рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Роль и значение информационно-воспитательной работы для формирования морально-психологической устойч... рефераты

В процессе военно-политического информирования первостепенное внимание уделяется освещению военно-политической обстановки в ми­ре и сопредельных с Россией государствах, доведению до личного со­става сведений о социально-политической и психологической ситуации в нашей стране, в районе боевых действий, местах дислокации войск, а также на территории противника.

Военно-техническое информирование направлено на повышение уровня военно-технических знаний и боевой выучки личного состава и содержит сведения о новых видах вооружения, его тактических и тех­нических характеристиках, способах и опыте их боевого применения. Значительное место отводится информированию личного состава о воо­ружении и боевой технике противника.

Правовое информирование включает в себя мероприятия, направ­ленные на разъяснив воинам правовых норм воинской деятельности, законодательных и других нормативных актов, касающихся прав, обя­занностей и ответственности военнослужащих при выполнении воин­ского долга.

Медицинское информирование предусматривает сообщение лично­му составу сведений о санитарно-эпидемиологической обстановке в местах дислокации и в районе боевых действий, вооружение воинов знаниями, умениями и навыками сохранения здоровья, медицинского обеспечения и оказания первой помощи раненым и больным в боевой обстановке.

Принято различать два вида информирования: а)"сверху-вниз" и б) "снизу-вверх". Информирование "сверху-вниз" осуществляется выше­стоящими командирами, штабами, воспитательными структурами и другими органами военного управления в целях предоставления подчи­нённому личному составу подразделений и частей сведений и информа­ции, направленных на формирование у воинов правильных представле­ний о внутренней и "внешней политике государства, целях и задачах войны, характере предстоящих боевых действий, то есть данных, побуждающих к эффективному выполнению поставленных боевых задач.

 «К работе по информированию личного состава привлекаются коман­диры, офицеры штабов и воспитательных органов. В ряде мест созда­ются внештатные группы оперативного информирования, в состав ко­торых включаются наиболее подготовленные и опытные офицеры час­тей и соединений. С информаторами проводятся инструктивные заня­тия, на которых офицеры вооружаются приёмами и методами информа­ционной работы».[7]

В целях информирования вышестоящего командования о положении дел в частях используются различные формы устной и письменной ин­формации, а также личное общение командиров и офицеров-воспитателей с воинами, их участие в выполнении учебных и боевых задач. Кроме того, в интересах информирования используются пись­менные доклады командиров и офицеров-воспитателей, их участие в работе различных совещаний, собраний боевого актива и др.

Источником постоянной информации "снизу-вверх" являются доне­сения из частей, в которых излагаются ход боевых действий, содержа­ние, формы и методы воспитательной работы, приводятся примеры му­жества и отваги воинов, сведения о боевых потерях, определяются меры по укреплению морального духа войск.

«Не всегда в качестве ос­новного источника информации о положении дел в частях, выполнении боевых задач и политико-моральном состоянии войск использовалось личное участие командиров, офицеров-воспитателей в боевых действи­ях».[8]

Войсковой опыт убедительно свидетельствует, что хорошо постав­ленная информация - важная составная часть технологии управления. Она дает положительный эффект тогда, когда является оперативной, правдивой, злободневной, всесторонней, систематической, отвечает на все вопросы, необходимые для оценки морально-психологического со­стояния и принятия мер по его укреплению. При организации информи­рования очень важно умело использовать разнообразные источники и способы получения сведений о морально-психологическом состоянии и воинской дисциплине личного состава, боевой выучке, результатах учебной и боевой деятельности. Решающую роль играют непосредст­венное изучение командирами, штабами, офицерами воспитательных органов положения дел в частях и подразделениях, участие в выполне­нии учебных и боевых задач, постоянное общение со всеми категориями личного состава.

Методы информационно- воспитательной работы.

 Информационно-воспитательная работа располагает богатым арсеналом методов воздействия   на  сознание   и поведение воинов в мирных условиях и в боевой обстановке. Основным методом информационно-воспитательной работы является убеждение - воздействие словом и делом на сознание и поведение воинов в целях формирования духовно-нравственных и боевых качеств воина-гражданина, защитника Отечества.

Убеждать - значит, опираясь на данные науки, логические выводы достоверные факты и практический опыт, воздействовать на сознание и поведение воинов в целях формирования глубокой уверенности в правильности государственной политики, справедливости задач Вооружён­ных Сил, решаемых в мирное время и в боевой обстановке, требований воинской присяги и уставов, приказов командиров и начальников. В процессе убеждения политические, нравственные, правовые идеи и нормы, требования воинского долга превращаются в личные убеждения, в систему мотивов поведения, руководство к действию при выполнении учебных, служебных и боевых задач. "Главнейшая дорога человеческого воспитания, - писал К. Д. Ушинский, - есть убеждение, а на убеждение можно только действовать убеждением".[9]

Успех убеждения достигается страстностью, эмоциональностью воспитателя, его способностью с помощью слова, жестов, дела и других способов воздействия на сознание и поведение воинов добиться от них определённых действий. Немаловажное значение в достижении эффек­тивного убеждения имеют обаяние командира, офицера-воспитателя, их умение расположить к себе людей, добиться взаимопонимания, завое­вать доверие подчинённых благожелательным, товарищеским отноше­нием, уважением и заботой о них.

Первостепенное место в системе методов информационно-воспитательной работы, особенно в боевой обстановке, принадлежит личному примеру командира, начальника, офицера-воспитателя.

Поощрение - эффективное средство воспитания. Оно всегда должно быть целесообразным, своевременным и гласным, соответствовать сте­пени заслуг воина, применяться за достигнутый результат, за проявлен­ное усердие, трудолюбие, инициативу и творчество, за мужество и ге­роизм в бою. Важно, чтобы командиры и начальники при применении различных поощрений сочетали материальные и моральные виды сти­мулирования деятельности отдельных воинов и воинских коллективов, и умело обосновывали мотивы поощрения военнослужащих.

В практике воспитательной работы может применяться метод кри­тики действий и поступков воинов и воинских коллективов. Суть этого метода заключается в постоянном анализе командирами и начальника­ми деятельности каждого военнослужащего, выявлении в ней недостат­ков и просчётов, открытом и обоснованном высказывании суждений об ошибках и недочётах в работе личного состава в мирных условиях и в боевой обстановке,, о причинах, их порождающих, и путях их устране­ния.

Метод критики действий и поступков воинов способствует утвер­ждению в части, подразделении атмосферы нетерпимости к недостат­кам, способствует формированию общественного мнения, осуждающего их, высокой ответственности за выполнение воинского долга, приказов командиров и начальников.

Вспомогательным методом воспитания является принуждение, при­меняемое к отдельным военнослужащим, чьи действия и поступки противоречат требованиям уставов и приказам командиров и начальни­ков. Суть метода принуждения заключается в применении по отноше­нию к воину, нарушившему закон и воинские уставы, таких приёмов и способов воздействия, которые в конечном итоге принудили бы его че­стно и добросовестно выполнить возложенные на него обязанности.

Командиры, офицеры-воспитатели должны исходить из того, что принуждение, различные наказания необходимо применять в крайних случаях. В арсенале формирования у воинов высоких морально-политических, боевых и психологических качеств защитника Отечества, с предупреждения негативных явлений есть немало Других методов и приемов воздействия на их сознание и поведение. Необходимо умело сочетать принуждение с убеждением, разъяснением воину его вины, тяжести проступка, оказанием ему помощи в исправлении.

Силы и средства   информационно- воспитательной работы.

Важную роль в общей системе морально-психологического обеспечения, наряду с формами и методами играют различные силы и средства информационно-воспитательной работы. В современных условиях основными сила­ми, привлекаемыми к организации и проведению информационно-воспитательной работы в мирное и военное время, являются; командиры всех степеней, штабы, органы воспитательной работы, юридические органы Вооружённых Сил, другие органы военного управления и долж­ностные лица; военные и гражданские культурно-просветительные уч­реждения; федеральные и военные учреждения массовой информации; различные информационно-методические центры, информационные пункты, нештатные группы информирования и др. Важные функции в структуре сил информационно-воспитательной работы выполняют за­местители командиров по воспитательной работе и другие офицеры-воспитатели частей и подразделений.

В современных условиях ведущую роль в системе средств информа­ционно-воспитательной работы играют средства массовой информации: система государственного теле- и радиовещания, центральная, местная и военная печать, технические средства воспитания и информации, ста­ционарные и подвижные полиграфические средства.

Как в мирных условиях, так и в боевой остановке одним из основных средств воздействия на личный состав являются центральная, местная и военная печать. Несмотря на усиливающуюся конкуренцию со стороны радио и телевидения, печать по-прежнему является важнейшим источ­ником информирования личного состава, укрепления морального духа, формирования психологической стойкости войск. Потребность личного состава в получении различной информации из газет, журналов и дру­гих периодических изданий, как и прежде, остается высокой при усло­вии её оперативности, правдивости и объективности.

Исходя из содержания вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

- Морально-психологическое состояние личного состава - это обу­словленное влиянием социальных, материально-технических и природ­ных факторов и обстоятельств относительно устойчивое состояние мо­билизованности и настроенности морали и психики военнослужащих, психологии воинских подразделений и частей на решение боевых и служебных задач.

- В настоящее время имеются проблемы с реализацией функций по формированию морально-психологической устойчивости войск, связанно это с проблемами комплектования армии офицерскими кадрами.

- Основными формами информационно-воспитательной работы явля­ются: общественно-государственная подготовка офицеров, прапорщи­ков (мичманов), солдат (матросов), сержантов и старшин, гражданского персонала Вооружённых Сил; различные формы информирования лич­ного состава (военно-политическое, правовое, техническое, медицин­ское и другие виды информирования).

- Наиболее распространённой формой информационно-воспитательной работы в мирное и военное время является информи­рование личного состава

- Информационно-воспитательная работа располагает богатым арсеналом методов воздействия   на  сознание   и поведение воинов в мирных условиях и в боевой обстановке.

Вопрос 2 Практическое применение информационно-воспитательной работы для формирования морально-психологической устойчивости (на примере деятельности Сухопут­ных войск).

Под повседневной деятельностью Сухопутных войск понимается це­ленаправленный процесс поддержания постоянной боевой, мобилиза­ционной и морально-психологи­ческой готовности органов управления объединений, соединений, частей и подразде­лений к решению поставленных перед ними задач в мирное время и в боевой обста­новке[10].

Повседневная деятельность Сухопутных войск в мирное время включает учебно-бое­вую (боевую подготовку), служебную (службу войск) и хозяйственную деятель­ность. Кроме того, по решению органов государственной власти, Сухопутные войска в мир­ное время могут привлекаться к проведению специальных операций: выполне­нию миротворческих задач в различных регионах земного шара, содействию внут­ренним войскам в локализации социально-политических и межнациональных кон­фликтов на своей территории, проведению контртерро­ристических операций, оказа­нию помощи населению в ликвидации по­следствий стихийных бедствий, выполне­нию задач в ус­ловиях чрезвы­чайного положения и др.

В военное время основу повседневной деятельности Сухопутных войск составляют бое­вые действия. Ведущая роль в общей структуре повседневной деятельности Сухо­путных войск в мир­ное время принадлежит боевой подготовке - сис­теме мероприятий по обучению и воин­скому воспитанию личного со­става, слаживанию подразделений, частей и соединений для ведения боевых действий и выполнения других задач в соответствии в их пред­назна­чением.

Морально- психологическая устойчивость в боевой подготовке.

Основными видами боевой подготовки Сухопутных войск являются тактическая, огне­вая, техническая, строевая и физическая подготовка[11]. Все они предъявляют исключительно высокие требования к духовно-нравственным, пси­хологическим и физическим качествам личного состава и требуют хо­рошо организованного и содержательного мо­рально-психологического обеспечения. Вместе с тем в каждом из основных видов бое­вой подго­товки Сухопутных войск при условии хорошей организации заложены огром­ные возможности для формирования у воинов высоких морально-политических качеств, пси­хологической устойчивости, способности стойко переносить все тяготы и лишения во­инской службы, смело и решительно действовать в бою.

Одновременно происходит формирование личности бойца, его морально-психологических  качеств,  вырабатывается  психологическая устойчивость.

В процессе формирования морально-психологической устойчивости учи­тывается, что воздейст­вие огневой подготовки на психику воина тем сильнее, чем полнее на учебных занятиях моделируется обстановка боя, боевых действий войск в целом. Это достигается как ус­ложнением усло­вий тренировок и занятий, так и разъяснительной работой, мобили­зующей сознание воинов на успешное выполнение огневой задачи.

Не менее важно в подготовке войск использовать анализ и разбор ре­зультатов стрельб, пусков ракет. Эту работу нужно проводить так, что­бы у воинов, неудачно выполнив­ших упражнение, не возникало чувство неуверенности в своих силах, а, наоборот, появ­ля­лось стремление к ис­правлению обнаруженных ошибок путём более глубокого изуче­ния оружия и интенсивных тренировок.

Большими возможностями для формирования у воинов морального превосходства над противником и высокой психологической устой­чивости располагают занятия по техни­ческой подготовке. Хорошо ор­ганизованные занятия на боевой технике вызы­вают у солдат обосно­ванную веру в её надёжность, возможность использования в бою, фор­мируют чувство уверенности в победе. Техника требует грамотного Ухода и об­служи­вания и тем самым развивает у воинов стремление к ор­ганизованному выполне­нию своих обязанностей, своевременному про­ведению регламентных и ремонтных ра­бот.

Большое закаливающее воздействие на воинов оказывает работа на боевой тех­нике при совершении длительных и напряжённых маршей в различных условиях ме­стно­сти, погоды и видимости, через естествен­ные и искусственные препятствия, зоны заражения, пожаров, разруше­ний, на плаву и под водой.

Большое воздействие на морально-психическое состояние воина оказывают строе­вая и физическая подготовка. В процессе строевой подготовки у воинов вырабатыва­ется такое важное качество, как умение понимать и чётко выполнять команды коман­дира, формируются навыки согласованных действий в составе подразделения, разви­ваются вынос­ливость, координация движений, оттачиваются и получают дальнейшее развитие дисциплинированность и собранность, стремление в любой обстановке быть подтянутым и опрятным. В ходе физической подготов­ки военнослужащие укре­пляют не только физическое здоровье, но и нервную систему, определяющую воле­вое пове­дение человека.

Венцом боевой подготовки является тактическая подготовка, которая сосредото­чивает в себе все остальные виды подготовки войск. В ходе тактической подго­товки, на ротных, батальонных и дивизионных учениях решаются задачи всесто­ронней комплексной подготовки воинов, подразделений и частей. На учениях за­крепляются и совершенствуются качества, необходимые воину для современного боя. Одновре­менно командиры, штабы, офицеры воспитательных структур приоб­ретают опыт ор­ганизации и проведения морально-психологического обес­печения в сложной и на­пряжённой обстановке современного боя.  

Морально-психологическое обеспечение специальных операций

Важное место в работе командиров, штабов, воспитательных органов Сухопутных войск отводится информационно-воспитательной работе в специальных операциях. Сухопутные войска по решению политического руководства страны могут привле­каться к выполнению миротворческих задач за рубежом Российской Федерации (на тер­ритории иностранных государств). Особенности ИВР в миротворческой деятельности обусловливаются характером стоящей задачи (пре­кращение вооружённого конфликта, разведение враждующих сторон, проведение гума­нитарных операций и т.п.), особенностями политического и военного руководства ми­ротворческим контингентом, военно-политической ситуацией на территории иностран­ного государства, отношением местного населения к нашим войскам и другими обстоя­тельствами.

Основными задачами ИВР в миротворческих опе­рациях являются: информирование и разъяснение личному составу государственной по­литики в области обороны и безопасности Российской Федерации; достижение мо­рально-психологического превосходства над силами противоборствующих сторон в сложной, резко меняющейся обстановке; обеспечение психологической устойчивости личного состава и снижение психогенных потерь; поддержание организованности и во­инской дисциплины в подразделениях; надёжная защита личного состава от информаци­онно-психологического воздействия враждующих сторон.

При выполнении задач ИВР в миротворческих операций первостепенное внимание обращается на всестороннюю духовно-нравствен­ную, психологическую и профессиональную подготовку личного состава к выполнению миротворческих функций; предотвращение случаев возможного втягива­ния миротвор­ческого контингента в конфликт между враждующими сторонами; под­держание мо­рально-психологического состояния личного состава в условиях нахожде­ния на терри­тории иностранного государства, отрыва от Родины, привычных условий жизни; со­блюдение строгого нейтралитета, недопущение односторонних симпатий и двойного стандарта при принятии решений на ответные действия.

Страницы: 1, 2, 3