рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Современный морской терроризм рефераты

 д)   Разрабатывать дополнительные мероприятия по предупреж­дению терроризма в отношении мест складирования грузов, подрыв которых может вызвать экологические и другие бед­ствия.

 е)   Отдельный план входит общий план организационных меро­приятий данного объекта. Проводимые на данном предпри­ятии массовые мероприятия (памятные и торжественные даты и другие мероприятия с участием представителей массовой ин­формации, чиновников).

 ж)  Составлять дополнительные отдельные мероприятия пред­упреждения терроризма, если на объекте расположены техни­ческие и другие подразделения осуществляющие безопасность судоходства, портовые холодильники с аммиаком и т. д.

 з)    Пути поступления, прохождения, хранения нужной информа­ции на данном объекте. Носители информации.

и) Техническую защиту информации. Целесообразность приме­нения технической разведки и контрразведки.

  4. Противодействие терактам с использованием взрывных устройств на охраняемом объекте.

Эффективна роль служб безопасности порто­вого средства по противодействию терактам, связанным с использо­ванием взрывных средств, обеспечивается созданием на охраняемом объекте условий, затрудняющих совершение данного преступления, дающих возможность своевременно обнаружить взрывное устройство или опасный предмет, обеспечить быстрое оповещение компетентных органов и служб, и до их прибытия в максимальной степени обезопа­сить людей, которые могут оказаться в зоне поражения.


  Таким образом, действия служб безопасности теоретически можно свести к следующим группам:

1. Профилактика - создание условий, затрудняющих саму подго­товку к преступлению, его практическое осуществление и обеспечи­вающих своевременное обнаружение взрывных устройств.

Весь комплекс охранных мероприятий должен проводиться с уче­том возможности применения террористами взрывного устройства. Особое внимание уделяется мерам пассивной защиты, которые не об­наруживают непосредственно взрывное устройство (или террориста), но препятствуют возможности его установки на объекте (или возмож­ности бесконтрольного проникновения террориста на объект).

Работа по профилактике взрывных устройств должна носить как скрытный, так и откровенно демонстративный характер. Главное условие - она должна вестись постоянно, для того, чтобы у террори­ста формировалась уверенность в тщетности предпринимаемых им попыток.

Большое значение имеет информационно-аналитическая работа, позволяющая оценивать вероятность совершения теракта с исполь­зованием взрывного устройства на данном объекте, с учетом кон­фликтных ситуаций, в которые могут быть вовлечены другие судов­ладельцы, особенности криминальной обстановки в городе и районе расположения портового средства и других факторов.

Существует, кроме того, реальная возможность выявления при­знаков теракта по ряду косвенных признаков. Всегда на стадии под­готовки теракта (на ее разведывательно-информационной фазе), подбирая возможности его осуществления, террористы ведут ин­формационное наблюдение, собирают информацию об объекте и его охране, выбирают наименее защищенные и слабо контролируемые силами охраны участки, выявляют слабые звенья в системе защит­ных мероприятий.

  2.  Поиск взрывных устройств - предполагает активный поиск са­мих закладок равно как и возможных потенциальных исполнителей. Это в основном методы физического поиска на основе знания методо­логии обнаружения взрывных устройств и особенностей охраняемого объекта, а также использование технических средств поиска и выяв­ления взрывных устройств. Главное здесь - обеспечение комплекс­ного подхода к работе.

  3. Меры при обнаружении взрывного устройства - профессиональ­ная оценка обстановки и обеспечение безопасности людей, оказав­шихся в непосредственной близости к взрывному устройству, быстрое оповещение правоохранительных и других компетентных органов, содействие эвакуации людей, документов, материальных ценностей из опасной зоны, мероприятия, направленные на усиление охраны судов и портового средства.

Необходимо обеспечить присутствие лиц, обнаруживших взрыв­ное устройство, до прибытия оперативно-следственной группы, и фиксацию их установочных данных. При необходимости целесоо­бразно эвакуировать свидетелей в безопасное место и обеспечить их охрану. Активно собирать сведения, свидетельскую базу по чрезвы­чайной ситуации.

По имеющемуся опыту, при обнаружении реального взрывного устройства, подготовленного к взрыву, принципиальное значение имеют первые 15-20 минут (до приезда оперативных служб), в те­чение которых служба безопасности портового средства вынуждена самостоятельно принимать решения и организовывать работу по вы­воду людей из опасной зоны.

  4.   Ликвидация последствий чрезвычайной ситуации, если она имела место

- минимизация последствий ущерба для жизни и здоро­вья людей, зданий, имущества и др.

В практическом плане речь как правило идет о комплексе меро­приятий по целенаправленной подготовке службы безопасности и персонала портового средства к действиям в условиях чрезвычайной ситуации, связанной с обнаружением взрывного устройства, и нала­живанием взаимодействия с правоохранительными органами и дру­гими специальными службами. При этом действительность любой разработанной системы мер обеспечивается многократными трени­ровками личного состава и отработки действий в условиях чрезвы­чайной ситуации на практике.

  5.  Координация усилий и расширение взаимодействия портовых средств и силовых структур государства (вооруженные силы, специ­альные службы, правоохранительные, пограничные и таможенные органы) в формате противодействия террористическим актам.

Целесообразно проведение инструкторско-методических и учеб­ных занятий сотрудников службы безопасности портового средства с привлечением специалистов МВД, ФСБ, МЧС и ВМФ. Организо­вать регулярный обмен информацией.

  6. Установление такого же режима безопасности, что и в аэропортах. Территория морского порта является контролируемой зоной и

должна иметь ограждения по всему периметру.

На границе порта должны быть установлены предупредительные знаки, запрещающие проникновение в его контролируемую зону.

Проход лиц, проезд транспортных средств в контролируемую зону морского порта, а также внос (ввоз), вынос (вывоз) грузов и мате­риальных ценностей предприятий морского транспорта и грузов сторонних организаций производится только через специально обо­рудованные контрольно-пропускные проходные. Количество кон­трольно-пропускных проходных должно быть минимальным и соот­ветствовать необходимости обеспечения производственной деятель­ности порта.

Большую угрозу безопасности морских портов представляют мест­ные террористы, которые камуфлируются под защитников окружа­ющей среды, прав животных, аборигенов и т. д. Прикрываясь соот­ветствующими политическими лозунгами, они зачастую проводят и террористические акты против «символов государственной власти», в качестве которых могут служить инфраструктуры портов и их ра­бочие и служащие. Местные террористы могут использовать морские порты для скрытого импорта оружия, боеприпасов и военной техники.

  7.  Совершенствование международно-правового механизма про­тиводействия терроризму на морском транспорте.

Существующих на данный момент конвенций уже недостаточно для полноценного регу­лирования взаимодействия государств в процессе борьбы с террори­стическими угрозами.

  8.  Расширение и углубление формата взаимодействия заинтере­сованных профессиональных структур на региональном и между­народном уровнях;

оказание организационной, финансовой и тех­нической поддержки отдельным государствам, находящимся в зоне повышенного риска применительно к сфере эксплуатации морского транспорта и морских перевозок.

Создание межгосударственных и внутриконтинентальных союзов для оказания помощи странам-участницам в борьбе с морским терро­ризмом и другими угрозами (незаконная торговля наркотиками, ору­жием, людьми), являющимися серьезной помехой морскому бизнесу.

  9. Для обеспечения должной безопасности от терроризма на морях необходима прозрачность владельцев судов.

 Отсутствие должной ин­формации, общемировых стандартов в регистрации судов и трудности в получении достоверной информации о том или ином судне приво­дят в числе прочего и к тому, что многие страны вынуждены вводить у себя такие меры, которые воспринимаются как грубые нарушения существующих межгосударственных морских соглашений.

   Судоходство было и остается весьма закрытым в части четкого опре­деления владельца судна по двум главным причинам: налогообло­жение и вопросы ответственности по тем или иным обязательствам. Однако сегодня эта скрытность становится опасной для судоходства в целом, так как она может быть использована злоумышленниками.

   Существующие возможности в плане скрытности приведут к тому, что на террористов нельзя будет выйти путем выяснение владельца. Это прекрасно понимают службы безопасности многих государств, вот почему они крайне настороженно относятся к судам, чьи вла­дельцы неизвестны, и даже к флагам целиком - когда известно, что анонимные владельцы предпочитают регистрацию именно под этими флагами. Это приводит как к запрету на вход в порты, так и к придир­чивому досмотру и контролю таких судов.

   Все существующие меры по выяснению владельцев судов, их исто­рии, достаточно дорогие - требуются увеличение штатов служб безопасности, расходы на ведение расследований и следствии, введение новых правил и ограничений - все это, в свою очередь, приводит к задержкам и простоям судов. Одним словом, избавиться от про­клятия безопасности на сегодня, от этой анонимности, дело очень не­простое и дорогое. Но с учетом потенциального вреда от терактов эти расходы оправданы, и другого выхода нет. Есть лишь пути, которые помогут снизить расходы, прямые и непрямые - все больше людей в мировой морской индустрии начинают понимать необходимость прозрачности владения, необходимо шире популяризовать эту необ­ходимость и налаживать пути обмена официальной и неофициальной информации, что поможет избежать бездоказательных подозрений, неоправданных задержек, досмотров и простоев.

  10.  Использование разведывательных групп для сбора необходи­мой информации для планирования антитеррористических меро­приятий.

Разведывательные группы используются для сбора необ­ходимой информации и анализа деятельности террористических ор­ганизаций в портах, планируемых терактов. Агентура внедряется во всю инфраструктуру портов и активно используются «добровольные помощники» из числа местных портовых рабочих и служащих, соз­даются разведывательные сети, состоящие из хорошо законспириро­ванных ячеек.

  11.  Привлечение для борьбы с морским терроризмом и пиратством негосударственных структур безопасности.

   Формами участия негосу­дарственных структур безопасности в предупреждении терроризма являются:

-    своевременное информирование правоохранительных органов о подозрительных лицах, фирмах, конкретных фактах;

-    участие групп быстрого реагирования негосударственных охранных структур в силовой поддержке при проведении пра­воохранительными органами крупномасштабных оперативных мероприятий (задержания, аресты, обыски, выемки, обеспече­ние понятыми и т. д.);

-    публикации в прессе и выступления по телевидению в качестве экспертов бывших сотрудников правоохранительных органов, хорошо знающих проблему борьбы с терроризмом;

-    разработка рекомендаций и консультирование по проблемам противодействия терроризму;

-    организация общественных мероприятий (конференций, съез­дов, «круглых столов», семинаров и др.) с привлечением пред­ставителей государственных правоохранительных органов и спецслужб;

-    привлечение в кризисных ситуациях сотрудников частных охранных предприятий для патрулирования жилых кварталов крупных городов;

-    участие в международных общественных комитетах и движе­ниях по борьбе с терроризмом;

-    разработка, производство и поставка негосударственными пред­приятиями для правоохранительных органов и спецслужб, для других частных охранных предприятий специальной техники, предназначенной для выявления оружия, взрывных устройств и взрывчатых веществ, а также взрывозащитных средств (к примеру, блокираторов радиовзрывателей). Оборудование этой техникой контрольно-пропускных пунктов в местах скопле­ния людей.

  Кроме того, безопасность судоходства в регионах Мирового оке­ана, где существует опасность вооруженных нападений на суда, мо­жет быть существенно повышена при условии, что в международном праве будет закреплен правовой статус частных компаний, осущест­вляющих обеспечение безопасности международного судоходства, их функций и механизм действий.

  В частных компаниях, мотивируемых прибылью, на порядок выше стремление к инновациям. В случае, если ассоциации судовладель­цев получат возможность нанимать для патрулирования опасных ре­гионов частные компании, весьма вероятно, что на этом рынке воз­никнет ряд новых услуг, до которых официальные службы просто не в состоянии додуматься.

  12.  Обеспечение безопасности контейнерных перевозок.

  Как пра­вило, контейнеры пакуются в месте отправления и вплоть до прибы­тия в место назначения их никто не проверяет: хотя они могут пройти несколько транзитных портов, где могут возникнуть благоприятные условия для незаконного проникновения в них.

Необходимо тесное сотрудничество бизнеса и таможенных органов в борьбе против морского терроризма. Все участники морского биз­неса должны принимать необходимые меры безопасности по всей це­почке движения груза и выдавать о нем детальную информацию.

По опыту США желательно создать специальные бригады, состо­ящие из представителей морского бизнеса и администрации порта, предназначенные для поиска, идентификации и досмотра опасных грузов до погрузки их на суда.

  13.  Ужесточение контроля за перевозкой опасных грузов: радио­активных, ядовитых, едких и взрывоопасных веществ.

  Тщатель­ная проверка правоохранительными органами экипажей судов и

портовых рабочих и служащих, участвующих в перевозке опасных грузов, с целью выявления преступных элементов и потенциальных террористов.

  14.  Грамотная информационная политика средств массовой ин­формации.

  В настоящее время специалистами различных областей знаний (юристами, философами, теологами, психологами, медиками и др.) отмечается негативная тенденция оказания отрицательного влияния определенных информационных продуктов на психологи­ческие и, как следствие, поведенческие установки населения (пропа­ганда в средствах массовой информации жестокости, насилия, кров­ной мести, радикально-националистических установок, морально-де­формированных стереотипов поведения и т.п.).

Информационное обеспечение комплекса мер по борьбе с терро­ризмом должно предусматривать:

-    мониторинг терроризма и антитеррористической деятельности;

-    унификацию ведомственных и межгосударственных подходов к накоплению и учету данных по террористическим организа­циям, участникам и пособникам;

-    создание единого банка данных и режима информационного об­мена, методик оценки последствий террористических деяний;

-    накопление и обобщение мирового опыта борьбы с террориз­мом, доведение его до соответствующих организаций.

  15. Условиями успешной антитеррористической стратегии на мор­ском транспорте являются:

-    упреждающий характер действий;

-    активность;

-    соответствие задач, правомочий и ресурсного обеспечения;

-    вариативность, наличие различных моделей антитеррори­стической деятельности в зависимости от решения задач по предупреждению, пресечению, реагированию и смягчению последствий;

-    обеспечение единства в действиях в международном, межгосу­дарственном и государственном масштабах, а также в аспекте объединения усилий ведомств на основе четкого размежевания компетенции органов федерального, регионального и местного уровней;

-    дифференциация задач, форм и содержания антитеррористи­ческой деятельности в обычной, чрезвычайной обстановке, при ведении боевых действий.

Важнейшим условием борьбы с терроризмом является решитель­ность, непримиримость и жесткость ответных действий, наличие хорошо обученных, натренированных, технически хорошо оснащенных и экипированных специальных подразделений (как государственных так и частных).

Внедрение таких мер, как снятие отпечатков пальцев и сканирование сетчатки глаз пасса­жиров, внедрение института вооруженных приставов на борту воз­душных судов не согласуются с принципами демократии и свободы личности. И в этом тоже состоит еще одно из многочисленных нега­тивных последствий распространения феномена, именуемого между­народным терроризмом.

Данная работа вынуждена быть завершена пессимистическим вы­водом: терроризм будет существовать всегда, пока существует челове­чество. Более того, на современном этапе траектория его развития яв­ляется восходящей. Что делает проблему обеспечения безопасности на морском транспорте как никогда актуальной.







































Страницы: 1, 2