рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Законность в Вооруженных Силах, способы ее обеспечения рефераты

p> Задачи военной прокуратуры.
Военная прокуратура, осуществляя задачи, возложенные на прокуратуру РФ, направляет свою деятельность на всемерное укрепление законности и правопорядка в Вооруженных Силах РФ и охрану от всяких посягательств:

- безопасность РФ, боеспособности и боевой готовности его
Вооруженных Сил, военной дисциплины и установленного порядка несения военной службы;

- прав и свобод военнослужащих, военных строителей и призванных на сборы военнообязанных, членов семей, рабочих и служащих ВС РФ и других граждан;

- прав и законных интересов воинских частей, учреждений, военно- учебных заведений, предприятий и организаций ВО РФ.

Всей своей деятельностью военная прокуратура способствует воспитанию должностных лиц Вооруженных Сил РФ, всех военнослужащих и призванных на сборы военнообязанных в духе точного и неуклонного исполнения Конституции
РФ, законов, военной присяги и воинских уставов.

Основные направления деятельности военной прокуратуры.

Военная прокуратура в соответствии с возложенными на нее задачами действует по следующим основным направлениям:

- надзор за исполнением законов, воинских уставов и других актов военного законодательства всеми органами военного управления, воинскими частями, учреждениями, военно-учебными заведениями, предприятиями, организациями, командирами и другими должностными лицами ВС РФ, всеми военнослужащими и призванными на сборы военнообязанными, военными строителями и другими лицами, в отношении которых имеется специальное указание в законодательстве РФ, а также рабочими и служащими ВС РФ при выполнении ими обязанностей по службе (общий надзор);
- надзор за исполнением законов органами дознания, действующими в ВС РФ, следователями военных прокуратур, а также органами дознания и следователями органов государственной безопасности при расследовании ими дел, подсудных военными трибуналами;
- надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в военных трибуналах; надзор за соблюдением законов и воинских уставов на гауптвахтах, в других местах содержания задержанных и арестованных военнослужащих, военных строителей в воинских частях наказаний, назначаемых военными трибуналами.
Осуществляя общий надзор, военный прокурор в пределах своей компетенции:
1. истребует приказы, инструкции, наложения, наставления, распоряжения и другие акты, издаваемые органами военного управления, командирами и другими должностными лицами ВС РФ для проверки соответствия их Конституции РФ, воинским уставам другим актам военного законодательства, а также постановлениям Совета Министров РФ;
2. Требует от органов военного управления, командиров и других должностных лиц ВС РФ, предоставления необходимых документов, материалов, статистических и других сведений, проведения проверок и ревизий деятельности, подчиненных им воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий, организаций, служб и должностных лиц в связи с имеющимися данными о нарушении закона, выделения специалистов для выяснения возникших при осуществлении надзора допросов;
3. Проверяет исполнение законов органами военного управления, воинскими частями, учреждениями, военно-учебными заведениями, предприятиями, организациями и должностными лицами ВС РФ в связи с заявлениями о правонарушениях;
4. Проверять законность административного задержания граждан и применения соответствующими органами и должностными лицами мер воздействия за административные правонарушения;
5. Вызывает должностных лиц, военнослужащих и других граждан и требует от них устных или письменных объяснений, по поводу нарушений закона;
6. Опротестует противоречащие закону приказы и другие акты, издаваемые органами военного управления, а также незаконные акты и действия командиров и других должностных лиц ВС РФ;
7. Привлекает правонарушителей в установленном законном порядке к уголовной ответственности, возбуждает дисциплинарное производство об административном правонарушении, передает в предусмотренных законом случаях материал о них воинским коллективам, товарищеским судам или общественным организациям для решения вопроса о применении мер общественного воздействия, предостерегает о недопустимости нарушения закона;
8. Принимает меры к обеспечению в установленном порядке возмещения морального ущерба, причиненного нарушением закона;
9. Вносит представления в органы военного управления, командирам, другим должностным лицам и в общественные организации об устранении нарушений закона, причин нарушений и способствующих им условий.

Военная прокуратура призвана решительно пресекать и раскрывать преступления, совершаемые в Вооруженных Силах, своевременно разоблачать виновных и привлекать их к ответственности. Поэтому основное внимание военные прокуратуры сосредоточивает на обеспечении самой решительной и эффективной борьбы с правонарушителями в войсках. Вместе с тем органы военной прокуратуры учитывают, что главным и решающим методом укрепления законности и воинской дисциплины является убеждение, воспитание военнослужащих.

Интересы всемерного укрепления законности и воинской дисциплины требуют, чтобы были полностью изжиты случаи снисходительного отношения с чьей-либо стороны к злостным правонарушителям и обеспечено правильное сочетание применения установленных законом наказания к опасным преступникам с мерами общественного воздействия и воспитания в отношении лиц, впервые, допустивших малозначительные правонарушения и способных исправиться без изоляции от общества.

Военные прокуроры всех степеней стремятся своевременно выявлять причины, способствующие возникновению нарушений закона, и принимают действенные меры для предупреждения правонарушений. Это важная функция в действительности прокуратуры, успешно развивается и как нельзя лучше служит целям полного искоренения правонарушений в нашей стране, в том числе и
Вооруженных Силах РФ.

В современных условиях возрастает значение правового воспитания воинов. В решении этой задачи большую роль играют работники военной прокуратуры. В соответствии с планами правовой пропаганды, разрабатываемыми совместно с командованием военные прокуроры, следователи систематически проводят в частях лекции и доклады на правовые темы, выступают со статьями в армейской печати, способствуя тем самым воспитанию военнослужащих, формированию у них высоких моральных качеств.

Важное место в деятельности военной прокуратуры занимают вопросы охраны прав и законных интересов военнослужащих и их семей, рабочих и служащих Вооруженных Сил, других граждан. Военные прокуроры принимают и рассматривают заявления и жалобы на нарушение закона органами военного управления, должностными лицами и отдельными военнослужащими, проверяют эти заявления и жалобы, принимает меры к восстановлению нарушенных прав и к защите законных интересов военнослужащих и других граждан.

Военные прокуроры всех степеней обеспечивают постоянный надзор за точным исполнением законов органами военного управления в центре и на местах, за соответствием приказов, инструкций, положений, наставлений и других правовых актов, издаваемых органами военного управления,
Конституции и законом РФ, постановлениям Совета Министров РФ.

На военных прокуроров возложен надзор за неукоснительным исполнением законов всеми военнослужащими, военнообязанными во время прохождения ими учебных сборов, а также рабочими и служащими Вооруженных Сил РФ при выполнении ими обязанностей по службе.

Исходя из задач, решаемых Вооруженными Силами, военные прокуроры уделяют большое внимание надзору за исполнением законов о всеобщей воинской обязанности, законов об укреплении воинской дисциплины, об охране собственности, об ответственности за выпуск и поставки в войска недоброкачественной и некомплектной продукции, положения о материальной ответственности военнослужащих и других актов.

Особое место в работе военных прокуроров занимает надзор за исполнения воинских уставов. Военные прокуроры призваны всемерно помогать командирам в предотвращении, выявлении и устранении нарушений уставных требований.

В порядке осуществления надзора за исполнением законов военным прокурорам дано право истребовать приказы, инструкции и другие акты, издаваемые органами военного управления и должностными лицами, для проверки соответствия этих актов закону. Они могут производить на месте проверку исполнения законов в связи с заявлениями, жалобами и иными сведениями о нарушении закона, требовать от должностных лиц представления необходимых документов и сведений. Получив данные о нарушении закона, они вправе ставить вопрос перед соответствующими командирами и начальниками о производстве проверок и ревизий деятельности, подчиненных им воинских частей и учреждений, требовать от должностных лиц, военнослужащих и других граждан личных объяснений по поводу тех или иных нарушений закона.

Прокурор не имеет административной власти и не должен вмешиваться в административную деятельность командования. Он не производит обследований и проверок тех или иных отраслей боевой подготовки или административно- хозяйственной деятельности, не отменяет, не изменяет и не приостанавливает акты органов военного управления, т.е. ни в коем случае и ни при каких условиях не подменяет командования. Установив, что приказ или иной правовой акт военного управления противоречит закону, военный прокурор обязан опротестовать его, ставя вопрос об отмене или изменении этого акта, об устранении допущенного нарушения. Протест вносится командиру (начальнику), издавшему такой акт, или вышестоящему командиру и подлежит рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок.

Другой правовой формой прокурорского реагирования на нарушение закона является представление, вносимое военными прокурорами командирам
(начальникам). Основное назначение этого документа заключается в постановке вопроса об устранении нарушений закона, причина и условий, способствующих преступлениям и иным правонарушениям. В представлениях военные прокуроры могут вносить предложения о принятии мер, необходимых, по их мнению, для укрепления законности, для усиления борьбы с преступностью. Представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений, имеет право вносить и военные следователи.

Командиры (начальники) обязаны не позднее чем в месячный срок рассмотреть представление военного прокурора или следователя, принять необходимые меры по устранению нарушений закона и их причин. Форма реагирования со стороны командиров на представления может быть различной. В одних случаях издаются приказы и распоряжения об устранении нарушений закона, о ликвидации недостатков в организации службы, в воспитательной и предупредительной работе; в других случаях проводятся совещания по правовым вопросам, занятия с теми или иными категориями военнослужащих и т.д.

Военные прокуроры осуществляют также постоянный надзор за соблюдением законности при содержании арестованных на гауптвахтах и осужденных, отбывающих наказание в дисциплинарных батальонах.

Важной областью работы военных прокуроров является постоянное осуществление надзора за исполнением законов в деятельности органов дознания Вооруженных Сил РФ, военных следователей, а также следователей органов государственной безопасности при расследовании ими дел, подсудных военным трибуналам, в частности дел о шпионаже.

К подследственности военных следователей отнесены следующие уголовные дела:

- о преступлениях, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил РФ, военнообязанными во время прохождения ими учебных сборов, а также лицами офицерского, сержантского и рядового состава органов государственной безопасности;

- о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении воинской части, в военном учреждении, заведении, предприятии и военной организации.

Законом определено, что если при расследовании дела по обвинению одного лица или группы лиц в совершении одного или нескольких преступлений дело хотя бы об одном из этих лиц или об одном из преступлений подследственною военному следователю, а о других - следователю территориальной прокуратуры или органов внутренних дел, то все это дело расследуется военным следователем.

Осуществляется надзор заточным исполнением законов в деятельности органов дознания и предварительного следствия, военные прокуроры обязаны:

- привлекать к уголовной ответственности лиц, виновных в совершении преступлений;

- принимать меры к тому, чтобы ни одно преступление в Вооруженных
Силах не осталось не раскрытым и ни один преступник не уклонился от ответственности;

- строго следить за тем, чтобы ни один военнослужащий, рабочий или служащий Вооруженных Сил не подвергался незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности или иному незаконному ограничению в правах;

- следить за неуклонным соблюдением органами дознания и предварительного следствия установленного порядка расследования преступлений.

При этом военные прокуроры вправе давать органам дознания и подчиненным прокурорам и следователям указания о расследовании преступлений и розыске скрывшихся преступников, требовать для проверки уголовные дела, документы и материалы о совершенных преступлениях, участвовать в производстве следствия и дознания и в необходимых случаях лично производить расследования по делу, отменять незаконные и необоснованные постановления органов дознания, а также подчиненных прокуроров и следователей, прекращать уголовные дела по основаниям, указанным в законе и т.п.

И наконец, одно из важных обязанностей военных прокуроров является обеспечение надзора за соблюдением законности при рассмотрении военными трибуналами уголовных и гражданских дел, отнесенных законом к их ведению.

Эту задачу военные прокуроры осуществляют путем участия в распорядительных заседаниях суда и в pассмотpеии уголовных и гражданских дел в судебных заседаниях, путем поддержания государственного обвинения, а также путем внесения в установленном законом порядке протеста на незаконные и необоснованные приговоры, решения, определения и постановления военных трибуналов, путем надзора за исполнением приговоров и т.п.

Военная прокуратура ведет учет всех преступлений, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил РФ, а также военнообязанными во время прохождения ими учебных сборов. Поэтому о каждом преступлении, а также о происшествии, повлекшим гибель людей и другие тяжкие последствия, командиры
(начальники) обязаны немедленно уведомлять соответствующего военного прокурора.

6 ВОПРОС: “Военные суды”.

Задачи военных судов, их структура и комплектование

Военные суды, осуществляющие задачи правосудия в Вооруженных Силах страны и призванные вести борьбу с посягательствами на безопасность РФ, боеспособность войск, воинскую дисциплину и установленный в Вооруженных
Силах РФ порядок несения воинской службы входят в единую судебную систему
РФ. Они отправляют правосудие на основании тех же принципов правосудия и тех же законов, что и другие суды (имеются в виду уголовные и гражданские, уголовно-процессуальные и гражданско-процессуальные кодексы). Специфические вопросы комплектования и деятельности военных судов и их структура определены Положением о военных трибуналах, 25 июня 1980 года и утверждены федеральным Конституционным законом РФ " О судебной системе РФ ", принятого
Государственной Думой 23.10.1996 года и собранием одобренным Советом
Федерации 26.12.1996 г. Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и в формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба.
Военные суды организуются и действуют в округах, группах войск, флотах, армиях, флотилиях, воинских соединениях и гарнизонах. При необходимости могут создаваться также военные суды видов Вооруженных Сил РФ. Высшим военно-судебным органом является Военная коллегия Верховного Суда РФ.
Организационное руководство военными судами осуществляет Управление военных судов Министерства юстиции РФ.

Комплектование судов производится на начальных выборности.
По следующему положению, судьей и народным заседателем может быть избран каждый гражданин РФ, обладающий избирательным правом и достигший ко дню выборов 25 лет. Требование о том, что судьей не может быть лицо моложе 25- летнего возраста, исключает возможность привлечения к осуществлению правосудия лиц, не обладающих жизненным опытом. Это требование относится и к судьям военных судов. Что же касаться народных заседателей, то для военных судов сделано исключение: народные заседатели военных судов избираются из граждан, состоящих действительной военной службе. Такое исключение вызвано необходимостью привлечения к отправлению правосудия в армии не только офицеров, прапорщиков и мичманов, но и военнослужащих срочной службы, составляющих большинство личного состава Вооруженных Сил
РФ.

Все судьи военных судов - председатели, заместители председателей и члены военных судов - избираются сроком на 5 лет из числа офицеров, состоящих на действительной военной службе, имеющих соответствующее юридическое образование и моральное право судить других, Народные заседатели военных судов избираются открытым голосованием на общих собраниях военнослужащих воинских частей (учреждений) сроком на 2 года из числа наиболее дисциплинированных и авторитетных воинов.

Военные суды относятся к судам РФ и выносят приговоры и решения именем Российской Федерации. Отнесение военных судов к судам РФ обусловлено особенностями организации Вооруженных Сил, единством установленного в них воинского правопорядка и централизацией управления войсками.

Подсудность дел военным судом определена в Положении о военных трибуналах. Согласно его военным судам подсудны: а) дела обо всех преступлениях, совершенных военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождениями ими учебных сборов; б) дела обо всех преступлениях, совершенных лицами офицерского, сержантского и рядового состава органов государственной безопасности; в) дела о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных лицами начальствующего состава исправительно-трудовых учреждений; г) все дела о шпионаже; д) дела о преступлениях, совершенных лицами, в отношении которых имеется специальное указание в законодательстве РФ.

Таким образом, в отличие от общих судов, которые призваны рассматривать как уголовные, так и гражданские дела, на военные суды возложено рассмотрение только уголовных дел. Однако Положением предусмотрено, что в отдельных местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют общие суды, военные суды рассматривают все уголовные и гражданские дела.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9