рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Роль, место и задачи по координации действий территориальных и функциональных органов ГО и ЧС при ликвидации чрезвычайных ситуаций рефераты

p> Уже реально можно говорить о новой подводной угрозе экологии моря. Это подводные нефтегазопроводы. Разлив нефти пагубно влияет на всех обитателей моря. Интенсивное освоение месторождений углеводородов континентального шельфа, расширение сети сугубо транспортных подводных нефтегазопроводов потребует создание специальных судов и подводного оборудования с этой новой опасностью.

В 1998 году произошло свыше 90 чрезвычайных ситуаций, связанных с выбросом химических веществ в атмосферу, 114 - в результате пожаров и взрывов на промышленных объектах и 4 чрезвычайные ситуации, связанные с внезапным обрушением производственных зданий, пород.

Основными причинами аварийности, по-прежнему, являются несвоевременный и некачественный ремонт технологического оборудования, отсутствие должного технического надзора за состоянием оборудования и технологических трубопроводов, неудовлетворительная оснащенность опасных производственных объектов средствами предупреждения выбросов в атмосферу взрывопожароопасных и токсичных продуктов и локализации аварий, ослабление производственной дисциплины.

Крайне медленно решаются вопросы предупреждения чрезвычайных ситуаций при обращении с хлором. Только за период 1995-1997 годов было допущено 64 чрезвычайных ситуаций, связанных с выбросами хлора в атмосферу, в том числе, 40 процентов - при транспортировке хлора, 30 процентов - при операциях слива-налива, 20 процентов - при хранении хлора.

За последнее время необоснованно увеличились встречные перевозки хлора автомобильным и железнодорожным транспортом, что привело к возрастанию опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.

Задерживается решение вопросов о создании кустовых и базисных складов хлора.

Не принимаются необходимые меры по замене хлора на более безопасные дезинфектанты и сокращению использования хлора на промышленных объектах, проведению работ по модернизации узлов слива-налива хлора и совершенствованию конструкций хлорной тары.

Низкий технический уровень имеют аммиачно-холодильные установки на объектах молочной и мясоперерабатывающей промышленности, расположенные вблизи жилых массивов.

По-прежнему, велика вероятность возникновения крупных пожаров на нефтебазах, установках переработки нефти, производствах синтетического каучука.

На многих промышленных объектах задерживается внедрение автоматических локальных систем оповещения населения о возникновении аварий, связанных с выбросом взрывопожароопасных и токсичных продуктов. Ослаблен производственный контроль за техническим состоянием технологического оборудования и трубопроводов, безопасным выполнением ремонтных работ.

В 1998 году, по-прежнему, на высоком уровне остается количество взрывов газа и пожаров в жилых домах. Во многих случаях здания подверглись значительным разрушениям, имеются человеческие жертвы.

Анализ сложившегося положения показывает, что основными причинами взрывов газа в жилых домах является изношенность подводящих газовых трубопроводов, бытовых приборов и оборудования, а также самовольное подключение жителей к газовым сетям. Большое количество взрывов газа в жилых домах связано с бесконтрольным использованием населением газовых баллонов. С каждым годом увеличивается количество аварийного жилья в стране в результате его несвоевременного ремонта.

Кроме того, учитывая, что в большинстве регионов страны из-за недостатка средств газовое оборудование и приборы в жилых домах имеют высокий процент износа, а финансовые возможности населения на приобретение нового крайне ограничены, необходимо изыскать возможные источники финансирования для решения этой проблемы. Таким источником, в частности, могло бы стать восстановление в прежнем размере торгово-транспортной надбавки за реализацию природного газа.

Среди потенциальных источников радиационных аварий наиболее вероятными и опасными по возможным последствиям являются АЭС и предприятия ядерного топливного цикла (ЯТЦ).

В 1998 году на АЭС России зарегистрировано 82 нарушения, что на 12 нарушений больше, чем в 1997 году.

Радиоактивные выбросы не превышали нормы, на АЭС возгораний не было.

На АЭС произошло 17 несчастных случаев (из них 1 смертельный), в 1997 году произошло 36 несчастных случаев (из них 2 смертельных).

Несмотря на то, что имевшие место радиационные инциденты носили локальный характер (не выше 1-2 -го уровня по шкале ИНЕС), они вызывают серьезную озабоченность и заслуживают особого внимания.

Специфика развития ядерно-энергетического комплекса России в том, что в 30-км зонах АЭС и вблизи объектов ЯТЦ расположено 1300 населенных пунктов, в которых проживает около 4 млн. человек, т.е. последствия возможных аварий могут быть очень тяжелыми.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время и в ближайшем будущем состояние безопасности ОЯЭК останется на том же уровне, что и в 1998 году.

В 1998 году на энергообъектах Российской Федерации происходили чрезвычайные ситуации в основном локального и территориального масштабов.

В связи с общей изношенностью и выработкой проектного ресурса значительной части технологического оборудования ТЭС и ТЭЦ, невыполнением в полном объеме мероприятий по планово-предупредительному ремонту (ППР) оборудования из-за недофинансирования, а также в связи с общим снижением уровня технологической дисциплины, с наступлением осенне-зимних холодов и ужесточением сезонного диспетчерского графика нагрузок ТЭС и ТЭЦ резко увеличилось число аварий и, в том числе, возгораний и пожаров. Отмечено, что перечисленные причины в 1999 г. будут являться основными при возникновении возгораний, пожаров и технологических аварий на всех ТЭС и
ТЭЦ, а аварийность на этих объектах останется на том же уровне.

В результате проведенного анализа чрезвычайных ситуаций, имевших место на территории Российской Федерации в 1998 году, подтверждается тенденция возрастания природных и техногенных опасностей. Увеличивающееся расходование средств на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и их последствий, в целом, не решает проблему обеспечения безопасности населения и территорий. В связи с этим, основными задачами данной работы следует считать рассмотрение роли, места и задач Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) по координации действий территориальных органов ГО и ЧС по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению безопасности населения и территорий.

II Основная часть

1. Задачи МЧС

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ставит перед собой следующие задачи:
1. разработка предложений по государственной политике в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, проведения подводных работ особого назначения.
2. руководство гражданской обороны Российской Федерации, Войсками гражданской обороны Российской Федерации, поисково-спасательной службой

МЧС России;
3. обеспечение функционирования и дальнейшего развития Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС);
4. организация и осуществление государственного надзора за готовностью к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций и выполнением мероприятий по их предупреждению;
5. руководство по поручению Правительства Российской Федерации работами по ликвидации крупных аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
6. координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций по преодолению последствий радиационных аварий и катастроф, контроль за осуществлением мероприятий в этой области;
7. организация разработки и реализации федеральных целевых и научно- технических программ, направленных на предотвращения и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, в том числе преодоление последствий радиационных аварий и катастроф, защиту населения, территории страны, а также на повышение устойчивости функционирования объектов народного хозяйства при возникновении чрезвычайных ситуаций;
8. координация работ по созданию и использованию системы чрезвычайных резервных фондов, включая государственные резервы, для проведения первоочередных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, контроль над целевым расходованием средств, выделяемых Правительством Российской

Федерации на проведение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
9. организация обучения населения, подготовки должностных лиц органов управления и формирований гражданской обороны, подразделений РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях;
10. организация международного сотрудничества по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
11. организация разработки и осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе последствий радиационных аварий и катастроф, подъему затопленной военной техники, боеприпасов, в том числе снаряженных отравляющими веществами, и контейнеров с радиоактивными отходами;
12. организация подготовки спасателей к действиям в чрезвычайных ситуациях и выживанию в экстремальных условиях;
13. осуществление руководства функционированием и развитием федеральной системы сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений;
14. координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по проведению поиска и спасения людей, аварийно-спасательных работ, ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, вредных химических и радиоактивных веществ на море и внутренних водоемах страны;
15. организация оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, контроль за созданием и работой соответствующих территориальных и локальных систем оповещения;
16. организация совместно с заинтересованными организациями и координация работ по прогнозированию вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их моделированию, районированию территории Российской Федерации по наличию потенциально опасных производств, объектов и угрозы стихийных бедствий, разработке и внедрению нормативных показателей степени риска на объектах народного хозяйства и территориях;
17. организация формирования и доставки гуманитарной помощи населению

Российской Федерации и зарубежных стран, пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций;
18. определение совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления состава размещения и оснащения сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, создание учебных и реабилитационных центров;
19. рассмотрение и согласование программ учебных и специальных учебных заведений по вопросам гражданской обороны, подготовки к действиям при чрезвычайных ситуациях;
20. организация проведения научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ по проблемам защиты населения и территории при чрезвычайных ситуациях, совершенствования существующих и создания новых высокоэффективных аварийно-спасательных средств, повышения устойчивости функционирования объектов народного хозяйства при чрезвычайных ситуациях;
21. координация разработки, утверждение или согласование программы обучения населения, подготовки должностных лиц и органов управления и формирований гражданской обороны, подразделений РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях, организация и осуществление аттестаций спасателей и аварийно- спасательных формирований;
22. осуществление связи с общественностью, гражданами и средствами массовой информации по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, защиты жизни и здоровья людей, повышения устойчивости функционирования объектов народного хозяйства при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях;
23. осуществление международного сотрудничества по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, оказания помощи пострадавшему населению, проведения подводных работ особого назначения и другим вопросам, относящимся к компетенции МЧС России.

2. Структура министерства

2.1. Центральный аппарат

Центральный аппарат МЧС состоит из следующих департаментов, отделов и органов управления:

Департамент управления

Департамент Гражданской обороны

Департамент предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Департамент материально-технического обеспечения и вооружения

Департамент мероприятий защиты населения и территорий

Департамент финансово-экономический

Департамент инвестиций и эксплуатации основных фондов

Департамент международного сотрудничества

Управление кадров

Организационно-мобилизационное управление

Управление Аппарата Министра

Управление Связи и Оповещения

Научно-техническое управление

Правовое управление

Медицинское управление

Хозяйственное управление

Информационный отдел (Пресс-служба)

Далее будут рассмотрены основные задачи и роль каждого департамента и органа центрального аппарата министерства.


Департамент управления:

- разработка и формирование предложений по приоритетным направлениям проведения государственной политики и строительства в области гражданской обороны;

- организация мероприятий гражданской обороны;

- организация обеспечения функционирования и развития РСЧС;

- организация управления силами МЧС России и РСЧС, привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- организация и осуществление руководства ликвидацией крупных аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

- организация разработки учений в системе МЧС России.

Департамент Гражданской обороны:

Департамент гражданской обороны - самый молодой департамент в
Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Он образован в июле 1998 года во исполнение постановления Правительства
Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 670.

Сразу после выхода в начале 1998 года Федерального закона "О гражданской обороне" на повестку дня встал вопрос подготовки целого комплекса нормативных правовых документов, регламентирующих функционирование гражданской обороны - как системы мероприятий по подготовке к защите и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

На Департамент гражданской обороны возложены следующие основные задачи:
-разработка предложений по приоритетным направлениям проведения государственной политики в области гражданской обороны, обеспечения выживания населения в военное время, мобилизационной подготовки экономики
Российской Федерации по мероприятиям гражданской обороны;
-координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций в области гражданской обороны, а также по обеспечению готовности органов управления и сил гражданской обороны к выполнению задач по предназначению;
-контроль за подготовкой руководящего состава гражданской обороны и эвакуационных органов всех степеней к выполнению возложенных на них задач и обязанностей по планированию и проведению эвакуационных мероприятий в военное время;
-методическое руководство разработкой, корректировкой и организацией работы по реализации планов гражданской обороны органов исполнительной власти и организаций;
-участие в организации международного сотрудничества в области гражданской обороны и обеспечения выживания населения в военное время.
Для выполнения этих и других задач в Департаменте созданы четыре отдела:
-отдел планирования мероприятий гражданской обороны;
-отдел мобилизационного планирования мероприятий гражданской обороны;
-отдел координации мероприятий гражданской обороны в органах исполнительной власти;
-отдел эвакомероприятий.

В своей работе Департамент гражданской обороны тесно взаимодействует с другими структурными подразделениями Министерства и прежде всего с
Департаментом управления, Департаментом мероприятий защиты населения и территорий. Вопросы перспективного развития гражданской обороны как элемента стратегического оборонного потенциала страны разрабатываются с участием Центра стратегических исследований гражданской защиты МЧС России,
Всероссийского научно- исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России, а также ряда научно- исследовательских институтов Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти.

Департамент предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:

-разработка предложений по осуществлению государственной политики в области прогнозирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе на море и водных бассейнах России;

- организация экспертизы и оценки последствий от крупных аварий и катастроф;

- организация разработки и осуществление на территории Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации;

-организация и осуществление государственного надзора за выполнением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций органами исполнительной власти, предприятий и организаций;

-разработка федерального плана действий по предупреждению) и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

-осуществление управления функционированием и развитием функциональных подсистем РСЧС.

Департамент подготовки войск гражданской обороны и других формирований:

- разработка предложений по формированию единой политики в области подготовки и применении Войск гражданской обороны Российской Федерации, поисково-спасательных формирований МЧС России, а также других сил РСЧС;

- организация подготовки и применения Войск гражданской обороны Российской
Федерации, поисково-спасательных формирований МЧС, а также непосредственное руководство ими в ходе ликвидации чрезвычайных ситуации;

- организация и проведение аттестации спасателей и аварийно-спасательных формирований.

Департамент материально-технического обеспечения и вооружения:

- организация работ по формированию системы экономических, правовых и законодательных мер по вопросам материально-технического обеспечения и участию в создании государственных чрезвычайных резервных фондов РСЧС;

Страницы: 1, 2, 3, 4