рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Потребительское кредитование на примере ООО "Русфинанс банк" рефераты

Цель анализа платежеспособности клиента состоит в совместном с ним определении наиболее рациональных условий предоставления кредита в части его размера, сроков, организации погашения кредита.

Аналогичным порядком проводится анализ платежеспособности Поручителя Заемщика.

По данным, полученным в результате анализа документов, предъявленных Заемщиком и его Поручителем, определяется сумма доходов и расходов. На основании полученных данных анализируется возможность Заемщика осуществлять ежемесячные платежи в погашение основного долга и процентов, а Поручителя – осуществлять их в случае неплатежа основного Заемщика. Для этого:

―              определяется сумма ежемесячного платежа основного долга и процентов, которую должен осуществлять Заемщик по запрашиваемому кредиту;

―              рассматривается коэффициент кредитоспособности клиента, определяемый как отношение суммы ежемесячных выплат основного долга и процентов по нему к сумме среднемесячного чистого дохода клиента:


              МПС

Ккс = ------------- ; Ккс < = 0,24

                 Д


где МПС – сумма месячного платежа по кредиту;

Д – сумма месячного дохода.

Коэффициент определяет способность клиента осуществлять ежемесячные выплаты банку по кредитам. Величина коэффициента – не более 0,24.

―              рассчитывается коэффициент, определяющий долю вышеперечисленных расходов клиента, включая расходы по выплате кредита, в его доходах.


              МПС + МР

Кдр = --------------------- ; Кдр < = 0,50

                     Д


где МР – сумма месячных расходов Заемщика, кроме платежа по кредиту.

Коэффициент показывает степень влияния вышеперечисленных расходов и расходов по погашению кредита на бюджет клиента. Кредит предоставляется, если коэффициент не превышает 0,50.

При исчислении коэффициентов учитывается, что судебные органы, как правило, выносят решение взыскать по исполнительным листам суммы в размерах, не превышающих 50 % доходов граждан. Величина коэффициента кредитоспособности рассчитывается путем вычитания из 50 % оценочного удельного веса в доходах Заемщика таких постоянных расходов, как налоги, коммунальные платежи и другие расходы.

Принимая во внимание, что реально месячные доходы Заемщика лишь часть месячного дохода его семьи, а расходы, учитываемые при расчетах платежеспособности клиента, распределяются на всех членов семьи, доходы, приходящиеся на каждого работающего члена семьи, будут больше, а расходы – меньше, чем в вышеизложенном расчете. С другой стороны, расходы Заемщика на строительство, покупку, реконструкцию и ремонт жилого дома и других строений также нельзя рассматривать как его личные расходы, а только как общесемейные.

Для учета вышеизложенного учреждения банка могут использовать принцип семейного кредитования. Для этого – предоставлять кредиты Заемщикам только под Поручительство его супруги (супруга), так как за семью можно принять только двух человек – мужа и жену как реально ведущих семейное хозяйство.

При таком подходе один из членов семьи будет являться Заемщиком, а другой – его Поручителем. Оба они будут нести солидарную ответственность за своевременное и полное погашение кредита. Требование предоставления клиентом Поручительства жены (мужа) не создает дополнительных трудностей или неудобств для Заемщика, так как и без введения элементов семейного кредита поручительства Заемщикам, зачастую, предоставляют члены семьи.

В этом случае платежеспособность Заемщиков определяется следующим образом. Учитывая пропорциональное распределение месячных расходов на всю семью и увеличение доходной части семейного бюджета. Коэффициенты определяются исходя из общих сумм доходов и расходов Заемщика и его жены (мужа)[54].

При предоставлении ссуд индивидуальным Заемщикам, не имеющим семей, сохраняется существующий порядок и Заемщик должен отвечать требованиям банка в части своей платежеспособности (как и его Поручитель). При этом платежеспособность определяется отдельно по Заемщику и его Поручителю.

 

2.3 Совершенствование кредитования потребительских нужд населения


Система централизованного аккумулирования средств в бюджете государства в виде налоговых платежей призвана обеспечить выполнение государством своих функций. Формирование доходной части бюджета практически на 80 % состоит из налоговых платежей. Вследствие этого, перед государством постоянно стоит задача оптимизировать механизм привлечения налоговых платежей посредством разработки оптимальной системы ставок налогообложения, которая принесет наибольшее пополнение бюджета. Посредством системы налогообложения государство способно стимулировать или сдерживать развитие тех или иных отраслей материального и нематериального производства. У государства есть исключительная возможность воздействовать на определенные сферы общественного воспроизводства посредством установления дифференцированных ставок налогообложения. В частности, эффективность развития банковского сектора во многом зависит от оптимальности ставок налога. Особенно это касается тех банков, деятельность которых имеет макроэкономическое значение. Посредством установления дифференцированных ставок налогообложения активных операций банков, государство способно воздействовать на структуру активов. Снижение налогового бремени с тех операций банков, которые имеют общенациональное значение, обеспечит стимулирование вложений банков в эти операции. С другой стороны, предоставление налоговых льгот фактически приводит к недополучению бюджетом дополнительных налоговых поступлений[55]. В отдельно взятых случаях, предоставление налоговых льгот может привести к еще большему поступлению средств в бюджет. Налоговые льготы эффективны в узком смысле этого слова, если их задействование, при прочих равных условиях, приводит к увеличению налоговых поступлений по сравнению с базовой ситуацией[56]. При этом, соизмерение разновременных потерь и выгод должно осуществляться на основе принципа дисконтирования. В широком же смысле, эффективны, видимо, те налоговые льготы, которые приводят к повышению среднедушевого уровня потребления за длительный период (с дисконтированием во времени), хотя объем перераспределения доходов через бюджетную систему при этом может сокращаться[57].

Как показал анализ, предложение снизить ставку потребительского кредита приведет к недополучению платежей в бюджет. С другой стороны, приток выданных населению кредитных ресурсов в предприятия розничной торговли, в конечном счете, увеличат налоговые платежи, уплачиваемые торговыми предприятиями. Поскольку потребительский кредит, в основном, направляется на приобретение дорогостоящих предметов длительного пользования, можно рассчитать, какую сумму платежей в бюджет в виде налогов заплатят предприятия -производители указанных товаров в настоящем.[58]

Однако можно ли считать нецелесообразной снижение ставки кредитования за счет государственных источников, если расчетный вариант будет ниже базового варианта? Ответом на этот вопрос является подробное исследование влияния объемов кредитования на повышение уровня жизни населения. Для определения целесообразности, необходимо сравнить степень воздействия социальных программ на повышение уровня жизни населения и динамику уровня жизни населения, вызванную соответствующим увеличением объема кредитования. Если кредитование населения влечет повышение уровня жизни населения больше, чем социальные программы, проводимые за счет бюджетных средств, то к расчетному варианту, по крайней мере, нужно будет прибавить объем расходов на эти социальные программы[59].

Еще одним направлением совершенствования указанной методики расчета является определение потенциального круга заемщиков - физических лиц. Отличительной особенностью формирования доходов населения на современном этапе, как указывалось выше, является высокая дифференциация населения по доходам между различными квинтельными группами. Доходы представителей вполне достаточны для обслуживания потребительского кредита на существующих условиях. В связи с этим, рассмотренное снижение процентной ставки по потребительскому кредиту теряет свою актуальность, если льготная кредитная ставка будет применяться к заемщику. Поэтому, необходимо из общей численности населения выделить ту категорию населения, для которой снижение ставки по потребительскому кредиту окажет наибольшее влияние. Из общей совокупности заемщиков, необходимо определить категорию льготных заемщиков, к которым будут применяться льготные условия кредита. Иначе говоря, необходимо совершенствовать имеющуюся классификацию кредита по видам заемщиков[60].

В мировой банковской практике известны различные классификации кредитных отношений по видам индивидуальных заемщиков. Суть данной классификации заключается в том, что в зависимости от каждого вида заемщика, разрабатываются индивидуальные, наиболее приемлемые условия и порядок кредитования. Так, в зависимости от принадлежности клиента к определенной возрастной группе, социальному положению, уровню доходов, кредитоспособности и многих других факторов, разрабатываются дифференцированные условия кредита, заключающиеся в различии предельных сумм кредита, предельных сроков кредита, процентной ставки, методов взимания процентов и т.д.

В связи с этим необходимо совершенствовать классификацию заемщиков по потребительскому кредиту путем определения категории «льготных заемщиков», к которым будет применяться льготная ставка потребительского кредита[61].

Представляется целесообразным разработать критерии льготной категории заемщиков. Исходными данными должны быть следующие параметры:

• размер дохода;

• принадлежность к социальной группе;

• состав семьи;

• стабильность дохода.

Компенсирование снижения ставки по потребительскому кредиту за счет государственных источников должно использоваться не по всем видам заемщиков - физических лиц, а только по определенной группе заемщиков. В связи с этим представляется целесообразным совершенствовать существующие формы кредитных заявок с целью определения принадлежности заемщика к какой-либо социальной группе и возможности применения льготной ставки кредитования.

В целом, представленную в работе методику путем незначительных трансформаций, возможно применять при расчете недополученного дохода от снижения любых ставок от их текущих значений к расчетным, с последующим поиском источника погашения и расчета реального макроэкономического эффекта[62].

Проведенный комплексный анализ состояния кредитования потребительских нужд населения выявил ограниченность развития и недоступность банковского потребительского кредита для широких слоев населения Ограниченность развития обусловлена объективными причинами как со стороны банка, так и со стороны населения. С целью расширения кредитования населения, необходимо провести анализ этих факторов и выявить пути их устранения.

Факторы, сдерживающие расширение потребительского кредита представлены в таблице 4.


Таблица 4. Факторы, сдерживающие расширение потребительского кредита.


Факторы

Возможность устранения фактора

На уровне банка

На федеральном уровне

Законами

Программами






- большой кредитный риск

+


+++

- относительно меньшая доходность с большими затратами при кредитовании населения, чем при кредитовании юр. лиц

+++








- низкая платежеспособность населения

+


+ + +

- высокая цена кредита

+

+ + +


- низкий уровень банкоризации населения

+


+++


Правая часть выше представленной таблицы указывает на орган, способный устранить тот или иной фактор, сдерживающий развитие потребительского кредита. Причем некоторые факторы практически невозможно устранить только посредством банка или только вмешательством государства. Эффективное устранение этих факторов возможно только при содействии банка и государства. Однако роль банка или государства в зависимости от фактора приобретает большую или меньшую актуальность. Первостепенную роль банка или государства символизирует знак «+++», относительно меньшую роль - «+». Также необходимо указать на то, что существование факторов не является обособленным, то есть устранение одного фактора может привести к устранению ряда других факторов, а возможно и всех.[63]

Одним из наиболее существенных факторов, сдерживающих расширение кредитования населения со стороны банка, является больший, по сравнению с кредитованием юридических лиц, кредитный риск. Финансовое состояние семьи или индивидуального заемщика вследствие утраты работы или болезни может ухудшиться гораздо быстрее и непредсказуемо, чем финансовое положение предприятия. Отличительной особенностью потребительского кредита, как было упомянуто в предыдущих главах, является источник погашения - будущие личные доходы заемщика. Объем потребительского кредита и, что более важно, погашение кредита напрямую зависит от объема и вероятности получения доходов заемщиком. Если предоставление кредита юридическим лицам осуществляется на основе представленных бизнес - проектов, по которым можно четко рассчитать рентабельность использования кредита организацией и достаточность отдачи проекта для уплаты кредита, процентов, с остатком нормальной прибыли для организации, то вероятность погашения кредита населением является относительно меньшим, поскольку предоставленный кредит, по своей специфике, предназначен на потребление в настоящем, а не на вложение в какой-либо инвестиционный проект, по которому можно будет рассчитать вероятность погашения кредита. Стабильность политической системы, повышение уровня доходов большинства населения и, как следствие, повышение платежеспособности населения, все эти факторы, при их воплощении в реальность, поспособствуют снижению кредитного риска банка при кредитовании населения. Воплощение в реальность указанных факторов напрямую зависит от государства, и косвенно от банка. Роль государства заключается в обеспечении политической стабильности, повышения доверия населения к банковской системе, разработке социальных программ (не без участия Сбербанка России), призванных повысить доходы населения со всеми вытекающими положительными последствиями для расширения кредитования потребительских нужд населения.[64] Особый акцент государственной экономической политики должен быть сделан на формирование условий для повышения уровня доходов населения и сокращения степени социальной поляризации в обществе. Низкий уровень доходов населения, его высокая дифференциация по доходам, низкая доля сбережений в структуре использования доходов являются основными факторами, сдерживающими развитие потребительского кредита. Роль Сбербанка в повышении платежеспособности населения второстепенная, однако, косвенно банк может повлиять на повышение доходов населения. Суть данного предположения заключается в следующем:

- отличительная особенность ценообразования товаров и услуг большинства отечественных производителей заключается в том, что в конечной цене продажи товара или услуги - относительно низкий удельный вес заработной платы. То есть, при стоимости товара, например, 100 уе., на выплату заработной платы рабочим пойдет 18 - 20 у.е.. С целью повышения доходов населения, необходимо разработать комплекс мер по стимулированию и льготированию тех отраслей производства, в которых удельный вес заработной платы в цене товара выше. Роль Сбербанка России в данном случае при кредитовании юридических лиц будет заключаться в приоритетном кредитовании именно таких отраслей производства. Не испытывая недостатка в кредитных заявках со стороны производителей товаров и услуг Сбербанка России имеет выбор в кредитовании именно вышеуказанных производителей. Для сравнения можно привести пример ценообразования в экономически развитых странах. Так, в Германии удельный вес заработной платы в стоимости товара составляет 60 %, во Франции - 55 %, в Америке - 48%.[65]

Таким образом, устранение одного из главных факторов, препятствующих расширению кредитования населения со стороны банка - кредитного риска, возможно путем повышения платежеспособности населения, которое, в свою очередь, напрямую зависит от государства и косвенно - от банка самого, как кредитного института, владеющего огромными ресурсами и способного регулировать и стимулировать те отрасли производства, развитие которых повлияет на повышение доходов населения.[66]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6