Противопожарная защита торфяных болот Харовского района Вологодской области
Рис. 3.6 –Готовая карта с
изображением очагов торфяных пожаров
3.1.3.
Прогнозирование лесных и торфяных пожаров
Прогнозирование чрезвычайных
ситуаций – обобщение результатов мониторинга, анализ полученных и имеющихся
данных о состоянии окружающей среды и производственной сферы, определение
степени опасности и выработка перспективной модели вероятного развития
обстановки (процесса) для предотвращения риска дальнейшего развития опасного
явления.
Обобщение результатов
мониторинга производится природоохранными и другими государственными надзорными
органами на основании полученных исходных данных от учреждений сети наблюдения
и лабораторного контроля (постов, лабораторий и наблюдательных пунктов).
Производится анализ
полученных данных в сравнении со статистическими данными за аналогичные периоды
прошлых лет, который закладывается в основу прогнозирования возможной
обстановки на данный период на определенной территории в конкретных условиях.
Прогнозирование
лесных и торфяных пожаров – это определение вероятности возникновения
разрастания лесных и торфяных пожаров во времени и пространстве на основе
анализа данных мониторинга лесных пожаров.
Исходными данными
для прогнозирования, появления источника поражающих факторов возникновения
лесного пожара служат:
- класс пожарной
опасности в лесу по условиям погоды;
- местоположение
и площадь участков лесного фонда I-III классов пожарной опасности
или участков разных классов пожарной опасности, где в рассматриваемое время лесные
горючие материалы (ЛГМ) могут гореть при появлении источника огня;
- данные о
рельефе местности (равнина, плато, плоскогорье, нагорье, горы, холмы, сопки,
котловины, овраги);
- наличие потенциальных
источников огня в перечисленных участках лесного фонда, где в рассматриваемое
время ЛГМ могут гореть при появлении источника огня; данные о грозовой деятельности;
Степень
пожарной опасности в лесу по условиям поды должна определяться по принятому в
лесном хозяйстве комплексному показателю В.Г. Нестерова, который вычисляется на
основе данных о температуре воздуха (в градусах), температуре точки росы (в
градусах), количестве выпавших осадков (в миллиметрах).
Для определения пожарной опасности по лесорастительным
условиям лесных участков следует знать:
тип леса, структуру насаждения, породный состав и возраст, категория лесных площадей, вырубок и
другие характеристики лесного фонда.
Для оценки участков лесного фонда по степени опасности возникновения
в них пожаров инструкцией по устройству лесного фонда предусмотрена следующая шкала (табл.
3.1).
Таблица 3.1
Шкала оценки природной
пожарной опасности в лесах
Класс пожарной
опасности
|
Объект загорания (характерные типы леса и типы
вырубок, насаждения безлесные территории)
|
Наиболее вероятные виды пожаров, условия и
продолжительность периода их возможного возникновения и распространения
|
I
|
Хвойные молодняки. Сплошные вырубки:
лишайниковые, вересковые, вейниковые и другие типы вырубок по суходолам (особенно
захламленные). Сосняки лишайниковые и верещатники. Расстроенные, отмирающие и
сильноповрежденные древостой (сухостойники, участки бурелома и ветровала,
недорубы), участки условно-сплошных и интенсивных выборочных рубок. Захламленные
гари.
|
В течение всего пожароопасного сезона
возможны низовые пожары, а на участках с наличием древостоя - верховые. На
вейниковых и других травяных типах вырубок по суходолу особенно значительна
пожарная опасность весной, а в некоторых районах и осенью.
|
II
|
Сосняки-брусничники, особенно с наличием
соснового подроста или подлеска из можжевельника выше средней густоты.
|
Низовые пожары возможны в течение всего
пожароопасного сезона; верховые - в периоды пожарных максимумов.
|
III
|
Сосняки - кисличники и черничники. Листвяги-брусничники.
Кедровники всех типов, кроме прирученных и сфагновых. Ельники - брусничники и
кисличники
|
Низовые и верховые пожары возможны в период
летнего пожарного максимума, а в кедровниках, кроме того, в периоды весеннего
и, особенно, осеннего максимумов
|
IV
|
Сплошные вырубки таволговых и долгомошниковых
типов (особенно захламленные). Сосняки, листвяги и насаждения лиственных
пород травяных типов. Сосняки и ельникисложные, липняковые, лещиновые,
дубняковые. Ельники-черничники. Сосняки - сфагновые и долгомошниковые.
Кедровники - приручейные и сфагновые. Березняки-брусничники, кисличники, черничники
и сфагновые. Осинники - кисличники и черничники.
|
Возникновение пожаров (в первую очередь низовых)
возможно в травяных типах леса и на таволговых вырубках в периоды весеннего
и осеннего пожарных максимумов, в остальных типах леса и на долгомошниковых
вырубках - в период летнего максимума
|
V
|
Ельники, березняки и осинники-долгомошники.
Ельники сфагновые и приручейные. Ольшаники всех типов
|
Возникновение пожара возможно только при
особо неблагоприятных условиях (длительная засуха
|
Относительная
оценка степени пожарной опасности лесных участков по условиям возникновения в
них лесных пожаров и возможной их интенсивности по пятибалльной шкале дается на
лесопожарных картах и картах-схемах противопожарных мероприятий масштаба 1:100
000, на которых каждый лесной квартал закрашен цветом среднего класса пожарной
опасности (таблица 3.2). На лесопожарных картах масштаба 1:1 50 000 и 1:25
000 цветом конкретного класса опасности закрашены выделы, составляющие лесные
кварталы (рис. 3.7).
Таблица 3.2
Классы пожарной опасности лесных участков и
цвета закраски
Класс
пожарной опасности лесных участков
|
Степень
пожарной опасности
|
Цвет
закраски на картах
|
I
II
III
IV
V
|
Высокая
Выше
средней
Средняя
Ниже
средней
Низкая
|
Красный
Оранжевый
Желтый
Зеленый
Голубой
|
Таблица 3.3
Распределение земель лесного фонда
Харовского района по классам
пожарной опасности (в га.)
Лесничества
|
Классы пожарной опасности
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
Итого
|
1.
Шапшинское
|
|
1102
|
15479
|
28573
|
2466
|
47620
|
2.
Катромское
|
|
437
|
4851
|
31127
|
1885
|
38330
|
3.
Харовское
|
|
224
|
2280
|
22814
|
4181
|
29499
|
4.
Семигороднее
|
|
442
|
5083
|
32952
|
1163
|
39640
|
Всего
по лесхозу
|
|
2205
|
27693
|
115466
|
9695
|
155059
|
Рис. 3.7 –
Карта-схема пожарной опасности
Прогнозы
распределения лесных пожаров по территории дают по:
- лесничествам;
- лесхозам;
- органу
управления лесным хозяйством субъекта Российской Федерации.
Прогнозы
распределения пожаров по времени включают:
- распределение
пожаров по времени суток;
- распределение
пожаров по месяцам пожароопасного сезона с выделением периодов пожарных
максимумов и пиков и расчетом вероятного количества пожаров в эти периоды;
- распределение
пожаров по декадам пожароопасного сезона;
количество пожаров в 1 день (среднего,
минимального, максимального);
- количество
лесных пожаров на год (пожароопасный сезон);
начало и продолжительность пожароопасных
сезонов.
При прочих равных
условиях лесной пожар возникает раньше в участках I класса пожарной опасности и в
последнюю очередь в участках V класса
пожарной опасности.
Количество лесных
пожаров прогнозируют из:
- степени
пожарной опасности в лесу по условиям погоды;
- класса пожарной
опасности лесных участков на рассматриваемой территории;
- количества
потенциальных источников огня;
- количества
пожаров в ретроспективе в аналогичных условиях;
- теоретических
законов распределения случайных событий, которыми удовлетворительно описываются
(аппроксимируются) некоторые ряды распределения лесных пожаров во времени и по
территории.
Виды лесных
пожаров при данном комплексном показателе пожарной опасности в лесу по условиям
погоды и конкретной силе ветра прогнозируются, исходя из характера участков
лесного фонда (хвойные молодняки, захламленная вырубка, сосново-березовые
насаждения на заторфованных почвах, средневозрастные насаждения сосны по
горному склону, насаждения монгольского дуба, другие типы участков лесного
фонда).
Предпосылками
чрезвычайной лесопожарной ситуацией (ЧЛС) являются:
- малоснежная
зима, длительный бездождевой период (15-20 дней) с высокой (выше средней
многолетней) среднесуточной температурой воздуха и малой относительной влажностью
в начале пожароопасного сезона, когда степень пожарной опасности в лесу по условиям
погоды характеризируются IV, V классами пожарной опасности,
длительный период с IV, V классами пожарной опасности,
атмосферная засуха в любое время пожароопасного сезона;
- наличие в
лесном фонде бесконтрольных антропогенных источников огня или частые грозовые
разряды при высокой степени пожарной опасности в лесу по условиям погоды [6].
3.2.
Организационно-хозяйственные мероприятия по предупреждению лесных и торфяных
пожаров
Основами лесного законодательства Российской Федерации (статья
59) предусматривается, что все леса подлежат охране от пожаров на основе
проведения комплекса организационных, правовых и других мер. А
порядок осуществления мероприятий по охране лесов от пожаров
(статья 60) обеспечивается руководством всех уровней через органы управления лесным
хозяйством.
Основным законодательным актом по
предупреждению лесных пожаров и организации борьбы с ними являются
Правила пожарной безопасности
в лесах Российской Федерации [11].
Торфяной (подземный) пожар,
как и верховой, является дальнейшей
стадией развития пожара низового, который в свою очередь в основном происходит
по вине человека. Торфяные пожары возникают на участках с торфяными почвами или
с мощным слоем подстилки (толщиной более 20 см), когда торфянистый или гумусовый горизонт почвы достаточно просох.
Торф или подстилка прогорают на всю глубину до минерального
слоя почвы или до влажных слоев, в которых горение продолжаться не может. При
этом сгорают корни деревьев, находящиеся в слое торфа или перегноя, и деревья
вываливаются. Обычно при низовом пожаре огонь заглубляется сначала отдельными
очагами на наиболее подсохших участках, чаще всего у стволов деревьев, а затем
постепенно распространяется в стороны.
Подземные пожары, как правило, возникают во второй половине
лета. Число их резко возрастает в засушливые годы. При этих пожарах полностью
ликвидировать горение очень трудно; создается значительное число очагов огня в
лесу. Даже если эти очаги надежно локализованы и не распространяются, всегда
имеется угроза, что в случае усиления ветра горящая торфяная крошка будет разнесена
и создаст новые многочисленные пожары.
Для предотвращения лесных и торфяных
пожаров в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в лесах в
пожароопасный сезон, т.е. в период с момента схода снежного покрова в
лесу до наступления устойчивой осенней дождливой погоды или
образования снежного покрова, в целях предупреждения возникновения
лесных и торфяных пожаров необходимо соблюдать следующие условия:
не разводить костры в хвойных молодняках; в местах с наличием сухой
травы; под пологом леса; на старых горельниках; на участках леса,
подвергшихся ветровалу, бурелому; на торфяных почвах; на не
очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины лесосеках [12].
Также для предупреждения лесных и торфяных пожаров лесхозы
обязаны:
а) проводить в соответствии с утвержденными проектами
противопожарное обустройство территории находящегося в их владении лесного
фонда, содержать в течение пожароопасного сезона противопожарные объекты и технику
в исправном состоянии;
б) вести разъяснительную работу среди населения, школьников,
а также коллективов предприятий, организаций, учреждений, других юридических
лиц, осуществляющих лесные пользования или имеющих объекты на территории
лесного фонда, по вопросам осторожного обращения с огнем и тушения лесных пожаров;
в) обеспечивать получение в течение пожароопасного сезона
информации о степени пожарной опасности по условиям погоды, своевременное доведение
её до работников лесной охраны, служб охраны лесов от пожаров, руководителей
предприятий, организаций, учреждений, других юридических лиц и граждан,
осуществляющих лесные пользования или имеющих объекты на территории лесного
фонда, а также до населения;
г) принимать необходимые меры по своевременному обнаружению и
ликвидации возникающих лесных пожаров, привлекать в установленном порядке для
их тушения специализированные лесопожарные службы, лесопользователей, другие
предприятия и организации, население и организовывать их работу по тушению
пожаров;
д) разрабатывать и осуществлять на территории лесхозов
мероприятия про предупреждению нарушений требований пожарной безопасности в
лесах, выявлению виновников лесных пожаров и привлечению их к установленной законом
ответственности [13]. Штрафовать население за несоблюдение правил пожарной безопасности
в лесу и на торфяных болотах также является одной из мер предупреждения
пожаров. В соответствии со статьёй 8. 32. «Нарушение правил пожарной
безопасности в лесах» кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до
пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от двадцати
до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от двухсот
до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
Не
маловажную роль в защите лесного фонда от пожаров играет постоянная
противопожарная пропаганда по экологическому воспитанию граждан, формированию у
населения бережного отношения к лесу в сочетании с противопожарным надзором.
1. Противопожарной пропагандой
занимается лесхоз, который осуществляет следующие мероприятия:
2. Изготовление и установка у
дорог общего пользования, в местах отдыха и в местах массовых посещений
населением плакатов и аншлагов по противопожарной тематике.
3. Изготовление и
распространение в населенных пунктах, городах, на общественном транспорте
агитационных листовок.
4. Ежегодные тематические
публикации не менее 3 статей в областной газете и не менее чем по 2-3 статьи в
районной газете.
5. Ежегодные не менее 2-3
разовые выступления специалистов и руководителей управления по областному радио
и телевидению и руководителей и специалистов лесхозов по местному радио [14].
С наступлением
периода массового сбора грибов и ягод ежедневная неоднократная трансляция на
железнодорожных и авто вокзалах районных центров и городов области агитационных
обращений по соблюдению правил пожарной безопасности в лесу.
Распределение
полномочий в области предупреждения и тушения лесных пожаров в соответствии с
законодательством Российской Федерации функции федеральных органов
государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской
Федерации и организаций в области предупреждения и тушения лесных пожаров
разделены следующим образом:
а) МЧС России:
- организует
государственный пожарный надзор и организацию тушения пожаров на объектах и в
населенных пунктах, в том числе на полосах отчуждения вдоль федеральных
автомобильных и железных дорог, а также линий электропередач и связи,
магистральных нефте- и газопроводов, сопредельных с лесным фондом;
- обеспечивает
методическое руководство и контроль за подготовкой и проведением мероприятий по
ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций, вызванных лесоторфяными
пожарами;
- обеспечивает
учет, координацию деятельности, проверку практической пригодности сил и средств
постоянной готовности РСЧС к проведению мероприятий по ликвидации последствий
возможных чрезвычайных ситуаций, вызванных лесоторфяными пожарами;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|