Полная история танков мира
Поставлявшиеся из
Англии бронеавтомобили отличались низким качеством изготовления, а часто и
вовсе оказывались непригодными для боя. Прибывшие в конце весны 1916 года в
Россию 25 бронеавтомобилей «Шеффилд-Симплекс», 36 бронеавтомобилей «Армстронг Уитворт— Фиат» и 30 бронеавтомобилей «Джаррот» оказались непригодными для боевого использования.
В телеграмме русскому военному атташе в Англии от 30 июня 1916 года сообщалось,
что бронеавтомобили «Армстронг Уитворт—Фиат» непригодны для отправки на фронт
вследствие низкого качества производства (спицы колес срезаются тормозными
болтами, шасси перегружено, ряд узлов силовой передачи и ходовой части
ненадежен, так как для ответственных деталей применены низкосортные материалы,
и т. д.).
30 июля 1916 года в
документе, адресованном русскому военному атташе в Англии по поводу другой
партии бронеавтомобилей, сообщалось: «...все
прибывшие в Петроград бронированные автомобили «Шеффилда-Лориеса»
и «Армстронга» оказались в данном их виде непригодными для отправки на
фронт».
Зависимость от
иностранных производителей серьезно тормозила оснащение русской армии
броневыми машинами. После неоднократных поставок негодных бронеавтомобилей из
Англии русское военное министерство решило заказывать за границей только
автомобильные шасси, с тем чтобы их бронирование проводилось на русских
заводах. Однако английские и американские фирмы не выполняли контракты, срывали
работу заводов, в частности Путиловского и Ижорского, по выпуску бронеавтомобилей для
русской армии. В результате даже такой весьма скромный план, как постройка 200
бронеавтомобилей в год, оказался невыполненным.
Царская Россия не
смогла создать отечественного танкостроения, как не смогла обеспечить русскую
армию бронетанковой техникой, крайне необходимой для ведения боевых действий
в операциях первой мировой войны, машинный характер которой проявился с первого
ее дня.
Первый в мире
по-настоящему боеспособный танк был изобретен и построен в Великобритании и
сразу же получил крещение огнем в боях первой мировой войны.
Танки первой мировой войны.
ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ТАНКОВ
Появление танков было обусловлено военной необходимостью и
наличием определенных технических предпосылок, т. е.
наличием отработанных основных элементов, из которых слагается конструкция
танка. Без военной необходимости и накопленного ранее опыта в создании
гусеничного движителя, малогабаритных мощных двигателей внутреннего сгорания,
подходящего вооружения и относительно легкой и прочной стальной брони было
бы невозможно не только создание этого вида оружия, но и возникновение самой
идеи боевой гусеничной машины. Кроме того, оснащение армии необходимым
количеством танков возможно только при определенном уровне развития промышленности,
прежде всего тяжелого машиностроения.
|
В русско-японскую войну 1904—1905
годов в войсках
появилось автоматическое оружие, увеличилось количество артиллерии,
повысилось ее качество и усовершенствовались способы ее боевого использования.
Во время этой войны русская армия располагала 374 пулеметами. Около 300
пулеметов имела и японская армия. Война убедительно показала большое значение
пулеметного огня для обороны, особенно в случае применения пулеметов в
сочетании с проволочными заграждениями, что, естественно, побуждало как к
дальнейшему, более широкому внедрению в армию пулеметов, так и к изысканию
средств по борьбе с ними. Последнюю задачу в годы, непосредственно
предшествовавшие первой мировой войне, понимали,однако, немногие, наиболее
дальновидные военачальники и изобретатели. Необходимость нового оружия была
еще недостаточно ясна. Генеральные штабы и
военные теоретики великих держав предполагали, что будущая война будет
маневренной, скоротечной и закончится в несколько месяцев. Зачатки же
позиционных форм ведения боевых действий в период русско-японской войны
стремились объяснить бездарностью командования, слабой выучкой войск и прочими
факторами.
Подобное представление о характере
надвигавшейся войны было одной из главных причин, из-за которой предложения о
постройке танков, сделанные до начала первой мировой войны, не привлекли к
себе должного внимания.
Первая мировая война 1914—1918 годов явилась
первой войной, имевшей все характерные особенности войны машинного периода.
Вовлечение в войну большинства государств
придало ей характер мировой. Развитие производительных сил позволило создать
многомиллионные армии, насыщенные огромным количеством самого разнообразного
вооружения. Достигнутый в основных воевавших странах уровень развития
промышленности обеспечил в ходе первой мировой войны массовое применение
автоматического и полуавтоматического оружия. Так, в течение 1914— 1918 годов
в России, Германии, Франции, Англии, США и Италии было изготовлено свыше одного
миллиона пулеметов.
Действительный ход военных действий оказался
совершенно неожиданным для военных специалистов всех стран, вовлеченных в мировой
конфликт. После непродолжительного маневренного периода началась затяжная
позиционная война. Появились сплошные укрепленные линии фронта с глубоко
эшелонированной обороной.Массовое применение пулеметов в сочетании с
развитыми инженерными сооружениями — проволочными заграждениями, траншеями и
т. д. — настолько усилило оборону, что для ее преодоления наступающая сторона
должна была изыскивать новые средства борьбы, поскольку существовавшие виды
оружия не справлялись с решением новых задач в ходе боевых действий.
Глубокое эшелонирование обороны исключало для
артиллерии наступающей стороны возможность подготовки атаки на всю глубину
обороны противника. После овладения первой и второй линиями окопов наступающая
пехота неизбежно наталкивалась на нетронутую артиллерийской подготовкой
третью линию. Для атаки новых линий обороны требовались продвижение артиллерии
вперед и организация снабжения ее боеприпасами.На все это требовалось время, в
течение которого противник подготавливал новые линии обороны и подтягивал свои
резервы для контратаки. Таким образом, вместо прорыва происходило лишь небольшое
местное продвижение — «вдавливание» линии фронта.
Артиллерийская подготовка велась обычно
несколько дней. На небольшом участке фронта сосредоточивалось огромное
количество артиллерии, которая должна была подавлять вражеские орудия и
пулеметы, уничтожать проволочные заграждения, разрушать окопы, блиндажи,
поражать войска противника. При колоссальных расходах боеприпасов достигнутые
успехи были ничтожны как вследствие потери внезапности, так и огромной
живучести пулеметов. Наступления захлебывались при больших потерях в живой
силе наступающей стороны.
Требовались новые эффективные средства борьбы,
которые помогли бы вывести войну из позиционного тупика и создали бы
возможность перехода к маневренным боевым действиям в условиях войны
машинного периода.
Итак, появление сплошного укрепленного
фронта, насыщенного автоматическим и полуавтоматическим оружием, явилось
серьезным препятствием для маневра войск и привело к застойному характеру
войны. Достигнутый же высокий уровень развития транспортных средств создавал
условия для значительного повышения маневренности войск. Это специфическое
противоречие первой войны машинного периода и обусловило появление нового
вида боевых машин — танков.
Почему танк не появился в преддверии первой
мировой войны, несмотря на то, что для этого имелись все технические
предпосылки, а изобретатели бомбардировали военные ведомства проектами боевых
машин? Разве не заманчивые перспективы открывало применение таких средств в
бою, если учитывать возрастающую мощь стрелкового оружия?
Потенциальные противники, опасаясь втягивания в затяжную войну, разрабатывали
доктрины, так или иначе трактующие концепцию войны «молниеносной». Все
собирались энергично наступать, чтобы решить исход кампании в несколько месяцев
или недель. В соответствии с этой логикой даже построение армий имело немало
общего. В рамках такой направленности нашлось место и для бронепоездов, и для
бронеавтомобилей, и для артустановок на
бронированных автошасси — то есть средств, способных вести высокоманевренные
действия. Танки, первые проекты которых базировались на тихоходных тракторных
шасси, в нее явно не вписывались.
Трагедия ситуации заключалась в том, что
противостоящие коалиции оказались достаточно сильны, чтобы сорвать планы
противника, и одинаково слабы, чтобы осуществить собственные. Вскоре фронты
зарылись в землю, спутались колючей
проволокой, ощетинились пулеметами. Любая атака захлебывалась в крови. Для
захвата квадратной мили наступающие теряли до 8000 человек. Десятимесячное
топтание на месте, известное как Верденская
«мясорубка», стоило сторонам 1 млн. человек. В названии своего знаменитого
романа «На западном фронте без перемен» Э.-М.
Ремарк абсолютно точно передал суть происходившего: средства обороны
возобладали над средствами нападения. Требовался качественный рывок, пока
окончательно не истощились людские ресурсы, пока не наступил экономический
крах.
ГЕРМАНИЯ
Было ли для командования кайзеровской армии
неожиданным появление на Сомме 15 сентября
1916 года британских танков? Оказывается, нет — немцы сумели раздобыть
кое-какие сведения о работах в Англии, но германские генералы не придали
столь ценной информации должного внимания.
|
В октябре 1916 года военное министерство
Германии все же предприняло попытки организовать производство собственных
танков. Германским конструкторам, как и их коллегам в Великобритании и
Франции, приходилось все начинать с нуля, если не учитывать ограниченное
знакомство с английскими машинами. Какого-либо опыта постройки вездеходных
боевых машин до первой мировой войны не было. Правда, в 1911 году австрийский
железнодорожник обер-лейтенант Г. Бурштын создал вполне реализуемый проект гусеничной
бронированной машины «Моторгешютц» (Мо<огдезспи(г). Этот проект был предложен Военному
министерству Австро-Венгрии, а чуть позже — Германии. Хотя 28 февраля 1912 года
Бурштын получил на него немецкий патент № 252815, а 25 апреля —
австро-венгерский № 53248, военные ведомства им совершенно не заинтересовались,
Тем не менее сам факт обращения в германское (точнее — прусское) Военное
министерство и получения патента позволяет немецким авторам до сих пор
упоминать проект австрийского офицера как прелюдию к истории германского
танкостроения. Впрочем, после первой мировой войны немецкие исследователи
откопали сообщения о Б. Гебе-ле, который в
1913 году якобы испытывал вПознани
«вооруженную пушками» вездеходную машину, а в 1914 году даже пы
тался
показать ее в Берлине. Проект «сухопутного крейсера» Гебеля
рассматривался комиссией Военного министерства и был признан нереализуемым и непригодным для военного применения. Уже после
появления на поле боя английских танков в печати появился рисунок устрашающей
«машины кайзера для прорыва неприятельских рядов», «размером с пассажирский
вагон», с шипами на броне и 20—25 пушками и пулеметами. Все это, конечно,
нельзя было считать заделом для практических работ.
Однако для создания нового оружия Германия
располагала соответствующим уровнем технологий, промышленным и конструкторским
потенциалом. Кроме высоко развитого сталелитейного и артиллерийского
производства она имела собственное двигателе- и автомобилестроение, мощную
электротехническую и химическую промышленность и вполне была способна наладить
производство танков. Осенью 1916 года промышленники заверяли кайзера и военное
руководство: «Ресурсы, находящиеся в распоряжении немецкой промышленности, таковы,
что она способна на протяжении долгих лет снабжать нашу доблестную армию... всем
необходимым оружием». Разумеется, авторы таких
заявлений пеклись о военных заказах, однако не слишком кривили душой, когда
требовали решить лишь «проблему рабочих рук». Несмотря на общее тяжелое
положение германской экономики, военная промышленность, реализовывавшая
программу интенсификации («программа Гинденбурга»),
была предельно мобилизована и практически полностью обеспечивала потребности
армии в вооружении,боеприпасах и технических средствах. Правда, сама «программа
Гинденбурга» никаких «танков» не предусматривала. Рейхсвер широко применял
автотранспорт для подвоза грузов войскам, переброски подразделений вдоль
фронта, а на Румынском фронте для оперативной переброски войск использовали 20
000 автомобилей. Не было в армии недостатка и в технических кадрах (водители,
механики).
Проектированием боевых гусеничных машин
занялись сразу несколько фирм. Компания «Орион» на базе своего сельскохозяйственного
3-колесного трактора изготовила 18-тонную
боевую машину, а в 1916 году конструктор Г. Бремер
создал полноразмерный макет бронированного четырехгусеничного военного
экипажа, который он разработал на основе полугусеничного грузовика, заменив передние
колеса гусеницами. Но все эти разработки носили лишь экспериментальный
характер.
В конечном итоге усилия немецких конструкторов
все же принесли свои плоды, и Германия получила вожделенные танки. Немцы
несколько раз применяли их на поле боя, но в мизерном количестве. Только один
раз им сопутствовал успех — 24 апреля 1918 года под Виллер-Бретонне,
когда при большом наступлении кайзеровских войск они использовали 15 А7У и около 20 трофейных английских машин. Тогда 13
немецких танков повели в атаку 4 пехотные дивизии, которые добились
значительных результатов.
За время войны в Германии успели сформировать
8 танковых рот, но только 3 из них были оснащены отечественной техникой — по 5
машин в каждой.
Тяжелый танк А7У
Для организации и объединения работ по созданию германского
танка 13 ноября 1916 года была создана техническая комиссия, которую возглавил
генерал Фридрихе — руководитель 7-го
(транспортного) отделения Общего управления Военного министерства. Это
отделение, образованное в октябре 1915 года и именуемое сокращенно А7У, выступало в роли заказчика боевых машин. В
комиссию вошли также представители известных фирм — Г. Вильгельм («Опель»), К. Шипперт
(«Даймлер») и директор МАО/АЕО Юнг.
Руководителем конструкторских работ по решению комиссии назначили главного
инженера Опытного отделения Инспекции автомобильных войск 46-летнего капитана Йо-зефа Фольмера.
Он имел большой опыт разработки автомобилей различных типов, в военном
ведомстве успешно вел работы по повышению проходимости грузовиков. В группу
Фольмера вошло около 40 конструкторов от различных фирм.
Поначалу немцы заимствовали английское название «1апк», затем появились «рапгегжадеп»,
«рапгегкгаПжадеп» и «катр^уадеп».
А 22 сентября 1918 года, то есть незадолго до окончания войны, официально был утвержден термин "з(игт-
рапгегоадеп».
Взгляды Военного министерства и
высшего
командования на назначение этой машины значительно расходились. Скептицизм
командования в отношении танков и нежелание тратить средства попусту породили
решение о разработке универсального шасси. 15 ноября сформулировали
требования к гусеничному самоходному шасси, которое можно было бы использовать
для танка и трактора или грузовика. При этом машина должна была развивать
скорость до 12 км/ч, преодолевать рвы шириной 1,5 м
и подъемы крутизной 30°. Заметим, что практически в то же время по такому же
пути пошли в Италии, создавая опытный тяжелый танк «Фиат 2000». Только к концу 20-х годов окончательно стало
ясно — создать полноценный танк на шасси трактора или использовать танк как
трактор невозможно.
К участию в этом
проекте привлекались фирмы «Даймлер», «Бюссинг»,
NА^, «Бенц» и «Опель».
В разработке ходовой части участвовали представитель фирмы «Холт-Катерпиллер» X. Стайнер
и берлинская фирма «Брасс унд Херш-тетт». Несмотря на скептицизм Ставки,
поддержка Военного министерства обеспечила средства для проведения работ.
Проектирование
велось спешно и было завершено уже к 22 декабря. В основу компоновочной схемы
машины легла симметрия в продольной и поперечной плоскостях, что сказывалось
даже на расположении дверей корпуса.
Все агрегаты шасси
собирались на массивной прямоугольной коробчатой раме. В геометрическом центре
машины был размещен двигательный отсек, закрытый капотом. Над ним помещалась
площадка с местами механика-водителя и командира. На первом варианте шасси
установили два места водителя, повернутые в противоположные стороны, для
переднего и заднего хода — популярная в те годы идея «челнока». Для увеличения
полезного объема корпуса гусеницы поместили
практически под днищем корпуса. Ходовую часть выполнили по типу трактора «Холт».
«Ходовые тележки»
подвешивались на вертикальных винтовых цилиндрических пружинах к поперечным
коробчатым балкам, приклепанным снизу рамы. Поначалу каждая тележка имела две
пружины, затем их количество довели до четырех. Одна тележка несла пять опорных
катков с наружными и центральными реборда ми — по типу железнодорожных. На каждый
борт приходилось по три тележки, Перемещение тележек относительно рамы
ограничивалось балками. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась шестью роликами,
которые крепились попарно на особых брусках, уложенных по бокам рамы на
выступы поперечных балок. Таким образом, оси поддерживающих роликов и ведущего
колеса были жестко связаны с рамой. Ось направляющего колеса снабжалась
винтовым механизмом регулировки натяжения гусеницы. Направляющее и ведущее
колеса — спицованные (впоследствии
устанавливались и сплошные ведущие колеса), Расположенное сзади ведущее колесо
имело зубчатый венец, зацеплявший шарниры гусеничной цепи.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|