Законность в Вооруженных Силах, способы ее обеспечения
p> Основным органом командира по управлению полком является штаб полка.
Для проведения в жизнь решений командира начальнику штаба предоставлено
право отдавать приказания от имени командира полка. Хозяйственной частью полка и специальными службами командир полка
руководит через заместителя по тылу, объединяющего службы снабжения
горючими, продовольственного снабжения, вещевого снабжения и квартирно-
эксплуатационную, а также через начальников специальных служб
(артиллерийского вооружения, технической, медицинской и др.). Командир полка лично утверждает расходы денежных средств,
отпускаемых полку довольствующими финансовыми органами, и утверждает в
установленном порядке сметы расходов. Он имеет право заключать договоры с
государственными и кооперативными организациями в пределах денежных
ассигнований полку, организовывать подсобное хозяйство полка, утверждать
акты приема и сдачи дел и имущества должностными лицами полка, подписывать
чеки и поручения учреждениям Госбанка. В систему учетно-мобилизационных органов (органов местного военного
управления) входят военные комиссариаты: городские, окружные, районные и
областные, краевые, республиканские. Общее руководство работой учетно-мобилизационных органов осуществляет
Генеральный штаб, а в округах - командующие войсками военных округов.
Военные комиссариаты действуют в тесном контакте с местными органами и при
их непосредственном содействии. На военные комиссариаты возлагаются
следующие основные задачи: - учет призывников и военнообязанных;
- проведение очередных призывов на действительную военную службу и
призывов по мобилизации; - учет материальных средств, подлежащих поставке
в Вооруженные Силы при мобилизации;
- назначение пенсий офицерам, прапорщикам и мичманам и их семьям, генералов
и адмиралов (этим правом пользуются областные, краевые и некоторые
городские военкоматы, которым специальными положениями такое право
предоставлено);
- содействие в трудоустройстве и обеспечении жилой площадью офицеров,
увольняемых из Вооруженных Сил;
- подбор и направление кандидатов в военные училища, на учебные сборы и
курсы по подготовке офицеров запаса, в воинские части по контракту и
офицеров; - рассмотрение и решение жалоб и заявлений призывников, военнообязанных,
военнослужащих, инвалидов войны, членов семей этих лиц, а также членов
семей погибших воинов. Совместно с организациями РОСТО военные комиссариаты проводят
большую и разностороннюю работу по подготовке молодежи к военной службе,
по военно-патриотическому воспитанию граждан. В пределах своих полномочий военные комиссары издают приказы,
обязательные для всех граждан, учреждений и организаций. В местностях, где
нет воинских частей, военные комиссары выполняют обязанности начальников
гарнизонов. На основании Закона РФ о всеобщей воинской обязанности районные
(городские) военные комиссариаты имеют право привлекать к административной
ответственности, военнообязанных и призывников, виновных в нарушениях
правил воинского учета, а также за неявку по вызову в военный комиссариат
без уважительных причин, за утрату военных билетов (специальных
свидетельств), за несвоевременное сообщение в учетный орган об изменении
адреса места жительства вплоть до уголовной ответственности. Правовое положение и обязанности начальников гарнизонов и военных
комендантов определены Уставом гарнизонной службы и караульной служб
Вооруженных Силах РФ. Порядок издания письменных приказов и других актов военного
управления определяются воинскими уставами, а также Руководством по
служебной переписке и делопроизводству в Вооруженных Силах РФ. Ряд обязанностей в области обороны страны возложен на местные органы
государственной власти и управления. Большие и ответственные задачи
выполняют местные органы государственной власти и по организации
гражданской обороны - системы общественных оборонных мероприятий,
осуществляемых в целях защиты населения и народного хозяйства от
воздействия оружия массового поражения. Правовая работа органов военного управления является важным
средством претворения в жизнь политики руководства страны в области
обороны и безопасности, укрепления ВС, военного руководства. Эта работа
выступает в виде юридической формы исполнительно-распорядительной
деятельности органов военного управления. Акты военного управления носят
подзаконный характер. Они разрабатываются и издаются на основании
Конституции, законов, конкретизируют их положения по вопросам военного
строительства. Обеспечивая применения в армии и на флоте правовых норм,
акты военного управления должны строго соответствовать действующему
законодательству. Акты военного управления характеризуются ярко выраженной
социальной сущностью. Они отражают происходящие в ВС процессы. Вместе с тем
акты оказывают на эти процессы активное влияние, что находит проявление в
детальном регулировании всех сторон жизни и деятельности войск, охраны
установленного в них порядка. Актам принадлежит заметное место в детальной
регламентации процесса управления войсками их боевого применения,
организации боевой подготовки л/с материально-технического и культурно-
бытового обеспеченья частей и подразделений, применения боевого оружия и
эксплуатации сложной боевой техники. Актам военного управления присущ
государственно-властный характер. Они представляют собой правовую форму
реализации властно-распорядительных полномочий органов военного управления,
должностных лиц которые используют правовые акты для руководства войсками,
поддержания твердой воинской дисциплины, организованности и порядка. Акты военного управления относятся к правовым актам. Их издание
вызывает определенное юридические последствия: установление, изменение
отмену правил поведения, правовых норм, либо установление, изменение,
отмену конкретных правовых отношений. В первом случае, устанавливая правила
общего характера, органы военного управления, должностные лица
осуществляют правотворческую деятельность. Во втором случае, регулируя
конкретные вопросы, отдельные факты, обстоятельства в жизни войск они
осуществляют правоприменительную деятельность. К актам военного управления относятся: - уставы; приказы; директивы;
указания; приказания; наставления; руководства; положения; инструкции. Воинские уставы - это правовые акты, регулирующие основополагающие
вопросы жизни и деятельности войск. В них сконцентрирован боевой опыт,
многолетняя практика подготовки и использования войск. Уставы являются
правовой базой, содержащей как общие положения по организации боевой
подготовки, боевому использованию войск, обеспечению внутреннего порядка,
поддержанию и укреплению воинской дисциплины, несения службы, так и
конкретные вопросы жизни и быта войск, полномочий должностных лиц,
взаимоотношений между начальниками и подчиненных, прав обязанностей
военнослужащих и многие другие. Поэтому их постоянно и глубоко изучение и
неукоснительное соблюдение является прямым долгом и важнейшей обязанностью
каждого военнослужащего. В зависимости от характера регламентируемых
отношений уставы могут быть общевоинскими, видов ВС (родов войск) и боевые. Приказ - представляет собой акт военного управления и издается во
исполнение постановлений и распоряжений правительства, решений
коллегиальных органов, на основании приказов и директив вышестоящих
командиров. Он используется в качестве эффективного способа постановки
перед войсками боевых задач, организации обучения и воспитания
военнослужащих, материально-технического обеспечения частей. В приказе
проявляется действия принципа единоначалия. Этот правовой акт должен строго
соответствовать закону. Приказы отдаются в устной и письменной форме. Письменные приказы издаются командирами всех степеней от командира
части (корабля) и выше, а также начальниками гарнизонов Вузов и учреждений.
Приказы могут содержать как правовые нормы, обязательные для всех лиц, так
и положения, адресованные персонально отдельным лицам. Большое количество
приказов издается в полку. Так, командир полка ежедневно отдает письменные
приказы по строевой части, и по мере необходимости - по боевой подготовке,
тылу, технической части службе РАВ и т.д. Приказ по строевой части содержит следующие вопросы: - состав суточного наряда; - зачисление в списки воинской части (исключение из списков), постановку - снятие с довольствия; - изменение в персональных учетных данных л/с; - нахождение на излечении
и возвращение на службу; - назначение на должность и присвоении очередных воинских званий; -
увольнение военнослужащих в запас (отставку); - прием на работу и
увольнение рабочих и служащих; - убытие в командировки, отпуска, а учебу и прибытие из них; - награды, поощрения и взыскания л/с. В приказе могут излагаться и другие вопросы, решение которых
предоставлено командиру полка. Директива - это правовой акт, содержащий распоряжения по подготовке к
ведению боевых действий, обучению и воспитанию л/с штат организации,
снабжению и другим вопросам жизни и деятельности войск. Правом издания
директив обладают должностные лица от командующего войсками округа (флота)
и выше. В директивах излагаются цели проводимых мероприятий, формируются
задачи, определяются порядок и срок выполнения.
Указания - содержат распоряжения по организации выполнения требований
правовых актов вышестоящих органов военного управления. В них
конкретизуются положения этих актов, а также могут даваться разъяснения,
как действовать в конкретной ситуации. Указания касаются вопросов
организации и планирования учебного процесса, хранения, эксплуатации,
сбережения и ремонта вооружения, боевой техники и имущества, а также
вопросов медицинского и материального обеспечения. Правом издания этого
правового акта пользуются начальники главных и центральных управлений МО.
Приказание - содержит распоряжение по организации исполнения приказа
командира (начальника). В нем конкретезируются требования приказа
командира, указываются мероприятия по их исполнению, определяются
средства достижения целей, порядок выполнения поставленных задач, сроки
исполнения. Этот акт издается начальником штаба части от имени командира
части и комендантом Гарнизона от имени его начальника.
Наставление - систематизированный свод правовых норм, регулирующий тот или
иной вид деятельности органов военного управления и содержит совокупность
положений, относящихся к обеспечению боевых действий, обучения л/с, правил
обращения с оружием, боевой техникой. Вопросы действия л/с и конкретных
условий военной
службы, применения боевого оружия, военной техники регулируются в
руководствах. Этот правовой акт, который содержит систематизированный
свод правовых норм, правил, выполнение которых обеспечивает четкость
действий военнослужащих, постоянную готовность оружия и техники к
применению.
Положение - нормативный акт, регулирующий вопросы прохождения службы
отдельными категориями военнослужащих, цели и характер деятельности
военных органов, задач и полномочий должностных лиц.
Инструкция - нормативный акт, содержащий правила осуществления
определенной деятельности, проведения какого-либо мероприятия, выполнения
воинскими должностными лицами возложенных на них функций. Инструкция
содержит правила поведения военнослужащих в специфических условиях,
определяет задачи, права и обязанности должностных лиц, устанавливает их
ответственность. Наряду с актами военного управления в воинских частях, учреждениях,
Вузах разрабатываются служебные документы: отчеты, доклады, донесения,
протоколы, акты, заявки, рапорта, телеграммы, служебные письма, справки и
др. В отличие от актов они не устанавливают правовых норм, общих правил,
т.е. не обладают правовым характером. Однако служебные документы играют
важную роль в осуществлении военного управления, т.к. являются
информационной базой для принятия командирами (начальниками) правильных и
обоснованных решений. Таким образом, правовой работе органов военного управления принадлежит
важная роль в жизни и деятельности войск. Поэтому должностные лица должны
хорошо знать нормативные положения и умело применять акты в своей
деятельности. 3 ВОПРОС: Юридическая служба в армии. Предназначение юридической службы МО и цель ее деятельности -
обеспечить строгое соблюдение законодательства, требований МО, других
начальников в повседневной деятельности войск и флота. Сфера деятельности
юридической службы в настоящее время расширяется. Если раньше она
ограничивалась областью военно-административной деятельностью, то сейчас
она все активнее привлекается к решению вопросов международно-правового
характера, а также связанных с оперативной деятельностью войск. Уходит в прошлое представление о том, что офицер служащий юридической
службы, является лишь советником начальника по правовым вопросам. Нынешним
требованиям по вопросам укрепления законности и правопорядка в ВС
соответствует такое положение, при котором должностные лица юридической
службы несут наряду с командирами полную ответственность за положение дел в
правовом обеспечении деятельности органов военного управления. Юридическая
служба МО участвует в решении принципиально новых задач. Во-первых - глубокое изучение положения дел в соответствующих органах
военного управления, подчиненных им войскам, причин нарушения требований
законодательства на основе постоянного анализа явлений, разработка мер по
их предотвращению. Во-вторых - перенос акцента с контрольных функций на конструктивную
предметную работу с л/с по освоению им основ законодательства, минимума
знаний, необходимого для исполнения обязанностей по службе. В-третьих - повышение профессионализма л/с юридической службы.
Юридическая служба МО является составной частью аппарата управления ВС.
Она объединяет структурные подразделения, созданные в различных звеньях
системы органов военного управления и предназначенные для обеспечения
законности в их деятельности, защиты прав и законных интересов юридических
лиц л/с. В зависимости от уровней органов военного управления, в которых
созданы подразделения юридической службы, объема полномочий выделяются
следующие звенья: 1. Центральный аппарат: юридический отдел управления делами МО;
юридические группы главных штабов видов ВС и при заместителях МО;
юридические группы и старшие юрист-консульты родов войск, главных и
центральных управлений МО; 2. Аппарат войск и сил флота: старшие юрист-консульты направлений;
юридические группы управлений округов, групп войск и флотов; старшие
юрисконсульты управлений армий и флотилий; помощники командиров корпусов,
дивизий и начальников Вузов по правовой работе; юридические отделы,
группы, старшие юрисконсульты учреждений, предприятий и организации МО. Структура юридической службы и численность л/с определяется штатами. Основы организации деятельности и построения юридической службы
предусмотрены в Положении о ней разработанном в соответствии с требованиями
актов законодательства. Основными задачами юридической службы являются: - укрепление законности и деятельности органов управления, воинских
частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организации
Министерства РФ, защита их прав и законных интересов, содействие правовыми
средствами сохранности собственности; - обеспечение законности при подготовке и издании приказов, директив
и других нормативных актов; - юридическое обеспечение договорно-претензионной работы. Общее руководство юридической службой Министерства обороны РФ
осуществляется Управлением делами Министерства обороны через юридический
отдел. Юридический отдел Управления делами Министерства обороны РФ
возлагается начальником юридического отдела - главным юристконсультом
Министерства обороны РФ. Офицеры юридической службы МО РФ назначаются на должности приказами
соответствующих лиц в соответствии с Номенклатурой должностей для
назначения офицеров, генералов и адмиралов приказами по л/с. Служащие ВС РФ назначаются на должности начальников юридических
групп, старших юрисконсультов управления, учреждения, военно-учебного
заведения, предприятия и организации Министерства РФ и освобождаются от
этих должностей приказами начальника вышестоящего учреждения. На должности,
входящие в состав юридических подразделений, служащие ВС РФ назначаются
и освобождаются от этих должностей приказами начальника учреждения в
соответствии с законодательством о труде. На должности начальников юридических отделов, групп старших
юрисконсультов назначаются лица, имеющий высшее юридическое образование. В
исключительных случаях на должность юрисконсульта служащего могут быть
назначены лица, не имеющие высшего юридического образования, при наличии у
них стажа работы по юридической специальности на менее трех лет, а также
лица, обучающие на последних курсах высших юридических учебных заведений. Кандидатура офицера на должность начальника юридической группы,
старшего юрисконсульта в управлениях центрального аппарата Министерства
обороны согласовывается соответствующими кадровыми органами с Управлением
делами Министерства обороны РФ. Начальник юридического отдела, группы, старший юрисконсульт несут
ответственность за соответствие действующему законодательству визируемых
ими проектов приказов, директив и других документов правового характера. В случае несоответствия действующему законодательству, приказам и
директивам Министерства обороны РФ представленных на подпись проектов
приказов, директив и других документов правового характера начальник
юридического отдела, группы, старший юрисконсульт, не визируя эти проекты,
дают соответствующие разъяснения или заключения с предложениями о законном
порядке разрешения рассматриваемых вопросов. Возложение на юридический отдел, группу, старшего юрисконсульта,
юрисконсульта обязанностей, не предусмотренных настоящим Положением, не
допускается. Старший юрисконсульт, юрисконсульт при проверке проектов приказов,
директив и других документов правового характера имеет право требовать от
соответствующих должностных лиц необходимые заключения и справки. Функциональные обязанности помощников командиров определяются
применительно к требованиям главы IV Положения о юридической службе
Министерства обороны РФ - "Юрисконсульт учреждения Министерства обороны
РФ". Основными задачами помощников командиров являются: обеспечение
законности в деятельности органов военного управления, подчиненных воинских
частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций
Министерства обороны РФ, защита их прав и законных интересов, а также
защита прав и законных интересов военнослужащих и членов их семей, рабочих
и служащих ВС РФ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|
|