Роль и значение информационно-воспитательной работы для формирования морально-психологической устойч...
В
процессе военно-политического информирования первостепенное внимание уделяется
освещению военно-политической обстановки в мире и сопредельных с Россией
государствах, доведению до личного состава сведений о социально-политической и
психологической ситуации в нашей стране, в районе боевых действий, местах
дислокации войск, а также на территории противника.
Военно-техническое
информирование направлено на повышение уровня военно-технических знаний и
боевой выучки личного состава и содержит сведения о новых видах вооружения, его
тактических и технических характеристиках, способах и опыте их боевого
применения. Значительное место отводится информированию личного состава о вооружении
и боевой технике противника.
Правовое
информирование включает в себя мероприятия, направленные на разъяснив воинам
правовых норм воинской деятельности, законодательных и других нормативных
актов, касающихся прав, обязанностей и ответственности военнослужащих при
выполнении воинского долга.
Медицинское
информирование предусматривает сообщение личному составу сведений о
санитарно-эпидемиологической обстановке в местах дислокации и в районе боевых
действий, вооружение воинов знаниями, умениями и навыками сохранения здоровья,
медицинского обеспечения и оказания первой помощи раненым и больным в боевой обстановке.
Принято
различать два вида информирования: а)"сверху-вниз" и б)
"снизу-вверх". Информирование "сверху-вниз" осуществляется
вышестоящими командирами, штабами, воспитательными структурами и другими
органами военного управления в целях предоставления подчинённому личному
составу подразделений и частей сведений и информации, направленных на
формирование у воинов правильных представлений о внутренней и "внешней
политике государства, целях и задачах войны, характере предстоящих боевых
действий, то есть данных, побуждающих к эффективному выполнению поставленных
боевых задач.
«К работе
по информированию личного состава привлекаются командиры, офицеры штабов и
воспитательных органов. В ряде мест создаются внештатные группы оперативного
информирования, в состав которых включаются наиболее подготовленные и опытные
офицеры частей и соединений. С информаторами проводятся инструктивные занятия,
на которых офицеры вооружаются приёмами и методами информационной работы».[7]
В
целях информирования вышестоящего командования о положении дел в частях
используются различные формы устной и письменной информации, а также личное
общение командиров и офицеров-воспитателей с воинами, их участие в выполнении
учебных и боевых задач. Кроме того, в интересах информирования используются
письменные доклады командиров и офицеров-воспитателей, их участие в работе
различных совещаний, собраний боевого актива и др.
Источником
постоянной информации "снизу-вверх" являются донесения из частей, в
которых излагаются ход боевых действий, содержание, формы и методы
воспитательной работы, приводятся примеры мужества и отваги воинов, сведения о
боевых потерях, определяются меры по укреплению морального духа войск.
«Не
всегда в качестве основного источника информации о положении дел в частях,
выполнении боевых задач и политико-моральном состоянии войск использовалось
личное участие командиров, офицеров-воспитателей в боевых действиях».[8]
Войсковой
опыт убедительно свидетельствует, что хорошо поставленная информация - важная
составная часть технологии управления. Она дает положительный эффект тогда,
когда является оперативной, правдивой, злободневной, всесторонней,
систематической, отвечает на все вопросы, необходимые для оценки
морально-психологического состояния и принятия мер по его укреплению. При
организации информирования очень важно умело использовать разнообразные
источники и способы получения сведений о морально-психологическом состоянии и воинской дисциплине личного состава, боевой
выучке, результатах учебной и боевой деятельности. Решающую роль играют
непосредственное изучение командирами, штабами, офицерами воспитательных
органов положения дел в частях и подразделениях, участие в выполнении учебных
и боевых задач, постоянное общение со всеми категориями личного состава.
Методы информационно- воспитательной работы.
Информационно-воспитательная работа располагает богатым арсеналом методов воздействия на
сознание и поведение
воинов в мирных условиях и в боевой обстановке. Основным методом информационно-воспитательной
работы является убеждение - воздействие словом и делом на сознание и поведение
воинов в целях формирования
духовно-нравственных и боевых качеств воина-гражданина, защитника Отечества.
Убеждать - значит, опираясь на данные науки, логические
выводы достоверные
факты и практический опыт, воздействовать на сознание и поведение воинов в
целях формирования глубокой уверенности в правильности государственной
политики, справедливости задач Вооружённых Сил, решаемых в мирное время и в
боевой обстановке, требований воинской присяги и уставов, приказов командиров и
начальников. В процессе
убеждения политические, нравственные, правовые идеи и нормы, требования воинского долга
превращаются в личные убеждения, в систему мотивов поведения, руководство к
действию при выполнении учебных, служебных и боевых задач. "Главнейшая
дорога человеческого воспитания, - писал К. Д. Ушинский, - есть убеждение, а на убеждение можно только действовать
убеждением".[9]
Успех убеждения достигается страстностью,
эмоциональностью воспитателя,
его способностью с помощью слова, жестов, дела и других способов воздействия на сознание и
поведение воинов добиться от них определённых действий. Немаловажное значение в
достижении эффективного
убеждения имеют обаяние командира, офицера-воспитателя, их умение расположить к себе
людей, добиться взаимопонимания, завоевать доверие подчинённых благожелательным, товарищеским
отношением,
уважением и заботой о них.
Первостепенное место в системе методов информационно-воспитательной работы, особенно в боевой
обстановке, принадлежит личному примеру командира, начальника,
офицера-воспитателя.
Поощрение - эффективное средство воспитания. Оно всегда
должно быть
целесообразным, своевременным и гласным, соответствовать степени заслуг воина, применяться
за достигнутый результат, за проявленное усердие, трудолюбие, инициативу и творчество, за
мужество и героизм
в бою. Важно, чтобы командиры и начальники при применении различных поощрений
сочетали материальные и моральные виды стимулирования деятельности отдельных
воинов и воинских коллективов, и умело обосновывали мотивы поощрения военнослужащих.
В практике воспитательной работы может применяться метод
критики
действий и поступков воинов и воинских коллективов. Суть этого метода заключается в
постоянном анализе командирами и начальниками деятельности каждого
военнослужащего, выявлении в ней недостатков и просчётов, открытом и
обоснованном высказывании суждений об ошибках и недочётах в работе личного
состава в мирных условиях и в боевой обстановке,, о причинах, их порождающих, и
путях их устранения.
Метод критики действий и поступков воинов способствует утверждению в части, подразделении
атмосферы нетерпимости к недостаткам, способствует формированию общественного мнения,
осуждающего их,
высокой ответственности за выполнение воинского долга, приказов командиров и начальников.
Вспомогательным методом воспитания является принуждение,
применяемое к
отдельным военнослужащим, чьи действия и поступки противоречат требованиям
уставов и приказам командиров и начальников. Суть метода принуждения заключается в
применении по отношению к воину, нарушившему закон и воинские уставы, таких приёмов и
способов воздействия, которые в конечном итоге принудили бы его честно и добросовестно
выполнить возложенные на него обязанности.
Командиры, офицеры-воспитатели должны исходить из того,
что принуждение, различные наказания необходимо применять в крайних случаях. В арсенале формирования у воинов высоких
морально-политических, боевых и
психологических качеств защитника Отечества, с предупреждения негативных явлений есть немало Других методов и приемов воздействия на их сознание и поведение.
Необходимо умело сочетать
принуждение с убеждением, разъяснением воину его вины, тяжести проступка, оказанием ему помощи в
исправлении.
Силы и средства информационно- воспитательной работы.
Важную роль в общей системе морально-психологического обеспечения, наряду с
формами и методами играют
различные силы и средства
информационно-воспитательной работы. В современных условиях основными силами,
привлекаемыми к организации и проведению информационно-воспитательной работы в мирное и военное время, являются;
командиры всех степеней, штабы, органы
воспитательной работы, юридические органы Вооружённых Сил, другие органы
военного управления и должностные лица; военные и гражданские
культурно-просветительные учреждения; федеральные и военные учреждения
массовой информации; различные информационно-методические центры,
информационные пункты, нештатные группы
информирования и др. Важные функции в структуре сил
информационно-воспитательной работы выполняют заместители командиров по
воспитательной работе и другие офицеры-воспитатели
частей и подразделений.
В современных условиях ведущую роль в системе средств информационно-воспитательной
работы играют средства массовой информации: система государственного теле- и
радиовещания, центральная, местная и военная печать, технические средства воспитания и
информации, стационарные и подвижные
полиграфические средства.
Как в мирных условиях, так и в боевой остановке одним из основных
средств воздействия на личный состав являются центральная, местная и военная печать.
Несмотря на усиливающуюся конкуренцию со стороны радио и телевидения, печать
по-прежнему является важнейшим источником информирования личного состава,
укрепления морального духа, формирования психологической стойкости войск.
Потребность личного состава
в получении различной информации из газет, журналов и других периодических изданий, как и прежде, остается высокой
при условии её оперативности, правдивости и объективности.
Исходя из
содержания вышесказанного, можно сделать следующие выводы:
- Морально-психологическое состояние личного состава - это обусловленное влиянием
социальных, материально-технических и природных факторов и обстоятельств относительно устойчивое
состояние мобилизованности и настроенности морали и психики военнослужащих,
психологии воинских подразделений и частей на решение боевых и служебных задач.
- В настоящее время имеются
проблемы с реализацией функций по формированию морально-психологической
устойчивости войск, связанно это с проблемами комплектования армии офицерскими
кадрами.
- Основными формами информационно-воспитательной
работы являются:
общественно-государственная подготовка офицеров, прапорщиков (мичманов), солдат (матросов), сержантов и
старшин, гражданского персонала
Вооружённых Сил; различные формы информирования личного состава (военно-политическое, правовое,
техническое, медицинское и другие
виды информирования).
- Наиболее распространённой формой информационно-воспитательной работы в мирное и военное время
является информирование личного состава
- Информационно-воспитательная работа располагает богатым арсеналом методов воздействия на сознание и поведение воинов в мирных условиях и в боевой
обстановке.
Вопрос 2 Практическое применение
информационно-воспитательной работы для формирования морально-психологической
устойчивости (на примере деятельности Сухопутных войск).
Под
повседневной деятельностью Сухопутных войск понимается целенаправленный
процесс поддержания постоянной боевой, мобилизационной и морально-психологической
готовности органов управления объединений, соединений, частей и подразделений
к решению поставленных перед ними задач в мирное время и в боевой обстановке[10].
Повседневная
деятельность Сухопутных войск в мирное время включает учебно-боевую (боевую
подготовку), служебную (службу войск) и хозяйственную деятельность. Кроме
того, по решению органов государственной власти, Сухопутные войска в мирное
время могут привлекаться к проведению специальных операций: выполнению
миротворческих задач в различных регионах земного шара, содействию внутренним
войскам в локализации социально-политических и межнациональных конфликтов на
своей территории, проведению контртеррористических операций, оказанию помощи
населению в ликвидации последствий стихийных бедствий, выполнению задач в условиях
чрезвычайного положения и др.
В военное время основу повседневной деятельности
Сухопутных войск
составляют боевые действия. Ведущая роль в общей структуре повседневной
деятельности Сухопутных
войск в мирное время принадлежит боевой подготовке - системе мероприятий по обучению и воинскому
воспитанию личного состава, слаживанию подразделений, частей и соединений для
ведения боевых действий и выполнения других задач в соответствии в их предназначением.
Морально-
психологическая устойчивость в боевой подготовке.
Основными видами боевой подготовки Сухопутных войск являются
тактическая, огневая, техническая, строевая и физическая подготовка[11]. Все они предъявляют
исключительно высокие требования к духовно-нравственным, психологическим и физическим качествам личного состава и
требуют хорошо
организованного и содержательного морально-психологического обеспечения. Вместе с тем в каждом из
основных видов боевой подготовки Сухопутных войск при условии хорошей организации заложены огромные
возможности для формирования у воинов высоких морально-политических качеств, психологической
устойчивости, способности стойко
переносить все тяготы и лишения воинской службы, смело и решительно действовать в бою.
Одновременно происходит формирование личности бойца, его морально-психологических
качеств, вырабатывается психологическая устойчивость.
В
процессе формирования морально-психологической устойчивости учитывается, что воздействие
огневой подготовки на психику воина тем сильнее, чем полнее на учебных занятиях моделируется
обстановка боя, боевых действий войск в целом. Это достигается как усложнением
условий
тренировок и занятий, так и разъяснительной работой, мобилизующей сознание
воинов на успешное выполнение огневой задачи.
Не менее важно в подготовке войск использовать анализ и разбор результатов стрельб, пусков
ракет. Эту работу нужно проводить так, чтобы у воинов, неудачно выполнивших
упражнение, не возникало чувство неуверенности в своих силах, а, наоборот, появлялось
стремление к исправлению
обнаруженных ошибок путём более глубокого изучения оружия и интенсивных тренировок.
Большими возможностями для формирования у воинов морального превосходства над противником
и высокой психологической устойчивости располагают занятия по технической
подготовке. Хорошо организованные занятия на боевой технике вызывают у солдат
обоснованную
веру в её надёжность, возможность использования в бою, формируют чувство уверенности в
победе. Техника требует грамотного Ухода и обслуживания и тем самым развивает у воинов
стремление к организованному
выполнению своих обязанностей, своевременному проведению регламентных и ремонтных работ.
Большое закаливающее воздействие на воинов оказывает работа на боевой
технике при совершении длительных и напряжённых маршей в различных условиях местности, погоды и видимости, через
естественные и искусственные препятствия,
зоны заражения, пожаров, разрушений, на плаву и под водой.
Большое воздействие на морально-психическое состояние
воина оказывают строевая и физическая подготовка. В процессе строевой подготовки у воинов вырабатывается
такое важное качество, как умение понимать и чётко выполнять команды командира,
формируются навыки согласованных
действий в составе подразделения, развиваются выносливость, координация
движений, оттачиваются и получают дальнейшее развитие дисциплинированность и
собранность, стремление в любой обстановке быть подтянутым и опрятным. В ходе физической
подготовки
военнослужащие укрепляют не только физическое здоровье, но и нервную систему, определяющую волевое поведение
человека.
Венцом боевой
подготовки является тактическая подготовка, которая сосредоточивает в себе все
остальные виды подготовки войск. В ходе тактической подготовки, на ротных,
батальонных и дивизионных учениях решаются задачи всесторонней комплексной
подготовки воинов, подразделений и частей. На учениях закрепляются и
совершенствуются качества, необходимые воину
для современного боя. Одновременно командиры, штабы, офицеры
воспитательных структур приобретают опыт организации и проведения
морально-психологического обеспечения в сложной и напряжённой обстановке
современного боя.
Морально-психологическое обеспечение специальных операций
Важное место в работе командиров, штабов, воспитательных органов Сухопутных
войск отводится информационно-воспитательной работе в специальных операциях.
Сухопутные войска по решению политического руководства страны могут привлекаться к
выполнению миротворческих задач за рубежом Российской Федерации (на территории
иностранных государств). Особенности ИВР в миротворческой деятельности обусловливаются характером стоящей
задачи (прекращение вооружённого конфликта, разведение враждующих сторон, проведение гуманитарных
операций и т.п.),
особенностями политического и военного руководства миротворческим контингентом,
военно-политической ситуацией на территории иностранного государства, отношением местного
населения к нашим
войскам и другими обстоятельствами.
Основными задачами ИВР в миротворческих операциях
являются: информирование и разъяснение личному составу государственной политики
в области обороны и безопасности Российской Федерации; достижение морально-психологического
превосходства над силами противоборствующих сторон в сложной, резко меняющейся обстановке;
обеспечение психологической устойчивости личного состава и снижение психогенных потерь;
поддержание организованности
и воинской дисциплины в подразделениях; надёжная защита личного состава от
информационно-психологического воздействия враждующих сторон.
При выполнении задач ИВР в миротворческих операций первостепенное
внимание обращается на всестороннюю духовно-нравственную, психологическую и
профессиональную подготовку
личного состава к выполнению миротворческих функций; предотвращение случаев
возможного втягивания миротворческого контингента в конфликт между враждующими
сторонами; поддержание морально-психологического состояния личного состава в
условиях нахождения
на территории иностранного государства, отрыва от Родины, привычных условий жизни; соблюдение
строгого нейтралитета,
недопущение односторонних симпатий и двойного стандарта при принятии решений на
ответные действия.
Страницы: 1, 2, 3
|
|