рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Место, роль и функции структур МЧС в системе органов управления рефераты

организация и проведение аттестации территориальных аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке, координация деятельности ведомственных и объектовых аттестационных комиссий;

организация работы по созданию резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в СФ.

участие в разработке и реализации федеральных и республиканских целевых и научно- технических программ;

организация   разработки   территориальных   программ   по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, повышению устойчивости функционирования объектов экономики.

Основные функции МЧС СФ


МЧС СФ в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:

организует и контролирует выполнение мероприятий в области гражданской обороны;

организует работу по созданию, размещению, подготовке и оснащению сил гражданской обороны, республиканской территориальной подсистемы РСЧС, в том числе сил постоянной готовности;

организует взаимодействие органов  исполнительной власти СФ, органов местного самоуправления и координирует их деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

разрабатывает и вносит на рассмотрение Начальника гражданской обороны СФ проекты Плана гражданской обороны и Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, готовит предложения в региональный План взаимодействия субъектов Российской Федерации по предупреждению чрезвычайных ситуаций, снижению ущерба и потерь в случае их возникновения;

организует работу сети наблюдения и лабораторного контроля республиканской территориальной подсистемы РСЧС в интересах гражданской обороны, а также по прогнозированию чрезвычайных ситуаций и районированию территорий по наличию объектов повышенного риска (потенциально опасных объектов) и угрозы возникновения стихийных бедствий;

организует ведение радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки силами и средствами гражданской обороны и осуществляет контроль за готовностью к выполнению задач по ведению разведки ведомственными службами наблюдения и лабораторного контроля;

организует работу по привлечению в установленном порядке к мероприятиям по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций общественных объединений и трудоспособного населения при их соответствующей подготовке и аттестации;

организует и обеспечивает контроль за заключением и выполнением предприятиями и организациями независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности договоров (контрактов) по выполнению ими мероприятий гражданской обороны в военное время;

обеспечивает контроль выполнения государственного оборонного заказа (в части мероприятий гражданской обороны) предприятиями, организациями и учреждениями СФ;

участвует в разработке и организует реализацию на территории республики федеральных целевых и научно-технических программ по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

организует разработку и реализацию территориальных программ по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, повышения устойчивости функционирования объектов экономики в мирное и военное время;

осуществляет контроль за выполнением норм проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, накоплением я поддержанием в готовности защитных сооружений, средств индивидуальной защиты, техники и специального имущества, проведением мероприятий по светомаскировке:

организует  функционирование  и  организационно-техническое обеспечение деятельности учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям:

организует и контролирует осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности сил и средств республиканской территориальной подсистемы РСЧС к действиям при их возникновении, а также по обеспечению надежности работы объектов повышенного риска (потенциально опасных объектов) в условиях чрезвычайных ситуаций;

организует разработку и представляет в установленном порядке в Правительство СФ проекты нормативных правовых актов и решении по вопроса м защиты населения и Территории от чрезвычайных ситуаций и другим вопросам в пределах своей компетенции;

организует сбор, обобщение и анализ информации об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствиях;

осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности республиканской комиссии по чрезвычайным ситуациям;

обеспечивает боевую и мобилизационную готовность органов повседневного управления республиканской территориальной подсистемы РСЧС;

обеспечивает защиту информации, в том числе и составляющей государственную тайну, в подчиненных МЧС СФ подразделениях в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

осуществляет в установленном порядке руководство ликвидацией чрезвычайных ситуаций на территории СФ, в том числе на внутренних водах;

организует создание н функционирование территориальной системы оповещения, руководит информационно-управляющим центром МЧС СФ;

осуществляет в установленном порядке информирование населения о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемах и способах защиты от них;

осуществляет методическое руководство работами по повышению устойчивости функционирования объектов экономики в условиях чрезвычайных ситуаций;

организует работу по созданию сохранению и подготовке к использованию страхового фонда документации на объектах повышенного риска (потенциально опасных объектах);

организует работу по созданию и использованию резерва финансовых и материальных ресурсов .для ликвидации чрезвычайных ситуаций в СФ;

организует подготовку населения, должностных, лип органов управления, сил и средств республиканской территориальной подсистемы РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях;

осуществляет   совместно   с   заинтересованными   органами исполнительной власти государственный надзор за выполнением мероприятии по предупреждению чрезвычайных ситуации и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям при их возникновении;

организует и проводит аттестацию территориальных аварийно-спасательных формировании, спасателей и образовательных, учреждении по их подготовке, координирует и контролирует деятельность ведомственных и объектовых аттестационных комиссий;

осуществляет связь с общественностью и средствами массовой информации по вопросам своей компетенции.                  


Основные перспективы развития.


Важнейшую роль в процессе управления всеми видами деятельности играет система информации, а также автоматизация этих процессов. В настоящее время в РСЧС создана и совершенствуется автоматизированная информационно-управляющая система (АИУС).

Как бы не велика была роль системы управления в эффективном функционировании РСЧС, решающее значение для успеха дела имеют силы - те специалисты и формирования, которые непосредственно выполняют конкретные практические задачи. В настоящее время силы РСЧС представляют собой сложный конгломерат формирований различного статуса, назначений, принадлежности и возможностей. В этой связи ближайшая задача - упорядочить их пока нестройные ряды, определить их оптимальный состав по предназначению и количеству, понять профессиональный уровень, оснастить необходимыми техническими средствами и имуществом, обеспечить высокую управляемость и эффективность действий.

Гражданские формирования гражданской обороны, организуемые на нештатной основе на базе различных производственно-хозяйственных структур, показали свою недееспособность. Основная  причина этого - незаинтересованность людей участвовать в этих формированиях, а предприятий - организовывать их. К тому же в условиях нового хозяйственного механизма и негосударственных форм собственности прежний административно-принудительный способ их формирования не срабатывает.

Однако отказываться от этого вида сил, привлекающего в ряды функционеров РСЧС значительное число граждан, преждевременно. Поэтому законодательно подтверждена их необходимость.    

Основной мерой по повышению дееспособности гражданских формирований ГО следует считать дальнейшее внедрение стимулов и льгот для бойцов формирований и предприятий, выделяющих людей в территориальные формирования. Это должно сопровождаться законодательными мерами по уточнению прав и обязанностей бойцов, командно-начальствующего состава формирований и руководства организаций, учреждений и предприятий любых форм собственности.

Важной составляющей частью сил РСЧС являются войска ГО.  В интересах РСЧС используются некоторые части и подразделения инженерных и химических войск, специально предназначенные для решения задач мирного времени. В гарнизонах, где располагаются воинские части и подразделения должны быть разработаны качественные планы взаимодействия этих сил с силами Гражданской обороны на данной территории. И это забота не в малой степени и органов управления ГО.

Важнейшим элементом сил РСЧС, осуществляющих аварийно-спасательные и другие неотложные работы в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций являются профессиональные противопожарные части, а также аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования министерств и ведомств, организаций и предприятий. Они имеют различную принадлежность и нацелены в соответствии со своим назначением на решение соответствующих профессиональных задач.

Идущие в стране процессы сказались на состоянии профессиональных аварийно-спасательных формирований. Примат сиюминутной экономической целесообразности приводит к значительному сокращению численности и снижению объемов закупок необходимого оборудования и снаряжения. Штаты многих формирований укомплектованы не полностью. Ослаблено внимание к подготовке и переподготовке разведчиков-первопроходцев (“сталкеров”), обеспечению готовности формирований.

Актуальными остаются проблемы обработки порядка взаимодействия формирований, их технического оснащения и совершенствования квалификационных требований, разработка межотраслевых программ их подготовки.

В настоящее время значительным является факт создания в каждой республике, крае и области мобильного аварийно-спасательного отряда, являющихся основными оперативно-тактическими звеньями РСЧС. Эти отряды напрямую подчиняются органам управления соответствующих администраций, то есть являются территориальными формированиями, имеющими высокую готовность. Подразделения отряда должны быть штатными, формироваться специалистами-профессионалами, нести круглосуточное дежурство. Они должны быть подготовлены  к ведению всех видов работ при возможных ЧС, обучены и оснащены по последнему слову науки и техники. Исходя из региональной и технологической специфики, они также могут быть в определенной степени специализированы.

Как известно, при переходе страны на путь устойчивого и стабильного социально-экономического развития весьма важное значение приобретает выработка правильной стратегии целенаправленного управления техногенными, природными и экологическими  рисками и их снижения до приемлемых научно обоснованных уровней.

В настоящее время делаются лишь первые шаги в разработке такой стратегии, формулируются ее концептуальные основы (задачи и принципы государственной стратегии снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций).

Функциональные задачи по управлению рисками, реализуемые на территориальном и местном уровнях в субъектах РФ, сводятся к::

- анализу и комплексной оценке рисков, построению карт полей потенциальных опасностей и риска для территорий республик, краев, областей и регионов;

- разработке и реализации системы мер и действий по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и смягчению их последствий;

- адекватному реагированию на возникновение опасностей, выработке и принятию научно обоснованных и оправданных с социально-экономической точки зрения решений по управлению техногенными, природными и экологическими рисками.

Функциональные задачи, решаемые на объектовом уровне управления рисками, связаны с анализом и оценкой уровней риска на определенных объектах, а также предупреждением и ликвидацией последствий аварий, катастроф, опасных природных явлений, экологических бедствий и т.п.

На этой иерархической ступени управления при анализе и оценке техногенного риска определяются вероятности возникновения и развития аварий и катастроф, условия формирования поражающих факторов, а также математическое ожидание ущерба (гибели людей, разрушений, материальных потерь и т.д.), обусловленного воздействием поражающих факторов.

Анализ и оценка природного риска предусматривает расчет вероятностей возникновения и развития опасных природных явлений и стихийных бедствий, а также математического ожидания возникающего при них непосредственного ущерба.

В число функциональных задач для рассматриваемого уровня управления также входит разработка и реализация адекватных мер по снижению рисков и уменьшению ущерба.

Важным средством повышения эффективности всей системы управления является рост уровня подготовки руководящих работников, специалистов РСЧС,  личного состава аварийно-спасательных формирований и качественное обучение населения.

В составе РСЧС создана и продолжает развиваться система подготовки граждан страны к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Поскольку в эту систему входят элементы различной ведомственной и территориальной принадлежности, для нее весьма актуальна проблема организационного и методического единства. Важную роль в обеспечении такого единства играет аттестационная комиссия.

В результате мы должны добиться, чтобы каждая из трех категорий граждан - население, не занятое в сфере производства и обеспечения, должностные лица, по мере необходимости участвующие в решении задач РСЧС в своей сфере, и, наконец, специалисты РСЧС - прошли полный, соответствующий каждой категории, цикл подготовки.













З А К Л Ю Ч Е Н И Е


Проблема предотвращения возникновения  катастроф,  смягчения их последствий и ликвидации весьма актуальна сегодня не только для России, но и для всего человечества.  Это  обусловлено  ежегодным увеличением количества, масштабов катастроф, ростом людских и материальных потерь, которое  несет  человечество,  что  сдерживает развитие цивилизации, а в некоторых случаях ставит под угрозу существование человечества.

Поэтому современное понимание  безопасности  граждан  значительно расширилось и включает надежное представление  необходимых им условий для жизни, развития и самовыражения, гарантий гражданских прав и социальной защищенности.

Как показывает анализ, обеспечение безопасности в  ЧС  может быть осуществлено разными путями. Наиболее эффективный из  них - снижение вероятности возникновения, уменьшение возможных  масштабов и тяжести последствий аварий, природных и  природно-техногенных катастроф путем воздействия на потенциальные источники  опасности.

Оградить население от  поражения  при  авариях,  катастрофах можно не только влияя на источники опасности, но и  путем  рационального размещения потенциально-опасных и  иных  производств,  а также путем четкой планировки и застройки городов и других  населенных пунктов.

На определенном уровне управления усилиями человека,  общины, государства, мирового сообщества можно  предотвратить  возникающие катастрофы или смягчить их  последствия,  осуществить  ликвидацию последних. В этом направлении проделана значительная работа как в России, так и в странах мирового сообщества, создано  необходимое правовое поле в этой области.

Мы должны быть уверены в том, что дальнейший  научный  поиск поможет человечеству найти способ решить глобальные проблемы, несущие угрозу его существованию, что управление рисками  катастроф будет постоянно совершенствоваться.















Список использованной литературы


1. "Гражданская оборона" В. Г. Атаманюк, Л. Г. Ширшев, Н. И. Акимов,
Москва, "Высшая школа", 1986
2. Постановление Совета министров РСФСР от 27 декабря 1990г "Об
образовании Российского корпуса спасателей на правах государственного
комитета РСФСР, а также формировании единой государственно-
общественной системы прогнозирования, предотвращения и ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций".
3. Указ Президента РСФСР Б. Н. Ельцина № 221 "О создании
Государственного комитета по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте
РСФСР (ГКЧС РСФСР)", председателем которого был назначен С. К.
Шойгу.
4. Постановление Правительства Российской Федерации № 154 от 13 марта
1992г " О создании Центрального аэромобильного спасательного отряда
(ЦАМО) с базированием его на аэроузле "Раменское" (г. Жуковский
Московской области)".
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 1992 г.
№ 528 "О совершенствовании деятельности туристских и альпинистских
спасательных служб, пунктов и центров".
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 февраля 1993 г.
№ 307 "О создании межведомственной противопаводковой комиссии"
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 1993 г.
№ 26 "О создании национальной комиссии Российской Федерации по
проведению Международного десятилетия ООН по уменьшению опасности
стихийных бедствий".
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 июля 1993 г. №
636 "О создании межведомственной морской координационной комиссии по
предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на море и водных
бассейнах России при ГКЧС России".
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 июля 1993 г. №
643 "О создании межведомственной комиссии Российской Федерации по
борьбе с лесными пожарами".
10. Указ Президента Российской Федерации № 66 от 10 января 1994 г "О
структуре федеральных органов исполнительной власти"
11. Закон Правительства РФ 21 декабря 1994 г "О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера"
12. Федеральный закон Российской Федерации от 14 июля 1995 г "Об аварийно-
спасательных службах и статусе спасателей"
13. Постановление Правительства Российской Федерации № 1085 от 2 ноября
1995 г "О федеральной целевой программе "Создание единой
государственной автоматизированной системы контроля радиационной
обстановки (ЕГАСКРО) на территории Российской Федерации".
14. Проект Федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение
последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
в Российской Федерации до 2005 года".
15. Web-сервер МЧС: http://www.emercom.gov.ru



Страницы: 1, 2, 3