рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Основополагающие задачи НАТО в области безопасности рефераты

Одним из основных принципов программы является использование процесса “самодифференциации”, в соответствии с которым государства выбирают из программы ПРМ те мероприятия, которые поддерживают направления их национальной политики и соответствуют их конкретным требованиям и финансовым возможностям.

Совет европейско-атлантического партнерства (СЕАП) служит общей политической основой отношений НАТО с государствами-партнерами, на котором союзники и партнеры могут обмениваться мнениями по вопросам безопасности, представляющим взаимный интерес.

Роль партнеров значительно возросла в повседневной деятельности ПРМ, особенно в связи с созданием “штабных элементов партнерства" в нескольких штабах НАТО, в которых офицеры стран НАТО и государств-партнеров совместно и на постоянной основе выполняют международные штабные функции. Группа координации программы находится в Бельгии в городе Монс. Она проводит военное планирование учений по программе "Партнерство ради мира".

В 1997 г. Союзники по НАТО приняли решение об углублении ПРМ путем усиления его оперативного аспекта и более широкого участия партнеров в принятии решений и планировании, а также укрепления аспекта политических консультаций.

Это решение было принято частично под влиянием опыта, накопленного в ходе многонационального сотрудничества в ходе миротворческих операций ИФОР (Силы по выполнению соглашения) и затем СФОР (Силы по стабилизации) в Боснии.

На Вашингтонской встрече главами государств и правительств была одобрена “Углубленная и более оперативная программа ПРМ”. Это решение было основано на уже накопленном опыте и обеспечивает направление развития программы оперативного партнерства в XXI веке.

Углубленная и более оперативная программа ПРМ строится на следующих трех элементах:

военно-политические рамки возглавляемых НАТО операций ПРМ;

расширенный и адаптированный процесс планирования и анализа (ППА);

углубленное практическое сотрудничество в военной и оборонной областях, охватывающее весь спектр сотрудничества по ПРМ.

Главным фактором третьего элемента партнерства является “Концепция оперативных сил и средств для возглавляемых НАТО операций ПРМ”, инициатива, в которой еще большее внимание уделяется повышению военной эффективности многонациональных сил. Она направлена на дальнейшее усиление военного сотрудничества с целью оказания содействия партнерам в создании сил, более способных к взаимодействию с силами государств - членов НАТО в ходе ликвидации кризисных ситуаций в будущем. Программа ПРМ продолжает развиваться, и Североатлантический союз рассматривает ее как динамический процесс, который приведет к постепенному сближению между НАТО и партнерами.

Таким образом, после окончания "холодной войны" ключевую роль в изменении стратегической обстановки в Евроатлантическом регионе сыграла политика североатлантического союза, направленная на развитие партнерских отношений с большим количеством стран из Восточной Европы и СНГ[7], не входящих в НАТО. Партнерство в его различных формах способствует политическому диалогу и сотрудничеству в широком диапазоне направлений и помогает создавать евроатлантическую культуру безопасности, которой свойственна твердая решимость использовать международное сотрудничество в целях решения наиболее серьезных проблем безопасности как в самом евроатлантическом сообществе, так и за его пределами. Евроатлантическое партнерство также вносит свой вклад в процесс демократических преобразований, стимулируя и поддерживая военную реформу во многих государствах-партнерах. Оно способствует строительству современных боеспособных вооруженных сил и других институтов обороны, действующих под демократическим контролем, а также помогает государствам-партнерам преодолевать социальные и материальные последствия реформ.

Заключение


Анализируя итоги выше сказанному, можно заключить, что в целом эволюцию НАТО характеризуют сравнительно высокие темпы становления, а также высокий уровень взаимопонимания и солидарности между членами.

Начало 90-х гг. было отмечено глубочайшими и необратимыми структурными изменениями в мире. Можно говорить о том, что главным из них стало окончание "холодной" войны. После Парижской встречи Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в ноябре 1990 года, где было принято заявление о том, что страны Западной и Восточной Европы и их союзники больше не считают друг друга противниками, "холодная" война перестала существовать в качестве определяющего фактора мировой политики.

Реакция НАТО на эти глобальные изменения не заставила себя долго ждать: подписанием Лондонской декларации в 1990 году на уровне глав государств и правительств НАТО был дан старт преобразованию альянса из военной организации в политическую. Вскоре руководство блока приняло принципиальное решение о принятии в состав НАТО новых членов, началось взаимодействие в рамках двух программ: "Партнерство ради мира" и "Средиземноморский диалог".

НАТО имеет сложную структуру организации, но это не мешает довольно хорошо сотрудничать с государствами-партнерами и выполнять поставленные перед собой задачи. Структура организации создана таким образом, что альянс может относительно быстро адаптироваться к изменяющимся условиям безопасности.

Важнейшей долговременной целью НАТО, определенной в Вашингтонском договоре, является защита свободы и безопасности всех ее членов политическими и военными средствами. Опираясь на общие ценности демократии, прав человека и верховенства права, Североатлантический союз со времени своего создания стремится к обеспечению прочного мирного порядка в Европе. Однако достижение этой цели может оказаться под угрозой в связи с кризисами и конфликтами, возникающими за пределами Евроатлантического региона. Североатлантический союз не только обеспечивает оборону своих членов, но посредством партнерских связей и операций кризисного регулирования вносит свой вклад в обеспечение мира и стабильности также за пределами географического региона, определенного как зона Североатлантического договора.


Список использованных источников


1. Справочник НАТО. Public diplomacy division. 2006

2. Шреплер Х. - А. Международные организации: Справочник

3. Тэлбот С. Для чего нужно расширять НАТО? // США. - 1995. - N 11. - С.49-58

Документы:

1. Заседание Североатлантического совета на высшем уровне Вашингтон, округ Колумбия 23-25 апреля 1999 г. Коммюнике и заявления, [б. м.]. - 60 с.

2. Комитет НАТО по проблемам современного общества. - Brussels, Belgium, [б. г.]. - 8 с.

3. Североатлантический Союз и Партнерство во имя мира. Совместная безопасность. - Brussels, Belgium: NATO Office of information and press, [б. г.]

Интернет-ресурсы

1. Мы готовы к сотрудничеству, но... в определенных сферах. - #"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#_ftn8" name="_ftnref8" title="">[8]

Дата

 Страна

Примечания

страны-основатели

4 апреля 1949

Бельгия

4 апреля 1949

Великобритания

4 апреля 1949

Дания

4 апреля 1949

 Италия

4 апреля 1949

Исландия

Исландия - единственный член НАТО, у которого нет собственной армии, это было одним из условий вхождения страны в организацию. В Исландии имеется лишь береговая охрана. Также было принято решение о подготовке исландских добровольцев на базах в Норвегии для участия в миротворческих миссиях НАТО.

4 апреля 1949

Канада


4 апреля 1949

Люксембург


4 апреля 1949

Нидерланды


4 апреля 1949

Норвегия


4 апреля 1949

Португалия


4 апреля 1949

США


4 апреля 1949

Франция

С июля 1966 Франция вышла из военной организации НАТО, оставаясь участницей Североатлантического договора.

Первое расширение

18 февраля 1952

Греция

С 1974 по 1980 Греция не принимала участие в военной организации НАТО из-за напряженных отношений с другим членом блока - Турцией.

18 февраля 1952

Турция


Второе расширение

9 мая 1955

Германия

Присоединилась Западная Германия. Саар воссоединился с ФРГ в 1957, с 3 октября 1990 - объединенная Германия.

Третье расширение

30 мая 1982

Испания


Четвертое расширение

12 марта 1999

Венгрия


12 марта 1999

Польша


12 марта 1999

Чехия


Пятое расширение

29 марта 2004

Болгария


29 марта 2004

Латвия


29 марта 2004

Литва


29 марта 2004

Румыния


29 марта 2004

Словакия


29 марта 2004

Словения


29 марта 2004

Эстония


Шестое расширение

1 апреля 2009

Албания


1 апреля 2009

Хорватия



Приложение №2


На карте указаны страны участвующие в программе НАТО "Партнерство ради мира"



Приложение №3

Основные военные операции НАТО

Босния и Герцеговина. "Обдуманная сила" (англ. Deliberate Force) - кодовое название воздушных бомбардировок авиацией НАТО позиций боснийских сербов во время Боснийской войны в 1995 году.

С 1994 года НАТО предприняла ряд ограниченных вооружённых акций против боснийских сербов, участвовавших в продолжавшейся гражданской войне в Боснии. Однако нерешительность руководства Альянса приводила к минимальным результатам этих одиночных авиаударов. После того, как миротворческий контингент ООН, получив лишь символическую поддержку авиации Альянса, не смог предотвратить взятие сербами мусульманского анклава Сребреница в июле 1995 года, был разработан план крупной воздушной наступательной операции, направленной на подрыв военного потенциала сербской стороны.

По мандату ООН после подписания Дэйтонских мирных соглашений в декабре 1995 года, НАТО развернула в Боснии и Герцеговине многонациональные Силы реализации (IFOR), которые контролировали выполнение военных аспектов мирного соглашения. Миссией IFOR было прекращение боевых действий и разъединение конфликтующих сторон, которые представляли новообразовавшиеся административно-территориальные единицы расколотой войной страны: Федерацию Боснии и Герцеговины и Республику Сербскую; а также обеспечение передачи между ними захваченных территорий. На протяжении одного года силы IFOR выполнили свою задачу, и в декабре 1996 года они были заменены меньшими по размеру Силами стабилизации (SFOR).

С улучшением ситуации международное военное присутствие в регионе постепенно сокращается. Вначале 2004 года SFOR насчитывали близко 7 тысяч военных, что в несколько раз меньше первоначального контингента в 60 тысяч, и свидетельствует о прогрессе, достигнутом Боснией и Герцеговиной. Сейчас по взаимной договоренности сокращенный контингент SFOR передан в управление ЕС.

Косово. В 1998 году вооруженный конфликт в югославской провинции Косово, заселенной преимущественно этническими албанцами, превратил в беженцев более 300 тысяч человек. Югославское руководство игнорировало многочисленные международные требования вывести сербские силы и начать переговоры с албанским населением. В октябре 1998 года НАТО предупредила, что в случае невыполнения президентом Югославии Слободаном Милошевичем требований международного сообщества, против его режима будет применена военная сила. Президент Милошевич согласился выполнить ультиматум. Организация из безопасности и сотрудничества в Европе (ОБСЕ) развернула в Косово наблюдателей. Со своей стороны, НАТО организовала воздушное наблюдение и развернула силы специального назначения в Македонии.

В начале 1999 года началась новая вспышка насилия. Настойчивые попытки международной дипломатии урегулировать конфликт потерпели поражение, и в марте миссия наблюдателей была эвакуирована. Вскоре НАТО начала воздушную кампанию, нацеленную на конкретные объекты в Союзной республике Югославия. После 78 суток воздушных ударов режим Милошевича согласился выполнить международные требования НАТО и ЕС.

В результате подписания Военно-технического соглашения между командующими НАТО и вооруженных сил Югославии и в соответствии с мандатом ООН в Косово были развернуты силы НАТО KFOR. Их задачей было предотвращение возобновления боевых действий, создание безопасной среды, демилитаризации Армии освобождения Косово, поддержке международной гуманитарной деятельности и работы миссии ООН. Первоначально силы KFOR насчитывали до 43 тысячи человек. В результате постепенного сокращения контингент уменьшился почти вдвое - приблизительно до 24 000. В состав KFOR входили формирования из большинства государств НАТО, 15 стран-партнеров, а также Аргентины, Марокко и Новой Зеландии.

Южная Сербия. В начале 2001 года НАТО, Европейский Союз и ОБСЕ разработали стратегию мирного урегулирования вооруженного конфликта в Южной Сербии, который угрожал стабильности в регионе. Волнения начались в конце 2000 года в Долине Прешево, где большая община этнических албанцев находилась под прямым правлением сербов и имела ограниченные политические и социальные права. Вооруженные стрелковым оружием боевики из числа этнических албанцев осуществили серию нападений на сербские подразделения сил безопасности в приграничной зоне безопасности - пятикилометровом буферном секторе вдоль внутренней границы Косово с Сербией. Этот участок территории, в который югославская армия не имела доступа, находилась под контролем сил НАТО KFOR.

Македония. В 2001 году НАТО развернула миссию для урегулирования кризисной ситуации в Македонии по просьбе ее правительства. Внутренние волнения в этой стране начались весной 2001 года, когда вооруженные группировки этнических албанцев выступили против органов власти. НАТО осудила нападения повстанцев и усилила контроль на границе с Косово. Вместе с тем. Альянс потребовал от правительства страны проведения конституционных реформ, направленных на решение проблем, которые вызвали недовольство этнических албанцев. Ключевую роль в этом процессе сыграл генеральный секретарь НАТО.

НАТО согласилась удовлетворить официальную просьбу Македонии предоставить военную помощь для демилитаризации, так называемой Национальной освободительной армии, которая состояла из этнических албанцев. Условием предоставления такой помощи было прекращения огня и подписание плана мирного урегулирования конфликта. После начала реализации Рамочного плана примирения НАТО направила в Македонию контингент в составе 3,5 тысяч человек для выполнения миссии по разоружения этнических албанских повстанцев. С декабря 2003 года, благодаря успеху, достигнутому в стабилизации ситуации, военная миссия была прекращена и заменена полицейской миссией ЕС.

Афганистан. 11 августа 2003 года НАТО приняла ответственность за Международные силы содействия безопасности (МССБ) в Афганистане с целью предоставления помощи Переходному правительству этой страны в обеспечении безопасности в Кабуле и близлежащих территориях.

Международные силы содействия безопасности (англ. International Security Assistance Force; ISAF) - возглавляемый НАТО международный воинский контингент, действующий на территории Афганистана с 2001 года.

Международные силы по поддержанию безопасности были созданы в соответствии с резолюцией № 1386 Совета Безопасности ООН от 20 декабря 2001 года. [9] Их присутствие в стране после свержения режима талибов было необходимо для "оказания помощи афганскому Временному органу в обеспечении безопасности в Кабуле и прилегающих к нему районах, с тем чтобы афганский Временный орган, а также персонал Организации Объединенных Наций могли действовать в условиях безопасности". [10]

Руководство первой миссией МССБ, которая выполнялась силами разных стран, преимущественно членов НАТО, осуществляла Великобритания. Ее сменила Турция, затем Германия и Нидерланды. В октябре 2003 года в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН мандат МССБ был расширен. НАТО согласилась расширить свою миссию в Афганистане, в частности путем временного развертывания подразделений за пределами Кабула и принятия на себя военного командования группами восстановления провинций (ГВП). НАТО обязалась сохранять свое присутствие в стране, сколько это будет необходимо.

Операция "Анаконда" (Афганистан). "Анаконда" (англ. Anaconda) - военная операция, проводившаяся международной коалицией во главе с США против сил террористической организации "Аль-Каида" в Афганистане в марте 2002 года. Одна из наиболее значительных и известных операций глобальной войны с терроризмом. [11]

Первый год после падения режима талибов прошёл в Афганистане спокойно. Единственным заметным военным событием стало сражение в долине Шахи-Кот (район Гардеза), куда силы талибов отступили из Кабула и Тора-Боры. В марте 2002 года войска НАТО провели в долине операцию "Анаконда". Сопротивление талибов оказалось намного сильнее, чем ожидалось, и операция переросла в самое крупное сражение с начала войны. После занятия долины войсками коалиции уцелевшие отряды боевиков рассредоточились в горных районах на юге страны или ушли в Пакистан. В течение весны-лета американские войска и силы ISAF продолжали операции на юге, практически не встречая противника. Боевые акции талибов ограничивались редкими обстрелами баз и конвоев иностранных войск.

Операция "Ахиллес" (Афганистан). "Ахиллес" (англ. Achilles) - кодовое название военной операции, проводившейся силами НАТО в ходе контртеррористической операции в Афганистане в 2007 году.

Операция "Ахиллес" была начата 6 марта 2007 года в 5 часов утра по афганскому времени. На этот момент она являлась крупнейшей наземной операцией сил НАТО в Афганистане за всё время их пребывания здесь. [12] Целью операции "Ахиллес" было восстановление контроля над южной афганской провинцией Гильменд. Осенью 2006 года войска США уже действовали в этом районе, нанеся движению "Талибан" значительный урон. Однако талибы воспользовались зимним перемирием с афганскими властями для перегруппировки, и в начале 2007 года захватили город Муса-Кала.

В операции принимали участие 4500 военнослужащих НАТО из состава контингентов Великобритании, Нидерландов, Канады, Дании, а также 1000 солдат афганской национальной армии. Объединёнными силами командовал генерал-майор Тон Ван Лоон (Нидерланды), 1 мая сменённый генерал-майором Джако Пэйджем (Великобритания).

"Эта долгосрочная инициатива имеет важнейшее значение для восстановления многоцелевой плотины Каджаки и энергетического блока, развития водоснабжения населенных пунктов, реабилитации ирригационной системы на аграрных землях и снабжения электроэнергией местных жителей, промышленных и коммерческих объектов"

Генерал-майор Тон Ван Лоон

Операция "Ахиллес" завершилась 30 мая 2007 года. В результате действий сил НАТО за три месяца, по официальным данным, было уничтожено более 1000 боевиков и 28 взято в плен. Погибло 16 солдат НАТО (6 британцев, 6 канадцев, 2 американца, 1 голландец, 1 датчанин) и 19 афганских солдат.

Другие операции НАТО, в том числе в Ираке, Судане и операция "Активные усилия" в Средиземном море носят невоенный характер.


[1] См.: Шаклеин В. Проблемы безопасности и администрация Буша: старые подходы и новая эпоха // 2002.-N2.-С.81

[2] См.: Рахманинов Ю.Н. Некоторые соображения о расширении НАТО // США.-1997.-N 2.-С.56-60

[3] См.: Приложение №1

[4] См.: Приложение №2

[5] См.: NATO Partnership for Peace.- Brussels: NATO Office of information and Press, 10th January 1994.- P.1

[6] См.: Североатлантический Союз и Партнерство во имя мира. Совместная безопасность.- Brussels, Belgium: NATO Office of information and press

[7] См.: Приложение №2

[8] См.: Расширение НАТО. #"#_ftnref9" name="_ftn9" title="">[9] См.: Официальный сайт ISAF. (анг) #"#_ftnref10" name="_ftn10" title="">[10] См.: Резолюция 1386 СБ ООН

[11] См.: М. Никольский. Операция "Анаконда" (сайт «Уголок неба») #"#_ftnref12" name="_ftn12" title="">[12] См.: Игорь Крючков. В Афганистане начинается военная операция «Ахиллес» http://www.arba.ru


Страницы: 1, 2, 3