рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Депозитные операции коммерческого банка рефераты


Из данных таблицы 2.12 видно, что наибольший удельный вес в структуре депозитов до востребования занимают средства юридических лиц. Их доля оставляла от 98,4 % в 2008году до 99,2 % в 2009году. Основная часть этих средств размещалась в национальной валюте. Доля средств, размещенных в национальной валюте, колебалась от 97,6% до 99,1%. Второе место в структуре депозитов до востребования занимали средства бюджета и бюджетных организаций, которые на 01.01.2009г. составляли 2907,1 млн. рублей. Однако следует отметить, что их доля за 2008 год в общей сумме депозитов субъектов хозяйствования снизилась и по состоянию на 01.01.2009 составила 0,8%.

Можно сделать вывод, что филиалом № 503 ОАО «АСБ Беларусбанк» активно проводилась денежно-кредитная политика Республики Беларусь по увеличению ресурсной базы, с целью увеличения которой филиал предлагал своим клиентам, а также клиентам банков-конкурентов очень привлекательные условия размещения временно свободных средств юридических лиц в срочные депозиты.

Со 02 января 2009 года Национальный Банк Республики Беларусь перешел к использованию механизма привязки курса белорусского рубля к корзине иностранных валют, и была объявлена девальвация белорусского рубля. В условиях всемирного кризиса Беларуси не остается ничего другого, как принимать своевременные, хоть и непопулярные, меры, которые бы максимально стимулировали развитие нашей экономики.

Объявив девальвацию (20%), Национальный Банк одновременно повысил до 14 % ставку рефинансирования. Это сделано для того, чтобы увеличить привлекательность сбережений в белорусских рублях и тем самым обеспечить ресурсную базу отечественных банков.

Рассмотрим структуру привлеченных ресурсов филиала № 503 ОАО «АСБ Беларусбанк» по состоянию на 01.03.2009г.


Таблица 2.13 Структура привлеченных ресурсов филиала № 503 ОАО « АСБ Беларусбанк», млн. руб. на 01.03.2009г.

01.01.2009г.

01.03.2009г.

Изменение

(+,-)

Сумма (млн. руб.)

Уд. вес,

%

Сумма (млн.руб.)

Уд. вес,

%

Сумма (млн.руб.)

Темп прироста %

1

2

3

4

5

6

7

Средства физических лиц

250639,7


39,7

243975,9

38,3

-6663,8

-2,6

Средства юридических лиц

380623,5

60,3

391735,2

61,7

+11111,7

3,0

Итого:

631263,2

100

635711,1

100

+4447,9

0,7


Как видно из таблицы 2.13 проведенный анализ вкладных операций филиала № 503 ОАО «АСБ Беларусбанк» показал, что банк проводит активную работу для привлечения денежных средств во вклады. Но при этом установлено, что за анализируемый период 2009г. произошел отток денежных средств физических лиц с вкладов. В целом ресурсная база за счет средств юридических лиц увеличилась на 44447,9 млн. рублей, темп прироста + 0,7%.

Проведенная работа филиалом № 503 ОАО «АСБ Беларусбанк» по привлечению клиентов в значительной мере способствовала увеличению ресурсной базы банка и укреплению его позиций. Положительный уровень реальных процентных ставок по депозитам поддерживает заинтересованность юридических и физических лиц в хранении свободных денежных средств в ОАО «АСБ Беларусбанк».

Что касается сохранности банковских вкладов, государство сегодня может это гарантировать. В ноябре 2008 года принят Декрет Президента Республики Беларусь № 22, который гарантирует стопроцентную сохранность вкладов во всех белорусских банках в валюте вклада с процентами.

Из всего выше сказанного можно сделать следующий вывод, что для сохранения и укрепления своих позиций на рынке банковских услуг банку необходимо внедрять новые инструменты привлечения сбережений юридических и физических лиц, совершенствовать действующие виды услуг, проводить взвешенную депозитную политику в сочетании с грамотной процентной политикой в области привлеченных ресурсов. Депозитная политика банка в области привлечения ресурсов является одним из показателей надежности и стабильности ресурсной базы банка. Эта политика должна соответствовать двум критериям:

1) уровень процентной ставки по депозитам должен быть в достаточной степени привлекательным для существующих и потенциальных клиентов;

2) уровень процентной ставки не должен резко повышать нижнюю границу процентной маржи между активными и пассивными операциями.

Проведение научной обоснованной депозитной политики предполагает не только совершенствование действующей системы вкладов, но и создание специальной системы экономических стимулов, которые должны:

1) побуждать предприятие, организации и население хранить свои текущие денежные доходы и накопления на тех или иных депозитных счетах;

2) заинтересовывать банки в развитии различных видов вкладов, внедрении новых, более прогрессивных форм депозитных счетов.

3. Направления совершенствования механизма депозитных операций

3.1           Направления деятельности ОАО «АСБ Беларусбанк» в области привлечения ресурсов


Цель деятельности ОАО «АСБ Беларусбанк» − оказывать на коммерческой основе полный комплекс банковских услуг клиентам (физическим и юридическим лицам) на уровне международных стандартов, обеспечивать кредитование целевых государственных программ для развития приоритетных отраслей экономики, привлекать дополнительные финансовые ресурсы для инвестиций в социальную сферу и экономику страны при допустимых уровнях рыночных рисков, гарантирующих защиту вкладов населения и средств на счетах юридических лиц от угрозы банкротства банка [6].

Стратегия деятельности ОАО «АСБ Беларусбанк» направлена на выполнение задач, определенных «Программой социально-экономического развития страны на 2006-2010гг.», «Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2009г.» и «Программой развития банковского сектора экономики на 2006-2010г.г».

Стратегическая цель банка - поддержание финансовой устойчивости банка, сохранение лидирующих рыночных позиций банка и его конкурентоспособности путем выбора оптимальной стратегии продаж банковского продукта, повышения уровня качества обслуживания клиентов, совершенствования банковских информационных технологий, обеспечения роста объемов продажи банковских услуг, повышения рентабельности деятельности банка [6].

Основные задачи ОАО «АСБ Беларусбанк»:

-укрепление финансовой устойчивости банка, наращивание собственного капитала и уставного фонда;

- наращивание ресурсного потенциала банка, оптимизация активов и пассивов по срокам, целям и стоимости;

- улучшение качества кредитного портфеля;

- развитие розничного бизнеса;

- развитие корпоративного бизнеса;

- развитие международного сотрудничества;

- развитие системы управления банковскими рисками,

- унификация и оптимизация бухгалтерского учета;

- совершенствование и развитие информационных технологий;

- совершенствование кадровой политики банка;

- совершенствование организационной структуры и региональной сети;

- развитие материально-технической базы.

Для успешного поступательного движения вперед, формирования прочных основ, обеспечивающих устойчивой рост и развитие банка как крупнейшего универсального учреждения страны, работники банка должны активно работать над повышением качества традиционных услуг, освоением и внедрением новых перспективных технологий и финансовых инструментов в целях полного удовлетворения потребностей своих клиентов. Клиенты — это основа любого бизнеса. И если клиенты не будут удовлетворены, то банк их потеряет, как только на рынке появятся конкуренты. В период бурного развития технологий и нарастающей конкуренции клиенты становятся основным активом финансовой организации, поэтому стратегия борьбы за них должна быть подчинена одной цели — максимальному удовлетворению потребностей клиентов [6].

Политика ОАО «АСБ Беларусбанк» в области привлечения ресурсов будет направлена на наращивание ресурсной базы на основе улучшения качества банковских услуг, при этом особое внимание будет уделено оптимизации структуры пассивов, сохранению лидирующего положения банка на рынке привлечения средств физических лиц, что создаст условия для обеспечения наращивания активных операций и в первую очередь инвестиционного характера.

Параметры роста и укрепления ресурсного потенциала банка определены «Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009г» и отражены в утвержденном Прогнозном балансе ОАО АСБ «Беларусбанк» на 2009 год.

В целях привлечения средств физических и юридических лиц банком запланировано осуществить выпуск и реализацию облигаций для населения на сумму не менее 50 млрд. руб., 5 млн. долларов США, 4 млн. евро; ипотечных облигаций для юридических лиц на сумму не менее 20 млрд. руб.

Депозитная политика, проводимая банком, и в дальнейшем будет формироваться исходя из политики, проводимой Национальным банком Республики Беларусь, в отношении ставки рефинансирования, как одного из инструментов сдерживания инфляции и стабильности курса белорусского рубля, а также в соответствии с проводимой политикой дедолларизации экономики и создания условий более высокой привлекательности хранения средств населением в белорусских рублях относительно валютных сбережений.

Ориентация депозитной политики банка на обеспечение более высокой привлекательности сбережений в белорусских рублях относительно валютных сбережений позволит расширить использование национальной валюты в экономике страны путем трансформации сбережений в инвестиции. Банк ставит перед собой задачу способствовать выполнению намеченных целей путем предоставления более привлекательных условий населению по депозитам в белорусских рублях. При этом будет учитываться необходимость соблюдения баланса интересов банка и вкладчиков, а также необходимость повышения рентабельности деятельности банка. Основным принципом политики банка по привлечению средств физических лиц останется защита сбережений от инфляционных процессов, в рамках которой будет обеспечиваться положительный уровень реальных доходов по вкладам [40].

Политика банка в сфере обслуживания юридических лиц будет строиться на принципах установления партнерских отношений в расчете на долгосрочное сотрудничество и предполагает обеспечение комплексного и качественного обслуживания корпоративных клиентов, с созданием максимально благоприятных условий для клиентов, защиты их интересов [8].

Совершенствование процесса банковского обслуживания подразумевает и расширение круга клиентуры, что включает в себя:

- привлечение на обслуживание перспективных хозяйствующих субъектов с кредитоемкой и ресурсоемкой базой, а также индивидуальных предпринимателей;

- внедрение новых и совершенствование уже используемых в учреждениях банка услуг, обеспечивающих наращивание ресурсной базы;

- перевод на полное расчетно-кассовое обслуживание потенциальных клиентов, частично потребляющих услуги банка;

- привлечение клиентов на обслуживание по инкассации торговой выручки, предоставление услуг по перевозке ценностей, доставке заработной платы субъектам хозяйствования;

- выплата заработной платы путем использования пластиковых карточек.

Банку также предстоит:

- проводить работу по определению круга потенциальных клиентов на основе анализа их деловой активности и перспектив развития, привлечению на обслуживание в банк

- обеспечить проведение комплекса организационно-рекламных мер, направленных на привлечение целевых депозитов, внедрение новых финансовых продуктов типа «депозит – кредит – финансовые услуги» и других продуктов и услуг.

В соответствии со стратегией развития взаимоотношений с корпоративными клиентами планируется продолжить работу по организации системы обслуживания корпоративных клиентов в системе ОАО «АСБ Беларусбанк», в том числе:

- создать систему обслуживания корпоративных клиентов в структуре ОАО «АСБ Беларусбанк», с четким определением и разграничением обязанностей должностных лиц;

- создать отделы, состоящие из персональных банковских менеджеров, обслуживающих только корпоративных клиентов;

- определить строгую специализацию персональных банковских менеджеров в системе ОАО «АСБ Беларусбанк» (например Областные управления – работают с корпоративными клиентами 1-2 класса, филиалы работают с корпоративными клиентами 3 класса, отделения только с предпринимателями и частными лицами);

- с целью организации корпоративной культуры обслуживания создать для корпоративных клиентов операционные залы, общение в которых с клиентом происходит «в располагающей обстановке» в специальных клиентских комнатах (за столом, а не через стеклянное окошко), проводить презентации в операционных залах филиалов.

Для увеличения темпов прироста вкладов населения банку рекомендуется рассмотреть целесообразность разработки планов вовлечения средств населения в инвестиционный процесс, предусматривающий конкретные программы их привлечения с использованием разнообразных видов вкладов: конверсионных, целевых (на отдых, обучение), пенсионных, премиальных, инвестиционных, накопительных с автоматическим перечислением части заработной платы, накопительных для несовершеннолетних и иных [6].

В рамках осуществления депозитной политики банк должен проводить различные рекламные мероприятия, а также разработать целый спектр дополнительных услуг, оказываемых вкладчикам по различным видам вкладов (осуществление платежей за коммунальные и другие услуги путем списания средств с вкладов, зачисление заработной платы во вклад).

Проведение научно обоснованной депозитной политики предполагает не только совершенствование действующей системы вкладов как форм аккумуляции денежных средств, но и создание специальной системы экономических стимулов. С одной стороны, эти стимулы должны побуждать предприятия, организации и население хранить свои текущие денежные доходы и накопления на тех или иных депозитных счетах, а с другой, - заинтересовывать банки в развитии различных видов вкладов, внедрении новых, более прогрессивных форм депозитных счетов. Для вкладчиков одним из важнейших стимулов является уровень процента по депозитам.

Одним из главных механизмов регулирования ситуации по привлечению денежных сбережений в банковскую систему является процентная политика [44, с.844].

При разработке комплексного подхода к проблемам процентной политики в области депозитных операций следует учитывать, во-первых, объективность условий установления процентов по всем видам вкладов, экономическую обоснованность соответствующих процентных ставок, а во-вторых, необходимость обеспечения их увязки с процентными ставками по активным банковским операциям. Построение эффективной процентной политики любого банка должно исходить из необходимости достижения оптимального привлечения свободных денежных средств на счета в банки, получение всеми подразделениями банка прибыли, а также обеспечение гарантий социально-экономической защищенности вкладчиков.

Между сроком привлечения ресурсов и уровнем процентных ставок, а также между размером привлечения ресурсов банков существует прямая зависимость. Дифференциация процентных ставок может осуществляться и по группам вкладчиков с целью повышения социальной защищенности малоимущих слоев населения [44, с.844].

Процесс оптимизации механизма привлечения средств физических лиц коммерческими банками можно представить следующим образом. Цель - это наиболее полная мобилизация сбережений населения за счет формирования оптимальной стратегии привлечения ресурсов и создания новых, привлекательных для населения финансовых инструментов.

Рекомендуется предоставить населению возможность размещать денежные средства в значительно большее число вкладов. Чтобы повысить заинтересованность людей и удовлетворить их спрос того количества видов вкладов, которые предлагает филиал банка, явно недостаточно. Другие банки из дальнего и ближнего зарубежья в своем арсенале имеют по несколько десятков видов вкладов.

Однако, несмотря на разнообразие вкладов, в стране отсутствуют принципиально новые формы привлечения средств населения. Хотя и говориться о постоянном росте доверия населения к банковской системе Республики Беларусь, значительная его часть все еще боится вкладывать свои сбережения в экономику страны (особенно в белорусских рублях). В связи с этим банку рекомендуется разработать и внедрить такой вид вклада в национальной валюте, при котором основная его сумма будет привязана к какой-либо стабильной иностранной валюте (доллар США, Евро, российский рубль). Это позволит увеличить объем привлеченных средств населения в белорусских рублях, повысив уверенность вкладчиков в защите их сбережений от негативных последствий инфляции, причем это даст им возможность получить дополнительный доход.

Среди основных проблем, препятствующих развитию сберегательного дела, следует отметить требование государства по информированию фискальных и иных органов об оборотах по счетам граждан, что вызывает крайне негативную реакцию у вполне законопослушных белорусов. Решением этой проблемы может стать увеличение порога декларирования либо более четкое формулирование требований законодательства.

На эффективность политики банка по привлечению ресурсов влияют не только процентная политика, но и экономическое состояние клиентов, степень их доверия к банковской системе, недостаточно отработанные методы регулирования деятельности коммерческого банка [6].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10