рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Вооруженные силы Республики Узбекистан рефераты

Известные  события  11-го  сентября  2001 года  в  городах США – Вашингтоне и  Нью-Йорке  заставили  замереть всё население планеты в ожидании глобальных  потрясений. Действительно, мир находится сейчас в предверии возможной войны. В случае, если Соедененные Штаты начнут военную операцию по нанесению ударов по территории  Афганистана, для  Узбекистана, который является ближайшим соседом, существует угроза  быть “втянутым” в боевые действия, а  впоследствии, даже возможно -  в полномасштабную  войну  со своим южным соседом. Во всяком случае, такое развитие событий исключать полностью  никто не осмелится.


С чем же подходят к возможно-ожидаемым событиям Армия и Вооруженные Силы Узбекистана ?!…


   …В 1991 году, после  развала Советского Союза, Узбекистан, в  военном отношении, оказался самым мощным государством в Средней Азии. В “наследство” от бывшего Советского  Союза Узбекистану досталось: в первую очередь, огромная  армия  высококвалифицированных  кадровых  офицеров, мастеров своего дела, также большое количество  современной военной и боевой техники, мощнейшая авиация, которую не имели ни  одна  из соседних республик. Однако, очень  скоро, произошел  сильнейший отток военных кадров в другие  республики  бывшего  Союза, в основном в Россию;  восполнить этот отток  не  помогло  даже  возвращение из других  республик кадровых офицеров-узбеков на свою историческую родину для прохождения ими дальнейшей службы. Из-за сильней нехватки кадров, был объявлен призыв офицеров запаса. Большинство призванных - это лица  сугубо  гражданских профессий, прошедшие обучение военному делу лишь на  военных кафедрах в ВУЗах. Естественно, данный фактор  привел к  снижению уровня подготовленности к боевым действиям офицерского корпуса Вооруженных Сил. Тем более, что в последние  несколько  лет наблюдается, что кадровые офицеры, прошедшие обучение и  подготовку  в  военных училищах бывшего Советского Союза,  все больше  и  больше увольняются из рядов Вооруженных Сил Узбекистана. А  кто пока еще остался, те дожидаются пенсии,  до  которой  осталось  дослужить  год, другой  и  набирают  необходимую для минимальной пенсии выслугу лет.

В чем же  причина  такого  “нежелания”  служить  у  кадровых офицеров, имеющих за плечами  огромный  опыт службы? Самая первая и главная причина это: низкая  заработная плата офицеров Армии Узбекистана. Месячная зарплата узбекского офицера в среднем составляет 35-45 долларов США. А призванные же из запаса, т.е.  те, кто  не  являются  кадровыми офицерами, пришли  служить  в  Армию  в  большинстве своем, из-за  отсутствия  работы  на  “гражданке”  или  хотя  бы из-за относительно “больших” окладов  на  военной  службе. Во вторых, офицеры запаса из-за того, что приходят в Армию в  более зрелом возрасте, не имеют достаточной  выслуги  лет,  а потому не могут даже  думать о пенсии. В результате, на сегодня  они  превращаются в “костяк” Вооруженных Сил страны. Что касается подготовки кадровых офицеров в самом  Узбекистане, то в стране имеются 4  высших  военных заведения  и Военная Академия Вооруженных Сил Республики. Надо отметить, что  два из них: это  Джизакское высшее военно-авиационное училище и  Академия  Вооруженных Сил Респблики  были  созданы в годы независимости; а Ташкентское общевойсковое, Чирчикское танковое и Самаркандское автомобильное  училища  существуют  еще со времен Советского Союза. Становление  выпускников военных училищ во многом определяется  уровнем профессиональной подготовки  офицерского преподавательского состава, в особенности, на первых годах обучения. Однако, и здесь все складывается  не так-то гладко. Среди выпускников училищ становится все больше и больше людей,  не желающих продолжить службу  в  Армии. И главной причиной этого  становится, как говорилось выше,  низкий уровень оплаты труда данной категориии офицеров; т.е. их тяжелое материальное положение.

Тяжелое материальное положение военнослужащих способствует и росту преступности в рядах Вооруженных Сил Республики - воровству, взятничеству, служебному  подлогу. Военнослужащие, чтобы как-то облегчить свое материальное положение, продают все, на что находится покупатель. К примеру, в сентябре месяце 2001 года, военнослужащий одной из воинских частей г. Ферганы своровал контейнер для наземного  оборудования  самолета (!!!), выполненный из алюминового  сплава,  и с целью его продажи  перевез его к себе домой. О данной краже стало известно женщине, проживавшей по соседству с данным военнослужащим и она  сообщила  об  этом  командованию. Контейнер был возвращен в воинскую часть. Однако, как известно из сообщений данной женщины никакого расследования в отношении совершившего преступление военнослужащего,  не ведется.

На базарах города Коканда продают веревки и канаты выполненные из высококачественных материалов. Поинтересовавшись данным вопросом мы выяснили, что это стропы парашютов из воинских частей. Офицерами тыла открыто, большими партиями продается вещевое имущество воинских частей гражданскому  населению, в то врпемя как сами военнослужащие не всегда вовремя обеспечиваются этим имуществом.

Солдаты срочной службы выносят  на  продажу  местному населению все, что удается выкрасть: начиная с хлеба, масла, картошки из солдатской столовой и кончая кремом для сапог.           В большинстве случаев, такого  рода  преступные  деяния военнослужащие всех рангов совершают с  молчаливого  согласия, чаще даже и  по указанию  командиров. Несогласные с подобными   безобразиями  военнослужащие  попадают  под  давление командиров и начальников. Те, кто хоть как-то  старается   бороться с негативными явлениями, в конце концов,  уволняются “по собственному рапорту”, но с формулировкой  “по служебному несоответствию”(?!). Если они и дальше продолжают бороться с несправедливостью и беззаконием, то в отношении  их  может быть возбуждено “уголовное дело”  на  самом  высоком  армейском уровне. Примером  этого  может  послужить  история с бывшим военным летчиком, командиром эскадрильи тяжелых самолетов майором Аминовым М.Г. (ныне активистом  Общества прав человека Узбекистана). Напомним, что  М Аминов . за попытку бороться с незаконной деятельностью командования и за неоднократные обращения  к  вышестоящему  начальству, вначале был уволен из рядов Вооруженных Сил Республики  Узбекистан по “служебному несоответствию”  (хотя  за   весь период службы не имел ни  одного  взыскания, а  имел одни  только  поощрения), а впоследствии,  из-за его обращения в аппарат Президента Узбекистана,  в отношении его было сфабриковано  уголовное дело. Под  давлением  тогдашнего  Министра  Обороны  генерала  Турсунова М.Аминов был признан виновным…

Еще одной существенной  причиной  нежелания  офицеров продолжать службу в рядах Армии Узбекистана   является  неопределенность  их статуса, т.е. Узбекистан еще не имеет Закона “О статусе военно-служащего”. В большинстве случаев  именно  из-за  неопределенности  их статуса, ущемляются права не только военнослужащего, но и членов его семьи. В качестве примера можно  привести  вопрос получения  гражданства  военнослужащами  и  членами  их семей, которрые родились вне Республики Узбекистан;  либо они родились в Узбекистане, но  в определенный период, по долгу службы,  отсутствовали, а обратно вернулись    после  принятия Указа Республики Узбекистан “О гражданстве”. Один  из  таких  военнослужащих, в недавнем прошлом заместитель командира в/части 7256 Министерства внутренних дел Узбекистана  майор Далимов Арибжан  Касимжанович, который родился в  Киргизии 01.11.1965  года. В  Узбекистан он прибыл для  прохождения  службы из  западной группы войск (Германия). Дослужился здесь он   до  должности  заместителя командира военной части 7256 по технике и вооружению. На основании приказа Министра внутренных дел Узбекистана  №102  л/с от 9.07.2001 года он был уволен в запас в соответствии со  ст.26. п. ”по служебному несоответствию”.  За  все  время  офицерской  службы  он имел  всего одно взыскание. Истинной же причиной его уволнения является то, что  он не является гражданином Узбекистана. Возникает вопрос, куда же  смотрело в 1993 году Командование  внутренними  войсками  МВД,  отправляя Далимова в распоряжение командира в/части ?

Таких офицеров, как А.К. Далимов в Узбекистане сотни. Как правило, члены их семей, пока глава семьи не уволен и проходит  службу в ВС, вынуждены жить без гражданства, не имея при этом  возможности выезжать с постоянного  места  жительства, не говоря уже об устройстве на работу или поступления в ВУЗы…


Резервисты


В нашей стране более половины населения составляет молодежь. К каждому призыву все больше парней достигает призывного возраста - от 18 до 27 лет. В таком количестве новобранцев Вооруженные силы не нуждаются. Узбекистану нужна компактная, мобильная, хорошо вооруженная и профессионально подготовленная армия. Поэтому не все, кому отделы по делам обороны разошлют повестки, будут призваны на действительную военную службу. Не попавших в эту категорию зачислят в мобилизационный призывной резерв. Где кому служить, призывная комиссия вынесет решение в соответствии с результатами медицинского освидетельствования призывника, изучения его моральных и профессиональных качеств, физической и общей подготовки, опыта, способностей, а также материального и социального положения членов его семьи.
Служба в мобилизационном призывном резерве проходит по территориальному признаку и предусматривает внесение призывниками денежных взносов на специальный счет Министерства обороны. Постановлением Кабинета Министров их сумма определена в 25 минимальных размеров заработной платы. Эти средства в целевом порядке направляются на увеличение размеров денежного довольствия и содержания военнослужащих срочной службы, а также проведения военных сборов самих граждан, зачисленных в мобилизационный призывной резерв. Такие сборы могут проходить ежегодно. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций или военной агрессии против нашей родины эти граждане призываются на действительную военную службу. Достигнув 27-летнего возраста, в мирное время они зачисляются в резерв.
Служба в резерве установлена для военнообязанных из числа рядовых, сержантов и офицеров, уже прошедших действительную военную службу или службу в мобилизационном призывном резерве. При необходимости резервистами будут комплектоваться соединения, части и подразделения Вооруженных Сил до штатов военного времени, а также при развертывании формирований военного времени.
Резервисты в составе соединений и частей могут быть использованы по боевому предназначению. Как в военное, так и в мирное время при возникновении угрозы вооруженной агрессии против нашего государства и его безопасности, при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в соответствии с Указом Президента.
Резервисты - это, как правило, люди, знающие и смысл ратного труда, и основы воинской специальности. Они сознательно поступают на действительную военную службу, заключая контракт с государством через министерства, госкомитеты и ведомства, где предусмотрены военные формирования. Они проходят службу на должностях рядового, сержантского и офицерского состава в течение времени, оговоренного соглашением. При этом первоначальный срок службы рядового и сержантского состава определяется в три года, для офицеров - пять лет.

При поступлении абитуриента в в высшие военно-образовательные учреждения с ним заключается контракт на срок обучения с условием последующего обязательного прохождения военной службы на офицерских должностях не менее пяти лет. По его истечении контракт может быть продлен.

Альтернативная служба - это исполнение всеобщей воинской обязанности вместо армейской службы по призыву. Оно связано с выполнением малоквалифицированных работ в различных отраслях экономики, социальной сферы, а также участием в в ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Такое право имеют юноши от 18 до 27 лет, только состоящие в зарегистрированных религиозных организациях, вероучение которых не допускает использование оружия и и службу в Вооруженных Силах. Для исполнения такой воинской обязанности Законом определен срок в 24 месяца, а лицам с высшим образованием - восемнадцать.

Гражданам, проходящим альтернативную службу, выплачивается 80 процентов заработной платы. Они привлекаются на сборы по военной подготовке для приобретения военно-учетной специальности, не связанной с использованием оружия и принимают Военную присягу.

Лица, призванную на альтернативную службу, не могут занимать руководящие или выборные должности, участвовать в предпринимательской деятельности, поступать на учебу в образовательные учреждения. Зато, уволившись со службы, вправе вернуться на прежнюю или равноценную работу, восстановиться в учебном заведении, где занимались до призыва.

Досрочное увольнение с альтернативной службы может происходить в связи с изменением семейного положения, которое дает право на отсрочку или освобождение от призыва на срочную военную службу или службу в мобилизационном призыве.

Решением районной призывной комиссии отсрочка может быть предоставлена по семейным обстоятельствам, состоянию здоровья, для продолжения образования до окончания средней школы, академического лицея или профессионального колледжа, а также вуза по очной форме обучения.

По семейным обстоятельствам отсрочка предоставляется сыну нетрудоспособных родителей, если у них нет другого несовершеннолетнего сына, обязанного их содержать; сыну одиноких трудоспособных матери и отца с двумя или более детьми в возрасте от 16 лет, если кроме нет несовершеннолетнего трудоспособного сына, обязанного их содержать. Отсрочка предоставляется гражданину, если его родной брат проходит срочную армейскую службу, а также отцу двух или более детей или несовершеннолетнего ребенка, воспитываемого без матери, призывнику, имеющему жену-инвалида первой или второй групп.

В мирное время вовсе освобождают от службы всех, признанных негодными для ее прохождения по состоянию здоровья. Не призываются граждане, если их ближайший родственник (брат, сестра) погиб или умер в связи с прохождением военной службы. Хотя по личной просьбе эта категория призывников может стать в армейский строй. От призыва освобождаются священнослужители, имеющие духовный сан зарегистрированной религиозной организации. Не подлежат призыву граждане, привлеченные к уголовной ответственности, а также имеющие непогашенную или неснятую судимость.




Современная ситуация в Азии

Сегодня Узбекистан стоит перед реальной угрозой вторжения на свою территорию со стороны Афганистана вооруженных формирований движения Талибан . Как утверждает афганские источники, близкие к Северному альянсу, главную ударную силу талибов в случае проникновения в Узбекистан могут составить отряды антиправительственного Исламского движения Узбекистана (ИДУ) во главе с Джумой Намангани. По данным этих источников, на территории Афганистана ныне сосредоточено около 3 тыс. боевиков ИДУ, которые не только хорошо вооружены и вышколены, но и фанатично готовы бороться с властями Узбекистана.

Для талибов, не имеющих достаточно мощного оружия, способного остановить атаки американцев и их союзников, подрывная партизанская война против государств, оказавающих помощь коалиции, является не только логичной, но и единственно возможным ответом. Надеясь, что такие ассиметричные действия приведут к необходимости США оказать военную помощь таким государствам, талибы имеют своей целью не только запугать мировое сообщество. Но и втянуть в широкомасштабную сухопутную операцию, где бы они себя чувствовали весьма уверенно. С одной стороны, Узбекистан небезосновательно надеется на помощь американской военной машины ведь и его вклад в антитеррористическую кампанию сегодня наиболее весомый по сравнению с другими государствами бывшего СССР, согласившимися в лучшеми случае предоставить воздушный коридор для союзников. Кроме того, несмотря на развивающуюся дружбу Киева и Ташкента, а также присоединение последнего к ГУУАМ, военные и военно-технические интересы тут имеет и Москва. Стоит вспомнить, что США, согласно информации "Вашингтон пост", может начать следующую фазу военной операции против Афганистана с отправки значительного числа дополнительных наземных войск на Ближний Восток и в Среднюю Азию. Как предполагается, такие силі специального назначения могут укрепить границу Узбекистана и предотвратить вторжение талибов и боевиков ИДУ. Но могут и сделать територию Узбекистана плацдармом для совершения рейдов вглубь страны. Поэтому желание Киева поставить вооружения и военную технику могут и не совпасть с планами Ташкента. А кроме того, можно нарваться и на внимание к Украине со стороны талибов. Правда не все такого мнения. Например, замминистра по вопросам чрезвычайных ситуаций Александр Скипальский в интервью радио Свобода 8 октября не исключил, что Украина в будущем может принять участие и в защите Узбекистана. Генерал, в свое время руководивший украинской военной разведкой, считает, что это был бы конкретный вклад в дело борьбы з тероризмом.

Все же прямая военная помощь со стороны Киева представляется маловероятной. Напомним, именно Украина в 2000 г. пошла на попятную с созданием миротворческого батальона в составе ГУУАМ, хотя в конце 1999 г. об этом шаге заявлялось как уже о принятом решении. Что касается военно-технических проблем Ташкента, то их более чем достаточно. Военные эксперты считают, что частые ЧП и катастрофы в узбекской армии связаны не столько с просчетами генералов-руководителей, сколько обусловлены изношенностью боевой техники и невысоким уровнем подготовки военных специалистов. Нуждается в модернизации бронетехника, авиатехника, средства ПВО. Узбекистан высказывался за приобретение боеприпасов и стрелкового оружия. Эксперты указывают, что хотя доля населения Узбекистана в СССР составляла почти 10%, солдат-узбеков доходила в некоторых частях Советской армии до 60%. В результате военной реформы 1992-1995 гг., сопровождавшейся оттоком из ВС офицеров-славян уровень подготовки кадров резко снизился. И хотя в 1995 г. в Узбекистане появилась собственная Академия ВС и в 1997 г. - национальная доктрина подготовки кадров, вопросы подготовки кадров частично могла бы взять на себя и Украина. Что касается оружейных возможностей Украины, то на военно-технический рынок Узбекистана она пришла задолго до того, как Ташкент изъявил желание стать членом ГУУАМ. Еще в 1997 г. Киев завершил выполнение контракта на проведение капитального ремонта 40 узбекских танков на сумму $3,2 млн. Потом небольшие партии комплектующих к спецтехнике поставлялись в 1999 г.

Уже в октябре прошлого года госкомпания "Укрспецэкспорт" заключила три контракта с узбекской стороной на поставку различного военного имущества. Как сообщил тогда министр обороны Украины Александр Кузьмук, контракты касаются наземных родов войск и предусматривают поставки из Украины в Узбекистан стрелкового вооружения, малой артиллерии и боеприпасов. Хотя министр не уточнил сумму контракта, однако отметил, что она достаточно солидная . Причем, по словам министра, этим ВТС не закончилось - в стадии проработки с узбекской стороной находился еще один контракт, который может быть подписан в ближайшее время . В одном из интервью гендиректор Укрспецэкспорта Валерий Малев отмечал, что этот контаркт предусматривает поставку в Узбекистан боеприпасов для систем залпового огня . Готовился в 2000 г. и контракт по производству для Узбекистана на украинских предприятиях в Шостке (Сумская область) и Донецке взрывчатых веществ и боеприпасов на их основе .

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6