Опыт и перспективы медицинского страхования в Российской Федерации
Хотелось бы выделить наиболее
общие проблемы, стоящих перед медицинским страхованием практически во всех
странах и анализ путей возможного решения этих проблем. К таким проблемам
относятся: проблема возрастания числа пожилых людей, т.е. "старение" населения;
самовозрастающая стоимость (опережающая инфляцию) медицинских услуг, что хотя и
является самостоятельной проблемой, но одновременно может рассматриваться и как
производная от первой.
Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования реализует государственную политику в области
обязательного медицинского страхования граждан как составной части
государственного социального страхования.
Федеральный фонд является
самостоятельным государственным некоммерческим финансовo-кредитным учреждением.
Федеральный фонд является
юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета
в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и других кредитных
организациях, печать со своим наименованием, штампы и бланки установленного
образца.
Полное официальное наименование
Федерального фонда - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования,
сокращенное наименование ФОМС.
Основными задачами Федерального
фонда являются:
финансовое обеспечение
установленных законодательством Российской Федерации прав граждан на
медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в
целях, предусмотренных Законом Российской Федерации "О медицинском
страховании граждан в Российской Федерации";
обеспечение финансовой
устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий
для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой
гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы
обязательного медицинского страхования;
аккумулирование финансовых
средств Федерального фонда для обеспечения финансовой стабильности системы
обязательного медицинского страхования.
В целях выполнения основных
задач Федеральный фонд:
1) осуществляет выравнивание
финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного
медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского
страхования;
2) разрабатывает и в
установленном порядке вносит предложения о размере взносов на обязательное
медицинское страхование;
3) осуществляет в соответствии с
установленным порядком аккумулирование финансовых средств Федерального фонда;
4) выделяет в установленном
порядке средства территориальным фондам обязательного медицинского страхования,
в том числе на безвозвратной и возвратной основе, для выполнения
территориальных программ обязательного медицинского страхования;
5) осуществляет совместно с
территориальными фондами обязательного медицинского страхования и органами
Государственной налоговой службы Российской Федерации контроль за своевременным
и полным перечислением страховых взносов (отчислений) в фонды обязательного
медицинского страхования;
6) осуществляет совместно с
территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроль за
рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного
медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий
и целевых проверок;
7) осуществляет в пределах своей
компетенции организационно-методическую деятельность по обеспечению
функционирования системы обязательного медицинского страхования;
8) вносит в установленном
порядке предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных
правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;
9) участвует в разработке
базовой программы обязательного медицинского страхования граждан;
10) осуществляет сбор и анализ
информации, в том числе о финансовых средствах системы обязательного
медицинского страхования, и представляет соответствующие материалы в
Правительство Российской Федерации;
11) организует в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации, подготовку специалистов для
системы обязательного медицинского страхования;
12) изучает и обобщает практику
применения нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского
страхования;
13) обеспечивает в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации, организацию
научно-исследовательских работ в области обязательного медицинского страхования;
14) участвует в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации, в международном
сотрудничестве по вопросам обязательного медицинского страхования;
15) ежегодно в установленном
порядке представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных
законов об утверждении бюджета Федерального фонда на соответствующий год и о
его исполнении;
16) осуществляет в соответствии
с законодательством Российской Федерации расходы на реализацию мер социальной
поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами.
Финансовые средства Федерального
фонда являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов, других
фондов и изъятию не подлежат.
Финансовые средства Федерального
фонда образуются за счет:
1) части страховых взносов (отчислений)
хозяйствующих субъектов и иных организаций на обязательное медицинское
страхование в размерах, устанавливаемых федеральным законом;
2) ассигнований из федерального
бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного
медицинского страхования;
3) добровольных взносов
юридических и физических лиц;
4) доходов от использования
временно свободных финансовых средств;
5) нормированного страхового
запаса Федерального фонда;
6) поступлений из иных
источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Страховые взносы (отчисления) в
Федеральный фонд перечисляются хозяйствующими субъектами и иными организациями
в соответствии с установленным порядком.
Временно свободные финансовые
средства Федерального фонда в целях защиты их от инфляции размещаются в
банковских депозитах и могут использоваться для приобретения высоколиквидных
государственных ценных бумаг.
Доходы от использования временно
свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса Федерального
фонда могут быть направлены на финансирование только тех мероприятий, которые
осуществляются в соответствии с задачами Федерального фонда, предусмотренными в
настоящем уставе.
Затраты на содержание
Федерального фонда, создание и поддержание его материально-технической базы
осуществляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели бюджетом
Федерального фонда.
Финансовые средства, не
израсходованные в истекшем году, изъятию не подлежат и при утверждении
ассигнований из федерального бюджета на следующий год не учитываются.
Имущество Федерального фонда
является федеральной собственностью и закрепляется за ним на праве оперативного
управления.
Имущество Федерального фонда
состоит из основных и оборотных средств, которые отражаются на балансе.
Федеральный фонд вправе осуществлять
приносящую доходы деятельность. Полученные от такой деятельности доходы, а
также доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении,
и приобретенное за счет этих доходов имущество в установленном порядке
поступают в распоряжение Федерального фонда, учитываются на балансе и
направляются для реализации уставных задач Федерального фонда.
Право оперативного управления
имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренном гражданским
законодательством Российской Федерации.
Федеральный фонд ежегодно
разрабатывает бюджет и отчет о его исполнении, которые по представлению
Правительства Российской Федерации утверждаются федеральным законом.
Управление Федеральным фондом
осуществляется коллегиальным органом - правлением и постоянно действующим
исполнительным органом - директором.
К компетенции правления
Федерального фонда относится решение следующих вопросов:
1) утверждение перспективных
планов работы Федерального фонда;
2) рассмотрение проектов бюджета
Федерального фонда и отчетов о его исполнении, утверждение годовых отчетов о
результатах деятельности Федерального фонда;
3) определение направлений и
порядка использования доходов Федерального фонда, в том числе полученных от
использования временно свободных средств и нормированного страхового запаса, а
также порядка покрытия убытков;
4) утверждение порядка
направления финансовых средств на выравнивание финансовых условий деятельности
территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой
программы обязательного медицинского страхования, на выполнение целевых
программ по оказанию медицинской помощи по обязательному медицинскому
страхованию;
5) рассмотрение проектов базовой
программы обязательного медицинского страхования и предложений о тарифе взносов
на обязательное медицинское страхование;
6) рассмотрение разрабатываемых
Федеральным фондом проектов нормативных актов по совершенствованию системы
обязательного медицинского страхования;
7) принятие решений о внесении в
установленном порядке предложений по определению норматива средств на
содержание Федерального фонда, о рекомендациях по определению норматива средств
на содержание территориальных фондов обязательного медицинского страхования и
страховых медицинских организаций;
8) формирование ревизионной
комиссии.
Состав правления Федерального
фонда в количестве 11 человек утверждается Правительством Российской Федерации.
Срок полномочий правления 3 года.
Правление возглавляет
председатель. Председатель правления имеет одного заместителя. Председатель
правления и его заместитель избираются правлением Федерального фонда. В состав
правления входит по должности директор Федерального фонда.
В состав правления могут входить
представители федеральных органов законодательной и исполнительной власти и
общественных объединений.
Федеральные органы
законодательной и исполнительной власти и общественные объединения до истечения
срока полномочий правления вправе внести в Правительство Российской Федерации
предложения о замене кандидатур, ранее внесенных и утвержденных Правительством
Российской Федерации в качестве членов правления.
Заседание правления считается
правомочным, если в нем участвуют не менее двух третей членов правления.
Решение правления принимается
простым большинством голосов присутствующих на заседании членов правления.
Заседания правления проводятся
не реже одного раза в 3 месяца.
Директор Федерального фонда
назначается на должность и освобождается от должности Правительством Российской
Федерации.
Первый заместитель директора
Федерального фонда назначается на должность и освобождается от должности
Правительством Российской Федерации.
Директор Федерального фонда
осуществляет руководство текущей деятельностью, несет персональную
ответственность за ее результаты и подотчетен правлению Федерального фонда.
Директор Федерального фонда:
1) действует от имени
Федерального фонда без доверенности;
2) распоряжается имуществом
Федерального фонда;
3) заключает договоры, в том
числе трудовые;
4) открывает расчетный и другие
счета;
5) утверждает по согласованию с
правлением структуру, штатное расписание и смету расходов Федерального фонда;
6) издает приказы и дает
указания, обязательные для исполнения всеми работниками Федерального фонда;
7) по согласованию с правлением
представляет в установленном порядке в Правительство Российской Федерации
проекты федеральных законов о бюджете Федерального фонда и о его исполнении;
8) по вопросам, относящимся к
компетенции Федерального фонда, утверждает нормативно-методические документы,
обязательные для исполнения территориальными фондами обязательного медицинского
страхования и страховыми медицинскими организациями, входящими в систему
обязательного медицинского страхования;
9) использует для выполнения
задач, стоящих перед Федеральным фондом, финансовые средства в пределах
утвержденных бюджета и сметы расходов;
10) принимает на работу и
увольняет работников в соответствии с трудовым законодательством Российской
Федерации;
11) организует учет и отчетность
Федерального фонда.
Директор решает все вопросы
деятельности Федерального фонда, кроме тех, которые входят в исключительную
компетенцию правления.
22. Работники Федерального фонда
по размеру оплаты труда, условиям медицинского и бытового обслуживания
приравниваются к работникам федеральных органов исполнительной власти.
Контроль за деятельностью
Федерального фонда осуществляет ревизионная комиссия.
Правление Федерального фонда по
мере необходимости, но не реже одного раза в год, назначает аудиторскую
проверку деятельности Федерального фонда, осуществляемую специализированной
организацией, имеющей соответствующую лицензию. Отчет о результатах этой
проверки представляется в Правительство Российской Федерации.
Ликвидация и реорганизация
Федерального фонда осуществляется в случае принятия соответствующего
федерального закона и проводится в соответствии с гражданским законодательством
Российской Федерации.
Документы постоянного хранения
Федерального фонда в случае его ликвидации передаются на государственное
хранение в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Территориальный фонд обязательного
медицинского страхования создается Верховным Советом республики в составе
Российской Федерации и правительством республики в составе Российской
Федерации, Советом народных депутатов и администрацией автономной области,
автономного округа, края, области, города Москвы, города Санкт-Петербурга для
реализации государственной политики в области обязательного медицинского
страхования как составной части государственного социального страхования.
Территориальный фонд является
самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением.
Территориальный фонд является
юридическим лицом, осуществляет свою деятельность в соответствии с
законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.
Территориальный фонд подотчетен
соответствующим органам представительной и исполнительной власти.
Основными задачами
Территориального фонда являются:
1) обеспечение реализации Закона
Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской
Федерации";
2) обеспечение предусмотренных
законодательством Российской Федерации прав граждан в системе обязательного
медицинского страхования;
3) обеспечение всеобщности
обязательного медицинского страхования граждан;
4) достижение социальной
справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного медицинского
страхования;
5) обеспечение финансовой
устойчивости системы обязательного медицинского страхования.
Функции Территориального фонда
аккумулирует финансовые средства
Территориального фонда на обязательное медицинское страхование граждан;
осуществляет
финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми
медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии (далее - страховщиками),
заключившими договоры обязательного медицинского страхования по дифференцированным
подушевым нормативам, устанавливаемым правлением Территориального фонда;
осуществляет
финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного
медицинского страхования;
выравнивает
финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного
медицинского страхования;
предоставляет кредиты, в том
числе на льготных условиях, страховщикам при обоснованной нехватке у них
финансовых средств;
накапливает
финансовые резервы для обеспечения устойчивости системы обязательного
медицинского страхования;
разрабатывает
правила обязательного медицинского страхования граждан на соответствующей
территории;
осуществляет
контроль за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на
обязательное медицинское страхование граждан;
согласовывает
совместно с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими
ассоциациями тарификацию стоимости медицинской помощи, территориальную программу
обязательного медицинского страхования населения и вносит предложения о
финансовых ресурсах, необходимых для ее осуществления;
вносит
предложения о страховом тарифе взносов на обязательное медицинское страхование;
согласовывает
с органами государственного управления, местной администрацией,
профессиональными медицинскими ассоциациями, страховщиками тарифы на
медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию;
осуществляет взаимодействие с
Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и другими
территориальными фондами обязательного медицинского страхования;
предоставляет Федеральному фонду
обязательного медицинского страхования информацию о финансовых ресурсах системы
обязательного медицинского страхования и другую информацию в пределах своей
компетенции;
проводит разъяснительную работу
по вопросам, относящимся к компетенции Территориального фонда;
осуществляет другие мероприятия
по организации обязательного медицинского страхования граждан.
Финансовые средства
Территориального фонда находятся в государственной собственности Российской
Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Финансовые средства
Территориального фонда образуются за счет:
1) части страховых взносов
предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов, независимо
от форм собственности, на обязательное медицинское страхование в размерах,
устанавливаемых Верховным Советом Российской Федерации, а также средств,
предусматриваемых органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах на
обязательное медицинское страхование неработающего населения;
2) доходов,
получаемых от использования временно свободных финансовых средств и
нормированного страхового запаса финансовых средств Территориального фонда;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|