рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Противопожарная защита торфяных болот Харовского района Вологодской области рефераты

- обеспечивает информирование населения о предпринимаемых действиях по ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций, вызванных лесоторфяными пожарами, и мерах пожарной безопасности в пожароопасный сезон.

б) МВД России:

- обеспечивает в случае необходимости на период высокой пожарной опасности в лесах запрет на посещение гражданами лесов и въезд в них транспортных средств, а также проведение определенных видов работ в лесном фонде:

- обеспечивает правовой режим и правопорядок в зонах ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных природными пожарами;

- обеспечивает административное пресечение правонарушений в рамках предоставленных полномочий, в том числе на полосах отчуждения вдоль федеральных автомобильных и железных дорог, а также линий электропередач и связи, магистральных нефте- и газопроводов, сопредельных с лесным фондом.

в) Минобороны России:

- организует и проводит в Вооруженных силах и на отчужденных территориях мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с лесоторфяными пожарами;

- организует противопожарную защиту объектов Вооруженных сил от чрезвычайных ситуаций, вызванных природными пожарами, а также предусматривает выделение в установленном порядке специальной техники, воинских подразделений в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, вызванных лесными и торфяными пожарами.

г) Генеральная прокуратура Российской Федерации организует надзор:

- за соблюдением законов об охране окружающей природной среды, атмосферного воздуха, особо охраняемых природных территорий, рациональном использовании земель, недр, лесов, вод, животного мира, а также законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, радиационной безопасности и защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- за законностью правовых актов, издаваемых федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля;

- за законностью и полнотой мер, принимаемых контролирующими и правоохранительными органами при выявлении и пресечении экологических правонарушений.

г) Росприроднадзор:

- осуществляет контроль с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектов охоты и рыболовства), за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;

- осуществляет пожарный надзор в лесах лесного фонда Российской Федерации, в том числе на полосах отчуждения вдоль федеральных автомобильных и железных дорог, а также линий электропередач и связи, магистральных нефте- и газопроводов, сопредельных с лесным фондом силами государственной лесной охраны Российской Федерации (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2006 г. № 150 «Об утверждении Положения о государственной лесной охране Российской Федерации»);

- обеспечивает готовность сил и средств Росприроднадзора к проведению мероприятий по ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций, вызванных природными пожарами.

д) Рослесхоз:

- утверждает в установленном порядке нормы средств пожаротушения, которые обязаны иметь граждане и юридические лица в местах проведения на территории лесного фонда работ, культурно-массовых и других мероприятий;

- утверждает нормативные затраты на ведение лесного хозяйства и тушение лесных пожаров на гектар земель лесного фонда;

- организует охрану и защиту лесов наземными и авиационными методами в пределах своей компетенции;

- осуществляет комплекс мероприятий по охране и защите лесов, борьбе с лесными пожарами;

- организует в случае необходимости на период высокой пожарной опасности в лесах запрет на посещение гражданами лесов и въезд в них транспортных средств, а также проведение определенных видов работ на отдельных участках лесного фонда.

е) Росгидромет:

- организует составление подробных прогнозов погоды на пожароопасный период;

- проводит постоянный мониторинг состояния окружающей среды на территории Российской Федерации.

ж) ОАО «РЖД»:

- обеспечивает при необходимости перевозку сил и средств, задействованных в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных природными пожарами;

- обеспечивает пожарную безопасность подвижного состава и противопожарную защиту железнодорожных объектов и отчужденных территорий от чрезвычайных ситуаций, вызванных природными пожарами.

з) органы государственной власти субъектов Российской Федерации:

- организуют разработку и выполнение планов мероприятий по профилактике природных пожаров, противопожарному обустройству лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов;

- обеспечивают готовность организаций, на которые возложена охрана и защита лесов, а также лесопользователей к пожароопасному сезону;

- утверждают ежегодно до начала пожароопасного сезона оперативные планы борьбы с природными пожарами;

- устанавливают порядок привлечения населения, работников коммерческих и некоммерческих организаций, а также противопожарной техники, транспортных и других средств указанных организаций для тушения природных пожаров;

- создают резерв горюче-смазочных материалов и иных материальных ресурсов на пожароопасный сезон;

- организуют тушение природных пожаров в лесном фонде на территории субъекта Российской Федерации;

- оказывают содействие организациям, на которые возложена охрана и защита лесов, и лесопользователям в строительстве и ремонте дорог противопожарного назначения, аэродромов и посадочных площадок для самолетов и вертолетов, используемых для авиационной охраны лесов от пожаров, в обеспечении горюче-смазочными материалами лесопожарных формирований;

- организуют проведение противопожарной пропаганды, регулярное освещение в средствах массовой информации вопросов о сбережении лесов, выполнении правил пожарной безопасности в лесах;

- всесторонне используют предоставленные законодательством полномочия в области административного контроля и надзора за соблюдением установленных требований пожарной безопасности, в том числе на полосах отчуждения вдоль федеральных автомобильных и железных дорог, а также линий электропередач и связи, магистральных нефте- и газопроводов, сопредельных с лесным фондом;

- обеспечивают координацию всех работ по борьбе с природными пожарами на территории субъекта Российской Федерации и в случае необходимости создают для этой цели специальные комиссии.

3.3. Инженерные мероприятия по предупреждению лесных и торфяных пожаров

Эффективная борьба с лесными и торфяными пожарами может осуществляться только при наличии разветвленной сети противопожарных барьеров, которые являются надеж­ными преградами для огня. По принципу действия противопожарные барьеры делятся на следующие группы:

а) с отсутствием горючих материалов (река, озеро, каменные россыпи);

б) с наличием горючих материалов в количествах, недостаточных для поддержания горения (минерализованные полосы, трелевочные волоки на песчаных почвах, лесные дороги);

в) с наличием горючих материалов, по различным причинам не способных к горению и распространению огня (картофельные поля, участки, обработанные растворами антипиренов, лиственные полосы и т.п.);

г) комбинированные, сочетающие элементы предыдущих видов барьеров (мине­рализованные полосы и лиственные опушки и т.п.).

При создании системы противопожарных барьеров учитываются прежде всего естественные преграды для огня (реки, участки леса с преобладанием лиственных пород, лишенные растительности каменистые россыпи), которые дополняются искусственными барьерами.

В настоящее время в практике противопожарного устройства широкое распространение получили следующие барьеры: минерализованные полосы; противопожарные канавы; защитные лиственные и хвойные полосы; противопожарные разрывы; полосы, обработанные растворами химических веществ; противопожарные заслоны; полосы, созданные посевом огнестойких растений (картофель, многолетний люпин и т.д.) [5].

3.3.1. Минерализованные полосы

Минерализованной полосой называется полоса земли, с которой полностью удалены травяная растительность, лесная подстилка и прочие горючие материалы до минерального слоя почвы. Минерализованные полосы должны прокладываться вокруг площадей, занятых постройками, естественными и искусственными молодняками хвойных пород, лесосек с оставленной на пожароопасный сезон лесопродукцией или порубочными остатками, складов лесоматериалов, пиломатериалов, живицы, огнеопасных производств, складов ГСМ, мест курения и разведения костров, а также вдоль дорог, линий электропередач, трубопроводов, на сельхозугодьях по границе с лесом и т.д. Основное назначение минерализованной полосы – остановка продвижения низового пожара. Кроме того, они прокладываются в качестве опорных полос при использовании управляемого огня в лесу, для локализации лесных пожаров и как дополнительный элемент при создании противопожарных барьеров. Ширина минерализованных полос зависит прежде всего от характера и количества имеющегося на участке горючего материала. В сосняке лишайниковом в составе живого напочвенного покрова доминиру­ют лишайники из рода Cladonia, высота которых обычно не превышает 10-15 см. В таких условиях при отсутствии ветра низовой пожар успешно останавливает минерализованная полоса шириной 20-25 см. В насаждениях и на вырубках со злаковой растительностью, в частности вейника лесного (высотой до 1,5 м), остановку низового пожара может обеспечить минерализованная полоса шириной не менее 2,5-4,0 м. В ветреную погоду дальность переноса горящих частиц перед фронтом низового пожара достигает 7 м, а при переходе низового пожара в верховой даже 18 м. Общим правилом является то, что для остановки низового пожара необходима минерализованная полоса шириной не менее двойной высоты его пламени. Минерализованные полосы прокладываются ранней весной или поздней осенью (после листопада). В течение пожароопасного сезона осуществляется контроль за состоянием полос и при наличии на них горючих материалов (в результате раннего листопада, например) они обновляются. В ряде случаев во избежание быстрого зарастания минерализованных полос травянистой растительностью они обрабатываются гербицидами.

Прокладка минерализованных полос осуществляется плугами и другими почвообрабатывающими орудиями, грунтометами, бульдозерами, полосопрокладчиками, взрывным способом, а также лопатами. При необходимости для прокладки широких минерализованных полос может применяться управляемый огонь. Работа по созданию полос шириной 8-10 м и более выполняется в два этапа. На первом этапе почвообрабатывающими орудиями или растворами химических веществ создаются две параллельные опорные полосы, а затем осуществляется выжигание горючих мате­риалов между ними.

Минерализованные полосы помогают останавливать низовой пожар, который в свою очередь, при благоприятных условиях, может переходить в торфяной если на его пути окажется торфяное болото. Прокладка минерализованных полос на торфяных почвах, недопустима так как она может привести к заглублению низового пожара и переходу его в подземный, т.е. для защиты торфяных болот от идущего из леса огня прокладывать минерализованные полосы нужно в местах где нет торфяных почв.

Минерализованные полосы могут задерживать продвижение низового огня только до накопления на ее поверхности нового слоя горючих материалов. Поэтому необходим систематический уход за минерализованными полосами, их подновление и восстановление.

3.3.2. Противопожарные канавы и водоемы

Для остановки возможных и локализации действующих подземных пожаров создаются противопожарные канавы, которые прокладывают вокруг болот, а также на самих болотах. Глубина противопожарных канав определяется мощностью торфяного слоя или уровнем грунтовых вод в наиболее сухое время года. Эффективная работа противопожарных канав достигается при их ширине по дну не менее 0,5 м. Канавы прокладываются различными видами канавокопателей, экскаваторов, а также взрывным способом и вручную (рис. 3.8).


 













Рис. 3.8 – Схема противопожарная канавы [4]

Необходимо подчеркнуть недопустимость устройства на торфяниках противопожарных канав, не доходящих до воды или минерального грунта. Такие полосы не являются преградой для огня, а наоборот, нарушение образовавшегося на торфяных почвах растительного покрова и выброс на поверхность измельченного торфа создает повышенную опасность распространения пожара.

В настоящее время большинство противопожарных канав находятся в непригодном для использования при тушении состоянии. Большинство данных ограждений практически полностью заросли мхом и завалены валежником. Таким образом, в засушливый сезон канавы полностью пересыхают и теряют свою главную функцию преграды для распространения пожара (рис. 3.9). 

 
















Рис. 3.9 – Запущенная противопожарная канава

Постоянное очистка противопожарных канав является одним из ключевых элементов мониторинга, который направлен на предотвращение торфяных  пожаров.

Несмотря на развитие противопожарной техники и совершенствование способов тушения, приемы с использованием воды и огнетушащих растворов в подавляющем большинстве случаев наиболее эффективны. В то же время очень часто в наиболее пожароопасных насаждениях естественные источники воды либо отсутствуют, либо забор воды из них механизированными средствами невозможен. В этой связи возникает необходимость в перевозке воды на большие расстояния для тушения пожаров, что по причине неудовлетворительного состояния лесных дорог занимает много времени. Строительство противопожарных водоемов – один из путей повышения эффективности использования средств водного пожаротушения. В качестве противопожарных используются прежде всего естественные источники воды (речки, озера, заполненные водой карьеры). При этом необходимо устройство подъездов к ним, оборудование специальных заборников воды, особенно в заилен­ных водоемах. В ряде случаев производится углубление дна и изготовление запруд на мелких ручьях и речках. При отсутствии или недостаточном количестве естественных водоисточников создаются искусственные противопожарные водоемы. Они сооружаются по типовым проектам вблизи наиболее опасных в пожарном отношении насаждений и автомобильных дорог. Обязательные требования к искусственным и естественным противопожарным водоемам – наличие подъездов для автотранспорта и заборников воды, а также эффективного запаса воды в самый жаркий, сухой период лета не менее 100 м3.

По данным П.М.Матвеева и А.М.Матвеева (1993), при высокой горимости лесов на каждые 500 га площади лесного фонда целесообразно устройство одного пожарного водоема. При средней и малой горимости один водоем создается в расчете на 3000 га территории, а при противопожарном устройстве осушенных торфяников, особенно опасных в пожарном отношении, – на 70-80 га.

Вода для тушения торфяных болот доставляется из противопожарных водоемов с помощью пожарных автомобилей, насосов или самотечного водовода. При доставке воды насосами она не должна содержать волокнистых и других взвешенных веществ, способных засорять насосы.

Для проезда к водоемам через противопожарные канавы в них устанавливают стальные трубы диаметром 0,8 метров и длинной 4 метра.

3.3.3. Противопожарные дороги, разрывы и заслоны

При организации тушения лесных пожаров используются все виды дорог, позволяющие в максимально короткие сроки доставить людей и технику к месту пожара. Однако в ряде случаев, особенно в слабоосвоенных районах, густота дорожной сети не позволяет оперативно маневрировать средствами тушения. Именно в этих случаях дополнительно строятся дороги противопожарного назначения. Их главной целью является обеспечение проезда автотранспорта к пожароопасным участкам и водоемам. Дороги противопожарного значения - наиболее простой тип путей сообщения, строительство которых ограничивается корчевкой пней, расчисткой и выравниванием проезжей части, устройством гатей, переездов через ручьи и т.п. Как правило, эти дороги являются проезжими только в период пожароопасного сезона. Помимо этого, противопожарные дороги выполняют роль простейших противопожарных барьеров (служат преградой на пути низовых пожаров и опорной полосой при их тушении с использованием управляемого огня).

Противопожарные разрывы долгое время считались наиболее эффективным способом остановки верховых пожаров (Серебренников, Матренинский, 1940; Анцышкин, 1956). Как правило, противопожарные разрывы прорубались в наиболее пожароопасных древостоях широкими полосами с проложенными по краям минерализованными полосами. Ширина противопожарных разрывов варьировала от 12-20 до 80-100 м. Однако лесопожарная практика показала, что широкие разрывы усиливают ветер, создают "эффект сквозняка", когда воздушные массы движутся вдоль разрыва или под острым углом к нему. Исследованиями установлено (Валендик, Матвеев, Софронов, 1979), что даже достаточно широкие противопожарные разрывы (100 м и более) не всегда являются эффективной преградой на пути верховых пожаров высокой интенсивности. Кроме того, поддержание противопожарных разрывов в "рабочем" состоянии требует значительных затрат, а занятая ими площадь изымается из активного лесопользования, т.е. не продуцирует древесину. Все вышеизложенное послужило основой для отказа от широких противопожарных разрывов и замены их противопожарными заслонами.

В практике лесоохраны узкие (6-12 м) противопожарные разрывы следует создавать путем уборки древесно-кустарниковой растительности вдоль дорог, а также: в наиболее опасных в пожарном отношении лесных массивов в сочетании с прокладываемыми по их середине дорогами противопожарного назначения. Последнее обстоятельство позволяет оперативно перебрасывать людей и технику к месту пожара, а также служит дополнительным препятствием для низовых и верховых пожаров.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7