Социальная защита военнослужащих
Круг органов и должностных лиц, занимающихся социальной защитой
военнослужащих, определен и статьей 10 Устава внутренней службы Вооруженных Сил
РФ, в которой говорится: «Государство гарантирует социальную и правовую
защищенность военнослужащих, осуществляет меры по созданию им достаточного и
достойного жизненного уровня, улучшения условий службы и быта. Обеспечение и
охрана прав военнослужащих возлагаются на органы государственной власти и
местного самоуправления, суды, правоохранительные органы, органы военного
управления и командиров (начальников)». [16]
В системе органов
законодательной власти решением проблем социальной защиты военнослужащих
занимаются комитеты Государственной Думы по труду и социальной политике, по
обороне, по делам ветеранов, по безопасности.
Наиболее заметную
роль в решении этих вопросов играет Комитет Государственной Думы по обороне. Ему
принадлежит основная роль в создании законодательной базы социальной защиты
военнослужащих. По инициативе комитета регулярно проводятся парламентские
слушания по этим проблемам.
В Совете
Федерации вопросами социальной защиты военнослужащих в той или иной степени
занимаются Комитет по вопросам социальной политики и Комитет по вопросам
безопасности и обороны.
При Президенте
Российской федерации созданы и действуют Комиссия по правам человека. Временная
наблюдательная комиссия по соблюдению конституционных прав и свобод граждан. Совет
по социальной политике, другие органы, которые также вносят свой вклад в решение
социальных проблем военнослужащих. [17]
В системе
исполнительной власти общее руководство деятельностью по осуществлению
социальной защиты военнослужащих возложено на Правительство РФ, которое
согласно статье 15 Федерального закона «Об обороне» несет ответственность за
состояние и обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации, организует
обеспечение Вооруженных Сил материальными средствами и услугами по их запросам,
руководит деятельностью по вопросам обороны подведомственных ему федеральных
органов исполнительной власти, решает другие вопросы на основе и во исполнение
принятых Государственной Думой и утвержденных Президентом России законов. [18]
Важное место в
системе органов исполнительной власти, занимающихся решением проблем социальной
защиты военнослужащих, принадлежит Министерству труда и социального развития, в
рамках которого создан и функционирует Департамент по социальным вопросам
граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Значительную роль
в обеспечении социальных гарантий военнослужащих занимают органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Согласно
статье 7 Федерального закона «Об обороне» в их функции входит обеспечение
потребностей Вооруженных Сил в материальных средствах и других ресурсах и
услугах, по их заказам; обеспечение исполнения законодательства Российской
Федерации о социальных гарантиях для граждан в связи с военной службой, их
участием в военных действиях, а также для членов их семей.
Вопросами
социальной защиты этих категорий граждан в Российской Федерации занимаются
также многочисленные общественные объединения — советы, фонды, ассоциации и т.
п. Сегодня в нашей стране зарегистрировано более сотни общественных
организаций, которые приоритетным направлением своей деятельности считают
социальную защиту военнослужащих, ветеранов и инвалидов военной службы, а также
членов их семей. Налаживание конструктивного сотрудничества с этими
неправительственными организациями, общественными объединениями, координация их
усилий в деле обеспечения социальной защиты военнослужащих относятся к числу
важнейших задач социальной работы с военнослужащими. [19]
Непосредственно в
рамках Вооруженных Сил социальная работа с военнослужащими организуется
Министерством обороны Российской Федерации. В соответствии со статьей 14 ФЗ «Об
обороне» Министерство обороны заказывает и финансирует производство и закупку
продовольствия, вещевого и другого имущества, материальных и иных ресурсов для
Вооруженных Сил, обеспечивает социальную защиту военнослужащих, гражданского
персонала армии и флота, граждан, уволенных с военной службы, и членов их
семей. [20]
С помощью правовых средств министр обороны через Генеральный
штаб, своих заместителей, главнокомандующих видами Вооруженных Сил, начальников
главных и центральных управлений обеспечивает строгое и точное выполнение в
войсках (силах) законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений
Правительства РФ, а также собственных решений по социальной защите
военнослужащих на основе выделяемых Министерству обороны материальных и
денежных средств, и, прежде всего, — из федерального бюджета. В 2000 году в РФ
принята новая военная доктрина. Военная доктрина Российской Федерации
представляет собой совокупность официальных взглядов (установок), определяющих
военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы
обеспечения военной безопасности Российской Федерации.
Военная доктрина является документом переходного периода -
периода становления демократической государственности, многоукладной экономики,
преобразования военной организации государства, динамичной трансформации
системы международных отношений.
В Военной доктрине развиваются Основные положения военной доктрины
Российской Федерации 1993 года и конкретизируются применительно к военной сфере
установки Концепции национальной безопасности Российской Федерации. Положения
Военной доктрины опираются на комплексную оценку состояния военно-политической
обстановки и стратегический прогноз ее развития, на научно обоснованное
определение текущих и перспективных задач, объективных потребностей и реальных
возможностей обеспечения военной безопасности Российской Федерации, а также на
системный анализ содержания и характера современных войн и вооруженных конфликтов,
отечественного и зарубежного опыта военного строительства и военного искусства.[21]
Военная доктрина носит оборонительный характер, что
предопределяется органическим сочетанием в ее положениях последовательной приверженности
миру с твердой решимостью защищать национальные интересы, гарантировать военную
безопасность Российской Федерации и ее союзников.
Правовую основу Военной доктрины составляют Конституция Российской
Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской
Федерации, а также международные договоры Российской Федерации в области
обеспечения военной безопасности.
Положения Военной доктрины могут уточняться и дополняться с
учетом изменений военно-политической обстановки, характера и содержания военных
угроз, условий строительства, развития и применения военной организации
государства, а также конкретизироваться в ежегодных посланиях Президента
Российской Федерации Федеральному Собранию, в директивах по планированию
применения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских
формирований и органов, в иных документах по вопросам обеспечения военной
безопасности Российской Федерации.
Реализация Военной доктрины достигается за счет централизации
государственного и военного управления, осуществления комплекса политических,
дипломатических, экономических, социальных, информационных, правовых, военных и
других мер, направленных на обеспечение военной безопасности Российской
Федерации и ее союзников.[22]
Впервые за многие
годы в Российской Федерации принята долгосрочная стратегия развития Вооруженных
сил до 2020года. Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской
Федерации (далее именуется Стратегия) представляет собой совокупность
современных взглядов, целевых установок, принципов и приоритетов в деятельности
Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов
государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской
Федерации в сфере социального развития Вооруженных Сил.
Правовую основу
Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные
конституционные законы, федеральные законы и другие нормативные правовые акты
Российской Федерации, а также международные договоры Российской Федерации в
области обеспечения военной безопасности и социального развития.
Стратегия
является составной частью системы национальной безопасности и
социально-экономического развития Российской Федерации в целом и ориентирована
на реализацию преобразований в указанных сферах, осуществляемых в Российской
Федерации на период до 2020 года.
Стратегия
развивает соответствующие положения Военной доктрины, Концепции национальной
безопасности Российской Федерации и Стратегии строительства и развития
Вооруженных Сил Российской Федерации до 2020 года, конкретизирует применительно
к военно-социальной сфере установки Концепции долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации с учетом национальных интересов в области обороны
и социального развития.
Положения
Стратегии опираются на комплексную оценку состояния военно-социальной сферы и
прогноз ее развития, на научно обоснованное определение объективных
потребностей и реальных возможностей обеспечения социального развития
Вооруженных Сил, а также на системный анализ содержания и характера
рассматриваемых проблем, отечественного и зарубежного опыта военного социального
строительства.
Положения
Стратегии являются основой для конструктивного взаимодействия органов
государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, предпринимателей и
общественных объединений по обеспечению комплексного решения проблем
социального развития Вооруженных Сил.
Стратегией
определяются генеральная цель, задачи, ожидаемые результаты, принципы
реализации, этапы и приоритеты, комплекс основных мероприятий, необходимые
условия, риски и механизм контроля социального развития Вооруженных Сил.[23]
Положения
Стратегии могут уточняться и дополняться с учетом изменений военно-политической
и социально-экономической обстановки, характера, масштаба и содержания социальных
проблем, условий строительства, развития и применения военной организации
государства, а также конкретизироваться в указаниях по социальному развитию
Вооруженных Сил и в иных документах по вопросам обеспечения военной
безопасности и социального развития Российской Федерации.
За последние десятилетия армия и флот, другие войска прошли
через серьезные испытания, периодически находясь в центре сложных политических
и социально-экономических процессов реформирования общественных отношений. Эти
трудности успешно преодолены. Сейчас Вооруженные Силы - на новом этапе своего
развития. В числе приоритетных - вопросы социальной защиты военнослужащих и их
семей. Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации
представляет собой совокупность современных взглядов, целевых установок,
принципов и приоритетов в деятельности Министерства обороны Российской Федерации,
других федеральных органов государственной власти и органов государственной
власти субъектов Российской Федерации в сфере социального развития Вооруженных
Сил.
Закон «О статусе
военнослужащих», принятый в 1998 году определяет, какие граждане имеют статус
военнослужащих, правовые основы статуса военнослужащих, права и свободы
военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей,
обязанности и ответственность военнослужащих.
Правовыми
основами статуса военнослужащих являются Конституция Российской Федерации,
федеральные конституционные законы, Федеральный закон о Статусе военнослужащих,
федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а
также нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.[24]
Федеральный
закон определяет статус военнослужащих как совокупность прав, свобод,
гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности
военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными
конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации. Военнослужащие обладают правами и свободами
человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным
законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.[25]
На военнослужащих возлагаются
обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской
Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения
поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с
особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им
предоставляются льготы, гарантии и компенсации.
Особенности статуса
военнослужащих, проходящих военную службу в военное время, в период
мобилизации, во время исполнения обязанностей военной службы в условиях
чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, регулируются федеральными
конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации. Органы государственной власти Российской
Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы
местного самоуправления и организации вправе устанавливать в пределах своих
полномочий дополнительные льготы, гарантии и компенсации военнослужащим,
гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей.
Федеральный закон определяет
круг граждан, которые имеют статус
военнослужащих:
1. Военнослужащие проходят
военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с
федеральным законом о воинской обязанности и военной службе. К военнослужащим
относятся:
-
офицеры,
-
прапорщики и мичманы,
-
курсанты военных
образовательных учреждений профессионального образования,
-
сержанты и старшины,
-
солдаты и матросы,
-
проходящие военную службу по
контракту (далее - военнослужащие, проходящие военную службу по контракту);
-
офицеры, призванные на военную
службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации;
-
сержанты, старшины, солдаты и
матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных
учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта (далее
- военнослужащие, проходящие военную службу по призыву).
Особенностью весеннего
призыва-2008 является переход к призыву граждан на один год службы. В связи с
этим изменились и сроки проведения призывной кампании. Начнется она, как и
раньше 1 апреля, а завершится не 30 июня, как это было в прошлые годы, а 15
июля. Это сделано для того, чтобы молодые ребята могли закончить обучение в
учебных заведениях. Также с начала 2008 года уменьшено количество оснований для
предоставления отсрочек гражданам от прохождения военной службы. Из 25 оснований
осталось 21. Это дает возможность призывать дополнительно еще порядка 100 тыс.
человек. Начиная с 1 апреля 2008 г. планируется призвать около 133 тыс.
человек, это примерно на 1000 человек больше, чем осенью прошлого года. С осени
2008 года количество призывного контингента, который будет поступать в ряды
Вооруженных Сил и других войск, будет увеличен. Планируется призывать порядка
200 тысяч человек.[26]
Офицеры, призванные на военную
службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, по своему
правовому положению приравниваются к офицерам, проходящим военную службу по
контракту, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Условия контракта о прохождении
военной службы определяются федеральными конституционными законами, федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.[27]
2. Граждане приобретают статус
военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной
службы.
На граждан, призванных на
военные сборы, статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке,
которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. За гражданами, проходившими
военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Союза ССР, других воинских формированиях
Союза ССР и государств - участников Содружества независимых государств до
принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и
перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования,
организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР, сохраняются
льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом,
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации, при условии заключения и ратификации в установленном порядке
соответствующих международных договоров Российской Федерации.
Федеральный закон «О статусе
военнослужащих» определяет льготы, гарантии и компенсации:
-
военнослужащим и членам их
семей;
-
гражданам, уволенным с военной
службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских
формированиях и органах, Объединенных вооруженных силах государств - участников
Содружества независимых государств, и членам их семей;
-
гражданам, уволенным с военной
службы в Вооруженных Силах Союза ССР, пограничных, внутренних и железнодорожных
войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной
безопасности, других воинских формированиях Союза ССР, и членам их семей. К
членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых
распространяются указанные льготы, гарантии и компенсации, если иное не
предусмотрено настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, относятся:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|