рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Кредитная политика банка рефераты

доступны средства

по депозиту

 

х

Чистые

инвестируемые

 (используемые) средства

 


Попробуем разобрать данный метод на примере. Предположим, что клиент имеет средний остаток по депозиту за данный месяц в размере 1 125 000 руб. На операции по чекам приходится 125 000 руб., чистая сумма инкассированных средств составляет 1 млн. руб. Соответствующий норматив резервирования составляет 22%. После переговоров с клиентом банк принял ре­шение о предоставлении ему кредита в размере прибыли на его депозит, исхо­дя из средней ставки по коротким ГКО в 35%. В данном случае чистые используемые (инве­стируемые) средства клиента и кредит на сумму прибыли будут составлять:

Чистые используемые

(инвестируемые)

средства для банка



= 1 125 000 - 125 000 – 22/100 х 1 000 000 =

= 780 000 руб.

 

Размер кредита

на сумму прибыли

для данного клиента

= 35% х 1/12 х 780 000 = 22 750 руб.


Таким образом, после расчета всех доходов и расходов от всех сделок бан­ка с данным клиентом банк предоставит ему кредит порядка 22 750 руб., ко­торые банк получил в прошлом месяце от инвестирования депозитов клиента в доходные активы.

Анализ доходности клиента за рубежом в послед­ние годы становился все более сложным и всеобъемлющим. Была разработана подробная бухгалтерская отчетность по источникам доходов и расходов от об­служивания каждого крупного клиента. Зачастую подобный анализ включал консолидированные данные по самому заемщику, его дочерним фирмам, круп­нейшим акционерам и верхнему эшелону руководства для того, чтобы управля­ющие банком могли иметь цельное представление относительно всех взаимоот­ношений банка с клиентом. Подобный консолидированный отчет может опре­делять, насколько убытки по обслуживанию одного счета компенсируются при­былью по другому счету, что составляет общую картину взаимоотношений с данным клиентом. Автоматизированные системы анализа доходности клиента позволяют кредиторам рассчитать альтернативные сценарии установления ста­вок по кредитам и депозитам для выявления оптимального для банка и клиен­та уровня ставок. Анализ доходности может также использоваться для идентификации наиболее прибыльных клиентов и кредитов и наиболее успешно работающих кредитных инспекторов.

Были рассмотрены варианты построения процентных ставок при выдаче кредита предприятиям и организациям. С точки зрения доходности банку выгоднее использовать правильно установленную сложную ставку. Но проблемой является недостаток информации по выгодности этой ставки у заемщиков, да и у самого банка. Например, АБ Капитал использовал такую ставку только при привлечении средств населения, то есть в пассивных операциях. Кроме этого, существует несколько видов построения простых ставок, которыми банк может варьировать кредитные риски, используя их с разными категориями заемщиков.

2.3. Анализ кредитоспособности клиента

Одним из наиболее важных и сложных вопросов, связанных с кредитованием, является вопрос изучения кредитоспособности заемщика. Поэтому в данной работе мне хотелось бы показать на практическом примере процесс анализа заявок на кредиты от двух потенциальных заемщиков – торговой фирмы А и промышленной фирмы Б.

Сначала на основании предоставленных балансов и Приложений к ним «Отчет о прибылях и убытках» (Форма 2) составим Агрегированные балансы и формы отчета о прибы­лях и убытках для приведения в удобную для анализа данных форму. После обработки данных получим результаты, показанные в таблицах 2.3.1 и 2.3.2. По полученным данным можно подвести уже некоторые итоги. Фирма А характеризуется более высокой суммой оборотных средств по сравнению с фирмой Б (5826 тыс. руб. против 943 тыс. руб.), но меньшим наличием ос­новного капитала (206 тыс. руб. у А против 1304 тыс. руб. у Б). В то же время у фирмы А большие показатели кредиторской и дебиторской задолжен­ности, что снижает уровень финансовой устойчивости предприятия. Фирма А имеет большую ссудную задолженность перед другим банком, что может уже насторожить кредитного инспектора. Ему следует свя­заться с другим банком и поинтересоваться о кредитной истории фирмы А в кредитном управлении этого банка.


Таблица 2.3.1.

Агрегированный баланс предприятия-заемщика

 

Агрегат

Статья баланса

Фирма А

Фирма Б


А1


А2

АЗ


А4

А5

А6


А6*

А7

А8


А9




П1


П2


П2*

П3


П3*

П4

П5


П6

П7

П8

П9

П10

П11

АКТИВЫ

Оборотные активы – всего

В том числе:

Денежные средства

Расчеты и прочие текущие активы – всего

Из них:

Расчеты с дебиторами в течение 12 месяцев

Товарно-материальные запасы (ТМЗ)

Прочие текущие активы

В том числе:

Краткосрочные ценные бумаги

Основной капитал

Иммобилизованные активы

В том числе:

Убытки

БАЛАНС (А1+А7+А8)

ПАССИВЫ

Обязательства – всего

В том числе:

Долгосрочные обязательства

Из них:

Долгосрочные кредиты банков

Краткосрочные обязательства

Из них:

Краткосрочные кредиты банков

Прочие обязательства

Собственный капитал

В том числе:

Уставный капитал

Резервный капитал

Прочие фонды

Нераспределенная прибыль прошлых лет

Нераспределенная прибыль отчетного года

Добавочный капитал

БАЛАНС (П1+П6)

 

5826

 

22

5804

 

4122

1634

0

 

0

203

18010

 

0

24039

 

 

8197

 

0

 

0

8197

 

1600

0

15840

 

417

0

15340

0

0

83

8614

 

943

 

304

290

 

94

603

0

 

0

1304

50

 

0

2297

 

 

387

 

0

 

0

364

 

80

0

1860

 

1600

16

260

0

7

0

1987



Таблица 2.3.2.

Агрегированные показатели отчета о

прибылях и убытках (форма № 2)

Агрегат

Статья

Фирма А

Фирма Б

П12

П13


П14

П15

П16

П17

Выручка от реализации

Затраты на производство реализованной продукции

Собственный капитал - нетто П6-(А8+П12)

Отвлеченные из прибыли средства

Прибыль (убыток) отчетного периода

Брутто-доходы

335

 

168

-17928

5

30

335

4136,6

 

2524

-2586,6

1658

706,6

4138,6


В целом можно сказать, что полученные данные хорошо характери­зуют вид деятельности потенциальных заемщиков. Наличие собствен­ного капитала и меньшая сумма оборотных средств характеризуют про­мышленное предприятие, а относительно малое наличие собственного капитала и большая сумма оборотных средств - торгово-закупочную организацию, что соответствует заявленной уставной деятельности этих предприятий.

Затем определим показатели пяти групп коэффициентов:

Коэффи­циенты финансового левереджа, то есть показатели, характеризую­щие отношение собственного и заемного капитала у предприятий. После небольших расчетов по формулам, описанным в Главе 1 мы полу­чим следующие данные (Табл. 2.3.3.):

Таблица 2.3.3.

Коэффициенты финансового левереджа


Коэффициент

Фирма А

Фирма Б

Оптимум

К1 – коэффициент автономии

Экономическое содержание: независимость от внешних источников финансирования

0,6589

0,8098

К2 – коэффициент мобильности средств

Экономическое содержание: потенциальная возможность превратить активы в ликвидные средства

0,3199

0,6965

К3 – коэффициент маневренности средств (чистая мобильность)

Экономическое содержание: реальная возможность превратить активы в ликвидные средства

-0,4070

0,6140

К4 – отношение собственного капитала к общей задолженности

Экономическое содержание: обеспечение кредиторской задолженности собственным капиталом

1,9324

5,1099

К5 – коэффициент обеспеченности собственными средствами

Экономическое содержание: наличие собственных оборотных средств у предприятия

-0,4073

0,5366


На основании полученных данных можно сделать следующие выводы: по полученным данным более надежным является положение фирмы Б, так как она выдерживает все показатели, и доля заемных средств состав­ляет меньше половины средств предприятия. А значение отношения собственного капитала к общей задолженности превышает опти­мальный показатель в 5 раз. Практически противоположная ситуация у другого потенциального заемщика - фирмы А. Из всех показателей удовлетворяют условиям только два - отношение собственного капи­тала к кредиторской задолженности и коэффициент автономии. Это также подтверждает занятие определенным видом деятельности. Следующими рассмотрим коэффициенты прибыльности (Табл. 2.3.4):

Таблица 2.3.4.

Коэффициенты прибыльности

Коэффициент

Фирма А

Фирма Б

К9 – коэффициент рентабельности выручки от реализации

Экономическое содержание: рентабельность продаж

0,0896

0,1708

К10 – коэффициент рентабельности общего капитала

Экономическое содержание: рентабельность общего капитала

0,0012

0,3076

К11 – коэффициент рентабельности акционерного капитала

Экономическое содержание: рентабельность акционерного капитала

0,0019

0,3799

К12 – отношение отвлеченных из прибыли средств к балансовой прибыли

Экономическое содержание: способность самофинансирования

0,1667

2,3464


По данным показателям предпочтительней положение фирмы Б. В дан­ном примере мы не можем проследить за динамикой изменения данных показателей, что могло бы рассказать об изменениях в деятельнос­ти фирм, но и в данном случае в сочетании с показателями финансо­вого левереджа мы можем говорить о более устойчивом положении фирмы Б.

Теперь перейдем к определению и изучению взаимосвязанных показа­телей ликвидности и оборачиваемости. До этого еще раз обратимся к агрегированным балансам предприятий и для начала определим клас­сы ликвидных активов предприятий. Фирма Б имеет большую сумму ликвидных активов 1-го класса (денежные средства) (304 тр против 22 тр), но уступает фирме А в сумме ликвидных активов 2-го (к/с дебиторская задолженность) и 3-го (ТМЗ) классов (94 и 603 против 4122 и 1634 соответственно). Коэффициенты ликвидности и покажут нам, насколько покрывают эти ликвидные средства обязательства предприятий (Табл. 2.3.5 и 2.3.6).

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.3.5.

Коэффициенты ликвидности

Коэффициент

Фирма А

Фирма Б

Оптимум

К13 – коэффициент покрытия задолженности

Экономическое содержание: способность рассчитаться с задолженностью в перспективе

0,7107

2,5907

К14 – коэффициент общей ликвидности

Экономическое содержание: способность рассчитаться с задолженностью в ближайшее время

0,5114

0,9341

К15 – коэффициент текущей ликвидности

Экономическое содержание: текущая ликвидность

0,0027

0,8352

К16 – соотношение дебиторской и кредиторской задолженности

Экономическое содержание: способность рассчитаться с кредиторами за счет дебиторской задолженности

0,5029

0,2582


Таблица 2.3.6.

Коэффициенты эффективности (оборачиваемости)

 

Коэффициент

Фирма А

Фирма Б

К6 – отношение выручки от реализации к сумме немобильных средств

Экономическое содержание: фондоотдача – объем реализации на 1 рубль немобильных активов

0,0184

3,0551

К7 – коэффициент деловой активности

Экономическое содержание: эффективность использования совокупных активов

0,0139

1,8009

К8 – отношение выручки от реализации к сумме мобильных средств

Экономическое содержание: оборачиваемость мобильных средств

0,0575

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


 © 2010 Все права защищены.