Роль, место и задачи по координации действий территориальных и функциональных органов ГО и ЧС при ликвидации чрезвычайных ситуаций
p>- организация и руководство материально-техническим обеспечением Войск
гражданской обороны Российской Федерации, аварийно-спасательных и других
формирований МЧС России и других сил, привлекаемых для ликвидации
чрезвычайных ситуации;- осуществление учета и контроля за использованием материальных ресурсов,
выделенных из государственного бюджета на ликвидацию чрезвычайных ситуации.
Департамент мероприятий защиты населения и территорий
- организация разработки и реализации стратегии МЧС России в области
подготовки населения и территорий к действиям при чрезвычайных ситуациях; - организация выполнения эвакуационных мероприятии, мероприятии
радиационной и химической защиты; - координация подготовки сил и средств наблюдения и лабораторного контроля
РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях; осуществление управления
функционированием и развитием территориальных подсистем РСЧС. Департамент финансово-экономический: - подготовка предложении по формированию единен государственной политики по
финансовому и экономическому обеспечению деятельности МЧС России, системы
РСЧС в условиях экономических реформ в Российской Федерации, - организация сводного планирования финансово-экономической деятельности в
системе МЧС России; - организация финансирования и контроль за целевым использованием средств,
выделяемых из резервного фонда Правительства российской Федерации; - организация финансового обеспечения Войск гражданской обороны Российской
Федерации, поисково-спасательной службы МЧС России и других организаций,
подведомственных Министерству; - организация финансового обеспечения мероприятий по ликвидации
чрезвычайных ситуации. Департамент инвестиций и эксплуатации основных фондов: - организация мероприятий в области социальной защиты и социально-
психологической реабилитации граждан, пострадавших в результате
радиационных аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций; координация
строительства объектов федерального и межрегионального значения,
предусмотренных программами по преодолению последствий катастроф,
радиационных аварий, стихийных бедствий и межнациональных конфликтов; - осуществление экспертизы схем развития и размещения производительных сил,
проектов районных планировок и застройки территорий с учетом радиационных,
социально-экономических факторов, направленных на защиту населения и
окружающей Среды в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению. Департамент международного сотрудничества: - организация международного сотрудничества в области гражданской обороны,
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, преодолений
чернобыльской и других крупных катастроф, проведения подводных работ
особого назначения, поиска и спасения на морях и акваториях; - организация подготовки сил МЧС России, чрезвычайного гуманитарного
реагирования и аварийно-спасательных формирований с учетом международного
опыта и на базе зарубежных и специализированных центров и организаций; - организация международного сотрудничества со странами СНГ по вопросам
гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации; -организация приема грузов гуманитарной помощи от зарубежных государств
населению Российской Федерации, пострадавшему в результате чрезвычайных
ситуаций и межнациональных конфликтов; - формирование необходимой договорно-правовой базы и организация участия
структурных подразделений Министерства в выполнении обязательств Российской
Федерации, перед зарубежными государствами и международными организациями,
вытекающих из заключенных международных договоров, соглашении и конвенции; - осуществление международных уведомлений и запросов о помощи в случае
чрезвычайных ситуации, в том числе трансграничного характера, на территории
России; - привлечение российских и иностранных специалистов для участия в
проведении международной экспертизы по вопросам, входящим в компетенцию
Министерства. Управление кадров: -проведение единой кадровой политики по подбору и расстановке работников в
системе МЧС России; - организация подготовки и переподготовки кадров в системе МЧС России, - организация комплектования учебных заведений по подготовке специалистов
для системы МЧС России; -организация и осуществление подготовки кадров и руководящего состава РСЧС,
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по гражданской
обороне к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС. управление главной
инспекции: - организация и осуществление на территории Российской Федерации во
взаимодействии с другими органами государственного надзора, госнадзорной
деятельности за выполнением федеральными органами исполнительной власти,
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления, предприятиями и организациями мероприятий в
области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуации природного и
техногенного характера и контроля в области гражданской обороны. Организационно-мобилизационное управление: - подготовка предложений по формированию политики в области развития сил и
средств МЧС России; - разработка предложений по перспективному развитию к совершенствованию
огрганизационно-штатной структуры органов управления, соединении, воинских
частей, организации и предприятии МЧС России. Управление Аппарата Министра: - обеспечение оперативной и служебной деятельности Министра и его
заместителей; - организация подготовки материалов к заседаниям Совета Безопасности
Российской Федерации, Совета Обороны Российской Федерации, Правительства
Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции МЧС России; - организация документационного обеспечения заседаний Межведомственной
комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации; - создание единой системы документационного обеспечения деятельности
центрального аппарата МЧС России и обеспечение совместно с департаментами,
управления и самостоятельными отделами ее функционирования; - контроль за выполнением поручений Министра и его заместителей, приказов,
указаний, решений коллегии. Военного Совета МЧС России, а также совместно с
подразделениями Министерства решений Межведомственной комиссии по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации, осуществление контроля
за исполнением документов в центральном аппарате МЧС России. Управление связи и оповещения: - разработка и формирование предложений по приоритетным направлениям в
области связи и оповещения в системе МЧС России, гражданской обороны и
РСЧС; - организация развертывания системы связи и оповещения при чрезвычайных
ситуациях, ее наращивание в ходе ликвидации аварии, катастроф и стихийных
бедствий; - планирование и организация всех видов связи в системе МЧС России; - обеспечение взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти
по вопросам использования государственных и ведомственных систем связи и
вещания в интересах МЧС России. Научно-техническое управление: - организация разработки научно-технической политики в области ведения
гражданской обороны, мероприятий защиты населения, прогнозирования,
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая вопросы
преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, проведения
аварийно-спасательных, в том числе подводно-технических работ, а также
технического оснащения сил МЧС России; - ведение работ по определению приоритетов научно-технической политики МЧС
России;
- организация и сопровождение работ по совершенствованию существующих и
разработке новых образцов техники и аварийно- спасательных средств,
подготовке их производства и внедрению в Войска гражданской обороны
Российской Федерации и другие силы РСЧС, - организация и сопровождение НИОКР по проблемам ведения гражданской
обороны, мероприятий защиты населения, прогнозирования, предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуации, включая вопросы преодоления последствии
радиационных аварий и катастроф, проведения аварийно-спасательных работ, в
том числе подводно-технических, технического оснащения сил, управления
силами и средствами МЧС России. Управление авиации: - подготовка предложений по формированию приоритетных направлений в области
развития авиации в интересах МЧС России; - планирование оперативного использования авиации для выполнения поисково-
спасательных работ, доставки оперативных групп и грузов; - организация создания, развития, обеспечения функционирования
авиапредприятия МЧС России и внедрения передовых авиационных технологий; - организация летной подготовки летных экипажей вертолетных отрядов
региональных центров и авиапредприятия. Правовое управление: - правовое сопровождение проектов законодательных актов и других
нормативных документов, относящихся к компетенции МЧС России - организация создания системы страховой защиты МЧС России. Медицинское управление: -разработка предложений по созданию, подготовке, оснащению и использованию
формирований и организаций медицинской и санитарно-эпидемиологической
службы ГО, санитарно-транспортных формирований ГО, формирований и
организаций Всероссийской службы медицины катастроф; -организация и осуществление контроля за состоянием готовности службы
медицины катастроф, ПСС, медицинских подразделений Войск ГО Российской
Федерации; -организация проведение мероприятий, направленных на предупреждение
чрезвычайных ситуации эпидемиологического, эпизоотического и
эпифитотического характера; - организация проведения мероприятий по обеспечению населения медицинским
имуществом гражданской обороны, созданию резерва медицинского имущества
гражданской обороны и на чрезвычайные ситуации. Хозяйственное управление: - организация обеспечения департаментов, управлений и отделов МЧС России
всеми видами материально-технических средств. - Управление заказов, резервов и реализации материально- технических
средств координация деятельности органов исполнительной власти различных
уровнен по созданию и использованию чрезвычайных резервных фондов,
государственных резервов для ликвидации ЧС; - координация работы государственных унитарных предприятий и других
организаций, подведомственных МЧС России, по формированию внебюджетного
источника материальных и финансовых ресурсов; - планирование, подготовка и заключение договоров, организация закупки и
поставки необходимых материально-технических средств. Информационный отдел (Пресс-служба): - осуществление связи с общественностью и средствами массовой информации по
вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуации, преодолению последствии радиационных катастроф, защиты жизни и
здоровья людей, проведения подводных работ особого назначения, повышения
устойчивости функционирования объектов экономики при авариях, катастрофах и
стихийных бедствиях; - координация деятельности ответственных лиц за связь со средствами
массовой информации в региональных центрах МЧС России; - обеспечение средств массовой информации оперативными сведениями из
районов ЧС о ходе работ по их ликвидации; - регулярное освещение в средствах массовой информации и доведение до
общественных организаций деятельности МЧС России по реализации возложенных
на него задач; - организация работы журналистов в зоне чрезвычайной ситуации, а также
выездного Пресс-центра МЧС России. 2.2 Задачи и функции сил и средств МЧС Силы и средства МЧС: . Региональные центры . Поисково-спасательные службы . Центр управления в кризисных ситуациях . Центральный аэромобильный спасательный отряд "ЦЕНТРОСПАС" . Центр по проведению спасательных операций особого риска "Лидер" . Всеросийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций . Государственное унитарное авиационное предприятие . Всероссийский центр наблюдения и лабораторного контроля . Европейский центр новых технологий управления рисками стихийных бедствий и технологических катастроф МЧС России . Агентство "Эмерком" . Журнал "Гражданская защита" . Российский национальный корпус чрезвычайного реагирования Далее будут рассмотрены основные задачи сил МЧС.
Региональные центры
Региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Временным
положением, утвержденным приказом МЧС России от 7 октября 1994 г. № 621
выполняют следующие основные задачи:
координация деятельности территориальных подсистем, а также звеньев
ведомственных и функциональных подсистем Российской системы предупреждения
и действий в чрезвычайных ситуациях на территории региона, организация их
взаимодействия по вопросам разработки и осуществления мероприятий в области
защиты населения, территорий и объектов, предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
руководство подчиненными соединениями и воинскими частями гражданской
обороны, штабами по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в
ходе повседневной деятельности, при приведении их в различные степени
боевой готовности, в период отмобилизования и выполнения задач в
чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, поисково-спасательными
службами на территории региона;
координация ведения гражданской обороны на территории региона;
координация действий комиссий по чрезвычайным ситуациям, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации по ликвидации
региональных чрезвычайных ситуаций;
осуществление установленным порядком государственного надзора на территории
региона за выполнением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций
и готовностью к действиям при их возникновении;
организация региональных научно-прикладных исследований по проблемам
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
организация разработки и реализации региональных программ, систем
информационного обеспечения, контроля за реализацией в регионе федеральных
целевых программ, направленных на предотвращение и ликвидацию чрезвычайных
ситуаций, в том числе преодоление последствий радиационных аварий и
катастроф (за исключением регионов, где имеются специальные органы
управления МЧС России администраций по контролю за реализацией программ по
ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф), а также защиту
населения и территорий;
организация на территории региона обучения населения, подготовки
должностных лиц органов управления и формирований гражданской обороны,
подразделений РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях;
участие, содействие и контроль за созданием на территории региона резервов
материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
рассмотрение и согласование смет потребности в денежных средствах субъектам
Российской Федерации на оказание помощи при ликвидации чрезвычайных
ситуаций;
осуществление функций финансирования мероприятий по ликвидации чрезвычайных
ситуаций за счет средств, выделяемых из резервного фонда Правительства
Российской Федерации, а также организации финансового и материально-
технического обеспечения штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным
ситуациям, соединений, воинских частей гражданской обороны на территории
региона. Всего в составе МЧС России имеется 9 региональных центров:
Центральный - г. Москва; Северо-Западный - г. Санкт-Петербург; Северо-Кавказский - г. Ростов на Дону; Приволжский - г. Самара; Уральский - г. Екатеринбург; Западно-Сибирский - г. Новосибирск; Восточно-Сибирский - г. Красноярск; Забайкальский - г. Чита; Дальневосточный - г. Хабаровск. В зависимости от особенностей региона численность региональных центров
(включая подразделения обеспечения) изменяется от 200 до 215 человек. Поисково-спасательные службы Общие положения. Поисково-спасательная служба (далее ПСС) является подведомственным
учреждением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и
предназначена для проведения поисково-спасательных работ в условиях
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В состав ПСС входят органы управления службы, поисково-спасательные
отряды (далее ПСО) и подразделения обеспечения. Служба, имеющая в своем
составе региональный поисково-спасательный отряд (далее РПСО), является
базовой для региона ее дислокации. В своей деятельности ПСС руководствуется законами и нормативными
правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,
нормативными актами МЧС России, региональных центров по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
МЧС России (далее РЦ ГО ЧС) и уставом ПСС. ПСС осуществляет свою повседневную деятельность под непосредственным
руководством РЦ ГО ЧС, а также во взаимодействии с постоянно действующими
органами управления при органах исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органах местного самоуправления, специально уполномоченными на
решение задач в области защиты населения и территорий, и входит в состав
функциональной подсистемы единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее РСЧС). ПСС является юридическим лицом, имеет расчетный счет в банках,
самостоятельный баланс, печать со своим наименованием и может совершать
сделки, разрешенные законодательством и соответствующие целям
деятельности ПСС.
Основными задачами ПСС являются:
1. Обеспечение готовности органов управления, ПСО (РПСО) к проведению поисково-спасательных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
2. Организация и проведение поисково-спасательных работ при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, к ведению которых они аттестованы;
3. Организация и проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев среди населения;
4. Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящего состава, специалистов, штатных и общественных спасателей;
5. Организация взаимодействия с органами управления и силами РСЧС;
6. Осуществление мероприятий по реабилитации, социальной и правовой защите работников ПСС региона и членов их семей;
7. Создание материально-технической базы для выполнения задач по предназначению.
8. Базовая служба дополнительно выполняет задачи в интересах региона.
9. Полный перечень задач, возлагаемый на конкретные поисково-спасательные службы, определяется соответствующими РЦ ГО ЧС, а также постоянно действующими органами управления при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и при органах местного самоуправления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций, в соответствии с их полномочиями и закрепляется в уставах указанных служб.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|