Основное правило банков в данном случае - не полагаться на погашение кредитов за счет реализации активов заемщика или направления на эти цели всех полученных доходов или прибыли. Предпочтительнее осуществлять консервативный приемлемый денежный поток наличности для того, чтобы проверить способность заемщика управлять обременительными долгами. Таким образом, выбор и использование методов кредитного регулирования при планировании ссудных операций должно охватывать следующие аспекты: элементы правового регулирования; специализацию банка; ресурсную базу; степень допустимого риска; структуру кредитного портфеля; структуру обязательств по срокам. Организация осуществления ссудных операций должна включать процедуры кредитования, которые могут быть изложены в руководстве по кредитной политике и в инструкциях для различных подразделений банка. Порядок предоставления кредита предусматривает следующие процедуры: обработку заявки на кредит; кредитный анализ; одобрение кредита; оформление кредитного дела; перечисление ссуженных денежных средств заемщику; наблюдение за кредитом. В качестве примера можно привести Положение о кредитовании в АБ Капитал (Приложение 4). В этом документе определены общие принципы кредитования, которыми должны руководствоваться кредитные работники банка при решении вопросов о предоставлении кредита. Данное положение должно содержать также и вопросы, которые касаются снижения риска при кредитовании. Контроль за ссудными операциями. Одной из главных задач банка является активная работа по наблюдению за кредитом с целью управления им. Известно, что хорошее управление не устранит проблемность кредита, но нередко хорошие кредиты могут стать проблемными в случае неэффективной работы с ними после их выдачи. Наблюдение проводится банком для того, чтобы иметь достоверную и оперативную информацию об изменении финансового положения заемщика, а также о выполнении заемщиком условий кредитного договора. При эффективном наблюдении банк может на ранней стадии выявить признаки затруднений у заемщика с погашением кредита. Раннее выявление аналогичных проблем позволяет банку, активизировав корректирующие действия, максимально снизить убытки. Особенно значимым моментом контроля за кредитом является соблюдение договорных сроков его возврата, величины погашения процентов, коэффициентов финансовой отчетности заемщика, качества гарантии. Раз в год или чаще банк должен проводить кредитные обзоры, суть которых состоит в пересмотре взаимоотношений с клиентом. На практике такие обзоры по каждому конкретному клиенту осуществляет ответственный за это сотрудник кредитного отдела. В процессе такого обзора сотрудник анализирует финансовое состояние заемщика на протяжении определенного времени и выявляет тенденции его развития. Изучаются прошлые и будущие возможности заемщика по обслуживанию своего долга, положение заемщика на том рынке, где он работает. В результате анализа такого рода информации становится понятно, каким именно образом банку следует продолжать развивать деловое сотрудничество с тем или иным клиентом. По результатам обзора банк решает, продолжать ли проведение данного рода кредитных операций с конкретным клиентом, вводить ли другие кредитные операции или вообще их прекратить. Деловое сотрудничество банка с клиентом подразумевает и то, что банк должен быть в курсе всех планов развития клиента, всех его финансовых потребностей и всех происходящих с клиентом изменений. Обладание полной информацией о клиенте необходимо для сохранения надежных клиентов и для защиты банка от недобросовестных заемщиков. Мотивация кредитного персонала имеет своей целью активизировать деятельность сотрудников банка для достижения поставленных перед ним задач. Для этого осуществляется экономическое и моральное стимулирование сотрудников, и создаются условия для их профессионального развития. Каждый банк определяет индивидуально для себя способы мотивации кредитного персонала. Стимулирование кредитных работников может быть увязано с качеством формируемого портфеля кредитов, трудовыми затратами, проявлением инициативы и т. д. Координация взаимодействия ссудных операций со всеми операциями банка. Выполнение данной функции проявляется в соблюдении принципа ликвидности для конкретного кредитного портфеля банка, а также в формировании портфеля кредитов. Банковский менеджмент можно рассматривать с различных точек зрения, исходя из того, что в международной практике существуют три концепции коммерческого банка: банк как портфель или баланс; банк как информационный процессор; банк как фирма финансовых услуг. В нашей стране наиболее распространен подход к процессу управления банком, рассматривающий банк как фирму финансовых услуг, в основном трех видов: трансакционные услуги (т.е. расчетные), портфельные услуги (выдача займов и прием депозитов), услуги по сбору и обработке информации. Ссудные операции банка включаются в состав портфельных услуг банка, и управление ссудными операциями является частью процесса управления всеми портфельными услугами банка. Нередко финансовое положение кредитных институтов, рыночные факторы (изменение стоимости активов, находящихся в портфеле, неблагоприятная валютная структура активов и др.), а также желание получить дополнительную прибыль от арбитража кредитных активов побуждают банки проводить операции по обмену активами на третьих заемщиков, обмену взаимной задолженности и на выкуп собственной задолженности против реализации части кредитного портфеля, что также является одним из методов регулирования кредитных операций. Обменная сделка своп проводится участниками исходя из номинала обмениваемых активов по их рыночной стоимости. Поскольку различные активы имеют неодинаковые котировки, возникает несоответствие между рыночной стоимостью обмениваемых активов. Указанное несоответствие компенсируется путем перевода тем участником сделки, который приобретает актив с большей рыночной стоимостью, средств в ликвидной форме в пользу контрагента. Таким образом, участники операции регулируют свой кредитный портфель без дополнительного убытка или прибыли. Например, банк А реализует свой кредитный актив на заемщика X на сумму 1 млн. рублей против кредитного актива банка Б на заемщика У на сумму 900 тыс. рублей. Рыночная стоимость принадлежащего банку А актива составляет 40 % от номинала, а рыночная стоимость актива банка Б - 50 % от номинала. Таким образом, в момент совершения операции банк А переведет банку Б сумму, рассчитываемую по следующей формуле: ПК = Ст.1 - Ст.2, где: ПК - наличный компонент сделки; Ст. 1 - рыночная стоимость переуступаемого актива; Ст. 2 - рыночная стоимость выкупаемою актива. В нашем примере подлежащая переводу в пользу банка Б сумма составит 50 тыс. рублей. Наиболее часто встречаемым вариантом управления кредитными активами является операция их обмена. Технически это две независимые друг от друга сделки по переуступке одним кредитным институтом какого-либо актива другому кредитному институту при встречном выкупе согласованного актива контрагента. Самостоятельность каждой операции проявляется в подписании двух сделок купли-продажи. При этом соглашения между сторонами практически зеркальны, поскольку реально в текстах меняются местами только наименование продавца и покупателя активов. Различия наиболее отчетливо выявляются в приложениях, в которых фиксируются платежные инструкции двух сторон, а также детали объектов соглашения (активов). В тех случаях, когда обмену подлежат разновалютные активы, скрытая конверсия валюты актива, равно как и скрытое регулирование сторонами валютной структуры кредитного портфеля, видно только из приложений. Поскольку обмен активами осуществляется по их реальной рыночной стоимости, покупатель в момент совершения сделки кредитует счет «НОСТРО» и переводит на счет продавца эквивалентную сумму с одновременным отражением выкупленного актива по дебету счета «Кредиты предоставленные». При продаже своего актива его держатель дебетует счет «НОСТРО» и кредитует счет - «Кредиты предоставленные» Вместе с тем, активы, участвующие в сделке, никогда не соответствуют друг другу по рыночной стоимости. Поэтому для балансовой эквивалентности обмена сторона, предоставившая к выкупу актив по более низкой рыночной стоимости, осуществляет перевод наличного компонента сделки, оформляя бухгалтерский перевод следующим образом - дебет счета «Расчеты по платежам наличного компонента по операциям обмена кредитными активами» кредит счета «НОСТРО». Получатель зачисляет поступившую сумму в дебет счета «НОСТРО» при одновременном кредитовании счета «Расчеты по платежам наличного компонента по операциям обмена кредитными активами». В конце финансового года средства с указанного счета относятся на резервы или на счет прибылей и убытков. Операция по обмену кредитными активами предусматривает обязательный обмен контрагентами дубликатами всей имеющейся в их распоряжении кредитной и иной документации по соответствующим активам. В целях сокращения имеющейся задолженности, снижения издержек по обслуживанию привлеченных ресурсов и регулирования своего кредитного портфеля банк может предложить контрагенту провести обоюдный обмен задолженностью. Указанная операция не может рассматриваться как .зачет взаимных денежных требований, поскольку осуществляется не по номиналу, а на основании рыночной цены обязательств контрагентов. Взаимозачет является санационной сделкой, т.е. после проведения зачета балансы контрагентов показывают НЕТТО-сальдо обязательств и контртребований. Операция по обмену задолженностью представляет собой взаимный выкуп контрагентами обязательств с уплатой наличного компонента стороной, представившей к операции меньшую сумму, взвешенную по рыночной стоимости. Оформление сделки производится аналогично операции по обмену активами с той лишь разницей, что объектом соглашения является частичное урегулирование двусторонних взаимоотношений. Несмотря на большую внешнюю схожесть соглашений по обмену активами и задолженностью, бухгалтерское оформление их значительно разнится. При обмене задолженностью каждый из контрагентов дебетует свой счет «НОСТРО» и кредитует счет «Кредиты предоставленные» на сумму реализованного актива. Второй проводкой стороны закрывают «свои кредитные обязательства (кредит счета «НОСТРО» - дебет счета «Кредиты привлеченные»). Одновременно плательщик дебетует на сумму наличного компонента счет соответствующих расходов при отражении платежа по кредиту счета «НОСТРО». Получатель средств оформляет поступление средств по дебету счета «НОСТРО» с их зачислением в кредит счета «Расчеты по платежам наличного компонента по операциям по выкупу задолженности». Таким образом, мы рассмотрели различные формы и методы управления кредитными операциями, которые позволяют банку поддерживать ликвидность баланса, вести наименее рискованную кредитную политику, а также максимизировать получение прибыли от проведения ссудных операций. 3.2. Управление кредитными рискамиИсходя из существования специфических банковских рисков, имеющих в известной степени императивный характер, банки должны проводить четкую политику управления этими рисками и поддержания стабильности. Императивность банковских рисков как одна из их основных характеристик следует из возможности банка в случае неоправданно высокой степени риска по какой-либо сделке отказаться от ее проведения, т.е. уклониться от принятия на себя соответствующих рисков. Кроме того существование систем управления банковскими рисками предполагает наличие определенного инструментария, позволяющего осуществлять минимизацию рисков сообразно целям банка. Отправной точкой минимизации этих рисков является определение взаимосвязи различных мероприятий, имеющее большое значение для принятия соответствующих решений. Кроме того, вследствие невозможности полного исключения неопределенности при принятии управленческих решений требуется проведение дополнительных стратегических мер по управлению рисками. При этом различаются два основных пункта в постановке задачи: 1. воспрепятствование реализации возможных рисков; 2. заблаговременная подготовка к реализации неизбежных рисков. Эти задачи решаются, во-первых, путем осуществления активных мероприятий по управлению рисками через воздействие на их отдельные категории. Во-вторых, в случае реализации рисков, путем создания резервов ликвидности и собственного капитала. Выделяемые в западной литературе стратегии и методы управления банковскими рисками могут иметь различное содержание в зависимости от типа контролируемого риска. Однако в основу любой стратегии заложен единый принцип, позволяющий составить универсальную схему основных стратегий управления кредитными рисками в банке. Заметим, что данные методы управления могут быть применимы и к другим видам банковских рисков. Разберем основные методы активной политики управления банковскими рисками. Это: 1. избежание или уклонение от риска; Полное избежание риска кредитных операций не представляется возможным, так как это привело бы к тому, что банки вообще не выдавали бы кредитов. Но в отдельных случаях существует возможность отклонения заявки конкретного клиента на кредит и, таким образом, избежания возникновения отдельной сопряженной со значительным риском кредитной позиции, что и имеет место в практике. 2. сокращение риска путем: а) предварительной оценки рисков; Вероятность непогашения кредита и процентов по нему банки пытаются снизить путем строгой проверки платежеспособности клиента. Задачей проверки платежеспособности является определение дееспособности и кредитоспособности заемщика на основе сбора, обработки и анализа доступной информации. Целью проверки кредитоспособности служит выяснение экономического положения заемщика, т.е. его способности выполнить обязательства по кредиту. Ставшие возможными в результате быстрого развития в сфере информационных технологий, а также основанные на успехах в области техники обработки информации (достаточно назвать такую тему исследований как «искусственный интеллект») управленческие информационные системы, называемые также экспертными системами, пользуются на сегодняшний день с большей популярностью в качестве одного из инструментов проверки кредитоспособности. Экспертная система может предоставить каждому отдельному кредитному работнику конкретные данные по определенной тематике и методические указания по общим и специфическим правилам решения проблемы, базируясь на знаниях многих экспертов. б) перекладывание рисков на контрагента; Перекладывание взвешенных индивидуальных рисков неплатежеспособности по кредитам возможно в первую очередь путем получения от заемщика достаточного обеспечения, а также заключения договора о страховании кредита. Для улучшения своего положения относительно существующих рисков банки обычно требуют от заемщика предоставления (дополнительного) обеспечения, так как несмотря на проверку кредитоспособности риск неплатежеспособности не может быть исключен полностью. Особенно при долгосрочных кредитах, которые в момент принятия решения о выдаче кредита предполагают осуществление долгосрочных и связанных таким образом с неопределенностью прогнозов относительно платежеспособности заемщика, обеспеченность кредита просто необходима. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 |