Современные подходы к банковскому менеджменту в Республике Молдова
Денежные
отношения по своему содержанию и составу значительно шире финансовых отношений.
Так, денежные отношения, отражающие смену форм стоимости в процессе
купли-продажи, не относятся к финансовым отношениям, ибо они непосредственно не
связаны с формированием и использованием целевых денежных фондов общественного
назначения (public finance). Если предприятие реализует товар и получает соответствующую
выручку, то в данном случае происходит смена форм стоимости, которая, естественно,
влияет на финансы предприятия и тесно с ними связана, так как является необходимой
предпосылкой завершения кругооборота и получения денежной выручки -
непосредственного источника денежных фондов и накоплений. Вместе с тем,
посредством этой части денежных отношений пока что не происходит распределение
и перераспределение доходов и накоплений для удовлетворения общественных потребностей.
К финансовым отношениям не относятся также денежный учет и контроль за всеми видами
затрат, калькулирование себестоимости и определение цен на продукцию, "купля-продажа"
товаров и услуг через систему торговых организаций, учет и хранение денежной выручки,
регулирование денежного обращения в стране и т.п.
Если за счет выручки предприятие выполняет свои обязятельства перед бюджетом (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и т.д.), формируют собственные оборотные средства, осуществляют инвестиции, расходуют средства на социальное развитие, то такие денежные отношения являются финансовыми, поскольку они непосредственно связаны с распределением денежных доходов и накоплений в целях удовлетворения общественных потребностей. При исследовании банковского менеджмента необходимо различать финансы предприятий и государства. Финансы предприятий представляют собой совокупность денежных отношений, связанных с образованием, распределением и использованием денежных доходов и накоплений предприятий и организаций. Очевидно, что в основе распределения этой сферы денежных отношений на отдельные звенья лежат формы собственности и, соответственно, организационно-правовые формы самих предприятий. Финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении предприятий, создаются за счет их доходов и накоплений. В формировании финансовых ресурсов предприятий принимают участие заемные средства (кредиты банка, дебиторская задолженность, средства, полученные от выпуска акций, операции с другими ценными бумагами). Общегосударственные финансы включают государственный бюджет, государственное социальное страхование и государственный кредит. Государственное социальное страхование - специфическая сфера денежных отношений, связанная с распределением и перераспределением части стоимости национального дохода, которая направляется на выплату пенсий, пособий и т.п. В настоящее время в нашей стране начался процесс образования негосударственных пенсионных фондов, которые, несомненно, расширяют возможности социального страхования. Развитие банковского менеджмента тесно связано с формированием рыночного финансового механизма. Финансовый механизм - совокупность экономико-организационных правовых форм и методов управления финансовой деятельностью государства и предприятий в процессе формирования, распределения и использования целевых государственных и негосударственных фондов денежных ресурсов для удовлетворения потребностей государства и предприятий. В рамках финансового механизма выделяется два метода финансового воздействия на развитие предприятий со стороны государства: финансовое обеспечение и финансовое регулирование. Соотношение этих методов определяет стимулирующую роль финансов в экономическом и социальном развитии предприятий и всего общества. Финансовое обеспечение может осуществляться в формах бюджетного финансирования на безвозвратной основе и кредитования на основе мобилизации и перераспределения временно свободных в экономике денежных средств. Ссуды банков, в отличие от бюджетных ассигнований, выдаются в соответствии с принципами обеспеченности, целевого характера, срочности, возвратности и платности. Различные формы финансового обеспечения могут применяться на практике одновременно. Развитие системы финансового обеспечения происходит не путем вытеснения одной формы другой, а путем установления оптимального для данного этапа развития общества соотношения между ними. Нахождение таких пропорций является одной из задач финансовой политики государства. Финансовое регулирование связано с регламентированием распределительных процессов на макроэкономическом и микроэкономическом уровне - предприятий, объединений и организаций. Поскольку финансы выражают распределительные отношения, то и содержание финансовых методов регулирования определяется способами распределения: сальдовым и налоговым. Сальдовый метод предполагает распределение по элементам, сметы затрат, среди которых один является консультативным, а остальные определяются на основании самостоятельных расчетов. При налоговом методе вся сумма дохода распределяется по установленным законом ставкам и срокам. Этот метод финансового регулирования позволяет обеспечить: равнонапряженные требования со стороны государства ко всем предприятиям по поводу использования ими производственных, трудовых и природных ресурсов; создание равных финансовых условий всем предприятиям, независимо от форм собственности. Финансовая система входит в социально-экономическую систему. Главным свойством социально-экономической системы является то, что в ее основе лежат интересы людей. Совокупность общественных, коллективных и личных интересов влияет на состояние системы и процесс ее развития. Любая система состоит из элементов. Под элементом системы понимается такая подсистема, которая в условиях данного исследования представляется неделимой, не подлежит дальнейшему расчленению на составляющие. Следовательно, элемент всегда является структурной частью любой системы. Для финансов хозяйствующего субъекта в качестве неделимого элемента системы рассматриваются финансы структурного подразделения этого субъекта. Для финансов подразделения хозяйствующего субъекта в качестве неделимого элемента системы рассматриваются финансовые ресурсы.
Банки
являются поставщиками трех основных видов финансовых услуг: трансакционных,
портфельных и операционных.
Портфельные
услуги связаны с традиционной деятельностью банков как ссудо-сберегательных
финансовых институтов. К портфельным услугам относятся предоставление займов
клиентам (кредиты) и прием денежных средств во вклады (депозиты). Банки
аккумулируют временно свободные ресурсы в виде депозитов и распределяют их в
форме кредитов. Оказывая эти услуги, банки перераспределяют ресурсы от лиц,
совершающих сбережения, к лицам, нуждающимся в кредите, и тем самым
обеспечивают предприятия дополнительными финансовыми ресурсами. Именно этот вид
услуг отличает банки от других финансовых посредников. Кредитно-депозитные
услуги приносят банкам около 70% дохода. [13, стр.78]
Трансакционные
услуги - услуги по обслуживанию сделок. При выполнении функции обслуживания
трансакций банки предоставляют два основных типа услуг по сделкам :
■
ведут систему расчетов, в которой перемещение ценностей сопровождается
бухгалтерскими проводками (услуги счетоводства), при этом побочными продуктом
является предоставление информации клиентам: о платежах, поступлениях и
начисленных процентах);
■
обеспечивают валютную конвертируемость (депозиты, вклады и другие активы
клиентов конвертируются в валюту).
Выполняя
трансакционную функцию, банки предоставляют систему учета обменных операций
(accounting system of exchange), в которой движение средств регистрируется в
форме бухгалтерских проводок. Услуги по обмену валюты - второстепенные, и при
движении общества в сторону безналичного оборота и обслуживания клиентов через
удаленные терминалы, становятся все менее важными. Таким образом, бухгалтерское
сопровождение обмена - ключевая услуга по совершению сделок, обеспечиваемая финансовыми
посредниками.
Трансакционные
услуги непосредственно связаны с обслуживанием платежного и налично-денежного
оборота. В настоящее время трансакционные услуги и сопутствующие им услуги
приносят банкам около 10% всей прибыли. При этом банки обрабатывают 70% всех
платежей. Трансакционные услуги являются самыми технологоемкими, зависят от
электронных каналов доставки и телекоммуникаций. Поэтому наиболее радикальные
изменения, вызванные использованием Интернет как нового электронного
телекоммуникационного канала, затрагивают их.
Операционные
услуги банки используют как источник дополнительных доходов (их еще называют
"платные услуги"). Операционные услуги в широком смысле представляют
собой продажу банковской ликвидности. К ним относится инвестиционные услуги (в
том числе и трастовые), услуги по страхованию и другие платные услуги, которые
банки оказывают своим клиентам.
Инвестиционные
услуги связаны в первую очередь с операциями на рынке ценных бумаг. Это услуги
по привлечению капитала, управлению процентным риском и риском операций с
иностранной валютой, обслуживанию слияний и поглощений, брокерские услуги
банков, торговая деятельность на рынке ценных бумаг с целью обеспечения
ликвидности инвестиций клиентов (управление портфелем ценных бумаг) и другие клиентские
операции на рынке ценных бумаг, которые банки осуществляют на основе
доверительного управления, либо в качестве брокеров.
Следует
отметить, что деление услуг на трансакционные, портфельные и операционные носит
теоретический характер. Развитие банковского дела в последней четверти XX в.
привело к "перемешиванию" разных видов услуг. Сегодня банки
предлагают к продаже не отдельные услуги, а пакеты услуг, получившие название
"банковских продуктов". Банковский продукт обычно сочетает в себе
услуги всех трех видов (трансакционные, кредитно-депозитные и операционные).
Например, пластиковые карточки используются для расчетных операций, для
покрытия овердрафтов по ним применяются различные депозитно-кредитные схемы, а
за пользование пластиковой карточкой может взиматься комиссия как за
операционную услугу. В качестве другого примера можно привести возникновение в
80-х и 90-х гг. в результате процессов секьютиризации активов смешанных
инструментов финансирования, сочетающих в себе кредиты, гарантии и ценные бумаги
(смесь кредитных и инвестиционных услуг). Обобщенная классификация банковских
услуг представлена в таблице 1.
Таблица
1 Обобщенная классификация банковских услуг
Критерии классификации
|
Тип предоставляемых услуг
|
В зависимости от соответствия специфике банковской
деятельности
|
Специфические услуги Неспецифические услуги
|
В зависимости от субъектов получения услуг
|
Юридические лица Физические лица
|
В зависимости от способа формирования и размещения
ресурсов банка
|
Активные операции
Пассивные операции
|
В зависимости от оплаты за предоставление
|
Бесплатные услуги Платные услуги
|
В зависимости от связи с движением материального
продукта
|
Услуги, связанные с движением материального продукта
Чистые услуги
|
Источник: [16. стр. 43]
Каждый
банк, осуществляя деятельность в конкретных условиях места и времени, формирует
собственную структуру создаваемых на рынке продуктов и услуг. При этом он
исходит из сложившихся условий товарно-сырьевого, фондового, валютного и других
рынков. Другими словами развитие рынка банковских услуг во многом определяется
совокупностью факторов рыночной экономики, взаимно связанных с
финансово-промышленным капиталом данного региона, с объёмом и структурой
поступающих в отрасли экономики инвестиций и состоянием использования имеющихся
здесь производственных и трудовых ресурсов. Важным этапом создания и реализации
банковской услуги является обеспечение эффективности. Банковская услуга должна
быть построена таким образом, чтобы в процессе восприятия, общения и исполнения
клиент получил экономический и моральный эффект.
Финансовые
услуги составляют существенную составную часть всей сферы услуг, поэтому закономерности
их развития во многом соответствуют закономерностям эволюции сферы услуг,
соответственно, банковский менеджмент и маркетинг финансовых услуг - составная часть
общего менеджмента и маркетинга услуг. Термином "финансовые услуги", как
отмечал руководитель одного из отделов "Дрезднер банка" (Франкфурт, ФРГ)
А. Унтенберг, первоначально обозначали дополнительные услуги банков, выходящие за
рамки обычных кредитных и депозитных операций. Когда другие учреждения
("небанки") - универсальные магазины, компании кредитных карточек, торговцы
автомобилями и т.п. - стали предлагать услуги финансового характера, прежде
считавшиеся монополией банков, в понятие финансовых услуг стали включать
депозитные и кредитные операции банков. [32, стр.45]
Об
общей тенденции роста сферы финансовых услуг в развитой рыночной экономике
свидетельствует динамика занятости в этой области. В США с 1955 по 1980 г.г. численность наемных работников в сфере услуг возросла с 30,1 до 64,8 миллиона человек или
на 115,3 %, причем около 8 % из них было занято в финансово-кредитной сфере и
страховании. В 1980-1985 годах темпы роста численности занятых в сфере финансово-кредитной
деятельности и страховании увеличились до 2,8 % в год при общем среднегодовом
уровне темпа роста занятости в США 1,9 %. [32, стр.46]
Результатом
этой эволюции стал менеджмент и маркетинг фирмы финансовых услуг как основного звена
индустрии финансовых услуг. Для исследования современного банковского менеджмента
необходимо использование концепции синергичного маркетинга, основывающегося на
системно-функциональном подходе и опыте крупных финансовых групп, оказывающих весь
комплекс финансовых услуг.
Объектом
современного банковского менеджмента является система следующих функционально
различных элементов:
1)
кредитно-депозитные услуги;
2)
расчетно-клиринговые услуги;
3)
страховые услуги;
4)
инвестиционно-фондовые услуги;
5)
трастовые услуги;
6)
услуги по лизингу;
7)
услуги по факторингу;
8)
услуги по финансовому консультированию;
9)
услуги по целевому использованию денежных средств на жилищное строительство;
10)
трансферт и обмен валют и т.д.
Дальнейшее
развитие рынка финансовых услуг во многом будет зависеть от:
■
удовлетворенности клиентов получаемыми услугами;
■
отношений клиентов со служащими учреждений, оказывающих услуги;
■
степени профессионального умения управленческого персонала учреждений;
■
развития программно-информационного обеспечения;
■
маркетинга финансовых услуг.
Для
Молдовы особое значение имеет финансовая стабилизация и прекращение спада в экономике,
развитие внешнеэкономических связей и освоение современных методов менеджмента.
Исходя
из вышеуказанных финансовых услуг, предоставляемых банками и другими финансовыми
учреждениями, можно провести параллель, которая показывала бы возможности их
использования коммерческими банками Республики Молдова
Развитие
рынка банковских услуг в Республике Молдова происходит одновременно с оздоровлением
и реструктуризацией банковской системы. Процедуры оздоровления осуществлялись
путем отзыва лицензий, санации и оказания финансовой помощи, рефинансирования
банков под залог контрольного пакета акций, предоставления стабилизационных
кредитов на срок до 1 года и др.
Процедура
расширения рынка банковских услуг на этапе реструктуризации банковской системы
встретилась с проблемами:
■
развития конкурентной борьбы с западными банками, работающими на рынке за
привлечение и сохранение корпоративных клиентов;
■
создания на основе возрождения национальной экономики надёжной и устойчивой в
финансовом отношении базы корпоративных клиентов;
■
улучшения качественных показателей кредитного портфеля и на этой основе снизить
относительную долю просроченных ссуд;
■
устранения возникающих по мере универсализации деятельности банков текущих
трудностей, связанных с формированием ресурсной базы.
Другими словами,
банковский менеджмент представляет собой взаимосвязанные и взаимозависимые
системные параметры: [24, стр. 48]
·
финансово-экономических
показателей (ФЭ);
·
организационного
построения, отвечающего решению стоящих задач (ОП);
·
функционально-технологического
управления продуктовым рядом банка (ФТ).
Если отранжировать системные
параметры, то соподчиненность и взаимосвязи между ними можно представить так:
ФЭ – ОП – ФТ. (1)
Сфера банковского менеджмента
подразделяется на два блока: финансовый менеджмент и управление персоналом.
Финансовый менеджмент охватывает управление движением
денежного продукта, его формированием и размещением, в соответствии с целями и
задачами конкретного банка. Основными направлениями финансового менеджмента
являются: разработка банковской политики с конкретизацией по отдельным сферам
деятельности банка; банковский маркетинг, управление активами и пассивами
банка, управление ликвидностью, управление доходностью, управление собственным
капиталом, управление кредитным портфелем, управление банковскими рисками.
Особенностью финансового
менеджмента является отсутствие единообразной технологии управления
экономическими процессами и организации банковских процедур в рамках единой
банковской системы. В условиях конкуренции на денежном рынке каждый банк
вырабатывает собственные правила поведения; постоянно изменяющаяся
экономическая ситуация требует корректировки и совершенствования сложившихся
приемов ведения банковского дела.
Второй сферой
банковского менеджмента является управление персоналам, которое направлено на
рациональное использование знаний и опыта банковских служащих, как Необходимое
условие эффективности финансового менеджмента. Оно включает: мотивацию труда,
организацию труда сотрудников банка, расстановку кадров; систему подготовки и
переподготовки банковских кадров; механизм оплаты труда, поощрений и
стимулирования; организацию контроля; систему продвижения по службе; принципы
общения в коллективе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|