Основные характеристики бронетанковой техники
Схема компоновки БМП Bradley выполнена с
расположением МТО впереди справа. Слева от него - место механика-водителя с
регулируемым сиденьем и люком в крыше. Откидывающаяся назад крышка люка на
марше фиксируется в открытом положении, но может быстро закрываться с помощью
продольной рукоятки. В средней части корпуса находится двухместная башня,
несколько смещенная к правому борту. В ней слева от орудия располагается
наводчик, справа - командир. Для обоих предусмотрены люки с откидывающимися
назад крышками. Крышка люка командира крепится на особой рамке и может
приподниматься вверх для обеспечения ему кругового обзора. Башня имеет
подвесной полик, а боевое отделение отгорожено от десантного перегородкой с проходом.
Схема размещения десанта из шести человек необычна: два стрелка в средней части
у левого борта (позади механика-водителя), двое - в задней части у правого
борта и двое - у кормовой аппарели. Соответственно размещены и стрелковые
установки в бортах и корме корпуса. Десантники располагаются на индивидуальных
амортизированных регулируемых по высоте и положению сиденьях с откидными
спинками. Быструю посадку и высадку пехотинцев обеспечивает откидная аппарель,
при этом задние сиденья откидываются вверх к центральной стойке. В обычных
условиях доступ в десантное отделение - через выполненную слева в аппарели
дверь. В крыше десантного отделения выполнен люк с откидывающейся назад крышкой
пирамидальной формы.
Боевая машина пехоты M2 Bradley имеет в башне установленный
комплекс вооружения, состоящий из автоматической пушки, пулемета и пусковой
установки ПТРК "Toy". 25-мм пушка М242 "Бушмастер"
разработки фирмы "Хьюз Хеликоптер" и "Мак Доннел Дуглас"
(проект "Чэйн Ган") имеет внешний цепной привод автоматики и двухленточное
питание, допускающее быстрый переход с одного типа выстрелов на другой.
Электродвигатель мощностью 1,5 л.с. приводит в движение роликовую цепь,
связанную с затворной рамой, с затвором и механизмом питания. Возможны три
режима огня - одиночными выстрелами и очередями с темпом стрельбы 100 или 200
выстр/мин, максимальная скорострельность-500 выстр/мин. Боекомплект составляют
900 унитарных выстрелов, из которых 300 (обычно 225 с осколочно-фугасными и 75
с бронебойными снарядами) снаряжены и уложены в башне, а 600 находятся в
боеукладке в корпусе. Бронебойный подкалиберный трассирующий снаряд с
отделяемым поддоном выстрела М791 при массе 137 г имеет начальную скорость 1335 м/с и на дистанции 1000 м пробивает гомогенную броню толщиной до 66 мм, а на дальности до 2500 м способен поразить бортовую броню советской БМП-1. Время полета на
1000 м-около 0,8 с. Позднее был принят выстрел М919 с большей
бронепробиваемостью снаряда. Осколочно-фугасный трассирующий снаряд выстрела
М792 имеет менее настильную траекторию, время полета на дальность 1000 м - около 1,2с.
По мнению разработчиков, бронирование М2 Bradley
обеспечивало на 90 - 95% защиту от обстрела, которому может подвергнуться БМП в
бою. При этом учитывалось стрелковое оружие и вооружение легких бронемашин
потенциального противника на тот момент - в частности, бортовая броня защищала Bradley
от пуль 14,5-мм советского пулемета КПВТ. На передних углах башни установлены
четырехствольные дымовые гранатометы, боекомплект которых размещен в коробках
на лобовых листах. Для постановки дымовой завесы может использоваться и впрыск
дизельного топлива в систему выхлопа двигателя.
В МТО установлен носком коленвала вперед дизельный
четырехтактный двигатель VTA-903T "Камминз" мощностью 500 л.с. Общая емкость топливных баков - 662 л. Впереди двигателя в едином блоке с ним смонтирована
гидромеханическая трансмиссия НМРТ-500-3, обеспечивающая три фиксированные
передачи вперед и одну назад. Гидростатическая передача используется здесь как
в дополнительном, так и в основном потоке мощности, что обеспечивает
бесступенчатое автоматическое изменение тягового усилия и радиуса поворота на
каждой передаче в зависимости от положения педали подачи топлива и изменения
сопротивления движению. В механическую часть трансмиссии входят пять
планетарных рядов, три фрикционные муфты (одна из них разъединяет двигатель и
трансмиссию при пуске в холодную погоду), пять тормозов, включая два
остановочных. Бортовые редукторы с цилиндрическими зубчатыми передачами
смонтированы в приливах нижнего лобового листа, подвод мощности к редукторам
осуществляется с помощью гидрообъемной передачи. Автоматическое переключение
передач производится электромеханогидравлической системой. Механизм поворота -
дифференциального типа. Механик-водитель использует U-образный штурвал, педали
с усилителями, а также ряд рычагов и переключателей, расположенных вблизи
штурвала. МТО отделено от места механика-водителя перегородкой, доступ сюда
обеспечивает большой люк в верхнем лобовом листе корпуса с откидывающейся назад
крышкой, под которой расположено большинство разъемных соединений. При
обслуживании двигателя и трансмиссии откинутый вперед волноотбойный щит
используется в качестве платформы.
Ходовая часть включает по шесть опорных катков и три
поддерживающих ролика на каждый борт. Обрезиненные спаренные опорные катки
диаметром 609 мм имеют алюминиевые диски и индивидуальную двухвальную
торсионную подвеску с торсионами в упругих трубах. Схема "труба -
торсион", характерная для ряда американских машин (М2/МЗ, БТР морской
пехоты LVTP-7, танк М1), дает высокую
энергоемкость упругих элементов при сравнительно небольших габаритах. Опорные
катки установлены двумя группами по три, смещенными к носу и корме машины. На
первом, втором, третьем и шестом катках установлены гидравлические
амортизаторы. Поддерживающие ролики также обрезинены, передний и задний-одинарные,
средний - спаренный. Ведущее колесо - переднего расположения. Металлическая
мелкозвенчатая гусеница цевочного зацепления с одним гребнем имеет
резинометаллические шарниры, внутреннюю обрезиненную беговую дорожку и съемные
резиновые подушки для движения по шоссе. Механизм натяжения гусениц -
гидравлический. Длина опорной поверхности - 3,91 м. Передняя и задняя ветви гусениц прикрыты крыльями. Сравнительно высокая-21,3 л.с./т - удельная мощность, небольшое удельное давление - 0,52 кг/см2 и большой ход опорных
катков обеспечивают БМП высокую проходимость и хорошие динамические качества.
Скорость движения по шоссе и местности, а также запас хода - 480 км - делают возможным ее тесное взаимодействие с танками М1 "Абрамс". Машина способна
преодолевать водные преграды вплавь со скоростью до 7,2 км/ч за счет перематывания гусениц.
БМП
Тактико-технические характеристики
Боевая масса, т
|
18,7 + 2%
|
Экипаж
|
3
|
Десант, чел.
|
7 (2 дополнительных места)
|
Двигатель
|
четырехтактный дизель УТД-29
|
Мощность, кВт (л. с.)
|
368 (500)
|
Трансмиссия
|
гидромеханическая, с гидрообъемным приводом механизма поворота
|
Максимальная скорость по шоссе/на плаву, км/ч
|
70/10
|
Средняя скорость по сухой грунтовой дороге, км/ч
|
52
|
Запас хода по шоссе, км
|
не менее 600
|
Вооружение
|
100-мм орудие - пусковая установка 2А70, 30-мм автоматическая
пушка 2А72, 7,62-мм пулемет ПКТ (3 шт.)
|
Практическая скорострельность из 100-мм орудия - пусковой
установки, выстр./мин.
|
10
|
Темп стрельбы 30-мм автоматической пушки, выстр./мин.
|
не менее 300
|
Прицельная дальность стрельбы:
|
|
100-мм орудия - пусковой установки (артиллерийский выстрел), м
|
4000
|
30-мм автоматической пушки, м
|
4000
|
Угол обстрела горизонтальный/вертикальный, град.
|
360/от - 6 до +60
|
Система управления огнем
|
автоматизированная, с дневным и ночным прицелами, лазерным
дальномером и баллистическим вычислителем
|
Боекомплект, шт.:
|
|
выстрелов к 100-мм орудию - пусковой установке
|
40 (22 из них в механизированной укладке)
|
патронов к 30-мм пушке
|
500
|
ПТУР
|
3
|
Боевая машина пехоты БМП-3 имеет корпус,
изготовленный из алюминиевого сплава. Стойкость к поражению малокалиберными
снарядами по отношению к БМП-1 увеличилась почти в
1,7 раза. Например, лобовая проекция выдерживала попадания 30-мм боеприпасов с
дистанции в 200 метров, а расположенный в передней части машины топливный бак
являлся дополнительной защитой от кумулятивных боеприпасов. 500-сильный дизельный
двигатель УТД-29 с углом развала блока цилиндров в 60 градусов разместили в
кормовой части БМП. Так как УТД-29 имеет малую высоту, то для выхода
десанта. размещаемого в средней части корпуса, используется специальный проход
над двигателем, верхние крыши этого прохода в открытом состоянии используются в
качестве дополнительной защиты по бокам при десантировании экипажа. С созданием
этой машины российские конструкторы вновь предложили всему миру, как и с БМП-1, новую компоновку для
боевых машин пехоты следующего поколения.
Получив обозначение, объект 688 (в простонародье “Чебурашка"),
новая БМП, была оснащена боевым модулем с 30-мм пушкой 2А42 и 2 ПУ ПТУР
9М 113 “Конкурс”. Для испытаний было изготовлено два образца, заводские номера
"602" и “603”. Однако к тому времени конструкторы под руководством
Шипунова, возглавлявшего Тульское конструкторское бюро приборостроения
предложили абсолютно новый и достаточно оригинальный комплекс вооружения 2К23
для новой машины. В состав комплекса входит 100-мм пушка - пусковая установка
2А70 и спаренные с ней 30-мм автоматическая пушка 2А72 и 7,62-мм пулемет ПКТ. В
боекомплект пушки помимо осколочно-фугасных снарядов входят противотанковые
управляемые по лучу лазера ракеты 9М117 “Бастион”.
Несмотря на значительное увеличение броневой защиты БМП-3
по отношению к предыдущим образцам, опыт использования подобных машин в
последних вооруженных конфликтах показал явную недостаточность защиты экипажей
в первую очередь от кумулятивных средств поражения. Тактика использования БМП-3
рассчитана на общевойсковые виды боя, где дистанции между противоборствующими
оборонами достигают 1-1,5 тыс. метров. Однако применение легкобронированной
техники (БТР, БМП) в условиях города без
должного прикрытия, когда процент поражаемости был очень высок и не только от
применения КС, но и крупнокалиберного стрелкового оружия, подтолкнуло наших
специалистов вплотную обратить внимание на повышение уровня защищенности легкой
боевой техники.
В БМП-3 и ее модификациях реализованы современные
технические решения, что позволяет считать ее универсальной боевой машиной для
войсковых подразделений различного назначения. Машина оснащена блоком
вооружения: 100-мм орудием - пусковой установкой для стрельбы управляемыми и
неуправляемыми боеприпасами, 30-мм автоматической пушкой с различными типами
снарядов, 7,62-мм пулеметами, что придало высокую огневую мощь, возможность
эффективного решения большого количества огневых задач при выборе оптимального
вида оружия в бою. Оптимальная конструкция ходовой части обеспечивает высокие
средние скорости движения, в том числе по пересеченной местности, высокую проходимость
по грунтам с низкой несущей способностью и снежному покрову высотой до 1 м и маневренность машины на воде при волнении.
Кормовое расположение моторно-трансмиссионного отделения
позволило значительно увеличить плотность огня десантников в переднем секторе
машины и повысить уровень броневой защиты при сохранении оптимальных параметров
движения машины на плаву. Высокий уровень мобильности обусловлен возможностью
перевозки БМП-3 железнодорожным и морским транспортом, транспортными
самолетами, десантными кораблями с возможностью погрузки (выгрузки) машин с
воды (на воду) своим ходом при волнении.
M1 "АБРАМС"
М. Никольский, М. Растопшин (Техника и вооружение №3 за 2000
год)
История создания самого современного американского танка Ml
“Абрамс" восходит в концу 50-х годов, когда на фирме Пасифик Кар
Корпорейшн было разработано экспериментальное гусеничное шасси. Предполагалось,
что шасси послужит основой для дизельного 30-тонного среднего танка Т95,
вооруженного 105-мм пушкой во вращающейся башне, и 175-мм самоходной
артиллерийской установки Ml 07. Опытный танк был изготовлен в 1956 г., в 1957 г. на него установили башню от танка М48 с 90-мм орудием, в 1959 - более совершенную
105-мм башню от М60. В начале 60-х годов “экспериментаторы" добрались до
моторно-силовой установки - 700-сильный дизель сменила газовая турбина. Танк
подготовили к монтажу очередной башни, на сей раз с опытным орудием калибра 152 мм, однако стало очевидно, что базовая конструкция на рассчитана на столь радикальное
нововведение, вызвавшее значительное превышение массы машины по сравнению с
первоначальными тридцатью тоннами.
Новый импульс параллельной М60 танковой программе придал в 1963 г. министр обороны Роберт Макнамара - большой сторонник разного рода “единых" программ,
самой известной из которых стала авантюра с разработкой общего для ВВС и ВМС
США истребителя F-111. Будущий основной боевой танк МВТ-70 (Main Battle Tank -
основной боевой танк 70-х годов) предназначался для оснащения армий США и ФРГ.
Строго говоря, общий НАТОвский танк - изобретение отнюдь не Макнамары: в 1956 г. Франция, Германия и Италия приняли программу создания единой боевой машины. Как и следовало
ожидать, из-за различных тактических требований к танку, политических и
экономических разногласий, каждая страна пошла своим путем: немцы сделали
“Леопард-1”, французы - АМХ-30, а итальянцы просто купили в США пару сотен
М60А1. Пессимисты-реалисты по обе стороны океана предсказывали подобную судьбу
детищу Макнамары, однако к ним не прислушались.
В МВТ-70 конструкторы внедрили массу технических новинок:
гидропневматическую подвеску, уникальную систему управления огнем, мощное
бронирование. Как следствие - стоимость серийного экземпляра (в случае
развертывания массового производства) крутилась в районе 1 млн. долл. Более
наглядно дороговизну танка показывает сравнение его цены с ценой массовых
послевоенных американских танков, приведенной к “общему знаменателю" -
курсу доллара в 1945 г.: МВТ-70 - 475 000 долл., М60А1 - 154 000, М26 - 109000.
МВТ-70 вышел на испытания в очень неподходящее время; конец 60-х
годов из-за войны во Вьетнаме ознаменовался в США резкими антивоенными
настроениями: под давлением общественности Конгресс пересмотрел ряд программ
разработки новой техники в сторону сокращения из-за их дороговизны. МВТ-70
посчитали слишком дорогим и сложным. кроме того, эпоха Макнамары окончилась, и
многие его начинания были преданы анафеме. Разбор судьбы МВТ-70, весьма
неординарной машины, выходит за рамки данной статьи, однако уместно заметить,
что дороговизна этого танка - аргумент весьма относительный - ХМ-803, преемник
МВТ-70, в ценах 1945 г. тоже получался не дешевым - 309 000 долл. А венец
эпопеи “основного боевого танка 70-х годов" - Ml “Абрамс”, который
задумывался как упрощенный вариант ХМ-803, по своей стоимости далеко
“переплюнул" своих прародителей.
В 1970 г. пути немецких и американских танкостроителей
разошлись. Немцы стали делать новую машину, из которой вырос “Леопард-2”, а американцы, после некоторых колебаний, все-таки решили продолжить развитие проекта МВТ-70.
Переработанный проект получил обозначение ХМ-803. “Обновление" заключалось
в упрощении конструкции с целью снижения стоимости и технического риска, но
конструкторы и военные так и не смогли достигнуть компромисса по финансовым
вопросам с Конгрессом: администрация Никсона “зарубила" программу в
декабре 1971 г. В качестве “утешительного приза" военно-промышленному
комплексу США предписали начать разработку перспективного танка 80-х годов -
будущего “Абрамса”. Впервые в истории США разработка машина велась на
конкурсной основе фирмами Крайслер и Дженерал Моторс.
Разработка технического задания на танк 80-х годов ХМ1
началась в январе 1972 г. Первоначльные прикидки ТЗ рисовали будущую машину
совершенно непохожей на то, что получилось в конечном итоге. Танк должен был по
комплексу боевых свойств превзойти М60АЗ, но при этом не выйти за 40-тонное
ограничение по массе; ограничение по массе в 40 т появилось из-за желания
установить на машину существующий 1000-сильный двигатель и сохранить высокую
удельную мощность. Защищенность - на уровне ХМ-803, но система управления огнем
- гораздо проще (экономия, однако; по этой же причине пришлось отказаться и от
гидропневматической трансмиссии).
Все американские танки страдали общей болезнью - высокий
силуэт, облегчающий их обнаружение и поражение, ХМ1 предстояло переломить эту
традицию. За ориентир взяли высоту шведского танка STRV-103, но безбашенный
вариант не подходил по причине ограниченных углов обстрела орудия. В качестве
компромисса вырисовывалась машина с “бункером" МТО в кормовой части
корпуса и башней, имеющей ограниченные углы обстрела (+/-95 или 120° от оси,
развернуть пушку назад мешал “бункер”). Дискуссию вызвал калибр орудия -
предлагались разнообразные пушки: калибром 105 или 110 мм, 152 мм. Окончательное решение по калибру и типу орудия (нарезное /гладкоствольное) эксперты
отложили на потом, а в техническом задании на прототип ХМ1 оговорили
необходимость установки 105-мм пушки М68. Вспомогательное вооружение -
спаренная с основным орудием 25 - или 30-мм автоматическая пушка “Бушмастер”,
предназначенная для поражения лег-кобронированных целей и вертолетов. Экипаж
танка - три человека. Доктор Джон С. Фостер, отвечавший за разработку ТЗ в
министерстве обороны характеризовал перспективный танк следующим образом: ”его
подвижность эквивалентна подвижности танка ХМ-803, к которому он должен быть
конструктивно близок, но система управления огнем - значительно более простая.
Основные усилия при проектировании следует направить на достижение простоты
конструкции, снижение себестоимости, увеличение надежности и улучшение
ремонтопригодности." Работа над составлением ТЗ заняла шесть месяцев. При
разработке задания рассматривался как вариант отказ от ХМ1 вообще, в пользу
дальнейшего развития М60.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|