рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Рынок банковских услуг и его совершенствование в Казахстане рефераты

Таким образом, в настоящее время, несмотря на активный рост количества и роли банков с иностранным участием в последние 2 года, их доля не представляет угрозы для финансовой стабильности в среднесрочной перспективе и не требует административного вмешательства со стороны государства. [18] При этом государство в рамках реализации Концепции развития финансового сектора в посткризисный период четко обозначит оптимальную долю иностранного участия, что, с одной стороны обеспечит интересы экономической безопасности страны, а с другой станет буфером финансирования, поддерживающим кредитную активность в случае развития кризисных ситуаций.

 

3.2 Мероприятия государственного регулирования и совершенствования рынка банковских услуг


25 ноября 2008 года был принят План совместных действий Правительства, Национального Банка и Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по стабилизации экономики и финансового сектора на 2009 - 2010 годы. Для финансового обеспечения Плана будут использованы средства Национального Фонда Республики Казахстан в объеме 10 млрд. долл. США (1 200 млрд. тенге). План включает в себя пять направлений деятельности:

стабилизацию финансового сектора - 4 млрд. долл. США (480 млрд. тенге);

развитие жилищного сектора - 3 млрд. долл. США (360 млрд. тенге);

поддержку малого и среднего бизнеса - 1 млрд. долл. США (120 млрд. тенге);

развитие агропромышленного комплекса - 1 млрд. долл. США (120 млрд. тенге);

реализацию инфраструктурных и прорывных проектов - 1 млрд. долл. США (120 млрд. тенге) [19, с.2].

Необходимость поддержки отечественной банковской системы объясняется ее важной ролью в экономической системе страны. За годы независимости отечественные банки сформировали развитую финансовую систему, ставшую неотъемлемой составляющей отечественной экономической системы, обеспечивающей ее функционирование и стимулирующей ее развитие на рыночных условиях.

Предоставляя поддержку отечественным банкам, государство рассчитывает на сохранение ими объемов кредитования внутренней экономики и реального сектора, в частности, финансирование субъектов малого и среднего бизнеса и установление приемлемых условий по ипотечному кредитованию.

Цель государства - поддержать и сохранить стабильность системы в целом. Для этих целей в Казахстане существует должное регулирование и надзор, а также система гарантирования депозитов. В ситуациях, угрожающих стабильности системы, государство предоставляет финансовую поддержку банковскому сектору в порядке и объемах, необходимых для стабилизации ситуации.

Государство не вмешивается в операционную деятельность банков, равно как не несет никаких обязательств по долгам банков. В текущих условиях банки должны обеспечить эффективное управление активами и пассивами так, чтобы максимально были защищены интересы депозиторов банков. Государство, несмотря на это, выступает со стабилизационными инициативами в отношении системообразующих банков, деятельность которых влияет на дальнейшее развитие экономики страны.

Для стабилизации финансового сектора будут приняты следующие меры.

Во-первых, это дополнительная капитализация четырех системообразующих банков через приобретение простых и привилегированных акций, а также предоставление субординированных займов. При этом одним из главных условий оказания такой государственной поддержки банкам является увеличение капитала самими акционерами банков.

На сегодняшний день, 35,6 % выданных банками займов обеспечены недвижимым имуществом и землей, стоимость которых значительно упала в цене. Это ухудшает качество активов банков. В связи с этим в банковском секторе потенциально накапливается значительный объем убытков. Для оздоровления банковского сектора Агентство по финансовому надзору повысит требования к формируемым банками провизиям. Это будет способствовать признанию банками своих убытков и списанию их за счет сформированных провизий. Но для формирования банками провизий необходим дополнительный капитал [19, с.4].

Общая сумма дополнительной капитализации банков составит не менее 4 млрд. долл. США (480 млрд. тенге), из них:

1 млрд. долл. США (125 млрд. тенге) будет предоставлен в виде приобретения простых акций четырех системообразующих банков (Народного Банка Казахстана, Казкоммерцбанка, Альянс банка и БТА банка);

3 млрд. долл. США (355 млрд. тенге) будет предоставлено в форме субординированного долга и через покупку привилегированных акций, не дающих права голоса [19, с.4].

Предоставленные средства должны быть направлены банками на формирование адекватного уровня резервов (провизий) и предоставление кредитов заемщикам внутри страны.

Во-вторых, создан Фонд стрессовых активов. Деятельность Фонда стрессовых активов будет направлена на улучшение качества кредитных портфелей казахстанских банков. Основным механизмом реализации данной цели станет выкуп сомнительных активов банков и последующее управление ими. В качестве таких активов рассматриваются активы, которые под воздействием макроэкономических, рыночных и других факторов, подвержены существенным рискам (обесценению), в частности займы, предоставленные банками под залог недвижимости и земли.

Выкуп таких займов у банков даст возможность облегчить балансы банков от низко ликвидных активов и заставит банки признать свои убытки.

Приобретение активов будет осуществляться по балансовой стоимости (учитывающей объем создаваемых банками провизий) с применением дисконта или иной формой разделения рисков, определяемых Фондом стрессовых активов.

В 2008 году из республиканского бюджета на капитализацию Фонда стрессовых активов первым траншем выделено 52 млрд. тенге. В 2009 году уставный капитал Фонда будет доведен до 122 млрд. тенге за счет средств республиканского бюджета [19, с.5].

В-третьих, будут предоставлены дополнительные источники ликвидности в целях обеспечения своевременного обслуживания обязательств банков. В частности, Национальным Банком будет расширен перечень инструментов, принимаемых в качестве обеспечения по операциям репо.

В целях стабилизации ресурсной базы временно свободные денежные средства национальных компаний, акционерных обществ, государственных предприятий и юридических лиц с участием государства в уставном капитале, а также государственных организаций, активы которых находятся под управлением Национального Банка, будут размещены на депозитах отечественных банков.

В-четвертых, будет усовершенствовано государственное регулирование в финансовом секторе.

В рамках пруденциального регулирования Агентством по финансовому надзору будет продолжена работа по снижению уровня внешних обязательств банков и в целом оптового финансирования. При этом действующие и вновь вводимые требования банковского законодательства должны стимулировать банки к формированию диверсифицированной базы фондирования, то есть к финансированию активных операций в большей степени за счет депозитной базы, в частности физических лиц.

Будут оптимизированы подходы к расчету капитализации банков на основе лучшей международной практики. Будет оптимизирован действующий порядок классификации банковских активов, что предполагает формирование банками дополнительных резервов (провизий) с учетом возможного влияния на активы банков косвенных факторов, в том числе снижение деловой активности в секторах экономики, подверженность к негативным внешним явлениям, ожидаемая волатильность обменных курсов.

Будут усилены требования к системам управления рисками и внутреннему контролю в банках. В первую очередь, банки должны будут существенно переработать подходы к мониторингу риска потери ликвидности, а управление активами и пассивами банков должно моделироваться с учетом наступления стрессовых ситуаций.

Указанные меры будут применяться к банкам, как на индивидуальной, так и консолидированной основе, а также в рамках банковских конгломератов.

В условиях мирового кризиса возникла проблема оплаты ипотечных кредитов. Для решения жилищных проблем граждан и активизации рынка недвижимости в городах Астане и Алматы через Фонд "Самрук-Казына" будет запущена специальная программа ипотечного кредитования и развития жилищного сектора. На финансирование данной программы Фонд направит сумму в размере 5 млрд. долл. США (600 млрд. тенге), которая будет сформирована за счет привлечения заемных средств из Национального фонда и накопительных пенсионных фондов [20].

За счет средств данной программы через банки второго уровня будет обеспечена возможность предоставления займов на завершение недостроенных жилых комплексов в городах Алматы и Астане

Участниками данной программы станут банки второго уровня и компании-застройщики, которые готовы реализовать жилье по справедливой стоимости.

Основные параметры программы по стабилизации ситуации на рынке недвижимости:

1. Фондом "Самрук-Казына" будет открыт ряд кредитных линий в банках второго уровня на 15 лет по льготной ставке. В свою очередь, банки второго уровня будут выдавать ипотечные кредиты различным группам заемщиков под 10,5 % - 12,5 % сроком до 15 лет с правом досрочного погашения.

2. Часть средств будет направлена на новую ипотечную программу, предусматривающую конечную ставку для новых заемщиков на уровне 10,5 % и реализуемую в течение 2009 года. Данная программа позволит населению получить ипотечное жилье по льготным ставкам и доступной цене. Банки второго уровня получат возможность выправить ситуацию с заемщиками-строительными компаниями путем предоставления ипотечных займов на приобретение квартир в недостроенных объектах и в значительной степени улучшить качество кредитного портфеля.

3. Часть кредитной линии банки второго уровня направят на понижение до 10,5 % - 12,5 % процентных ставок по ипотечным займам для заемщиков, получивших ипотечные займы на жилье площадью не более 120 квадратных метров в предыдущие периоды и добросовестно исполнявшие свои обязательства по обслуживанию этих ипотечных займов, при условии отсутствия у заемщика другого жилья, за исключением жилья, обеспечивающего ипотечный займ.

4. В свою очередь, государство в лице национальных компаний и акционерных обществ с государственным участием будет приобретать на рынке городов Астаны и Алматы новое жилье по справедливой стоимости [19, с.6].

Одной из актуальных проблем развития экономики Казахстана на современном этапе является оказание услуг по финансированию производственной деятельности предприятий и населения. Наиболее распространенным источником финансирования являются кредиты банков второго уровня.

Успешное развитие банковских услуг в Республике Казахстан предполагает совершенствование методов управления рисками (риск - менеджмент). Одним из способов риск - менеджмента является страхование. Возникновение банковского страхования в Республике Казахстан связано с одной из наиболее рисковых банковских операций - кредитованием.

Страхование является самым слабым звеном банковско-кредитной системы Республики Казахстан, что обусловлено в первую очередь финансовой несостоятельностью отечественных страховых компаний в смысле их способности обеспечить страховое покрытие крупных банковских рисков. Выход может быть найден на пути создания специализированного страхового пула по страхованию интересов банков второго уровня. В создании такого пула должны участвовать в первую очередь страховые компании, аффилированные с банками.

В Казахстане создана системы кредитного бюро. Семь крупнейших банков Казахстана - АО Альянс Банк, АО "АТФБанк", АО "Евразийский банк", АО "Банк ЦентрКредит", АО "Казкоммерцбанк", АО "Народный банк Казахстана", АО "Цеснабанк", а также финансовая группа "Астана-Финанс" и Ассоциация Финансистов Казахстана - совместными усилиями дали жизнь новому проекту, призванному дать дополнительный толчок развитию кредитования в Казахстане.

Одной из наиболее сложных проблем, препятствующих развитию малого предпринимательства, является отсутствие у большей части субъектов достаточных финансовых ресурсов для обеспечения собственных инвестиционных и оборотных потребностей. Банки в силу низкой залогоспособности малого предпринимательства вынуждены переносить стоимость риска на кредиты путем увеличения процентной ставки по займам.

Для стимулирования внедрения современных технологий, обеспечения полноты и доступности информации для потребителей о деятельности финансовых организаций и оказываемых ими финансовых услугах и в целях реализации Государственной программы развитая и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан на 2006 - 2008 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от29.12.2003 г. № 1268. [21]

Национальным банком принят нормативный правовой акт, предусматривающий разрешение расчетно-кассовым отделам банка осуществление заемных операций, операций по выдаче банковских гарантий в отношении субъектов индивидуального и малого предпринимательства, микробизнеса, а также физических лиц,

Национальным банком были внесены предложения Правительству Республики Казахстан о внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казах стан "Об естественных монополиях" [22] (прием платежей через сеть собственных касс, через агентства конкурсной основе с условием полного возмещения его затрат), которые учтены и включены в Закон "О внесений изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности субъектов естественных монополий", введенный в действие с 15.12.2006.

Данная необходимость была вызвана значительным количеством обращений по вопросу необоснованного взимания банками второго уровня дополнительных комиссионных вознаграждений при оплате коммунальных платежей.

В соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций", в целях реализации одной из основных задач Национального банка по реализации мер по недопущению нарушений прав и законных интересов потребителей финансовых услуг были внесены концептуальные изменения в банковское законодательство, способствующие усилению роли уполномоченного органа в процессе ликвидации банков. [23]

Существуют многочисленные способы привлечения клиентов, у которых возникает необходимость в банковских услугах. Это прежде всего рекламная, маркетинговая деятельность, изучение рынка, разнообразные привлекательные услуги клиентам.

Для сокращения рисков банки должны активнее прибегать к разработкам как долгосрочных, так средне - и краткосрочных стратегий, концентрируя свое внимание на контроле над издержками банка, сокращении накладных расходов, зарплаты, ускорении внедрения новых технологий для автоматизации банковский сделок.

У многих коммерческих банков Казахстана вклады до востребования занимают наибольший удельный вес в структуре привлеченных средств. Этот вид депозита является самым дешевым источником образования банковских ресурсов и поэтому способствует получению большего размера прибыли.

Остаток на счетах до востребования непостоянен, владелец имеет возможность в любой момент изъять средства. Поэтому банк должен иметь в обороте повышенную долю высоколиквидных активов, за счет сокращения доли менее ликвидных, но приносящих высокие доходы активов. Этими причинами обусловлено то, что по счетам до востребования банки уплачивают владельцам достаточно низкий процент или вообще не выплачивают никакого дохода.

Но несмотря на высокую мобильность средств на счетах до востребования, банк может определить их минимальный, неснижающийся остаток и использовать его в качестве стабильного кредитного ресурса. [24]

Банки стремятся привлечь большее количество вкладчиков за счет совершенствования депозитной политики. Например, широкое распространение в условиях перехода к рыночной экономике получил депозит на срок обслуживания, который открывается клиенту при оформлении им расчетного счета.

Депозит носит обязательный характер, так как сумма депозита должна быть внесена одновременно с открытием расчетного счета.

Этот депозит относится к условным депозитам, потому что изъятие средств с него возможно только в случае закрытия клиентом расчетного счета. Он считается бессрочным, что позволяет банку использовать его в качестве долгосрочного кредитного ресурса. Депозит характеризует низкая доходность и полное отсутствие начисления процентов.

В некоторой степени этот депозит носит характер залогового, так как сам вкладчик может получить кредит в сумме депозита без дополнительного обеспечения. В этом случае вклад является гарантией возврата ссуды.

Таким образом, за счет депозита на срок обслуживания коммерческие банки получают стабильный, долгосрочный дешевый кредитный ресурс, позволяющий им формировать высокую прибыль.

С позиций клиента банка данный депозит носит "принудительный" характер, потому что отвлекает средства из оборота на длительный срок и не приносит ему прямого дохода.

В условиях конкуренции этот депозит может применять только такой банк, который имеет возможность одновременно предложить клиенту удобные и льготные условия расчетно-кассового обслуживания или другие услуги. Эти услуги должны компенсировать вкладчику потери.

В банковской практике находят применение договоры, предусматривающие кредитование клиента на основе накопления денежных средств на депозитном счете. Банк гарантирует клиенту предоставление кредита в том случае, если он накопит и будет хранить некоторую сумму денежных средств в течение определенного срока.

Формирование средств на депозитном счете может происходить по возможности вкладчика или на основании плана накоплений, т.е. регулярных, согласованных с банком размере и периодичности внесения взносов.

Чем меньше разрыв между сформированными средствами на депозитном счете и величиной полученного кредита, тем меньший процент за выданную ссуду. Такая политика обоснована тем, что риск банка в своевременном погашении кредита снижается и достигается экономия кредитных ресурсов.

Важным направлением в деятельности коммерческих банков является оказание услуг по привлечению средств населения. Многие коммерческие банки используют не только традиционные виды вкладов и услуг, предлагая клиентам выгодные условия, но и применяют новые формы организации сбережений и привлечения средств граждан.

Например, один из видов банковской деятельности заключается в том, что предприятия перечисляют в банк заработную плату своих работников. Банк организует новый вид услуг - самокредитование клиентов. Это означает, что за счет сумм, хранящихся на текущих счетах, предприятия могут получить кредит по льготной ставке процента по ссуде.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12