Современный морской терроризм
Современный морской терроризм
Санкт-Петербургский
Государственный Морской Технический Университет
Современный
морской терроризм
Выполнил:
Студент группы 2480 (24СТ1)
Бойчук
Константин
Санкт-Петербург
2007
Террористические организации давно
прибегали к пиратству и морской контрабанде. Однако в последние годы они начали
создавать собственные военные флоты и совершать теракты не только на суше и в
воздухе, но и на море.
Морской терроризм представляет серьезную
угрозу безопасности мореплавания, подпирает общепризнанный принцип свободы
морей и нередко представляет угрозу миру. Как и пиратство, он является преступлением
международного характера. По методам и способам осуществления морской
терроризм и пиратство очень похожи. Разница только в целях, которые преследуют
исполнители: для пиратов главное - обогащение, нажива, а целью террористов
является запугивание властей с целью выполнения своих, как правило,
политических, требований.
Наибольшее количество терактов на море совершила группировка
«Тигры освобождения Тамил Иламы» сражающаяся за создание независимого государства
тамилов на северо-востоке Шри-Ланки. Как признанный лидер среди азиатских
террористических организаций, она создала самую совершенную морскую составляющую
- практически крупнейший в мире негосударственный флот, оперативно действующий
в составе двух отдельных формирований.
Первое из них - «Морские тигры» -
представляет собой амфибийную группу, насчитывающую 3-4 тыс. хорошо обученных
и экипированных морских террористов и обладающую возможностями для проведения
терактов и пиратских действий в территориальных и прибрежных водах, а также в
открытом море.
Организационно формирование «Морские
тигры» состоит из 12 секций:
- боевых морских подразделений;
- подводных подрывных команд;
- ударных групп «Морские тигры»;
- инженерных и судостроительных
структур;
- отряда радиолокации и
телекоммуникаций;
- арсенала морских вооружений;
- мореходной школы;
- рекрутской;
- политической пропаганды и
финансирования;
- тылового обеспечения исключительной
экономической зоны;
- наблюдения и разведки;
- культурно-бытовой и регистрационной.
С «Морскими тиграми» тесно взаимодействуют
еще три секции:
- «Тигрицы» (до 30% террористов - женщины);
- военно-морской разведки
(возглавляемая офицером военной разведки);
- «Черные тигры» (команда смертников).
Ударные группы «Морские тигры» оснащены по последнему слову
техники, имеют скорострельные орудия, гранатометы и малогабаритные установки
залпового огня, японские средства связи и германскую оптику. Их мастерские
самостоятельно производят плавучие и донные мины, подводные взрывные устройства
и даже способны построить малую подводную лодку. В настоящее время ими ведутся
эксперименты с торпедой, управляемой смертником.
На собственных судоверфях «Морские тигры»
строят фиберглассовые катера четырех типов:
- «Трикка», использующийся для заброски
легких водолазов (скорость до 45 узлов, экипаж четыре человека, вооружение
-пулемет);
- «Судай» - предназначены для нападения
на боевые катера ВМС Шри-Ланки (10 узлов, шесть человек, пулемет);
- «Мурадж» - предназначенный для атак
на боевые катера, а также для переброски команд террористов и предметов снабжения
(45 узлов, 10 человек, три пулемета);
- «Идайан» - двухместный катер
смертников, который начиняется взрывчаткой, детонирующей при контакте с целью
(развивает скорость хода до 45 узлов).
«Морские тигры» ведут систематические боевые действия с ВМС
Шри-Ланки. По данным западных средств массовой информации, «Морские тигры»
уничтожили от трети до половины патрульных кораблей и катеров, а также
ракетных и артиллерийских катеров ВМС Шри-Ланки. Члены группировки потопили
самый большой боевой корабль ВМС Шри-Ланки «Сагаравардана» и захватили его
командира. В операции принимали участие катера (в том числе со смертниками).
При атаке они применяли тактику «волчьей стаи». «Морские тигры» успешно
проведены многочисленные операции в северных подах, а также предпринята попытка
уничтожения грузового транспорта, перевозивший израильские истребители «Кфир»
в порт Коломбо. Однако, транспорт встал под разгрузку на день раньше намеченного
срока, и операция смертников сорвалась.
В ближайшем будущем международный
терроризм может сосредоточить свое внимание на водной стихии и перейти к
масштабным операциям против целей, характерных для нее: грузовых, пассажирских
и военных кораблей, портов и судостроительных верфей.
Анализ современной динамики и тенденций
международного терроризма в целом, его многочисленных специфических аспектов,
позволяют выделить следующие категории существующего контура угроз
применительно к морскому транспорту:
- захват или угон морского судна или
осуществление контроля над ним силой или угрозой силы или путем любой другой
формы запугивания;
- совершения акта насилия против любого
лица на борту морского судна (территории порта), если этот акт может угрожать
безопасности плавания данного судна (безопасности порта);
- разрушение морского судна или
нанесение ему или его грузу повреждений, которые могут угрожать безопасному
плаванию данного судна или безопасности порта;
- размещение или совершение действий с
целью размещения на борту морского судна (в том числе, находящегося на территории
порта) каким бы то ни было способом устройств, которые могут разрушить это
судно, нанести этому судну или его грузу повреждений, которые угрожают или
могут угрожать безопасному плаванию данного судна или безопасности порта;
- использование кораблей и судов
субъектами международного терроризма в качестве косвенного (непрямого) объекта
террористической деятельности;
-
использование морского транспорта фигурантами транснациональной организованной
преступности в качестве средства реализации незаконной деятельности;
- разрушение морского навигационного
оборудования, или нанесение ему серьезного повреждения, либо создание
серьезных помех его эксплуатации, если любой такой акт может угрожать
безопасности плавания судов;
- разрушение портового сооружения или
нанесение ему серьезных повреждений, которые угрожают или могут угрожать безопасности
плавания судов или безопасности порта;
- сообщение заведомо ложных сведений,
которые могут создать угрозу безопасности плавания судов или безопасности
порта.
Субъекты международного терроризма
активно используют морской транспорт по его прямому назначению. Морской
транспорт является наиболее удобным средством для скрытного транзитного
перемещения (по легализованным или поддельным документам) на значительное
расстояние. При этом, суда и пассажиры опасности не подвергаются; собственно
угроза реализуется на территории третьих стран, являющихся объектом проекции
террористической деятельности.
Не исключается также перевозка морскими
судами оперативной документации, пропагандистках материалов, оружия,
боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных и отравляющих веществ.
Другим аспектом является использование
морских судов в качестве транспортного средства для доставки террористов и
заложников в определенную географическую точку уже после теракта, совершенного
вне сферы морского транспорта.
Морской транспорт объективно является
сферой интересов фигурантов криминальной деятельности, задействованных на
таких направлениях, как: маршрутизация нелегальная миграция; незаконный оборот
наркотических веществ; незаконный денежный трансферт; контрабанда оружия,
боеприпасов, культурных ценностей и произведений искусства, и т. д. Невозможно
игнорировать тот факт, что существенная часть операций и перемещений субъектов
организованной преступности регулярными рейсами пассажирских судов осуществляется
под прикрытием обычных пассажирского и грузового потоков. Кроме
террористических актов, осуществляемыми на море международными
террористическими организациями и преследующими в основном политические цели, и
пиратства возможны аналогичные акты, планируемые и проводимые конкурентами
против судов крупных судоходных компаний и указанных выше объектов с чисто экономическими
целями, направленными на устранение конкурентов с рынка соответствующих услуг.
В связи с постоянно возникающей в мире
конкуренцией, угроза ведения конкурентной борьбы неадекватными, в том числе
террористическими методами, будет возрастать. Поэтому необходимо вести
аналитическую и профилактическую работу и в этом направлении.
За десятилетия борьбы с терроризмом в
мире и России был разработан ряд механизмов, методов, технологий
государственного реагирования на потенциальные и совершившиеся факты
терроризма (создание специальных антитеррористических сил и их подготовка,
усиление охраны особо опасных, в частности, ядерных объектов, выработка технологии
переговорного процесса об освобождении заложников и др.).
Можно говорить о некоторых
универсальных принципах государственной политики по отношению к терроризму:
- принцип упреждения террористических
актов за счет правильно поставленной заблаговременной оперативной деятельности,
распознанию их на стадии замысла, планирования и подготовки и срыву намеченных
террористических действий;
- принцип минимальных уступок террористам.
В этой связи в ходе переговоров могут допускаться лишь частные, тактические
уступки, позволяющие выиграть время, провести подготовительные мероприятия для
проведения наиболее эффективной операции в создавшихся условиях;
- принцип минимизации жертв и ущерба в
ходе антитеррористической операции;
- принцип неотвратимости наказания за
террористическую деятельность.
Терроризм вырастает там, где есть
глубинные противоречия в экономике, где часть населения сопротивляется
реформам, где высока социальная дифференциация, где не создано эффективных
механизмов правовой защиты граждан. В этом смысле российские реалии - благоприятная
среда для роста терроризма. Терроризм в РФ, как и в ряде стран СНГ, становится
своего рода индустрией: налаживаются связи между террористическими группами по
обмену опытом в оперативно-боевой подготовке, поставкам спецсредств и
вооружений, использованию новых технологий.
Все реже заказчиками, разработчиками и
исполнителями преступления являются одни и те же люди. Исходя из этого и
должна выстраиваться концепция борьбы с терроризмом в каждой сфере экономики,
в том числе на морском транспорте.
Эта работа должна координироваться с
ГРУ, ФСБ, МВД, ВМФ, МЧС и ВВС РФ, с госструктурами, регулирующими деятельность
морских портов и управляющими использованием госсобственности в них.
Когда террористы захватывают судно, то
срочные меры по его освобождению не всегда приемлемы. Ведь целью террористов
все чаще становятся не вымогательство, а политические требования или акции устрашения.
В таком случае под угрозой оказываются жизни пассажиров и экипажа, возникает
риск экологической катастрофы.
Все
настойчивее звучат предложения о формировании на судах специальных команд
самообороны. Пока, правда, международный статус такой команды не определен. А
затраты на ее содержание во многом будут зависеть от того, насколько эффективно
организована защита от терроризма в морских портах.
Действия, предпринимаемые в формате противодействия
терроризму на морском транспорте. Их возможно сгруппировать по следующим
функциональным блокам:
1. Совершенствование системы
обеспечения собственной безопасности на морском транспорте. Включает в
себя:
- ужесточение процедуры приобретения
билетов, регистрации и г досмотра пассажиров и грузов (с целью
исключения доступа на борт физических лиц и предметов, представляющих малейшую
степень угрозы);
- введение обязательного проведения
психологического тестирования всех пассажиров («профайлинга») и их личного
досмотра, в том числе с применением детекторов обнаружения следов взрывчатых
веществ;
- наращивание средств технического
контроля и охраны объектов;
- оборудование входов на причал
пунктами досмотра, оснащенными досмотровой техникой для контроля пассажиров,
провожающих лиц и посетителей, а также багажа и вещей, находящихся при них;
- разработка и внедрение системы обмена
информацией между сотрудниками морских портов и представителями служб, ведущих
оперативно-разыскную деятельность, о фактах подготовки террористических актов, а
также о лицах, причастных к этому;
- создание в морских портах
ситуационных центров мониторинга для обеспечения контроля и координации
деятельности всех служб морских портов, правоохранительных органов и
специальных служб, принимающих участие в обеспечении морской безопасности;
- формирование эксклюзивной зоны
безопасности вокруг портовых средств;
-
всесторонняя подготовка сотрудников ведомственных служб безопасности;
- повышение бдительности и
сознательного отношения к террористической угрозе всего личного состава судов
и руководителей судоходных организаций;
- грамотное выполнение планов охраны, а
также использование технических средств позволяет повысить безопасность мореплавания,
снизить опасность и последствия террористических актов, убытков от пиратства
и, в конечном итоге, обеспечит возврат средств, вложенных в работы по внедрению
Кодекса ОСПС.
2. Совершенствование и внедрение
технических средств защиты собственно судов, в первую очередь установка:
- систем охранной сигнализации; систем
контроля и управления доступа;
- систем охранного телевидения;
- систем связи.
Для досмотра пассажиров, членов экипажей,
обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, почты, грузов морские торговые
порты должны располагать специальными технические средствами, обеспечивающими
обнаружение огнестрельного оружия, взрывных устройств и других предметов и
веществ, которые могут быть использованы в целях совершения незаконных актов,
а также нанесения ущерба здоровью пассажиров, членам экипажа и пассажирскому
судна. С этой целью в морских портах предусматриваются:
- стационарные интроскопы - для
контроля ручной клади, багажа, груза, почты по теневому изображению
внутреннего содержания на экране телемонитора;
- переносные интроскопы - для идентификации
неопознанных объектов на борту судна и в запретном районе без вскрытия и
смещения объекта исследования;
- стационарные металлоискатели - для
выявления металлических предметов у пассажира (персонала, члена экипажа);
- портативные (ручные) металлоискатели
- для повторного досмотра с целью более точного местонахождения металлических
предметов, обнаруженных стационарным металлоискателем;
- аппаратура для обнаружения взрывчатых
веществ (ВВ), включающая в себя детекторы паров ВВ, и стационарные установки
обнаружения ВВ методом нейтронной активизации;
- аппаратура фиксации абонентского
номера телефона по которому поступило сообщение об угрозе возникновения чрезвычайной
ситуации.
Современная система безопасности
портового средства должна представляет собой комплекс систем, которые работают
в единой связке под централизованным управлением системы сбора и обработки
информации (ССОИ). В комплекс входит система видеонаблюдения, контроля
доступа, охраны периметра, охранно-пожарной сигнализации.
Только такая, комплексная система
безопасности позволяет получать максимум информации от всех технических
средств безопасности, установленных на объекте, анализировать полученные
данные и создавать отчеты о ситуации. В результате угрозы безопасности объекта
предотвращаются на ранней стадии.
3. Внедрение комплекса мер упреждения
в целях предотвращения террористических актов. Оценка угроз и рисков всей
инфраструктуры с тщательной последующей проверкой всего личного состава с
целью выявления преступных элементов и потенциальных террористов. Включает:
- создание банка данных на потенциально
опасных пассажиров (включающего лиц, состоящих в радикальных политических
организациях, религиозных сектах, преступных сообществах, склонных к употреблению
алкоголя на борту, владеющих навыками рукопашного боя и т. д.);
- тщательная проверка благонадежности
экипажей судов и технического службы портовых средств.
Предприятия морского транспорта - это
сложный технический и человеческий конгломерат, который требует к себе внимания
специалистов по борьбе на предприятиях водного транспорта, от которых
требуется разрабатывать специальные учебно-методические материалы для
предприятий морского транспорта.
Организационные мероприятия по борьбе с
терроризмом надо начинать, как с проектирования, ремонта, перестройки судна,
так и с проектирования предприятий морского транспорта.
Каждый объект портового средства
изучается специалистами по борьбе с терроризмом, которые разрабатывают
организационные мероприятия, характерные только для данного объекта,
характеристика которого подходит к объекту террористического акта. При
разработке организационных мероприятий предупреждающих терроризм на
предприятиях морского транспорта, необходимо учитывать:
а) Результаты прогнозирования и
моделирования тактики действий террористов, исключительно для данного объекта;
б) Поэтапное проникновение на объект:
- с морской стороны (включая
дрессированных морских животных с подрывными устройствами);
- по воздуху (включая дрессированных
птиц);
- с суши (включая дрессированных
террористами животных) ;
- из-под земли (по подземным
коммуникациям);
- тактику проникновения камикадзе на
данный объект.
в)
Дистанционный терроризм: заминированные объекты, транспортировка на объект
грузов с дистанционным подрывным устройством.
г) Террорист из числа персонала
объекта, который может использовать внутренние возможности объекта для
совершения террористического акта.
Страницы: 1, 2
|