рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Инвестиционное кредитование малого и среднего бизнеса рефераты

p> Блок 2. Обследование предприятия, реализующего инвестиционный проект, сотрудниками коммерческого банка.

Выполнение данной работы для сотрудников коммерческого банка сегодня достаточно проблематично. Действительно, многие работники кредитных отделов бывают на предприятиях и знакомятся с их работой. Как правило, они выполняют лишь анализ предоставленной им финансовой отчетности и некоторых других документов.

Блок 3. Анализ состояния банков-партнеров.

Внешние риски коммерческого банка, занимающегося инвестиционным кредитованием, вызываются не только предприятием, реализующим проект, но и возможными партнерами по бизнесу.

Коммерческие банки, занимающиеся инвестиционным кредитованием, должны постоянно и внимательно изучать и анализировать состояние банков-партнеров как тех, с кем уже идет совместная работа, так и тем более потенциальных.

Блок 4. Разработка банком оптимальной схемы кредитования инвестиционного проекта.

Для решения данной задачи работникам банка понадобятся: результаты анализа бизнес-плана реализации инвестиционного проекта; материалы проведенного обследования предприятия и данные о качестве функционирования банков-партнеров.

Фактически у банка теперь есть вся необходимая информация для оценки инвестиционной кредитоспособности предприятия и представление о качестве функционирования партнеров. Для принятия конкретных решений — какие суммы, на какие сроки, в каком виде и на каких условиях банк может предоставить — ему необходимо руководствоваться заранее продуманной стратегией исходя из
"дерева целей" и системы планов коммерческого банка. В тактическом плане основные типовые решения могут быть предусмотрены в кредитной политике банка для периода, соответствующего сроку кредитования данного проекта.

Представляется необходимым, чтобы во время анализа рисков по кредитованию данного проекта в нем приняли участие работники банка, непосредственно занимавшиеся анализом бизнес-плана и обследованием предприятия, имеющие реальное впечатление о существующих в данном случае факторах внутреннего риска.

Особое значение для качественного решения данной задачи приобретает наличие в коммерческом банке хорошей системы внутренней организационно- управленческой документации или стандартов банка, закрепляющих четкий порядок реализации важнейших операций и процедур.

Блок 5. Правовое обеспечение инвестиционного кредитования.

Как известно, при проектном кредитовании инвестиционный проект и бизнес-план его практической реализации должны быть настолько качественно подготовленными, что сами могут являться неплохим обеспечением предоставленных кредитов.

Нельзя преуменьшать важность защиты договорной деятельности в коммерческом банке. Но особенно важно при инвестиционном кредитовании защитить интересы коммерческого банка при реализации договорной деятельности. Сегодня эта задача решается неудовлетворительно. Коммерческие банки часто заключают плохо проработанные договора, а в случае конфликта проигрывают дела в арбитражных судах.

При реализации инвестиционного кредитования предприятий не только повышается риск предоставления ссуд, но и резко возрастают требования к качеству договорной деятельности.

Блок 6. Качество управления коммерческим банком — основа для инвестиционного кредитования.

Дело не только в том, что рассмотренные выше все важнейшие 5 первых блоков, определяющих функционирование механизма банковского инвестиционного кредитования предприятий, опираются на систему управления коммерческим банком как на общую основу. Есть еще важное обстоятельство — инвестиционным кредитованием невозможно заниматься коммерческому банку в изоляции от других видов деятельности и операций. Поэтому какой бы важной данная деятельность в банке ни считалась, вероятно, она не станет единственной.
Следовательно, в коммерческом банке, занимающимся инвестиционным кредитованием, необходимо решать все проблемы банковского управления, существующие сегодня или, как их иначе называют, проблемы банковского менеджмента.
На рисунке блоками 7—15 показаны важнейшие направления деятельности внутри коммерческого банка, определяющие качество функционирования системы управления коммерческим банком.

Регламент инвестиционного кредитования Сбербанка Росси[5]

5 февраля 1999 года Комитетом Сбербанка России по предоставлению кредитов и инвестиций утвержден Регламент по финансированию инвестиционных проектов, который является обязательным документом в работе по кредитованию юридических лиц и частных предпринимателей без образования юридического лица.
Согласно этому Регламенту механизм кредитования, в частности, Норильского
ОСБ представлен в схеме 6.

Первичное рассмотрение Заявки.

При обращении в Банк Заемщик направляет Заявку на финансирование, которая составляется в произвольной форме с указанием цели, суммы, сроков кредитования и возможного обеспечения. Заявка должна быть подписана руководителем и должна иметь исходящий номер и дату.
Заявка на финансирование регистрируется в канцелярии Банка или в журнале регистрации входящей корреспонденции КП и, в соответствии с резолюцией руководства Банка или Руководителя КП, направляется для предварительной оценки начальнику кредитного отдела/кредитному работнику.

Предварительная оценка проекта.

Кредитный работник в течение 2 рабочих дней с момента получения им заявки направляет Заемщику для заполнения Формуляр (Приложение 2). В отдельных случаях, по усмотрению кредитного работника, дополнительно может быть принят бизнес-план, маркетинговое исследование или финансовая отчетность Заемщика.

Схема 6

Механизм инвестиционного кредитования Норильского ОСБ

|???? 1 ?S?®????S| |?????S??S ? ?S©???????? ???®??; |
|????????S??S | |????????S??S ???®?? ????®?™??S?S? ??; |
|???®?? | |?S?S™??? ???®?? ?????????? ??™S??/??S™?????? ?????????|
| | |??? ????? |
| | | |
|???? 2 | |?S?S™??? ???®?? ® ?????????? ??S™?????? ?????????; |
|??S™®????S????? | |®?™??? ™???????? ???S???; |
|??S??? ???S??? | |?????S??S ??????S???©? ™???????? ? S©? ??????; |
| | |???®S™S??S ®???S?? ? ???S????; |
| | |®?™??? ???S??? ???? ??; |
| | |?????S??S ??????S???? ???? ?? ? ®?????S??S |
| | |??S™®????S????? ??S???; |
| | |????? ??? ???????S ???S??? ® ??????????; |
| | |®?™??? ???S??? ?S?S??? ™????S???®, ?S????™???? ™?? |
| | |??????????/ ??????S??S ??©?®??? ?? ??©???????? |
| | |?????????®???? ? ???®S™S??S ?????S????? ????S????? |
| | |???S???. |
| | | |
|???? 3 | | |
|?????????? | |???S? ?????©? ???S?? ™????S???® ?? ???S???; |
|???S??? ? | |?????? ™????S???® ?? ?????®?, ?????????? ????????? ? |
|??™©???®?? | |??™S??????; |
|???®?? ?? | |??™©???®?? ?S?S??? ®??????® ? ?S?S™??? ?? ???S???; |
|??S™????®?S??S | |???®S??? ® ©?; |
|??S™??? | |?????? ??™©???®?? ???®?? ?? ??S™????®?S??S ??S™???; |
| | |?????? ???????®?©? ????????? ??S?????; |
| | |?????? ??????? ????S??S???? ??S?? ???S???; |
| | |???S™S?S??S ? ??S™®????S????S ??©????®???S ?????????® |
| | |???S???, ????S??®?????? ??????? ??S?????, ??S?????? |
| | |???S???; |
| | |???????? ?? ??????S??S? ®?S? ?S????™???? |
| | |????S???S????? ™????S?????? ?? ???S???; |
| | |?????S??S ??????S??? ?© (????????? ????S???®) ? |
| | |????S???S????? ™????S??????; |
| | |???™???S??S ??????? ????S??S???? ??S?? ???S???: |
| | |?????????? ™?©?®???® ? ?????????® ?? ??®S??????????? |
| | |???S???; |
| | |?????? ????????? ?????????®???? ???S???; |
| | |?????? ?????® ???S???; |
| | |???????®???S ???S?? ??S??S?S??? ?? ???S???; |
| | |?????? ??S??S?S???; |
| | |?????S??S ? ?????? ?????????? ?? ????®??? ?????????? |
| | |???S???; |
| | |??™©???®?? ?????? ?? ?? ???S???; |
| | |?®S™S??S ®?S? ?????????? ® ???®?? ?? ??S™????®?S??S |
| | |??S™???; |
| | |®??S?S??S ?? ?????S? ???®?? ?? ??S™????®?S??S ??S™???,|
| | |® ????®S???®?? ? ?S?S??S? ?????S?? ???™???S??S ?????? |
| | |??? ?????; |
| | |®?S?S??S ???S?S??? ® ???S?? ? S©? ™????S?????? ? |
| | |??S??? ???S????? ? ??S™???S??? ?????S??; |
| | |??????S??S ?S?S??? ?????S?? |
| | |??????S??S ??S?????? ??????????? ™????S???® ?? ???S???|
| |
| |
| |
|???? 4 | |??™©???®?? ?S???? ??S™????©? ™?©?®??? ? ???? ??S™?????|
|??™©???®?? | |™????S??????; |
|??S™????? | |??™??????S ™????S???® ??S??????; |
|™????S?????? | |??™??????S ™????S???® ?????? |
| | | |
|???? 5 | |?????®?S??S ???????? ??S™®????S????? ????®??; |
|???????S | |??????S??S ? ?S?S™??? ® ???©???S??? ????????S??? ?? |
|???™??©? ??S??, | |???????S ???™??©? ??S??; |
|®?????S??S | |?????? ??S?????? ???????? ?? ??©???????? ??S™???; |
|??S™®????S????? | |???????? ?? ®?????S??? ??S?????? ? ™??©??? ???????????|
|????®?? ? ®?™???| |???S??? ??S™®????S????? ????®??; |
|??S™??? | |??S? ®?????S??? ??S™®????S????? ????®?? ® ???????S |
| | |??S™®????S????? ????®?? ? SS ??™??????S ?? ??®S??S??? |
| | |®?S? ??S™®????S????? ????®??; |
| | |??????S??S ™????S???® ™?? ?S?®?©? ????????®???? |
| | |??S™???; |
| | |???®S™S??S ??S????? ?? ®?™??S ??S™???. |
| | | |
|???? 6 | |???????? ?S?S®?©? ????????®???? ??S™???; |
|??S™????? | |???????? ?? ?????™S??S? ©?????? ?S???????? ???S???; |
|?????????© | |???????? ?? ?????™S??S? ??S?????? ©?????? |
|???S??? | |????????®???? ??S™???; |
| | |???????? ?? ®?????S??S? ™??©??? ??????????? ???S??? |
| | |?®??? ??????S????® ® ????®S???®?? ?? ?????????? |
| | |?????????®???? ???S???; |
| | |??????????S ®?S?™? ?? ?S???; |
| | |???????®???S ????S???©? ?S?S?®? ?? ®???????S ???S?? ??|
| | |???™??; |
| | |???????? ?? ?®?S®?S?S??????? ??©??S??? ????S???® ?? |
| | |??S™???; |
| | |???????? ?? ???????®?? ????????S? ??S????? ? ????S®?? |
| | |?????????® ???S???; |
| | |?™S?®????S ?S?©???®???S ?? ???S?S??S ®?S???? ????®?? |
| | |?S???????? ???S??? ? ???®?S??S ®????S???? ?????S?; |
| | |???®S™S??S ??®?????©? ???????®?©? ??????? ???S???; |
| | |?S???????????®???S ??S?? ?????????®???? ® ??????? |
| | |?S????™??????; |
| | |???????? ?? ??©??S??S? ??™???S?????? ?? ??S™???; |
| | |???????S ?S? ??? ®???????®S??? ?©???? ????????? ? |
| | |?S®?????S??? ??????S????® ?? ?S???????? ???S???; |
| | |???????S ??S™????©? ™S?? ? ?S?S™??? S©? ® ????® ????S |
| | |?????©? ??©??S??? ??™???S?????? ?? ??S™???; |
| | |?????????© ???S??? ????S ®?????S??? ??S?????? ®?S? |
| | |?®??? ??????S????® ?? ??S™?????? ™?©?®???. |

Рассмотрение Формуляра кредитный работник осуществляет в течение 5 рабочих дней с момента его получения. При неполной информации кредитный работник обращается к Заемщику и получает недостающую информацию.

При положительных итогах анализа Формуляра кредитный работник в течение 2 рабочих дней после завершения анализа направляет Инициатору проекта формы ИД с рекомендациями по их заполнению (Приложения 4 и 5). В случае отрицательного Заключения кредитный работник готовит предложение
Руководителю КП о нецелесообразности дальнейшей работы с проектом.

На основании полученных ИД и, используя применяемые в Банке программные продукты, кредитный работник выполняет в течение 10 рабочих дней предварительную оценку коммерческой эффективности проекта и анализ финансового состояния потенциального Заемщика.

По результатам рассмотрения Формуляра, предварительной оценки коммерческой эффективности проекта и финансового состояния Клиента, переговоров с Инициатором проекта или потенциальным Заемщиком, анализа наличия или отсутствия стоп-факторов, заключения УБ (на данном этапе запрос в УБ направляется по усмотрению Руководителя КП) кредитный работник готовит предложения руководителю КП о целесообразности продолжения работы над проектом и форме финансирования (проектное финансирование или инвестиционное кредитование) .

Решение о принятии проекта в детальную проработку и форме финансирования или отказе принимается на совещании у Руководителя КП с участием кредитного работника в течение 30 рабочих дней с даты регистрации
Заявки в КП.

При положительном решении Заемщику предлагается представить в Банк полный комплект документов по проекту (Приложение 2).

При отрицательном решении Заемщику кредитным работником направляется мотивированный отказ за подписью руководителя КП или Банка.

Основанием для отказа могут быть:

• Проект имеет низкие технико-экономические, финансовые и иные показатели;

• Испрашиваемые потенциальным Заемщиком условия финансирования проекта и обеспечение кредита не могут быть приняты Банком;

• Имеются в наличии стоп-факторы (Приложение 6).

При проектном финансировании между Банком и потенциальным Заемщиком заключается договор на организацию финансирования и проведение комплексной экспертизы проекта.

Проработка проекта и подготовка Заявки на предоставление кредита (при инвестиционном кредитовании) или Представления проекта (при проектном финансировании)

Получение полного пакета документов считается моментом принятия Банком проекта в детальную проработку.

Кредитный работник в течение 2 рабочих дней с даты их получения проверяет полноту и соответствие представленных документов установленным формам и формирует кредитное досье.

В течение 15 рабочих дней с даты получения полного пакета документов
(срок может быть продлен Руководителем КП по предложению кредитного работника) кредитный работник проводит анализ кредитного досье по следующим основным направлениям.

1. Финансовое состояние потенциального Заемщика на основе рассмотрения стандартной бухгалтерской отчетности с использованием рекомендованных программных продуктов выполняется финансовый анализ Заемщика.

2. Коммерческая схема проекта:

• рассматривается производственный цикл проекта. Проводится анализ маркетингового исследования рынка, обоснования конкурентоспособности предполагаемой к выпуску продукции (услуг) и будущей сбытовой стратегии Заемщика.

• определяется, в какой фазе реализации находится проект, насколько активно идет его осуществление, изучаются документы, которые на данной фазе проекта должны быть оформлены.

• на основе рыночной конъюнктуры, опыта и деловой репутации проверяется правильность выбора фирм-исполнителей. При крупномасштабных проектах (проектах, стоимость которых превышает 10 млн. долл. США) выбор фирм должен осуществляться по результатам конкурса (тендера).

• анализируются условия сделок по инвестиционному проекту
(контрактов/договоров или проектов этих документов) в целях исключения неприемлемых для Банка условий, снижения уровня проектных рисков и распределения их между участниками проекта. Проверяется наличие статей, предусматривающих безусловное обеспечение исполнения обязательств сторон, штрафные санкции и т.д.

• проверяется получение Заемщиком разрешительной документации, необходимой для реализации проекта. Форма и состав разрешительной документации должны соответствовать действующему федеральному и местному законодательству, отраслевым и иным стандартам, нормам и правилам. При большом объеме и разрозненности нормативных документов, определяющих требования к разрешительной документации, анализ разрешительной документации по проекту может проводиться кредитным работником с участием специалистов ЮУ, других управлений, дочерних предприятий Банка. Для крупномасштабных проектов могут привлекаться сторонние консультационные организации и органы государственного надзора, услуги которых оплачиваются
Заемщиком.

3. Структура финансирования.

На основе предложений Заемщика, изложенных в Формуляре, анализируется структура финансирования проекта. Структура должна отражать все источники, условия и формы финансирования проекта, а именно: собственные средства Заемщика; инвестиции участников проекта в акционерный капитал; банковские кредиты: коммерческие кредиты; лизинг; привлечение заемных средств путем размещения облигаций; бюджетное финансирование.

После того, как определены условия кредитования проекта Банком и достигнута ясность по вложениям средств остальных финансирующих участников проекта, формируется окончательный вариант структуры финансирования.
Предложение по структуре финансирования проекта выносится на Комитет и в части, касающейся кредита Банка, утверждается по следующим основным параметрам:

•лимит кредита;

•срок кредитования;

•процентная ставка и условия ее корректировки в течение срока кредитования;

•график использования и возврата кредита;

•график выплаты процентов;

•льготный период по уплате процентов (при проектном финансировании).

Доля участия Банка в проекте (лимит кредита), как правило, не может превышать 70% от общей стоимости проекта.

4. Финансовый анализ проекта.

На основе полученных ИД и после уточнения условий финансирования всеми участниками проекта, платежных условий всех контрактов, потребностей в оборотном капитале, затрат и поступлений по проекту в обязательном порядке проводится финансовый анализ проекта.

Для выполнения финансового анализа используются «Рекомендации по проведению финансового анализа при инвестиционном кредитовании и проектном финансировании», «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования», утвержденные
Госстроем, Минэкономики, Минфином и Госкомпромом России от 31.03.94, №7-
12/47, а также соответствующие программные продукты.

Финансовый анализ, проведенный Заемщиком (или какой-либо консультационной фирмой по его поручению), используется только для сравнения с получаемыми кредитным работником результатами.
5. Риски проекта.

После изучения технико-экономического обоснования проекта проводится анализ рисков проекта с использованием "Методики определения категории риска при инвестиционном кредитовании и проектном финансировании".

При анализе должны быть выявлены специфические и наиболее серьезные риски проекта (финансовые, технические, маркетинговые, проектные, производственные, политические, и т.д.), учтено распределение рисков между участниками проекта, предложены необходимые меры для снижения рисков Банка.
6. Обеспечение.

По мере разработки структуры финансирования, коммерческой схемы реализации и анализа рисков проекта формируется обеспечение своевременного и полного исполнения обязательств Заемщика по кредиту Банка. При этом возможные варианты обеспечения оцениваются с точки зрения:

- наличия прав потенциального Заемщика и/или третьего лица на предлагаемое обеспечение;

- потенциальной ликвидности этого обеспечения;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8