Современный морской терроризм
д) Разрабатывать дополнительные мероприятия
по предупреждению терроризма в отношении мест складирования грузов, подрыв
которых может вызвать экологические и другие бедствия.
е) Отдельный план входит общий план
организационных мероприятий данного объекта. Проводимые на данном предприятии
массовые мероприятия (памятные и торжественные даты и другие мероприятия с
участием представителей массовой информации, чиновников).
ж) Составлять дополнительные отдельные
мероприятия предупреждения терроризма, если на объекте расположены технические
и другие подразделения осуществляющие безопасность судоходства, портовые
холодильники с аммиаком и т. д.
з) Пути поступления, прохождения,
хранения нужной информации на данном объекте. Носители информации.
и) Техническую защиту информации. Целесообразность
применения технической разведки и контрразведки.
4. Противодействие терактам с
использованием взрывных устройств на охраняемом объекте.
Эффективна роль служб безопасности портового
средства по противодействию терактам, связанным с использованием взрывных
средств, обеспечивается созданием на охраняемом объекте условий, затрудняющих
совершение данного преступления, дающих возможность своевременно обнаружить
взрывное устройство или опасный предмет, обеспечить быстрое оповещение
компетентных органов и служб, и до их прибытия в максимальной степени обезопасить
людей, которые могут оказаться в зоне поражения.
Таким образом, действия служб
безопасности теоретически можно свести к следующим группам:
1. Профилактика - создание условий,
затрудняющих саму подготовку к преступлению, его практическое осуществление и
обеспечивающих своевременное обнаружение взрывных устройств.
Весь
комплекс охранных мероприятий должен проводиться с учетом возможности
применения террористами взрывного устройства. Особое внимание уделяется мерам
пассивной защиты, которые не обнаруживают непосредственно взрывное устройство
(или террориста), но препятствуют возможности его установки на объекте (или
возможности бесконтрольного проникновения террориста на объект).
Работа по профилактике взрывных устройств
должна носить как скрытный, так и откровенно демонстративный характер. Главное
условие - она должна вестись постоянно, для того, чтобы у террориста
формировалась уверенность в тщетности предпринимаемых им попыток.
Большое значение имеет
информационно-аналитическая работа, позволяющая оценивать вероятность
совершения теракта с использованием взрывного устройства на данном объекте, с
учетом конфликтных ситуаций, в которые могут быть вовлечены другие судовладельцы,
особенности криминальной обстановки в городе и районе расположения портового
средства и других факторов.
Существует, кроме того, реальная
возможность выявления признаков теракта по ряду косвенных признаков. Всегда на
стадии подготовки теракта (на ее разведывательно-информационной фазе),
подбирая возможности его осуществления, террористы ведут информационное
наблюдение, собирают информацию об объекте и его охране, выбирают наименее
защищенные и слабо контролируемые силами охраны участки, выявляют слабые звенья
в системе защитных мероприятий.
2. Поиск взрывных устройств -
предполагает активный поиск самих закладок равно как и возможных потенциальных
исполнителей. Это в основном методы физического поиска на основе знания методологии
обнаружения взрывных устройств и особенностей охраняемого объекта, а также
использование технических средств поиска и выявления взрывных устройств.
Главное здесь - обеспечение комплексного подхода к работе.
3. Меры при обнаружении взрывного
устройства - профессиональная оценка обстановки и обеспечение безопасности
людей, оказавшихся в непосредственной близости к взрывному устройству, быстрое
оповещение правоохранительных и других компетентных органов, содействие
эвакуации людей, документов, материальных ценностей из опасной зоны,
мероприятия, направленные на усиление охраны судов и портового средства.
Необходимо обеспечить присутствие лиц,
обнаруживших взрывное устройство, до прибытия оперативно-следственной группы,
и фиксацию их установочных данных. При необходимости целесообразно
эвакуировать свидетелей в безопасное место и обеспечить их охрану. Активно
собирать сведения, свидетельскую базу по чрезвычайной ситуации.
По имеющемуся опыту, при обнаружении
реального взрывного устройства, подготовленного к взрыву, принципиальное
значение имеют первые 15-20 минут (до приезда оперативных служб), в течение
которых служба безопасности портового средства вынуждена самостоятельно
принимать решения и организовывать работу по выводу людей из опасной зоны.
4. Ликвидация последствий
чрезвычайной ситуации, если она имела место
- минимизация последствий ущерба для жизни
и здоровья людей, зданий, имущества и др.
В практическом плане речь как правило идет
о комплексе мероприятий по целенаправленной подготовке службы безопасности и персонала
портового средства к действиям в условиях чрезвычайной ситуации, связанной с
обнаружением взрывного устройства, и налаживанием взаимодействия с
правоохранительными органами и другими специальными службами. При этом
действительность любой разработанной системы мер обеспечивается многократными
тренировками личного состава и отработки действий в условиях чрезвычайной
ситуации на практике.
5. Координация усилий и расширение
взаимодействия портовых средств и силовых структур государства (вооруженные
силы, специальные службы, правоохранительные, пограничные и таможенные органы)
в формате противодействия террористическим актам.
Целесообразно проведение
инструкторско-методических и учебных занятий сотрудников службы безопасности
портового средства с привлечением специалистов МВД, ФСБ, МЧС и ВМФ. Организовать
регулярный обмен информацией.
6. Установление такого же режима
безопасности, что и в аэропортах. Территория морского порта является
контролируемой зоной и
должна иметь ограждения по всему
периметру.
На границе порта должны быть установлены
предупредительные знаки, запрещающие проникновение в его контролируемую зону.
Проход лиц, проезд транспортных средств в
контролируемую зону морского порта, а также внос (ввоз), вынос (вывоз) грузов и
материальных ценностей предприятий морского транспорта и грузов сторонних
организаций производится только через специально оборудованные
контрольно-пропускные проходные. Количество контрольно-пропускных проходных
должно быть минимальным и соответствовать необходимости обеспечения
производственной деятельности порта.
Большую угрозу безопасности морских портов
представляют местные террористы, которые камуфлируются под защитников окружающей
среды, прав животных, аборигенов и т. д. Прикрываясь соответствующими
политическими лозунгами, они зачастую проводят и террористические акты против
«символов государственной власти», в качестве которых могут служить
инфраструктуры портов и их рабочие и служащие. Местные террористы могут
использовать морские порты для скрытого импорта оружия, боеприпасов и военной
техники.
7. Совершенствование
международно-правового механизма противодействия терроризму на морском
транспорте.
Существующих на данный момент конвенций
уже недостаточно для полноценного регулирования взаимодействия государств в
процессе борьбы с террористическими угрозами.
8. Расширение и углубление формата
взаимодействия заинтересованных профессиональных структур на региональном и
международном уровнях;
оказание организационной, финансовой и технической
поддержки отдельным государствам, находящимся в зоне повышенного риска
применительно к сфере эксплуатации морского транспорта и морских перевозок.
Создание межгосударственных и
внутриконтинентальных союзов для оказания помощи странам-участницам в борьбе с
морским терроризмом и другими угрозами (незаконная торговля наркотиками, оружием,
людьми), являющимися серьезной помехой морскому бизнесу.
9. Для обеспечения должной
безопасности от терроризма на морях необходима прозрачность владельцев судов.
Отсутствие должной информации,
общемировых стандартов в регистрации судов и трудности в получении достоверной
информации о том или ином судне приводят в числе прочего и к тому, что многие
страны вынуждены вводить у себя такие меры, которые воспринимаются как грубые
нарушения существующих межгосударственных морских соглашений.
Судоходство было и остается весьма
закрытым в части четкого определения владельца судна по двум главным причинам:
налогообложение и вопросы ответственности по тем или иным обязательствам.
Однако сегодня эта скрытность становится опасной для судоходства в целом, так
как она может быть использована злоумышленниками.
Существующие возможности в плане
скрытности приведут к тому, что на террористов нельзя будет выйти путем
выяснение владельца. Это прекрасно понимают службы безопасности многих
государств, вот почему они крайне настороженно относятся к судам, чьи владельцы
неизвестны, и даже к флагам целиком - когда известно, что анонимные владельцы
предпочитают регистрацию именно под этими флагами. Это приводит как к запрету
на вход в порты, так и к придирчивому досмотру и контролю таких судов.
Все существующие меры по выяснению
владельцев судов, их истории, достаточно дорогие - требуются увеличение штатов
служб безопасности, расходы на ведение расследований и следствии, введение
новых правил и ограничений - все это, в свою очередь, приводит к задержкам и
простоям судов. Одним словом, избавиться от проклятия безопасности на сегодня,
от этой анонимности, дело очень непростое и дорогое. Но с учетом
потенциального вреда от терактов эти расходы оправданы, и другого выхода нет.
Есть лишь пути, которые помогут снизить расходы, прямые и непрямые - все больше
людей в мировой морской индустрии начинают понимать необходимость прозрачности
владения, необходимо шире популяризовать эту необходимость и налаживать пути
обмена официальной и неофициальной информации, что поможет избежать
бездоказательных подозрений, неоправданных задержек, досмотров и простоев.
10. Использование разведывательных
групп для сбора необходимой информации для планирования антитеррористических
мероприятий.
Разведывательные группы используются для
сбора необходимой информации и анализа деятельности террористических организаций
в портах, планируемых терактов. Агентура внедряется во всю инфраструктуру
портов и активно используются «добровольные помощники» из числа местных
портовых рабочих и служащих, создаются разведывательные сети, состоящие из
хорошо законспирированных ячеек.
11. Привлечение для борьбы с морским
терроризмом и пиратством негосударственных структур безопасности.
Формами участия негосударственных
структур безопасности в предупреждении терроризма являются:
- своевременное информирование
правоохранительных органов о подозрительных лицах, фирмах, конкретных фактах;
- участие групп быстрого реагирования
негосударственных охранных структур в силовой поддержке при проведении правоохранительными
органами крупномасштабных оперативных мероприятий (задержания, аресты, обыски,
выемки, обеспечение понятыми и т. д.);
- публикации в прессе и выступления по
телевидению в качестве экспертов бывших сотрудников правоохранительных органов,
хорошо знающих проблему борьбы с терроризмом;
- разработка рекомендаций и
консультирование по проблемам противодействия терроризму;
-
организация общественных мероприятий (конференций, съездов, «круглых столов»,
семинаров и др.) с привлечением представителей государственных
правоохранительных органов и спецслужб;
- привлечение в кризисных ситуациях
сотрудников частных охранных предприятий для патрулирования жилых кварталов
крупных городов;
- участие в международных общественных
комитетах и движениях по борьбе с терроризмом;
- разработка, производство и поставка
негосударственными предприятиями для правоохранительных органов и спецслужб,
для других частных охранных предприятий специальной техники, предназначенной
для выявления оружия, взрывных устройств и взрывчатых веществ, а также
взрывозащитных средств (к примеру, блокираторов радиовзрывателей). Оборудование
этой техникой контрольно-пропускных пунктов в местах скопления людей.
Кроме того, безопасность судоходства в
регионах Мирового океана, где существует опасность вооруженных нападений на
суда, может быть существенно повышена при условии, что в международном праве
будет закреплен правовой статус частных компаний, осуществляющих обеспечение
безопасности международного судоходства, их функций и механизм действий.
В частных компаниях, мотивируемых
прибылью, на порядок выше стремление к инновациям. В случае, если ассоциации
судовладельцев получат возможность нанимать для патрулирования опасных регионов
частные компании, весьма вероятно, что на этом рынке возникнет ряд новых
услуг, до которых официальные службы просто не в состоянии додуматься.
12. Обеспечение безопасности
контейнерных перевозок.
Как правило, контейнеры пакуются в
месте отправления и вплоть до прибытия в место назначения их никто не
проверяет: хотя они могут пройти несколько транзитных портов, где могут
возникнуть благоприятные условия для незаконного проникновения в них.
Необходимо тесное сотрудничество бизнеса и
таможенных органов в борьбе против морского терроризма. Все участники морского
бизнеса должны принимать необходимые меры безопасности по всей цепочке
движения груза и выдавать о нем детальную информацию.
По опыту США желательно создать
специальные бригады, состоящие из представителей морского бизнеса и
администрации порта, предназначенные для поиска, идентификации и досмотра
опасных грузов до погрузки их на суда.
13. Ужесточение
контроля за перевозкой опасных грузов: радиоактивных, ядовитых, едких и
взрывоопасных веществ.
Тщательная
проверка правоохранительными органами экипажей судов и
портовых рабочих и служащих, участвующих в
перевозке опасных грузов, с целью выявления преступных элементов и
потенциальных террористов.
14. Грамотная информационная
политика средств массовой информации.
В настоящее время специалистами
различных областей знаний (юристами, философами, теологами, психологами,
медиками и др.) отмечается негативная тенденция оказания отрицательного влияния
определенных информационных продуктов на психологические и, как следствие,
поведенческие установки населения (пропаганда в средствах массовой информации
жестокости, насилия, кровной мести, радикально-националистических установок,
морально-деформированных стереотипов поведения и т.п.).
Информационное обеспечение комплекса мер
по борьбе с терроризмом должно предусматривать:
- мониторинг терроризма и
антитеррористической деятельности;
- унификацию ведомственных и
межгосударственных подходов к накоплению и учету данных по террористическим
организациям, участникам и пособникам;
- создание единого банка данных и
режима информационного обмена, методик оценки последствий террористических
деяний;
- накопление и обобщение мирового опыта
борьбы с терроризмом, доведение его до соответствующих организаций.
15. Условиями успешной
антитеррористической стратегии на морском транспорте являются:
- упреждающий характер действий;
- активность;
- соответствие задач, правомочий и
ресурсного обеспечения;
- вариативность, наличие различных
моделей антитеррористической деятельности в зависимости от решения задач по
предупреждению, пресечению, реагированию и смягчению последствий;
- обеспечение единства в действиях в
международном, межгосударственном и государственном масштабах, а также в
аспекте объединения усилий ведомств на основе четкого размежевания компетенции
органов федерального, регионального и местного уровней;
- дифференциация задач, форм и
содержания антитеррористической деятельности в обычной, чрезвычайной
обстановке, при ведении боевых действий.
Важнейшим условием борьбы с терроризмом
является решительность, непримиримость и жесткость ответных действий, наличие
хорошо обученных, натренированных, технически хорошо оснащенных и экипированных
специальных подразделений (как государственных так и частных).
Внедрение таких мер, как снятие отпечатков
пальцев и сканирование сетчатки глаз пассажиров, внедрение института
вооруженных приставов на борту воздушных судов не согласуются с принципами
демократии и свободы личности. И в этом тоже состоит еще одно из многочисленных
негативных последствий распространения феномена, именуемого международным
терроризмом.
Данная работа
вынуждена быть завершена пессимистическим выводом: терроризм будет
существовать всегда, пока существует человечество. Более того, на современном
этапе траектория его развития является восходящей. Что делает проблему
обеспечения безопасности на морском транспорте как никогда актуальной.
Страницы: 1, 2
|