВУКОВАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ.
Сигнальная окраска
Сигнальные цвета,
знаки и плакаты безопасности применяют для предупреждения работающих о
возможной опасности, предписания или разрешения определенных действий.
Согласно ГОСТ
12.4.026—76 «Цвета сигнальные и знаки безопасности» и СТБ 1392—2003 ССБТ
«Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Общие технические требования.
Методы испытаний» в качестве сигнальных цветов применяют красный, желтый,
зеленый и синий цвета.
На автоматизированных
линиях красные сигнальные лампы устанавливают на машинах и оборудовании,
которые не контролируются обслуживающим персоналом; зеленые — на временно не
работающем оборудовании.
Красный
цвет — запрещающий,
сигнализирует о необходимости немедленного вмешательства, указывает устройство,
работа которого представляет опасность. Его применяют для запрещающих знаков,
отключающих устройств машин и механизмов, в том числе аварийных, внутренних
поверхностей крышек (дверец) шкафов с открытыми токоведущими элементами
электрооборудования (если вся машина красного цвета, то указанные поверхности
должны быть желтыми); сигнальных ламп, извещающих о нарушении технологического
процесса или условий безопасности, пожарной техники, оборудования и др.
Желтый цвет — предупреждающий, указывает на приближение
одного из параметров к предельным, представляющим опасность значениям. Его
применяют для предупреждающих знаков, обозначения элементов строительных
конструкций (низких балок, выступов, малозаметных ступеней, кромок, погрузочных
платформ, люков и т.п.), открытых движущихся частей оборудования, кромок
оградительных устройств, которые не полностью закрывают движущиеся элементы
оборудования; постоянных и временных ограждений, устанавливаемых на границах
опасных зон; ограждений лестниц, балконов и пр.
Предупреждающую
окраску в виде чередующихся наклонных под углом 45...60° черных и желтых полос
шириной 30...200 мм применяют для обозначения низких балок, колонн, выступов,
малозаметных ступеней, сужений подъездов, элементов внутрицехового транспорта,
подъемно-транспортного оборудования, кабин, бамперов, боковых поверхностей
электрокранов, кранов, обойм грузовых крюков и др.
Синий цвет — сигнализирующий, используется для технической
информации о работе оборудования и т.п. Его применяют для предписывающих знаков
и в ряде других случаев.
Зеленый цвет — извещает о нормальном режиме работы; его применяют
для обозначения эвакуационных выходов, сигнальных ламп, извещающих о
нормальной работе машин, и для указательного знака.
Сигнальные цвета
широко применяются для опознавания различных веществ и материалов, аппаратуры,
органов управления и т.п. Так, трубопровод с водой при необходимости окрашивают
в зеленый цвет, паром—красный, воздухом— синий, горючим газом — желтый, горючей
жидкостью — коричневый и т.д. Баллоны со сжатым или сжиженным аммиаком имеют
желтый, с воздухом — черный, с кислородом — голубой, с ацетиленом — белый цвет
и т.д. Коробки промышленных противогазов для защиты от паров органических
веществ окрашивают в коричневый цвет, от кислых газов — в желтый, от оксида углерода
— в красный и т.д. Сигнальную (оранжевую) спецодежду используют дорожные
рабочие.
№62.
Предупредительные надписи и знаки безопасности
Кроме
сигнальных цветов широко применяют различные опознавательные надписи. Видом
информативной сигнализации являются также различного рода схемы, указатели,
надписи. Последние поясняют назначение отдельных элементов машин либо указывают
допустимые величины нагрузок. Как правило, надписи наносят непосредственно на
корпуса машин, оборудования, тару или на табло, расположенное в зоне
обслуживания. Например, надписи «Перевозка людей запрещена» наносят на борта
транспортных средств, «Огнеопасно» — на тару с легковоспламеняющимися
веществами и т.д.
Знаки безопасности
подразделяют на 4 группы (СТБ 1392—2003 и ГОСТ 12.4.026—76);
1)запрещающие
— запрещают выполнять определенные действия;
2)предупреждающие
— предупреждают о возможной опасности;
3)предписывающие
— предписывают выполнять определенные
действия;
4)указательные
— указывают месторасположение различных
объектов, устройств.
Вид знаков
строго регламентирован государственным стандартом. Эти знаки отличаются друг от
друга цветом и формой, примеры знаков безопасности показаны на форзацах книги.
В местах, зонах,
пребывание в которых связано с возможной опасностью для работающих, а также на
производственном оборудовании, являющемся источником опасности, установка
знаков безопасности обязательна. Знаки, установленные на воротах и входных
дверях, распространяют свое действие на все помещение, а у въезда на объект —
на весь объект. Знаки, используемые в темное время, освещают. Кроме знаков
применяют также плакаты безопасности запрещающие, предупреждающие,
предписывающие и указательные, устанавливаемые в местах временных работ, а
также в других случаях.
№63. БЕЗОПАСНОСТЬ
ТРУДА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ
ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ
И ТРАНСПОРТНЫХ РАБОТ.
Погрузочно-разгрузочные
работы
Погрузочно-разгрузочные
работы весьма травмоопасны. Причинами травм являются неправильная организация
работ, ненадежная строповка груза, использование не прошедших техническое
освидетельствование грузоподъемных машин, тары, строп, работа без средств
индивидуальной защиты, особенно рукавиц, касок, плохая подготовка обслуживающего
персонала и др.
К постоянным
погрузочно-разгрузочным работам допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие
медицинский осмотр и инструктаж по охране труда. Рабочие, допущенные к погрузке
(разгрузке) опасных грузов (взрывчатых веществ, окислителей токсичных веществ
и др.), проходят специальное обучение с последующей аттестацией. На опасные грузы
в соответствии с ГОСТ 19433—£8 «Грузы опасные. Классификация и
маркировка» наносят определенные знаки опасности.
Транспортные средства, поставленные под
погрузку (разгрузку) должны быть заторможены. Перемещение груза вручную без
приспособлений разрешается на высоту не более 1,5 м, а по наклонной плоскости
— на высоту не более 3 м. Для погрузки (выгрузки) штучных грузов из кузовов
транспортных средств устраивают специальные эстакады, платформы высотой на
уровне пола кузова. Если высота пола кузова и разгрузочно-погрузочной площадки
не совпадают, для пере носки груза применяют трапы, мостики или сходни, выполненные
из дерева или металла, имеющие прогиб при максимальной нагрузке не более 20 см,
снабженные поручнями. При длине более 3 м под их середину устанавливают опору.
Ширину трапов и мостиков принимают не менее 0,6 м, сходней — 0,8 м при движении
в одну сторону и не менее 1,5 м — при движении в обе стороны.
Для погрузки
(разгрузки) бочек, рулонов, труб, круглого леса и других подобных грузов
применяют специальные слеги (покаты) длиной не менее 4 м (с крючками для фиксации
на кузове), выполненные из дерева диаметром не менее 200 мм или из металла. Длинномерные
грузы (бревна, трубы и т.д.) должны переносить с помощью специальных захватных
приспособлений не менее чем двое рабочих. Стеклянные емкости с агрессивными
жидкостями переносят на специальных носилках, тачках, оборудованных гнездами с
мягкой обивкой; мелкие, штучные, а также сыпучие грузы транспортируют в
специальной таре (контейнерах, поддонах, ящиках), укладывая их ниже уровня
борта.
Площадки для
погрузочных и разгрузочных работ должны иметь уклон не более 5°.
Рабочие,
занятые на погрузочно-разгрузочных работах, должны выполнять только ту работу,
которая им поручена.
При погрузке и
выгрузке барабанов с карбидом кальция рабочие не должны пользоваться крючьями,
ломами, лопатами или другими металлическими предметами. Разгружать барабаны с
карбидом кальция разрешается только по деревянным слегам, сбрасывать барабаны с
автомашины запрещается.
Погрузку и выгрузку
отравляющих веществ (технические спирты, растворители, антифриз, мышьячные
соединения и др.), способных к образованию взрывчатых смесей, следует
производить в специально отведенных местах с соблюдением мер безопасности.
Ручки лопат и носилок
должны быть изготовлены из прочных пород древесины и чисто, без заусенец,
обработаны. Перед началом работы груз должен быть тщательно осмотрен. В случае
повреждения тары груз необходимо брать осторожно.
Кантовать
тяжеловесные грузы, подвозить их под стропы необходимо при помощи специальных
ломов или реечных домкратов. Применять для этого случайные предметы запрещается.
Погрузка и выгрузка пылящих, едких грузов
навалом запрещается.
При выгрузке
не разрешается выдергивать из середины штучные грузы, уложенные в штабель или
кучи, так как верхний груз обвалится. Грузы следует брать только с верха
штабеля (кучи).
Чтобы
предохранить себя от ушиба в случае падения груза при открывании продольного
борта, надо сначала снять средние затворы, а затем, находясь у торцов платформы
(машины), концевые.
При укладке грузов
следует оставлять проходы и проезды необходимой ширины (не менее 1 м).
Запрещается
складывать материалы и оборудование ближе 1 м от бровки выемки и траншеи, а
также опирать на заборы.
Грузы в мешках, кулях,
кипах надо укладывать в перевязку. Грузы должны быть в исправной таре.
Баллоны со
сжатым или сжиженным газом (кислородом, ацетиленом и др.) нельзя подвергать
ударам, сбрасывать на землю во избежание взрыва. Их переносят на специальных
носилках с мягкими гнездами.
На транспортных
средствах груз размещают, а при необходимости закрепляют так, чтобы в процессе
его транспортировки он не мог самопроизвольно смещаться, выпадать, ограничивать
обзорность водителя, нарушать устойчивость машины; закрывать световые и сигнальные
приборы, номерные знаки и регистрационные номера.
Бочки с жидкостями,
стеклянную тару транспортируют пробками (горловинами) вверх, баллоны со
сжиженным газом — только на подрессоренных средствах с искрогасителями на
выхлопных трубах, укладывая их поперек кузова на специальные стеллажи с
выемками под баллоны, обитые войлоком, предохранительными колпаками в одну
сторону (вертикально только в специальных контейнерах). Пылящие грузы (цемент,
известь) транспортируют в специально оборудованных машинах.
Предельная норма
переноски тяжестей для мужчин — 50 кг, для женщин — 20 кг. Перемещение грузов
массой более 20-—25 кг должно быть механизировано.
Грузоподъемные
механизмы на погрузочно-разгрузочной площадке располагают так, чтобы между
ними были свободные проходы для людей шириной 0,8 м и проезды для транспортных
средств шириной не менее 2,5 м.
Подъемно-транспортными
средствами разрешается поднимать груз, масса которого вместе с грузозахватными
приспособлениями не превышает допустимую грузоподъемность данного оборудования.
Нельзя поднимать груз неизвестной массы, вмерзший в грунт, защемленный или за
что-либо зацепившийся. Перед горизонтальным перемещением груза он должен быть
поднят на высоту не менее 0,5 м выше встречающихся на пути предметов.
На грузах, а
также под грузом в зоне его перемещения подъемно-транспортным оборудованием не
должны находится люди. Грузы укладывают в штабеля высотой не более 3 м при
ручной выгрузке и не более 6 м — при использовании механизмов. При скорости ветра
более 12 м/с погрузочно-разгрузочные работы с помощью механизмов должны быть
прекращены.
ТРЕБОВАНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ
К
ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫМ РАБОТАМ
Погрузочно-разгрузочные
работы производят, как правило, механизированным способом согласно требованиям
ГОСТ 12.3.009—76 ССБТ «Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования
безопасности».
Работы по погрузке, разгрузке и перемещению
тяжестей называют такелажными. Стропальные и такелажные работы могут
выполнять лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинскую комиссию, обучение и
проверку знаний по безопасности труда, пожарной безопасности и оказанию первой
помощи и имеющие удостоверение на право производства таких работ.
При выполнении
такелажных работ вручную предельная норма переноски тяжестей для мужчин 50, для
женщин — 20 кг. Подростки и женщины допускаются только к работам по перемещению
штучных (кирпич, легкая арматура и т.п.) и навалочных (песок, гравий и т.п.)
грузов, пустой тары, пиломатериалов; работа производится в спецодежде и
рукавицах. Нельзя также оставлять груз на наклонной плоскости. Работающим
следует находиться вне зоны возможного падения грузов.
Способы
укладки грузов должны обеспечивать: устойчивость штабелей, пакетов и грузов,
находящихся в них; безопасность работающих на штабеле или около него; возможность
применения и нормального функционирования средств защиты работающих и пожарной
техники, а также соблюдение требований к охранным зонам линий электропередачи,
узлам инженерных коммуникаций и энергоснабжения.
Такелажные работы с
грузом более 50 кг и подъемом груза на высоту более 3 м производятся только
механизированным способом с помощью кранов, автопогрузчиков, электрических и
ручных лебедок, талей, блоков, домкратов, полиспастов. Вспомогательными
приспособлениями являются цепи, веревочные и стальные канаты (тросы), кольца,
стропы, захваты, клещи, тара и др. Для крепления груза применяют канаты и
калиброванные цепи. Для подвязки груза без узлов применяют стропы — отрезки
гибких канатов сравнительно небольшой длины. Стропы выбирают такой длины,
чтобы угол между ветвями (в натянутом состоянии) не превышал 90°.
Запрещается
устанавливать груз в местах временных перекрытий, залегания труб, газо- и
паропроводов, кабелей и т.п., а также находиться на перемещаемом грузе.
Запрещается
также пользоваться неисправными или изношенными чалочными приспособлениями,
срок испытания которых истек; поправлять ударами кувалды, лома и т.п. ветви
стропов, которыми обвязан грз'з; удерживать руками или клещами соскальзывающие
при подъеме груза стропы; уравновешивать груз собственным весом.
№64. Перевозка
людей
При перевозке людей
травмы происходят вследствие опрокидывания транспортных средств, наезда на
препятствие, управления транспортом в состоянии алкогольного опьянения, падения
людей из кузова, движения с повышенной скоростью на поворотах неровной дороги,
перевозки людей стоя, самооткрывания бортов, посадки и высадки на ходу,
несогласованных действий водителя и пассажиров, на переправах и в других
случаях.
Перевозка людей в
кузове грузового автомобиля должна осуществляться водителями, имеющими стаж
управления транспортными средствами данной категории более 3 лет и
удостоверение на право управления транспортными средствами категории «С», а при
перевозке более 8 человек — категорий «С» и «Д»,
Грузовой автомобиль с
бортовой платформой и кузовом-фургоном, используемый для перевозки людей,
должен быть оборудован сиденьями, закрепленными на высоте 0,3—0,5 м от пола и
не менее 0,3 м от верхнего края борта. Сиденья, расположенные вдоль заднего и
бокового борта, должны иметь прочные спинки. Скорость движения не должна превышать
60 км/ч.
Число
перевозимых людей в кузове грузового автомобиля, а также в кузов е-фур гоне не
должно превышать количества оборудованных для сиденья мест. Запрещена
перевозка людей в кузовах самосвалов, самоходных шасси, в транспортных
прицепах, а также на навесных, прицепных и других машинах.
Переезд на грузовых автомобилях,
которые не приспособлены для перевозки пассажиров, разрешается лицам,
сопровождающим грузы (не более б человек); их фамилии должны быть указаны в
путевом листе. Запрещается перевозить людей при транспортировании длинномерных
грузов, если уложенный груз превышает высоту борта, а также при транспортировании
огнеопасных и ядовитых грузов.
При перевозке
оборудования и других грузов в сопровождении грузчиков необходимо принимать
меры, предупреждающие падение людей из кузова. Материалы при этом должны быть
равномерно размещены по всей площади кузова автомобиля, а штучные грузы сложены
и укреплены так, чтобы не было их смещения.
При сопровождении
груза на автомобиле рабочие должны располагаться в кузове на отдельных местах,
расположенных ниже уровня бортов.
Запрещается садиться
на борта кузова, ездить на подножке, крыше кабины, стоять в кузове, садиться
или высаживаться во время движения автомобиля не только на перегоне, но и при
маневрировании на стройплощадке.
Запрещается оставлять
место для сопровождения рабочих на полу кузова автомобиля между грузом и
передним или задним бортом, так как при торможении они могут быть прижаты
смещенными грузами.
Во время
транспортировки груза рабочие обязаны подчиняться шоферу и выполнять все его
указания. Они должны следить за грузом и в случае его смещения немедленно
оповестить шофера.
Рабочим нельзя находиться
в кузове автомобиля при транспортировке порожних бочек из-под опасных
материалов.
СКЛАДИРОВАНИЕ
МАТЕРИАЛОВ
К складам предъявляются следующие
требования:
—площадка перед складом должна быть выровнена,
утрамбована и иметь уклон в сторону кюветов;
—территория, проезды и подходы к дверям склада
должны быть
свободными, а в зимнее время своевременно очищаться от снега и льда.
Места, где возможно скольжение, следует посыпать песком;
—помещение, предназначенное для складирования,
должно быть
в исправном состоянии;
—ширина дверных проемов должна быть не менее
1,8 м, а высота не менее 2,3 м (СНиП 2.11.01—85* «Складские здания»);
—проходы и проезды, а также подходы к средствам
пожаротушения должны быть свободными;
-—для временного
хранения использованных обтирочных материалов и тряпок должен быть установлен
железный плотно закрывающийся ящик;
— для укладки и
транспортировки грузов весом более 50 кг
склад должен быть обеспечен подъемно-транспортными механизмами;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|