Полная история танков мира
Бронирование ходовой части, выступающие под
рамой машины картеры бортовых передач и подвешенные под днищем спереди и сзади
наклонные бро-нелисты вместе с высоким
расположением центра тяжести снижали проходимость машины. Танк мог уверенно
двигаться по рыхлому грунту, но только по открытой местности без бугров, глубоких
рытвин и воронок; легко опрокидывался при боковом крене, При переходе через
проволочные заграждения колючая проволока просто затягивалась гусеницами и
запутывалась в них, что иногда приводило к перегрузке и выходу из строя
сцеплений.Бронирование ходовой части было применено по опыту собственной
германской противотанковой обороны, часто «разбивавшей» открытые гусеницы
английских танков.
На первом демонстрационном образце танка
бронирование доходило до осей опорных катков. Экраны, закрывавшие ходовую
часть, имелись и на серийных танках, однако экипажи снимали их, открывая ходовые
тележки — дабы грязь с верхних ветвей гусениц не забивалась в ходовую часть. Бронелисты, прикрывавшие направляющие и ведущие
колеса, могли откидываться на петлях вверх. Для обслуживания ходовой части в
бортах предусматривались также два небольших лючка,
причем в крышке переднего был вырез для вывода выхлопной трубы. Лючок имелся также в нижнем кормовом листе.
Расположение командира и механика-водителя в
поднятой рубке обеспечивало им неплохой обзор местности, однако сильно
затрудняло наблюдение за дорогой непосредственно перед танком.
Механик-водитель видел местность только в 9 м
впереди машины! Поэтому в управлении ему помогали механики, наблюдавшие за местностью
через лючки в бортах под рубкой. В отличие от английских тяжелых танков (до появления
МК V), всю физическую работу по управлению
машиной механик-водитель выполнял один, причем она была легче и проще, чем у
английских коллег. Два механика участвовали в управлении только «глазами и
голосом». Большие размеры, и особенно высота танка, делали его хорошо видимой
мишенью для артиллерии За громоздкий неуклюжий корпус и две дымящие трубы А7У прозвали в войсках «тяжелой походной кухней».
Вентиляция танка, как и на первых английских и французских машинах, оказалась
неудовлетворительной. По сведениям одного механика-водителя А7У, температура внутри корпуса во время боя
достигала +86°С — пожалуй, здесь не обошлось без преувеличения. На марше
экипажи предпочитали размещаться на крыше танка.
Как показал боевой опыт, обилие вооружения и
слабая подготовка экипажей приводили к тому, что пулеметчики мешали
артиллеристам и наоборот. Вообще же неудачи, которые постигли немецкие танки
впоследствии, следует отнести не только на счет недостатков конструкции, но и
на счет малочисленности машин и степени обученности
их "--типажей — у немцев просто не было
времени и возможности провести должное обучение.
Послевоенные
и современные танки
СССР/РОССИЯ
Началом отечественного
танкостроения принято считать 1920 год, когда на заводе «Красное Сормово» в
Нижнем Новгороде было организовано производство первых советских танков. В
связи с ограниченными возможностями промышленности и отсутствием подготовленных
кадров в области танкостроения все типы танков вплоть до середины 30-х годов
создавались на основе изучения и использования зарубежного опыта (главным
образом английских и американских образцов).
Перед войной основу танкового парка составляли
легкие танки Т-26 и БТ, в конструкции
которых предпочтение отдавалось огневой мощи и подвижности. В войсках имелось
некоторое количество средних танков Т-28 и
тяжелых Т-35, а также танкетки.
Одним из главных факторов, повлиявших на ход
сражений Великой Отечественной войны, стало создание в предвоенные годы
первоклассных машин отечественной разработки — среднего танка Т-34 и тяжелого КВ. По сути, советские конструкторы
первыми в мире создали танки, в которых гармонично сочетались все боевые
свойства. С этого времени советское танкостроение стало развиваться собственным,
самобытным путем.
К сожалению, производство этих машин не было
развернуто в достаточном количестве к началу войны. К концу 1941 года почти
полностью был выбит довоенный танковый парк, находившийся в войсках западного
направления. Заводы по производству Т-34 и КВ
были эвакуированы на восток. В этих условиях для восполнения в короткий срок
потерь танков промышленность в большом количестве выпускала легкие танки Т-60 и
Г-70. К 1943 году они уступили место на поле боя средним
и тяжелым машинам. Тогда были разработаны танки Т-34-85,
ИС, большое семейство самоходных
артиллерийских установок, практически выполнявших на поле боя задачи танков.
В послевоенные годы
советские конструкторы продолжали самобытный путь развития отечественного
танкостроения и сохранили лидирующие позиции в мире. Советские средние танки Т-54/55, созданные на основе опыта войны,
служи-ли эталоном для зарубежных конструкторов и состояли на вооружении более
чем в 40 странах мира. Дальнейшее развитие получили тяжелые танки, в конструкции
которых было реализовано много передовых технических решений, не утративших
значения до настоящего времени. К сожалению, принятое в середине 60-х годов
ошибочное решение о прекращении работ над тяжелыми танками закрыло многие
перспективные разработки. Единственным образцом легкого танка в послевоенный
период стал плавающий танк ПТ-76, обладающий выдающимися водоходными
качествами и состоящий на вооружении и поныне.
В середине 60-х годов на смену средним и
тяжелым машинам пришли основные танки. Они обеспечили лидерство советского
танкостроения примерно до середины 80-х годов. Непревзойденными для своего
времени боевыми свойствами обладали танки второго послевоенного поколения Т-64, Т-72, Т-80 и их модификации. После распада Советского
Союза нарушились кооперационные связи промышленности танкостроения. С 1992
года производство танков в России резко снизилось и ориентируется сегодня на
комплектующие, поставляемые российскими предприятиями. В связи с известными
экономическими проблемами сохранен выпуск чисто символических партий танков,
призванных не допустить полного развала производства, либо экспортных образцов
и комплектующих к ним на заводах в Омске и Нижнем Тагиле. Опытно-конструкторские
работы также опираются на заделы, подготовленные еще в годы существования
СССР, новые направления практически свернуты. Отставание от западного
танкостроения за последние несколько лет по ряду параметров приняло угрожающий
характер. Разрыв по тем направлениям, где отечественные разработки имели
неоспоримый приоритет, сокращается. Вместе с тем опыт боевого применения
российских танков показывает, что необходимо их дальнейшее совершенствование.
легкий плавающий танк
ПТ-76
В 1951 году на вооружение разведывательных
подразделений Советской Армии поступил легкий плавающий танк ПТ-76. Танк был разработан
конструкторским бюро Ж. Я. Котина, известного своими тяжелыми танками. ПТ-76
использовался в боевых действиях в Африке, на Ближнем Востоке, в Индо-Па-кистанском конфликте 1965 года и особенно
широко в 1965—1975 годах во Вьетнаме северовьетнамской армией.
Характерными особенностями танка являются
высокие показатели подвижности на плаву — максимальная скорость 10,2 км/ч при
хорошей маневренности. Машина имеет большой водоизмещаю-щий
объем, что, однако, обусловило ее
сравнительно легкое бронирование. В начале 1960-х годов танк прошел глубокую
модернизацию и получил индекс ПТ-76Б.
В разведывательных подразделениях сухопутных
войск легкие танки ПТ-76 были заменены сначала средними, а затем основными
танками. В настоящее время модернизированные танки ПТ-76 различных модификаций
состоят на вооружении морской пехоты ВМФ России, а также в составе вооруженных
сил 28 государств Европы, Азии, Африки и Латинской Америки.
Внутреннее пространство танка разделено на
три отделения. В носовой части корпуса размещено отделение управления.
Рабочее место механика-водителя с сиденьем, установленным на продольной оси
машины, оснащено органами управления движением (педали и рычаги), приборами
наблюдения, кон
трольно-измерительны ми приборами, курсоуказателем
и средствами связи (аппарат танкового переговорного устройства). Посадка
механика-водителя в танк и высадка из него осуществляются через круглый люк,
основание которого выступает над верхним броневым листом. В отделении
управления находятся также две аккумуляторные батареи, баллон со сжатым
воздухом, два углекислот-ных баллона и
автомат системы противопожарного оборудования, часть ЗИП и другое
оборудование.
В башне и подбашенном пространстве корпуса
расположено боевое отделение. В нем размещены пушка, спаренный пулемет,
приборы наблюдения и прицельные приспособления, рабочие места командира танка
(слева от пушки) и заряжающего (справа от нее), автомат Калашникова, часть
боекомплекта, танковая радиостанция Р-113,
аппараты ТПУ, водооткачивающий
(ручной) насос, ручные огнетушители (один или два), часть ЗИП и другое
оборудование.
Моторно-трансмиссионное отделение расположено в кормовой части корпуса и изолировано от
боевого отделения перегородкой. В нем размещены двигатель с системами, трансмиссия,
водометы, два топливных бака, водооткачиваю-щие
насосы и другое оборудование.
Основным вооружением танка ПТ-76Б является 76-мм
танковая пушка Д-56ТС, отличающаяся от
первоначально устанавливаемой Д-56Т конструкцией дульного тормоза и наличием эжекцион-ной продувки канала ствола.
Ее боекомплект состоит из 40 унитарных
выстрелов, 24 из них с осколочно-фугасной
гранатой, 4 с бронебойно-трассирующим, 4 с подкалиберным бро-небойно-трассирующим
и 8 с кумулятивным снарядами. Боеприпасы размещены в стеллажной укладке на 24
выстрела на вращающемся полу боевого отделения, в укладке на 14 выстрелов в
боевом отделении, соединяющей своими основаниями вращающийся пол с верхним
погоном башни, и в хомутико-вой укладке на 2
выстрела на правом борту башни танка.
Наибольшая прицельная дальность стрельбы с
прицелом составляет 4000 м, с боковым
уровнем — 12000 м. Техническая скорострельность
достигает 7 выстрелов в минуту. Пушка имеет ручные и электрические приводы
наведения. Масса качающейся части пушки без бронировки равна 1150 кг.
С пушкой спарен 7,62-мм
пулемет СГМТ с наибольшей прицельной дальностью
стрельбы 2000 м. Его практическая скорострельность составляет 200— 250
выстрелов в минуту. Питание ленточное, в каждой ленте содержится по 250
патронов. Общий боекомплект насчитывает 1000 патронов. 4 коробки с патронными
лентами размещены в башне танка.
Стрельбу из
танка ведет командир. Для этого он использует телескопический шарнирный
прицел ТШК-2-66 (ТШК-66) с 4-кратным
увеличением и полем зрения 16°. Наблюдение и ориентирование осуществляется
также с помощью прибора ТПКУ-2Б (ТПКУ) с 5-кратным увеличением (поле зрения 7,5°) и 2 призменных 1-кратных приборов ТНП (поля зрения по горизонту 70°, по вертикали
17°). У заряжающего имеется один перископический прибор МК-4.
В ходе модернизации танка ПТ-76 на него был установлен двухплоскостной
стабилизатор вооружения СТП-2П «Заря»,
обеспечивающий точность стабилизации по вертикали 1 т. д. и скорости
наведения от 0,05° до 6° в секунду, а по горизонтали — 1,5 т. д. и скорости от
0,1° до 20° в секунду. Углы стабилизированного наведения составляют по вертикали от -4° до +30°, по горизонтали
— 360°. Стабилизатор «Заря» характеризуется зависимой линией прицеливания,
наличием электрогидравлического привода для пушки и электрического привода
для башни, а также гироскопическими задающими устройствами.
В боевом отделении на левом борту корпуса
закреплен чехол, в котором размещается автомат АК-47
калибра 7,62 мм. К нему имеется 300 патронов. Кроме того, в комплектацию танка
входит 15 ручных гранат Ф-1, сигнальный
пистолет и 20 патронов к нему.
Броневая защита танка противопуль-ная.
Корпус представляет собой жесткую конструкцию, сваренную из броневых листов.
Его носовая часть состоит из верхнего и нижнего наклонных броневых листов,
сваренных между собой, с бортовыми листами, подбашенным листом и днищем.
Верхний лобовой лист толщиной 10 мм имеет большой угол наклона от вертикали
(80,5°). Нижний лист большей толщины (13 мм) наклонен на 45°. Борта корпуса
вертикальные, верхние их части имеют толщину 13, а нижние 10 мм. Вертикальный
кормовой лист (верхний) толщиной 6 мм имеет два больших круглых окна, в
которых установлены патрубки водометных движителей. Днище корпуса состоит из
двух продольных сваренных между собой листов. Для повышения жесткости днища на
нем выполнены продольные и поперечные ребра и зиги.
Характерной особенностью является наличие двух приемных люков (окон), закрытых
решетками, для забора воды водометными движителями. Слева от сидения
механика-водителя имеется люк запасного выхода, крышка которого открывается
наружу. Крыша корпуса сварена из 4-х листов — подбашенного, правого и левого
задних боковых листов
и заднего листа.
На подбашенном листе на шариковой опоре
установлена башня. Она сварена из броневых листов толщиной от 10 до 20 мм.
Амбразура пушки закрывается броневой маской с кожухом, которая качается вместе
с пушкой. В кормовой части башни вварен бронированный колпак вентилятора. В
крыше башни сделан овальный люк, закрываемый крышкой. На крышке люка на
шариковой опоре установлена вращающаяся командирская башенка. Танк оснащен
системой защиты от поражающих факторов ядерного оружия, работающей по принципу
герметизации обитаемого пространства и создания в нем небольшого избыточного
давления. Герметизация достигается за счет использования постоянных и
автоматически включающихся уплотнений. К числу первых относятся уплотнения
амбразур пушки и спаренного пулемета, прицела и погона башни. Автоматически
срабатывающими являются механизмы закрывания воздухо-подводящего
патрубка нагнетателя и окна вентилятора башни.
Избыточное давление
создается нагнетателем, установленным на подбашенном листе корпуса танка в
правом углу боевого отделения. Он представляет собой центробежный вентилятор с
инерционной очисткой запыленного воздуха. Отсепарированные
частицы пыли через специальную трубку выбрасываются наружу. При отсутствии
радиоактивного заражения местности нагнетатель может использоваться в
качестве обычного приточного вентилятора. Для измерения мощностей доз гамма-излучения
внутри и снаружи танка используется рентгенометр
ДП-ЗБ, состоящий из измерительного пульта и
выносного блока, размещенных в отделении управления на левом борту корпуса,
Для постановки дымовых завес танк оснащен термокондиционной дымовой аппаратурой.
В танке применяется специальная противопожарная автоматическая углекислотная установка, состоящая из двух углекислотных баллонов, автомата ППО, четырех термозамыкателей, диффузоров или
штуцеров и трубопроводов. Она обеспечивает тушение пожара в моторно-трансмиссионном отделении. Кроме
автоматической углекислотной установки, в
танке имеются один или два ручных углекислотных огнетушителя, установленных в
нише корпуса передней части боевого отделения. Ручные огнетушители
предназначены для тушения пожара в отделении управления, боевом отделении и
снаружи танка, а в случае необходимости применяются одновременно с
автоматической установкой при пожаре в МТО.
На танке
используется четырехтактный дизель жидкостного охлаждения В-6, представляющий собой, по существу, один ряд
(половину) широко распространенного У-образного
танкового двигателя В-2. При частоте
вращения коленчатого вала 1800 оборотов в минуту он развивает мощность 240 л.
с. В зависимости от времени года применяется летнее, зимнее или арктическое
дизельное топливо. Общая вместимость топливных баков составляет 250 литров,
что обеспечивает запас хода по шоссе 240— 260 км. Система охлаждения двигателя эжекционная, двигатель оборудован механизмом
защиты от попадания в него воды. Для облегчения пуска двигателя в холодное
время используется форсуночный подогреватель. На машинах выпуска после 1960
года двигатели снабжены обогреваемым картером.
Механическая
трансмиссия состоит из главного фрикциона сухого трения, пятискоростной коробки
передач с постоянным зацеплением шестерен (практически заимствованной у танка
Т-34), бортовых фрикционов, редукторов отбора
мощности на водометы и бортовых редукторов, Приводы управления движением
машины механические.
Подвеска танка индивидуальная тор-сионная. На передних и задних узлах подвески
используются гидравлические амортизаторы поршневого типа двустороннего
действия. На каждом борту танка расположено по 6 однорядных опорных катков.
Передние необрезиненные направляющие колеса
с механизмами натяжения гусениц, также как и опорные катки, с целью повышения
плавучести машины выполнены пустотелыми. У ведущих колес зубчатые венцы
являются несъемными.
Для движения на плаву танк снабжен двумя
реактивными водометными движителями. Забор воды насосами водометов
производится из-под днища танка через два окна, закрытые решетками. Выброс воды
при движении вперед осуществляется через два кормовых окна, при движении
назад — через два окна, находящиеся на бортах танка в кормовой части, при
этом кормовые окна закрываются специальными заслонками. Конструкция
трансмиссии допускает одновременную работу гусеничного движителя и водометов,
что обеспечивает хорошую проходимость танка по болотам.
Размещение
механика-водителя на продольной оси машины, основание его люка, выступающее над
верхним лобовым листом, и сиденье, регулируемое по высоте, удалению от органов
управления и угловому положению спинки, обеспечивают ему благоприятные условия
вождения машины как с открытым, так и с закрытым люком. Для наблюдения за дорогой
он использует три призменных прибора ТПН, перископический прибор ТПН-370 или ПЕР-17
(при движении на плаву) и бинокулярный перископический прибор ночного видения
ТВН-2Б. При вождении танка по заданному курсу в условиях затрудненного
ориентирования водитель пользуется курсоуказателем,
установленным в отделении управления, состоящим из гирополукомпаса ГПК-59
и преобразователя ПАГ-1Ф.
Модификации
танка ПТ-76
ПТ-76Б отличается от
ПТ-76 увеличенными водоизмещением корпуса, запасом топлива (поставлен
дополнительный топливный бак), наличием системы защиты от ОМП, двухплоскостного стабилизатора вооружения,
установкой на двигатель более мощного (6,5 кВт) генератора.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|