рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Охрана труда - основные термины, понятия, определения рефераты

Например, на ВЛ набрасы­вают голый провод на 3 или 2 фа­зы (не на одну\), предварительно присоединив его к какому-либо заземлителю. Этот провод после со­прикосновения с проводами ВЛ не должен касаться бросавшего или других людей, и никто не должен стоять ближе 5 м от заземлителя.

На ВЛ напряжением выше 1000 В после отключения может со­храниться опасный для жизни емкостный заряд. Прикасаться к по­страдавшему без изолирующих средств можно только после надежно­го заземления ВЛ [5].





№61. СВЕТОВАЯ И ЗВУКОВАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ.

Сигнальная окраска

Сигнальные цвета, знаки и плакаты безопасности приме­няют для предупреждения работающих о возможной опасности, пред­писания или разрешения определенных действий.

Согласно ГОСТ 12.4.026—76 «Цвета сигнальные и знаки безо­пасности» и СТБ 1392—2003 ССБТ «Цвета сигнальные. Знаки пожар­ной безопасности. Общие технические требования. Методы испытаний» в качестве сигнальных цветов применяют красный, желтый, зеленый и синий цвета.

На автоматизированных линиях красные сигнальные лампы устанавливают на машинах и оборудовании, которые не контролиру­ются обслуживающим персоналом; зеленые — на временно не рабо­тающем оборудовании.

Красный цвет — запрещающий, сигнализирует о необходимости немедленного вмешательства, указывает устройство, работа которого представляет опасность. Его применяют для запрещающих знаков, отключающих устройств машин и механизмов, в том числе аварий­ных, внутренних поверхностей крышек (дверец) шкафов с открытыми токоведущими элементами электрооборудования (если вся машина красного цвета, то указанные поверхности должны быть желтыми); сигнальных ламп, извещающих о нарушении технологического про­цесса или условий безопасности, пожарной техники, оборудования и др.

Желтый цвет — предупреждающий, указывает на приближе­ние одного из параметров к предельным, представляющим опасность значениям. Его применяют для предупреждающих знаков, обозначе­ния элементов строительных конструкций (низких балок, выступов, малозаметных ступеней, кромок, погрузочных платформ, люков и т.п.), открытых движущихся частей оборудования, кромок оградительных устройств, которые не полностью закрывают движущиеся элементы оборудования; постоянных и временных ограждений, устанавливае­мых на границах опасных зон; ограждений лестниц, балконов и пр.

Предупреждающую окраску в виде чередующихся наклонных под углом 45...60° черных и желтых полос шириной 30...200 мм при­меняют для обозначения низких балок, колонн, выступов, малозамет­ных ступеней, сужений подъездов, элементов внутрицехового транспор­та, подъемно-транспортного оборудования, кабин, бамперов, боковых поверхностей электрокранов, кранов, обойм грузовых крюков и др.

Синий цвет — сигнализирующий, используется для техниче­ской информации о работе оборудования и т.п. Его применяют для предписывающих знаков и в ряде других случаев.

Зеленый цвет — извещает о нормальном режиме работы; его применяют для  обозначения эвакуационных выходов,  сигнальных ламп, извещающих о нормальной работе машин, и для указатель­ного знака.

Сигнальные цвета широко применяются для опознавания раз­личных веществ и материалов, аппаратуры, органов управления и т.п. Так, трубопровод с водой при необходимости окрашивают в зеленый цвет, паром—красный, воздухом— синий, горючим газом — желтый, горючей жидкостью — коричневый и т.д. Баллоны со сжатым или сжиженным аммиаком имеют желтый, с воздухом — черный, с кисло­родом — голубой, с ацетиленом — белый цвет и т.д. Коробки промыш­ленных противогазов для защиты от паров органических веществ ок­рашивают в коричневый цвет, от кислых газов — в желтый, от оксида углерода — в красный и т.д. Сигнальную (оранжевую) спецодежду используют дорожные рабочие.



№62. Предупредительные надписи и знаки безопасности

Кроме сигнальных цветов широко применяют различные опо­знавательные надписи. Видом информативной сигнализации явля­ются также различного рода схемы, указатели, надписи. Последние поясняют назначение отдельных элементов машин либо указывают допустимые величины нагрузок. Как правило, надписи наносят непо­средственно на корпуса машин, оборудования, тару или на табло, расположенное в зоне обслуживания. Например, надписи «Перевозка людей запрещена» наносят на борта транспортных средств, «Огне­опасно» — на тару с легковоспламеняющимися веществами и т.д.

Знаки безопасности подразделяют на 4 группы (СТБ 1392—2003 и ГОСТ 12.4.026—76);

1)запрещающие — запрещают выполнять определенные действия;

2)предупреждающие — предупреждают о возможной опасности;

3)предписывающие — предписывают выполнять определенные
действия;

4)указательные — указывают  месторасположение   различных
объектов, устройств.

Вид знаков строго регламентирован государственным стандартом. Эти знаки отличаются друг от друга цветом и формой, примеры зна­ков безопасности показаны на форзацах книги.

В местах, зонах, пребывание в которых связано с возможной опасностью для работающих, а также на производственном оборудо­вании, являющемся источником опасности, установка знаков безо­пасности обязательна. Знаки, установленные на воротах и входных дверях, распространяют свое действие на все помещение, а у въезда на объект — на весь объект. Знаки, используемые в темное время, ос­вещают. Кроме знаков применяют также плакаты безопасности за­прещающие, предупреждающие, предписывающие и указательные, ус­танавливаемые в местах временных работ, а также в других случаях.


 

№63. БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ

ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ И ТРАНСПОРТНЫХ РАБОТ.

Погрузочно-разгрузочные работы

Погрузочно-разгрузочные работы весьма травмоопасны. Причи­нами травм являются неправильная организация работ, ненадежная строповка груза, использование не прошедших техническое освиде­тельствование грузоподъемных машин, тары, строп, работа без средств индивидуальной защиты, особенно рукавиц, касок, плохая подготовка обслуживающего персонала и др.

К постоянным погрузочно-разгрузочным работам допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда. Рабочие, допущенные к погрузке (разгрузке) опас­ных грузов (взрывчатых веществ, окислителей токсичных веществ и др.), проходят специальное обучение с последующей аттестацией. На опас­ные грузы в соответствии с ГОСТ 19433—£8 «Грузы опасные. Класси­фикация и маркировка» наносят определенные знаки опасности.

Транспортные средства, поставленные под погрузку (разгрузку) должны быть заторможены. Перемещение груза вручную без приспо­соблений разрешается на высоту не более 1,5 м, а по наклонной плос­кости — на высоту не более 3 м. Для погрузки (выгрузки) штучных грузов из кузовов транспортных средств устраивают специальные эс­такады, платформы высотой на уровне пола кузова. Если высота пола кузова и разгрузочно-погрузочной площадки не совпадают, для пере носки груза применяют трапы, мостики или сходни, выполненные из дерева или металла, имеющие прогиб при максимальной нагрузке не более 20 см, снабженные поручнями. При длине более 3 м под их се­редину устанавливают опору. Ширину трапов и мостиков принимают не менее 0,6 м, сходней — 0,8 м при движении в одну сторону и не менее 1,5 м — при движении в обе стороны.

Для погрузки (разгрузки) бочек, рулонов, труб, круглого леса и других подобных грузов применяют специальные слеги (покаты) дли­ной не менее 4 м (с крючками для фиксации на кузове), выполненные из дерева диаметром не менее 200 мм или из металла. Длинномерные грузы (бревна, трубы и т.д.) должны переносить с помощью специаль­ных захватных приспособлений не менее чем двое рабочих. Стеклянные емкости с агрессивными жидкостями переносят на специальных но­силках, тачках, оборудованных гнездами с мягкой обивкой; мелкие, штучные, а также сыпучие грузы транспортируют в специальной таре (контейнерах, поддонах, ящиках), укладывая их ниже уровня борта.

Площадки для погрузочных и разгрузочных работ должны иметь уклон не более 5°.

Рабочие, занятые на погрузочно-разгрузочных работах, должны выполнять только ту работу, которая им поручена.

При погрузке и выгрузке барабанов с карбидом кальция рабо­чие не должны пользоваться крючьями, ломами, лопатами или дру­гими металлическими предметами. Разгружать барабаны с карбидом кальция разрешается только по деревянным слегам, сбрасывать ба­рабаны с автомашины запрещается.

Погрузку и выгрузку отравляющих веществ (технические спир­ты, растворители, антифриз, мышьячные соединения и др.), способ­ных к образованию взрывчатых смесей, следует производить в специ­ально отведенных местах с соблюдением мер безопасности.

Ручки лопат и носилок должны быть изготовлены из прочных пород древесины и чисто, без заусенец, обработаны. Перед началом работы груз должен быть тщательно осмотрен. В случае повреждения тары груз необходимо брать осторожно.

Кантовать тяжеловесные грузы, подвозить их под стропы необ­ходимо при помощи специальных ломов или реечных домкратов. Применять для этого случайные предметы запрещается.

Погрузка и выгрузка пылящих, едких грузов навалом запрещается.

При выгрузке не разрешается выдергивать из середины штуч­ные грузы, уложенные в штабель или кучи, так как верхний груз об­валится. Грузы следует брать только с верха штабеля (кучи).

Чтобы предохранить себя от ушиба в случае падения груза при открывании продольного борта, надо сначала снять средние затворы, а затем, находясь у торцов платформы (машины), концевые.

При укладке грузов следует оставлять проходы и проезды необ­ходимой ширины (не менее 1 м).

Запрещается складывать материалы и оборудование ближе 1 м от бровки выемки и траншеи, а также опирать на заборы.

Грузы в мешках, кулях, кипах надо укладывать в перевязку. Грузы должны быть в исправной таре.

Баллоны со сжатым или сжиженным газом (кислородом, аце­тиленом и др.) нельзя подвергать ударам, сбрасывать на землю во избежание взрыва. Их переносят на специальных носилках с мягки­ми гнездами.

На транспортных средствах груз размещают, а при необходимо­сти закрепляют так, чтобы в процессе его транспортировки он не мог самопроизвольно смещаться, выпадать, ограничивать обзорность во­дителя, нарушать устойчивость машины; закрывать световые и сиг­нальные приборы, номерные знаки и регистрационные номера.

Бочки с жидкостями, стеклянную тару транспортируют пробка­ми (горловинами) вверх, баллоны со сжиженным газом — только на подрессоренных средствах с искрогасителями на выхлопных трубах, укладывая их поперек кузова на специальные стеллажи с выемками под баллоны, обитые войлоком, предохранительными колпаками в одну сторону (вертикально только в специальных контейнерах). Пы­лящие грузы (цемент, известь) транспортируют в специально обору­дованных машинах.

Предельная норма переноски тяжестей для мужчин — 50 кг, для женщин — 20 кг. Перемещение грузов массой более 20-—25 кг должно быть механизировано.

Грузоподъемные механизмы на погрузочно-разгрузочной пло­щадке располагают так, чтобы между ними были свободные проходы для людей шириной 0,8 м и проезды для транспортных средств ши­риной не менее 2,5 м.

Подъемно-транспортными средствами разрешается поднимать груз, масса которого вместе с грузозахватными приспособлениями не превышает допустимую грузоподъемность данного оборудования. Нельзя поднимать груз неизвестной массы, вмерзший в грунт, за­щемленный или за что-либо зацепившийся. Перед горизонтальным перемещением груза он должен быть поднят на высоту не менее 0,5 м выше встречающихся на пути предметов.

На грузах, а также под грузом в зоне его перемещения подъем­но-транспортным оборудованием не должны находится люди. Грузы укладывают в штабеля высотой не более 3 м при ручной выгрузке и не более 6 м — при использовании механизмов. При скорости ветра более 12 м/с погрузочно-разгрузочные работы с помощью механизмов должны быть прекращены.


ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

К ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫМ РАБОТАМ

Погрузочно-разгрузочные работы производят, как правило, меха­низированным способом согласно требованиям ГОСТ 12.3.009—76 ССБТ «Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности».

Работы по погрузке, разгрузке и перемещению тяжестей назы­вают такелажными. Стропальные и такелажные работы могут выполнять лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинскую комиссию, обучение и проверку знаний по безопасности труда, пожарной безо­пасности и оказанию первой помощи и имеющие удостоверение на право производства таких работ.

При выполнении такелажных работ вручную предельная норма переноски тяжестей для мужчин 50, для женщин — 20 кг. Подростки и женщины допускаются только к работам по перемещению штучных (кирпич, легкая арматура и т.п.) и навалочных (песок, гравий и т.п.) грузов, пустой тары, пиломатериалов; работа производится в спецодеж­де и рукавицах. Нельзя также оставлять груз на наклонной плоскости. Работающим следует находиться вне зоны возможного падения грузов.

Способы укладки грузов должны обеспечивать: устойчивость шта­белей, пакетов и грузов, находящихся в них; безопасность работающих на штабеле или около него; возможность применения и нормального функционирования средств защиты работающих и пожарной техни­ки, а также соблюдение требований к охранным зонам линий элек­тропередачи, узлам инженерных коммуникаций и энергоснабжения.

Такелажные работы с грузом более 50 кг и подъемом груза на высоту более 3 м производятся только механизированным способом с помощью кранов, автопогрузчиков, электрических и ручных лебедок, талей, блоков, домкратов, полиспастов. Вспомогательными приспособ­лениями являются цепи, веревочные и стальные канаты (тросы), коль­ца, стропы, захваты, клещи, тара и др. Для крепления груза приме­няют канаты и калиброванные цепи. Для подвязки груза без узлов применяют стропы — отрезки гибких канатов сравнительно неболь­шой длины. Стропы выбирают такой длины, чтобы угол между вет­вями (в натянутом состоянии) не превышал 90°.

Запрещается устанавливать груз в местах временных перекры­тий, залегания труб, газо- и паропроводов, кабелей и т.п., а также на­ходиться на перемещаемом грузе.

Запрещается также пользоваться неисправными или изношен­ными чалочными приспособлениями, срок испытания которых истек; поправлять ударами кувалды, лома и т.п. ветви стропов, которыми обвязан грз'з; удерживать руками или клещами соскальзывающие при подъеме груза стропы; уравновешивать груз собственным весом.



№64. Перевозка людей

При перевозке людей травмы происходят вследствие опрокиды­вания транспортных средств, наезда на препятствие, управления транспортом в состоянии алкогольного опьянения, падения людей из кузова, движения с повышенной скоростью на поворотах неровной дороги, перевозки людей стоя, самооткрывания бортов, посадки и вы­садки на ходу, несогласованных действий водителя и пассажиров, на переправах и в других случаях.

Перевозка людей в кузове грузового автомобиля должна осуще­ствляться водителями, имеющими стаж управления транспортными средствами данной категории более 3 лет и удостоверение на право управления транспортными средствами категории «С», а при пере­возке более 8 человек — категорий «С» и «Д»,

Грузовой автомобиль с бортовой платформой и кузовом-фургоном, используемый для перевозки людей, должен быть оборудован си­деньями, закрепленными на высоте 0,3—0,5 м от пола и не менее 0,3 м от верхнего края борта. Сиденья, расположенные вдоль заднего и бокового борта, должны иметь прочные спинки. Скорость движения не должна превышать 60 км/ч.

Число перевозимых людей в кузове грузового автомобиля, а также в кузов е-фур гоне не должно превышать количества оборудо­ванных для сиденья мест. Запрещена перевозка людей в кузовах са­мосвалов, самоходных шасси, в транспортных прицепах, а также на навесных, прицепных и других машинах.

Переезд на грузовых автомобилях, которые не приспособлены для перевозки пассажиров, разрешается лицам, сопровождающим грузы (не более б человек); их фамилии должны быть указаны в путевом листе. Запрещается перевозить людей при транспортировании длин­номерных грузов, если уложенный груз превышает высоту борта, а также при транспортировании огнеопасных и ядовитых грузов.

При перевозке оборудования и других грузов в сопровождении грузчиков необходимо принимать меры, предупреждающие падение людей из кузова. Материалы при этом должны быть равномерно раз­мещены по всей площади кузова автомобиля, а штучные грузы сло­жены и укреплены так, чтобы не было их смещения.

При сопровождении груза на автомобиле рабочие должны рас­полагаться в кузове на отдельных местах, расположенных ниже уров­ня бортов.

Запрещается садиться на борта кузова, ездить на подножке, крыше кабины, стоять в кузове, садиться или высаживаться во время движения автомобиля не только на перегоне, но и при маневрирова­нии на стройплощадке.

Запрещается оставлять место для сопровождения рабочих на по­лу кузова автомобиля между грузом и передним или задним бортом, так как при торможении они могут быть прижаты смещенными грузами.

Во время транспортировки груза рабочие обязаны подчиняться шоферу и выполнять все его указания. Они должны следить за гру­зом и в случае его смещения немедленно оповестить шофера.

Рабочим нельзя находиться в кузове автомобиля при транспор­тировке порожних бочек из-под опасных материалов.


СКЛАДИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ

К складам предъявляются следующие требования:

—площадка перед складом должна быть выровнена, утрамбо­вана и иметь уклон в сторону кюветов;

—территория, проезды и подходы к дверям склада должны быть
свободными, а в зимнее время своевременно очищаться от снега и льда.
Места, где возможно скольжение, следует посыпать песком;

—помещение, предназначенное для складирования, должно быть
в исправном состоянии;

—ширина дверных проемов должна быть не менее 1,8 м, а вы­сота не менее 2,3 м (СНиП 2.11.01—85* «Складские здания»);

—проходы и проезды, а также подходы к средствам пожаротушения должны быть свободными;

-—для временного хранения использованных обтирочных мате­риалов и тряпок должен быть установлен железный плотно закры­вающийся ящик;

— для укладки и транспортировки грузов весом более 50 кг
склад должен быть обеспечен подъемно-транспортными механизмами;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17