Основные характеристики бронетанковой техники
Для наблюдения за местностью на рабочем месте командира в
командирской башенке установлено шесть призматических приборов наблюдения, у
заряжающего - призматический прибор, закрепленный на вращающейся опоре.
Моторно-трансмиссионное отделение объемом 6,8 м куб занимает кормовую часть корпуса, оно отделено от боевого отделения герметичной
противопожарной перегородкой. Верхняя часть корпуса над МТО имеет характерную
приподнятость. Установленный продольно газотурбинный двигатель Авко Лайкоминг
AGT-1500 выполнен в едином блоке с автоматической гидромеханической
трансмиссией Аллисон Х-1100-3. ГТД AGT-1500 представляет собой трехвальный
двигатель с двухкаскадным компрессором, индивидуальной камерой сгорания,
двухступенчатой свободной силовой турбиной с регулируемым сопловым аппаратом
первой ступени и стационарным кольцевым пластинчатым теплообменником. Воздух в
турбину засасывается через двухступенчатый воздухоочиститель. В ГТД
используется гидромеханический регулятор подачи топлива с электронной системой
управления. Двигатель запускается от электростартера, который через привод
коробки агрегатов раскручивает ротор турбокомпрессора второго каскада.
Максимальная температура газа в турбине-1193°С, частота вращения выходного вала
- 3000 об/ мин. Масса двигателя - 1122 кг. ГТД обеспечивает танку Ml разгон с места до скорости 30 км/ч за 6 с. Во многом именно использование турбины, а
не дизеля обеспечило танку фирмы Крайслер победу над конкурентом. Выбор
турбинного ХМ1 является, отчасти, реверансом в сторону новейшего тогда
советского “реактивного” танка Т-80, хотя как показало время, точка в споре
между дизелем и турбиной до сих пор так и не поставлена. Каждый тип силовой
установки имеет свои преимущества и недостатки, которые весьма сильно зависят
от театра военных действий. Неслучайно, из-за склонности танковых турбин к
перегреву в условиях жаркого климата и их чувствительности к попаданию
посторонних частиц (песка, пыли), Т-80 так и не использовались в Афганистане, а
надежность “Абрамсов" в ходе “Бури в Пустыне" вызвала массу
нареканий.
Автоматическая двухпоточная гидромеханическая трансмиссия
X-1100-3 обеспечивает три передачи переднего хода, две - заднего и нейтраль. В
состав трансмиссии входят гидротрансформатор с блокировочным фрикционом,
4-скоростная автоматическая коробка передач, рабочие и остановочные тормоза и
бесступенчатый механизм поворота с двойным дифференциалом и гидрообъемной
передачей. Масса трансмиссии - 1960 кг.
Для снижения температуры масла двигателя и трансмиссии
используется система охлаждения вентиляторного типа. Затраты мощности на
систему охлаждения при температуре окружающего воздуха +15°С составляют 50 л. с.
Имеется оборудование для преодоления водных преград глубиной
до 2,36 м по дну. При установке оборудования (два воздухопитающих патрубка с левой
стороны корпуса и выпускная труба на корме) ограничен угол поворота башни
вправо.
Бесконтактный синхронный генератор переменного тока имеет
привод от двигателя и обеспечивает работу электрических и электронных систем
танка. Мощность генератора - 20 кВт, масса - 24,6 кг. Кроме генератора имеется шесть аккумуляторных батарей емкостью 300 А.ч.
Топливо хранится в шести баках суммарной емкостью 1907 л. Два передних и два кормовых бака изготовлены из полиэтилена, в передней части надгусеничных
полок, между основным бортом и наружным экраном, расположены два металлических
бака.
Ходовая часть состоит из семи двускатных обрезиненных
опорных катков на борт, двух пар поддерживающих гусеницы роликов, двух
направляющих колес (унифицированы с опорными катками), двух ведущих колес и
гусениц с резино-металлическими шарнирами. Диски опорных катков изготовлены из
алюминиевого сплава, ступицы - стальные; диаметр катков - 635 мм. Подвеска катков индивидуальная торсионная, на первом, втором и седьмом опорных катках
установлены лопастные гидроамортизаторы. Полный ход катков - 581 мм. С целью повышения стойкости подвески к детонации противотанковых мин посадочные места четырех
передних опорных катков и торсионных валов усилены и образуют коробчатую
конструкцию, способную противостоять нагрузкам на изгиб. Направляющие колеса
имеют гидравлический кривошипный механизм натяжения гусениц. Гусеницы имеют
обрезиненные беговые дорожки и съемные резиновые подушки, предусмотрена
возможность установки грунтозацепов. Ведущие колеса - двурядные со съемными
венцами, число зубьев венца - 11. Ресурс ходовой части - 2-8 тыс. км. Нижняя
граница ресурса определяется ресурсом траков гусениц. Ресурс 8.000 км достигается сменой четырех комплектов съемных асфальтоходных подушек, ресурс зубьев венцов
ведущих колес составляет 5-6 тыс. км.
Выбор в пользу семиопорной ходовой части сделан на основе
анализа опыта эксплуатации танков М60 с шестью опорными катками и
"Леопарда-1" с семью катками. Выяснилось, что ходовая часть
германской машины имеет большую долговечность вследствие меньших удельных
нагрузок на каждый каток, кроме того, использование семи катков вместо шести
позволяет уменьшить их диаметр и снизить высоту танка в целом. Выигрыш от
использования семиопорной ходовой части значительно превышает возможную
экономию в массе в случае установки шести катков на один борт (применительно к
М1 переход на шесть катков позволил бы сэкономить всего 280 кг).
На танке установлена радиостанция У KB диапазона AN/VRC-12,
в состав которой входят приемопередатчик RT-246, радиоприемник командира R-442,
громкоговоритель LS-445 и командирский пульт дистанционного управления С-2742.
Диапазон частот радиостанции - 30-76 МГц, дальность связи - 25-30 км. Для внутренней связи используется танковое переговорное устройство AN/VIC-1, к которому можно
подключать внешнюю телефонную линию.
Танк оборудован системой защиты от оружия массового
поражения с ручным включением, обеспечивающей подачу очищенного
фильтро-вентиляционной установкой воздуха к индивидуальным дыхательным маскам
членов экипажа. В состав специального оборудования входят приборы радиационной
и химической разведки.
Большое внимание при создании танка Ml уделялось резкому
увеличению его защищенности по сравнению с предшествующими машинами (М60).
Задача эта решалась комплексно: за счет снижения заметности танка, увеличения
толщины брони, использования бронирования нового типа, уменьшения зон
бронирования, ослабленных вырезами и рациональной внутренней компоновке машины.
Снижению заметности способствует низкий силуэт танка и специальная окраска с
текстурой, обладающеи лучшей маскировочной способностью по сравнению с
покрытием танков М60.
Корпус и башня танка цельносварные, без использования
крупных литых деталей. Корпус сваривается из пяти крупногабаритных элементов. В
передней части корпуса имеются узлы навески бульдозерного отвала, каткового и
плугового минных тралов. Башня состоит из наружной (лицевой) и внутренней
(тыльной) оболочек из броневой стали, соединенных поперечными ребрами
жесткости, между которыми заложены пакеты - наполнители из стальных и
неметаллических материалов. Ходовая часть прикрыта секционированными экранами
(семь секций на борт) с разнесенным бронированием, между которым находится
наполнитель. Экраны крепятся к корпусу на кронштейнах с помощью шарниров, между
собой секции соединяются шарнирно-петлевым соединением. Наиболее массивные
передние секции крепятся к корпусу жестко, на болтах. Толщина каждой секции
(кроме передней) составляет примерно 70 мм, общая масса экранов обоих бортов - 1,5 т. С целью повышения противоминной стойкости усилено бронирование
передней части днища корпуса до 30-32 мм, в то время как толщина нижнего листа корпуса в кормовой части составляет 12,5 мм. Дифференция бронелистов по толщине применяется по всему танку на основе статистики распределения попаданий:
толщина верхнего бронелис-та корпуса изменяется от 50 мм в нижней части до 125 мм вблизи барбета башни, толщина брони, прикрывающей МТО варьируется от
25 до 32,5 мм, башни - от 25 до 125 мм, бортов корпуса - от 45 до 60 мм. В целом на бронезащиту приходится примерно 56% всей массы танка. Броня выполнена на основе
английской композиционной брони "Чобхэм".
К числу конструктивных мероприятий по увеличению живучести
танка, напрямую не связанных с ростом толщины брони, относятся:
уменьшение высоты силуэта танка в целом (на 0,9 м по сравнению с М60);
уменьшение высоты командирской башенки и основания под люк
заряжающего;
установка верхнего бронелиста с большим углом наклона;
размещение приборов СУО не в вырезах башни, а на ее крыше;
размещение спаренного с пушкой пулемета над вспомогательным
прицелом наводчика позволило уменьшить размеры маски орудия;
совмещение фронтальных проекций нескольких ослабленных зон в
одну (например, совмещение проекций основного прицела наводчика и командирской
башенки), площадь ослабленных зон по сравнению с танком М60 удалось снизить
примерно в три раза (с 21,2% площади фронтальной проекции до 7,85%);
дополнительная защита ключевых элементов танка
второстепенными узлами;
использование в качестве дополнительной защиты топливных
баков (сиденье механика-водителя установлено между двух бронированных
протектированных топливных баков, сами баки для предупреждения возгорания
заполнены пенополиуританом);
изоляция членов экипажа от возможной детонации боекомплекта
за счет размещения большей его части в кормовой нише башни, изолированной от
боевого отделения раздвижными бронезаслонками, кроме того, в крыше башни над
боекомплектом установлены три специальные вышибные пластины,
направляющиевзрывную волну при взрыве боекомплекта наружу.
Автоматическая быстродействующая система противопожарного
оборудования состоит из двух подсистем, установленных в моторно-трансмиссионном
и боевом отделении. В состав системы входят датчики возгорания, блок управления
и баллоны с огнегасящим составом "Хэлон-1301". Время реакции системы
на возгорание не превышает 150 мс.
При оценке ремонтопригодности танка M1 конструкторы исходили
из постулата, что на 1 час эксплуатации машины должно затрачиваться не более 1
часа технического обслуживания. Для удовлетворения этого требования. по
сравнению с предшествующими образцами американской бронетехники, на Ml улучшен
доступ к главным узлам и агрегатам, предусмотрено быстрое отключение топливной
электро - и гидросистем, многие приборы и агрегаты имеют модульную конструкцию
а двигатель и трансмиссия установлены в едином съемном блоке: 65% регламентных
операции по обслуживанию двигателя выполняются за 30 мин. в то время как на
танке М60А1 - за 4 ч. Для обслуживания и ремонта Ml требуется набор
инструментов из 92 наименований. для ТЭО М60А1 - 210 инструментов.
М1Е1
Опытный танк. вооруженный 120-мм гладкоствольной пушкой
фирмы Рейнметалл: изготовлен в 1981 г. На скулах башни наварены пакеты
дополнительной брони (из трех бронелистов каждый): на крыше башни наварен
дополнительный бронелист.
M1IP (improved prodaction - улучшенный)
Усовершенствованный Ml представляет собой переходный вариант
от базовой модели к модификации М1А1, вооруженной 120-мм гладкоствольной
пушкой. На M1IP (обозначение неофициальное) присутствуют все основные
усовершенствования, предложенные для внедрения на М1А1. но орудие оставлено
прежним - 105-мм нарезная пушка М68, хотя ее цапфы заменены на цапфы,
аналогичные 120-мм орудию. Серийно танк выпускался с октября 1984 г. по май 1986 г., построено 894 экземпляра. Масса МНР на 900 кг превышает массу базового варианта, что привело к снижению максимальной скорости с 72.4 до 66,8 км/ч.
М1А1 (БЛОК I)
Работы по модернизации, а если называть вещи своими именами
- по доводке, танка Ml проводились в 1982-1984 гг. результатом этих усилий
стало появление варианта М1А1. В том. что новейший танк с ходу пришлось
дорабатывать, во многом виновата практиковавшаяся в 70-е годы в США система
планирования "от конца", когда исходным пунктом для составления
планов НИОКР является необходимое количество построенных изделий к заданному
сроку. В 1976 г. был определен срок начала серийного производства перспективных
танков - 1980 г. Многие специалисты считали, что за четыре года невозможно
довести до требуемого уровня надежности сложную машину - достаточно вспомнить
упоминавшиеся выше отчеты GAO, а это не единственные критические отзывы на
программу ХМ1. Уровень надежности узлов и систем "Абрамса" стал
отвечать требуемому только в 1984г.>, после значительных усилий на доводку.
затраченных уже в ходе серийного производства. Как говорилось выше. в "Абрамсе"
имелось две крайне спорных вещи - двигатель и пушка. Турбина осталось, а вот
насчет орудия возобладало здравое мнение - его надо менять, менять на
германскую 120-мм гладкоствольную пушку, установку которой отработали на
опытном Ml. Именно 120-мм пушка является ключевым отличием варианта М1А1 от
"Абрамсов" более ранних выпусков. В США немецкое орудие несколько
переработали, изменив конструкцию люльки и казенника.
Серийное производство пушек под обозначением М256 было
налажено на Уотервлитском арсенале.
Боекомплект к пушке из-за большего размера боеприпасов
уменьшен до 40 выстрелов, 34 из них размещаются в кормовой нише. Боеприпасы -
унитарные со сгорающей гильзой и стальным поддоном. В состав боекомплекта
входят бронебойные подкалиберные боеприпасы М827 с вольфрамовым сердечником и
М829 с сердечником из обедненного урана. Возможно также использование штатных
германских боеприпасов - оперенных бронебойных подкалиберных и многоцелевых
кумулятивно-осколочных снарядов. Стоит отметить, что на сравнительных
испытаниях в США "Леопард-2" критиковался за недостаточное количество
боеприпасов к 120-мм пушке - 42 выстрела, а на М1А1 янки удовлетворились 40.
Уменьшен и боезапас к спаренному пулемету - с 4800 до 2800 патронов. В связи с
изменением баллистики основного вооружения необходимые изменения были внесены в
вычислитель системы управления огнем; введен счетчик расхода боеприпасов,
работающий от датчика, учитывающего откаты пушки. По расчетным оценкам
дальность действительного огня при стрельбе с ходу для бронебойных боеприпасов
120-мм пушки составляет 1,9-2 км и 1,7-1,8 км для кумулятивных боеприпасов; при ведении огня с места дальность увеличивается соответственно до 2,6-2,8 и 2-2,2 км. Время подготовки первого выстрела при стрельбе с ходу составляет: наводчиком - 15, а
командиром - 17с. При ведении огня с места время уменьшается до 9-10 и 11-12 с
соответственно.
Помимо повышения огневой мощи при модернизации важное место
отводилось усилению бронезащиты. Усиление защиты привело к росту массы танка на
0,9 т, при этом защита лобовой проекции башни была доведена до 500-550 мм эквивалентной толщины стального бронелиста при попадании бронебойных снарядов и 650-700 мм - при попадании кумулятивных снарядов, бортов башни - до 430-470 мм и 550-600 мм, соответственно. Эффективность бронезащиты башни повышена за счет использования
наполнителя, содержащего обедненный уран. Выпуск танков с урановой броней начат
в 1988 г., эти танки обозначаются М1А1НА (НА - Heavy Armor - усиленная броня).
В основном такая броня предназначена против кумулятивных боевых частей ПТУР. К
настоящему времени бронепробиваемость современных 120..125-мм БПС достигла 600 мм и более, а БЧ ПТУР - 1200 мм. По этой причине при создании защиты от мощных кумулятивных
средств приходится использовать все технические новинки включая и способ с
использованием обедненного урана. В упрощенном варианте принцип действия такой
защиты заключается в следующем. При подрыве боеприпаса (1) образующаяся
кумулятивная струя (2) взаимодействует с блоком, состоящим из броневых деталей
(3, 4), между которыми размещен неметаллический наполнитель с установленными в
нем урановыми пластинами U1, U2, U3. Кумулятивная струя условно разделена на
элементы 1..7. Состояние (а) соответствует пробитию кумулятивной струей детали
(3) и началу взаимодействия ее элемента (1) с урановой пластиной U1, которое
происходит при скорости соударения порядка 7 км/с. При такой скорости в
элементе (1) возникают ударно-волновые процессы “взрывного” характера, приводящие
к дроблению этого элемента с разлетом в зоне наполнителя, диаметр которой
значительно превосходит диаметр кумулятивной струи. Состояние (б) отражает
факт, при котором благодаря “взрывному” разрушению элемента (1) его осколки
разлетелись и застряли в значительной зоне наполнителя, а элемент (2) подошел
ко второй урановой пластине U2. Состояние (в) соответствует “взрывному”
разрушению элемента (2) и далее картина повторяется. Спрашивается, какая же
роль урановых пластин? Благодаря высокой плотности (в 2,5 раза больше, чем у
стали) эти пластины при предельно малой толщине обеспечивают “взрывной"
характер разрушения элементов кумулятивной струи.
В рекламных проспектах на турбину AGT-1500 смело
утверждалось, что возможен ее запуск при температуре окружающего воздуха -
60°С. Может быть и возможен, но только не на танке “Абрамс”. Опыт эксплуатации
танков М1 отнюдь не в Антарктиде показал, что уже при - 32°С запуск ГТД
считается рискованным - если с первого раза турбина не запустилась, то на
второй уже не хватает емкости аккумуляторных батарей. Температура - 43°С
является критической - запуск возможен только при заряженных до номинала
батареях, предварительно хранившихся в теплом. Учитывая сложности запуска
турбины в холодную погоду, на М1А1 установлен вспомогательный энергоагрегат -
малогабаритный дизель-генератор, предназначенный для выработки электроэнергии
для подогрева батарей и питания электроаппаратуры танка при выключенной
основной турбине. Дизель устанавливался далеко не на все танки. Поскольку
изначально место в МТО не выделялось, энергоагрегат разместили в бронированном
ящике, который весьма коряво навешивается непосредственно на кормовой бронелист
корпуса.
Танк М1А1 оснащен новой фильтро-вентиляционной установкой с
автоматическим включением, которая создает избыточное давление в танке
(коллективная защита экипажа от ОМП) и обеспечивает подвод очищенного воздуха к
индивидуальным маскам членов экипажа, раннее “Абрамсы” имели только
индивидуальную систему защиты от ОМП. Система коллективной защиты работает только
при включенной турбине и всех закрытых люках танка. Система наддува внутреннего
объема танка включается не только при радиологическом или химическом заражении,
но и при стрельбе из спаренного с пушкой пулемета, в этом случае ФВУ удаляет из
боевого отделения пороховые газы.
Установка дополнительной бронезащиты, более тяжелой пушки и
новой ФВУ привело к увеличению массы танка на 2,6 т. В результате пришлось
усилить трансмиссию, бортовые передачи и ходовую часть, а также установить
более мощные приводы наведения орудия и разворота башни. В конструкцию
трансмиссии внесены изменения по результатам эксплуатации танков Ml. Увеличено
с 21 до 24МПа давление рабочей жидкости в гидроамортизаторах опорных катков.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|