рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Современные финансово-экономические проблемы обеспечения обороны страны рефераты

В связи с тем, что функциональная классификация расходов в 2005 и 2006 годах претерпела значительные изменения, расчет включенных в итоговую таблицу (приложение 1) показателей составлен отдельно в приложении 2. Учитывая, что в 2004 году расходы по разделу 04 подразделу 07 были направлены на Государственную поддержку отраслей для национальной обороны Министерства промышленности и энергетики РФ (021 04 07 610 Ведомственной классификации расходов), произведена выборка расходов по ведомственной классификации 2005 и 2006 годов. Возможно, что эти расходы включены в подраздел 03 раздела 02 функциональной классификации расходов в сумме 3,5 млрд.руб., но по ведомственной классификации эти расходы не были распределены, в связи с чем невозможно определить направления использования этих средств. По правилу существенности (0,9% и 0,1%), данной суммой можно пренебречь.

Динамика расходов федерального бюджета по принятым для анализа разделам функциональной классификации, скорректированным по указанным правилам, приведены в приложении 5. Проведенный анализ сопоставляемых расходов за период с 1992 по 2006 год показал следующее:

-          суммарная доля расходов по принятым к анализу разделам функциональной классификации расходов нестабильно, но увеличивается (с 24,9% в 1992 году до 33,2% в 2006 году) (рис.2);

-          расходы на государственное управление и судебную власть выросли (даже подскочили) примерно в 5500 и 6500 раз соответственно, в то же время расходы на оборону выросли всего лишь примерно в 850 раз, на правоохранительную деятельность примерно в 2500 раз, в целом же расходы бюджета увеличились примерно в 1000 раз (рис.3);

-          доходная часть бюджета увеличилась в 1931 раз, расходы на оборону выросли в 875 раз, в результате реальные расходы на оборону за анализируемый период уменьшились примерно вдвое (875/1931=2,2);

-          за период с 1994 по 2005 годы расходы на оборону выросли в 13,5 раз,  доходы бюджета выросли в 40 раз, если принять во внимание, что численность Вооруженных Сил изменилась за этот же период уменьшилась на 25% (2200 тыс.чел. военнослужащих и 600 тыс.чел. гражданского персонала по состоянию на 1 января 1994 года [5. ст.33], 1207 тыс.чел. военнослужащих и 876 тыс.чел. гражданского персонала по состоянию на 1 января 2005 года [29]), то удельная ресурсообеспеченность на одного человека в Вооруженных Силах снизилась также примерно вдвое (40/13,5*2100/2800=2,2).

ВЫВОД: ежегодно происходит уменьшение расходов на оборону, высвобождаемые бюджетные средства расходуются не на развитие экономики, а осваиваются на содержание и охрану самого государства; несмотря на рост расходов на оборону в абсолютных цифрах, значительная часть роста произошла вследствие инфляционных процессов, а реальные ассигнования на оборону уменьшились, и ниже ассигнований, выделенных в начале истории Российского государства.














 

Рис. 2. Динамика скорректированных расходов по разделам функциональной классификации федерального

(республиканского) бюджета в процентах к общим расходам с 1992 по 2006 годы (извлечение)

 

Рис. 3. Динамика скорректированных расходов по разделам функциональной классификации федерального

(республиканского) бюджета с 1992 по 2006 годы по отношению к 1992 году (извлечение)

3. РАСХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА СОДЕРЖАНИЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ


Для анализа расходов федерального бюджета на содержание Вооруженных Сил используются 2003-2005 годы, так как расходы, согласно ведомственной классификации, на содержание Вооруженных Сил приведены в законах несекретными приложениями, являются общедоступными и допускают проведение анализа и обсуждения его результатов без необходимости проведения мероприятий по защите государственной тайны. Небольшая проблема возникла с 2006 годом, так как объемы закупок и ремонта вооружения и военной техники за 2006 год приведены для сравнения в соответствии с данными средств массовой информации в связи с засекречиванием.

Расходы федерального бюджета на содержание Вооруженных Сил к функциональной классификации расходов 2004 года не приводились. За анализируемые годы произведена группировка по направлениям использования денежных средств, а именно "Текущие расходы", "Капитальные вложения" и "Непроизводительные расходы", которые определены на основе следующих принципов:

-          к текущим расходам отнесены расходы на содержание Вооруженных Сил, таких как материальное обеспечение личного состава, поддержание в постоянной боевой готовности и укомплектование Вооруженных Сил;

-          в капитальные вложения включены расходы на совершенствование Вооруженных Сил, такие как новое строительство, реконструкция, формирование новой структуры Вооруженных Сил, закупки и ремонт вооружения и военной техники;

-          к непроизводительным расходам отнесены расходы, которые по своей природе целесообразно включить в другие разделы и подразделы функциональной классификации расходов, например "Обеспечение льгот и компенсаций военнослужащим и членам их семей" и "Страховые гарантии военнослужащим" (в раздел Социальная политика), "Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственным контрактам" (в раздел Общегосударственные вопросы или Национальная экономика);

-          к непроизводительным расходам также отнесены расходы, по которым невозможно определить их целевую направленность ("Операции неторгового характера") или не имеется информации в несекретной части закона о федеральном бюджете (кроме указанных выше расходов на закупки и ремонт вооружения и военной техники в 2006 году).

Таблица группировки в соответствии с этими принципами приведена в приложении 8. Структура расходов представлена на рис.4.

Анализ расходов на содержание Вооруженных Сил, который показал, что доля их в расходах по разделу "Национальная оборона" снижается с каждым годом, например с 2003 по 2006 годы с 95% до 75%, снижается также доля этих расходов в общих расходах бюджета (рис.5).

Следствием данного процесса является состояние Вооруженных Сил. В 2005 году свыше 80 процентов из числа уволенных офицеров, или более 14 тысяч человек - досрочно [30], что приносит Министерству обороны ущерб от 16 до 20 млрд.руб. [33. с.35]. Достижением является средний налет в 2003 году на одного летчика (экипаж самолета) 28 часов, что выше аналогичного показателя в 2002 году на 4,8 процента [31], а в 2004 году только 60 процентов летчиков выполнило установленные нормы налета [33. с.34].

На фоне этих негативных процессов проявляется определенный позитивный момент, который заключается в снижении доли и абсолютного размера непроизводительных расходов, включаемых в анализируемый подраздел. Одновременно происходит увеличение доли и абсолютного размера расходов на техническое оснащение и развитие Вооруженных Сил за счет снижения непроизводительных расходов, что свидетельствует об изменении приоритетов государства в направлении технической составляющей обороны страны: при практически неизменной доли расходов на содержание Вооруженных Сил (текущих расходов) от 55% до 60%, доля расходов на развитие увеличилась с 25% до 35%.

Но каковы бы ни были приоритеты государства, Вооруженные Силы обеспечиваются в среднем не более чем на 60-80 процентов от планируемой потребности с учетом выполнения возложенных задач [32. с.16]. Предельные объемы финансирования Министерством Финансов определяются не из расчетов, представленных Министерством обороны, а на основании лимитов бюджетных обязательств текущего года, увеличенные, в лучшем случае, на прогнозируемый уровень инфляции [32. с.15].

ВЫВОД: если не принимать во внимание общее снижение расходов федерального бюджета на оборону и расходов на содержание Вооруженных Сил, государство совершенствует свою военно-техническую политику в направлении повышения технической оснащенности армии и флота, хотя при этом происходит плавное, но все же снижение, внимания государства на обеспечение личного состава и обеспечение выполнения задач Вооруженными Силами.

Предметом данной работы не является выработка путей совершенствования финансово-экономической деятельности в Вооруженных Силах, но необходимо предложить доступные методы совершенствования их финансового обеспечения, нашими общими задачами должны стать:

-            системное внедрение программно-целевого планирования в сфере строительства Вооруженных Сил с направленностью на конечный результат - военная безопасность страны, боевая готовность Вооруженных Сил и способность их к развитию - разработка согласованных между собой по целям, задачам, месту и времени выполнения федеральных и ведомственных целевых программ по основным направлениям развития на основе обоснования необходимых объемов финансовых ресурсов с применением методов военно-экономического анализа: любое, даже на первый взгляд прогрессивное и рациональное, решение должно рассматриваться на предмет его экономической целесообразности, направленности на достижение конечного результата, возможность включения в федеральный бюджет единожды обоснованных потребностей позволит уделять больше внимания другим вопросам, детальнее разрабатывать планирующие и нормативные документы;

-            одновременно необходимо применение нормативного метода финансового планирования на текущие расходы, связанные с содержанием Вооруженных Сил, поскольку недопустимо перегружать бюджет целевыми программами, что вызовет распыление внимания, усложнит контроль над выполнением этих программ;

-            основой такой комплексной работы должно стать широкое и массовое применение информационных технологий в деятельности финансово-экономической службы, обмен данными по компьютерным сетям, следствием чего будет повышение оперативности документооборота, сбора и анализа сведений, и управления финансово-экономической деятельностью.

Подтверждением предложенных путей являются слова Президента Российской Федерации Путина В.В. в его Ежегодном послании Федеральному Собранию 10.05.2006 года: "Кроме того, уже с этого года большая часть расходов федерального бюджета должна быть ориентирована на конечный результат", "Мы должны ... не гнаться за количественными показателями, не «палить» деньги зря. Наши ответы должны быть основаны на интеллектуальном превосходстве. Они будут асимметричными, менее затратными ..." [22].


 

Рис. 4. Динамика структуры расходов на строительство и содержание Вооруженных Сил в 2003-2006 годах

 

Рис. 5. Динамика расходов на строительство и содержание Вооруженных Сил в 2003-2006 годах

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Представленная работа базируется на фактических данных в виде основных пропорций показателей федерального (республиканского) бюджета, и может послужить неплохой базой для дальнейшего раскрытия темы. Помимо основной цели работы, была достигнута и дополнительная, не видная явно, а именно была произведена попытка систематизации и группировки расходов федерального (республиканского) бюджета - приведения к единому знаменателю независимо от действовавших в разные годы классификаций расходов.

Абсолютные цифры показателей бюджета по классификациям разных лет не дают полной и очевидной картины, вводят в заблуждение. Проведенный в данной работе анализ фактических материалов показывает, что национальная оборона не является сферой приоритетного внимания государства на фоне усиленного роста расходов на содержание и обслуживание самого государства (без Вооруженных Сил и правоохранительных органов).

Таким образом, государство начало перераспределять имеющиеся бюджетные ресурсы непропорционально - в ущерб исполнения одних функций перед другими. На первый взгляд, перераспределение денежных средств не несет за собой какой-либо опасности, но это не просто заблуждение - это нечто большее.  Национальная оборона - не абстрактное понятие, а как показывает опыт поколений - способность народа защитить свое национальное богатство и свое национальное самосознание.

Данная работа показала, что, несмотря на изменившееся отношение государства к обеспечению обороноспособности с финансовой точки зрения, имеется еще много проблем в этой сфере, которые наглядно проявляются в состоянии Вооруженных Сил и оборонной промышленности.


Слушатель 241 учебной группы

подполковник                      А.Приветкин

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


I. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ

1.                 Конституция Российской Федерации. Система "Гарант", версия от 31.05.2005 г.

2.                 Федеральный закон 1996 г. № 61-ФЗ "Об обороне". Система "Гарант", версия от 31.05.2005 г.

3.                 Закон Российской Федерации 1992 г. № 3331-1 "О бюджетной системе Российской Федерации на 1992 год". Система "Гарант", версия от 31.05.2005 г.

4.                 Закон Российской Федерации 1993 г. № 4966-1 "О республиканском бюджете Российской Федерации на 1993 год". Система "Гарант", версия от 31.05.2005 г.

5.                 Федеральный закон 1994 г. № 9-ФЗ "О федеральном бюджете на 1994 год". Система "Гарант", версия от 31.05.2005 г.

6.                 Федеральный закон 1995 г. № 39-ФЗ "О федеральном бюджете на 1995 год". Система "Гарант", версия от 31.05.2005 г.

7.                 Федеральный закон 1995 г. № 228-ФЗ "О федеральном бюджете на 1996 год". Система "Гарант", версия от 31.05.2005 г.

8.                 Федеральный закон 1997 г. № 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год". Система "Гарант", версия от 31.05.2005 г.

9.                 Федеральный закон 1998 г. № 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год". Система "Гарант", версия от 31.05.2005 г.

10.            Федеральный закон 1999 г. № 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год". Система "Гарант", версия от 31.05.2005 г.

11.            Федеральный закон 1999 г. № 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год". Система "Гарант", версия от 31.05.2005 г.

12.            Федеральный закон 2000 г. № 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год". Система "Гарант", версия от 31.05.2005 г.

13.            Федеральный закон 2001 г. № 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год". Система "Гарант", версия от 31.05.2005 г.

14.            Федеральный закон 2002 г. № 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год". Система "Гарант", версия от 31.05.2005 г.

15.            Федеральный закон 2003 г. № 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год". Система "Гарант", версия от 31.05.2005 г.

16.            Федеральный закон 2004 г. № 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год". Система "Гарант", версия от 1.12.2005 г.

17.            Федеральный закон 2005 г. № 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год". Библиотечка "Российской газеты" - приложение к "Российской газете", выпуск 1-2 2006 г.

18.            Федеральный закон 2001 г. № 80-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 1999 год". Система "Гарант", версия от 31.05.2005 г.

19.            Федеральный закон 2002 г. № 39-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2000 год". Система "Гарант", версия от 31.05.2005 г.

20.            Федеральный закон 2003 г. № 67-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2001 год". Система "Гарант", версия от 31.05.2005 г.

21.            Федеральный закон 2004 г. № 35-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2002 год". Система "Гарант", версия от 31.05.2005 г.

22.            Федеральный закон 2005 г. № 30-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2003 год". Система "Гарант", версия от 31.05.2005 г.


II. НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

23.            Военная доктрина Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ 2000 года № 706). Система "Гарант", версия от 31.05.2005 г.

24.            Правила образования, расходования и учета средств Фонда контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации в 2000 году (утверждены Постановлением Правительства РФ 2000 г. № 506). Система "Гарант", версия от 31.05.2005 г.

25.            Распоряжение Правительства РФ 1999 г. № 1167-р. Система "Гарант", версия от 31.05.2005 г.

26.            Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (утверждены постановлением Правительства РФ 2002 г. № 696). Система "Гарант", версия от 31.05.2005 г.

27.            Инструкция о формировании, использовании и учете средств Фонда контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации и о составлении отчетности об их использовании (утверждена Приказом Минфина РФ 2000 г. № 88н). Система "Гарант", версия от 31.05.2005 г.


III. ПУБЛИКАЦИИ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

28.            Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации 10.05.2006 // http://www.garant.ru/hview.php? ssid=32&pid=77700&=federal.

29.            Выступление Министра обороны Российской Федерации Иванова Б.С. на встрече с представителями военно-дипломатического корпуса в Военной академии Генерального Штаба Вооруженных Сил Российской Федерации 10.12.2004 г. по теме «Вооруженные Силы России: состояние, перспективы развития и способность противостоять современным угрозам и вызовам» // http://www.mil.ru/articles/article8649.shtml.

30.            Наши оборонные приоритеты. Выступление Министра обороны Российской Федерации Иванова Б.С. на совещании руководящего состава Вооруженных Сил Российской Федерации // http://www.redstar.ru/2005 /11/11_11/1_04.html.

31.            Министерская пятилетка. Позитивные тенденции в деятельности армии и "оборонке" набирают силу // http://www.vpk-news.ru/article.asp? pr_sign=archive.2006.128.articles.army_02.

32.            Воробьев В.В. Проблемы совершенствования военно-финансовой политики России. // Вестник Военного финансово-экономического университета. 2005. - № 3 (4). с.14-17.

33.            Савинский П.Ф. Расходы на содержание Вооруженных Сил в проекте Федерального бюджета на 2006 год. // Вестник Военного финансово-экономического университета. 2005. - № 2 (3). с.33-36.

34.            Военно-экономическая безопасность: учебное пособие. // Под ред. проф. Пожарова А.И. - М:ВФЭУ. - 2002.

ПРИЛОЖЕНИЯ

 


 

1

Расходы федерального (республиканского) бюджета с 1992 по 2006 годы в пересчете по структуре функциональной классификации 2004 года (извлечение)

28

 


 

2

Расходы федерального бюджета на 2005-2006 годы в пересчете по структуре функциональной классификации 2004 года (извлечение)

46

 


 

3

Расходы федерального бюджета с 1999 по 2003 годы по отчетам об исполнении бюджета в пересчете по структуре функциональной классификации 2004 года (извлечение)

48

 


 

4

Сводная ведомость основных параметров федерального (республиканского) бюджета Российской Федерации с 1992 по 2006 год (извлечение)

54

 


 

5

Динамика и сопоставление расходов федерального (республиканского) бюджета с 1992 по 2006 годы, скорректированных по разделам функциональной классификации 2004 года (извлечение)

62

 


 

6

Динамика исполнения федерального бюджета с 1999 по 2003 годы по разделам функциональной классификации (извлечение)

65

 


 

7

Расходы федерального бюджета с 2003 по 2006 годы на содержание Вооруженных Сил (раздел 04/02 подраздел 01 функциональной классификации)

67

 


 

8

Структура расходов федерального бюджета с 2003 по 2006 годы на содержание Вооруженных Сил (раздел 04/02 подраздел 01 функциональной классификации) по направлениям использования денежных средств

79

 


 



Страницы: 1, 2


 © 2010 Все права защищены.