Роль и значение информационно-воспитательной работы для формирования морально-психологической устойч...
Крайне важно учитывать и умело преодолевать ограниченные
возможности в ведении информационно-психологического противоборства и культурно-досуговой работы с
личным составом, находящимся вдали от Родины.
По решению высших государственных органов Сухопутные войска могут привлекаться к
содействию войскам МВД, ФСБ, ФПС, МЧС и другим в проведении операций по локализации
социально-политических
и межнациональных, в том числе вооружённых, конфликтов на своей территории.
ИВР в операциях по локализации и пресечению конфликтов
представляет собой комплекс согласованных и взаимосвязанных по цели, задачам,
месту и времени одновременных или последовательных мероприятий информационно-воспитательной,
психологической, военно-социальной, культурно-досуговой работы и защиты личного состава от
негативного информационно-психологического воздействия, направленных на
достижение высокого морально-психологического состояния личного состава в
целях успешного выполнения
поставленных задач[12].
Основными задачами ИВР в операциях по локализации и
пресечению конфликтов являются:
- разъяснение личному составу социально-политических, экономических,
национальных и
других причин возникновения конфликта и задач контингента по его локализации и пресечению;
- поддержание высокого морально-политического и
психологического состояния личного состава;
- постоянный анализ морально-политической, социальной,
психологической и военной обстановки в районе конфликта и информирование о ней
личного состава;
установление контактов с местным населением и проведение с ним различных
информационно-воспитательных и культурно-досуговых мероприятий;
- организация тесного взаимодействия с воспитательными органами других войск,
участвующих в операции; поддержание связи и установление взаимодействия со
средствами массовой информации; решение других задач в соответствии со складывающейся обстановкой.
Имеется немало особенностей в организации и проведении ИВР в действиях Сухопутных войск
при ликвидации последствий аварий, катастроф и других стихийных бедствий. Здесь важно учитывать и
преодолевать негативное воздействие на личный состав больших разрушений и человеческих
жертв, огромное физическое,
моральное и психологическое напряжение воинов, значительное сужение возможностей использования для работы с
личным составом сил и средств информации и
воспитания из-за неожиданности события
и экстренности действий и мер[13].
В условиях чрезвычайного ИВР направляется на разъяснение
личному составу государственных законодательных актов о чрезвычайном положении,
социально-политической значимости
выполняемой задачи, социально-правового статуса военнослужащих в условиях
чрезвычайного положения, на установление тесного контакта с региональными
властными структурами и местным населением,
повышение бдительности, выдержки и дисциплины, поддержание чести и
достоинства воинов, неукоснительное соблюдение
норм и правил поведения, активизацию информационно-воспитательной и социально-правовой
работы.
Боевые
действия Сухопутных войск в современной войне будут отличаться решительным и высокоманевренным характером, мобильностью,
динамичностью и напряжённостью, быстрыми и резкими изменениями обстановки,
широким применением разнообразных средств вооружённой борьбы.
Информационно-воспитательная работа в
боевых действиях
Сухопутных войск
Характер боевых действий Сухопутных войск предъявляет исключительно
высокие требования
к психологической, духовно-нравственной, и профессиональной готовности личного состава к выполнению задач
защиты Отечества.
Особое значение в боевой обстановке имеют убеждённость воинов в праведности дела, за которое
они проливают свою кровь, их
уверенность в победе над врагом, готовность к смелым, самоотверженным и решительным
действиям, высокое воинское мастерство,
уверенность в силе своего оружия и его превосходстве над оружием противника,
полное доверие своим командирам и начальникам.
Основными ИВР в боевых
действиях Сухопутных войск являются:
- формирование у военнослужащих патриотического
сознания, преданности своему Отечеству и личной ответственности за его
защиту, убеждённости в справедливом характере войны, верности военной присяге,
Боевому знамени и боевым традициям Вооружённых Сил, уверенности в победе над
врагом;
— воспитание у личного состава психологической
устойчивости, готовности к смелым и решительным действиям в любых условиях
боевой обстановки,
способности не теряться в самой сложной и напряжённой ситуации боя, стремления
к неуклонному выполнению боевой задачи;
- укрепление сознательной воинской дисциплины,
мобилизация личного состава на
точное выполнение законов военного времени, воинских уставов, приказов командиров и начальников, обеспечение боевой сплоченности и организованности воинских
коллективов, недопущение в боевой
обстановке мародёрства и бесчинств по отношению к местному населению;
-
воспитание у военнослужащих
уверенности в силе и превосходстве своего
оружия и боевой техники над оружием и боевой техникой противника, высокой ответственности за поддержание
их в постоянной готовности к боевому применению;
- непрерывное политическое и боевое
информирование о сложившейся
военно-политической, боевой обстановке, оперативное разъяснение личному составу боевых задач частей и
подразделений, приказов командиров и
начальников, мобилизация на их выполнение;
- повышение бдительности и боевой настороженности, недопущение
разглашения военной и
государственной тайны;
-
восстановление
моральных, психологических и физических сил личного состава, создание условий для
морально-психологической реабилитации раненых и больных, организация отдыха и досуга военнослужащих;
-
забота о бесперебойном
обеспечении личного состава всем необходимым
для жизни и боя, соблюдении законов и социально-правовых гарантий военнослужащих;
- осуществление мероприятий по защите войск от
информационно-психологического
воздействия противника в целях изменения соотношения морально-психологических сил в свою пользу.
В конечном итоге, независимо от складывающейся ситуации,
выполняемой
задачи и других обстоятельств, деятельность командиров, штабов и воспитательных органов при
подготовке личного состава к бою и в ходе боевых действий должна обеспечить:
формирование у воинов
позитивных мировоззренческих установок, морально-нравственных убеждений, принципов,
норм и правил, определяющих поведение личного состава в бою; психологическую
подготовку военнослужащих
к конкретным боевым действиям, их психологическое обеспечение и сопровождение в ходе
боя; активное противодействие негативному информационно-психологическому
воздействию противника на наши войска и население, нейтрализацию этого
воздействия и защиту
личного состава от него.
При организации ИВР в боевых действиях Сухопутных войск
очень важно учитывать его особенности в различных видах боя: в обороне, в
наступлении, во встречном бою, при выходе из боя и отходе войск, в окружении и др.
Изучение исторического и современного опыта показывает, что работа
командиров, штабов, воспитательных структур по организации и проведению ИВР в различных
видах боевых действий Сухопутных войск, как правило, осуществляется в соответствии с основными
периодами подготовки и ведения боя.
В подготовительный период заместитель командира полка по воспитательной работе
уясняет боевую задачу, распоряжение старшего начальника по ИВР, оценивает
обстановку, докладывает командиру предложения по ИВР и принимает участие в подготовке
распоряжения
командира полка по ИВР.
На основе уяснения задачи, оценки обстановки и
распоряжения командира полка заместитель командира по воспитательной работе
разрабатывает конкретные мероприятия по ИВР с личным составом полка к боевым
действиям, непрерывному наращиванию и укреплению морально-психологического состояния воинов в ходе боя. Большое
внимание заместитель командира по воспитательной работе уделяет подготовке к
работе в боевых условиях командиров подразделений, их заместителей, офицеров-воспитателей полкового звена.
В ходе подготовки личного состава к бою большая часть
воспитательных мероприятий ИВР, проводится индивидуально или с небольшими группами
воинов в ротах (батареях),
расчётах и экипажах. Особо важное значение в этот период имеет работа по
подбору, подготовке и расстановке в боевых порядках боевого актива из числа наиболее
подготовленных, авторитетных и имеющих боевой опыт воинов.
В подготовительный период проводится большая работа по
организации взаимодействия в сфере ИВР между различными структурами и
должностными лицами соединений, частей и подразделений. При этом особое
внимание уделяется организации взаимодействия воспитательных органов, заместителей
командиров по
воспитательной работе со штабом, начальниками служб и родов войск, с воспитательными
органами взаимодействующих частей и соединений (соседями), местными органами власти и другими
структурами.
В ходе боевых действий ИВР направляется на наращивание и
поддержание морально-психологического превосходства над противником на всех, этапах боя.
В этот период очень
важно постоянно поддерживать у воинов наивысшую степень развития морально-психологических и
боевых качеств, позволяющую им успешно решать боевые задачи в самых сложных,
напряжённых, опасных
для жизни условиях боя.
При этом необходимо иметь в виду, что морально-психологическое
превосходство над противником, достигнутое в подготовительный период, не
остаётся неизменным. В зависимости от конкретных условий в ходе боя оно может
усиливаться, а может и ослабевать, особенно при отсутствии надлежащей работы по его
наращиванию. Росту морально-психологического превосходства способствуют боевые
успехи части, подразделения, соседей, однако не следует забывать, что боевые
успехи при определённых условиях могут приводить к появлению у отдельных воинов зазнайства,
беспечности, недооценки сил врага, создавать ложные представления о лёгкой победе над
противником, что негативно сказывается на морально-психологическом состоянии войск.
Отрицательное воздействие на осознание своего психологического
превосходства над противником может оказать моральная, психическая и физическая усталость личного
состава в ходе успешных боёв. Малейшая неудача в бою, большие потери в личном
составе, гибель боевых товарищей, плохое боевое и материально-техническое
обеспечение, отсутствие
должной заботы о людях также способны привести к утрате морально-психологического
превосходства над противником и оказать отрицательное воздействие на исход
боевых действий. Поэтому поддержание морально-психологического превосходства
над противником на
всём протяжении боя - одна из центральных задач военных кадров.
Поддержание и развитие морально-психологического превосходства над противником в ходе боя достигаются различными
методами и средствами. Большое значение имеют непрерывное информирование
личного состава о сложившейся обстановке и результатах боя, своевременное
уточнение боевых задач, проведение мероприятий по пропаганде боевого опыта,
восстановлению боеспособности подразделений, информирование военнослужащих об успешных действиях личного состава части и соседей,
о самоотверженных и героических действиях сослуживцев, о потерях, понесённых
противником.
В перерывах между боями с личным составом ведутся
индивидуальные и групповые беседы,
оказывается психологическая помощь пострадавшим, проводятся реабилитационные и
кулътурно-досуговые мероприятия, организуется работа клубной машины, полевых
радиотрансляционных установок,
осуществляется информационное, медицинское и банно-прачечное обслуживание,
доставка писем, газет, посылок и других почтовых отправлений. Особое
внимание обращается на своевременное и
качественное питание воинов. По согласованию с органами территориальной
государственной власти и управления к работе в подразделениях привлекаются местная стационарная культурно-просветительная
база, возможности медицинских учреждений, полиграфических предприятий,
радиотелевизионных средств.
Вместе с тем постоянное духовно-нравственное
превосходство войск над противником во многом зависит от активной и целеустремленной работы командиров и начальников
всех степеней, офицеров-воспитателей
среди военнослужащих, от их личного примера в выполнении поставленных задач. Они всегда должны находиться там, где
решается исход боевых действий, то есть на наиболее трудных и ответственных участках боя. Личное влияние, грамотная
оценка обстановки, чётко и ясно отданный приказ, умелое разъяснение
поставленной задачи, мужественное поведение
командиров и начальников в опасных ситуациях оказывают огромное морально-психологическое
воздействие на воинов и способствуют успешному ходу и исходу сражения.
После выполнения боевой задачи основные усилия в
морально-психологическом обеспечении
сосредоточиваются на подведении итогов
боевых действий, выявлении, обобщении и распространении передового опыта,
анализе недостатков и просчётов, допущенных при выполнении боевой задачи и
определении мер по их устранению. Большое внимание уделяется пропаганде и
популяризации героических подвигов воинов, проявленных при выполнении
боевой задачи, своевременному представлению
военнослужащих к различным видам поощрения и к правительственным
наградам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Есть немало и других средств информации и воспитания,
используемых в мирных условиях и в
боевой обстановке: различные формы наглядной агитации, стенная печать, боевые
листки, листовки-молнии, тематические выставки политической и художественной
литературы и т.д.
И
конечно же, в любых условиях служебной, учебной и боевой деятельности важнейшим, незаменимым средством
воздействия на воинов является живое слово командира, начальника,
офицера-воспитателя, старшего боевого товарища, разъясняющее обстановку,
полученную боевую задачу, укрепляющее
моральный дух войск и призывающее к смелым и решительным действиям, их
личный пример мужества, отваги, героизма.
Подводя итоги вышесказанному,
можно сказать что:
- Морально-психологическое состояние личного состава - это обусловленное влиянием
социальных, материально-технических и природных факторов и обстоятельств относительно устойчивое
состояние мобилизованности и настроенности морали и психики военнослужащих,
психологии воинских подразделений и частей на решение боевых и служебных задач.
- Морально-психологическое
состояние войск определяется: глубоким осознанием военнослужащими целей войны;
духовно-нравственной готовностью к выполнению боевых задач и твердой волей к
победе; психологической
устойчивостью; высоким профессионализмом и физической подготовленностью;
эффективностью системы управления, верой в своих командиров (начальников); постоянной и
целенаправленной работой по выработке
и наращиванию морально-боевых качеств; своевременным и всесторонним
материально-бытовым обеспечением войск, удовлетворением нужд и запросов
военнослужащих; качественной организацией восстановления боеспособности войск,
включая психологическую реабилитацию и восстановление духовных сил.
- При организации информирования очень
важно умело использовать разнообразные источники и способы получения сведений о
морально-психологическом состоянии и воинской дисциплине личного состава
- Решение проблем с реализацией
основных видов, форм, средств, методов формирования морально-психологической
устойчивости, зависит от государственных мероприятий по повышению престижности
службы и изменения мотивационной базы офицеров, а также от качества подготовки
военных специалистов.
- Что работа командиров, штабов, воспитательных структур по организации и
проведению информационно-воспитательной работы в различных видах боевых
действий Сухопутных войск, как правило, осуществляется в соответствии с основными периодами подготовки и
ведения боя.
Роль
Информационно-воспитательной работы в формировании морально-психологической
устойчивости заключается:
1
Информационно-воспитательная работа обладает богатым арсеналом форм, средств и
методов воздействия на психику военнослужащих.
2
Информационно-воспитательная работа способна формировать
морально-психологическую устойчивость военнослужащих, как в мирное, так и в
военной время, а так же при действиях в особых условиях.
3 Вышесказанное
подтверждает приведенный практический опыт информационно-воспитательной работы
в различных условиях в Сухопутных войсках РФ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.
1.
Арзамаскин
Ю.Н., Бублик Л.А. “Морально-психологическое обеспечение в вооруженных силах
России” -М.:ВУ,2002.
2.
Данилов
В. А. “Педагогические основы совершенствования общественно-государственной
подготовки”: Автореф. Дис…канд.пед.наук.-М.:ВУ, 1995.
3.
Об
общественно-гуманитарной подготовке личного состава Вооруженных Сил СССР: Приказ
Министра обороны СССР N 586 от 23 декабря 1991г. М., 1991.
4.
Об
организации общественно-государственной подготовки личного состава Вооруженных
Сил: Приказ министра обороны РФ N 250 от 8 мая 1993 г. М., 1993.
5.
Чертополох
А. А. “Информационное обеспечение воспитательной работы в Вооруженных Силах
Российской Федерации”. – М.: ВУ, 1999.
6.
Рыков
С. Патриотизм, верность долгу и дисциплинированность - важнейшие условия
проведения реформы ВСРФ//Ориентир.-1997.-№12.
7.
Василевский
А.М.Вырабатывайте у себя высокие чувства любви к Родине, смелость, дерзание
//Ориентир.-1998.-№5.
8.
Сушанский
А.С. Духовные основы воинского воспитания//Ориентир.-2000.-№4.
9.
Грунтовский
И. Высокое звание - российский солдат//Ориентир.-2001.-№9.
10.
Масягин
В. Под андреевским флагом. Дух воинства российского святой воспитывается в
новых координатах ОГП//Красная звезда.-1997.-11 октября.
[1] Ю.Н.Арзамаскин,
Л.А.Бублик. Морально-психологическое обеспечение в Вооруженных Силах России. М.
ВУ. 2002. стр. 103
[2] Ю.Н.Арзамаскин,
Л.А.Бублик. Морально-психологическое обеспечение в Вооруженных Силах России. М.
ВУ. 2002. стр. 118
[3]
Чертополох А. А. “Информационное обеспечение воспитательной работы в
Вооруженных Силах Российской Федерации”. – М.: ВУ, 1999. стр.73.
[4] Чертополох
А. А. “Информационное обеспечение воспитательной работы в Вооруженных Силах
Российской Федерации”. – М.: ВУ, 1999. стр.75.
[5] Рыков С. Патриотизм, верность долгу и дисциплинированность - важнейшие
условия проведения реформы ВСРФ//Ориентир.-1997.-№12.
[6] Итоговый
отчёт по комплексной научно-исследовательской работе на тему: "Концептуальные и методологические основы морально-психологического
обеспечения деятельности Вооружённых Сил Российской Федерации". М.:ВУ, 1996.
[7] Материалы
межведомственной военно-научной конференции "Опыт работы воспитательных
органов Вооружённых Сил РФ, других войск, воинских формирований по
морально-психологическому обеспечению антитеррористической операции в
Республике Дагестан" ГУВР ВС РФ, 1999 23 сентября.
[8] Арзамаскин Ю Н.,
Бублик Л.А., Караяни А.Г., Черкасов А.В. Морально-психологическое обеспечение деятельности
Вооружённых Сил Российской Федерации. Часть
П. М.; ВУ, 1997. C.29
[9] Ушинский К.Д. Педагогические
сочинения. М, 1988. T.1. С.168-169.
[10] Чертополох А.
А. “Информационное обеспечение воспитательной работы в Вооруженных Силах
Российской Федерации”. – М.: ВУ, 1999. с.64
1 Чертополох А. А. “Информационное обеспечение
воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации”. – М.: ВУ,
1999. с.65
[12] Чертополох А.
А. “Информационное обеспечение воспитательной работы в Вооруженных Силах
Российской Федерации”. – М.: ВУ, 1999. с.65
[13] Чертополох А.
А. “Информационное обеспечение воспитательной работы в Вооруженных Силах
Российской Федерации”. – М.: ВУ, 1999. с.73
Страницы: 1, 2, 3
|