рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Организация работы ЗАО "Агропромбанк" рефераты

Облигации – для привлечения заемного капитала КБ может выпускать собственные долговые обязательства – облигации –ценные бумаги, удостоверяющие отношение займа между владельцем облигации, т.е. кредитором, и банком, который выпустил облигации. Средства, мобилизованные банком на основе выпуска облигаций, считаются заемными в отличие от остатка денежных средств на счетах клиентов, которые в банковской практике называются привлеченными. При выпуске облигаций банк играет активную роль. Инициатива выпуска принадлежит ему. Все выпуски облигаций банками независимо от величины выпуска и количества инвесторов, подлежат обязательной государственной регистрации в ЦБ. Выпуск облигаций банком для привлечения заемных средств может иметь место лишь при условии полной оплаты всех выпущенных этим банком акций (если банк АО) или полной оплаты пайщиками своих долей в УФ банка.

Вексель – безусловное письменное долговое обязательство строго установленное законом формы, дающее его владельцу – векселедателю бесспорное право по наступлении срока требовать от должника уплаты, обозначенной векселем денежной суммы. Два основных вида векселя:

Простой – соловексель – письменный документ, содержащий простое и ничем не обусловленное обязательство векселедателя (должника) уплатить определенную сумму в определенный срок в определенном месте получателю средств или его приказу. Этот вексель выписывает сам должник и по существу он является его долговой распиской;

Переводной вексель – тратта – письменный документ, содержащий приказ векселедателя (кредитора) плательщику об уплате указанной в векселе денежной суммы третьему лицу или его приказу. Здесь участвуют минимум три лица: векселедатель (трассант) – выдающий вексель, плательщик (трассат) – к которому обращен приказ произвести платеж по векселю, векселедержатель (ремитент) – получатель платежа по векселю. Этот вексель должен быть обязательно акцептован плательщиком – трассатом и только после этого он приобретает силу исполнительного документа. Акцепт отмечается в левой части лицевой стороны векселя (акцептован, заплачу), должна быть подпись под словами плательщика. Вексель – строго формальный документ, имеет строгие реквизиты. В положении о простом и переводном векселе предусматривается, что платеж по акцептованному векселю может быть дополнительно гарантирован посредством выдачи поручительства – аваль. Такое поручительство дается третьим лицом. В странах СНГ, ПМР более надежные субъекты – банки, таким образом, в основном банки поручаются как за первоначального плательщика, так и за каждого другого обязанного по векселю лица.

Надпись аваль должна быть на лицевой стороне или на дополнительном листе – аллонж. Авалист и лицо, за которого он поручился, несут солидарную ответственность. Действующее законодательство предусматривает передачу векселя из рук в руки как орудие платежа с помощью передаточной надписи – индоссамента. Лицо, передающее вексель по индоссаменту, называется индоссантом. Лицо, получающее вексель – индоссат. К индоссату переходят все права и обязанности по векселю. Вексельное законодательство предусматривает инкассирование векселей банками, т.е. выполнение банками поручений векселедержателю по получению платежей по векселям в срок. В случае отказа от платежа по векселю вексель в срок предъявляется в нотариальную контору с описью, которая содержит такие данные, как подробное наименование и адрес векселедателя, срок платежа, сумма и др.

 

8.2 Операции по покупке-продаже ценных бумаг. Организация и отражение в учете операций по купле-продаже ценных бумаг по поручению клиента


Операция с ценными бумагами – законченное действие (ряд действий) с ценными бумагами или денежными средствами на фондовом рынке для достижения поставленных целей:

·          обеспечение финансовыми ресурсами деятельности субъекта операции, формирование и увеличение собственного капитала, привлечение заемного капитала, или ресурсов в их оборот. По своему экономическому назначению это пассивные операции, которые осуществляются через эмиссию ценных бумаг – эмиссионные операции;

·          вложения собственных и привлеченных финансовых ресурсов в фондовые активы субъектами операций от своего имени. По своему экономическому назначению это активные операции, которые осуществляются путем приобретения фондовых ценностей на фондовой бирже, в торговой системе на внебиржевом рынке – инвестиционные операции;

·          обеспечение обязательств субъекта операций перед клиентами в отношении ценных бумаг или обязательств клиента, обеспеченных ценными бумагами – клиентские операции.

Классификация ценных бумаг.

Классификация ценных бумаг должна проводится в двух направлениях — по видам и по назначению:

·По видам ценные бумаги классифицируются на долговые ценные бумаги и долевые ценные

·бумаги (акции) различных компаний.

Классификация ценных бумаг по назначению должна производится непосредственно при приобретении по одной из категорий:

·          - инвестиционные ценные бумаги;

·          - ценные бумаги, приобретенные для продажи.

Учет инвестиционных ценных бумаг.

Учет инвестиционных ценных бумаг производится на балансовых счетах класса I «Активы»:

1551 «Государственные ценные бумаги, купленные с инвестиционными целями»;

1552 «Инвестиционные ценные бумаги банков»;

1553 «Инвестиционные ценные бумаги юридических лиц»;

1554 «Ценные бумаги из портфеля банка, переданные в залог»;

1555 «Премия по инвестиционным ценным бумагам (выдержанным в портфеле банка до срока погашения);

1561 «Дисконты по инвестиционным ценным бумагам»;

1664 «Купленные проценты по ценным бумагам»; и класса DC «Внебалансовые счета»:

9217 «Инвестиционные ценные бумаги, приобретенные в портфель банка».

Учет ценных бумаг предназначенных для продажи.

Учет производится на балансовых счетах класса I «Активы:

1101 - «казначейские векселя облигации и другие гос ценных бумаг»

1102 - «ценные бумаги в банках»

1103 - «ценные бумаги ЮЛ»

1104 -«ценные бумаги, приобретенные по соглашению РЕПО»

1105 - «переоценка ценных бумаг приобретенных для продажи»

4706 - «контр - счет доходы (убытки) по переоценкам ценных бумаг»

9218 - «ценные бумаги, приобретенные для продажи в портфель банка»

 

8.3 Организация и учет залоговых и перезалоговых операций банков с ценными бумагами

Кроме залога ТМЦ банки практикуют выдачу ломбардных ссуд под залог ценных бумаг. Критерием качества ценных бумаг, с точки зрения приемлемости их для залога служат: возможность быстрой реализации и финансовое состояние выпускающей стороны. К предметам залога также относятся векселя (торговые и финансовые). Главное требование к торговому векселю, как к предмету залога, состоит в обязательности отражения реальной товарной сделки. Необходимо учитывать также срок платежа по векселю, который не может быть короче срока выдаваемой ссуды. Максимальная сумма кредита под залог векселя составляет 75-90 % стоимости обеспечения. Залог производится на условиях заклада с передачей на хранение банку заложенных ценных бумаг. Перед выдачей ссуды банк принимает во внимание факторы: качество ценных бумаг, возможность реализации их на вторичном рынке, платежеспособность организации, выпустивших ценные бумаги, наличие у ценных бумаг рыночной стоимости (котировка на фондовой бирже). Заключается договор на оказание трастовых услуг. Размер кредита – в определенном проценте от их залоговой стоимости и определяется степенью риска для банка по каждой ценной бумаге.

 

8.4 Специфика трастовых операций в банке


Трастовые (доверительные) операции – операции по управлению имуществом и выполнению других услуг по поручению и в интересах клиентов на правах его доверенного лица. Сущность операций в том, что доверенное лицо на основании заключенного между заинтересованными сторонами договора либо по завещанию приобретает соответствующие права и выступает распорядителями имущества, включая остатки средств на счетах банка. К таким операциям относятся: прием ценных бумаг на хранение, распоряжение имуществом по завещанию умершего в пользу наследника, временное управление имуществом несовершеннолетних или недееспособных лиц; вложение денег в недвижимость, хранение ценностей в сейфах банка, управление имуществом по доверенности.


8.5 Использование операций с ценными бумагами для регулирования ликвидности баланса КБ и его платежеспособности

Анализ операций банка с ценными бумагами проводится с позиции определения структуры операций кредитной организации с ценными бумагами и их доходностью. Доля и динамика вложений каждого вида ценных бумаг в портфеле инвестиций говорят о качестве инвестиционного портфеля. Высокая доля ГКО и казначейских обязательств в активах кредитной организации свидетельствует о ликвидности и стабильности баланса. Доля вложений в акции АО не должна превышать 5 % активов кредитной организации. Из каждого направления вложений в доходные ценные бумаги следует выделить долю реинвестированных дивидендов и доходов в общей сумме доходов от операций кредитной организации с ценными бумагами и в сумме доходов по отдельным вложениям. Далее следует выделить долю операций по отдельным направлениям деятельности динамики. Одним из показателей, влияющих на ликвидность баланса банка, является Норматив покупки ценных бумаг за счет средств, находящихся на счетах предприятия, организации, Республиканского и местного бюджета.

Глава 9. Организация и учет расчетных операций

 

9.1 Виды счетов и особенности их открытия, переоформления и закрытия в банке. Выписки к счетам клиентов, их содержание и порядок выдачи


Положение о безналичных расчетах регламентирует общие подходы к организации расчетов и единый документооборот в банках. Это положение основывается на принципах: свободы выбора предприятиями форм расчетов и закрепление их договором, невмешательство банка в договорные отношения предприятия. Согласно договору между банком и владельцем счета банк несет ответственность за несвоевременное или неправильное списание или зачисление средств со счета владельца. Владелец счета имеет право потребовать от банка уплаты штрафа в размере оговоренного в договоре за каждый день задержки платежа. Безналичные расчеты базируются на основных принципах: все предприятия обязаны хранить свои средства на счета в банке. Банк в свою очередь в зависимости от характера деятельности клиента открывает расчетный, текущий или валютный счет. Предприятия самостоятельно распоряжаются средствами, хранящимися на счете. Средства списываются со счета с согласия плательщика. Без согласия плательщика средства списываются на основе инкассовых распоряжений, учиненных судебными, арбитражными, финансовыми органами. Платежи по счету производятся в пределах наличия средств на счете либо за счет кредитов банков. Платежи одного предприятия за счет другого не допускаются. В расчетах между поставщиком и покупателем могут использоваться различные формы расчетов. Документооборот в банках организован в соответствии с положением об организации межбанковских расчетов ПМР. Все расчетные документы должны соответствовать требованию установленных стандартов и содержать установленные реквизиты. Расчетные документы принимаются банком к исполнению при наличии подписей должностных лиц, имеющих право распоряжаться счетом, соответствующих образцам подписей в карточках, представленных в банк. Расчетные документы по операциям, осуществляемым предпринимателем без образования юридического лица, принимаются к исполнению при наличии на них одной подписи (указанной в карточке) и без оттиска печати. Исправления, помарки, подчистки, использование чернил зеленого и красного цвета в расчетных документах не допускаются. Для осуществления операций по безналичным расчетам банки открывают своим клиентам текущие, валютные и другие счета.

Перечень документов, необходимых для открытия расчетного (текущего) счета: заявление об открытии счета по установленной форме (Приложение №13), документ о гос. регистрации предприятия, копия устава, нотариально заверенная, копия учредительного договора, заверенного нотариально, документ, подтверждающий полномочия директора и гл. бухгалтера, карточка с образцами подписей первых должностных лиц и оттиском печати (Приложение № 22), нотариально заверенных, справка о постановке на учет в налоговой инспекции, в Пенсионном фонде, регистрационная карточка органов статистики.

Открытие счета в банке сопровождается заключением между банком и клиентом договора о расчетно-кассовом обслуживании (Приложение №14).

Закрытие счета

Текущие счета юридических лиц закрываются по заявлению владельца счета, при изменении характера деятельности, связанной с утратой хотя бы одного из признаков, предусмотренных в уставе юридических лиц, по решению органа, создавшего предприятия, объединение, организацию или учреждение, при ликвидации записей по счету, за исключением учреждений, состоящих на бюджете, счета которых в этих случаях не закрываются.

Кредитная организация обязана за 10 дней письменно предупредить владельца о закрытия его счета. Порядок закрытия бюджетных счетов определяется Инструкцией ЦБ по кассовому исполнению бюджета.

Операции по текущим счетам могут быть приостановлены по решению Государственных налоговых органов. При переоформлении расчетных, текущих и других счетов резидентам в связи с реорганизацией предоставляются такие же документы, как и при создании юридических лиц. При ликвидации юридического лица представляется решение и подписание арбитражного суда о ликвидации юридического лица с указанием в нем срока действия и заверенная карточка с образцами подписей и оттиском печати ликвидационной комиссии. При передаче счета в другое учреждение банка одновременно передаются по описи все юридические документы по оформлению счета. Записи в лицевых счетах и выписки из них производятся одновременно по всем документам дня с выводом одной суммы остатка на следующий день исходя из оборотов за день и остатка на начало дня. Выписки из лицевых счетов для их достоверности заверяются оттиском штампа учреждения банка и подписью ответственного исполнителя. Выписки из лицевых счетов составляются на ЭВМ и штампом учреждением банка выписки не заверяются. Выписки из лицевых счетов выдаются клиентам в сроки, установленные по согласованию с владельцами счетов. По договоренности с клиентом выписки могут пересылаться им по почте.

По счетам, не действующим в рабочий день месяц выписки на первый день месяца не выдаются. При отсутствия движения по счету в течение месяца клиентам высылаются извещения о сумме остатка на первое число. На 1 января должны составляться все лицевые счета с выдачей клиентам выписок. По данным этих выписок клиенты должны представить банку в письменной форме подтверждение остатков лицевых счетов на конец отчетного года. По письменным заявлениям клиентов с разрешения руководителя учреждения банка им могут выдаваться в необходимых случаях дубликаты выписок из лицевых счетов. Заявление на получение дубликата подписывается лицами, уполномоченными распоряжаться счетом в банке.

9.2 Виды платежных инструментов (чеки, платежные поручения, платежные требования-поручения, инкассовые распоряжения, векселя и др.), требования к их содержанию, особенности, сфера применения, этапы документооборота


Платежное поручение (Приложение № 28) – поручение предприятия обслуживающему банку о перечислении определенной суммы со своего счета. Оно принимается в расчетах за товары, услуги, а также для предварительной оплаты товаров и услуг. Оно используется при расчетах по товарным операциям в следующих случаях:

§   за полученные товары и оказанные услуги при условии ссылки в поручении на номер и дату товарно-транспортного документа, подтверждающего поручение товара или услуг плательщика; для платежей в порядке предварительной оплаты при условии ссылки на номер договора или другого документа, в котором предусмотрена предварительная плата; для погашения кредиторской задолженности по товарным операциям; по товарным операциям по решениям суда и арбитражам; по арендной плате за помещения; платежи транспортным, коммунально-бытовым предприятиям за эксплуатационное обслуживание;

§   при нетоварных операциях: для платежей в бюджет, погашение банковских ссуд и процентов по ссудам, перечисление средств органам государственного страхования, перечисление взносов в УФ, для приобретения акций и других ценных бумаг, для оплаты пеней, штрафов, неустоек.

Платежное поручение используется только на территории одного государства. Оно принимается к исполнению работниками банка при наличии достаточных средств на счете плательщика. Сводное платежное поручение используется, когда возникают расчеты одновременно с несколькими поставщиками, которые обслуживаются в одном учреждении банка. Если плательщик и поставщик обслуживаются в одном учреждении банка, то платежное поручение предоставляется в трех экземплярах: первый – используют как мемориальный ордер и подшивается в документы дня банка плательщика, второй выдается поставщику вместе с выпиской, третий – плательщику вместе с выпиской. Если поставщик и плательщик обслуживаются в разных банках, то платежное поручение предоставляется в двух экземплярах: первый отправляется в банк поставщика через РКЦ, второй подшивается в документы дня плательщика.

При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика платежные поручения помещаются в картотеку №2, о чем банк извещает клиента (Приложение №30). При этом на лицевой стороне в правом верхнем углу всех экземпляров платежного поручения проставляется отметка в произвольной форме о помещении в картотеку с указанием даты. Оплата платежных поручений производится по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством. При частичной оплате платежного поручения банком используется платежный ордер (Приложение №29).

Платежное требование-поручение (Приложение №31) – требование получателя к плательщику оплатить определенную сумму денег через банк на основании направленных ему, отгрузочных документов о стоимости поставленной продукции, оказанных услуг и других платежей по договору. Платежные требования-поручения могут предъявляться получателем непосредственно плательщику или на инкассо в банк получателя.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11