рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Кредитная политика Банка "Казанский" рефераты

Кредитная политика банка определяется общими установками относительно операций с клиентурой, которые тщательно разрабатываются и фиксируются в меморандуме о кредитной политике, и практическими действиями банковского персонала, интерпретирующего и воплощающего  в жизнь эти установки. Следовательно, в конечном счете, способность управлять риском зависит от компетентности руководства банка и уровня квалификации его рядового состава, занимающегося отбором конкретных кредитных проектов и выработкой условий кредитных соглашений.

Кредитная политика является основой всего процесса управления кредитами и его отправным моментом. Формирование политики означает сокращение возможных альтернативных действий, упрощение и ускорение процесса принятия решения. Главное назначение политики - обеспечение последовательности действий в практике банка, надежности и четкости его деятельности.

В нашей стране подход к оценке управления кредитными операциями различен в зависимости от размеров, развитости кредитных связей (даже при небольших объемах кредитов) и сроков деятельности банка.

Политика определяет стандарты, которыми должны руководствоваться банковские работники, отвечающие за предоставление и оформление займов, и управление ими. Она определяет основу действий Совета директоров и лиц, принимающих стратегические решения, а также позволяет аудиторам (внешним и внутренним) оценить качество управления кредитами в банке. Хорошо проработанная кредитная политика, которая четко проводится сверху и понимается на всех уровнях банка, позволяет руководству избегать излишних рисков и верно оценивать возможности развития дела.

Разумная, изложенная в специальном документе, кредитная политика банка является основополагающей для правильного управления кредитным риском. Риск, как неотъемлемая часть всякого предоставленного банком кредита, сводится к минимуму. При этом банк должен получать прибыль, обеспечивающую стимулирование и привлечение достаточного притока капитала. Кредитная политика определяет предельные размеры кредитного риска, и, поскольку она утверждается на высшем уровне руководства, последнее тем самым само себя ограничивает с точки зрения проведения операций повышенного риска. Документ, одобренный Советом директоров, содержит положения, в соответствии с которыми предоставляются кредиты, а также фиксирует основные процедуры их выдачи.

Банк должен определить количество кредитов каждого типа, а также, какие кредиты он будет предоставлять, каким заемщикам и при каких обстоятельствах. Эти важные решения требуют, чтобы целями политики банка было поддержание оптимальных соотношений между кредитами, различными видами обязательств и собственным капиталом банка. Разумная кредитная политика способствует повышению качества кредитов. Кредитная политика дает направление специализации банка на определенных кредитных инструментах и отдельных отраслях экономики, что очень важно для него и с точки зрения оценки и реализации различных видов залога, и с точки зрения оформления тех или иных видов кредита и его обеспечения.

На первоначальном этапе становления банковской системы для анализа кредитоспособности заемщиков использовался весьма ограниченный набор инструментов, что было связано с отсутствием опыта такой работы, недостаточными вычислительными мощностями, имевшимися в распоряжении банков, недостатком необходимой информации о заемщике. На современном этапе существуют возможности для решения такого рода проблем, что способствует успешной реализации кредитной политики коммерческого банка.

Для решения ключевой задачи кредитной политики - улучшения оценки кредитоспособности заемщика необходимо:

1.    Использовать расширенный набор финансовых коэффициентов, поскольку применение ограниченного их количества снижает качество проводимого анализа;

2.    Анализировать динамику изменения финансового положения заемщика на протяжении нескольких отчетных периодов, а не по последнему балансу;

3.    Использовать для анализа кредитоспособности, в дополнение к анализу на основе финансовых коэффициентов, анализ денежного потока клиента;

4.    Кроме традиционного анализа финансового положения предприятия-заемщика необходимо анализировать моральные качества клиента и его способность заработать деньги для погашения кредита, поскольку от этого, как показывает опыт, в значительной степени зависит своевременность и полнота возвращения заемных средств;

5.    Необходимо тщательно изучать кредитную историю клиента, для выяснения предыдущего опыта его общения с другими банками и финансовыми учреждениями;

6.    Для обобщения и систематизации сведений о заемщике, а также более наглядного их представления, предлагается оформлять результаты изучения его кредитоспособности в виде кредитной оценки, включая в этот документ все сведения необходимые кредитному комитету для принятия решения о выдаче кредита.

С целью наиболее полного сбора информации о заемщике и его репутации банк использует изучение его финансовых отчетов и документов, выезды сотрудников на места для личного интервью с клиентом, запросы в банки, предприятия, страховые компании и другие учреждения об опыте их общения с данным клиентом, использование возможностей межбанковских структур (как пример можно привести межбанковскую службу безопасности, которая занимается сбором, обработкой и предоставлением информации о заемщиках).

Изучение кредитоспособности клиента является одним из наиболее важных методов снижения кредитного риска и успешной реализации кредитной политики, поскольку позволяет избежать необоснованного риска еще на этапе рассмотрения заявки на предоставление кредита. Другими методами снижения кредитного риска являются: диверсификация кредитного портфеля, ограничение размера кредита выдаваемого одному заемщику, страхование кредита, привлечение достаточного обеспечения.

Первые два метода позволяют ограничить потери банка от невозврата заемных средств клиентом. Страхование и привлечение достаточного обеспечения позволяют вернуть ссуженные средства и компенсировать убытки банка по процентам за кредит путем страхового возмещения от страховой компании или реализации обеспечения. Однако, в условиях запутанной и усложненной процедуры реализации обеспечения более предпочтительным выглядит страхование кредитов в надежной страховой компании, поскольку в этой ситуации проблемами залога, его наличия, сохранности, реализации в случае непогашения кредита занимается страховая компания, а не банк, что, в свою очередь, экономит средства банка и рабочее время сотрудников кредитных подразделений и служб безопасности.

Предлагаемые рекомендации могут быть использованы специалистами кредитных отделов и служб безопасности в работе по подготовке материалов для принятия решения о выдаче кредита, помогут своевременно выявить проблемные кредиты, не допустить убытки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.                Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) № 14-ФЗ от 26.01.96г.

2.                Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» № 17-ФЗ от 05.02.96г. (с изменениями).

3.                Федеральный закон «О Центральном банке РФ» № 86-ФЗ от 10.07.02г. (с изменениями).

4.                Федеральный закон «О кредитных историях» № 218-ФЗ от 30.12.04г. (с изменениями).

5.                Положение Банка России «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)» - № 54-П от 31.08.98г.

6.                Положение Банка России «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» - № 254-П от 26.03.04г.

7.                Положение Банка России «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учёта» - № 39-П от 26.06.98г.

8.                Инструкция Банка России «Об обязательных нормативах банков» - № 110-И от 16.01.04г.

9.                Андрианов В. Ограничение банковских рисков: рекомендации Базельского комитета и обязательные нормативы деятельности банков / Банковское дело, 2004, № 10.

10.         Антонов Н.Г., Пессель М.А. Денежное обращение, кредит и банки. – М.: Финстатинформ, 2004.

11.           Балабанов И.Т. Банки и банковское дело: Учебное пособие. - СПб.: Питер,   2005.

12.           Банки и банковские операции / Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ. – 2003.

13.           Банки и небанковские кредитные организации и их операции: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Вузовский учебник, 2005.

14.           Банковское дело. / Под ред. Колесникова В. И., Кроливецкой Л. П. – М.: Финансы и статистика, 2004.

15.         Банковское дело. Справочное пособие / Под ред. Ю.А. Бабичевой. – М.: Экономика, 2004.

16.         Банковское дело: управление и технологии: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.М. Тавасиева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

17.           Банковское дело: Учеб. пособие / Под ред. О.И. Лаврушина. М.: Банковский и биржевой центр, 2003.

18.           Банковское дело: Учебник / Под ред. В.Н. Колесникова. М.: Финансы и статистика, 2004.

19.           Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Банковское дело. - М.: Финансы и статистика, 2004.

20.           Бор М.З., Пятенко В.В. Стратегическое управление банковской деятельностью. – М.: Приор-Стрикс, 2004.

21.           Волков С. Стратегия управления рисками // Бизнес и банки, 2003, №49.

22.           Гармаш Д. Банки и страховые компании: грани взаимодействия на современном этапе // Бухгалтерия и банки, 2003, №4.

23.           Едронова В.Н., Хасянова С.Ю. Классификация банковских кредитов и методов кредитования // Финансы и кредит, 2003, №1.

24.           Захаров В.С. Проблемы Российских коммерческих банков // Деньги и кредит, 2003, №1.

25.           Зимовский А.Л., Козловский В.В. Справочник банковского служащего. – Мн.: Веды. - 2004.

26.           Иванов В.В., Малютина О.Н. Методика анализа обеспечения при совершении операций кредитования // Финансы и кредит, 2004, №5.

27.           Иванова Н.Ю. Инструменты регулирования ликвидности банковской системы // Деньги и кредит, 2004, №11.

28.           Исаичева А.В. К определению ликвидности коммерческого банка. (Россия) // Банковский вестник, 2004, №2.

29.         Кедров В.И., Митрохин В.В. О стратегических ориентирах кредитной деятельности коммерческих банков // Деньги и кредит, 2004, №11.

30.           Кирисюк Г.М., Ляховский В.С. Оценка банком кредитоспособности заемщика // Деньги и кредит, 2003, № 8.

31.           Коротков П.А. О некоторых проблемах управления ликвидностью и доходностью банка в современных условиях // Деньги и кредит, 2004. №9.

32.           Масленченков Ю.С. Технология и организация работы банка: теория и практика. – М.: ДеКА, 2003.

33.           Моисеев С.Р. Проблема достаточности банковского капитала // Банковское дело, 2005, №11.

34.           Мозалёв А.А. Управление активами и пассивами в коммерческом банке // Финансовый бизнес, 2004, №2.

35.           Неволина Е.В. Понятие банковской ликвидности // Деньги и кредит.2004№7.

36.           Основы банковского дела: Учебное пособие / Под ред. Ю.М. Ясинского. – Мн.: Тесей, 2003.

37.           Панова Г.С. Кредитная политика коммерческого банка. – М.: Дис, 2005.

38.           Попова Г.С. Анализ финансового состояния коммерческого банка. – М.: Финансы и статистика, 2003.

39.           Румас С. Управление банковской ликвидностью //  Банковский вестник, 2004, №10.

40.           Тарачев В.А. Критический анализ новой редакции Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации // Законодательство и экономика, 2004, №3.

41.           Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». - М.: Издательство «Дело», 2003.

42.           Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под ред. А.Г. Грязновой. – М.: Финансы и статистика, 2003.

43.           Челноков В.А. Банки и банковские операции: Букварь кредитования – М.: Высш.шк.,2003

44.           Черкасов В.Е. Финансовый анализ в коммерческом банке.–М.:Инфра-М.2003

45.           Годовой отчет Банка «Казанский» за 2003-2004 гг.

46.           Бухгалтерская отчетность ОАО «Татснаб» за 2003-2005 гг.

Размещено на /

Приложение 1


Примерный перечень вопросов, задаваемых клиенту кредитным инспектором в ходе личной беседы


1.    Сведения о клиенте и его компании.

2.    Вопросы по поводу просьбы о кредите:

–  какую сумму фирма намерена получить у банка;

–  каким образом рассчитана эта сумма;

–  достаточно ли аккуратно составлен прогноз финансовых потребностей;

–  учитывают ли условия, на которых клиент хочет получить заем, срок службы активов, финансируемых при помощи займа;

–  учитывают ли условия займа способность клиента погасить кредит в срок.

3.    Вопросы, связанные с погашением кредита;

–  как клиент предполагает погашать кредит;

–  какой объем наличности компания получает в ходе операционного цикла;

–  имеется ли у клиента специальный источник погашения кредита;

–  есть ли фирмы или частные лица, готовые дать гарантию и каково их финансовое положение.

4.    Вопросы по поводу обеспечения займа:

–  какое обеспечение будет передано в залог;

–  кто владелец обеспечения;

–  где находится обеспечение;

–  находится ли оно под контролем клиента (может ли оно быть продано при необходимости);

–  требуется ли чье-либо особое разрешение, чтобы продать обеспечение;

–  как и кем была произведена оценка имущества передаваемого в залог;

–  подвержено ли обеспечение порче;

–  каковы издержки по хранению обеспечения.

5.    Вопросы о контактах клиента с другими банками:

–  с какими банками клиент контактирует в настоящее время;

–  обращался ли он в другие банки за ссудой;

–  почему клиент пришел именно в этот банк;

–  имеются ли непогашенные займы и каков их характер.


Приложение 2


Основные показатели деятельности Банка «Казанский» (млн. руб.)

Наименование статей

На 1 января 2004 года

На 1 января 2005 года

I

Активы

1.

Денежные средства и денежные эквиваленты

275,64

166,83

2.

Остатки средств в ЦБ РФ

31,67

16,59

3.

Задолженность других банков

195,29

339,91

4.

Кредиты и авансы клиентам

75,78

69,61

5.

Материальные основные средства

6,83

7,05

6.

Инвестиции

214

7.

Другие активы

6,33

95,41

8.

Всего активы

591,55

659,66

II

Пассивы и собственный капитал

9.

Счета «лоро» других банков

3,27

11,61

10.

Денежные обязательства перед ЦБРФ

60,85

205,71

11.

Обязательства перед другими банками

1

5,13

12.

Счета клиентов

470,23

400,57

13.

Другие пассивы

33,79

43,91

14.

Всего пассивов

569,15

666,95

15.

Нераспределенная прибыль

10,93

17,43

16.

Уставной фонд и специальный резерв

33,34

46,11

17.

Всего собственный капитал

22,40

28,67

18.

Всего пассивы и собственный капитал

591,55

695,63

19.

Внебалансовые статьи 

20.

Потенциальные обязательства:

39,76

269,34


- аккредитивы

985

43,22


- гарантии

40,75

312,56

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11