рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Противопожарная защита торфяных болот Харовского района Вологодской области рефераты


Рис. 3.6 –Готовая карта с изображением очагов торфяных пожаров

3.1.3. Прогнозирование лесных и торфяных пожаров

Прогнозирование чрезвычайных ситуаций – обобщение результатов мониторинга, анализ полученных и имеющихся данных о состоянии окружающей среды и производственной сферы, определение степени опасности и выработка перспективной модели вероятного развития обстановки (процесса) для предотвращения риска дальнейшего развития опасного явления.

Обобщение результатов мониторинга производится природоохранными и другими государственными надзорными органами на основании полученных исходных данных от учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля (постов, лабораторий и наблюдательных пунктов).

Производится анализ полученных данных в сравнении со статистическими данными за аналогичные периоды прошлых лет, который закладывается в основу прогнозирования возможной обстановки на данный период на определенной территории в конкретных условиях.

Прогнозирование лесных и торфяных пожаров – это определение вероятности возникновения разрастания лесных и торфяных пожаров во времени и пространстве на основе анализа данных мониторинга лесных пожаров.

Исходными данными для прогнозирования, появления источника поражающих факторов возникновения лесного пожара служат:

- класс пожарной опасности в лесу по условиям погоды;

- местоположение и площадь участков лесного фонда I-III классов пожарной опасности или участков разных классов пожарной опасности, где в рассматриваемое время лесные горючие материалы (ЛГМ) могут гореть при появлении источника огня;

- данные о рельефе местности (равнина, плато, плоскогорье, нагорье, горы, холмы, сопки, котловины, овраги);

- наличие потенциальных источников огня в перечисленных участках лесного фонда, где в рассматриваемое время ЛГМ могут гореть при появлении источника огня; данные о грозовой деятельности;

Степень пожарной опасности в лесу по условиям поды должна определяться по принятому в лесном хозяйстве комплексному показателю В.Г. Нестерова, который вычисляется на основе данных о температуре воздуха (в градусах), температуре точки росы (в градусах), количестве выпавших осадков (в миллиметрах).

Для определения пожарной опасности по лесорастительным условиям лесных участков следует знать: тип леса, структуру насаждения, породный со­став и возраст, категория лесных площадей, вырубок и другие ха­рактеристики лесного фонда.

Для оценки участков лесного фонда по степени опасности воз­никновения в них пожаров инструкцией по устройству лесного фонда предусмотрена следующая шкала (табл. 3.1).








Таблица 3.1

Шкала оценки природной пожарной опасности в лесах

Класс пожарной

опасности


Объект загорания (характерные типы леса и типы вырубок, насаждения безлесные территории)

Наиболее вероятные виды пожаров, условия и продолжительность периода их возможного возникновения и распространения

I

Хвойные молодняки. Сплошные вы­рубки: лишайниковые, вересковые, вейниковые и другие типы вырубок по суходолам (особенно захламленные). Сосняки лишайниковые и верещатники. Расстроенные, отмирающие и сильноповрежденные древостой (сухостойники, участки бурелома и вет­ровала, недорубы), участки условно-сплошных и интенсивных выбороч­ных рубок. Захламленные гари.

В течение всего пожароопас­ного сезона возможны низо­вые пожары, а на участках с наличием древостоя - верхо­вые. На вейниковых и других травяных типах вырубок по суходолу особенно значитель­на пожарная опасность вес­ной, а в некоторых районах и осенью.

II

Сосняки-брусничники, особенно с наличием соснового подроста или подлеска из можжевельника выше средней густоты.

Низовые пожары возможны в течение всего пожароопасно­го сезона; верховые - в пе­риоды пожарных максимумов.

III

Сосняки - кисличники и черничники. Листвяги-брусничники. Кедровники всех типов, кроме прирученных и сфагновых. Ельники - брусничники и кисличники

Низовые и верховые пожары возможны в период летнего пожарного максимума, а в кедровниках, кроме того, в периоды весеннего и, осо­бенно, осеннего максимумов

IV

Сплошные вырубки таволговых и долгомошниковых типов (особенно захламленные). Сосняки, листвяги и насаждения лиственных пород тра­вяных типов. Сосняки и ельникисложные, липняковые, лещиновые, дубняковые. Ельники-черничники. Сосняки - сфагновые и долгомошниковые. Кедровники - приручейные и сфагновые. Березняки-брусничники, кисличники, чернични­ки и сфагновые. Осинники - кислич­ники и черничники.

Возникновение пожаров (в первую очередь низовых) возможно в травяных типах леса и на таволговых выруб­ках в периоды весеннего и осеннего пожарных максиму­мов, в остальных типах леса и на долгомошниковых вы­рубках - в период летнего максимума

V

Ельники, березняки и осинники-долгомошники. Ельники сфагновые и приручейные. Ольшаники всех типов

Возникновение пожара воз­можно только при особо не­благоприятных условиях (дли­тельная засуха


Относительная оценка степени пожарной опасности лесных участков по условиям возникновения в них лесных пожаров и возможной их интенсивности по пятибалльной шкале дается на лесопожарных картах и картах-схемах противопожарных мероприятий масштаба 1:100 000, на которых каждый лесной квартал закрашен цветом среднего класса пожарной опасности (таблица 3.2). На лесопожарных картах масштаба 1:1 50 000 и 1:25 000 цветом конкретного класса опасности закрашены выделы, составляющие лесные кварталы (рис. 3.7).

Таблица 3.2

Классы пожарной опасности лесных участков и цвета закраски

Класс пожарной опасности лесных участков

Степень пожарной опасности

Цвет закраски на картах

I

II

III

IV

V

Высокая

Выше средней

Средняя

Ниже средней

Низкая

Красный

Оранжевый

Желтый

Зеленый

Голубой


Таблица 3.3

Распределение земель лесного фонда Харовского района по классам

пожарной опасности (в га.)

Лесничества

Классы пожарной опасности

I

II

III

IV

V

Итого

1. Шапшинское


1102

15479

28573

2466

47620

2. Катромское


437

4851

31127

1885

38330

3. Харовское


224

2280

22814

4181

29499

4. Семигороднее


442

5083

32952

1163

39640

Всего по лесхозу


2205

27693

115466

9695

155059

 

Рис. 3.7 – Карта-схема пожарной опасности


 Прогнозы распределения лесных пожаров по территории дают по:

- лесничествам;

- лесхозам;

- органу управления лесным хозяйством субъекта Российской Федерации.

Прогнозы распределения пожаров по времени включают:

- распределение пожаров по времени суток;

- распределение пожаров по месяцам пожароопасного сезона с выделением периодов пожарных максимумов и пиков и расчетом вероятного количества пожаров в эти периоды;

- распределение пожаров по декадам пожароопасного сезона;

количество пожаров в 1 день (среднего, минимального, максимального);

- количество лесных пожаров на год (пожароопасный сезон);

начало и продолжительность пожароопасных сезонов.

При прочих равных условиях лесной пожар возникает раньше в участках I класса пожарной опасности и в последнюю очередь в участках V класса пожарной опасности.

Количество лесных пожаров прогнозируют из:

- степени пожарной опасности в лесу по условиям погоды;

- класса пожарной опасности лесных участков на рассматриваемой территории;

- количества потенциальных источников огня;

- количества пожаров в ретроспективе в аналогичных условиях;

- теоретических законов распределения случайных событий, которыми удовлетворительно описываются (аппроксимируются) некоторые ряды распределения лесных пожаров во времени и по территории.

Виды лесных пожаров при данном комплексном показателе пожарной опасности в лесу по условиям погоды и конкретной силе ветра прогнозируются, исходя из характера участков лесного фонда (хвойные молодняки, захламленная вырубка, сосново-березовые насаждения на заторфованных почвах, средневозрастные насаждения сосны по горному склону, насаждения монгольского дуба, другие типы участков лесного фонда).

Предпосылками чрезвычайной лесопожарной ситуацией (ЧЛС) являются:

- малоснежная зима, длительный бездождевой период (15-20 дней) с высокой (выше средней многолетней) среднесуточной температурой воздуха и малой относительной влажностью в начале пожароопасного сезона, когда степень пожарной опасности в лесу по условиям погоды характеризируются IV, V классами пожарной опасности, длительный период с IV, V классами пожарной опасности, атмосферная засуха в любое время пожароопасного сезона;

- наличие в лесном фонде бесконтрольных антропогенных источников огня или частые грозовые разряды при высокой степени пожарной опасности в лесу по условиям погоды [6].

3.2. Организационно-хозяйственные мероприятия по предупреждению лесных и торфяных пожаров

Основами лесного законодательства Российской Федерации (статья 59) предусматривается, что все леса подлежат охране от по­жаров на основе проведения комплекса организационных, правовых и других мер. А порядок осуществления мероприятий по охране лесов от пожаров (статья 60) обеспечивается руководством всех уровней че­рез органы управления лесным хозяйством.

Основным законодательным актом по предупреждению лесных пожаров и организации борьбы с ними являются Правила пожарной безопасности в лесах Российской Федерации [11].

Торфяной (подземный) пожар, как и верховой, является дальнейшей стадией развития пожара низового, который в свою очередь в основном происходит по вине человека. Торфяные пожары возникают на участках с торфяными почвами или с мощным слоем подстилки (толщиной более 20 см), когда торфянистый или гумусовый горизонт почвы достаточно просох.

Торф или подстилка прогорают на всю глубину до минерального слоя почвы или до влажных слоев, в которых го­рение продолжаться не может. При этом сгорают корни деревьев, находящиеся в слое торфа или перегноя, и деревья вываливаются. Обычно при низовом пожаре огонь заглубляется сначала отдель­ными очагами на наиболее подсохших участках, чаще всего у ство­лов деревьев, а затем постепенно распространяется в стороны.

Подземные пожары, как правило, возникают во второй половине лета. Число их резко возрастает в засушливые годы. При этих пожарах полностью ликвидировать горение очень трудно; создается значительное число очагов огня в лесу. Даже если эти очаги надежно локализованы и не распространяются, всегда имеется угроза, что в случае усиления ветра горящая торфяная крошка будет разнесена и создаст новые многочисленные пожары.

Для предотвращения лесных и торфяных пожаров в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в лесах в пожароопасный сезон, т.е. в период с момента схода снежного покрова в лесу до наступления устойчивой осенней дождливой погоды или образования снежного покрова, в целях предупреждения возникновения лесных и торфяных пожаров необходимо соблюдать следующие ус­ловия: не разводить костры в хвойных молодняках; в местах с нали­чием сухой травы; под пологом леса; на старых горельниках; на участках леса, подвергшихся ветровалу, бурелому; на торфяных почвах; на не очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины лесосеках [12].

Также для предупреждения лесных и торфяных пожаров лесхозы обязаны:

а) проводить в соответствии с утвержденными проектами противопожарное обустройство территории находящегося в их владении лесного фонда, содержать в течение пожароопасного сезона противопожарные объекты и технику в исправном состоянии;

б) вести разъяснительную работу среди населения, школьников, а также коллективов предприятий, организаций, учреждений, других юридических лиц, осуществляющих лесные пользования или имеющих объекты на территории лесного фонда, по вопросам осторожного обращения с огнем и тушения лесных пожаров;

в) обеспечивать получение в течение пожароопасного сезона информации о степени пожарной опасности по условиям погоды, своевременное доведение её до работников лесной охраны, служб охраны лесов от пожаров, руководителей предприятий, организаций, учреждений, других юридических лиц и граждан, осуществляющих лесные пользования или имеющих объекты на территории лесного фонда, а также до населения;

г) принимать необходимые меры по своевременному обнаружению и ликвидации возникающих лесных пожаров, привлекать в установленном порядке для их тушения специализированные лесопожарные службы, лесопользователей, другие предприятия и организации, население и организовывать их работу по тушению пожаров;

д) разрабатывать и осуществлять на территории лесхозов мероприятия про предупреждению нарушений требований пожарной безопасности в лесах, выявлению виновников лесных пожаров и привлечению их к установленной законом ответственности [13]. Штрафовать население за несоблюдение правил пожарной безопасности в лесу и на торфяных болотах также является одной из мер предупреждения пожаров. В соответствии со статьёй 8. 32. «Нарушение правил пожарной безопасности в лесах» кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

          Не маловажную роль в защите лесного фонда от пожаров играет постоянная противопожарная пропаганда по экологическому воспитанию граждан, формированию у населения бережного отношения к лесу в сочетании с противопожарным надзором.

1.     Противопожарной пропагандой занимается лесхоз, который осуществляет следующие мероприятия:

2.     Изготовление и установка у дорог общего пользования, в местах отдыха и в местах массовых посещений населением плакатов и аншлагов по противопожарной тематике.

3.     Изготовление и распространение в населенных пунктах, городах, на общественном транспорте агитационных листовок.

4.     Ежегодные тематические публикации не менее 3 статей в областной газете и не менее чем по 2-3 статьи в районной газете.

5.     Ежегодные не менее 2-3 разовые выступления специалистов и руководителей управления по областному радио и телевидению и руководителей и специалистов лесхозов по местному радио [14].

С наступлением периода массового сбора грибов и ягод ежедневная неоднократная трансляция на железнодорожных и авто вокзалах районных центров и городов области агитационных обращений по соблюдению правил пожарной безопасности в лесу.

Распределение полномочий в области предупреждения и тушения лесных пожаров в соответствии с законодательством Российской Федерации функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций в области предупреждения и тушения лесных пожаров разделены следующим образом:

а) МЧС России:

- организует государственный пожарный надзор и организацию тушения пожаров на объектах и в населенных пунктах, в том числе на полосах отчуждения вдоль федеральных автомобильных и железных дорог, а также линий электропередач и связи, магистральных нефте- и газопроводов, сопредельных с лесным фондом;

- обеспечивает методическое руководство и контроль за подготовкой и проведением мероприятий по ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций, вызванных лесоторфяными пожарами;

- обеспечивает учет, координацию деятельности, проверку практической пригодности сил и средств постоянной готовности РСЧС к проведению мероприятий по ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций, вызванных лесоторфяными пожарами;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7