Социальная защита военнослужащих
-
супруга (супруг);
-
несовершеннолетние дети;
-
дети старше 18 лет, ставшие
инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;
-
дети в возрасте до 23 лет,
обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
-
лица, находящиеся на иждивении
военнослужащих.
Военнослужащим и гражданам,
уволенным с военной службы, ветеранам Великой Отечественной войны и ветеранам
боевых действий на территориях других государств, ветеранам военной службы, а
также ветеранам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях
чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, федеральными
конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации устанавливаются дополнительные льготы, гарантии и
компенсации.[28]
Правовые и социальные гарантии
несовершеннолетним гражданам, обучающимся в образовательных учреждениях
среднего (полного) общего образования, дополнительные образовательные программы
которых имеют целью военную подготовку, регулируются федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащие, граждане,
уволенные с военной службы, и члены их семей, имеющие право на льготы, гарантии
и компенсации в соответствии с настоящим Федеральным законом, пользуются
льготами, гарантиями и компенсациями, установленными для граждан федеральными
конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами
субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов
местного самоуправления. Если указанные лица одновременно имеют право на
получение одной и той же льготы, гарантии и компенсации по нескольким
основаниям, то им предоставляются по их выбору льгота, гарантия и компенсация
по одному основанию, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральными
конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации.[29]
Федеральный закон «О статусе
военнослужащих» содержит статьи о гарантиях правовой и социальной защиты военнослужащих,
граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Для военнослужащих настоящим
Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной
защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых
воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности
военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий
и порядка прохождения ими военной службы.
Правовая защита военнослужащих,
граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией
государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых
актах прав, льгот, гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их
социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.
Социальная защита
военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является
функцией государства и предусматривает:
-
реализацию их прав, льгот,
гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного
управления и органами местного самоуправления;
-
совершенствование механизмов и
институтов социальной защиты указанных лиц;
-
охрану их жизни и здоровья, а
также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности,
соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.
Реализация мер правовой и
социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов
их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного
самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в
пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров. Реализации
прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в
соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут также
содействовать общественные объединения.[30]
Никто не вправе ограничивать
военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах
и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим
Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, органов
местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в
неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных
с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации.
При осуществлении призыва на
военную службу, заключении с военнослужащими контракта о прохождении военной
службы, а также при увольнении военнослужащих с военной службы государство
гарантирует исполнение обязательств, предусмотренных настоящим Федеральным законом,
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации.[31]
Контроль за исполнением
настоящего Федерального закона осуществляется органами государственной власти,
правоохранительными органами и органами военного управления.
Надзор за исполнением
настоящего Федерального закона осуществляется генеральным прокурором Российской
Федерации и подчиненными ему прокурорами.
Правовые и социальные гарантии
военнослужащим, включая меры их правовой защиты, а также материального и иных
видов обеспечения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, не могут быть
отменены или снижены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный
закон «О статусе военнослужащих». ФЗ - «О статусе военнослужащих» содержит
статьи о правах и свободах военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы
и, и членов их семей. Военнослужащие и члены их семей имеют право на защиту
свободы, чести и достоинства, право на свободу передвижения и выбор
места жительства, право на свободу слова, право на участие в собраниях, митингах,
демонстрациях, шествиях и пикетировании, право на свободу совести и
вероисповедания, право на участие в управлении делами государства и
общественными объединениями, право на труд, право на служебное время,
право на отдых, право на продовольственное и вещевое обеспечение,
торгово-бытовое обслуживание, право на жилище, право на охрану здоровья
и медицинскую помощь, право собственности, льготы по налогам, право на
страховые гарантии, право на возмещение вреда, право на образование и права в
области культуры и т.д.[32]
Федеральный закон «О статусе
военнослужащих» устанавливает, что обязанностью военнослужащих является защита
государственного суверенитета и территориальной целостности Российской
Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного
нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными
обязательствами Российской Федерации составляют существо воинского долга, который
обязывает военнослужащих:
-
быть верными Военной присяге,
беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать свое Отечество;
-
строго соблюдать Конституцию Российской
Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов,
беспрекословно выполнять приказы командиров;
-
дорожить честью и боевой славой
защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;
-
совершенствовать воинское
мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную
технику, беречь военное имущество;
-
быть дисциплинированными,
бдительными, хранить государственную и военную тайну;
-
соблюдать общепризнанные
принципы и нормы международного права и международные договоры Российской
Федерации.
-
Военнослужащий считается
исполняющим обязанности военной службы в случаях, предусмотренных Законом
Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе». [33]
Строительство и развитие Вооруженных Сил на современном этапе
нацелено на достижение новых качественных показателей в области повышения
боевой готовности и обеспечения обороноспособности страны, защиты ее
политических и экономических интересов, а также социальной защищенности самих
военнослужащих и членов их семей.
Модернизация ключевых компонентов формирования и функционирования
Вооруженных Сил, включая комплектование, профессиональную подготовку личного
состава, техническое оснащение и материальное обеспечение, предъявляет новые
требования ко всей военно-социальной сфере и направленности социального
развития Вооруженных Сил.
В последнее время государством уделяется все большее внимание
вопросам социального развития Вооруженных Сил, повышению уровня социальной
защищенности военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Вместе с тем остаются нерешенными многие проблемы в военно-социальной сфере, в
том числе вытекающие из новых задач военного строительства.[34]
Так, размеры денежного довольствия военнослужащих и
заработной платы лиц гражданского персонала Вооруженных Сил и тенденции их изменения
обусловливают усиление социальной напряженности, снижение мотивации к военной
службе, отток кадров, особенно молодых специалистов. Средние темпы роста
денежных доходов семей военнослужащих в 1,2 раза ниже, а доля семей военнослужащих,
имеющих денежные доходы на одного члена семьи меньше прожиточного минимума, в
1,6 раза выше, чем в целом по Российской Федерации. Вследствие этого не
удовлетворены своим материальным положением свыше 60 процентов военнослужащих.[35]
Несовершенство существующей системы исчисления военных пенсий
ведет к увеличению разрыва между темпами роста пенсионного обеспечения лиц,
проходивших военную службу, и денежного довольствия военнослужащих.
Остро стоит жилищная проблема. Свыше 122 тысяч военнослужащих
и членов их семей нуждаются в жилье. Почти тридцать процентов семей офицеров и
прапорщиков не обеспечены служебным жильем. Около 40 процентов военнослужащих
не удовлетворены своими жилищными условиями. Главная причина этого – отсутствие
собственного жилья. Семьи военнослужащих находятся в очереди на получение жилья
пять - шесть лет. Денежная компенсация за поднаем (найм) жилья военнослужащим
не покрывает в полном объеме их фактические затраты на эти цели по всей
территории дислокации воинских частей и учреждений Министерства обороны. Нерешенность
жилищной проблемы военнослужащих приводит к их досрочному увольнению с военной
службы и снижает привлекательность военной профессии.
Более половины военнослужащих не удовлетворены доступностью,
полнотой и качеством медицинских услуг и медицинского обеспечения в целом.
Свыше четверти военнослужащих отмечают изношенность материально-технической
базы военно-медицинских учреждений, нехватку современного медицинского
оборудования. Треть военнослужащих и более 40 процентов лиц гражданского
персонала сталкиваются с отсутствием нужных медикаментов и лекарств, а также
завышенными ценами на них. До сих пор не сформирована и не функционирует
система медико-психологической реабилитации отдельных категорий военнослужащих
после выполнения ими сложных и опасных учебных и боевых задач. Менее половины
военнослужащих, оценивают свое здоровье как удовлетворительное, что свидетельствует
о недостаточности мер по профилактике заболеваний и охране здоровья
военнослужащих.
Условия прохождения военной службы не соответствуют государственным
стандартам, нормам и требованиям безопасности, вследствие чего ежегодно в
Вооруженных Силах отмечается высокий уровень гибели и травматизма
военнослужащих при исполнении ими обязанностей воинской службы.
Продолжает снижаться уровень военно-профессиональной
подготовки военнослужащих. Система военно-профессиональной ориентации молодежи
является неэффективной, а сеть военно-учебных заведений - неоптимальной и
высоко затратной. Устаревшая учебно-материальная база и недостаточный уровень
научно-педагогического потенциала большинства военных ВУЗов снижают качество
подготовки выпускников. Более 45 процентов из них завершают обучение на
«удовлетворительно», а около 15 процентов отчисляются в процессе учебы или в
первые годы военной службы.
Не отвечает современным требованиям и система дополнительного
профессионального образования. Отсутствие заинтересованности военнослужащих в
повышении своей квалификации привели к тому, что более 30 процентов офицеров не
соответствуют требованиям к занимаемой воинской должности. Стабильно низкой
остается доля военнослужащих, имеющих повышенную классную квалификацию.[36]
В Вооруженных Силах отмечается низкий уровень
удовлетворенности качеством и доступностью предоставляемых культурно-досуговых
и информационных услуг. Многие услуги сферы культуры остаются недоступными в
отдаленных и закрытых военных городках. При этом недостаточно эффективно
используются возможности, предоставляемые глобальной информационной сетью
Интернет. На чрезвычайно низком уровне находится материально-техническая
обеспеченность культурно-досуговых учреждений. Только 8 процентов из них
оснащены современными техническими средствами (кинопроката, звуковещания и
др.), около половины учреждений находятся в аварийном состоянии и требуют
капитального ремонта. В войсковых библиотеках до 80процентов книжного фонда
устарело. Как следствие сложившейся ситуации, оказываемые культурно-досуговые и
информационные услуги не отвечают возрастающим потребностям военнослужащих,
гражданского персонала и членов их семей, а у значительной части военнослужащих
практически отсутствует возможность заполнения своего свободного времени культурным
досугом.
Результаты проверок воинских частей и военно-учебных
заведений Министерства обороны свидетельствуют о низком уровне физической подготовленности
военнослужащих, проходящих военную службу, как по призыву, так и по контракту.
Так, средний уровень физической подготовленности военнослужащих в 12 процентах
управлений и воинских частей, участвовавших в данных проверках, оценивается как
«неудовлетворительный», в 65.5 процентах – лишь как «удовлетворительный». Среди
выпускников военных образовательных учреждений профессионального образования в
2007г. каждый пятый получил неудовлетворительные оценки, почти каждый второй
был оценен лишь на «удовлетворительно». Молодые офицеры имеют не только слабые
методические навыки в проведении учебных занятий, но и сами недостаточно
физически подготовлены.[37]
На предприятиях военной торговли во многих случаях отмечаются
как недостаточный ассортимент реализуемых товаров и услуг, так и превышение цен
на отдельные их виды в сравнении с иными торговыми организациями. Это приводит
к неудовлетворенности военнослужащих и членов их семей качеством
предоставляемого торгово-бытового обслуживания.
Граждане, уволенные с военной службы, а также члены их семей
испытывают трудности в социальной адаптации к условиям гражданской жизни. Не в
полной мере удовлетворяется постоянно растущая потребность увольняемых
военнослужащих в переподготовке по гражданским специальностям и содействии в
трудоустройстве.
Сохранение негативных тенденций, сложившихся в социальной сфере Вооруженных Сил, может
повлечь за собой:
-
в ближайшей перспективе – ухудшение
морально-психологического состояния военнослужащих, снижение уровня воинской
дисциплины, значительное снижение престижа и привлекательности военного
образования, рост социальной напряженности в семьях военнослужащих, увеличение
числа чрезвычайных происшествий, связанных с гибелью военнослужащих в мирное время;
-
в среднесрочной перспективе – рост численности увольняемых до
истечения срока службы (контракта), отсутствие желающих заключать контракты,
поступать в военно-учебные заведения, суворовские и нахимовское военные училища
и кадетские корпуса, снижение укомплектованности воинских частей и учреждений
до критического уровня;
-
в долгосрочной перспективе – снижение боеспособности и боеготовности
Вооруженных Сил ниже критического уровня, усиление угрозы потери суверенитета и
территориальной целостности России[38].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|