рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Роль и значение информационно-воспитательной работы для формирования морально-психологической устойч... рефераты

Крайне важно учитывать и умело преодолевать ограниченные возможности в ведении информационно-психологического противоборства и культурно-досуговой работы с личным составом, находящимся вдали от Родины.

По решению высших государственных органов Сухопутные войска могут привле­каться к содействию войскам МВД, ФСБ, ФПС, МЧС и другим в проведении операций по локализации социально-политических и межнациональных, в том числе вооружён­ных, конфликтов на своей территории.

ИВР в операциях по локализации и пресечению конфликтов представляет собой комплекс согласованных и взаимосвязанных по цели, задачам, месту и времени одновременных или последовательных мероприятий инфор­мационно-воспитательной, психологической, военно-социальной, культурно-досуговой работы и защиты личного состава от негативного информационно-психологического воздействия, направленных на достижение высокого морально-психологического со­стояния личного состава в целях успешного выполнения поставленных задач[12].

Основными задачами ИВР в операциях по локали­зации и пресечению конфликтов являются:

- разъяснение личному составу социально-по­литических, экономических, национальных и других причин возникновения конфликта и задач контингента по его локализации и пресечению;

- поддержание высокого мо­рально-политического и психологического состояния личного состава;

- постоянный ана­лиз морально-политической, социальной, психологической и военной обстановки в районе конфликта и информирование о ней личного состава; установление контактов с местным населением и проведение с ним различных информационно-воспитательных и культурно-досуговых мероприятий;

- организация тесного взаимодействия с воспита­тельными органами других войск, участвующих в операции; поддержание связи и уста­новление взаимодействия со средствами массовой информации; решение других задач в соответствии со складывающейся обстановкой.

Имеется немало особенностей в организации и проведении ИВР в действиях Сухопутных войск при ликвидации последствий аварий, ка­тастроф и других стихийных бедствий. Здесь важно учитывать и преодолевать нега­тив­ное воздействие на личный состав больших разрушений и человеческих жертв, ог­ромное физическое, моральное и психологическое напряжение воинов, значительное сужение возможностей использования для работы с личным составом сил и средств информа­ции и воспитания из-за неожиданности события и экстренности действий и мер[13].

В условиях чрезвычайного ИВР направляется на разъяснение личному составу государственных законодательных актов о чрезвычайном положении, социально-политической значимости выполняе­мой задачи, социально-правового статуса военнослужащих в условиях чрезвычай­ного положения, на установление тесного контакта с региональными властными структурами и местным населением, повышение бдительности, выдержки и дисцип­лины, поддержание чести и достоинства воинов, неукоснительное соблюдение норм и правил поведения, активизацию информационно-воспитательной и соци­ально-правовой работы.

Боевые действия Сухопутных войск в современной войне будут отличаться ре­шительным и высокоманевренным характером, мобильностью, динамичностью и напряжённостью, быстрыми и резкими изменениями обстановки, широким приме­нением разнообразных средств вооружённой борьбы.

Информационно-воспитательная работа в боевых действиях Сухо­путных войск

Характер боевых действий Сухопутных войск предъявляет исключительно высокие требования к психологической, духовно-нравственной, и профессиональной готовности личного состава к выполнению задач защиты Отечества. Особое значение в боевой обстановке имеют убеждённость воинов в праведности дела, за которое они проливают свою кровь, их уверенность в победе над врагом, готовность к смелым, самоотверженным и реши­тельным действиям, высокое воинское мастерство, уверенность в силе своего ору­жия и его превосходстве над оружием противника, полное доверие своим команди­рам и начальникам.

Основными ИВР в боевых действиях Сухопутных войск являются:

- формирование у военнослужащих патриотического сознания, преданности сво­ему Отечеству и личной ответственности за его защиту, убеждённости в справедли­вом характере войны, верности военной при­сяге, Боевому знамени и боевым тради­циям Вооружённых Сил, уверен­ности в победе над врагом;

— воспитание у личного состава психологической устойчивости, готовности к сме­лым и решительным действиям в любых условиях боевой обстановки, способно­сти не теряться в самой сложной и напряжённой ситуации боя, стремления к неук­лонному выполнению боевой задачи;

-  укрепление сознательной воинской дисциплины, мобилизация личного со­става на точное выполнение законов военного времени, воинских уставов, приказов ко­мандиров и начальников, обеспечение боевой сплоченности и организованности воинских коллективов, недопущение в боевой обстановке мародёрства и бесчинств по отношению к местному населению;

-   воспитание у военнослужащих уверенности в силе и превосходстве своего ору­жия и боевой техники над оружием и боевой техникой противника, высокой ответ­ственности за поддержание их в постоянной готовности к боевому применению;

-   непрерывное политическое и боевое информирование о сложившейся военно-поли­тической, боевой обстановке, оперативное разъяснение личному составу боевых задач частей и подразделений, приказов командиров и начальников, мобилизация на их выполнение;

-         повышение бдительности и боевой настороженности, недопущение разглаше­ния военной и государственной тайны;

-    восстановление моральных, психологических и физических сил личного со­става, создание условий для морально-психологической реабилитации раненых и больных, организация отдыха и досуга военнослужащих;

-    забота о бесперебойном обеспечении личного состава всем необходимым для жизни и боя, соблюдении законов и социально-правовых гарантий военнослужащих;

-         осуществление мероприятий по защите войск от информационно-психологи­ческого воздействия противника в целях изменения соотношения морально-психологических сил в свою пользу.

В конечном итоге, независимо от складывающейся ситуации, выполняемой задачи и других обстоятельств, деятельность командиров, штабов и воспитательных органов при подготовке личного состава к бою и в ходе боевых действий должна обеспечить: формирование у воинов позитивных мировоззренческих установок, морально-нрав­ственных убеждений, принципов, норм и правил, определяющих поведение личного со­става в бою; психологическую подготовку военнослужащих к конкретным боевым дей­ствиям, их психологическое обеспечение и сопровождение в ходе боя; активное проти­водействие негативному информационно-психологическому воздействию противника на наши войска и население, нейтрализацию этого воздействия и защиту личного со­става от него.

При организации ИВР в боевых действиях Сухо­путных войск очень важно учитывать его особенности в различных видах боя: в обо­роне, в наступлении, во встречном бою, при выходе из боя и отходе войск, в окруже­нии и др.

Изучение исторического и современного опыта показывает, что работа командиров, штабов, воспитательных структур по организации и проведению ИВР в различных видах боевых действий Сухопутных войск, как пра­вило, осуществляется в соответствии с основными периодами подготовки и ведения боя.

В подготовительный период заместитель командира полка по воспитательной ра­боте уясняет боевую задачу, распоряжение старшего начальника по ИВР, оценивает обстановку, докладывает командиру предложения по ИВР и принимает участие в подготовке распо­ряжения командира полка по ИВР.

На основе уяснения задачи, оценки обстановки и распоряжения командира полка за­меститель командира по воспитательной работе разрабатывает конкретные мероприятия по ИВР с личным составом полка к боевым действиям, непрерывному наращиванию и укреплению морально-психологического состояния воинов в ходе боя. Большое внимание заместитель командира по воспитательной работе уделяет подготовке к работе в боевых условиях командиров подразделений, их замести­телей, офицеров-воспитателей полкового звена.

В ходе подготовки личного состава к бою большая часть воспита­тельных мероприя­тий ИВР, проводится индивидуально или с не­большими группами воинов в ротах (батареях), расчётах и экипажах. Особо важное зна­чение в этот период имеет работа по подбору, подготовке и расстановке в боевых поряд­ках боевого актива из числа наиболее подготовленных, авторитетных и имеющих бое­вой опыт воинов.

В подготовительный период проводится большая работа по органи­зации взаимодей­ствия в сфере ИВР между различными структу­рами и должностными лицами соединений, частей и подразделений. При этом особое внимание уделяется организации взаимодействия воспитательных органов, заместите­лей командиров по воспитательной работе со штабом, начальниками служб и родов войск, с воспитательными органами взаимодействующих частей и соединений (сосе­дями), местными органами власти и другими структурами.

В ходе боевых действий ИВР направляется на наращивание и поддержание морально-психологического превосходства над противни­ком на всех, этапах боя. В этот период очень важно постоянно поддерживать у воинов наивысшую степень развития морально-психологических и боевых качеств, позво­ляющую им успешно решать боевые задачи в самых сложных, напряжённых, опасных для жизни условиях боя.

При этом необходимо иметь в виду, что морально-психологическое превосходство над противником, достигнутое в подготовительный пе­риод, не остаётся неизменным. В зависимости от конкретных условий в ходе боя оно может усиливаться, а может и осла­бевать, особенно при отсутствии надлежащей работы по его наращиванию. Росту мо­рально-психологического превосходства способствуют боевые успехи части, подразде­ления, соседей, однако не следует забывать, что боевые успехи при определённых усло­виях могут приводить к появлению у отдельных воинов зазнайства, беспечности, недо­оценки сил врага, создавать ложные представления о лёгкой победе над противником, что негативно сказывается на морально-психологическом состоянии войск.

Отрицательное воздействие на осознание своего психологического превосходства над противником может оказать моральная, психическая и физическая усталость лич­ного состава в ходе успешных боёв. Малейшая неудача в бою, большие потери в лич­ном составе, гибель боевых товарищей, плохое боевое и материально-техническое обеспечение, отсутствие должной заботы о людях также способны привести к утрате морально-психологического превосходства над противником и оказать отрицательное воздействие на исход боевых действий. Поэтому поддержание морально-психологиче­ского превосходства над противником на всём протяжении боя - одна из центральных задач военных кадров.

Поддержание и развитие морально-психологического превосходства над против­ником в ходе боя достигаются различными методами и средствами. Большое значе­ние имеют непрерывное информирование личного состава о сложившейся обста­новке и результатах боя, своевременное уточнение боевых задач, проведение меро­приятий по пропаганде боевого опыта, восстановлению боеспособности подразделе­ний, информирование военнослужащих об успешных действиях личного состава части и соседей, о самоотверженных и героических действиях сослуживцев, о поте­рях, понесённых противником.

В перерывах между боями с личным составом ведутся индивидуальные и группо­вые беседы, оказывается психологическая помощь пострадавшим, проводятся реа­билитационные и кулътурно-досуговые мероприятия, организуется работа клубной машины, полевых радиотрансляционных установок, осуществляется информацион­ное, медицинское и банно-прачечное обслуживание, доставка писем, газет, посы­лок и других почтовых отправлений. Особое внимание обращается на своевре­мен­ное и качественное питание воинов. По согласованию с органами территориальной государственной власти и управления к работе в подразделениях привлекаются местная стационарная культурно-просветительная база, возможности медицинских учреждений, полиграфических предприятий, радиотелевизионных средств.

Вместе с тем постоянное духовно-нравственное превосходство войск над против­ником во многом зависит от активной и целеустремленной работы командиров и начальников всех степеней, офицеров-воспитателей среди военнослужащих, от их личного примера в выполнении поставленных задач. Они всегда должны находиться там, где решается исход боевых действий, то есть на наиболее трудных и ответственных участках боя. Личное влияние, грамотная оценка обстановки, чётко и ясно отданный приказ, умелое разъяснение поставленной задачи, мужественное поведение командиров и начальников в опасных ситуациях оказывают огромное морально-психологическое воздействие на воинов и способствуют успешному ходу и исходу сражения.

После выполнения боевой задачи основные усилия в морально-психологиче­ском обеспечении сосредоточиваются на подведении ито­гов боевых действий, вы­явлении, обобщении и распространении передового опыта, анализе недостатков и просчётов, допущенных при выполнении боевой задачи и определении мер по их устранению. Большое внимание уделяется пропаганде и популяризации героиче­ских подвигов воинов, проявленных при выполнении боевой задачи, своевремен­ному представле­нию военнослужащих к различным видам поощрения и к прави­тельственным наградам.

















ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Есть немало и других средств информации и воспитания, используе­мых в мирных условиях и в боевой обстановке: различные формы на­глядной агитации, стенная печать, боевые листки, листовки-молнии, тематические выставки политической и художественной литературы и т.д.

И конечно же, в любых условиях служебной, учебной и боевой дея­тельности важнейшим, незаменимым средством воздействия на воинов является живое слово командира, начальника, офицера-воспитателя, старшего боевого товарища, разъясняющее обстановку, полученную боевую задачу, укрепляющее моральный дух войск и призывающее к смелым и решительным действиям, их личный пример мужества, отва­ги, героизма.

Подводя итоги вышесказанному, можно сказать что:

- Морально-психологическое состояние личного состава - это обу­словленное влиянием социальных, материально-технических и природ­ных факторов и обстоятельств относительно устойчивое состояние мо­билизованности и настроенности морали и психики военнослужащих, психологии воинских подразделений и частей на решение боевых и служебных задач.

- Морально-психологическое состояние войск определяется: глубоким осознанием военнослужащими целей войны; духовно-нравственной готовностью к выполнению боевых задач и твердой волей к победе; психологической устойчивостью; высоким профессионализмом и физи­ческой подготовленностью; эффективностью системы управления, ве­рой в своих командиров (начальников); постоянной и целенаправленной работой по выработке и наращиванию морально-боевых качеств; свое­временным и всесторонним материально-бытовым обеспечением войск, удовлетворением нужд и запросов военнослужащих; качественной ор­ганизацией восстановления боеспособности войск, включая психологи­ческую реабилитацию и восстановление духовных сил.


- При организации информи­рования очень важно умело использовать разнообразные источники и способы получения сведений о морально-психологическом состоянии и воинской дисциплине личного состава


-  Решение проблем с реализацией основных видов, форм, средств, методов формирования морально-психологической устойчивости, зависит от государственных мероприятий по повышению престижности службы и изменения мотивационной базы офицеров, а также от качества подготовки военных специалистов.

-  Что работа командиров, штабов, воспитательных структур по организации и проведению информационно-воспитательной работы в различных видах боевых действий Сухопутных войск, как пра­вило, осуществляется в соответствии с основными периодами подготовки и ведения боя.

Роль Информационно-воспитательной работы в формировании морально-психологической устойчивости заключается:

1 Информационно-воспитательная работа обладает богатым арсеналом форм, средств и методов воздействия на психику военнослужащих.

2 Информационно-воспитательная работа способна формировать морально-психологическую устойчивость военнослужащих, как в мирное, так и в военной время, а так же при действиях в особых условиях.

3 Вышесказанное подтверждает приведенный практический опыт информационно-воспитательной работы в различных условиях в Сухопутных войсках РФ.




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.


1.                 Арзамаскин Ю.Н., Бублик Л.А. “Морально-психологическое обеспечение в вооруженных силах России”  -М.:ВУ,2002.

2.                 Данилов В. А. “Педагогические основы совершенствования общественно-государственной подготовки”: Автореф. Дис…канд.пед.наук.-М.:ВУ, 1995.

3.                 Об общественно-гуманитарной подготовке личного состава Вооруженных Сил СССР: Приказ Министра обороны СССР N 586 от 23 декабря 1991г. М., 1991.

4.                 Об организации общественно-государственной подготовки личного состава Вооруженных Сил: Приказ министра обороны РФ N 250 от 8 мая 1993 г. М., 1993.

5.                 Чертополох А. А. “Информационное обеспечение воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации”. – М.: ВУ, 1999.

6.                 Рыков С. Патриотизм, верность долгу и дисциплинированность - важнейшие условия проведения реформы ВСРФ//Ориентир.-1997.-№12.

7.                 Василевский А.М.Вырабатывайте у себя высокие чувства любви к Родине, смелость, дерзание //Ориентир.-1998.-№5.

8.                 Сушанский А.С. Духовные основы воинского воспитания//Ориентир.-2000.-№4.

9.                 Грунтовский И. Высокое звание - российский солдат//Ориентир.-2001.-№9.

10.             Масягин В. Под андреевским флагом. Дух воинства российского святой воспитывается в новых координатах ОГП//Красная звезда.-1997.-11 октября.



[1] Ю.Н.Арзамаскин, Л.А.Бублик. Морально-психологическое обеспечение в Вооруженных Силах России. М. ВУ. 2002. стр. 103

[2] Ю.Н.Арзамаскин, Л.А.Бублик. Морально-психологическое обеспечение в Вооруженных Силах России. М. ВУ. 2002. стр. 118


[3] Чертополох А. А. “Информационное обеспечение воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации”. – М.: ВУ, 1999. стр.73.

[4] Чертополох А. А. “Информационное обеспечение воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации”. – М.: ВУ, 1999. стр.75.


[5] Рыков С. Патриотизм, верность долгу и дисциплинированность - важнейшие условия проведения реформы ВСРФ//Ориентир.-1997.-№12.


[6] Итоговый отчёт по комплексной научно-исследовательской работе на тему: "Концептуальные и методологические основы морально-психологического обеспечения деятельности Вооружённых Сил Российской Федерации". М.:ВУ, 1996.

[7] Материалы межведомственной военно-научной конференции "Опыт работы воспитательных органов Вооружённых Сил РФ, других войск, воинских формирований по морально-психологическому обеспечению антитеррористической операции в Республике Дагестан" ГУВР ВС РФ, 1999 23 сентября.

[8] Арзамаскин Ю Н., Бублик Л.А., Караяни А.Г., Черкасов А.В. Морально-психологическое обеспечение деятельности Вооружённых Сил Российской Федера­ции. Часть П. М.; ВУ, 1997. C.29

[9] Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. М, 1988. T.1. С.168-169.

[10] Чертополох А. А. “Информационное обеспечение воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации”. – М.: ВУ, 1999. с.64

 

1 Чертополох А. А. “Информационное обеспечение воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации”. – М.: ВУ, 1999. с.65

 

[12] Чертополох А. А. “Информационное обеспечение воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации”. – М.: ВУ, 1999. с.65

 

[13] Чертополох А. А. “Информационное обеспечение воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации”. – М.: ВУ, 1999. с.73

 


Страницы: 1, 2, 3