рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Полная история танков мира рефераты

Бронирование ходовой части, высту­пающие под рамой машины картеры бортовых передач и подвешенные под днищем спереди и сзади наклонные бро-нелисты вместе с высоким расположе­нием центра тяжести снижали проходи­мость машины. Танк мог уверенно дви­гаться по рыхлому грунту, но только по открытой местности без бугров, глубо­ких рытвин и воронок; легко опрокиды­вался при боковом крене, При переходе через проволочные заграждения колю­чая проволока просто затягивалась гу­сеницами и запутывалась в них, что ино­гда приводило к перегрузке и выходу из строя сцеплений.Бронирование ходовой части было применено по опыту собст­венной германской противотанковой обороны, часто «разбивавшей» откры­тые гусеницы английских танков.

На первом демонстрационном образце танка бронирование доходило до осей опорных катков. Экраны, закрывавшие ходовую часть, имелись и на серийных тан­ках, однако экипажи снимали их, открывая ходовые тележки — дабы грязь с верхних ветвей гусениц не забивалась в ходовую часть. Бронелисты, прикрывавшие на­правляющие и ведущие колеса, могли от­кидываться на петлях вверх. Для обслу­живания ходовой части в бортах предус­матривались также два небольших лючка, причем в крышке переднего был вырез для вывода выхлопной трубы. Лючок имелся также в нижнем кормовом листе.

Расположение командира и механика-водителя в поднятой рубке обеспечивало им неплохой обзор местности, однако силь­но затрудняло наблюдение за дорогой не­посредственно перед танком. Механик-водитель видел местность только в 9 м впе­реди машины! Поэтому в управлении ему помогали механики, наблюдавшие за ме­стностью через лючки в бортах под руб­кой. В отличие от английских тяжелых тан­ков (до появления МК V), всю физическую работу по управлению машиной механик-водитель выполнял один, причем она была легче и проще, чем у английских коллег. Два механика участвовали в управлении только «глазами и голосом». Большие размеры, и особенно высо­та танка, делали его хорошо видимой ми­шенью для артиллерии За громоздкий неуклюжий корпус и две дымящие трубы А7У прозвали в войсках «тяжелой поход­ной кухней». Вентиляция танка, как и на первых английских и французских маши­нах, оказалась неудовлетворительной. По сведениям одного механика-водителя А7У, температура внутри корпуса во вре­мя боя достигала +86°С — пожалуй, здесь не обошлось без преувеличения. На мар­ше экипажи предпочитали размещаться на крыше танка.

Как показал боевой опыт, обилие во­оружения и слабая подготовка экипажей приводили к тому, что пулеметчики ме­шали артиллеристам и наоборот. Вообще же неудачи, которые постигли немецкие танки впоследствии, следует отнести не только на счет недостатков конструкции, но и на счет малочисленности машин и степени обученности их "--типажей — у немцев просто не было времени и воз­можности провести должное обучение.

Послевоенные и современные танки

СССР/РОССИЯ

Началом отечественного танкостроения принято считать 1920 год, когда на заво­де «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде было организовано производство пер­вых советских танков. В связи с ограниченными возможностями промышленности и отсутствием подготовленных кадров в области танкостроения все типы танков вплоть до середины 30-х годов создавались на основе изучения и использования зарубеж­ного опыта (главным образом английских и американских образцов).

Перед войной основу танкового парка составляли легкие танки Т-26 и БТ, в конст­рукции которых предпочтение отдавалось огневой мощи и подвижности. В войсках имелось некоторое количество средних танков Т-28 и тяжелых Т-35, а также танкетки.

Одним из главных факторов, повлиявших на ход сражений Великой Отечествен­ной войны, стало создание в предвоенные годы первоклассных машин отечествен­ной разработки — среднего танка Т-34 и тяжелого КВ. По сути, советские конструк­торы первыми в мире создали танки, в которых гармонично сочетались все боевые свойства. С этого времени советское танкостроение стало развиваться собствен­ным, самобытным путем.

К сожалению, производство этих машин не было развернуто в достаточном ко­личестве к началу войны. К концу 1941 года почти полностью был выбит довоенный танковый парк, находившийся в войсках западного направления. Заводы по про­изводству Т-34 и КВ были эвакуированы на восток. В этих условиях для восполне­ния в короткий срок потерь танков промышленность в большом количестве выпус­кала легкие танки Т-60 и Г-70. К 1943 году они уступили место на поле боя сред­ним и тяжелым машинам. Тогда были разработаны танки Т-34-85, ИС, большое семейство самоходных артиллерийских установок, практически выполнявших на поле боя задачи танков.

В послевоенные годы советские кон­структоры продолжали самобытный путь развития отечественного танкостроения и сохранили лидирующие позиции в мире. Советские средние танки Т-54/55, со­зданные на основе опыта войны, служи-ли эталоном для зарубежных конструкто­ров и состояли на вооружении более чем в 40 странах мира. Дальнейшее разви­тие получили тяжелые танки, в конструк­ции которых было реализовано много пе­редовых технических решений, не утра­тивших значения до настоящего време­ни. К сожалению, принятое в середине 60-х годов ошибочное решение о пре­кращении работ над тяжелыми танками закрыло многие перспективные разра­ботки. Единственным образцом легкого танка в послевоенный период стал пла­вающий танк ПТ-76, обладающий выда­ющимися водоходными качествами и со­стоящий на вооружении и поныне.

В середине 60-х годов на смену средним и тяжелым машинам пришли основные танки. Они обеспечили лидер­ство советского танкостроения пример­но до середины 80-х годов. Непревзой­денными для своего времени боевыми свойствами обладали танки второго пос­левоенного поколения Т-64, Т-72, Т-80 и их модификации. После распада Со­ветского Союза нарушились коопераци­онные связи промышленности танко­строения. С 1992 года производство тан­ков в России резко снизилось и ориен­тируется сегодня на комплектующие, по­ставляемые российскими предприятия­ми. В связи с известными экономичес­кими проблемами сохранен выпуск чи­сто символических партий танков, при­званных не допустить полного развала производства, либо экспортных образ­цов и комплектующих к ним на заводах в Омске и Нижнем Тагиле. Опытно-конст­рукторские работы также опираются на заделы, подготовленные еще в годы су­ществования СССР, новые направления практически свернуты. Отставание от западного танкостроения за последние несколько лет по ряду параметров при­няло угрожающий характер. Разрыв по тем направлениям, где отечественные разработки имели неоспоримый при­оритет, сокращается. Вместе с тем опыт боевого применения российских танков показывает, что необходимо их дальней­шее совершенствование.

легкий плавающий танк ПТ-76

В 1951 году на вооружение разведы­вательных подразделений Советской Армии поступил легкий плавающий танк ПТ-76. Танк был разработан конструк­торским бюро Ж. Я. Котина, известного своими тяжелыми танками. ПТ-76 ис­пользовался в боевых действиях в Аф­рике, на Ближнем Востоке, в Индо-Па-кистанском конфликте 1965 года и осо­бенно широко в 1965—1975 годах во Вьетнаме северовьетнамской армией.

Характерными особенностями танка являются высокие показатели подвижно­сти на плаву — максимальная скорость 10,2 км/ч при хорошей маневренности. Машина имеет большой водоизмещаю-щий объем, что, однако, обусловило ее сравнительно легкое бронирование. В начале 1960-х годов танк прошел глу­бокую модернизацию и получил индекс ПТ-76Б.

В разведывательных подразделени­ях сухопутных войск легкие танки ПТ-76 были заменены сначала средними, а за­тем основными танками. В настоящее время модернизированные танки ПТ-76 различных модификаций состоят на во­оружении морской пехоты ВМФ России, а также в составе вооруженных сил 28 государств Европы, Азии, Африки и Ла­тинской Америки.

Внутреннее пространство танка раз­делено на три отделения. В носовой ча­сти корпуса размещено отделение уп­равления. Рабочее место механика-во­дителя с сиденьем, установленным на продольной оси машины, оснащено органами управления движением (педали и рычаги), приборами наблюдения, кон






трольно-измерительны ми приборами, курсоуказателем и средствами связи (аппарат танкового переговорного уст­ройства). Посадка механика-водителя в танк и высадка из него осуществляются через круглый люк, основание которого выступает над верхним броневым лис­том. В отделении управления находятся также две аккумуляторные батареи, бал­лон со сжатым воздухом, два углекислот-ных баллона и автомат системы проти­вопожарного оборудования, часть ЗИП и другое оборудование.

В башне и подбашенном простран­стве корпуса расположено боевое отде­ление. В нем размещены пушка, спарен­ный пулемет, приборы наблюдения и прицельные приспособления, рабочие места командира танка (слева от пушки) и заряжающего (справа от нее), автомат Калашникова, часть боекомплекта, тан­ковая радиостанция Р-113, аппараты ТПУ, водооткачивающий (ручной) насос, ручные огнетушители (один или два), часть ЗИП и другое оборудование.

Моторно-трансмиссионное отделе­ние расположено в кормовой части кор­пуса и изолировано от боевого отделения перегородкой. В нем размещены двига­тель с системами, трансмиссия, водоме­ты, два топливных бака, водооткачиваю-щие насосы и другое оборудование.

Основным вооружением танка ПТ-76Б является 76-мм танковая пушка Д-56ТС, отличающаяся от первоначально устанавливаемой Д-56Т конструкцией дульного тормоза и наличием эжекцион-ной продувки канала ствола.

Ее боекомплект состоит из 40 унитар­ных выстрелов, 24 из них с осколочно-фугасной гранатой, 4 с бронебойно-трассирующим, 4 с подкалиберным бро-небойно-трассирующим и 8 с кумуля­тивным снарядами. Боеприпасы разме­щены в стеллажной укладке на 24 выст­рела на вращающемся полу боевого от­деления, в укладке на 14 выстрелов в боевом отделении, соединяющей свои­ми основаниями вращающийся пол с верхним погоном башни, и в хомутико-вой укладке на 2 выстрела на правом борту башни танка.

Наибольшая прицельная дальность стрельбы с прицелом составляет 4000 м, с боковым уровнем — 12000 м. Техни­ческая скорострельность достигает 7 выстрелов в минуту. Пушка имеет руч­ные и электрические приводы наведе­ния. Масса качающейся части пушки без бронировки равна 1150 кг.

С пушкой спарен 7,62-мм пулемет СГМТ с наибольшей прицельной даль­ностью стрельбы 2000 м. Его практичес­кая скорострельность составляет 200— 250 выстрелов в минуту. Питание лен­точное, в каждой ленте содержится по 250 патронов. Общий боекомплект на­считывает 1000 патронов. 4 коробки с патронными лентами размещены в баш­не танка.

Стрельбу из танка ведет командир. Для этого он использует телескопичес­кий шарнирный прицел ТШК-2-66 (ТШК-66) с 4-кратным увеличением и полем зрения 16°. Наблюдение и ори­ентирование осуществляется также с помощью прибора ТПКУ-2Б (ТПКУ) с 5-кратным увеличением (поле зрения 7,5°) и 2 призменных 1-кратных приборов ТНП (поля зрения по горизонту 70°, по вертикали 17°). У заряжающего имеется один перископический прибор МК-4.

В ходе модернизации танка ПТ-76 на него был установлен двухплоскостной стабилизатор вооружения СТП-2П «Заря», обеспечивающий точность ста­билизации по вертикали 1 т. д. и скоро­сти наведения от 0,05° до 6° в секунду, а по горизонтали — 1,5 т. д. и скорости от 0,1° до 20° в секунду. Углы стабилизи­рованного наведения составляют по вер­тикали от -4° до +30°, по горизонтали — 360°. Стабилизатор «Заря» характери­зуется зависимой линией прицеливания, наличием электрогидравлического при­вода для пушки и электрического при­вода для башни, а также гироскопичес­кими задающими устройствами.

В боевом отделении на левом борту корпуса закреплен чехол, в котором раз­мещается автомат АК-47 калибра 7,62 мм. К нему имеется 300 патронов. Кроме того, в комплектацию танка входит 15 ручных гранат Ф-1, сигнальный пистолет и 20 патронов к нему.

Броневая защита танка противопуль-ная. Корпус представляет собой жесткую конструкцию, сваренную из броневых листов. Его носовая часть состоит из верхнего и нижнего наклонных броне­вых листов, сваренных между собой, с бортовыми листами, подбашенным лис­том и днищем. Верхний лобовой лист толщиной 10 мм имеет большой угол на­клона от вертикали (80,5°). Нижний лист большей толщины (13 мм) наклонен на 45°. Борта корпуса вертикальные, верх­ние их части имеют толщину 13, а ниж­ние 10 мм. Вертикальный кормовой лист (верхний) толщиной 6 мм имеет два боль­ших круглых окна, в которых установле­ны патрубки водометных движителей. Днище корпуса состоит из двух продоль­ных сваренных между собой листов. Для повышения жесткости днища на нем вы­полнены продольные и поперечные реб­ра и зиги. Характерной особенностью является наличие двух приемных люков (окон), закрытых решетками, для забора воды водометными движителями. Слева от сидения механика-водителя имеется люк запасного выхода, крышка которого открывается наружу. Крыша корпуса сварена из 4-х листов — подбашенного, правого и левого задних боковых листов

и заднего листа.

На подбашенном листе на шарико­вой опоре установлена башня. Она сва­рена из броневых листов толщиной от 10 до 20 мм. Амбразура пушки закрывается броневой маской с кожухом, которая ка­чается вместе с пушкой. В кормовой ча­сти башни вварен бронированный кол­пак вентилятора. В крыше башни сде­лан овальный люк, закрываемый крыш­кой. На крышке люка на шариковой опо­ре установлена вращающаяся коман­дирская башенка. Танк оснащен систе­мой защиты от поражающих факторов ядерного оружия, работающей по прин­ципу герметизации обитаемого про­странства и создания в нем небольшого избыточного давления. Герметизация до­стигается за счет использования посто­янных и автоматически включающихся уплотнений. К числу первых относятся уплотнения амбразур пушки и спарен­ного пулемета, прицела и погона башни. Автоматически срабатывающими явля­ются механизмы закрывания воздухо-подводящего патрубка нагнетателя и окна вентилятора башни.

Избыточное давление создается на­гнетателем, установленным на подба­шенном листе корпуса танка в правом углу боевого отделения. Он представля­ет собой центробежный вентилятор с инерционной очисткой запыленного воз­духа. Отсепарированные частицы пыли через специальную трубку выбрасыва­ются наружу. При отсутствии радиоак­тивного заражения местности нагнета­тель может использоваться в качестве обычного приточного вентилятора. Для измерения мощностей доз гам­ма-излучения внутри и снаружи танка используется рентгенометр ДП-ЗБ, со­стоящий из измерительного пульта и вы­носного блока, размещенных в отделе­нии управления на левом борту корпуса, Для постановки дымовых завес танк ос­нащен термокондиционной дымовой ап­паратурой. В танке применяется специ­альная противопожарная автоматичес­кая углекислотная установка, состоящая из двух углекислотных баллонов, авто­мата ППО, четырех термозамыкателей, диффузоров или штуцеров и трубопро­водов. Она обеспечивает тушение пожа­ра в моторно-трансмиссионном отделе­нии. Кроме автоматической углекислотной установки, в танке имеются один или два ручных углекислотных огнетушите­ля, установленных в нише корпуса пе­редней части боевого отделения. Ручные огнетушители предназначены для туше­ния пожара в отделении управления, бо­евом отделении и снаружи танка, а в слу­чае необходимости применяются одно­временно с автоматической установкой при пожаре в МТО.

На танке используется четырехтакт­ный дизель жидкостного охлаждения В-6, представляющий собой, по суще­ству, один ряд (половину) широко рас­пространенного У-образного танкового двигателя В-2. При частоте вращения коленчатого вала 1800 оборотов в мину­ту он развивает мощность 240 л. с. В за­висимости от времени года применяется летнее, зимнее или арктическое дизель­ное топливо. Общая вместимость топлив­ных баков составляет 250 литров, что обеспечивает запас хода по шоссе 240— 260 км. Система охлаждения двигателя эжекционная, двигатель оборудован ме­ханизмом защиты от попадания в него воды. Для облегчения пуска двигателя в холодное время используется форсуноч­ный подогреватель. На машинах выпус­ка после 1960 года двигатели снабжены обогреваемым картером.

Механическая трансмиссия состоит из главного фрикциона сухого трения, пятискоростной коробки передач с по­стоянным зацеплением шестерен (прак­тически заимствованной у танка Т-34), бортовых фрикционов, редукторов отбо­ра мощности на водометы и бортовых редукторов, Приводы управления движе­нием машины механические.




Подвеска танка индивидуальная тор-сионная. На передних и задних узлах подвески используются гидравлические амортизаторы поршневого типа двусто­роннего действия. На каждом борту тан­ка расположено по 6 однорядных опор­ных катков. Передние необрезиненные направляющие колеса с механизмами натяжения гусениц, также как и опорные катки, с целью повышения плавучести машины выполнены пустотелыми. У ве­дущих колес зубчатые венцы являются несъемными.

Для движения на плаву танк снабжен двумя реактивными водометными движи­телями. Забор воды насосами водометов производится из-под днища танка через два окна, закрытые решетками. Выброс воды при движении вперед осуществля­ется через два кормовых окна, при дви­жении назад — через два окна, находя­щиеся на бортах танка в кормовой час­ти, при этом кормовые окна закрывают­ся специальными заслонками. Конструк­ция трансмиссии допускает одновремен­ную работу гусеничного движителя и во­дометов, что обеспечивает хорошую проходимость танка по болотам.

Размещение механика-водителя на продольной оси машины, основание его люка, выступающее над верхним лобо­вым листом, и сиденье, регулируемое по высоте, удалению от органов управления и угловому положению спинки, обеспе­чивают ему благоприятные условия вож­дения машины как с открытым, так и с закрытым люком. Для наблюдения за до­рогой он использует три призменных прибора ТПН, перископический прибор ТПН-370 или ПЕР-17 (при движении на плаву) и бинокулярный перископический прибор ночного видения ТВН-2Б. При вождении танка по заданному курсу в условиях затрудненного ориентирования водитель пользуется курсоуказателем, установленным в отделении управления, состоящим из гирополукомпаса ГПК-59 и преобразователя ПАГ-1Ф.

Модификации танка ПТ-76

ПТ-76Б отличается от ПТ-76 увели­ченными водоизмещением корпуса, за­пасом топлива (поставлен дополнитель­ный топливный бак), наличием системы защиты от ОМП, двухплоскостного ста­билизатора вооружения, установкой на двигатель более мощного (6,5 кВт) гене­ратора.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7