Кредитная политика Банка "Казанский"
Кредитная политика
банка определяется общими установками относительно операций с клиентурой,
которые тщательно разрабатываются и фиксируются в меморандуме о кредитной
политике, и практическими действиями банковского персонала, интерпретирующего и
воплощающего в жизнь эти установки. Следовательно, в конечном счете,
способность управлять риском зависит от компетентности руководства банка и
уровня квалификации его рядового состава, занимающегося отбором конкретных
кредитных проектов и выработкой условий кредитных соглашений.
Кредитная
политика является основой всего процесса управления кредитами и его отправным моментом.
Формирование политики означает сокращение возможных альтернативных действий,
упрощение и ускорение процесса принятия решения. Главное назначение политики -
обеспечение последовательности действий в практике банка, надежности и четкости
его деятельности.
В
нашей стране подход к оценке управления кредитными операциями различен в
зависимости от размеров, развитости кредитных связей (даже при небольших
объемах кредитов) и сроков деятельности банка.
Политика
определяет стандарты, которыми должны руководствоваться банковские работники,
отвечающие за предоставление и оформление займов, и управление ими. Она
определяет основу действий Совета директоров и лиц, принимающих стратегические
решения, а также позволяет аудиторам (внешним и внутренним) оценить качество
управления кредитами в банке. Хорошо проработанная кредитная политика, которая
четко проводится сверху и понимается на всех уровнях банка, позволяет
руководству избегать излишних рисков и верно оценивать возможности развития
дела.
Разумная,
изложенная в специальном документе, кредитная политика банка является
основополагающей для правильного управления кредитным риском. Риск, как
неотъемлемая часть всякого предоставленного банком кредита, сводится к
минимуму. При этом банк должен получать прибыль, обеспечивающую стимулирование
и привлечение достаточного притока капитала. Кредитная политика определяет
предельные размеры кредитного риска, и, поскольку она утверждается на высшем
уровне руководства, последнее тем самым само себя ограничивает с точки зрения
проведения операций повышенного риска. Документ, одобренный Советом директоров,
содержит положения, в соответствии с которыми предоставляются кредиты, а также
фиксирует основные процедуры их выдачи.
Банк
должен определить количество кредитов каждого типа, а также, какие кредиты он
будет предоставлять, каким заемщикам и при каких обстоятельствах. Эти важные
решения требуют, чтобы целями политики банка было поддержание оптимальных
соотношений между кредитами, различными видами обязательств и собственным капиталом
банка. Разумная кредитная политика способствует повышению качества кредитов.
Кредитная политика дает направление специализации банка на определенных
кредитных инструментах и отдельных отраслях экономики, что очень важно для него
и с точки зрения оценки и реализации различных видов залога, и с точки зрения
оформления тех или иных видов кредита и его обеспечения.
На первоначальном этапе
становления банковской системы для анализа кредитоспособности заемщиков
использовался весьма ограниченный набор инструментов, что было связано с
отсутствием опыта такой работы, недостаточными вычислительными мощностями,
имевшимися в распоряжении банков, недостатком необходимой информации о
заемщике. На современном этапе существуют возможности для решения такого рода проблем,
что способствует успешной реализации кредитной политики коммерческого банка.
Для решения ключевой
задачи кредитной политики - улучшения оценки кредитоспособности заемщика
необходимо:
1. Использовать расширенный набор
финансовых коэффициентов, поскольку применение ограниченного их количества
снижает качество проводимого анализа;
2. Анализировать динамику изменения
финансового положения заемщика на протяжении нескольких отчетных периодов, а не
по последнему балансу;
3. Использовать для анализа кредитоспособности,
в дополнение к анализу на основе финансовых коэффициентов, анализ денежного
потока клиента;
4. Кроме традиционного анализа
финансового положения предприятия-заемщика необходимо анализировать моральные
качества клиента и его способность заработать деньги для погашения кредита,
поскольку от этого, как показывает опыт, в значительной степени зависит
своевременность и полнота возвращения заемных средств;
5. Необходимо тщательно изучать
кредитную историю клиента, для выяснения предыдущего опыта его общения с
другими банками и финансовыми учреждениями;
6. Для обобщения и систематизации
сведений о заемщике, а также более наглядного их представления, предлагается
оформлять результаты изучения его кредитоспособности в виде кредитной оценки,
включая в этот документ все сведения необходимые кредитному комитету для
принятия решения о выдаче кредита.
С целью наиболее полного
сбора информации о заемщике и его репутации банк использует изучение его
финансовых отчетов и документов, выезды сотрудников на места для личного
интервью с клиентом, запросы в банки, предприятия, страховые компании и другие
учреждения об опыте их общения с данным клиентом, использование возможностей
межбанковских структур (как пример можно привести межбанковскую службу безопасности,
которая занимается сбором, обработкой и предоставлением информации о
заемщиках).
Изучение
кредитоспособности клиента является одним из наиболее важных методов снижения
кредитного риска и успешной реализации кредитной политики, поскольку позволяет
избежать необоснованного риска еще на этапе рассмотрения заявки на
предоставление кредита. Другими методами снижения кредитного риска являются:
диверсификация кредитного портфеля, ограничение размера кредита выдаваемого
одному заемщику, страхование кредита, привлечение достаточного обеспечения.
Первые два метода
позволяют ограничить потери банка от невозврата заемных средств клиентом.
Страхование и привлечение достаточного обеспечения позволяют вернуть ссуженные
средства и компенсировать убытки банка по процентам за кредит путем страхового
возмещения от страховой компании или реализации обеспечения. Однако, в условиях
запутанной и усложненной процедуры реализации обеспечения более
предпочтительным выглядит страхование кредитов в надежной страховой компании,
поскольку в этой ситуации проблемами залога, его наличия, сохранности,
реализации в случае непогашения кредита занимается страховая компания, а не
банк, что, в свою очередь, экономит средства банка и рабочее время сотрудников
кредитных подразделений и служб безопасности.
Предлагаемые рекомендации
могут быть использованы специалистами кредитных отделов и служб безопасности в
работе по подготовке материалов для принятия решения о выдаче кредита, помогут
своевременно выявить проблемные кредиты, не допустить убытки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) №
14-ФЗ от 26.01.96г.
2.
Федеральный закон
«О банках и банковской деятельности» № 17-ФЗ от 05.02.96г. (с изменениями).
3.
Федеральный закон
«О Центральном банке РФ» № 86-ФЗ от 10.07.02г. (с изменениями).
4.
Федеральный закон
«О кредитных историях» № 218-ФЗ от 30.12.04г. (с изменениями).
5.
Положение Банка
России «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных
средств и их возврата (погашения)» - № 54-П от 31.08.98г.
6.
Положение Банка
России «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные
потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» - № 254-П от
26.03.04г.
7.
Положение Банка
России «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и
размещением денежных средств банками, и отражения указанных операций по счетам
бухгалтерского учёта» - № 39-П от 26.06.98г.
8.
Инструкция Банка
России «Об обязательных нормативах банков» - № 110-И от 16.01.04г.
9.
Андрианов В.
Ограничение банковских рисков: рекомендации Базельского комитета и обязательные
нормативы деятельности банков / Банковское дело, 2004, № 10.
10.
Антонов Н.Г.,
Пессель М.А. Денежное обращение, кредит и банки. – М.: Финстатинформ, 2004.
11.
Балабанов И.Т.
Банки и банковское дело: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2005.
12.
Банки и
банковские операции / Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ. –
2003.
13.
Банки и
небанковские кредитные организации и их операции: Учебник / Под ред. Е.Ф.
Жукова. – М.: Вузовский учебник, 2005.
14.
Банковское
дело. / Под ред. Колесникова В. И., Кроливецкой Л. П. – М.: Финансы и
статистика, 2004.
15.
Банковское дело.
Справочное пособие / Под ред. Ю.А. Бабичевой. – М.: Экономика, 2004.
16.
Банковское дело:
управление и технологии: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.М.
Тавасиева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
17.
Банковское дело:
Учеб. пособие / Под ред. О.И. Лаврушина. М.: Банковский и биржевой центр, 2003.
18.
Банковское дело:
Учебник / Под ред. В.Н. Колесникова. М.: Финансы и статистика, 2004.
19.
Белоглазова Г.Н.,
Кроливецкая Л.П. Банковское дело. - М.: Финансы и статистика, 2004.
20.
Бор М.З., Пятенко
В.В. Стратегическое управление банковской деятельностью. – М.: Приор-Стрикс,
2004.
21.
Волков С.
Стратегия управления рисками // Бизнес и банки, 2003, №49.
22.
Гармаш Д. Банки и
страховые компании: грани взаимодействия на современном этапе // Бухгалтерия и
банки, 2003, №4.
23.
Едронова В.Н.,
Хасянова С.Ю. Классификация банковских кредитов и методов кредитования //
Финансы и кредит, 2003, №1.
24.
Захаров В.С.
Проблемы Российских коммерческих банков // Деньги и кредит, 2003, №1.
25.
Зимовский А.Л.,
Козловский В.В. Справочник банковского служащего. – Мн.: Веды. - 2004.
26.
Иванов В.В.,
Малютина О.Н. Методика анализа обеспечения при совершении операций кредитования
// Финансы и кредит, 2004, №5.
27.
Иванова Н.Ю.
Инструменты регулирования ликвидности банковской системы // Деньги и кредит,
2004, №11.
28.
Исаичева А.В. К
определению ликвидности коммерческого банка. (Россия) // Банковский вестник,
2004, №2.
29.
Кедров В.И.,
Митрохин В.В. О стратегических ориентирах кредитной деятельности коммерческих
банков // Деньги и кредит, 2004, №11.
30.
Кирисюк Г.М.,
Ляховский В.С. Оценка банком кредитоспособности заемщика // Деньги и кредит,
2003, № 8.
31.
Коротков П.А. О
некоторых проблемах управления ликвидностью и доходностью банка в современных
условиях // Деньги и кредит, 2004. №9.
32.
Масленченков Ю.С.
Технология и организация работы банка: теория и практика. – М.: ДеКА, 2003.
33.
Моисеев С.Р.
Проблема достаточности банковского капитала // Банковское дело, 2005, №11.
34.
Мозалёв А.А.
Управление активами и пассивами в коммерческом банке // Финансовый бизнес,
2004, №2.
35.
Неволина Е.В.
Понятие банковской ликвидности // Деньги и кредит.2004№7.
36.
Основы
банковского дела: Учебное пособие / Под ред. Ю.М. Ясинского. – Мн.: Тесей,
2003.
37.
Панова Г.С.
Кредитная политика коммерческого банка. – М.: Дис, 2005.
38.
Попова Г.С.
Анализ финансового состояния коммерческого банка. – М.: Финансы и статистика,
2003.
39.
Румас С.
Управление банковской ликвидностью // Банковский вестник, 2004, №10.
41.
Тосунян Г.А.,
Викулин А.Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». - М.: Издательство «Дело»,
2003.
42.
Финансово-кредитный
энциклопедический словарь / Под ред. А.Г. Грязновой. – М.: Финансы и
статистика, 2003.
43.
Челноков В.А.
Банки и банковские операции: Букварь кредитования – М.: Высш.шк.,2003
44.
Черкасов В.Е.
Финансовый анализ в коммерческом банке.–М.:Инфра-М.2003
45.
Годовой отчет
Банка «Казанский» за 2003-2004 гг.
46.
Бухгалтерская
отчетность ОАО «Татснаб» за 2003-2005 гг.
Размещено на
/
Приложение 1
Примерный перечень
вопросов, задаваемых клиенту кредитным инспектором в ходе личной беседы
1. Сведения о клиенте и его компании.
2. Вопросы по поводу просьбы о кредите:
– какую сумму фирма намерена получить у
банка;
– каким образом рассчитана эта сумма;
– достаточно ли аккуратно составлен
прогноз финансовых потребностей;
– учитывают ли условия, на которых
клиент хочет получить заем, срок службы активов, финансируемых при помощи
займа;
– учитывают ли условия займа
способность клиента погасить кредит в срок.
3. Вопросы, связанные с погашением
кредита;
– как клиент предполагает погашать
кредит;
– какой объем наличности компания
получает в ходе операционного цикла;
– имеется ли у клиента специальный
источник погашения кредита;
– есть ли фирмы или частные лица,
готовые дать гарантию и каково их финансовое положение.
4. Вопросы по поводу обеспечения займа:
– какое обеспечение будет передано в
залог;
– кто владелец обеспечения;
– где находится обеспечение;
– находится ли оно под контролем
клиента (может ли оно быть продано при необходимости);
– требуется ли чье-либо особое
разрешение, чтобы продать обеспечение;
– как и кем была произведена оценка
имущества передаваемого в залог;
– подвержено ли обеспечение порче;
– каковы издержки по хранению
обеспечения.
5. Вопросы о контактах клиента с другими
банками:
– с какими банками клиент контактирует
в настоящее время;
– обращался ли он в другие банки за
ссудой;
– почему клиент пришел именно в этот
банк;
– имеются ли непогашенные займы и каков
их характер.
Приложение
2
Основные показатели
деятельности Банка «Казанский» (млн. руб.)
№
|
Наименование
статей
|
На 1 января
2004 года
|
На 1 января
2005 года
|
I
|
Активы
|
1.
|
Денежные
средства и денежные эквиваленты
|
275,64
|
166,83
|
2.
|
Остатки
средств в ЦБ РФ
|
31,67
|
16,59
|
3.
|
Задолженность
других банков
|
195,29
|
339,91
|
4.
|
Кредиты и
авансы клиентам
|
75,78
|
69,61
|
5.
|
Материальные
основные средства
|
6,83
|
7,05
|
6.
|
Инвестиции
|
0
|
214
|
7.
|
Другие активы
|
6,33
|
95,41
|
8.
|
Всего активы
|
591,55
|
659,66
|
II
|
Пассивы и собственный капитал
|
9.
|
Счета «лоро»
других банков
|
3,27
|
11,61
|
10.
|
Денежные
обязательства перед ЦБРФ
|
60,85
|
205,71
|
11.
|
Обязательства
перед другими банками
|
1
|
5,13
|
12.
|
Счета клиентов
|
470,23
|
400,57
|
13.
|
Другие пассивы
|
33,79
|
43,91
|
14.
|
Всего пассивов
|
569,15
|
666,95
|
15.
|
Нераспределенная
прибыль
|
10,93
|
17,43
|
16.
|
Уставной фонд
и специальный резерв
|
33,34
|
46,11
|
17.
|
Всего
собственный капитал
|
22,40
|
28,67
|
18.
|
Всего пассивы
и собственный капитал
|
591,55
|
695,63
|
19.
|
Внебалансовые
статьи
|
20.
|
Потенциальные
обязательства:
|
39,76
|
269,34
|
|
- аккредитивы
|
985
|
43,22
|
|
- гарантии
|
40,75
|
312,56
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|